Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (82) June, 2023

History of architecture

Berezkin Sergey A.

Doctoral student.
Research supervisor: E.R. Voznyak, Doctor of Architecture, docent.
St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering,

Russia, St. Petersburg, e-mail: berezkin.s.official@gmail.com

Residential architecture of the last quarter of the 18th century in Astrakhan

УДК: 72.035
DOI: 10.47055/19904126_2023_2(82)_9

Abstract

Some residential buildings and households dating to the last quarter of the 18th century in Astrakhan gave been studied based on a comprehensive analysis of bibliographic, archival and graphic materials. The historical context of the change in private housing construction is outlined, and samples of vernacular and professional architecture are identified. The creative method of the architect A.P. Digbi is summarized based on the characteristic solutions developed for the houses of rich merchants and eminent citizens of Astrakhan. The study revealed a harmonious synthesis of local traditions and the influence of the pan-European achievements in the field of architecture and transformation of classical forms.

Keywords: architectural heritage of Astrakhan, monuments of 18th century residential architecture, vernacular and professional architecture, architect A.P. Digbi, I.A.Varvatsiy, D.A.Agafi, M.S.Dilyancheev

Введение

В истории русской архитектуры Астрахань известна как один из первых старинных русских городов, где в XVIII в. начались градостроительные процессы по урегулированию застройки в геометрически выверенную структуру. Конец века был связан с формированием объемно-пространственного облика городского центра (в границах Белого города), когда главными элементами, создававшими уличный фронт по красным линиям, были жилые здания. Но каковы были архитектурные особенности первых каменных домов Астрахани? В трудах, посвященных этому периоду, представлены исторические сведения о сохранившихся и утраченных жилых зданиях, их планированные и фасадные характеристики были обозначены частично или вовсе не представлены.

Цель данного исследования – выявление особенностей жилой архитектуры последней четверти XVIII в. Особая ценность архитектурного наследия данного периода обусловлена малым количеством сохранившихся объектов, поставленных на государственную охрану как памятники архитектуры еще в советский период.

Источниковедческой базой исследования стали статьи советских и российских искусствоведов С.С. Попадюка [1] и М.Б. Михайловой [2, 3], историко-градостроительные исследования Е.И. Островой по Белому городу, книга астраханского краеведа А.С. Маркова [4] и обнаруженные проектные и фиксационные чертежи в фондах государственных архивов. Отдельные архивные чертежи были обнаружены и частично опубликованы астраханским краеведом Г.Э. Гибшманом в машинописной книге об истории астраханских улиц еще в 1982 г., но без анализа и ссылок на источник.

Ранний образец каменной народной архитектуры

После нескольких разрушительных пожаров 1760–1770-х гг. исторический центр Астрахани в границах Белого города оказался в плачевном состоянии. Губернатор П.Н. Кречетников в рамках обновления генерального плана в 1775 г. отмечал, что «ни партикулярного купеческого, ни казенного строения не происходит, небогатые же жители совсем ни к какому строению не приступают, и чрез то весь город состоит … в пустырях и развалинах, и некоторые маломочные живут в землянках»1, л.26,26об.

При отсутствии достаточного числа архитекторов и инженеров многие горожане возводили свои дома в рамках традиционных приемов зодчества, формируя жилое пространство под свои нужды из имеющихся строительных материалов и ориентируясь на существующие образцы. Самый ранний пример народного зодчество сохранился на ул. Чернышевского, 4, литера В. Дом был построен после пожара 1778 г. из кирпича разрушенных зданий священником церкви в честь Входа Господня в Иерусалим Игнатием Афанасьевым вместе с его сыновьями и нанятыми работниками [1, с. 630, 631]. Дом не имел фундамента, а конструктивная прочность обеспечивалась толщиной стен. Фасад выходил на Вознесенскую улицу, кирпичная стена была покрыта побелкой и краской. Впервые рассматриваемый дом зафиксирован на плане 1781 г.2 В последующие десятилетия владельцы менялись, и при П.Х. Хачикове было построено новое двухэтажное каменное здание по проекту Э.И. Фольрата с намерением достроить и старый корпус до второго этажа (конец 1860 –1870-е гг.). В итоге старый семиоконный корпус с пятью комнатами сохранил свой исторический облик, и с 1 декабря 1883 г. по 17 февраля 1884 г. здесь после сибирской ссылки проживал Н.Г. Чернышевский с супругой [1, с. 635, 636]. Такая мемориальная ценность обеспечила зданию охранный статус в советский период (в 1959 г. дом был включен в список памятников архитектуры), а в 1976–1978 гг. в процессе научной реставрации был приспособлен под музей Н.Г. Чернышевского с изменением фасада и воссозданием дворовой галереи по аналогам I половины XIX в.

Этот сохранившийся образец вернакулярной архитектуры XVIII в. демонстрирует лаконичность художественных средств на фасадах того времени и больший акцент на функциональных потребностях домовладельцев. Каменный одноэтажный дом на полуподвале в 7 осей выделяет высокая вальмовая крыша, покрытая керамической черепицей, с двумя круглыми слуховыми окнами барочной формы. Пластику простому фасаду добавлял метрический ряд подоконных лопаток, опирающихся на ступеньку цоколя, и фланкирующая пилястра (анализируется облик фасада по фотографиям начала XX в.). Горизонтальные членения представлены венчающим карнизом в шесть выступающих друг над другом рядов кирпичной кладки. Прямоугольным оконным проемам с лучковыми перемычками вторят лежачие окна полуподвала. Со стороны двора первоначально существовала неширокая деревянная галерея, что зафиксировано на плане 1810 г.3

Фиксационные планы до музеефикации здания демонстрируют особенности организации внутреннего пространства. Прямоугольное в плане здание с общими размерами каменного объема 14,44x10,93 м, разделено продольной несущей стеной на два ряда парадных и хозяйственных помещений, что стало новым явлением XVIII в., в отличие от входа со двора, который сохранялся в Астрахани всю последующую эпоху классицизма. Небольшие комнаты со стороны дворовой галереи разделяли две перпендикулярные кирпичные стены. Парадный ряд на два просторных помещения отделяла одна капитальная стена, но возможно, были дополнительные деревянные перегородки.

Вклад архитектора А.П. Дигби в облик партикулярных строений

Следующий этап в развитии жилой архитектуры и архитектурно-пространственного облика Астрахани связан с изменениями административно-территориального деления Российской Империи. 5 мая 1785 г. вышел именной указ Екатерины II о создании Кавказского наместничества из Кавказской и Астраханской областей со ставкой в городе Екатеринограде (ныне станица Екатериноградская), а Астрахань стала областным городом. После Алексея Порецкого губернским архитектором был назначен титулярный советник Карл Роткирх, занимавший эту должность до 1791 г. [5, с. 374]. Но главным зодчим этого периода стала Александр Петрович Дигби. Итальянец на русской службе, он с 1786 г. занимал должность секретаря для пограничных дел в штате Кавказского наместничества [7, с. 368]. Сам А. Дигби писал, что служил «в качестве архитектора Астраханской губернии с 1786 г. до 1803 г.» [3, с. 171], а в 1789 г. в одном из рапортов указывает, что помимо казенных каменных зданий проектировал «приватные дома – Минаса Дилянчеева, купца Дмитрия Агафия, отставного майора Варвация, купца Ивана Коробекова» [4, с. 111]. Из этого архитектурного наследия сохранилось крайне мало объектов, поэтому визуальное представление о фасадных и объемно-планировочных решениях жилых домов конца XVIII в. дают фиксационные чертежи.

Одно из домовладений секунд-майора, знаменитого предпринимателя и благотворителя греческого происхождения, Ивана Андреевича Варвация располагалось в квартале между Вознесенской и Знаменской улицами (соврем. Чернышевского и Красного Знамени). Вдоль границы с соседним участком были выстроены: каменный двухэтажный дом на полуподвале, выходящий фасадом на Вознесенскую улицу; каменный одноэтажный корпус для конюшен, кладовой (амбара) и каретного сарая, выходящий на Знаменскую улицу; между ними – кухня и ледник (рис. 1). Крыши первых трех зданий были покрыты гонтовой черепицей. Ледник и расположенное на участке здание бани были из деревянных брусьев с тесовой кровлей4, л.4. На чертеже указано, что дом построен в 1787 г.4, л.1, но поскольку каменное здание не зафиксировано на плане 1788 г.5, и только в этом году Варваций взял ссуду на строительство, то записанная дата на фиксационном чертеже, очевидно, относится ко времени создания проекта. Вероятно, у чертежника С. Иванова, в 1795 г. был доступ к оригинальному чертежу А.П. Дигби. Строительство описанного комплекса жилых и хозяйственных зданий заняло несколько лет. Позже И. Варваций приобретает и соседний пустопорожний участок под строительство еще одного дома, взяв ссуду в 1792 г.

Рис. 1. План домовладельческих участков И.А. Варвация и И.И. Агафи
по фиксационным чертежам с проектами приспособления 1795 и 1809 гг.

Симметричный фасад главного дома в 9 осей был достаточно лаконичным (рис. 2а). Квадратные оконные проемы первого этажа и прямоугольные окна второго обрамляли простые наличники, горизонтальные членения представлены межэтажным поясом и венчающим карнизом, цокольная часть выделена небольшим выступом. На первый этаж вели два входа с улицы, на второй этаж вход осуществлялся по внутренней лестнице с парадного крыльца со стороны двора. Крышу подчеркивали барочные окна-люкарны, что несколько разбавляло аскетичность архитектурной пластики. К продольному дворовому фасаду примыкала деревянная открытая галерея.

Это тот редкий случай, когда на плане главного дома было зафиксировано назначение помещений при первом владельце4, л.3 (рис. 2б). Здесь сохраняется деление главной продольной стеной на просторные помещения с окнами на улицу и меньшими вдоль галереи, но основным разделителем на две зоны стала продольная стена. Публичную зону формируют помещения около лестницы со стороны двора: столовая и буфет; зал и от него по двум сторонам – кабинет и гостиная. Небольшую приватную зону составляют комнаты семьи: спальня, детская, девичья и кладовая. Размещение дверных проемов соответствует анфиладному принципу и пронизывает два продольных ряда помещений.

Рис. 2. Фиксационные чертежи дома секунд-майора И.А. Варвация:
а – фасад по Вознесенской улице; б – план 2-го этажа с обозначением помещений
(1795, копировал коллежский регистратор Степан Иванов). 
РГИА. Ф. 1289. Оп. 15. Д. 26. Л. 1, 3. Публикуется впервые
 

Упомянутый соседний участок принадлежал купцу греческого происхождения, члену Падуанской и Пизанской академий, первому директору Астраханского народного училища Дмитрию Александровичу Агафи. Впервые каменное строение показано на плане 1788 г.5 Главный, прямоугольный в плане, дом с вальмовой крышей располагался на углу улиц Вознесенской и Бугорной (соврем. Чернышевского и Кирова) и по причине трапециевидной формы участка немного выходил за красную линию квартала по Вознесенской улице, где рядом с домом Варвация были выстроены каменная одноэтажная кухня и парадные въездные ворота во двор4, л.8. Юго-западный угол участка формировал Г-образный каменный одноэтажный корпус служб. Также во внутреннем дворе находились деревянные: каретный сарай с амбарами, конюшня и баня (рис. 1). На второй (жилой) этаж главного дома вела лестница со стороны двора (у въездных ворот). Просторные парадные помещения располагались вдоль Бугорной улицы, и за счет дополнительных комнат в центральной части появился небольшой коридор, ведущий к «черной» лестнице. Со стороны двора шел ряд небольших комнат, но галереи устроено не было (рис. 3а).

Главный фасад со стороны ул. Бугорной в 8 осей фланкировали пилястры, переходящие на первом этаже в столбы из рустов (рис. 3б). Венчающий карниз подчеркивали упрощенные кронштейны (или модульоны, которые можно разглядеть на фотографии С.М. Вишневского 1860–1870-х гг.), а межэтажную тягу составляли высокая выкружка и широкий пояс, которые восходят к одному из вариантов перехода базы колонны к карнизу пьедестала (по Палладио). Прямоугольные окна второго этажа имели только подоконные выступы. Вероятно, первый этаж использовался под сдачу для торговых лавок, о чем свидетельствовало несколько входов с улицы. По крайним осям были устроены проемы с коробовым сводом, с левой стороны – для входа, с правой – с оконным поемом, под которым за счет перепада рельефа расположен проем в цокольный этаж. Оконные проемы первого этажа имели квадратную форму, что подтверждает подчерк архитектора Дигби в объемно-планировочных и фасадных решениях. Простенки украшают прямоугольные лопатки, которые в верхней части плавно переходят в квадратные выступы с плоскими круглыми розетками, и еще больший декоративный эффект добавляет раскрепованная межэтажная тяга, опирающаяся на эти выступы.

Рис. 3. Проект приспособления дома коллежской асессорши Агафи для почтовой конторы:
а – план одноэтажных строений на участке и 2 этажа главного дома;
б – фасад по Бугорной улице (1809, арх. П.А. Кулаков). 
РГИА. Ф. 1289. Оп. 15. Д. 26. Л. 8

Рассмотренные домовладения в конце XVIII – начале XIX в. были проданы и перестроены для почтового ведомства. Сначала, в 1796 г., свои дома продает И.А. Варваций, для чего и были сделаны фиксационные чертежи с решением по приспособлению в 1795 г. За это промышленник и судовладелец просил отвести место на углу Красной площади и Спасской улицы, на что получает разрешение в 1797 г. Вероятно, вновь обращается к архитектору Дигби [4, с. 115] и выстраивает каменный двухэтажный дом с главным фасадом на Красную площадь в 11 осей с мезонином в три окна и треугольным фронтоном с термальным окном. Дверные проемы лавок первого этажа и окна второго этажа и мезонина имели полуциркульное завершение. Выделялся и ступенчатый верх двух брандмауэрных стенок.

Дом Агафи, который умер в 1795 г., продает его вдова Ирина Ивановна Агафи в 1809 г., и первый проект приспособления с фиксацией планов и фасадов создает губернский архитектор П.А. Кулаков4, л.8. На протяжении XIX в. здания почтового ведомства неоднократно ремонтировались и перестраивались, что подтверждают чертежи с подписями тех же А.П. Дигби и П.А. Кулакова, К.Л. Депедри и Ф.И. Гуссаковского. К началу XX в. угловой дом сносят для возведения нового здания почтово-телеграфной конторы по проекту А.С. Малаховского, который предлагал сохранить и реконструировать бывший дом Варвация.

В 1790-е гг. после возвращения административного центра Кавказского наместничества в Астрахань начинается активная работа по застройке и благоустройству города. Пустыри Белого города постепенно застраиваются новыми каменными зданиями, формируя классицистический облик регулярных улиц и площадей. В путевых заметках немецкий ученый на русской службе П.С. Паллас указывает, что активизация каменного строительства в последнее десятилетие XVIII в. связана с ростом цен на древесину, поэтому основными строительными материалами становятся кирпич и песчаник, добываемый в карьерах выше Царицына [7, с. 180].

Еще один дом, относящийся к жилой архитектуре рассматриваемого периода, расположен по адресу: ул. В. Тредиаковского, 9 / ул. Чернышевского, 2 (литеры А и Е). В советский период искусствоведы обозначили его как «Татарское подворье («Темный ряд»)», хотя Татарский гостиный двор располагался юго-западнее, ближе к комплексу адмиралтейства. В процессе изучения планов города второй половины XVIII в. установлено, что комплекс был построен в 1790-е гг. и состоял из жилого дома с главным фасадом по красной линии и периметрально расположенных складских корпусов. В 1810 г. собственником каменного гостиного двора был армянин Никитин3. Так как в настоящее время сохранился только главный дом, который является характерным примером архитектуры конца XVIII в., он также изучен в рамках данного исследования. Время создания, композиция фасада и ряд характерных элементов указывают на авторство А.П. Дигби.

Каменный двухэтажный дом с вальмовой крышей расположен на склоне бугра, что обеспечило постепенное раскрытие цокольного этажа относительно уровня земли (как и в доме Агафи). Главный оштукатуренный фасад в 8 осей обращен в сторону ул. В. Тредиаковского (ранее Соборная). Оконные проемы обоих этажей имеют прямоугольную форму, но возможно, что на первом этаже первоначально размещались торговые лавки, поскольку такая функция отмечена на фиксационном плане города 1798 г.6 Помимо выступа цокольного этажа вертикальные членения представлены межэтажным и венчающим карнизами небольшого выноса. Профили достаточно лаконичны и составлены из простых обломов. Вертикальные членения составляют широкие лопатки в простенках двух ярусов, при этом крайние лопатки сильно отступают от углов. Под оконными проемами второго этажа устроены прямоугольные ниши. Южнее расположена сохранившаяся часть первоначально П-образного складского корпуса под литерой Е. Фасад одноэтажного на высоком полуподвальном этаже здания выделяет проем с коробовым завершением (возможно, первоначально здесь была ниша с оконным проемом, как и в других проектах Дигби), оформленная рустовкой. Над венчающим карнизом расположен треугольный фронтон. Между этим корпусом и главным домом исторически располагались ворота, опорные столбы которых сохранились. Их венчающиеся карнизы с плавным штукатурным переходом от плоскости стены были упрощены, сам проем заложен, и только пирамидальные завершения обозначают их расположение на общем фасаде в наши дни.

Венцом творческого наследия А.П. Дигби в жилой архитектуре стал комплекс зданий, построенных по заказу М. Дилянчеева. В 1780-е гг. на территории между Иноземным гостиным двором (индийским и армянским) и временными мелочными рядами (к востоку от Русского гостиного двора) после разрушительных пожаров предыдущих десятилетий по плану 1775 г. был запланирован новый квартал (в отличие от плана 1769 г., где предлагалось создать огромную площадь). В 1803 г. Минас (Мина, Миней) Степанович Дилянчеев, таможенных дел советник из грузинский дворян, именитый гражданин и богатейший купец Астрахани, подает прошение астраханскому губернатору М.М. Жукову о разрешении построить на пустующем участке между строящимися домами купца Г. Кампанова и премьер-майора Шапкина каменную армянскую церковь во имя святого Григория, просветителя Великой Армении. Смежный с владением армянского купца Григория Кампанова участок по Большой улице принадлежал И.А. Варвацию, который уступил его М. Дилянчееву, что официально подтвердил в январе 1894 г. К прошению был приложен проектный план церкви и двух двухэтажных домов с лавками и погребами, составленный титулярным советником Алексеем Порецким, исполняющим должность губернского архитектора [4, с. 97–100]. Это решение также было зафиксировано на плане Астрахани 1788 г.5, где в центре квартала расположен армянский храм, формирующий композиционную ось новой площади, вокруг него формируются другие строения, которые с востока и запада радиальными изгибами формируют открытые площадки, раскрывая проектируемую доминанту. Юго-западную часть квартала закрепляет двухэтажный жилой дом.

Строительство этого масштабного комплекса было начато в 1785 г. Вероятно, в 1788 г. после получения ссуды переработка проекта и завершение строительства переходит к Александру Дигби, который формирует со стороны Красной площади полуциркульный курдонер за счет одноэтажного корпуса лавок. Играя с циркульными формами, архитектор дублирует по большой окружности еще один корпус лавок, выходящий полукругом в сторону иностранных гостиных дворов. Самые ранние сохранившиеся чертежи датированы 1791 г.7, когда коммерческие дела заказчика были в крайнем упадке, что объясняет отказ от возведения храма. В то же время идея радиально искривленных корпусов сохранилась, что говорит о преемственном развитии. В 1792 г. домовладение Дилянчеева со всем имуществом за долги перед Коммерческим банком было выставлено на публичные торги, а затем изъято в казенное ведомство, что окончательно утверждено именным указом императора Павла I в 1798 г.8, л.3 После достройки зданий под надзором архитектора Дигби здесь разместились: губернское правление, палата уголовного и гражданского суда, квартиры гражданского губернатора и вице-губернатора. В 1802 г. зодчий составляет проект фасада флигеля9, предназначенного для проживания вице-губернатора, который был достроен и окончательно отделан с 1803 по 1811 гг.8, л.4об В этом чертеже внимание привлекает нереализованный мезонин с треугольным фронтоном и полуциркульным проемом, разделенным на три части в формах термального окна. Парапет изображен в виде балюстрады, а верхние углы поля стены украшены круглыми плоскими розетками. Так что в проектах и постройках А.П. Дигби можно выявить характерные решения и тиражируемые декоративные элементы. Здания по Прибыльной улице (соврем.Театральному переулку) так и не были завершены согласно первоначальному плану, а двухэтажное здание Губернского Правления в 1930-е гг. было реконструировано под жилой дом с надстройкой двух этажей и стилистически слилось с новым зданием в северо-восточном углу квартала. Таким образом, в XIX в. бывший дом М. Дилянчеева стал многофункциональным комплексом с жилыми и административно-общественными помещениями на втором этаже и торговой зоной на первом в виде лавок, которые сдавали в аренду. История трансформаций памятника архитектуры в этот период выходит за рамки данного исследования и требует отдельного рассмотрения.

Перейдем к архитектурным особенностям зданий, выстроенных по красным линиям участка и обращенных фасадами в сторону Большой улицы (Екатерининской, Московской – ныне Советской) и Красной площади (ныне ул. Кирова). Главный каменный двухэтажный дом с вальмовой крышей на углу современных ул. Советской и ул. Кирова перестраивался не один раз, в том числе с изменением некоторых частей фасада. Первоначальный облик здания на рубеже XVIII–XIX вв. был зафиксирован при А. Дигби в чертежах архитекторского помощника Степана Мартынова. Поэтажные планы показывают четыре уровня: подвальный этаж для хранения товаров; первый этаж с открытой галерей перед торговыми лавками; второй этаж и антресольный этаж со стороны двора. В планировочном решении второго этажа мы видим традиционную структуру с двумя рядами анфиладно расположенных помещений: парадных залов со стороны улицы и подсобных и хозяйственных комнат со стороны двора. Также здесь были организованы дополнительные коридоры и внутренние лестницы. Дворовых галерей у данного корпуса не было. Особое внимание привлекают помещения в изгибающейся части, где сами залы за счет деревянных перегородок получили полукруглую и овальную формы. Для отопления такого большого дома было устроено по одной или несколько печей русского и голландского типов.

Рис. 4. Планы нижнего и верхнего этажей дома именитого гражданина МинасаДилянчеева.
РГИА. Ф. 1399. Оп. 1. Д. 256. Л. 6, 8. Публикуется впервые
 

Парадный фасад, выходящий на Екатерининскую улицу, имеет 15 осей и композицию в духе позднего Возрождения. Первый этаж прорезали арки галереи с полуциркульным завершением, которые нишей углублялись от плоскости стены, где украшались профилированными импостами и замковыми камнями сверху. Цокольную часть выделяли мощные каменные блоки. Оконные проемы с полуциркульными завершениями второго этажа выделяют богато украшенные наличники, имитирующие итальянские балконы. Нижнюю часть составляет выступающий ложный парапет из двух тумб с прямоугольными филенками и пяти полубалясин между ними, верхней и нижней обвязок в виде карниза и цоколя тумб. Неглубокой обратной выкружкой осуществлен переход к плите ложного балкона с обломами межэтажного карниза. Декоративными опорами служат вертикальные кронштейны, переходящие в нижней части в трансформированную форму триглифа с тремя гуттами. Сверху они украшены плоскими круглыми розетками. Верхняя часть наличников представлена сандриком в виде треугольного фронтона на вертельных кронштейнах. Венчающая часть первоначально была решена в виде трехчастного антаблемента, где под карнизом шел ряд упрощенных кронштейнов. Центральную ось фасада подчеркивал выступ с венчающим треугольным фронтоном, балконом и проездной аркой с коробовым сводом. В процессе реставрационных работ 2022 г. обнаружено, что арка выложена из клинчатых каменных блоков, укрепленных металлическими полосами. Балконную плиту поддерживают семь мощных кронштейнов, между которыми в прямоугольных филенках помещены круглые декоративные выступы. Парапет решен в таких же формах, что и подоконный декор: между двумя узкими тумбами выстроены 18 барочных балясин с ребром. На втором этаже поле стены с двух сторон от прямоугольной ниши симметрично подчеркивают прямоугольные филенки (вертикальные вытянутые и небольшие лежачие в верхней части), разделенные профилированные выступами. В самой нише внимание привлекает палладиево окно с ионическими каннелированными колоннами и пилястрами с балюстрами. Капители с шейками отсылают нас к первоначальным формам великого Микеланджело для дворца Консерваторов в Риме, хотя в астраханском «палаццо» завитки валют были значительно упрощены от канонической спирали до примитивных кольцевых и круглых выступов. Немного приподнятый полуциркульный свод дополнительно акцентирован профилированной тягой. Барочную стилистику помимо вертикально вытянутых пропорций и балясин с ребром обозначали четыре окна-люкарны на крыше здания.

Рис. 5. Фасад каменного дома в два этажа на погребах с антресолями,
крытого черепицей и досками по Екатерининской улице (совр. ул. Советской),
ранее принадлежавшего именитому гражданину Минасу Дилянчееву. Арх. Александр Дигби.
Чертил архитекторский помощник Степан Мартынов. РГИА. Ф. 1399. Оп. 1. Д. 256. Л. 9. Публикуется впервые
 

Протяженный западный фасад комплекса первоначально состоял из главного дома в 19 осей и флигеля в 6 осей по красной линии, которые симметрично изгибались по радиусу на 6 осей каждый, а между ними одноэтажный корпус торговых лавок в 15 осей с проходом во внутренний двор в центре. Полуциркульный изгиб экседрой в глубь квартала разбавлял монотонность метрического ряда окон и арок, добавляя плановость и перепад высот в общую композицию фасада, обращенного в сторону Красной площади. Как было указано, фасад флигеля остался без мезонина, изображенного в проекте Дигби 1802 г., а деревянная галерея вдоль дворового фасада появится уже в проекте реконструкции 1808 г., подготовленного губернским архитектором П.А. Кулаковым10, л.3.

В декоративном оформлении фасадов видны отсылки к гравированному сборнику Жана-Франсуа Неффоржа [8], где в различных вариациях классических архитектурных форм тоже можно выявить частое использование круглых элементов и трансформации триглифов с гуттами. Сравнительный анализ фасадных решений и изучение проектных поисков размещения корпусов на участке показали, что общая композиция фасада с открытой арочной галереей решена в итальянских традициях, а на уровне деталей и в приемах формирования полуоткрытых и закрытых радиальных дворовых пространств заметно влияние школы французского неоклассицизма XVIII в. Это свидетельствует о высоком уровне архитектурной подготовки А.П. Дигби.

Выводы

Жилая архитектура последней четверти XVIII в. имеет большое значение в становлении местных традиций и интеграции общеевропейских новаций в архитектурно-пространственный облик Астрахани. К местным особенностям относятся деревянные галереи, примыкающие к дворовым фасадам, вход на второй этаж со стороны двора и повторное использование строительных материалов (в частности, кирпича). Профессиональная архитектура не только приходит в Астрахань с приездом иностранных зодчих, но и формируется российскими инженерами, выпускниками петербургских и московских учебных заведений. Тем не менее, наибольший вклад в архитектурно-градостроительное формирование и развитие города внес архитектор А.П. Дигби. В зданиях по его проектам обнаружены композиционные решения и детали из итальянской практики и нововведений французского неоклассицизма. Выявленные в государственных архивах фиксационные чертежи домовладений по проектам зодчего позволили определить характерные приемы в его творчестве: низкий первый этаж для размещения лавок с квадратными окнами и нишами с коробовым сводом; высокий бельэтаж с анфиладным расположением комнат в два ряда; формирование в планировочной структуре группы публичных помещений и приватных комнат семьи, выделение дополнительных коридоров; использование циркульных приемов построения и декоративных элементов в виде плоских круглых розеток из новаций французского неоклассицизма; крупная обратная выкружка в межэтажной тяге. Таким образом, уже известные исторические сведения в рамках данной статьи были дополнены выявленными архитектурными особенностями каменных жилых зданий рассматриваемого периода.

Примечания

1Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф.1310. Оп. 1. Д.53. О планах городу Астрахани. 1768 г.

2Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 349. Оп. 3. Д. 2478. План Астрахани. 1781 г.

3РГВИА. Ф. 349. Оп. 3. Д. 2557. План Астрахани 1810 г.

4РГИА. Ф. 1289. Оп. 15. Д. 26. Планы и чертежи зданий, занимаемых почтовой конторой в гор. Астрахани. 1795 – 1845 гг.

5РГВИА. Ф. 349. Оп. 3. Д. 2485. План Астрахани 1788 г.

6РГИА. Ф. 1399. Оп. 1. Д. 253. Л. 3. План города Астрахани с показанием, в каком состоянии оной ныне находится. Сочинен при астраханской инженерной команде мая 1798 года.

7Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 248. Оп. 160. Д. 983–987.

8РГИА. Ф. 1285. Оп. 8. Д. 715. Об исправлении присутственных мест и домов губернатора и вице-губернатора в г. Астрахани. 1815–1818 гг.

9РГИА. Ф. 1293. Оп. 168. Астраханская губерния. Д. 33. Фасад каменного флигеля в два этажа на погребах и с антресолями бывшего астраханского гражданина Дилянчеева, который полагается отделать для квартирования астраханского господина вице-губернатора. 1802 г.

10РГИА. Ф. 1488. Оп. 1. Д. 99. Дилянчеевский дом в г. Астрахани по Екатерининской улице, занимаемый гражданским и военным губернаторами. 1808 г.

References

1. Popadyuk, S.S. (2003). House-museum of N.G. Chernyshevskiy in Astrakhan. In: Monuments of Culture: New discoveries. 2002, Moscow: Nauka, pp. 630-637. (in Russian)

2. Mikhailova, M.B. (1980) Aleksandr Digbi – the architect of classicism in the south of Russia. Architectural Heritage, issue 28, pp. 80-88. (in Russian)

3. Mikhailova, M.B. (2007). Town-planning activity in Astrakhan and Kerch by architects A.P. and A.A. Digbi (the last quarter of the 18th – first half of the 19th century). Town-planning art: New materials and research, issue 1, pp.164-199. (in Russian)

4. Markov, A.S. (2000) Varvakis. Documentary narration. Astrakhan: Volga. (in Russian)

5. Gibshman, G.E. (1982). Description of some Astrakhan streets from the time of their foundation to the first decade of the 20th century. Part 1. Astrakhan. (in Russian)

6. Monthly calendar with a list of officials in the state, as of the year 1791 from the Nativity of Christ. SPb.: Imp. Academy of Sciences. (in Russian)

7. Monthly calendar with a list of officials in the state, as of the year 1786 from the Nativity of Christ. SPb.: at Imp. Academy of Sciences. (in Russian)

8. Pallas, P.S. (1799). Bemerkungen auf einer Reise in die südlichen Statthalterschaften des Russischen Reichs in den Jahren 1793 und 1794 : mit kolorirten Kupfern. Leipzig: Bey Gottfried Martini. (in German)

9. Neufforge, Jean François de (1757 – 1768). Recueil elémentaire d'architecture... сomp. par le sieur de Neufforge Architecte. Paris: L'auteur. (in French)

Citation link

Berezkin, S.A. Residential architecture of the last quarter of the 18th century in Astrakhan [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2023. – №2(82). – URL: http://archvuz.ru/en/2023_2/9/  – doi: 10.47055/19904126_2023_2(82)_9


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 05.05.2023
Views: 166