Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №4 (84) December, 2023

Тown planning

Agafonova Ekaterina A.

Doctoral Student.
Research supervisor: Professor A.G. Vaitens, Doctor of Architecture,
Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering.

Russia, St. Petersburg, e-mail: artk96@mail.ru

Historical urban planning analysis of the Kama and Toima riverside areas (on the example of the city of Elabuga in the 19TH -20TH century)

УДК: 711.01.09
DOI: 10.47055/19904126_2023_4(84)_17

Abstract

In cities on large rivers, increasing attention is being given to coastal areas as the basis for their sustainable development. At the same time, most of the development proposals are too radical and require significant financial investments that are not available in small cities. To make the right decisions, a historical urban-planning analysis is required to identify the reasons for the decline of coastal areas, and further arguments are needed in support of decisions for their transformation. This study is an attempt to verify the statement that the sustainable development of coastal areas should take into account the previous evolutionary trends, and their development needs to be monitored regularly in order to make timely adjustments to their functional zoning. Using the example of the old city of Elabuga located on two rivers, Kama and Toima, the main reasons influencing its zoning are highlighted. Depending on momentary interest in a particular function, it may either evolve and flourish or fall in decline, but is never completely driven out. Based on the analysis, a potential path for the development of coastal areas is identified by raising social interest and demand for historical functions through their renovation, additions, and improvement of accessibility.

Keywords: Elabuga, coastal territories, functional zoning, historical analysis, development prospects

Введение

В настоящее время в стратегии развития городов прибрежные территории занимают особое место в структуре этих городов. Река является естественной осью урбанизированной среды и создает уникальные природные факторы, которые влияют на все прилегающие к ней территории. Внимание к грамотному функциональному зонированию и рациональному использованию наиболее ценных прибрежных территорий становится одним из ключевых направлений устойчивого развития городов. Большинство исторических функций использования прибрежных территорий городов на крупных реках не возникает на пустом месте: для них выбираются из доступных для развития наиболее подходящие места.

Большинство функций, существующих на современных прибрежных территориях, уже были заложены при основании городов в укрупненном масштабе. В процессе жизни и технологического развития городского общества те или иные функции могут как развиваться, так и постепенно затухать в зависимости от проявляемого к ним интереса. В связи с этими процессами те или иные участки могут приходить в упадок и превращаться в депрессивные районы, выпадающие из повседневной жизни города.

В то же время большинство современных теорий основывается на анализе уже сложившихся проблем речных берегов в структуре населенных пунктов и предлагает радикальные решения, связанные с полным изменением их функционального зонирования. Данные предложения чаще всего сложно воплотить в жизнь ввиду их высокой стоимости и нехватки финансирования таких крупных проектов. Однако, если провести исторический анализ территорий и установить потребности и факторы социальной жизни городов, которые повлияли на появление этих функций, можно выявить не только их культурную и общественную ценность, но и создать альтернативные пути развития прибрежных территорий. В таком случае решением будет являться не полное вытеснение этих функций, а их уменьшение согласно современным требованиям. На высвобожденных территориях возможна организация дополнительных функций, которые могли бы дополнить основную и привнести жизнь в эти депрессивные места. Именно поэтому важно уметь вовремя оценить и работать с уже существующим потенциалом прибрежных территорий, чтобы избежать утраты материального и культурного наследия места.

Гипотеза статьи строится на предположении, что для устойчивого развития прибрежных территорий необходим учет предыдущих тенденций эволюции и постоянный мониторинг актуальности их наполнения для внесения своевременных корректировок в функциональное зонирование.

В качестве предмета исследования выбраны систематизация и анализ развития приречных территорий города с градостроительной точки зрения. Объектом исследования стали прибрежные территории Елабуги как примера древнего города на крупном торговом пути по Каме, прошедшего различные этапы исторического и технологического развития.

Теоретические аспекты устойчивого развития набережных городов описаны в трудах А.Г. Большакова, А.П. Вергунова, К.С. Евдокимовой, Д.В. Бобрышева, Т.В. Саваренской и др. Вопросами исторического развития прибрежных городов Камского бассейна посвящены работы М.Ш. Фазлеева, И.В. Назаровой, Р.Г. Насырова, Х.Г. Надыровой, Е.С. Пономарева, А.Е. Семиной и др.

Методика исследования

В исследовании применяется историко-генетический метод с целью анализа функционального зонирования прибрежных территорий Елабуги. Использование данного метода позволит определить причины возникновения тех или иных функций, а также проследить их эволюцию до сегодняшних дней. Подобная периодизация поможет выявить причины прихода в упадок территорий, а также стать основой для разработки потенциальных путей их развития. На основе анализа исторических графических и фотоматериалов, архивных карт составляется хронология эволюции структуры прибрежных территорий города.

Результаты исследования

Эволюция градостроительного развития Елабуги в роли крепости-мечети XI в.

Елабуга – древний город в месте впадения р. Тоймы в р. Каму, первые упоминания о котором датируются XVII в. Однако археологические находки позволяют утверждать о существовании в этом месте поселения уже в 1005–1010 гг. н.э. Город находился на летне-зимней переправе через Каму, на правом высоком берегу реки. В болгарский период он становится составной частью торгово-караванной дороги из центральных районов Волжской Булгарии в среднее и верхнее Прикамье и далее до Ледовитого океана. В XII в. была сооружена белокаменная мечеть-крепость на стратегически важной точке – возвышенном берегу Камы, со всех сторон защищенном от нападения врага и дающем возможность обзора речной долины на больших расстояниях (рис. 1). Укрепление имело большое значение для установления контроля Булгарским государством над торговыми путями.

Рис. 1. Чертово городище. Схема по А. Халикову.
Источник: Хузин Ф.Ш., Булгарский город в X – начале XIII в. Казань: Мастер-Лайн, 2001

Рис. 2. Башня Чертова городища. Фото 1900–1912 гг. Источник: https://pastvu.com 

В ходе дальнейшей жизни города, вхождения в состав Российского государства и снижения потребности в обороне от внешних врагов снизилась и потребность в оборонных функциях. С притоком в город русского населения во времена Ивана IV и заложением первой Покровской церкви на берегу Тоймы, вектор общественного внимания смещается. Новым центром города становится низкий берег как более удобный для жизни на реке в мирное время.

В 1614–1616 гг. в стенах частично разрушенной цитадели был православный мужской Троицкий монастырь, перенесенный оттуда в новые здания на этой же территории. Монастырь просуществовал до 1764 г., затем был упразднен. Одна из его деревянных церквей (Успенская) была перевезена в с. Танайку, другая (Троицкая) – на городское кладбище Елабуги. Таким образом, древняя крепость-мечеть теряет свою актуальность для городской среды, за древней постройкой (к тому моменту, вероятно, уже бывшей частично разрушенной) не было надлежащего присмотра. К 1834 г. местные жители буквально разобрали ее на камни до самых фундаментов [1] На ее месте сохранилась только южная башня, покрытая деревянной кровлей и некоторое время существовавшая как монастырская церковь.

Отсутствие интереса со стороны местных жителей и, как следствие, должного ухода за древней постройкой привело практически к полной утрате памятника материальной культуры XI в. Когда в 1867 г. по инициативе купца И.В. Шишкина было проведено восстановление разрушенной башни (рис. 2) и проведены раскопки трех крепостных валов со рвами и старых фундаментов крепости, от памятника уже практически ничего не сохранилось [2].

Таким образом, на примере данной крепости можно пронаблюдать эволюцию функционального назначения одной из береговых территорий Елабуги в естественном ее проявлении. Сначала создавалось стратегически важное сооружение, затем с утратой актуальности этой функции она постепенно замещалась другой, имевшей спрос в обществе на тот момент. Далее, без должного внимания и развития территории, и эта функция выносится в другое место, а пустующее строение остается без присмотра. Такое халатное отношение и отсутствие своевременного внешнего вмешательства имеют большие последствия для современного города. Единственная сохранившаяся башня крепости-мечети на сегодняшний день является уникальным памятником культуры города, а также его главной туристической достопримечательностью. Однако данная постройка не шла бы ни в какое сравнение с тем, что могло бы быть на этом месте.

Однако еще не поздно обратить внимание на развитие исторически сложившихся функций прибрежных территорий Елабуги, которые также требуют особого внимания со стороны общества. У города есть две набережные, каждая из которых обладает собственными особенностями и потенциалом развития.

Елабуга – православный центр  XVI в.

Камские прибрежные территории изначально складывались в качестве портовых и складских ввиду проходившего по реке северного ответвления Великого шелкового пути. Крутой берег, изначально помогавший при обороне города, в мирное время накладывал значительные ограничения на его развитие. Узкая полоса низкого берега почти полностью была занята пристанью, часть построек (таких как речной вокзал) даже располагалать на воде.

Тойма, как более мелководная и менее протяженная река, не могла соревноваться с Камой по значимости, поэтому на ней существовали только небольшие городские пристани. В низкой долине в зоне разлива располагались крестьянские дома и склады. В то же время набережная Тоймы являлась культурным и религиозным центром города. Эта функция закрепляется за берегом еще при Иване Грозном со строительством первой Покровской церкви. Выбор места обусловлен удобством связи города с водой, необходимой для ежедневных бытовых нужд и досуга населения, а также достаточной высотой берега для создания парадной панорамы города и защиты каменных строений от затопления. Таким образом, происходит разнесение двух важных для развития города функций, вызванных природными условиями двух рек. Их связь осуществляла дорога, проходившая вдоль верхней набережной Тоймы, напрямую соединяя их. Это историческое направление сохраняется на протяжении всей эволюции города.

Период регулярной перепланировки начала XIX в.

Современная регулярная структура исторического центра была заложена во времена правления Екатерины II, что получило свое отражение на картах 1806 г. (рис.3). Указом императрицы предписывалось проложить в Елабуге три улицы, параллельные набережной, и рассечь их семью поперечными, по периметру предусматривались оборонительные укрепления – земляные валы [3]. Таким образом, город сохранял черты военного поселения и в то же время не отрывался от воды для повседневной жизни. Набережная Тоймы получает дальнейшее развитие в статусе социально-культурного центра города со строительством кафедрального собора Спаса Нерукотворного Образа в 1808–1816 гг. и церкви Николая Чудотворца в 1813–1818 гг., переносом в эти места других религиозных построек. Помимо религиозных функций, развиваются и светские: на набережной построено каменное здание присутственного места и расположена одна из трех городских площадей.

Рис. 3. Фрагмент Генеральной карты Вятской губернии. 1806. Источник: http://retromap.ru 

Елабуга – промышленный и торговый узел конца XIX в.

Конец XIX в. для Елабуги ознаменовался активным развитием промышленного и торгового дела. На карте 1886 г. (рис. 4) имеется несколько дорог, связывающих центр Елабуги с портом на Каме в месте впадения Тоймы. Главная связь – Набережная улица – является пешеходной. Это единственная улица, сохранившаяся из старой дорегулярной планировки города; она «подчиняется» естественному рельефу [4]. Вдоль дороги отмечены редкие постройки нерегулярного характера – крестьянские дома и склады. На набережной Камы есть несколько деревянных построек – пристаней и чайных. В связи с постоянными затоплениями низкого берега Камы и ограниченной площади пригодных для застройки участков, а также сезонности использования судоходных путей все строения предпочитали делать некапитальными: деревянными или плавучими (рис. 5, 6). По реке проходит связь с соседними поселениями – с. Бережные Челны, пос. Бондюжским и пристанью Тихие Горы, а также другими крупными городами Камы и Волги. Помимо пассажирской, порт имеет немаловажную логистическую функцию: отсюда отправляется продукция местных производств и привозятся товары, необходимые для жизни города [5].

Рис. 4. Фрагмент сокращенного плана участка р. Камы от устья р. Белой до впадения в Волгу. 1886.
Источник: https://maps.southklad.ru/forum/viewtopic.php?t=4046 

Рис. 5. Елабужская пристань. 1890–1917. Источник: https://pastvu.com 

Рис. 6. Чайная на Елабужской пристани. 1890–1917. Источник: https://pastvu.com 

В тот же период на Большой Покровской улице вдоль Тоймы на ее верхнем берегу идет активное строительство каменных особняков богатых купцов и предпринимателей, формирующих парадный водный фасад города [5]. Акцентными доминантами на их фоне продолжают оставаться религиозные постройки с высокими белыми колокольнями. Получает регулярное оформление и комплекс зеленых садов и скверов, идущих по юго-западной границе города вдоль дороги к Камскому причалу (рис. 7). В устье Тоймы также имелась пристань, к которой ежедневно прибывали хлебные баржи и другие маломерные суда.

Рис. 7. План уездного города Елабуги Вятской губернии. 1910. Источник https://rodnaya-vyatka.ru 

Переосмысление Елабуги в роли советского города XX в.

После Революции меняется идеология городского общества, а вместе с ней и приоритетность функционального наполнения прибрежных территорий. В послевоенные годы начинается развитие города на запад, по верхнему берегу Камы (рис. 8). Ведется активная застройка города типовыми жилыми кварталами панельного домостроения. Порт на Каме активно развивается, принимая большие пароходы на плавучих двухэтажных пристанях (рис. 9). Дорога к центру города также расширена и выложена камнем для удобства использования (рис. 10). Транспортировка нефти из новых нефтедобывающих производств также осуществлялась по Каме до окончания строительства нефтепроводов и автомобильного моста через реку в районе Набережных Челнов.

Рис. 8. Фрагмент подробной карты мира. 1985. Источник: http://retromap.ru 

Рис. 9. Плавучая пристань у камской набережной в Елабуге. 1968. Источник: https://pastvu.com 

Рис. 10. Дорога на пристань (ул. Шишкина). 1955–1965. Источник: https://pastvu.com 

Религиозные функции Тоймы сходят на минимум, здания монастырей и церквей пустуют и ветшают без должного ухода, повторяя судьбу мечети-крепости Чертова городища (рис. 12). В особняках купцов открывают социальные и образовательные учреждения, благодаря чему жизнь в прибрежных районах не ослабевает, а здания не разрушаются (рис. 11). Низкая долина Тоймы продолжает использоваться в статусе сельхоз земель с деревянными избами-срубами и традиционными дворами ввиду сильной затопляемости территории (рис. 13).

Рис. 11. Курсанты Казанского военно-политического училища на фоне Спасского собора 1949.
Источник: https://pastvu.com 

Рис. 12. Покровская церковь в Елабуге. 1981. Источник: https://pastvu.com 

Рис. 13. Вид на Чёртово городище из села Подмонастырка. 1953. Источник: https://pastvu.com 

Елабуга как один из центров современной Камской агломерации

В настоящее время экспансивное развитие Елабуги вдоль набережных Камы и Тоймы ограничено охраняемыми территориями Танаевского леса на западе и участками СНТ на востоке. Со снятием советских ограничений на свободу вероисповедования и возрождения интереса населения были восстановлены исторические церкви и монастыри, находившиеся в аварийном состоянии. Социальные функции в бывших купеческих усадьбах, также остались неизменными ввиду не снижающегося спроса на них. Набережная Тоймы неизменно продолжает оставаться историческим, религиозным и культурным центром не только Елабуги, но и окружающих ее городов Камской агломерации: Нижнекамска, Набережных Челнов, Менделеевска. В этих городах, к сожалению, почти не сохранилось объектов культурного наследия в таком объеме, как в Елабуге. В связи с этим город носит статус культурного центра агломерации и привлекает большие потоки туристов ежегодно [6].

Сейчас остро стоит вопрос затопляемости нижней долины Тоймы, а вместе с ней и сохранившихся там индивидуальных жилых домов [7]. Предпринимаются попытки устройства берегоукрепительных мероприятий, призванных решить эту проблему. Однако очень важно, чтобы после этого не было принято попыток смены функционального назначения долины с зеленой рекреации и важного природного пояса города на застройку многоквартирным жильем, что приведет к уменьшению ценного туристического значения города.

Наибольший упадок на сегодняшний день испытывает функция порта на Каме. Это связано с появлением новых, более эффективных, средств транспортировки грузов, что привело к общему снижению судоходного потока по реке. На смену ему пришел туристический поток, диктующий свои требования. В 2020 г. была торжественно открыта новая современная стационарная пристань для теплоходов, прибывающих по Каме. Таким образом, удается возродить судоходные традиции, появившиеся здесь более тысячи лет назад. В то же время не стоит забывать о культурном наследии плавучих барж – вокзалов и летних кафе, встречающих людей на середине пути к центру Елабуги. В условиях ускоряющегося темпа жизни населения, а также наиболее популярного формата посещения города – экскурсии выходного дня – особенно важно развивать быстрый и удобный общественный транспорт, который помог бы сократить путь от пристани к основным объектам досуга [8]. Помимо этого, также возможно применение современных инженерных решений – таких как устройство вертикального транспорта, соединяющего пристань с жилой частью на верху берега. Это поможет сократить путь жителей к удобному виду водного транспорта и повысит его привлекательность в качестве средства передвижения между другими городами агломерации. С туристической точки зрения такой подъемник уменьшит маршрут до Танаевского леса, а также даст возможность развития туристической инфраструктуры на верхнем берегу ввиду дефицита территорий для этого внизу.

Выводы

Таким образом, в результате историко-генетического анализа были выявлены основные функции набережных Елабуги. Они были изначально заложены укрупненными в тех местах, где это было обосновано природными и социально-экономическими условиями. Город возник в качестве мусульманского религиозно-оборонного укрепления на самых пригодных для этой цели территориях высокого берега Камы. Появление крепости именно в этом месте стало ответом на потребность в защите прилегающих земель от инородных вторжений. С приходом власти Ивана Грозного и активному сдвигу границы государства от города, необходимость в обороне территорий исчезла. С приходом новой православной религии роль Елабуги как мусульманского центра также ослабла, сменив вектор развития в сторону строительства монастырей и церквей. В период светской власти Екатерины II в начале XIX в. город начал также активно перестраиваться по царившим тогда идеям рациональности и регулярности, а к концу века уже приобрел окончательно оформленный вид в качестве промышленного и торгового центра. Советская власть внесла в структуру инновационные для своего времени градостроительные структуры – самодостаточные и социально обеспеченные жилые кварталы на высоком берегу Камы. Их строительство было продиктовано активным развитием промышленности на севере города и необходимостью размещения прибывающего населения. На сегодняшний день главным фактором, влияющим на развитие прибрежных территорий Елабуги, является социальная потребность в новых эстетических и функциональных пространствах, а также развитие туристическо-рекреационного потенциала.

В процессе развития города и смещения вектора социального интереса и востребованности к тем или иным функциям, исторические территории могли приходить в упадок или, наоборот, получать новый виток развития, актуализироваться и приспосабливаться под новые потребности городского сообщества. В то же время результаты анализа говорят о том, что необходимо проводить постоянный мониторинг и актуализацию функционального зонирования набережных. В случае отсутствия должного контроля это может привести к пагубному запустению территорий, а в некоторых ситуациях и к утрате их особо ценных свойств (как это произошло с крепостью Чертова городища).

Проведение историко-градостроительного анализа функционального зонирования прибрежных территорий актуально для всех городов, имеющих непосредственную связь с реками. В исторических городах функциональное зонирование порой могло закладываться в качестве ответа на конкретные на тот момент потребности жителей населенного пункта. Данный анализ позволит выявить причины появления тех или иных назначений территорий, а также подсказать новые пути по их актуализации. В случае современных городов, вовлекающих новые прибрежные территории в свою жизнь, анализ позволит собрать базу данных актуального на момент создания функционального зонирования и на его основе составить дальнейший план развития.

References

1. Erdman, F.I. (1834). Notes taken during a trip along the banks of the Kama River and in the Orenburg province. Zavolzhsky Muravei, No.2, pp. 76-78, 86-89; 324-340 (in Russian).

2. elabuga.com, (2023). Elabuzhskoe gorodische [Online]. Available from: http://www.elabuga.com/ancientTown/aboutAncientTown.html  (in Russian).

3. Cheshkova, L. (2007). Elabuga’s old-timers. [Online] Vokrug Sveta. Available from: https://www.vokrugsveta.ru/vs/article/3669/  (in Russian).

4. Fazleev, M.Sh. (2016). Traditions and methods of development of the architectural and landscape environment of the historical center of the city of Elabuga. Izvestya KazGASU [Online], Vol. 4 (38). Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsii-i-priemy-formirovaniya-arhitekturno-landshaftnoy-sredy-istoricheskogo-tsentra-goroda-elabuga  (in Russian).

5. Lavrentiyev, K.V. (1890). The Geography of the Vyatka province. A course of homeland studies for urban schools, senior departments of rural two-class and one-class zemstvo primary schools, parochial schools, and junior classes of secondary educational institutions located in the Vyatka province. Vyatka: Typography of Maisheva, pp.128-135 (in Russian).

6. Timofeeva, L.S, Vagapova, F.G., Akhmetova, A.A. (2017). Museum-Reserve as a center for tourism development in a historical city (on the example of the activities of the Elabuga State Historical, Architectural and Art Museum-Reserve). Modern Issues in Services and Tourism [Online], Vol. 2. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/muzey-zapovednik-kak-tsentr-razvitiya-turizma-v-istoricheskom-gorode-na-primere-deyatelnosti-elabuzhskogo-gosudarstvennogo-istoriko (in Russian).

7. TAT Media Novaya Kama, (2019). In Elabuga, preparations are underway for the second stage of bank protection work on the Toima River. [Online] Available from: https://elabuga-rt.ru/news/novosti/v-elabuge-idet-podgotovka-ko-vtoroy-ocheredi-rabot-po-beregoukrepleniyu-reki-toyma  (in Russian).

8. Danilevich, V.V., Rubtsov, V.A., Baibakov, E.I. (2016). Elabuga as the center of the tourism cluster of the Republic of Tatarstan. Scientific notes of the Crimean Federal University. Geography. Geology [Online], Vol. 3. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/elabuga-kak-tsentr-turisticheskogo-klastera-respubliki-tatatstan   (in Russian).

Citation link

Agafonova, E.A. Historical urban planning analysis of the Kama and Toima riverside areas (on the example of the city of Elabuga in the 19TH -20TH century)//Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2023. – №4(84). – URL: http://archvuz.ru/en/2023_4/17/  – doi: 10.47055/19904126_2023_4(84)_17


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 19.09.2023
Views: 58