Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №4 (84) December, 2023

History of architecture

Tolkacheva Albina A.

Аssistant professor,
Department of Architecture and Design, Polytechnic Institute,
Far Eastern Federal University,

Russia, Vladivostok, e-mail: 10fish@mail.ru

Architectural activity in the structure of the Vladivostok city government: the beginning of the 20TH century

УДК: 72.036
DOI: 10.47055/19904126_2023_4(84)_10

Abstract

The architectural activities of Vladivostok’s municipal government (city council and management) can be divided into two chronological intervals. The initial stage (1875-1898), considered by the author elsewhere, was a period of organization and appointment of the first city architect and definition of his duties, surveying and landscaping of the city’s central area, and construction of the first stone public and residential buildings for the civilian population. This publication continues the study of the planning, design and construction activities of Vladivostok’s municipal architects and engineers from the early 20th century until the revolutionary events of 1917. A characteristic feature of the time under consideration is periods of decline in design and construction (1898-1905); and activation in 1906-1917, directly related to events in the city, region, and the world. The study examines objects erected by the municipal authorities and city management structure, and presents a list of city architects, engineers and technicians. The publication is based on information from the Commemorative Books of the Primorye Region, early 20th century periodicals of Vladivostok, and funds of the Russian State Historical Archive of the Far East.

Keywords: architectural activity, city architect, city engineer, Vladivostok city government, People's House, Workhouse, Alekseevskaya gymnasium

Введение

С 1898 по 1905 г. во Владивостоке ощутимо снизился темп архитектурной деятельности во всех действующих ведомствах, а также в структуре городского управления. Данные обстоятельства были связаны с тем, что в России и в Дальневосточном регионе произошли события политического и экономического характера, которые сказались на жизнедеятельности не только в морском городе, но и во всей стране.

В 1898 г. Россия подписала с Китаем конвенцию об аренде южной оконечности Ляодунского полуострова площадью около 3,2 тыс. кв. км [12]. Началось проектирование и строительство новой военно-морской базы Порт-Артур и г. Дальний, фокус государственного внимания и финансирования переместился с Владивостока на новые территории. Из Приморской столицы в Китай для крупномасштабных работ переводили военных инженеров и инженеров путей сообщения. Эти специалисты были проектировщиками и строителями не только Владивостокской крепости, военного порта и железной дороги, но и основными кадрами для службы в городской управе.

Реформы С.Ю. Витте в налоговой системе России на рубеже XIX–XX вв. и введение с 01.01.1902 г. в 42 портах попудного сбора [11] внесли изменения в экономику строительства. Владивостокская пресса писала «Установление попуднаго сбора1 для ввозимых в город строительных материалов по всей вероятности поднимет стоимость построек и строительных работ»2. В приморский город из Европы доставляли: кирпич «Hans Mueller» из г. Саргемин, металлические изделия (колонны, лестницы, ограждения, фонари, лифты и др.) с завода «Joly Wittenberg», мозаичную керамическую плитку с фабрики «Villeroy&Boch», г. Метлах [19]. Использование в строительстве качественных материалов и конструкций повышало не только надежность и долговечность объектов, но и эстетический уровень экстерьера и интерьера зданий. Портовый сбор увеличил стоимость ввозимых товаров, что негативно отразилось на ценообразовании при создании частных и городских построек. Кроме того, закрытие порто-франко по нашим границам и «…открытие доступа иностранным товарам через г. Дальний и Ньючуанг в Манжурию, заставило Владивосток потерять внутренние рынки, и закрыло ему внешнюю торговлю. Создавшееся положение поставило Владивосток в тягостные условия, повлекшие разорение торгового населения …» [5]. А так как предприниматели являлись основными заказчиками частной архитектуры и меценатами для возведения общественных зданий для городских нужд, то перечисленные экономические условия заметно привели к депрессии в проектном и строительном направлении.

Серьезный застой во всех отраслях экономики города вызвала Русско-японская война 1904–1905 гг.3 Артиллерийский обстрел Владивостока и его окрестностей с Уссурийского залива кораблями Японской эскадры [2], объявление военного положения в городе [4, с. 469] внесли пессимистичный настрой в развитие региона. С этими же обстоятельствами связан отток населения, эвакуация из города учебных заведений, ряда гражданских учреждений, прекращение строительной деятельности для гражданских нужд, перевод рабочих на постройку укреплений. Тяжелое послевоенное время в Дальневосточном регионе, а также народные волнения в стране спровоцировали социальный кризис во Владивостоке, беспорядки и вооруженные выступления4. Вышеперечисленные трагические события привели к обострению общественной напряженности и, как следствие, к снижению архитектурно-строительной активности – важнейшей составляющей социально-экономических процессов.

Суммарная сила перечисленных факторов отразилась негативно на архитектурной деятельности во всех организациях Владивостока, как гражданских, так и военных. Но особенность работы в структуре городского самоуправления заключалась в том, что она в меньшей степени по сравнению с министерскими ведомствами была подвержена влиянию руководящего центра страны, нестабильному финансированию, политическим перипетиям. Несмотря на то, что действующие условия снизили темп архитектурной деятельности, городские власти продолжали работу. Следующий этап активного проектирования и строительства управой и частным заказчиком начался через год после окончания Русско-японской войны – с 1906 г. В этот период, так же, как и ранее, архитектурную деятельность, проводимую городским самоуправлением, можно разделить на четыре группы процессов: административно-управленческую, межевание и благоустройство территории, проектно-строительные работы по созданию инженерных сооружений, возведение архитектурных объектов.

Проектирование и строительство инженерных сооружений. Строительство Уссурийской железной дороги5, начатое МПС6 в 1891 г., задействовало в административных и проектных решениях Владивостокское городское управление. В 1899 г. муниципалитетом производится отчуждение городских земель для железнодорожных объектов7. В том же году инженеры путей сообщения столкнулись с проблемой прокладки путей через сформировавшийся, застроенный капитальными зданиями центр города. Для решения вопроса было предложено углубить железнодорожное полотно под землю до такой отметки, чтобы поезда проходили под улицами. В 1899 г. два проекта железнодорожных виадуков под улицами Светланская и Алеутская были выполнены инженерами железнодорожного ведомства и архитекторами городской управы8. На заседании думы представитель железной дороги инженер Г. Барабашев выявил недостатки в городском проекте: «В чертежах инженеров путей сообщения виадук соединяется с улицами узкими насыпями по 5 и 3 саж. (10,7 и 6,4 м), а по второму (городскому) проекту насыпи были широки и засыпали нижние части соседних зданий»9. При тщательном рассмотрении оба проекта не удовлетворили городские власти, и на заседании дума решила просить железнодорожное управление в консолидации с городской технической комиссией составить новый проект виадуков, удовлетворяющий требованиям города и железнодорожников10. За короткий срок проект со сложными земляными и проектно-строительными работами не смогли осуществить, поэтому в 1900 г. дума решила «согласиться с проектом управления Уссурийской железной дороги об устройстве постоянных переездов на Светланской и Алеутской улицах»11, которые действовали восемь лет до возведения новых бетонных виадуков.

Межведомственная синергия прослеживалась и в решении острой проблемы водоснабжения города. Изысканием воды занимались морское и железнодорожное ведомства, областное правление, но в большей степени этим актуальным вопросом озадачено было городское самоуправление. В 1890 г. в заседании думы, рассматривающей вопрос пресной воды, участвовал инженер А.Ф. Лаговский. В своем докладе он определил с технической и финансовой стороны необходимый объем водоснабжения с учетом роста города, провел сравнительную характеристику водоснабжения крупных городов России, выявил местные природно-ландшафтные факторы, которые отрицательно сказываются на функционировании колодцев, аргументировал значение капитального общественного водопровода12. В этом же году он выпустил брошюру «Водоснабжение Владивостока», в которой привел характеристики водоносности рек Объяснения, Первой, Седанки, ручьев и озера в бухте Диомид13, и обосновал план водовода из Первой речки с основной магистралью диаметром трубы от 6 до 4 дюймов, растянувшейся вдоль города и бухты Золотой Рог на расстояние около 5 верст (5,3 км)14. Но так как муниципалитет не обладал средствами для реализации масштабного проекта инженера, то, несмотря на рекомендации А.Ф. Лаговского, к концу ХIХ в. во Владивостоке был построен 51 городской колодец. Исследования, проведенные уже в 1899 г. управой, установили, что вода по химическому составу в некоторых колодцах, пробуренных архитектором А.А. Гвоздзиовским, признана негодной к употреблению, и их было решено закрыть. В связи с уменьшением количества колодцев в 1899 г. изыскания воды продолжились, власти выделили на эти цели 6 тыс. руб.15 Исследования председателя Технического общества горного инженера П.Н. Горлова определили, что во Владивостоке невозможно организовывать артезианские колодцы, и необходим водопровод из Первой речки и р. Лянчихэ стоимостью 400–600 тыс. руб.16 Несмотря на проводимые изыскания и разработанные проекты гидротехнических сооружений, проблема с водой в городе долго не была решена.

В послевоенное время продолжилось исследование по обеспечению города водой. В октябре 1906 г., согласно постановлению городской думы №3/5482, был принят на службу имевший опыт работы при Московских водопроводах инженер П.П. Чечулин17. И хотя были выделены ассигнования на приобретение оборудования, изыскание грунтовых вод (в районе р. Лянчихэ) и на устройство водопровода18, вопрос с проектом важного для города сооружения остался открытым. В 1911 г. ввиду суровой зимы воду в город возили из Японии [14]. В 1914 г. возобновилась работа по проектированию водопровода, был создан хозяйственный межведомственный комитет по реализации проекта. От городской управы представителем являлся гражданский инженер В.А. Плансон, от морского ведомства – военный инженер полковник И.Х. Шволковский, который был назначен производителем строительных работ. С ноября 1914 г. его сменил инженер А.Ф. Лаговский19. Комитет работал три года, но средства на строительство в итоге не были выделены. Инженер Лаговский, пристально занимавшийся этим вопросом в течение многих лет, в 1917 г. пришел к выводу, что водоснабжение Владивостока должно иметь государственное значение [14]. А проблемы пресной воды в городе растянулись еще на десятилетия и были решены только в советский период.

Проектирование и строительство архитектурных объектов. Гражданское население военно-морского города ежегодно росло, требовались здания различного функционального назначения, возведением которых занималось городское самоуправление или частные архитектурные компании. Как отмечает местное периодическое издание, строительный сезон последнего года ХIХ в. «дал городу больше двух десятков весьма ценных и красивых зданий»20, среди которых были важные социальные объекты. В апреле 1899 г. дума приняла решение о строительстве Народного дома и Работного дома на 140 человек – здания для проживания, ведения быта и поиска места службы для безработных переселенцев и лиц из рабочего класса. Для возведения Работного дома городские власти выдели участок размером 500 кв. саж. (2276 кв. м) вблизи Солдатской слободки. Были представлены планы, выполненные городским архитектором21. В 1899 г. эту должность занимали гражданские инженеры И.С. Багинов и А.К. Левтеев. Первоначально дом был деревянным. В этом же году на участке рядом с Работным домом на углу ул. Комаровской (ныне пр. Комарова) и Алеутской состоялась приемка городской больницы, а также началось строительство служб и дома для служащих при учреждении. Строителем медицинского объекта был городской архитектор А.К. Левтеев22. В 1901 г. на ул. Корейской (ныне ул. Пограничная), напротив городской больницы возведено кирпичное одноэтажное здание Работного дома. «Дом имеет приспособления для ночлега 112 человек, кухню, столовую, погреб для провизии» [15, с. 138]. Фасад прост в оформлении, расчленен девятью одинаковыми неглубокими нишами, по центру которых расположен оконный проем лучкового очертания (рис. 1).

Рис. 1. Работный дом. Владивосток. 1901. Чертеж А.А. Толкачевой

В 1902 г. началось строительство здания с дешевыми квартирами для бедных площадью 765 кв. саж. (3482 кв. м) на отведенных участках ул. Корякинской и 1-й Морской23. Сдана больница для детей, болеющих инфекционными заболеваниями24. По типовому проекту возведен барак для холерных больных в Матросской слободе25. В 1902 г. в местной прессе обсуждался вопрос о постройке женской прогимназии, в статье указано, что городским архитектором И.В. Мешковым был разработан эскиз будущего здания, а управа выделила участок для строительства учебного заведения между домом военного губернатора и конторою порта26, но данный проект не был реализован. В 1902 г. городские власти приступили к строительству двух крупных крытых базаров на ул. Мальцевской27 (ныне территория стадиона «Авангард») и на побережье с базарной пристанью в районе Семеновского покоса28 (ныне Спортивная набережная). Здания возведены на каменном фундаменте, несущая конструкция объектов – металлический каркас. Планировочное решение было оптимальным для коммерческих функций, каждая торговая лавка была связана каменной лестницей с подвальным складским помещением, перекрытым каменными сводами. Внутреннее пространство базара хорошо освещалось естественным светом за счет сплошного остекления на продольных фасадах и крупных арочных проемов на торцевых, а также тремя фонарями на скатной крыше (рис. 2). В 1915 г. была выполнена реконструкция Семеновского базара. Проект переустройства здания выполнили городские инженеры Берденников и Хлобощин29. Все перечисленные объекты, возведенные управой, были просты и рациональны в объемно-планировочном решении. Так как для города, прежде всего, требовалось элементарное социальное обустройство, то была высока востребованность в быстром строительстве общественных учреждений без архитектурно-декоративных изысков.

Рис. 2. Базар в районе Семеновского покоса. Начало ХХ в. Источник: https://pastvu.com 

Муниципалитет вел архитектурную деятельность открыто для горожан, а с чертежами, сметами и кондициями городских объектов можно было ознакомиться в управе30. Изменились условия работы и оплаты городского архитектора. Если ранее специалисты получали содержание в размере 50 руб. в месяц и вознаграждение за вновь возводимые городские сооружения в размере 5% от суммы производства работ, то с 1899 г. это стало стабильное жалование в размере 5 тыс. руб. в год31. В 1898–1905 гг. должность городского архитектора исполняли гражданские инженеры И.С. Багинов, А.К. Левтеев, И.П. Колупаев, М.Н. Чесноков, военные инженеры Антонов, И.В. Мешков, В.Ю. Петровский (см. таблицу).

Именной список архитектурных кадров владивостокского городского самоуправления

Архитектурная деятельность в структуре Владивостокского городского самоуправление оказывала прямое влияние на частную проектно-строительную практику, специалисты управы рассматривали чертежи, выдавали разрешение или запрет на строительство. В рассматриваемый период изменились условия согласования проектов для индивидуального заказчика, и на заседании думы 07.04.1899 г. установлено, что в «обязанности управы входит бесплатное утверждение планов для возведения построек»32 (рис. 3). Несмотря на незначительный список рассмотренных построек, стоит отметить, что в начале ХХ в. во Владивостоке возводилось много объектов для гражданских нужд, поэтому, находясь на должности городского архитектора, специалисты управы имели непосредственное или косвенное отношение к проектированию и строительству многих жилых, общественных и промышленных зданий, созданных в этот период.

Рис. 3. Пример согласования чертежей городским архитектором.
Чертеж дома В. Педо. «Утвержден Владивостокским Городским Архитектором
Гражданским Инженером Иваном Петровичем Колупаевым 9 сентября 1903 г.».
Источник: Государственный объединенный музей-заповедник истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева

Пережив Русско-японскую войну и восстания, Владивосток восстанавливал городское хозяйство. В 1906 г. начались новые постройки, а также реставрация пострадавших от погромов строений [4, с. 377]. С возрастанием объемов проектно-строительных работ с 1907 г. в управе начинает действовать строительный, земельный, водопроводный, электрический отделы, возглавляемые инженерами, а также техническо-строительная комиссия. Штат перечисленных отделов увеличивается за счет техников, которые имели право вести работу под руководством архитектора или инженера. Строительный отдел в разные годы возглавляли городские инженеры И.С. Багинов (1909–1910), Тищенко (1915), П.Ф. Федоровский (1919–1922). В структуре работали техники А.В. Болховитинов, Н.Л. Цибульский, П.Е. Подолич, А.М. Тищенко, А.И. Лакс. В городскую думу избирались опытные строители владивостокской крепости, Д.П. Колосовский, И.В. Мешков, И.А. Ющенков, гражданские инженеры К.Н. Жак, В.А. Плансон, Ф.Е. Никлевич [6–10]. Расширение штата управы повышало объем и качественный уровень проектно-строительных работ от решения в актуальности объекта для города до возведения и принятия в эксплуатацию.

Городская власть Владивостока возводила новые типы общественных зданий, появившихся в архитектуре российских городов в последней четверти XIX в. Например, 14.09.1907 г. состоялось освящение Народного дома им. А.С. Пушкина, созданного для ликвидации безграмотности и культурно-просветительской деятельность среди рабочего населения. Идею создания Народного дома инициировал инженер путей сообщения В.И. Тренюхин, решение о возведении здания было принято думой 07.04.1899 г.33 Проект был разработан инженером путей сообщения П.А. Микулиным34 и обнародован в управе 13.05.1901 г. [3]. В июне 1902 г. была выполнена планировка участка, расположенного на сложном рельефе. В сентябре же состоялась торжественная закладка объекта, а на мероприятии были выставлены для общественности планы и чертежи дома35. К ноябрю того же года предполагалось окончить здание вчерне и установить крышу, но строительство затянулось на пять лет, так как велось на народные средства.

Здание с переменной этажностью, на что повлияло расположение объекта на склоне с перепадами отметок высот более 4 м и наличие в интерьере крупного объема – зрительного зала. Главный фасад – двухэтажный, на высоком стилобате. По центру расположен рустованный тамбур, перекрытие которого является террасой второго этажа. Центральная часть фасада также выделена пилястрами, которые венчает карниз и аттик с профилированными нишами. Продольный фасад расчленен тремя ризалитами, центральный более широкий с тремя колоннами, над которыми расположен прямоугольный аттик. Боковые ризалиты фланкируют колонны, а завершает треугольный фронтон. Оконные проемы первого этажа – прямоугольные с широкой кирпичной перемычкой. Окна второго уровня сгруппированы по три проема – один арочный полуциркульный и два прямоугольных. По проекту фасад должен быть оштукатурен, но отсутствие средств не позволило выполнить данные отделочные работы, поэтому архитектурные и декоративные элементы классического направления – архивольт, капитель, база и ствол колонн, ниши, тяги, карниз и др. – были выполнены в кирпиче (рис. 4). В Народном доме регулярно проводились лекции и беседы для рабочих и жителей рабочих слободок, публичные чтения, шли занятия вечерней школы и курсов немецкого языка, работал самодеятельный театр [20].

Рис. 4. Здание Народного дома им. А.С. Пушкина. Боковой фасад. Чертеж А.А. Толкачевой

Вопрос просвещения населения городское самоуправление решало также совершенствованием системы образования, и, в частности, возведением новых учебных заведений. Муниципалитет занимался различными вопросами по созданию образовательных учреждений, выносил свои рекомендации по местоположению зданий, выделял землю, организовывал конкурсы проектов, контролировал строительство. В течение 1908 г. три школы были переведены в новые помещения. В 1909 г. шло строительство двух каменных школ в Рабочей слободе и на ул. Китайской, возведена городская «зеленая» гимназия на ул. Суйфунской, временная церковная школа на Первой речке [4, с. 388, 390].

Наиболее значимое учебное заведение – городская женская гимназия, названная горожанами «зеленая» или Алексеевская (ныне ул. Уборевича, д. 8). Для возведения здания городская управа объявила конкурс и рассмотрела 12 проектов. Одобрен был чертеж, выполненный городским архитектором Ф.Ф. Постниковым. Торжественная закладка объекта состоялась 09.10.1907 г., а 07.01.1909 г. проведено освящение гимназии. Здание в плане сложной конфигурации, состоит из двух объемов, крупного прямоугольного, вытянутого вдоль ул. Уборевича, и меньшего в размерах, объединенных переходом, в котором располагается парадная лестница. Она связывает не только 4 этажа, но и два крыла здания, этажи которых находятся на разных отметках высот. Это связано с тем, что архитектурный объект построен на сложном рельефе. Кроме того, такая конфигурация плана создает систему дворов, небольшого хозяйственного с северной стороны и крупного с южной, необходимого для рекреации и проведения общественных мероприятий. Здание возведено из красного кирпича, главный и боковые фасады отделаны декоративным светлым кирпичом, дворовые фасады частично оштукатурены, фриз и ниши под окнами оформлены керамической плиткой зеленого цвета, давшей название гимназии.

Главный симметричный фасад фланкируют два одинаковых ризалита с парой окон на каждом этаже. Вход находится по центру здания в широком проеме лучкового очертания. На оси с входным порталом на всех этажах расположены квадратные витражи и балконы с ажурной кованой решеткой. Первый этаж выделен гладким линейным рустом с сегмевидными оконными проемами. Первый и второй уровни разделяет оштукатуренный декоративный пояс, оформленный профилированными тягами. Окна второго этажа вытянуты по вертикали, лучковое очертание проемов подчеркнуто декоративной перемычкой в виде неглубокой ниши с волнообразными элементами. Окна третьего и четвертого этажа прямоугольные, вытянутые по вертикали, их отличают художественные приемы оформления. Фриз, оформленный керамической плиткой, спускается в межоконных проемах на 1/3 высоты окна. Декоративные элементы вокруг окон верхнего этажа и в подкарнизной части здания формируют цельную композицию, которая опоясывает главный и боковые фасады. Аттики: два одинаковых расположены над ризалитами и один, акцентирующий центральную часть здания. Между ними помещены квадратные тумбы для крепления металлического парапета (рис. 5). На рекреационную территорию гимназии ориентирован южный фасад с высоким цоколем и тремя входами. Оконные проемы на всех уровнях, кроме четвертого, по размеру и оформлению повторяют главный фасад. Последний этаж выделяют полуциркульные высокие окна с замковым камнем, профилированным архивольтом и импостом. Таким приемом архитектор подчеркнул особое назначение помещения – зал для торжественных мероприятий [16]. Ф.Ф. Постников (03.11.1869 – 21.01.1909) служил городским архитектором в 1906–1909 гг. Возведение здание гимназии – редкий пример комплексной работы мастера, его участия практически во всех этапах: проектирования, производства строительных работ, отделки экстерьера и интерьера.

Рис. 5. Здание бывшей городской женской гимназии. Главный фасад. Арх. Ф.Ф. Постников. 1909.
Чертеж А.А. Толкачевой

Время Первой мировой войны для западной и центральной части России стало спадом во многих отраслях. Но во Владивостоке в данный период произошел подъем в экономической сфере за счет резко возросшего грузопотока в коммерческом порту. Несмотря на то, что состав архитектурных кадров во Владивостоке уменьшился за счет мобилизации, объем проектирования и строительства объектов для городских нужд не снизился. Ввиду активной деятельности городской администрации и увеличения штата структуре требовалось расширение площади помещений. И 14.04.1915 г. на заседании думы было принято решение о перестройке здания городской управы. По утвержденной смете реконструкция составила 120 тыс. руб. По проекту, составленному городским инженером-архитектором Л.П. Алхазовым, в существующем здании (рис. 6а) планировалось заменить мансарду третьим этажом, кроме того, сделать трехэтажную пристройку для значительного расширения второго этажа, на котором предполагалось оставить думский зал (расширенный за счет реконструкции), а также устроить новый зал для заседаний городских комиссий. На третьем этаже предполагалось поместить отделы управы36. Проект тогда не был реализован, но проектные предложения Алхазова были осуществлены в 1933 г. (рис. 6б).


а.

б.

Рис. 6, а – здание городской управы. Фото нач. ХХ в. Источник: https://pastvu.com ;
б – чертеж бывшего здания городской управы ул. Светланская, д. 57. Современное состояние.
Чертеж А.А. Толкачевой

С 1914 г. городская управа начинает вести строительство в дачном пригороде Владивостока на территории, расположенной в 15 км от центра города. Возведена школа и санаторий для детей37. Дума приняла решение о создании инвалидного дома в этом же районе, разработку проекта двухэтажного здания и служб при нем выполнял инженер путей сообщения Н.Д. Федосеев38, он также входил в комитет по наблюдению за строительством здания. Кроме общественных учреждений, в пригороде создавались и производственные объекты. На заседании городской управы 28.10.1914 г. специалисты под руководством городского архитектора и инженера городского строительного отдела Л.П. Алхазова рассмотрели чертежи городской скотобойни для строительства в районе Первой речки, разработанные бывшим городским архитектором И.В. Мешковым. Комиссия была не удовлетворена проектом, и И.В. Мешкову было предложено переделать чертежи и перенести объект на Красный мыс вблизи железнодорожной станции Седанка39, так как местоположение, вынесенное за структуру жилой застройки на побережье бухты Амурский залив рядом с железнодорожными путями, более целесообразно для функционирования производственных процессов бойни. Комплекс построек был выполнен из древесины. Основное здание – одноэтажное с надстройкой со сплошным остеклением для хорошего естественного освещения крупного по площади помещения бойни. Фасад производственного здания оформлен декоративными приемами деревянного зодчества: оригинальная расстекловка окон, резные наличники, полотенце на причелине и под карнизом (рис. 7). В настоящее время здание утрачено.

Рис. 7. Городская бойня в районе р. Седанка. Арх. И.В. Мешков. Фото после 1914.
Источник: https://pastvu.com 

В период гражданской войны и иностранной интервенции (1918–1922), владивостокское городское самоуправление практически не занималось вопросами землепользования и регулирования застройки, а также проектно-строительной деятельностью. В это время городское хозяйство было почти полностью разрушено и разграблено, а архитекторы и инженеры покидали город и страну. Городская дума и управа как органы местного самоуправления просуществовали до конца октября 1922 г. – до установления в городе Советской власти [1, с. 59]. Смена политического строя повлекла изменение в административном устройстве и функционировании архитектурной деятельности в муниципальном органе власти.

Заключение

Исследование архитектурной деятельности Владивостокского городского самоуправления начала ХХ в. выявило следующие особенности функционирования структуры:

В исследуемый период штат управы избирался из специалистов различных профессиональных званий (военный инженер, инженер путей сообщения, гражданский инженер, архитектор, техник), многие из которых имели опыт службы в других ведомствах.

С 1875 г. и до конца ХIХ в организации служили в большей степени военные инженеры [17]. На рубеже веков и в начале столетия в город стали прибывать гражданские инженеры (И.С. Багинов, В.К. Гольденштедт, К.Н. Жак, И.П. Колупаев, А.К. Левтеев, В.А. Плансон, Н.Д. Федосеев, М.Н. Чесноков), которые стали пополнять архитектурные кадры управы и думы.

С ростом города, увеличением объемов проектно-строительных работ для гражданского населения увеличивался штат управы, были организованы техническо-строительный отдел и технико-строительные комиссии.

Исследованием выявлен кадровый состав городских архитекторов и инженеров, работавших в 1898–1922 гг. во Владивостоке (см. табл.). Представленный список не полный, перманентные исследования по данной теме выявляют новых фигурантов и новые факты архитектурной деятельности во Владивостоке.

Примечания

1Попудный сбор – платеж, взимавшийся по определенной ставке с каждого пуда груза.

2Владивосток (газета). – 1902. – №19. – 5 мая. С. 4.

3Высочайший манифест // Владивосток (газета). – 1904. – №5. – 1 февр.

4РГИА ДВ Ф. 28. ОП. 1. Д.88. Комиссия по определению убытков, причиненных населению г. Владивостока во время беспорядков 30–31.10.1905 г.
РГИА ДВ Ф. 28. ОП.1. Д. 601. Следственная комиссия о происшедших 12.11.1905 г. беспорядках.
РГИА ДВ Ф. 28. ОП.1. Д. 582. Военно-следственная комиссия о событиях 10–11.01.1906 г.

5Уссурийский участок Великой Сибирской железной дороги – Транссибирской магистрали.

6МПС – Министерство путей сообщения.

7Владивосток (газета). – 1899. – № 4. – 24 янв. – С. 8.

8В 1899 г. на должности городского архитектора служили И.С. Багинов, А.К. Левтеев.

9Владивосток (газета). – 1899. – №46. – 14 ноября. С. 4.

10Там же.

11Там же. – 1900. – №13. – 26 марта.

12Там же. – 1890. – №25. – 24 июня. С. 4-5.

13Там же. – №28. – 15 июля. С. 5-6.

14Там же. – №31. – 5 августа. С. 4–5.

15Там же. – 1899. – №38. – 19 сентября. С. 4.

16Там же. – №10. – 7 марта. С. 4-6.

17ГАПК. Ф. 28. Оп. 1. Д. 416. С. 94.

18Там же. С. 96–99.

19Далекая окраина (газета). – 1914. – № 2352; № 2355; 1915. – № 2465.

20Владивосток (газета). – 1899. – № 39. – 26 сент. – С. 4.

21Там же. – №15. – 11 апреля. – С. 1, 3.

22Там же. – 1902. – №14. – 31 марта. – С. 2.

23Там же. – №26. – 23 июня. – С. 2.

24Там же. – №30. – 21 июля. – С. 6.

25Там же. – № 44. – 27 окт. – С. 3.

26Там же. № 5. – 27 янв. – С. 2.

27Там же – 1902. – №6. – 3 февраля. С. 2;– №33. – 11 авг. – С. 6. – №37. – 8 сент. – С. 3.

28Там же. – №26. – 23 июня. – С. 5; – №16. – 14 апр. – С. 8.

29Далекая окраина. – 1915. – № 2541.

30Владивосток (газета). – 1899. – №45. – 7 ноября. С. 4.

31Там же. – №11. – 14 марта. – С. 5.

32Там же. – №15. – 11 апр. – С. 4.

33Там же. – №15. – 11 апр. – С. 1.

34Там же. – 1902. – №27. – 30 июня. С. 3; №3. – 13 янв. – С. 3; №12. – 17 марта. – С. 2.

35Там же. – 1902. – №37. – 8 сент. – С. 1.

36Далекая окраина. – 1915. – № 2541.

37Там же. – 1914. – № 2359.

38Там же. – 1915. – № 2494.

39Там же. – 1914. – № 2383. – С. 3

References

1. Anikeev, V.V., Obertas, V.A. (2007). General plans of Vladivostok. History, problems, solutions. Vladivostok: Dalnauka (in Russian)

2. Voronkova, G.M., Dvinskikh, Z.I., Kashirina, T.V. et al. (1960). Collection of historical documents (1860-1907). Vladivostok: Primorye Book Publishing House. (in Russian)

3. Likhansky, Yu.I., Turmov, G.P. (2005). Vladivostok on postcards: Old Town: 1900-1918. Vladivostok: FESU (in Russian)

4. Matveev, N.P. (2012). A brief historical sketch of Vladivostok. Second edition. Vladivostok: Rubezh. (in Russian)

5. National Electronic Library. Overview of the Primorsky Region by year (1876-1916). [online] Available from: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003521552/?ysclid=lptc9lwil617651220  (in Russian)

6. National Electronic Library. Commemorative book of the Primorsky region for 1902. [online] Available from: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_DIGIT_65953/?ysclid=lptch42ozp837653688 . (in Russian)

7. National Electronic Library. Commemorative book of the Primorsky region for 1909-1910. [online] Available from: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_DIGIT_79044/?ysclid=lptcj4x4ze404412294  (in Russian)

8. National Electronic Library. Commemorative book of the Primorsky region for 1912. [online] Available from: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_DIGIT_75827/?ysclid=lptckqzrso736185802    (in Russian)

9. National Electronic Library. Commemorative book of the Primorsky region for 1913. [online] Available from: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_DIGIT_79033/?ysclid=lptclw5n5c617409816 (in Russian)

10. National Electronic Library. Commemorative book of the Primorsky region for 1916. [online] Available from: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_DIGIT_79035/?ysclid=lptcn0bb1x581461819   (in Russian)

11. The Runivers Electronic Encyclopedia and Library. The Complete collection of laws of the Russian Empire. Vol. 21. [online] Available from: https://runivers.ru/lib/book3139/10019/  (in Russian)

12. Lukoyanov, I.V., Pavlov, D.B. (2018). Port Arthur and Dalny, 1894-1904: the last colonial project of the Russian Empire. Collection of documents. St. Petersburg: CGI Print (in Russian)

13. 100 main documents of Russian history. (2017). The Portsmouth Peace Treaty between Russia and Japan. [online] Available from: https://web.archive.org/web/20170913063531/http:/xn--d1aml.xn--h1aaridg8g.xn--p1ai/20/portsmutskiy-mirnyy-dogovor-mezhdu-rossiey-i-yaponiey/  (in Russian)

14. Suprunova, E.P. (2020). The activities of local self-government bodies to improve the sanitary and hygienic situation in Vladivostok and the Primorsky region in the context of modernization at the beginning of the 20th century. Genesis: historical research, [online] No. 8. Available at: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=33490 (in Russian)

15. Library of the Russian Geographical Society. (2023). Vladivostok reference book with additional information about the Far East. [online] Available from: https://elib.rgo.ru/handle/123456789/229517  (in Russian)

16. Tolkacheva, A.A. (2021). The architecture of educational institutions in Vladivostok of the pre-revolutionary period. Architecture and Design: History, Theory, Innovations: proceedings of the fifth International Scientific Conference. Vladivostok: Polytechnic Institute. (in Russian)

17. Tolkacheva, A.A. (2021). Architectural activity in the structure of Vladivostok city government: The initial stage. Architecton: Proceedings of Higher Education, [online] No.2(74). Available at: http://archvuz.ru/en/2021_2/11 . (in Russian)

18. Turmov, G.P., Khisamutdinov, A.A. (2010). Vladivostok. Moscow: Veche. (in Russian)

19. Lapshina, E.A., Likhanskii, Y.I, Tolkacheva, A.A. (2019). State-of-the-Art Research Methodology for Restoration of Architectural Monuments. International Multi-Conference on Industrial Engineering and Modern Technologies «Far East Con». [online] Vladivostok: Published under licence by IOP Publishing Ltd IOP. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science (EES), Volume 459, Chapter 4.

20. Primorsky Regional Public Library named after A.M. Gorky. (2017). 110 years of the People's House in Vladivostok (1907). [online] Available from: https://pgpb.ru/news/detail/442/ . (in Russian)

Citation link

Tolkacheva, A.A. Architectural activity in the structure of the Vladivostok city government: the beginning of the 20TH century //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2023. – №4(84). – URL: http://archvuz.ru/en/2023_4/10/  – doi: 10.47055/19904126_2023_4(84)_10


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 06.11.2023
Views: 78