Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (82) June, 2023

Theory of architecture

Zhukov Alexander A.

Doctoral student, Department of Architectural and Environmental Design.
Research supervisor: Professor N.A. Morgun, PhD. (Architecture)
Academy of Architecture and Arts,
Southern Federal University,

Russia, Rostov-on-Don, e-mail: zhukov.a.ru@yandex.ru

Morgun Nikolai A.

PhD. (Architecture), Professor.
Head of the Department of Architectural and Environmental Design.
Academy of Architecture and Arts,
Southern Federal University,

Russia, Rostov-on-Don, e-mail: namorgun@sfedu.ru

Modern university architecture of Asia

УДК: 725.727
DOI: 10.47055/19904126_2023_2(82)_4

Abstract

The article discusses some aspects of modern university construction in the Asian region (China, Japan, Singapore, Vietnam, United Arab Emirates) in the period 2010-2021. The facilities are considered at space-planning, architectural-artistic and urban planning levels. Some modern tendencies in Asian university architecture are outlined.

Keywords: university architecture, Asian architecture, campus

Введение

Активное экономическое развитие Азиатского региона создает колоссальную потребность в высококвалифицированных кадрах, развитии науки и инноваций, которую невозможно удовлетворить без создания современных университетских зданий и кампусов. В последнее десятилетие в странах Азии создано много университетских объектов различного масштаба – от реконструкции отдельных объектов до строительства мегакампусов (научно-образовательных кластеров). Для реализации этих проектов привлекаются известные азиатские и европейские архитекторы, что в сумме с большим объемом строительства за относительно короткий срок (10–15 лет) делает интересным изучение этого опыта и дает возможность выявить отдельные актуальные тенденции развития азиатской университетской архитектуры.

Объектом исследования являются университетские кампусы в Азиатском регионе, предметом – градостроительные, объемно-планировочные и архитектурно-художественные аспекты университетской архитектуры Азии. Целью исследования ставилось выявление некоторых современных тенденций в азиатской университетской архитектуре, что достигнуто посредством анализа объектов, возведенных в Азиатском регионе в 2010–2021 гг., на градостроительном, объемно-планировочном и архитектурно-художественном уровнях.

Изученность темы

Некоторые аспекты университетской архитектуры азиатских стран рассматривались российскими авторами: И.В. Диановой-Клоковой, Д.А. Метаньевым (инновационные центры Китая [1]), Е.А. Ягофаровой (анализ среды университетских комплексов Китая [2]), В.К. Лицкевич (архитектура общежитий Университета Центральной Азии [3]) и др., но современная университетская архитектура Азиатского региона в целом рассмотрена не была, что обусловливает научную новизну настоящего исследования.

Градостроительный уровень

Азиатское университетское строительство имеет различные масштабы – от единичных объектов, встроенных в сложившуюся среду, до крупных научно-образовательных кластеров, и зависит от конкретной градостроительной ситуации и потребностей заказчика (университета).

Показательным примером деликатного отношения к исторической застройке является реконструкция конференц-зала Сянхун университета Фудань в Китае (2017, студия TJAD) (рис.1), расположенного в заповедной зоне и принявшего за время своего существования множество научных и политических конференций с участием глав различных государств [7]. Здание в стилистике традиционной китайской архитектуры давно перестало отвечать современным требованиям к зрительным залам. Реконструкция заключается в пристройке к историческому зданию нового зрительного зала. Объем зала деликатно встроен в структуру кампуса и частично заглублен ниже уровня земли во избежание нарушения масштаба окружающей застройки и визуального подавления исторического здания. После реконструкции старый зал используется как вестибюль и выставочное пространство. Объем нового зала выполнен в сдержанной современной стилистике без неестественной стилизации под историзм.

Пример локального комплексного освоения территории – кампус Чжецзянского университета (2017, проектный институт Чжэцзянском университета) (рис. 2) в составе научного парка озера Цзюаньху (Шанхай) [8]. Кампус, сформированный вокруг озера и с внешней стороны ограниченный реками и городскими магистралями, включает полный набор учебных, научных, жилых, спортивных и культурно-досуговых зданий.

Рис. 1. Конференц-зал Сянхуй университета Фудань.
Источник: https://www.archdaily.com/923229/restoration-and-extension-of-xianghui-hall-fudan-university-tjad-original-design-studio?ad_source=search&ad_medium=projects_tab 

Кампус выстроен в классической стилистике, подражающей архитектуре британских колледжей-пансионов. Симметричные композиции основных зданий с отделкой фасадов, построенной на контрасте красного кирпича и светлых оштукатуренных профилей, поддерживают симметричное планировочное решение всей территории кампуса, спланированной относительно центральной оси, которая проходит через озеро и подчеркнута мостом через него.

Рис. 2. Международный кампус Чжэцзянского университета.
Источник: https://archi.ru/world/87985/globalnost-arkhitektury-i-obrazovaniya 

Примером крупного научно-образовательного комплекса по масштабу сопоставимого с небольшим городом служит мегакампус Гуанчжоу (Guangzhou Knowledge City (GKC), 2021, арх. Хай Пин Тео, бюро DPA) (рис. 3), расположенный на северо-востоке г. Гуанчжоу [9].

Мегакампус спланирован в соответствии с концепцией "сад у озера". Вокруг городского озера сформирован зеленый пояс шириной 80 м, действующий как зеленый буфер и место для отдыха и досуга, свободное от автомобильного движения. Вокруг ядра сформированы пять тематических районов: остров знаний, центр коммуникаций, форум, центр инноваций продуктов и центр здоровья. Также предусмотрено разделение территории города по принципу отраслевых научно-производственных кластеров.

Рис. 3. Мегакампус Гуанчжоу. Вид на центральную часть.
Источник: https://www.dpa.com.sg/projects/sino-singapore-guangzhou-knowledge-city-re-masterplan/ 

Объемно-планировочный уровень

Объемно-планировочные решения формируются на основе ряда требований, главными из которых в условиях цифровизации общества и высшего образования являются их интерактивность и адаптивность, а также создание условий для живого общения людей между собой и с природой. Эти требования учитываются в азиатской архитектурной практике.

Так, в Сингапурском университете технологий и дизайна (2015, Бюро UNStuido) (рис. 4) реализована концепция адаптируемых пространств, связанных по горизонтали и вертикали, что способствует педагогической гибкости комплекса и создает задел для будущего использования. Распределенные факультеты связываются между собой через четыре коммуникационных ядра, что позволяет объединять классы, лаборатории, залы с общественно-коммуникационными пространствами для создания больших и малых кластеров внутри комплекса и обеспечения междисциплинарного взаимодействия. Озелененные крыши и дворики создают условия, способствующие живому общению людей [4].

Еще одной тенденцией последних лет стал учет при проектировании требований к экологичности и энергоэффективности зданий. Комплекс Сингапурского университета технологий и дизайна спроектирован с учетом ориентации преобладающих ветров, принципов естественной вентиляции, что в совокупности с солнцезащитными жалюзи на фасадах и зелеными кровлями позволяет противостоять условиям тропического климата Сингапура, снизив при этом расход энергоресурсов.

Рис. 4. Сингапурский университет технологий и дизайна.
Источник: https://www.unstudio.com/en/page/12103
 

Примером экологичности и энергоэффективности архитектурных решений также является административное здание (2017, арх. Во Тронг Нгиа) университета FTP в Ханое (Вьетнам) (рис. 5), построенное в рамках первого этапа преобразования кампуса в инновационный образовательный центр.

Динамичная композиция фасада построена на метрическом чередовании глухих простенков и лоджий, в каждой из которых высажено дерево. Планировка здания предусматривает хорошее естественное освещение, что позволяет минимизировать потребление электроэнергии и сделать здание устойчивым к постоянным блэкаутам, характерным для этого района. Озелененные лоджии предотвращают перегрев здания и защищают от зноя [5].

В основу проекта положена идея воссоздания связи человека с природой, ослабевающей в условиях активной урбанизации. Озеленение лоджий и кровли создает связь с окружающим ландшафтом и благоприятно влияет на психологический комфорт людей.

Рис. 5. Административное здание университета FTP.
Источник: https://www.admagazine.ru/architecture/zelenyj-kampus-universiteta-v-hanoe 

Создание благоприятных пространств для комфортного пребывания и взаимодействия людей прослеживается и в других азиатских проектах. Все чаще для университетских объектов применяются выразительные композиционные решения, выделяющие здания на фоне монотонной застройки. Так, здание Технологического университета в Сингапуре (2015, арх. Томас Хизервик, CPG consultans) (рис. 6) имеет оригинальную композицию: здание состоит из двенадцати круглых башен, сужающихся к основанию и образующих внутри атриум, в котором размещаются галереи-террасы, соединяющие башни между собой.

Рис. 6. Здание Технологического университета в Сингапуре.
Источник: https://www.admagazine.ru/architecture/universitet-v-singapure-po-proektu-tomasa-hizervika 

Такое объемно-планировочное решение способствует переплетению учебных и рекреационных пространств, создавая благоприятную среду для взаимодействия студентов и преподавателей. Практика возведения подобных сооружений демонстрирует осознание архитекторами важности наличия социальных пространств для межличностного взаимодействия [6].

Архитектурно-художественный уровень

Для работы над проектами в результате конкурсов и прямых заказов привлекаются европейские архитекторы, привносящие в азиатские проекты черты европейской архитектуры. Кроме этого, азиатские архитекторы часто подражают мировой архитектурной моде, чтобы не отставать от трендов и привлечь в университеты иностранных студентов и ученых, а также продемонстрировать современность отечественной науки и образования. Ярким примером может послужить кампус Чжэцзянского университета в Китае, архитектура которого игнорирует национальные традиции и подражает архитектуре британских колледжей-пансионов (рис. 2).

В архитектуре проявляются и личные почерки отдельных архитекторов. Так, здание университета UniversityofTokyo'sHongoCampus в Токио (2015, арх. Кенго Кума) (рис. 7) облицовано тонкими дощечками из кедра, собранными в группы от пяти до десяти, а затем выложенными в шахматном порядке [10]. Созданная таким образом сложная многослойная поверхность фасада позволяет визуально абстрагироваться от брутального вида железобетонного здания, сделав его «мягче» и «теплее». В некоторых местах между рядами дощечек проглядываются горизонтальные щелевидные окна. Использование подобных деревянных структур является особенностью творчества автора проекта.

Рис. 7. Кампус Хонго Токийского университета.
Источник: https://www.admagazine.ru/architecture/universitet-v-tokio-ot-kengo-kumy 

Результатом архитектурной глобализации становится размытие или полный отказ от традиционных национальных мотивов, что отрицательно сказывается на местной архитектуре. В противовес этому вводятся законодательные ограничения, как это было сделано в градостроительном плане Абу-Даби, где основным условием при застройке города стало применение традиционных мотивов, таких как исламские геометрические орнаменты, элементы древней арабской архитектуры, песочные цветовые гаммы и т. д. [12].

Удачным примером синтеза современной и традиционной архитектуры стало здание кампуса Института Masdar (2010, арх. Норман Фостер, Foster + Partners) (рис. 8), построенное в современных формах, но, тем не менее, отражающее черты национальной архитектуры ОАЭ [11]. Окна защищены солнцезащитными решетками, выполненными по мотивам трациционных арабских резных каменных ставней – машрабий с современной интерпретацией трациционных исламских узоров и сделанных из современных технологичных и экологичных материалов. Для окраски решеток использован натуральный пигмент в виде местного песка. Таким образом в проекте отражена национальная аутентичность. Общественные зоны внутри зданий охлаждаются посредством ветровых башен, конструкция которых также восходит к арабской архитектуре прошлых веков, а прохладу на улицах удерживают зеленые насаждения и искусственные водоемы.

Рис. 8. Кампуса Института Masdar.
Источник: http://www.archiseasons.ru/detail/kampus-instituta-masdar-foster-partners/
 

Выводы

Рассмотренные примеры позволяют сделать следующие выводы относительно тенденций в современной университетской архитектуре Азии:

1. Современное азиатское университетское строительство представлено объектами различного градостроительного масштаба: точечная реконструкция зданий в исторической среде; строительство отдельных университетских зданий; строительство локальных университетских кампусов с полным набором учебно-научных, культурно-спортивных, социально-бытовых и жилых объектов; создание крупных градостроительных образований из групп научно-производственных кластеров (так называемые «мегакампусы»), объединенных единой градостроительной концепцией. Азиатская практика демонстрирует интерес к возведению крупных научно-образовательных кампусов и кластеров, часто смежно с производственными районами, что вызвано интенсивным развитием экономики региона – созданием наукоемких производств с возрастающей потребностью в квалифицированных кадрах.

2. Объемно-планировочные решения азиатских университетских кампусов формируются как ответ на острые проблемы, стоящие перед современным обществом в целом и перед образованием и наукой в частности. Они реагируют на экологические и климатические проблемы (создание энергоэффективных объемно-планировочных решений, снижающих расход энергоресурсов за счет использования естественного освещения и вентиляции, а также применения солнцезащитных устройств), технологические (создание интерактивных и адаптивных объемно-планировочных решений, позволяющих оперативно реагировать на изменение технологий и потребностей современных образовательных и научных процессов) и социально-психологические проблемы современного мира (создание общественных пространств в удобной связи с основными рабочими помещениями для стимулирования межличностного взаимодействия студентов и преподавателей; использование озеленения кровель, фасадов и интерьеров для организации благоприятной психологической среды).

3. Архитектурно-художественный образ кампусов в азиатском регионе формируется под влиянием ряда факторов: глобальная архитектурная мода, индивидуальные особенности творчества (почерк) авторов проекта, региональные традиции, современные строительные технологии, региональные административные регламенты. Комбинация этих факторов в каждом проекте уникальна и напрямую влияет на конечный архитектурный облик кампуса. При анализе объектов в рамках рассмотренного периода (2010–2021) прослеживается превалирующее влияние западноевропейской моды и интернациональной стилистики с использованием элементов традиционной региональной архитектуры.

References

1. Dianova-Klokova, I.V., Metaniev, D.A. (2015) China. Innovation centers: striving for leadership. Academia. Architecture and Construction, No. 2, pp. 9-19. (in Russian)

2. Yagafarova, E.A. (2010) Formation of the architectural and spatial environment: analysis of university complexes in China. Academic Bulletin UralNIIproekt RAASN, No. 3, pp. 46-50. (in Russian)

3. Litskevich, V.K. (2010) Architecture of dormitories of the University of Central Asia. Housing Construction, No. 7, pp. 22-24. (in Russian)

4. Unstudio.com (2015). Singapore University of Technology and Design. [Online] Available from: https://www.unstudio.com/en/page/12103  [Accessed 03 December 2022].

5. Admagazine.ru (2017). "Green" campus of the University of Hanoi [Online]. Available from: https://www.admagazine.ru/architecture/zelenyj-kampus-universiteta-v-hanoe  [Accessed 3rd December 2022]. (in Russian)

6. Admagazine.ru (2015). University in Singapore by Thomas Heatherwick. [Online]. Available from: https://www.admagazine.ru/architecture/universitet-v-singapure-po-proektu-tomasa-hizervika  [Accessed 3rd December 2022]. (in Russian)

7. Archdaily.com (2017). Restoration and Extension of Xianghui Hall, Fudan University. [Online] Available from: https://www.archdaily.com/923229/restoration-and-extension-of-xianghui-hall-fudan-university-tjad-original-design-studio?ad_source=search&ad_medium=projects_tab  [Accessed 03 December 2022].

8. Frolova, N. (2020). Globality of architecture and education. [Online] Archi.ru. Available at: https://archi.ru/world/87985/globalnost-arkhitektury-i-obrazovaniya  [Accessed 03 Dec. 2022].

9. Dpa.com (2021). A Collaboration of Two Countries for a Model Future City. [online] Available from: https://www.dpa.com.sg/projects/sino-singapore-guangzhou-knowledge-city-re-masterplan/  [Accessed 03 December 2022].

10. Admagazine.ru (2015). University of Tokyo by Kengo Kuma. [Online]. Available from: https://www.admagazine.ru/architecture/universitet-v-tokio-ot-kengo-kumy  [Accessed 3rd December 2022]. (in Russian)

11. Archiseasons.ru (2010). Campus of the Masdar Institute / Foster + Partners [Online]. Available from: http://www.archiseasons.ru/detail/kampus-instituta-masdar-foster-partners/  [Accessed 3rd December 2022]. (in Russian)

12. Akimova, E.A. (2015) Middle Eastern heritage and traditions in the modern architecture of the Arab Emirates. Bulletin of St. Petersburg University. Art history, No. 1, pp. 122-132. (in Russian)

Citation link

Zhukov, A.A., Morgun, N.A. Modern university architecture of Asia [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2023. – №2(82). – URL: http://archvuz.ru/en/2023_2/4/  – doi: 10.47055/19904126_2023_2(82)_4


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 12.04.2023
Views: 207