Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №4 (84) December, 2023

Environment design

Aitov Ramil R.

PhD (Architecture),
Professor, Department of Reconstruction, Restoration of Architectural Heritage, and Fundamentals of Architecture,
Kazan State University of Architecture and Engineering.

Russia, Kazan, e-mail: ramilaitov@yandex.ru

Afanasyeva Elena A.

PhD (Psychology), Assistant professor. 
Kazan State University of Architecture and Engineering.

Russia, Kazan, e-mail: elenaalex2011@yandex.ru

National identity colors of the historical city blocks of Kazan

УДК: 72.017.4:711.585
DOI: 10.47055/19904126_2023_4(84)_23

Abstract

The research is devoted to the architectural identity of historical blocks in Kazan, the capital city of the Republic of Tatarstan. The paper raises the issue of national identity regarding the city blocks in the Old Tatar settlement and explores the history of the architectural environment and gradual decay of its identity, including the national one, by the end of the 20th century. The system of national color identifiers of Tatar architecture is described. The possibilities of their use on different types of buildings and structures are discussed. The experiences in developing and implementing various color solutions in the reconstruction of buildings in the Old Tatar settlement are reviewed. The color environment of the area during reconstruction is analyzed. Productive methods for professional interpretation of national color traditions in the urban environment are revealed. The study has enabled recommendations to be formulated for the development of color solutions for the historical part of the Old Tatar settlement in Kazan with the aim of recreating the national identity of the architectural environment.

Keywords: architectural coloristics, national identity, historical city blocks

Введение

Тема идентичности городской среды в последние годы становится все более популярным направлением в архитектурно-градостроительной теории и практике. Негативные изменения городских структур, ведущие к формированию некомфортной и непривлекательной среды, риск потери городом «собственного лица», – эти проблемы требуют неотложных решений с опорой на какую-либо идею, способную направить ход позитивных преобразований. Концепция идентичности среды оказалась в этом отношении достаточно продуктивной.

В данном исследовании мы опираемся на работы А.А. Скалкина [14, 15] и Г.В. Есаулова [5], в которых изложена систематизация подходов к изучению идентичности, выявление ее содержания применительно к архитектуре, перечень методов исследования. В обобщенном виде идентичность среды – это сложная система, включающая взаимосвязанные факторы природного, антропогенного, культурно-исторического, социально-психологического характера. В связи с этим каждое частное исследование идентичности может быть сфокусировано на определенной группе факторов в зависимости от объекта, предмета и целей исследования. Мы понимаем под идентичностью городской среды ее тождественность определенному культурному содержанию, преемственность ее развития в контексте сохранения и воспроизведения базовых характеристик этого культурного содержания, и, следовательно, ее узнаваемость. Это направление в изучении идентичности среды связано с понятиями «образ города», «восприятие города, ракурсы восприятия», «дух места», «трансляция городом своего культурного кода» [14].

Архитектура является и одним из факторов системы идентичности, и средством ее выражения. Архитектура в контексте изучения идентичности может быть рассмотрена на уровне региона, населенного пункта (города, села) и конкретного объекта. Объектами выступают визуально воспринимаемые элементы архитектурной среды: кварталы, улицы, здания, элементы городского дизайна. Проблема сохранения идентичности приводит к поиску «глубинных истоков региональной архитектуры», «к возрождению культурных традиций» [5, с. 14].

Изучение идентичности исторических районов Казани находится на этапе становления. Исторические кварталы Казани неоднородны по составу застройки и функциональным особенностям, по истории развития и степени сохранности исторической среды. Центральные исторические кварталы города существенно отличаются от бывших пригородных слобод, последовательно присоединявшихся к городу начиная с XVIII в. На современном этапе исследовательской и проектной практики территории некоторых бывших слобод (Адмиралтейская, Ямская) уже изучены с точки зрения идентичности [9, 16] в целях разработки концепции их реконструкции и развития. Реконструкция кварталов бывших татарских слобод Казани была начата около 20 лет назад, и исследования по ним в контексте проблемы идентичности среды только начинаются. Мы полагаем, что данная концепция может быть продуктивно использована, во-первых, для осмысления и оценки уже полученного опыта реконструкции на этих территориях, во-вторых, для оптимизации дальнейшего процесса развития городской среды. Этим определяется актуальность и научная новизна данного исследования.

К концу XX в. в исторических районах Казани сложилась негативная ситуация в отношении старой жилой деревянной застройки – ветхость зданий, отселение жителей, разрушение и опустошение целых кварталов как в центральной части города, так и на территориях бывших слобод. Это привело к угрозе утраты городом значительной составляющей своего исторического образа. В этих условиях в 1999 г. была организована историко-культурная заповедная территория «Старо-татарская слобода».

Основную часть исторической застройки данной территории составляли жилые усадьбы, частично подобные татарским усадьбам сельских населенных мест [12]. В исследовании архитектурно-исторической среды татарских сел (на рубеже XIX–XX вв.) Х.Г. Надырова и Т.В. Вавилонская вводят понятие национальной идентичности среды [11]. Национальная идентичность среды татарских селений проявлялась идентификаторами (идентификационными кодами) пространственно-планировочного, объемно-планировочного и архитектурно-декоративного содержания. При этом архитектурная среда татарских селений воплощала симбиоз национальных традиций с требованиями российской администрации и некоторыми влияниями русской культуры. То же самое можно было наблюдать и в застройке Старо-татарской слободы аналогичного (дореволюционного) периода [12, 17].

Исследования татарской культуры, в том числе строительной, активно проводились на протяжении всего XX в. и далее. Это работы М.Г. Худякова (1924), П.М. Дульского (1925), Н.И. Воробьева (1926, 1953),Ф.Х. Валеева (1965, 1969,1984 [3]), Р.С. Айдарова (2009, 2015), и многих других. В исследованиях выявлены наиболее характерные национальные признаки татарской культуры, один из них – своеобразная полихромия оформления культовых и жилых построек. В наших предыдущих исследованиях дан перечень традиционно используемых цветов и приемов национальной архитектурной колористики [1, 2], а также выявлено ее наиболее устойчивое «ядро» [2], сохраняющееся и в условиях современного индивидуального жилого строительства. Благодаря полихромным решениям татарская архитектура приобретает свойство узнаваемости. Таким образом, цвет можно назвать доминантой идентичности (по [14]) национальной татарской архитектуры. Традиционные приемы в области цвета (преобладающие цвета, варианты их комбинаций, контрастность отношений и пр.) можно описать как систему национальных цветовых идентификаторов архитектуры.

При реконструкции кварталов Старо-татарской слободы колористике фасадов зданий, их оград и ворот было уделено достаточно большое внимание. В нашем предыдущем исследовании [1] проанализирован опыт цветовых решений первого этапа реконструкции. В целом проведенные к настоящему моменту работы на территории слободы привели к тому, что реконструированные кварталы стали ярким акцентом в пространстве города, приобрели значение туристического центра и значимого элемента образа города Казани [10]. Удалось ли при этом возродить «дух места» (исторически сложившуюся идентичность) Старо-татарской слободы? Этот вопрос еще ждет изучения. Проблемой данного исследования является соотношение цветовых решений архитектуры кварталов Старо-татарской слободы с национальной идентичностью татарской архитектуры и с исторически сложившейся идентичностью места. Объект исследования – архитектура реконструируемых кварталов Старо-татарской слободы; предмет – цветовые аспекты идентичности. В изучении цвета мы опираемся на труды отечественных авторов: по общей колористике городской среды (А.В. Ефимов, 1990); по разработке колористических решений для конкретных городов, улиц, кварталов [6, 13]. Особенно интересны в контексте нашего исследования примеры изучения и использования национальных цветовых традиций при разработке различных проектных предложений [7, 8].

Цель исследования – соотнести архитектурные цветовые решения реконструируемых кварталов Старо-татарской слободы с системой национальных цветовых идентификаторов и с исторически сложившейся идентичностью рассматриваемой территории. Цель может быть достигнута через решение ряда задач: выявление цветовых аспектов исторически сложившейся архитектурной идентичности кварталов Старо-татарской слободы; описание системы национальных цветовых идентификаторов татарской архитектуры; анализ опыта разработки и реализации различных цветовых решений в реконструкции зданий кварталов Старо-татарской слободы, выявление типичных примеров и приемов; определение современного состояния цветовой среды рассматриваемых кварталов; формулировка рекомендаций по воссозданию национальной идентичности архитектурной среды средствами цвета в реконструкции кварталов Старо-татарской слободы.

Границы исследования. Территориальные границы: реконструируемые кварталы историко-культурной заповедной территории «Старо-татарская слобода» города Казани. Временные периоды: конец XIX в. – 1917 гг. (дореволюционный период); 1917–1991 гг. (советский период); 1991 г. – по настоящее время (современный период).

Методы исследования

Цветовые характеристики исторически сложившейся архитектурной среды кварталов Старо-татарской слободы определены на основе обобщения данных различных литературных источников и результатов архивного метода. Большинство архивных фотографий являются черно-белыми изображениями и позволяют зафиксировать только разную степень светлоты поверхностей стен фасадов и их деталей и, соответственно, разную степень контрастности в их отношениях. Поэтому можно лишь предположительно делать заключения о наличии или отсутствии использования цвета в отделке фасадов.

Для описания системы национальных цветовых идентификаторов архитектурной среды татарских селений использовано обобщение данных по литературным источникам различных периодов и метод полевых исследований с фотофиксацией. Исследования цветового оформления татарских жилых домов в различных населенных пунктах районов Республики Татарстан (РТ) проводились Р.Р. Аитовым в 2012–2015 гг.

Анализ опыта разработки и реализации различных цветовых решений в реконструкции зданий кварталов Старо-татарской слободы (с выявлением типичных примеров и приемов) проводился на основе работы с проектной документацией; также использовался анализ результатов фотофиксации.

Современное состояние цветовой среды рассматриваемых кварталов было изучено с помощью методов историко-градостроительного анализа [4]; анализа туристических маршрутов; метода прогулки [15] – исследования восприятия места в процессе прямого взаимодействия с пространством на изучаемой территории; анализа результатов фотофиксации.

Рекомендации по воссозданию национальной идентичности архитектурной среды кварталов Старо-татарской слободы средствами цвета были сформулированы на основе сопоставления всех полученных результатов и их обобщения.

Цветовые аспекты исторической идентичности кварталов Старо-татарской слободы

Цветовые характеристики исторической архитектурной среды взаимосвязаны со стилями, формами и декором зданий и сооружений. Состав застройки кварталов Старо-татарской слободы отражает исторические этапы формирования этой части города. Образование слободы связано с завоеванием Казани в XVI в. и переселением татарского населения за пределы города, на территории в границах побережья Волги, системы озер Кабан и протоки Булак. В этих условиях татарские традиции строительства сохранялись и развивались прежде всего в области деревянного жилого домостроения. После включения в XVIII в. татарской слободы в границы города получило развитие и каменное строительство – усадебных и впоследствии доходных жилых домов, мечетей, промышленных и торговых зданий. Таким строительством занимались профессиональные архитекторы, либо в соответствии с образцовыми российскими проектами различных временных периодов, либо в связи с пожеланиями заказчиков, воплощая разнообразные восточные архитектурные мотивы. Таким образом, застройка слободы, сложившаяся к началу XX в., приобрела ярко выраженный эклектичный характер. Планировочная структура кварталов также претерпела изменения. Дома в соответствии с российским законодательством ставились по красной линии улиц, но с устройством входа со двора.

Вид перспектив улиц слободы в начале XX в. отражал взаимодействие различных культурных традиций. Высотными ориентирами в городском пространстве служили минареты мечетей. Мечети строились в разной стилистике, в зависимости от периода возведения. Культовые и другие общественные оштукатуренные здания окрашивались в светлые или более насыщенные цвета с белой отделкой; часть зданий была выполнена из красного кирпича без окраски. Основную массу застройки слободы составляли жилые дома (усадебные и доходные), стоящие по красным линиям улиц и соединенные небольшими участками заборов с воротами. По материалам, архитектурной форме и типу детализации прежде всего можно выделить 2-этажные дома: каменные дома с классической либо эклектичной детализацией; комбинированные дома с каменным цокольным этажом и деревянным верхним с различной детализацией (классической, эклектичной, национальной); деревянные дома с детализацией эклектичного или национального стилей. Также в застройке слободы были и одноэтажные дома двух типов. Первый – «городской» тип деревянного одноэтажного дома с вальмовой кровлей, рядом больших окон с богато декорированными наличниками. Второй тип – «сельский» деревянный, с характерным фасадом в три окна и треугольным фронтоном под скатной кровлей, с детализацией в национальном стиле. Под «национальным стилем детализации» мы понимаем использование на фасадах деревянного декора, по структуре и формам подобного декору традиционных татарских жилых домов сельского типа. Именно такой вид оформления фасада может предполагать его цветовую отделку в прямом соответствии с традициями татарской архитектурной колористики.

Советский период характеризуется постепенной утратой сложившегося архитектурного облика Старо-татарской слободы. Закрытие мечетей, смена функций зданий, изменение образа жизни людей, снос устаревающих жилых построек, строительство многоэтажных секционных жилых домов с большими дворовыми пространствами – все это привело к значительному разрушению складывавшейся веками уникальной городской среды, утрате преемственности ее развития.

Анализ архивных фотографий улиц слободы показал, что покраска каменных оштукатуренных зданий на протяжении всех изучаемых периодов производилась традиционно в светлые оттенки с белыми деталями. В отделке фасадов деревянных домов такая устойчивость не обнаруживается. В дореволюционном периоде и в раннем советском на части деревянных домов и ворот можно было увидеть контрастную по светлоте и, следовательно, цветную отделку (рис. 1б). По расположению контрастных деталей обнаруживается аналогия с цветной разработкой фасадов жилых домов и ворот в сельском народном зодчестве. На другой части архивных фотографий, в том числе более позднего советского периода, не обнаружено контрастных по светлоте отношений фона стен и деталей отделки. Цветные фотографии более позднего советского и постсоветского периодов показывают отсутствие покраски фасадов деревянных жилых домов, в том числе у домов, декорированных в национальном стиле (рис. 1в).

На основе этих данных можно предполагать, что традиционные татарские приемы отделки фасадов в кварталах Казани подверглись иной динамике изменений, по сравнению с сельскими районами. В сельских районах в дореволюционном периоде покраска фасадов (особенно фронтонов) и ворот, как и богатство их пластической разработки, практиковалась преимущественно состоятельными жителями. В советский период пластическая проработка несколько упростилась, зато покраска домов стала массовым явлением. В современном периоде увеличилось разнообразие оттенков и сочетаний цветов. В пределах Старо-татарской слободы в дореволюционный период закономерности, скорее всего, были те же, что и в сельских районах – цветом на фасадах деревянных домов с национальным декором пользовались более зажиточные жители. В советском периоде происходило постепенное ослабление национальных традиций в использовании цветовой разработки фасадов деревянных жилых домов.

Рис. 1. Архивные фотографии Старо-татарской слободы: а – 1890–1900. – https://pastvu.com/p/370516 ;
б – ул. Захарьевская, 1900–1930. – https://pastvu.com/p/410795 ;
в – ул. Каюма Насыри, 1978. Автор Н. Халит. – https://pastvu.com/p/410793 ;
г – ул. Каюма Насыри, 1995. Автор Ю. Филимонов. – https://pastvu.com/p/444242 .

В целом сложившаяся в дореволюционном периоде эклектичная архитектурная среда Старо-татарской слободы (можно предполагать эклектичность и по цветовым решениям) в советском периоде частично потеряла свою цветовую специфику. Если при этом ранее застройку кварталов слободы объединял один масштаб (преобладали 1-2-этажные здания), то в советском периоде постепенно редевшая историческая застройка приобрела чуждый по материалам, стилю и масштабу «фон» в виде многоэтажных жилых зданий большой протяженности. Фоновый характер новых построек обусловило и цветовое решение – белый и светло-серый нейтральный ахроматический колорит.

На основе проведенного анализа можно заключить, что цветовые аспекты исторической идентичности кварталов Старо-татарской слободы сохранились в области цветовых решений каменных зданий и были утрачены в области национальных татарских цветовых приемов оформления деревянной жилой застройки.

Национальные цветовые идентификаторы архитектурной среды

Исследования советского периода в области татарской культуры и современные полевые исследования дали возможность описать систему национальных архитектурных цветовых идентификаторов. В целом она может быть охарактеризована как яркая, контрастная полихромия. Национальную специфику ей придает состав предпочитаемых цветов, способы их сочетаний и использования на плоскости фасадов и в разработке деталей. Это группы цветов: «желтый фоновый – голубой – белый» (рис. 2, д), «голубой фоновый – белый», «зеленый фоновый – голубой – белый» (рис. 2, б, в, г), «охристо-коричневый фоновый / либо не окрашенный фон – голубой – белый» (рис. 4, б, в, г) в различных вариациях оттенков и светлоты. В исторических описаниях фигурируют также цвета небольшой площади, но важные для обогащения и детализации общего колорита – синий и красный (рис. 4, б). Например, красный цвет применялся для боковых стенок фронтонных ниш, торцов кронштейнов, краев накладных ромбов. В основном его ролью было «подсвечивание» остальных цветов в восприятии фасада в ракурсе, что обогащало цветовую палитру, не нарушая ее гармоничности. Прием тонкой цветовой детализации на современном этапе в народной жилой архитектуре практически утрачен.

Цветовые решения в традиционном татарском зодчестве тесно связаны с пластикой фасада, с используемыми элементами декора. Это традиционное устройство фронтонных ниш вокруг чердачных окон, с их оформлением маленькими колоннами и ограждениями-решетками (рис. 1а, в; 4б); наличники с накладной резьбой в виде вытянутых ромбов (рис. 3); накладные розетки и полурозетки типа «сияние» на фронтонах и воротах. Также большое значение имеет обшивка всего фасада, фронтона или хотя бы углов дома досками, что позволяет окрашивать их с чередованием цветов («в полоску»). Использование чередования перечисленных цветов, контрастные отношения фона и деталей – все это составляет основу системы цветовых идентификаторов татарской архитектурной колористики.

Архитектурная среда татарских селений также имеет национальные цветовые особенности. В дореволюционном периоде роль полихромных доминант в архитектурной среде играли в основном 2-этажные усадебные дома богатых домовладений, а также здания мечетей, если они были выполнены в дереве и окрашены. В советском и современном периодах цветовая среда татарских селений складывается из усадебных домов и ворот, ярко окрашенных с вариациями предпочитаемых национальных цветов и их отношений, на фоне одноцветной окраски (или неокрашенных) хозяйственных строений и заборов. Таким образом, вдоль улицы располагается ряд полихромных акцентов, без выделения доминант. Ряд цветовых акцентов стихийно организован границами участков и «творческим произволом» владельцев.

Перечисленные приемы могли бы стать прямыми аналогами проектных решений в воссоздании цветовых аспектов национальной идентичности архитектуры зданий в Старо-татарской слободе. Но вопрос правомерности прямого переноса традиций, сохранившихся и развивающихся в области сельского индивидуального жилого строительства, в среду исторически сложившихся кварталов современного города, до сих пор остается без однозначного ответа.

Опыт разработки и реализации различных цветовых решений в реконструкции зданий кварталов Старо-татарской слободы

Для разработки национально идентичного цветового решения фасадов здания или сооружения есть несколько необходимых условий. Первое – материал стен и деталей, дерево. Стены могут представлять собой бревенчатый сруб или иметь дощатую обшивку. Детали – это карнизы, наличники окон, фронтонные ниши, крыльца с навесами, крытые галереи и веранды, ограды, ворота, калитки. Второе условие – наличие декоративных элементов накладной резьбы, выполненных в формах, традиционных для татарской культуры.

Из всего многообразия видов зданий и сооружений кварталов Старо-татарской слободы можно выделить несколько типов, для которых возможно колористическое решение с использованием системы национальных цветовых идентификаторов:

• Тип 1 – деревянный одноэтажный дом с декором в национальном стиле.
• Тип 2 – верхняя часть каменно-деревянного двухэтажного дома с декором в национальном стиле.
• Тип 3 – деревянный двухэтажный дом с декором в национальном стиле.
• Тип 4 – деревянные ворота и ограда с декором в национальном стиле.

К типу 2 относится флигель усадьбы Сабитовых на ул. Шигабутдина Марджани, 8. Флигель вместе со зданием усадебного дома входит в гостинично-ресторанный комплекс «Татарская усадьба». На архивных фотографиях этот участок бывшей набережной оз. Нижний Кабан почти не просматривается. По этой причине не обнаружены основания для воспроизведения исторической идентичности места. Проект выполнен с опорой на систему цветовых национальных идентификаторов (рис. 2). В данном случае выбран прием контрастного решения деревянной части здания на каменном основании и вариант «зеленый фон – голубой – белый», но насыщенность цветовых тонов несколько снижена. Обусловлено это восприятием флигеля в составе комплекса, в котором он связан деревянным ограждением и воротами с главным зданием, выполненным в классическом стиле с соответствующим ему нюансным цветовым решением. Также в менее насыщенном фоновом цвете решены входные ворота в «Усадьбу».

Рис. 2. Разработка цветового решения фасада комплекса «Татарская усадьба»
с использованием национальных цветовых идентификаторов:
а – проект цветового решения, фасад, ул. Шигабутдина Марджани, 8. Арх. Р.Р. Аитов;
б, в – жилые дома, с. Чулпаново, Арский район РТ;
г – жилой дом, село Большая Атня, Атнинский район РТ. Фото Р.Р. Аитова

Яркость и привлекательность фасаду флигеля и воротам с ближних точек восприятия придает тщательная цветовая детализация накладного декора: ромбов, розеток «сияний», скругленных углов и пр. (рис. 3б). В цветовой детализации наличников успешно продемонстрирован утраченный в народной традиции прием «оконтуривания» деталей декора с помощью красного и синего цветов. В цветовой детализации розеток на полотнищах ворот использован прием чередования.

Рис. 3. Цветовая разработка деталей: а – наличник окна здания, ул. Каюма Насыри, 10;
б – детали комплекса «Татарская усадьба», ул. Шигабутдина Марджани, 8.
Фото Е.А. Афанасьевой

К типу 3 относится двухэтажное деревянное здание на улице Каюма Насыри, 10. Бревенчатые стены дома не имеют обшивки; на их фоне выделяются наличники окон с накладным татарским декором в виде ромбов и полурозеток «сияний»; углы дома и торцы поперечных бревен на его фасаде обшиты досками также с накладным декором. Исходно бревенчатые стены дома не были окрашены, что можно увидеть и на архивной фотографии (рис.1г), на которой данное здание видно с торца, внизу справа. В частично реализованном проектном предложении (в проекте предполагалась обшивка фасада досками) использована другая, по сравнению с предыдущим примером, система цветовых национальных идентификаторов (рис. 4). Это вариант окраски стен дома в «цвета дерева» с бело-голубым декором деталей. Оставить бревенчатые стены неокрашенными не было возможности в связи с неоднократной окраской фасада на предыдущих этапах реконструкции квартала. Для цветовой разработки мелких деталей накладной резьбы и наличников, как и в предыдущем объекте, применен способ «оконтуривания» зеленым и голубым цветами; в самых мелких элементах использованы желтый и красный цвета (рис. 3а). Таким образом, восстановлены приемы тонкой цветовой детализации, которые в современном народном зодчестве уже утрачены, но описаны в работах второй половины XX в. (рис. 4б). Можно заключить, что предложенные цветовые решения служат цели возрождения и популяризации национальных татарских традиций в области архитектурной колористики.

Рис. 4. Разработка цветового решения фасада здания, ул. Каюма Насыри, 10:
а – проект цветового решения. Арх. Р.Р. Аитов;
б – образцы оформления фасадов, Ф.Х. Валеев [3], https://reallib.org/reader?file=1481899&pg=215 ;
в – жилой дом, с. Большой Менгер, Атнинский район РТ;
г – жилой дом, д. Имянле-Буртас, Кайбицкий район РТ. Фото Р.Р. Аитова

Современное состояние цветовой среды исторических кварталов Старо-татарской слободы

С помощью проведенного историко-градостроительного анализа, анализа туристических маршрутов и метода прогулки были выявлены наиболее значимые направления восприятия исторической среды кварталов Старо-татарской слободы. Во-первых, это панорама слободы, раскрывающаяся по береговой линии оз. Нижний Кабан и воспринимаемая с разных направлений: с набережных по берегам озера, с набережной у татарского драматического театра им. Г. Камала (рис. 5-1), по магистрали городского значения (ул. Татарстан) от крупного транспортно-пересадочного узла (Площадь Тукая). Вдоль оз. Нижний Кабан на территории слободы проходит ул. Шигабутдина Марджани, на красную линию которой выходят многие значимые исторические и туристические объекты (территория мечети Марджани, гостиницы, ресторанные комплексы), формируя узнаваемый и очень популярный вид с характерным силуэтом. Второе значимое направление восприятия – при входе в пределы пешеходной туристической зоны Старо-татарской слободы. Это виды перспективы ул. Каюма Насыри, на которой расположена большая часть объектов с цветовыми национальными идентификаторами – деревянные и комбинированные здания, ограды, ворота с пластическим и цветовым декором фасадов.

Рис. 5. Направления восприятия исторической и цветовой среды
кварталов Старо-татарской слободы. Схема и фото Е.А. Афанасьевой

Таким образом, большую роль в восприятии среды играют квартал № 204 (в границах улиц Татарстан, Тукаевской, Зайни Султана и Каюма Насыри) и квартал № 205 (в границах улиц Татарстан, Каюма Насыри, Зайни Султана и Шигабутдина Марджани). Они определяют формирование образа Старо-татарской слободы с внешнего общегородского направления и изнутри заповедной территории, сразу же при входе в нее.

Как было определено ранее, только комбинированные каменно-деревянные и полностью деревянные здания и строения могут предоставлять возможность использования разнообразных цветовых национальных идентификаторов. Анализ результатов фотофиксации показал, что они воспринимаются яркими цветовыми акцентами в общих панорамах слободы и в перспективах ее улиц на фоне нюансных, светлых зданий классического стиля и ахроматической архитектуры советского периода.

При сопоставлении результатов фотофиксации цветовой среды кварталов Старо-татарской слободы по материалам 2015 г. [1] с результатами данного исследования обнаружены прогрессивные тенденции. На первых этапах реконструкции цветовые решения отдельных зданий разрабатывались в основном без учета средового контекста, что в итоге привело к формированию на некоторых участках улиц цветовой среды «сельского» типа, когда расположенные друг за другом ярко окрашенные здания образуют ряд цветовых акцентов; в данном случае еще более сгущенных по сравнению с сельской средой. Исключение составляли ситуации расположения здания с национальным цветовым декором в ряду каменных оштукатуренных домов, среди которых контрастное и яркое цветовое решение воспринималось как цветовой акцент на нейтральном фоне.

Примером такого решения первого этапа реконструкции квартала № 205 служит ранее рассмотренный комплекс «Татарска усадьба» в перспективных видах ул. Шигабутдина Марджани (рис. 5-2). В перспективе ул. Каюма Насыри за последние годы для многих деревянных зданий найдены лучшие цветовые решения, что позволило создать разреженный и более комфортный для восприятия ряд цветовых акцентов на фоне нейтральных цветовых решений. Например, по левой стороне ул. Каюма Насыри цветовым акцентом стал фасад дома усадьбы Муллина (ул. Каюма Насыри, 11) на фоне более спокойных цветовых решений соседних фасадов (рис. 5-4).

Цветовое решение фасада здания на ул. Каюма Насыри, 10 выполняет фоновую роль по отношению к рядом расположенному ярко окрашенному зданию на ул. Каюма Насыри, 10а (рис. 5-3). При этом оба здания воплощают систему цветовых национальных идентификаторов, но разных типов. Здание на ул. Каюма Насыри, 10 расположено на границе исторической застройки, в месте ее визуального контакта с многоэтажными ахроматическими зданиями (рис. 5-3). В этих условиях колористическое решение данного фасада в холодных тонах способствует смягчению визуального конфликта.

Выводы

Архитектурная среда кварталов Старо-татарской слободы характеризуется широким спектром зданий и сооружений различных исторических периодов, начиная с середины XIX в. Застройка исторических кварталов достаточно сильно различается по происхождению (самостоятельное строительство жителей и профессиональная архитектура), по материалам, формам и декору. Эклектика стилей и форм, сочетание национальных татарских и российских традиций – историческая данность и даже своеобразная визитная карточка Старо-татарской слободы, главная характеристика ее исторической идентичности. К концу XX в. идентичность архитектурной среды исторических кварталов Старо-татарской слободы частично разрушилась вследствие строительства советского периода и утратила важный компонент – цветовые аспекты национальной идентичности.

Поиск основ национальных татарских традиций архитектурной колористики в области искусствоведения и современном сельском домостроении татарских сел позволил описать систему татарских национальных цветовых идентификаторов архитектуры. Это традиционные гаммы цветов, их сочетания по отношениям фоновых цветов и деталей, специфические приемы использования цветов в композиции фасадов.

Анализ опыта разработки и реализации различных цветовых решений в реконструкции зданий кварталов Старо-татарской слободы привел к выявлению продуктивных приемов профессиональной интерпретации национальных цветовых традиций в условиях городской среды.

Оценка современного состояния цветовой среды исторических кварталов Старо-татарской слободы позволила проследить прогрессивную динамику в применении системы национальных цветовых идентификаторов в контексте воссоздания и демонстрации существенных аспектов традиционной татарской культуры в среде современного города.

Обобщение материалов исследования позволило сформулировать следующие рекомендации для разработки цветовых решений в исторических кварталах слободы:

• перенос элементов системы цветовых национальных идентификаторов из сельской среды в городскую должен подвергаться профессиональной интерпретации;

• в поисках аналогов цветовых решений необходимо обращение не только к примерам современной сельской колористики жилья, но и к трудам исследователей татарской культуры XX в. в целях воссоздания декоративных цветовых приемов, утраченных в современном народном зодчестве;

• выбор группы цветов в системе цветовых национальных идентификаторов должен быть обоснован анализом разверток улиц и основными направлениями восприятия;

• возможно использование приема смягчения традиционных контрастных цветовых отношений с помощью изменений насыщенности.

References

1. Aitov, R.R., Afanasyeva, E.A. (2016). The traditional coloring of the Tatar rural houses in modern conditions. News of KSUAE, No.2 (36), pp. 7–16 (in Russian).

2. Aitov, R.R., Afanasyeva, E.A. (2015). The problem of reconstruction of Tatar traditional coloring (on the example of city block 205 of the Old-Tatar Sloboda). News of KSUAE, No. 2 (32), pp. 13–23 (in Russian).

3. Valeev, F.H. (2002). Tatar folk ornament. Kazan: Tatar Book Publishing House (in Russian).

4. Enin, A.E., Tankeev, A.S., Zaplavnaya, A.E. (2023). Methods and techniques of pre-design analysis of the area of reconstruction of the historical and cultural environment. News of KSUAE, No.1(63), pp. 73–83 (in Russian).

5. Yesaulov, G.V. (2018). On identity in architecture and urban planning. Academia. Architecture and Construction, No.4, pp. 2–18. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-identichnosti-v-arhitekture-i-gradostroitelstve  (in Russian).

6. Efimov, A.V., Panova, N.G. (2016). From the experience of designing the coloristics of historical cities. Architecture and Modern Information Technologies, No.4(37), pp. 250–265. Available from: https://marhi.ru/AMIT/2016/4kvart16/PDF/AMIT_2016-4(37)_Efimov-Panova_PDF.pdf  (in Russian).

7. Efimov, A., Yustus, A., Gorkova, O. (2019). Coloristics in the System of Complex Improvement of Tyumen City. Architecture and Modern Information Technologies, No.2(47), pp. 289–305. Available from: https://marhi.ru/AMIT/2019/2kvart19/PDF/19_efimov.pdf  (in Russian).

8. Zatyaeva, E. (2019). Color in the Architectural Environment of Shift Camps. Architecture and Modern Information Technologies, No.2(47), pp. 318–331. Available from: https://marhi.ru/AMIT/2019/2kvart19/PDF/21_zatjaeva.pdf  (in Russian).

9. Zakharova, E.V., Dembich, A.A., Sayfutdinova, A.M. (2021). Reconstruction of the identity of the place during urban plan reconstruction (on the example of the territory of the Yamskaya Sloboda, Kazan). News of KGASU, No.2(56), pp.105–117 (in Russian).

10. Latypova, M.S., Mingalimova, E.A. (2021). Mental representation of the image of the city of Kazan. Architecton: Proceedings of Higher Education, No.4(76). Available from: http://archvuz.ru/en/2021_4/19/  (in Russian).

11. Nadyrova, Кh.G., Vavilonskaya, T.V. (2019). National identity of architectural and historical environment of Tatar villages in Kazan district in the late 19th-early 20th century. News of KSUAE, No.4(50), pp. 48–71 (in Russian).

12. Nugmanova, G.G. (2002). Tatar buildings in the built environment of Kazan. In: Tatar settlements of Kazan: essays of history. Kazan: Institute of History of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, pp.132–164 (in Russian).

13. Panova, N.G., Zhirkova, V.D. (2021). Development of the Color Environment in Northern Cities of Russia. Architecture and Modern Information Technologies, No.3(56), pp. 334–344. Available from: https://marhi.ru/AMIT/2021/3kvart21/PDF/21_panova.pdf  (in Russian).

14. Skalkin, A.A. (2017). The Concept of Identity and Factors of its Formation. Architecture and Modern Information Technologies, No.4(41), pp. 57–67. Available from: http://marhi.ru/eng/AMIT/2017/4kvart17/05_skalkin/index.php  (in Russian).

15. Skalkin, A.A. (2018). Architectural Identity of the City: Concept and Research Methods. Architecture and Modern Information Technologies, No.2(43), pp. 87–97. Available from: http://marhi.ru/eng/AMIT/2018/2kvart18/05_skalkin/index.php  (in Russian).

16. Stepanchuk, A.V., Gafurova, S.V., Latypova, M.S. (2020). "The spirit of the place" as an impulse to revitalize the territory of the Admiralty settlement of Kazan. Architecton: Proceedings of Higher Education, No.4(72). Available from: http://archvuz.ru/en/2020_4/6/  (in Russian).

17. Salikhov, P.P., Khairutdinov, P.P. (eds.) (2002) Tatar settlements of Kazan: essays on history. Kazan: Institute of History of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan (in Russian).

Citation link

Aitov, R.R., Afanasyeva, E.A. National identity colors of the historical city blocks of Kazan //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2023. – №4(84). – URL: http://archvuz.ru/en/2023_4/23/  – doi: 10.47055/19904126_2023_4(84)_23


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 23.10.2023
Views: 68