Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (82) June, 2023

Theory of architecture

Arkhangelskaya Inna V.

Associate Professor, Department of Architecture.
Saratov State Technical University,

Russia, Saratov, e-mail: anp-inna@yandex.ru

Evolution of the visual image of the historical city

УДК: 72.01
DOI: 10.47055/19904126_2023_2(82)_6

Abstract

The article is devoted to the development of methods for studying the image of a city in the course of its historical evolution. Basing on available theories underlying urban space image studies, we identified essential approaches that allow the evolutionary dynamics of a city’s visual image to be retraced in its history. These principles were summarized in the form of a theoretical model demonstrating the mechanism of continuous development by which the visual image of the city evolves historically. The conclusion outlines the structure and content of the image of a historical city.

Keywords: city image, evolution of visual image, urban space, historical city

Введение

Сегодня в процессе активного преобразования и развития облика городских пространств меняется понимание образа города. Появляются новые архитектурные ансамбли, которые часто становятся пространственными доминантами и меняют восприятие городских панорам. На фоне этих стремительных изменений все более ощутима потребность в неких культурных константах, которые могли бы стать личностными ориентирами, некими точками опоры в пространстве современного города. Во многих российских регионах наблюдается тенденция поиска идентичности родного города. Создаются всевозможные сообщества, в которых жители, занимаясь изучением истории города, пытаются выявить уникальные, узнаваемые черты родного края. В связи с этим особую важность приобретает вопрос изучения визуального образа исторического города, создание некой модели, на примере которой можно было бы определить его самые значимые структуры, появившиеся в процессе исторического развития.

Основополагающими работами по исследованию эволюции визуального образа исторического города послужили книга З.Н. Яргиной «Эстетика города», труды А.Э. Гутнова и И.Г. Лежавы, в частности книга «Будущее города. Творческая трибуна архитектора».

Объект исследования  – визуальный образ исторического города.  Предмет исследования – генезис эволюции визуального образа исторического города. 

Для достижения цели исследования – создания модели образа города в процессе его исторического развития – были поставлены следующие задачи:

– основываясь на работах по изучению образов исторических городов выявить основные теоретические подходы и использовать их при создании модели;
– определить структуру визуального образа города в процессе его исторического развития;
– определить основные принципы исследования визуального образа исторического города.

В работе использовался аналитический метод исследования, а также метод моделирования. На основе анализа и обобщения работ разных исследователями по данной тематике выделяются структурные элементы образа города, которые дополняются новыми понятиями, а затем используются для построения модели.

Одним из первых исследователей образа городского пространства был американский архитектор-урбанист Кевин Линч [1]. Он считал, что восприятие города человеком – это важнейшая часть исследований, которая должна учитываться при городском планировании. Линч описал структуру города, разделив его на предметные формы: пути, районы, границы и ориентиры, внедрил такие понятия, как ментальный и общественный образ города, определил, что образ города формируется в сознании горожанина как сочетание его материальной и ментальной составляющих, которые в процессе восприятия сливаются в единый образ.

В работе Ю.Р. Гореловой отмечается, что основа формирования образа города – его облик, который проявляется в особенностях формирования архитектурно-ландшафтной среды [2]. А.Ю. Назарова представляет образ города как текст, в котором прочитывается взаимодействие природного каркаса и архитектурно-планировочной структуры [3]. В последние годы появилось множество исследований, посвященных эволюции визуального образа исторического города (ВОГ). Так, И.А. Игнатьева определяет ВОГ как коллективный конструкт, в котором вычленяются неизменные элементы, составляющие образный каркас города [4]. Е.В. Байкова определяет образ города как неделимую целостность, «пространственно-временной континуум» [5]. И.И. Митин предлагает для изучения образа города представить городское пространство как палимпсест, т. е. как наслоение различных исторических срезов, через которые просматривается все его части, сливаясь воедино [6]. Представляется интересным разработать модель развития ВОГ во времени, на которой мы могли бы наглядно проследить эволюционное развитие образа на всех исторических этапах. Основой при разработке теоретической модели ВОГ послужили исследования, где город рассматривается как семиотический текст. Так, Ю.М. Лотман определяет город как сложную семиотическую систему, как «котёл текстов и кодов» [7]. М.Н. Веселова представляет исторический город как целостное семиотическое пространство, в котором запечатлены культурные тексты [8]. Город можно читать как книгу, его можно расчленить на отдельные элементы, каждый из которых будет нести определенную информацию, формировать свои образы, которые, в свою очередь, будут объединяться в некий пространственно-временной континуум. В нашем случае ВОГ можно представить как мегаобраз. Мегаобраз в литературе представляет собой неделимую величину, которая обладает самостоятельной эстетической ценностью. ВОГ, в свою очередь, тоже представляет собой единое пространство, в котором разновременны́е структуры соединяются в едином образе. Согласно литературоведческим определениям, каждый мегаобраз состоит их макрообразов. Макрообраз – это отдельно взятые структуры, которые в процессе восприятия организуются в единую систему мегаобраза. Существуют и микрообразы – наименьшие неделимые единицы образного мышления, которые входят в состав макрообраза.

Как уже говорилось, город можно представить как наслоение разновременных исторических этапов, каждый из которых имеет определенное образное содержание. В первую очередь, при исследовании ВОГ в процессе исторического развития необходимо выявить его основные этапы. Образ города во многом определяется его основной функцией, которая задает направление развития планировочных и объемно-пространственных элементов. Например, образ купеческого города в процессе развития закономерно уступает место городу промышленному, подчиняясь действию социально-экономических факторов. Меняется облик города, и, как следствие, его образ: укрупняется планировочная сетка улиц, появляются новые промышленные районы, масштабные производственные здания, по-новому читаются городские панорамы, появляются новые ориентиры и доминанты. Исходя из этого, можно утверждать, что границы этапов формирования визуального образа города в основном совпадают с границами этапов его социально-экономического развития. На каждом историческом этапе формируется макрообраз города как целостная структура, которая представляет собой сочетание неких образных зон. Образная зона города (ОЗ) – это фрагмент городского ландшафта, сложившийся на определенном этапе развития города, представимый как четырехмерная протяженность, обладающая идентичностью, функциональной и эстетической целостностью. ОЗ в процессе исторического развития сохраняет относительную образную устойчивость. Для каждой ОЗ можно выделить структурные единицы (микрообразы): композиционные оси, узлы, доминанты и границы как общегородского, так и местного значения. С каждым новым этапом развития в городе появляются новые образные зоны, они присоединяются к существующим, дополняя и обогащая визуальный образ города (рис. 1).

 

Рис. 1. Образные зоны города в процессе исторического развития. Сост.  И.В. Архангельская

Несмотря на то, что каждая ОЗ представляют собой самостоятельную образную единицу, они объединяются при восприятии в единую образную систему. Коммуникационный каркас города играет определяющую роль при объединении ОЗ, но может и разграничивать их. Природный каркас, напротив, обозначает их границы и формирует панорамы. ОЗ также могут объединять структурные элементы общегородского значения (оси, узлы, доминанты). Каждая ОЗ имеет узнаваемое образное содержание и структуру, в то же время все ОЗ объединены в единую образую систему города (ОСГ), что и делает образ города содержательным и многогранным. По мнению З.Н. Яргиной, образ города можно представить как некую иерархичную систему, которая складывается эволюционно. На каждом этапе своего исторического развития образная система города представляет собой «сложный конгломерат самостоятельных образов и фрагментов, приобретающих художественную ценность не только в нашем сознании, но и как объективно складывающаяся пространственная структура» [9, с. 17]. А.Э. Гутнов и И.Г. Лежава вводит такое понятие, как «градостроительная тектоника», под которой понимается «отражение в композиционно-художественной организации городского объекта особенностей его функционально-пространственной структуры» [10, с. 76]. Пространственная форма города определяется через фиксированную конструкцию внутренних коммуникаций. ОСГ можно представить как сочетание эстетических и функциональных составляющих, которые получают свое развитие во времени и пространстве, т. е. на каждом историческом этапе образ города будет рассматриваться с учетом развития всех его структурных элементов. Необходимо рассмотреть влияние ландшафта, функциональных и планировочных структур на формирование его визуального образа. Важно проследить, как именно функциональные элементы приобретают эстетическое содержание. З.Н. Яргина полагает, что в процессе исторического развития функционально-практические элементы городской среды «включают свои эстетические смыслы и влияют на восприятие образа» [9]. Так, в Саратове изначально рационально обусловленные спуски к Волге, по которым происходила погрузка товара, называемые «взвозы», в настоящее время приобрели важное эстетические значение. Теперь это визуальные оси общегородского значения, которые связывают исторический центр с набережной (рис. 2).


Рис. 2. Один из «взвозов», ведущий в Волге из исторической части Саратова

Макрообраз города представляет собой его визуальный образ на определенном историческом этапе. Макрообраз состоит из образных зон, которые объединены в единую образную систему города. Необходимо провести анализ макрообраза города, а также каждой из его ОЗ. Анализ состоит из нескольких этапов. Сначала производят композиционный и функциональный анализ каждой ОЗ: выделяются главные и второстепенные доминанты, композиционные оси и узлы, полученные результаты коррелируются с функциональным содержанием зоны, определяется взаимосвязь композиции и функции. Далее выявляются принципы объединения ОЗ города в единую образную систему города: исследуется влияние ландшафтного и коммуникационного каркаса на взаимосвязь и разграничение зон, выделяются образные структуры общегородского значения: доминанты, узлы, оси, которые выполняют объединяющую функцию, а также являются образными константами и имеют определяющее значение при формировании образа на рассматриваемом историческом этапе. Образная константа, имеющая материальное и ментальное наполнение, при переходе от одного исторического этапа к другому может полностью разрушиться, утратить свою материальную или ментальную оболочку. При исследовании ВОГ важной задачей является выявление образных констант и анализ их изменений во времени.

Модель мегаобраза исторического города представляет собой наслоение макрообразов разных исторических этапов. На каждом этапе выявляются константы, которые, проходя через исторические этапы, образуют временны́е связи. Чем длиннее временна́я связь, тем более значимой становится константа, и тем ярче она проявляется в пространстве города (рис. 3).

Рис. 3. Модель мегаобраза исторического города. Сост. И.В. Архангельская

Выявленные константы формируют образный каркас города, причем этот каркас, как и сам мегаобраз, проявляется в четырехмерном измерении (четвертое измерение – время). По мнению З.Н. Яргиной, это и есть «удивительное пространственное изображение исторического времени» [9, с. 54]. Мегаобраз города – это образ города, который объединяет все исторические этапы его развития в единую пространственно-временную структуру, обеспечивающую одновременность его восприятия.

Выводы

В результате исследований автор пришел к следующим выводам:

– формирование образа города неразрывно связано с организацией его функционально-пространственной структуры;
– на каждом историческом этапе формируется макрообраз города, в композиционно-художественной организации которого отражается социально-экономическая ситуация этапа;
– макрообраз города состоит из образных зон, связанных в единую образную систему;
– связь и границы образных зон обеспечивает коммуникационный и природный каркас города;
– образный каркас города состоит из образных констант, имеющих материальное и ментальное содержание;
– основа для исследования визуального образа города – определение образных констант и выявление их изменений на последующих исторических этапах;
– модель визуального образа города – это мегаобраз города, в котором одновременно отражаются образы всех его исторических этапов.

Структура и образ исторического города изменяются во времени, это закономерный процесс, в котором пространственные стуктуры эволюционируют и определяют новый макрообраз города.  Образные константы служат связующими элементами разновременных структур, объединяя их в единый мегаобраз и служат образными ориентирами в пространстве современного города.

References

1. Lynch, K. (1982) The image of the city. Moscow: Stroyizdat. (in Russian)

2. Gorelova, Yu.R. (2019) The image of the city in the perception of citizens. Moscow: Institute of Heritage. Available from: http://heritage-institute.ru/?books=%d0%b3%d0    [accessed: 03/22/2023]. (in Russian)

3. Nazarova, A.Yu. (2019) Theoretical aspects of studying and preserving the silhouette of a historical city. Bulletin of TGASU, No. 3. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-izucheniya-i-sohraneniya-silueta-istoricheskogo-goroda/viewer  [date of reference: 03/22/2023]. (in Russian)

4. Ignatieva, I.A. (2000) The development of the image of the historical city. Summary of PhD dissertation (Architecture). 18.00.01. Novosibirsk. (in Russian)

5. Baikova, E.V. (2013) Formation of the artificial environment of the city as a global visual. Questions of Cultural Studies, No. 12, p. 42. (in Russian)

6. Mitin, I.I. (2017) Mental maps of the city: the history of the concept and the variety of approaches. Urban Research and Practice, No.3, p. 64. (in Russian)

7. Lotman, Yu.M. (1992) Semiotics of culture and the concept of text. In: Selected articles. Vol. 1. Tallinn. (in Russian)

8. Veselova, M.N. (2009) The problem of definition and essence of the concept of a historical city. Bulletin of LSU named after A.S. Pushkin, No.2. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-opredeleniya-ponyatiya-i-suschnosti-istoricheskogo-goroda . [date accessed 03/22/2023]. (in Russian)

9. Yargina, Z.N. (1991) Aesthetics of the city. Moscow: Stroyizdat. (in Russian)

10. Gutnov, A.E., Lezhava, I.G. (1977) The future of the city. Creative tribune of the architect. Moscow: Stroyizdat. (in Russian)

Citation link

Arkhangelskaya, I.V. Evolution of the visual image of the historical city [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2023. – №2(82). – URL: http://archvuz.ru/en/2023_2/6/  – doi: 10.47055/19904126_2023_2(82)_6


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 26.03.2023
Views: 206