Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №4 (84) December, 2023

Theory of architecture

Grishina Maria P.

PhD (Architecture), Associate Professor,
Kazan State University of Architecture and Engineering

Russia, Kazan, e-mail: grishinih@yandex.ru

Yusupova Alia B.

Master degree student, Institute of Architecture and Design.
Research supervisor:  Associate Professor M.P. Grishina, PhD (Architecture),
Kazan State University of Architecture and Engineering.

Russia, Kazan, e-mail: alia.yusupova2000@gmail.com

Development challenges of the architecture of intergenerational centers in Russia

УДК: 72.01
DOI: 10.47055/19904126_2023_4(84)_5

Abstract

The study explores the architecture of intergenerational centers with the aim of identifying their specific features based on a review of theoretical and practical experiences in their construction. Currently, Russia lacks architectural and spatial environments that promote social communication between generations. The research work begins with a review of international and domestic experiences in the construction of intergenerational centers and consideration of the modern typology of intergenerational centers and issues in their design and development. Spatial planning models have been developed, and the disadvantages and advantages of existing intergenerational centers have been identified. The findings of this study may be of use for further theoretical research into the development of intergenerational centers.

Keywords: inter-settlement center, inter-generational environment, interaction between children and elderly people, inter-generational relations, architectural and spatial organization

Введение

Объект нашего исследования – межпоколенческие центры; задачи – проанализировать отечественный и зарубежный опыт проектирования межпоколенческих центров; изучить географическое расположение, архитектуру, типологию проектирования межпоколенческих центров.

Попытки создания межпоколенческих сред, где взаимодействуют и помогают друг другу дети и пожилые люди, были предприняты в СССР. Они реализовывались в социальных центрах, санаториях, школах, библиотеках, пансионатах.

Сегодня это направление можно считать новым. Возросшее внимание к формированию межпоколенческих сред обусловлено осознанием негативных последствий увеличивающегося культурного разрыва поколений, изменениями в возрастной структуре, возрастной ценностной асимметрией в обществе. В России наиболее распространены такие социальные учреждения, как детские дома, дома престарелых, хосписы, но не межпоколенческие центры. В развитых странах подобные центры пользуются спросом и снискали популярность. Для определения причины их невостребованности в России проведен сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта.

В развитии общества одна из самых важных действующих сил – связь поколений (передача опыта и эмоций из рода в род, поддержка, а также формирование семейных, традиционных и здоровых ценностей), поэтому необходимо искать пути развития коммуникаций между детьми/подростками и старшим поколением. Центры, решающие проблемы отношений между поколениями, наукой исчерпывающе не изучены, вследствие чего вопросы, межпоколенческих связей, остаются дискуссионными. Возникает необходимость создания комфортных условий для удовлетворения потребностей обеих сторон, нуждающихся в помощи друг другу?

Межпоколенческий центр представляет собой объединенную архитектурную среду, где младшее и взрослое поколения могут взаимодействовать, помогая, заботясь, обучая и т. д. Первичная задача межпоколенческой среды – создание условий для проведения общезначимых мероприятий (профилактические, лечебные, адаптационные, психофизиологические).

Актуальность исследования определяется отсутствием в России теоретической базы формирования архитектурно-пространственной среды, содействующей социальной коммуникации поколений.

В исследовании с межпоколенческой средой отождествляется постоянная локация получения социально значимых услуг в условиях межпоколенческого (т.е. с участием недееспособного населения – лиц, не достигших возраста 14 лет, а также имеющих физические ограничения, частично дееспособного и дееспособного, включая лиц, достигших пенсионного возраста) формального и неформального взаимодействия [15].

Межпоколенческий конфликт – социальный феномен, требующий решения посредством не только социальных наук. Архитектурные, культурологические исследования способны повлиять на профилактику и преодоление этого феномена, а также организовать оптимальные условия для внутрипоколенческого и межпоколенческого контактов. Предметом исследования является межпоколенческая среда, объединяющая в социально-бытовой жизни наиболее социально дискриминируемые слои населения, а именно детей, людей пожилого и преклонного возраста, которые составляют 1/3 населения и нуждаются в комфортной городской среде, удобной для существования всех возрастных групп [15]. Межпоколенческий центр включает дом престарелых (во всех его вариациях) и детский дом (во всех его вариациях).

Методы

Анализ проводится по нескольким объектам:

• отечественные дома престарелых;
• зарубежные дома престарелых;
• отечественные детские дома, детские дома семейного типа;
• зарубежные детские дома, детские дома семейного типа.

Советский и российский опыт проектирования свидетельствует о существовании нескольких видов жилья для пожилых: дома интернаты, квартирные дома, квартирные объединения [12]. Дома-интернаты наиболее популярны для проживания пожилых людей. Чаще всего такие дома рассчитаны на 400 человек. По расположению они находятся в пригородах или в озелененных зонах, что благоприятно влияет на здоровье и эмоциональную составляющую пожилых людей [13]. Такие дома часто проектируют коридорным типом планировки и зачастую это создает ощущение проживания в больнице. В функциональную составляющую также входят медицинский, спортивно-оздоровительный и культурно-массовый блоки.

Квартирные дома наиболее удобны для проживания пожилых, для них обустроены специальные ванные комнаты, ограниченная по высоте мебель, обязательное наличие лоджий и другие особенности, которые позволяют пожилым чувствовать себя самостоятельными и социально активными [3].

В зарубежном опыте проектирования домов престарелых на первое место ставится комфорт и удобство проживания. Каждая комната оснащена всем необходимым для проживания и комфорта, они составляются по разным параметрам, размеру и состоянию здоровья пожилого человека, что помогает избежать больничных ассоциаций [16, 19].

Рассмотрим отечественный опыт проектирования детских домов на примерах: детская деревня SOS, Томилино; детская деревня SOS, Вологда; школа-интернат «Кожухово»; образовательный комплекс «Точка будущего».

Детские деревни социальной поддержки («social support» – SOS) с точки зрения архитектуры представляют собой объединенные социальными функциями детские дома семейного типа, предназначенные для отдельных семей: архитектурная постройка типа коттеджного/блокированного с числом надземных этажей от 1 до 3. В социальном плане такая постройка обеспечивает комфортное воспитание детей в семьях социальной поддержки (SOS-семьях), под которыми подразумеваются группы под контролем воспитателя (SOS-мамы); в приемных семьях. Дети могут проживать как на территории деревни, так и за ее пределами [4].

Детские деревни SOS Томилино, Вологда и другие – это небольшие по территории населенные пункту, включающие: администрацию, спортивно-оздоровительную часть, несколько домов на 6–8 детей и SOS-родителей. Такие деревни частично интегрированы в городскую инфраструктуру: дети ходят в детские сады, школы, больницы, различные тренировки и секции, а по вечерам собираются семьями за ужином [5, 10].

Помимо детских домов существуют школы-интернаты, одна из них – школа-интернат «Кожухово» в Москве. На локации обустроены 3 блокированных дома, школа с предприятием общественного питания, центр медицинского обслуживания, культурно-физически-оздоровительный комплекс, администрация и галерея, все это объединяет внутренний двор – зимний сад напоминающий центральную площадь. В состав школы входят все необходимые помещения и кабинеты, как в обычных школах, но с добавлением спальных комнат. Территория, окружающая школу, делится на несколько зон: парадно-официальная, культурно-массовая, игровая, хозяйственная (огород), котельная и хозблок. Площадь территории школы-интерната составляет 1,1 га и рассчитана на 110 детей.

Интересным проектом отечественного опыта проектирования сиротских учреждений стал образовательный комплекс «Точка будущего» в Иркутске, главная цель которого – воспитание, обучение, адаптация сирот в условиях социального взаимодействия со сверстниками из семей, имеющих статус полных. Такое решение позволяет сиротам быстрее социализироваться и увереннее вступить во взрослую жизнь. Площадь комплекса 20,58 га, из них 1100 м2 – подземная часть, 2944 м2 – жилая. В комплексе, рассчитанном на 1022 человека, 5 корпусов: детский сад, младшая школа, старшая школа, спортивный и медицинский комплексы. На территории расположен поселок коттеджного типа с 30 блокированными двухэтажными жилыми домами и отдельными жилыми зданиями для 150 приемных детей.

В зарубежном опыте проектирования детских учреждений наиболее распространены детские дома семейного типа. Эти дома отличаются структурой, набором услуг и объемно-планировочными решениями, которые позволяют создать полноценную комфортную среду проживания.

Одним из таких домов является «Детский дом будущего» (Childrens Home of the Future) расположенный в Дании. Территория такого комплекса напоминает детские деревни SOS. Детский дом будущего состоит из 14 двухэтажных домов на 8 групп проживающих. Жилые дома имеют спальни, игровые и санитарные зоны, объединительные коридоры с выходами в помещение общественного назначения. Дети, проживающие в таких домах, могут проводить время с друзьями и поддерживать активный образ жизни, тем самым создается ощущение дома и уюта. Помимо спальных и игровых комнат имеется религиозная капелла – зал тишины.

Еще одним примером служит дом детства, построенный в 2016 г. во Франции – комплекс Maison de l’enfance, рассчитанный на 40 детей. Территория занимает 1200 м2 и включает семейные дома, медицинский корпус, игровые помещения, зоны отдыха и администрацию. Здание разделено на части: центральный вестибюль, приемные, детские, администрация.

В 1965–1969 гг. в Нижнем Рейне была построена детская деревня социальной поддержки, которая состояла из 16 домов, каждый рассчитан на 8–9 детей и имеет площадь 180–200 м2. Пространство дома кажется большим за счет многоуровневого строения здания, а также благодаря внутренним лестницам открытого типа и видимым внутри помещения скатам крыши [4, 6, 18].

В Австрии детская деревня SOS-Kinderdorf рассчитана на пребывание 22 детей. Дома выглядят довольно интересно, так как они включены в природный ландшафт и встроены в склон холма с углублением одного этажа в землю, а верхний этаж продолжает очертание холма и покрыт плоской зеленой кровлей. В состав помещений такого дома входят кухня-гостиная, спальни с санузлами, терраса и игровые [17].

Межпоколенческий центр «Яблок и медовых соловьев» (Apples and Honey Nightingale CIC) основан в 2017 г. в Великобритании (рис. 1). Он включает жилые помещения для людей всех возрастов, включая студентов, семей с детьми, пожилых, а также помещения для совместной деятельности. Участок занимает 1,75 га, площадь застройки составляет 675 м2. Центр обеспечивает комфортное пребывание 250 человек, из которых 100 человек постоянно проживающих, и 150 детей, которые приходят из детского сада, локализующегося по соседству.

Более 50% помещений первого этажа имеют общее назначение для совместного времяпрепровождения представителей разных поколений, что стимулирует развитие устойчивого взаимодействия через разделение обязанностей, сельское хозяйство, кулинарию, искусство, физкультуру. Общественные пространства включают игровые площадки, спортивные сооружения; центральная площадь играет роль связующего узла.

Рис. 1. Межпоколенческий центр «Apples and Honey Nightingale CIC». Уондсуэрт. Великобритания:
1 – здание межпоколенческого центра; 2 – зеленая зона отдыха. Составитель рис. 1–3 А.Б. Юсупова

Межпоколенческий учебный центр "Providence Mount St. Vincent", Сиэтл, США (рис. 2). В 1991 г. к дому престарелых присоединили детский сад, таким образом, площадь была расширена до 4,45 га, а площадь застройки увеличена до 556 м2, благодаря чему межпоколенческий центр обеспечивает оптимальную жизнь для 525 человек.

Центр декларирует, что его ключевой целью является создание такой среды, которая могла бы поддерживать физическое, психическое состояние лиц пожилого возраста, не имеющих прямых возможностей к обслуживанию себя самостоятельно. Воплощение задумки совмещения проживания сирот и пожилых людей оптимистично повлияло на обе стороны. Здесь радостно и весело всем, и, конечно, архитектурные решения помогают в вопросе обеспечения и мобильности.

Первый этаж размещает дошкольное учреждение, со 2 по 5 этажи располагается дом престарелых. Дошкольное учреждение представляет собой учебный центр в составе 5 классов, кабинета для творчества, кухни, санузлов. На одном из жилых этажей находится шестой класс для взаимодействия детей и пожилых людей, т. е. планировка способствует физическому нахождению вместе лиц разных возрастов. Классы застеклены, что расширяет пространство и создает видимость открытой площади, а пожилые люди имеют возможность наблюдать за обучением детей. На уличной территории расположена охраняемая игровая зона с обустроенной площадкой, где можно заниматься физкультурой. На площадку выходят окна всех жилых помещений.

Рис. 2. Межпоколенческий учебный центр «Providence Mount St. Vincent». Сиэтл. США:
1 – здание межпоколенческого центра; 2 – игровая площадка;
3 – зона прогулок; 4 – административное здание

Коливинг «Центр по уходу за людьми» (Woon-en Zorgcentrum Humanitas) является межпоколенческим объединением в Нидерландах, основанным в 1996 г. (рис. 3). В него включены: пансионат, детский сад, локация для отдыха и торговый бульвар. Проект имеет общую площадь 1,87 га, площадь застройки – 484 м2, где размещено 250 человек: 150 пожилых людей постоянно проживают в доме престарелых и 100 детей. Торговый центр находится на 1 этаже центрального корпуса. Из-за недостатка финансирования северо-западный корпус сдает в аренду помещения для местных бизнесменов. Для общих мероприятий и отдыха создан сад во дворе южного корпуса. Двор северного корпуса используется в качестве огорода, с помощью которого жители центра обеспечены овощами, а также имеют доход от продажи овощей на торговом бульваре. Панорамные окна в жилой зоне обеспечивают естественное освещение квартир, что способствует единению с внешним миром в условиях физических ограничений жителей центра. Люди преклонного и пожилого возраста, страдающие от деменции, размещены в юго-западном корпусе, что позволяет им взаимодействовать с центральной частью центра: здесь нет коридоров и живет здесь меньше людей, чем в остальных жилых локациях.

Рис. 3. Межпоколенческий коливинг «Woon-en Zorgcentrum Humanitas». Девентер. Нидерланды:
1 – здание межпоколенческого центра; 2 – здание дома престарелых;
3 – зеленая зона отдыха; 4 – административное здание

Архитектурно-градостроительный анализ представленных отечественных и зарубежных социальных объектов и межпоколенческих центров позволяет сделать следующие выводы:

- дома престарелых в России, как правило, имеют непривлекательный, больничный внешний вид, чаще всего расположены на окраинах или вдали от города, из-за чего отсутствует социализация людей;

- детские дома зачастую расположены в перепрофилированных зданиях советского периода;

- детские дома семейного типа имеют популярность как в отечественном и зарубежном опыте проектирования -отечественное проектирование межпоколенческих центров отсутствует;

- мировой опыт проектирования межпоколенческих центров показывает, что вместимость данных центров 200–1000 человек, в зависимости от площади участка и площади застройки, а также численности населения.

Центры могут состоять из одного и более зданий с разными функциональными особенностями.

Результаты и обсуждение

По итогам проведенного исследования определены стратегических задач для развития архитектуры межпоколенческих центров. Градостроительные задачи:

1. Размещение межпоколенческих центров в черте города с удобной транспортно-пешеходной доступностью для посещения проживающих родственниками и гостями.

2. Обеспечение межпоколенческих центров медицинскими, образовательными учреждениями, доступными местами для тихого и активного отдыха, центрами юннатов и службами правопорядка, и полицией.

3. Использование наиболее эффективных приемов ландшафтной организации исследуемых объектов.

Архитектурные задачи:

1. Формирование пространственной организации интерьеров и экстерьера межпоколенческого центра с учетом специфики и особенностей пользователей.

2. Формирования функционально-планировочных решений в соответствии с современными требованиями к рассматриваемым объектам.

3. Внедрение современных технологий с целью повышения комфортности и улучшения условий пребывания.

Задачи реконструкции и приспособления:

1. Выявление признаков и определение критериев для реконструкции существующего объекта под размещение межпоколенческого центра.

2. Определение наиболее эффективных приемов для реорганизации пространства существующей застройки.

Заключение

Создание межпоколенческого центра необходимо для становления, содействия, фиксации контактов, культивирования общих межпоколенческих интересов. Межпоколенческий центр нацелен на пользователей до 18 лет и от 60 лет.

Проектное решение такого комплекса способствует решению таких задач, как:

1. Расширение социальной зоны межпоколенческого взаимодействия.

2. Обеспечение межпоколенческой жизнедеятельности.

Модель межпоколенческого центра должна включать зоны:

- активного отдыха,
- тихого отдыха,
- административную,
- постоянного проживания,
- периодического проживания,
- общего пользования,
- физкультурно-оздоровительную.

На примере формообразования проанализированы существующие межпоколенческие центры, выявлены черты отличий и сходств, преимущества и недостатки. На основе этих моделей можно сформировать принципы и вывести идеальную модель межпоколенческого центра.

References

1. Vavilova, T.Yu., Potienko, N.D., Zhdanova, I.V. (2016) On modernization of capital-construction facilities in the context of sustainable development of the social sphere. Procedural Engineering, vol. 153, pp. 938-943. DOI: 10.1016/j.proeng.2016.08.257 (in Russian).

2. Dementyeva, N.F., Ustinova, E.  (1991) Forms and methods of medical and social rehabilitation of disabled citizens. Moscow: TsIETIN (in Russian).

3. Denisenko, M.B. (2005) Silent Revolution. Domestic Notes, No. 3. Available from: http://www.stranaoz.ru/?numid=24&article = 1062 (in Russian).

4. SOS Children's Villages [Online]. Available from: http://www.sos-childrensvillages.org.

5. SOS Children's Villages Russia (2016). Available from: http://www.sos-dd.ru / (in Russian).

6. Children's village "Niederrhein" SOS (SOS-Kinderdorf) Germany (2019). Available from: https://www.sos-kinderdorf.de/kinderdorfniederrhein/aktuelles/ge-fuehl-von-schutz-und-ge-bor-gen-heit-57666

7. Ivanov, D. (2004) Organization of medical and social work with the elderly and old people. Friends. Available from: http://lib.druzya.org/gerontologia/.view-ger-2.txt.full.html (in Russian).

8. Leksina, A. (2004) Where one could expect help from in old age. The Republic of Tatarstan, No. 84. Available from: http://www.rt-online.ru/aticles/rubric72/55676/ (in Russian).

9. Open tender for the construction contract for Children's Village "Victoria" (Armavir) (2013). Charitable Children's Fund VICTORIA. Available from: https://victoriacf.ru/1401/otkry-ty-j-konkurs-na-zaklyuchenie-dogovora-stroitel-nogopodryada-ob-ekta-detskaya-derevnya-viktoriya-armavir / (in Russian).

10. Peresvetov, E.Yu. (1999) Children's village in Tomilino. Housing Construction, No. 2.  pp. 19-22.  (in Russian).

11. Potienko, N.D. (2014). Orphans in the conditions of modern Russian society. Ways to solve housing problems. Urban Planning and Architecture, Vol. 4, No. 3, pp. 37-40. DOI: 10.17673/Vestnik.2014.03.7 (in Russian).

12. Tikhonov, B.C. (1987). Boarding house for Great Patriotic War and Labor veterans. Architecture of the USSR. Moscow: Stroyizdat, pp. 32-35 (in Russian).

13.Ein ganzes Dorf. Kinderhaus St. Regiswind, Gerolzhofen (2016). DBZ (Deutsche BauZeitschrift), No.5, pp. 40–45.

14. Hatton-Yeo, A., Melville, J.  (2013). Intergenerational Shared Spaces. Generations Together Cymru. Available from: https://generationsworkingtogether.org/downloads/5b361fc82db5b-Shared%20Site%20final%20Generations%20Together%20Cymru.pdf

15. Regnier, V. (2002) Design for assisted living guidelines for housing the physically and mentally frail. New York: Faia, John Wiley & Sons.

16. X Architekten. SOS-Kinderdorf «DAHOAM». Available from: http://www.xarchitekten.at/sos-kinderdorf-dahoam/

17. StudFiles.net (2015). Socio-cultural features and problems of the development of Russian society. Possible alternatives to its development in the future. [online] Available from: https://studfile.net/preview/4205166  (in Russian).

18. Sos-dd.ru (2008). Children's village – SOS Tomilino. [online] Available from: https://sos-dd.ru/what/villages/tomilino (in Russian).

Citation link

Grishina, M.P., Yusupova, A.B. Development challenges of the architecture of intergenerational centers in Russia //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2023. – №4(84). – URL: http://archvuz.ru/en/2023_4/5/  – doi: 10.47055/19904126_2023_4(84)_5


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 13.09.2023
Views: 115