Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №4 (84) December, 2023

Environment design

Dimitriadi Ekaterina M.

Senior Instructor, Department of Design of Architectural Environment.
Research supervisor:  Professor O.S. Sapanzha, Doctor of Architecture,
Komsomolsk-on-Amur State University. 
ORCID: 0000-0002-0836-0700.

Russia, Komsomolsk-on-Amur, e-mail: katedidi@yandex.ru

The morphology of the visual urban space of Komsomolsk-on-Amur: the path from soviet to modern

УДК: 7.01
DOI: 10.47055/19904126_2023_4(84)_25

Abstract

The morphology of city visual space is examined using Komsomolsk-on-Amur as an example. This study is currently relevant considering the need to understand the visual perception of space and the uniqueness of the urban environment. The visual morphology of the city is defined as a part of visual urban studies.
The morphology of the visual space of Komsomolsk-on-Amur within the framework of a visual model of the urban structure is revealed through the fundamental category of time, which determines the nature of the historical, cultural and visual space. The history of the city is considered focusing on the main stages in the formation of the socio-cultural space that influenced the image of the city. The current urban space of Komsomolsk-on-Amur is analyzed. Cultural historical analysis allowed us to identify the positive and negative aspects of its visual space. Recommendations are offered for the formation of a visually informative urban environment of Komsomolsk-on-Amur using student works as examples.

Keywords: urban environment, visual urbanism, visual space, visual culture

Визуальная среда городских пространств – важная часть идентичности и привлекательности для жителей города. Тенденция потери уникальности визуального облика города имеет особое влияние на различные факторы его развития. Рассматриваемая проблема присуща большинству российских городов, поэтому требует углубленного изучения [1].

Исследование зрительного восприятия и уникальности городской среды предполагает изучение таких ее компонентов, как структура, конфигурация, ритм, т. е. проявление и выражение формы в пространстве. Морфология архитектуры позволяет взглянуть на предметы в окружающей среде с помощью закономерностей формообразования, строения архитектурных объектов на основе уже существующих геометрических, стилистических, художественных правил. Следовательно, визуальную морфологию города можно определить как раздел визуальной урбанистики, которая направлена на изучение строения городских форм, структуры и композиции, а также на взаимодействие визуального пространства и архитектуры с окружающей средой.

Структурный анализ процессов формообразования, которые послужили появлению пространственных форм города, предполагает изучение визуальной среды в фокусе истории, типологии и сравнения.

Методологией изучения морфологии визуального пространства выступает историко-типологический метод, позволяющий провести сравнительно-типологический анализ исторического пространства города. Проблему изучения визуальной среды и морфологию городской среды исследовали А. Ригль, А.В. Иконников, Т.Ю. Петунина, С.В. Пирогов, А.Е. Гашенко, А. Филько.

Изучение морфология визуальной городской среды относится к исследованию формы и структуры городской территории и включает анализ геометрических, пространственных и функциональных характеристик городских элементов (здания, улицы, площади, парки и другие инфраструктурные объекты), а также позволяет выявить трансформации в городской среде, которые в дальнейшем преобразуются в стратегии развития городов с учетом потребностей и предпочтений жителей.

Каждый город имеет свою историческую значимость во временном потоке, на которую опираются многие архитекторы и градостроители при проектировании современных объектов инфраструктуры. Каким образом отражается формирование культурного пространства города в его визуальном облике, рассмотрим на примере Комсомольска-на-Амуре.

Комсомольск-на-Амуре расположен на берегу р. Амур и окружен лесистыми холмами. Градостроительное положение показывает его протяженную форму, простирающуюся вдоль берега реки. Главной оси (магистрали) города – пр. Ленина, пр. Октябрьский, пр. Мира, пр. Первостроителей и пр. Интернациональный – проходят через весь центр и связывают различные городские районы (Привокзальный, Центральный район, Набережная, Дземги).

Рассматривая морфологию города Комсомольска-на-Амуре, необходимо отметить его временнỳю модель, определяющую характер историко-культурного и визуального пространства. Комсомольск-на-Амуре возник как город-«спутник» в 1932 г. в период индустриализации.

Идеология СССР отразилась в художественном оформлении зданий и сооружений, в частности, в архитектуре сталинского ампира. Отразилось данное явление и на Комсомольске, через архитектурные формы, которые стали доминантами в пространстве города.

После Великой Отечественной войны в городе стала формироваться основная структура и каркас улиц, продолжается строительства жилых домов с эстетической «декорацией». Город по своей планировочной структуре напоминает в этот момент величественный Санкт-Петербург, создавая атмосферу «идеального города».

К 1960–1980-м гг. город был в своем архитектурном расцвете, его формирование города постепенно завершалось, визуальный облик складывался из высотных доминант города, малых архитектурных форм, декоративных элементов зданий. В это время стало транслироваться строительство крупнопанельных зданий и сооружений, что обеспечивало рост повышенного уровня комфорта и задавало индивидуальное пространство каждому члену семьи. Стоит отметить, что особую ценность представляют собой мозаики на жилых зданиях и сооружениях, в частности на зданиях по пр. Мира, пр. Ленина, ул. Аллея Труда, ул. Севастопольская, ул. Вокзальная; на жилых – по ул. Краснофлотская, ул. Орехова и бульваре Юности (рис.1).

Рис. 1. Мозаика «Слава комсомолу». Дом Молодежи; барельеф с мозаикой «Наука».
Комсомольский-на-Амуре государственный университет

Каждое мозаичное панно воспроизводит семантические значения о науке, технологиях, обществе, которые влияют на культурное пространство города. Культурное формирование задавали малые архитектурные формы, в советское время большое значение имели памятники и стелы, выступавшие визуальными ориентирами в городской среде.

К сожалению, для большей части страны развитие советских городов привело к всеобщему кризису советской идеологии в 1990-е гг, задатки которого начали отражаться в обществе еще в 1970-х гг. Это время знаменовалось политическим и экономическим кризисом страны. Ухудшение условий граждан сказалась и на всех сферах жизни, включая строительство. Маргинальность общества, застой, подталкивало людей к смене места жительства [2]. Происходящая городская трансформация, разрушала целостность города Комсомольска-на-Амуре, появлялась хаотичность восприятия города, которая в дальнейшем отразилась на начало 2000-х гг.

Период восстановления от кризиса в начале 2000-х стал показательным для жителей города: развитие глобальных информационных процессов, которые ранее не были доступны, поспособствовали к доступу информационным технологиям в повседневной жизни. Общественное мнение стало значимым в организации жизни города. Рост стандартов потребления сформировало запрос в преобразовании дворовых территорий и садово-парковых зон, реновации общественных зон отдыха (площади дворца ЗЛК, театра Драмы, набережной Амура), строительстве детских площадок, торговых центров, развлекательных центров.

Современная городская культура Комсомольска-на-Амуре имеет ряд особенностей. В визуальном отношении город находится на стыке двух эпох – советской и постсоветской, отражая сложившийся для горожан образ – это преимущественно центр города, узнаваемый и динамичный в своем прочтении за счет состоявшихся архитектурных доминант: дома со шпилями на пр. Ленина и пр. Мира, протяженный пр. Первостроителей, набережная, где визуальным ориентиром являются мемориал, 14-этажные жилые дома и здание Речного вокзала. Периферия города – спальные районы – воспринимаются как гомогенная среда, в которой присутствует ощущение монотонности. В настоящее время пространство представляет собой в основной массе однородную визуальную среду, особенно это проявляется в жилых районах советской панельной застройки 1970–1980-х гг.

Чтобы описать структуру городской среды Комсомольска-на-Амуре, рассмотрим визуальную модель города с позиций современной визуальной урбанистики, которая ориентирована на комплексный анализ городской среды с точки зрения индекса ее визуальной комфортности, сообразности и эстетики [3].Опираться необходимо на три компонента: время, пространство, форма.

Внешнее и внутреннее пространство города дополняют друг друга: преимуществом Комсомольска-на-Амуре является его географическая составляющая: окружающий природный ландшафт п. Пивань со стороны р. Амур, сопки и таежная природа. Озеленение имеет преимущество в восприятии города: поскольку городская структура прямолинейна в своем прочтении, то происходит положительная оценка среды со стороны горожан. Внутреннее пространство города связано с основными планировочными магистралями, которые формируют всю историческую связку: пр. Ленина, пр. Октябрьский, пр. Мира, пр. Первостроителей и пр. Интернациональная, отсюда создается комбинированная планировочная система улиц на градостроительном плане города. Широкие проспекты позволяют рассмотреть объекты более внимательно. В городском пространстве преобладает застройка эпохи сталинского ампира, заключающаяся во внимании к деталям и внешнему убранству зданий. Начиная с 2000-х гг. городские объекты стали превращаться в визуальный шум: рекламные билборды на фасадах, яркие вывески, городская реклама, неграмотный подход к использованию колористики.

Архитектурная колористика города не обладает на сегодняшний день явной полихромией. За последние несколько лет цвет фасадов потерял свою яркость и целостность, многие фасады в центральной части города, пока находятся в ветхом состоянии. В целом колористика города напрямую зависит от текущей застройки. Так, центральная часть застройки характеризуется вне зависимости от времени года приглушенными тонами, в большей степени превалируют оттенки бежевого, охры и бирюзового. Цвет типовой застройки в основном выдает градации серого, но необходимо отметить, что некоторые здания с торца выделены яркой суперграфикой или мозаичным панно советской эпохи, что решает проблемы бесцветности в архитектуре, тем самым благоприятно влияя на окружение.

Таким образом, данная визуальная модель Комсомольска-на-Амуре складывается из временного аспекта через культурно-исторический анализ пространства как основа каркаса структуры города и формы, благодаря чему ведется считывание информации визуальной образности города.

Визуальная модель показывает, что структура Комсомольска-на-Амуре имеет положительные аспекты восприятия и достоинства, которые поддерживаются благодаря исторической застройке, мозаичным панно на фасадах здания, дополняющих визуальную среду, и городское озеленение. Но имеются значительные проблемы грамотного считывания визуальной среды, которые решают в основном рядовые архитекторы-дизайнеры и урбанисты.

В контексте актуальных проблем визуальной урбанистики города для решения информативности среды может послужить применение дизайн-кода. Устойчивые формы города стоит дополнить грамотными визуальными системами для формирования уникального и комфортного пространства.

Сегодня студенты-архитекторы глубоко вовлечены в проблематику визуальной составляющей и учатся решать ее в процессе выполнения учебных заданий. Студенческие работы проектируются с учетом опоры на долгосрочный план развития города, в котором сформированы определенные функциональные зоны: культурная, общественная, проектирование районов с жилыми домами повышенной и средней этажности и др. [4].

Например, внедрение данных архитектурных жилых форм зданий и сооружений позволит преобразить внутреннюю и внешнюю среду города, за счет применения современных конструктивных решений фасада зданий и использования активной полихромии, чтобы отразить городскую эстетику Комсомольска и улучшить психофизиологическое состояние жителей центрального района (рис. 2).

В рамках учебной дисциплины «Формирование колористики города» студенты в работах пытаются проанализировать существующую цветовую ситуацию города и предложить свои проектные решения. Так, общий мотив работ отводится к запечатлению дальневосточной природы в муралах, отображенных на торцах зданий (рис. 3).


Рис. 2. «Дом средней этажности» в Комсомольске-на-Амуре.
Студенческие проекты. Авторы Я. Кабиской, А. Пладунова

Цветовая гамма соотносится с существующей колористикой города: для классических зданий и сооружений применяются более нейтральные, пастельные тона, но возможно использование и более ярких цветов. Варианты типовой архитектуры вовлекаются в спектр хроматических цветовых сочетаний, в частности наиболее популярны серо-желтые, серо-оранжевые. Таким образом, данный цветовой диапазон помогает лучше адаптироваться в среде именно в зимнее время года, поскольку город на фоне белоснежных сугробов становится бесцветным, поэтому с этой целью вводят более открытые цвета.

Одна из задач дизайн-кода – поддерживание спектра параметров городского пространства, т. е. благоустройство территорий, которое включает распределение объектов уличного благоустройства (малых архитектурных форм) и устранение проблемы беспорядочного размещения рекламных вывесок, создающие «визуального шум», упрощение восприятия предоставляемой информации.

Помимо того, что малые архитектурные формы выполняют ряд важных функций, которые способствуют созданию благоприятной городской среды, предоставляя места для отдыха, встреч, общения и активного времяпрепровождения, они могут служить визуальными ориентирами и маркерами на улицах и площадях, помогая людям адаптироваться в городе. Малые формы в структуре дизайн кода являются выражением культурного и идентификационного значения города, отражают исторические и культурные особенности местности.

Рис. 3. Студенческие проекты по формированию колористки зданий в Комсомольске-на-Амуре.
Авторы: Я. Шевченко, Д. Стужук, Н. Чан

На примере студенческих работ по дисциплине «Системы визуальных коммуникаций в городской среде» показано отображение визуально-информативной среды – магазинных вывесок. Читаемость и лаконичность шрифта, прикрепление вывески к заданию без дополнительной цветовой подложки не портят городской фасад, все визуальные знаки разборчивы и доступны (рис. 4).


Рис. 4. Студенческие проекты по дисциплине «Системы визуальных коммуникаций в городской среде».
Авторы Я. Кабиской, Я. Шевченко

Таким образом, город выступает феноменом в историко-культурном аспекте исследования городской среды. Морфология визуального пространства города позволяет проанализировать информативность среды, визуальные образы, которые составляют общую визуальную картину города и впечатление о нем.

Через историко-типологический метод сложилась целостная картина Комсомольска-на-Амуре с обозначением основных визуальных объектов. Выявлено, что город образовался искусственно, под влиянием государственной идеологии. Строгость, величественность – так можно охарактеризовать архитектурные формы города 50-х гг. Внимание к деталям и убранству фасадов задавало визуальную нагрузку зданий. Со сменой общественных нужд возникла целая культура панельного домостроения, некоторые из которых, в качестве улучшения фасадов, на торцах зданий формировалась мозаика.

В последующем началась эпоха застоя, ценности и стремление людей к построению успешного будущего остановились. Визуальная среда стала трансформироваться в иную структуру, в которой человеку становилось тяжелее находиться. Возникают проблемы формирования визуальной культуры города. Данные проблемы на сегодняшний день сохраняются, но пути к решению имеются. Богатый опыт архитекторов, студентов архитекторов-дизайнеров под руководством опытных преподавателей, на проектах показывают примеры формирования «здоровой» визуальной среды. Новые объекты смогут дополнить визуальную среду и сформировать целостный визуальный облик.

References

1. Repina, E.A., Gnilomedov, A.S., Lashchenko, S.V. (2016). Features of the morphology of the urban environment. Innovative Project, No. 3(1). Available from: https://journals.eco-vector.com/2500-3437/article/view/81296 

2. A burn on the body of the city: the story of the massacre in the Komsomol cafe “Charodeika”. Available from: https://takiedela.ru/2022/12/istoriya-massovogo-ubiystva-v-kafe/ 

3. Dimitriadi, E.M. (2022). Visual model of the city in the context of modern urbanism. Society: Philosophy, History, Culture, No. 4(96), pp. 164-168.

4. Long-term plan for the comprehensive socio-economic development of Komsomolsk-on-Amur. Available from: https://2032.kmscity.ru/normativno-pravovaya-baza/dolgostrochnyij-plan-kompleksnogo-soczialno-ekonomicheskogo-razvitiya-g.-komsomolska-na-amure.html 

5. Savelyev, S.A. (1972) City at the dawn. Moscow: Young Guard.

6. Kuzmina, M.A. (2002). Komsomolsk-on-Amur: legends, myths, and reality. Komsomolsk-on-Amur: Zhuk.

7. Kuzmina, M.A. (2012). Komsomolsk-on-Amur: villages, squares, streets. Komsomolsk-on-Amur: [s.n.].

Citation link

Dimitriadi, E.M. The morphology of the visual urban space of Komsomolsk-on-Amur: the path from soviet to modern //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2023. – №4(84). – URL: http://archvuz.ru/en/2023_4/25/  – doi: 10.47055/19904126_2023_4(84)_25


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 02.11.2023
Views: 60