Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (85) March, 2024

Higher professional education

Pershina Daria V.

Senior Instructor,
Pitirim Sorokin Sykyvkar State University,

Russia, Syktyvkar, e-mail: dari.pershina@yandex.ru

Lyantsevich Anelia V.

PhD (Art Studies),
Associate Professor, Department of Fine Arts and Design,
Pitirim Sorokin Sykyvkar State University,

Russia, Syktyvkar, e-mail: lanelic@yandex.ru

Ivshin Konstantin S.

Doctor of Engineering Sciences,
Professor, Department of Fine Arts and Design,
Pitirim Sorokin Sykyvkar State University,

Russia, Syktyvkar, e-mail: ivshic@mail.ru

The design of small architectural forms in the development of urban spaces based on Komi culture

УДК: 658.512
Шифр научной специальности: 2.1.11
DOI: https://doi.org/10.47055/19904126_2024_1(85)_26

Abstract

The article examines a modern direction in the development of public spaces that includes the cultural code of the region and cultural identity in modern urban environment design. This is an important issue considering academic urban space projects in the educational process and work with urban communities. The article demonstrates a case of design pattern implementation based on Komi culture in relation to small architectural forms for the public space «Playground under the Clock» in Syktyvkar.

Keywords: identity, cultural code of the region, public spaces, design

Введение

Современным подходом в проектировании общественных пространств и реорганизация уже существующих является процесс формирования идентичности и узнаваемости территории с помощью региональных культурных особенностей. Городское пространство с включением визуального регионального кода в средовые объекты инфраструктуры становится не только комфортным и привлекательным, но и аутентичным. Таким образом, формируется основа для развития локального стиля и идентичности, что отвечает дизайн-трендам при проектировании общественных пространств, «интерес к брендингу, который с помощью маркирования уникальных аспектов территории и формирования устойчивого образа способствует созданию узнаваемости и росту привлекательности территории для различных целевых групп» [1].

На основе современных подходов и методов можно создать выразительные средовые объекты с включением информационных маркеров, которые будут указывать на региональную принадлежность. На территории Российской Федерации все чаще можно увидеть городские общественные пространства, включающие визуальные коды того или иного региона, что побуждает и городского, и сельского жителя к новому осмыслению объектов традиционной культуры. Выразительность пространственного и композиционного решений городской среды является одним из существенных факторов, воздействующих на жителя. «Художественное проектирование исходит из создания у зрителя определенного положительного настроения и ощущения повышенного чувства новизны и современности» [7].

Таким образом, в процесс обучения по направлениям 54.03.01«Дизайн» (бакалавриат) и 54.04.01 «Дизайн» (магистратура) с профилями подготовки «Дизайн среды» или «Архитектурное проектирование» необходимо включать задания, связанные с поиском и внедрением в среду локальной идентичности и регионального компонента.

Проектная работа над городскими объектами формирует у студентов навыки нестандартного подхода к решению проблемы, поиск ее изобразительного эквивалента, разрушение стереотипного мышления, исследование психологии зрителя, четкий отбор графических средств, поиск смыслового и пластического единства. Такой метод работы, построенный на принципах творческого соревнования, анализа промежуточных результатов, максимально раскрывает индивидуальные возможности каждого студента.

Методика

Алгоритм проектирования средовых объектов с включением культурного кода выглядит следующим образом:

1. Определение объекта проектирования. На данном этапе выявляется проблема дизайн-проектирования в регионе, а именно отсутствие идентичности в уличных пространствах города, населенных пунктов. Формируется актуальность объекта проектирования. Ориентирами при определении объекта проектирования служат такие характеристики, как, концептуальность, контекстуальность и коммуникативность.

2. Предпроектное социокультурное исследование. Современный подход к проектированию – поиск новых сценариев развития общественных уличных пространств. При создании уникального дизайн-продукта для региона необходимо погрузиться в изучение культурных особенностей и проживание разных сценариев исследования места, чтобы раскрытьтему с разных сторон.

3. Конструирование концепта и художественного образа. Для усиления методологического исследования учащимся рекомендуется создать карты с метафорами, референсами, характеристиками объекта моделирования, а также «составление легенды, как проектируемый объект будет использоваться потенциальным потребителем, что может также натолкнуть на формообразование объекта» [9]. Таким образом, можно найти те базовые коды, которые можно использовать при проектировании дизайн-объектов.

4. Формирование концепции. Необходимо проанализировать уникальные музейные экспонаты региона и выявить наиболее характерные аутентичные визуальные коды. Г.Н. Лола в исследовании о дизайн-моделировании пишет: «Код должен считаться быстро, поскольку он виден, как видна капелька воздуха в кристалле, но он должен считываться долго, поскольку сам процесс разглядывания этой капельки – удовольствие, ведь в процессе такого разглядывания она меняет цвет, очертания, дробится в гранях, пропадает и появляется… Это и есть эстетическое удовольствие от узнавания известного, привносящее в это известное новое качество» [5].

5. Художественное решение. Важно сформировать не только грамотно точное этнографическое решение, но и создать запоминающуюся композицию, гармоничное слияние в ней пространственных, конструктивных, цветовых и графических решений. Такой подход проявляет себя многофункционально, приняв не только смысловую, но и декоративную нагрузку.

6. Проектирование средовых объектов. Выбор конструкций для декоративно-художественного оформления определяется многими факторами: соответствием оборудования смысловой тематической идеи, основам урбанистки, экономическими и производственными соображениями. Общее решение должно характеризоваться активным преобразованием общественной среды.

7. Презентация проектного предложения. Важным моментом при презентации проекта служит визуализация концепции с пояснением всего дизайн-кода. Презентация проходит перед аудиторией городских и учебных сообществ.

8. Реализация проекта. Реализация проекта происходит под руководством всех авторов дизайн-проекта. В процессе реализации каждый автор включается в обсуждение проекта, который при необходимости дорабатывается.

Результаты

В качестве примера общественного места с применением культурного кода рассмотрим малые архитектурные формы, а именно качели в городском пространстве на пересечении ул. Коммунистической и Первомайской в Сыктывкаре (Республика Коми).

Объектом проектирования является уличное пространство и в основу концепции вошло радикальное преобразование территории, создание точки притяжения для молодого поколения и отображение в малых архитектурных формах визуального кода культуры Коми региона, что позволит выразить локальную идентичность всего региона в самом центральном общественном пространстве города.

Рис. 1. «Площадка под часами» до преобразования. Сыктывкар, Республика Коми, 2017

Предпроектное социокультурное исследование. Были проанализированы экспонаты в краеведческих и этнограческих музеях сел и городов Республики Коми (рис. 2), где собраны предметы декоративно-прикладного искусства. В Национальном музее Республики Коми в Сыктывкаре особое внимание авторов проекта вызвала доска с вырезанными пасами начала ХХ в., найденная в с. Помоздине. Знаки были зафиксированы В.Т. Чисталевым. Этнограф Л.С. Грибова утверждает, что пасы служили основой для формирования коми орнамента, а также зырянские знаки собственности легли в основу древнепермской азбуки – анбур, составленной Стефаном Пермским в 1372 г.


Рис. 2. Фотографии экспонатов в краеведческих и этнографических музеях Республики Коми.
Фото Д.В. Першиной. 2017

Конструирование концепта и художественного образа

Рис. 3. Адаптация элементов в дизайн-концепции создания паттерна культурного кода культуры коми.
Авторы А.В. Лянцевич, Д.В. Першина.
Институт культуры и искусства СГУ им. Питирима Сорокина.Сыктывкар, Республика Коми, 2017

Формирование концепции. В концепцию паттерна легла адаптация элементов (рис. 3), часто встречающихся в быту народного искусства Коми региона: насечки на бытовой утвари, узоры на берестяных туесах, орнаменты на вязаных изделиях. Резной орнамент и контурная резьба на плоскости – «самый распространенный декоративный элемент в искусстве коми» [13]. Узоры в виде параллельно идущих полосок, зубцов и елочек образуют в разнообразных комбинациях геометрические фигуры: квадрат, косой крест, круг, звезду. Насечки, которые имели характер утилитарности и наносились, чтобы уберечь дерево от растрескивания при высыхании, превратились в «орнаментальную порезку, оживляющую ровную гладь изделия» [2].

Художественное решение. Паттерн можно использовать самостоятельно или в сочетании с однотонной поверхностью цветовой гаммы фирменных цветов.

Рис. 4. Модуль паттерна культурного кода коми. Авторы А.В. Лянцевич, Д.В. Першина
Институт культуры и искусства СГУ им. Питирима Сорокина. Сыктывкар, Республика Коми, 2017

В уличном пространстве цветовой код выбран не случайно, так как в проекте запланирована высадка рябины красной обыкновенной SORBUS AUCUPARIA, и в дальнейшем, когда на дереве будут ягоды оранжевым оттенка, графические элементы усилят энергичность и жизнерадостность данного пространства.

Рис. 5. Цветовое кодирование паттерна

Проектирование средовых объектов. В качестве средовых объектов был выбран вид качелей серии CLOUDS производства AIRA. Компания AIRA – урбанистический центр по развитию и реализации масштабных проектов в сфере комфортной городской среды. Качели изготавливаются из стали, прочных стеклофибробетонных панелей, подвесов из нержавеющей стали, и сидений из дерева хвойных пород, устойчивых к климатическим изменениям и сильным морозам. Дерево обрабатывается лазурью с высокой стойкостью к истиранию. Все металлические части изделия окрашиваются полимерной порошковой краской по каталогу RAL Classic. Габариты 7 х 1,5 х 3,5 м. Качели выдерживают от 4 до 6 человек.

Рис. 6. Общий вид качелей Серия CLOUDS компании AIRA

Выбор лаконичной архитектурной формы основывается на художественном впечатлении от национальных качелей, расположенных в северных регионах республики. Таким образом происходит культурная анимация объекта национальной культуры в современный объект городской среды с этнокультурным компонентом. 

Презентация проекта. Презентация проекта проходила перед городскими и учебными сообществами. С целью знакомства с художественным решением широкой общественности проект был опубликован на сайтах Администрации МО ГО «Сыктывкар», Информационного государственного агентства Республики Коми «Комиинформ» и в социальных сетях.

Рис. 7. Паттерн культурного кода культуры коми и мокап на качелях.
Авторы В.Я. Рунг, А.В. Лянцевич, Д.В. Першина. Сыктывкар, Республика Коми, 2021

Маркером успешной реализации проекта стало то, что дизайн-концепция паттерна была создана заранее до запуска обновления площади, как бы предваряя тенденцию.

Выбранная территория – одна из центральных общественных площадей столицы республики (рис. 8), рядом находятся Центральный бассейн, Республиканский стадион и другие городские объекты; авторам было важно рассказать в данной локации о визуальных особенностях региона, чтобы турист или житель города смог почувствовать причастность к национальной культуре.

Рис. 8. Городское пространство «Площадка под часами». Сыктывкар, Республика Коми, 2021

Проект реализован в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» и национального проекта «Жильё и городская среда». Открытие приурочено к 100-летию Республики Коми.

Рис. 9. Пример включения коми культурного кода в средовые объекты городского пространства «Площадка под часами».
Авторы проекта В.Я. Рунг, А.В. Лянцевич, Д.В. Першина. Сыктывкар, Республика Коми, 2021

Выводы

Включение будущих студентов-дизайнеров в региональные городские разработки не только повышает уровень подготовки студентов во время обучения, формируя портфолио будущего дипломированного специалиста, но и улучшает качество проектирования городской среды. Данный метод дизайн-образования формирует ответственность к культуре региона и воспитывает уважение к месту, где живет и учится студент. У обучающегося укрепляется ценностная привязанность к пространству малой Родины, что входит в целевые ориентиры актуальных федеральных государственных стандартов высшего образования.

References

1. Arkhipova, A.E. and Fedotova, N.G. (2016). Markers of territorial identity as a symbolic basis of place branding. Nizhniy Novgorod: Scientific notes of the Novgorod State University, [online],   No.2 (6). Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/markery-territorialnoy-identichnosti-kak-simvolicheskaya-osnova-brendinga-mesta (Accessed: 10.02.2024). (in Russian).

2. Belitzer, V.N. (1958). Essays on ethnography of the Komi peoples, the 19th-early 20th century. Moscow: Publishing House of the USSR Academy of Sciences. (in Russian).

3. Glazychev, V.L., Egorov, M.M., and Ilyina, T.V. (1995). Urban environment. Technology of development: a desktop book. Moscow: Ladya. (in Russian).

4. Gribova, L.S. (1980). Decorative applied art of the Komi peoples. Moscow: Nauka. (in Russian).

5. Lola, G.N. (2011). Design code: creativity culture. Saint-Petersburg: ELMOR. (in Russian).

6. Lola, G.N. (2021). Design code: methodology of semiotic discursive modeling. Saint-Petersburg: BERESTA. (in Russian).

7. Lyantsevich, A.V., Ivshin, K.S. (2022). Development of a design for an interactive exhibition space for objects of traditional culture (on the example of the Komi Republic). Udmurt State University. (in Russian).

8. Mikoleit, A. and Pürckhauer, M. Urban code. Moscow: Strelka Press. (in Russian).

9. Pogorelov, D.B. (2017). Conceptualization of the image of a design product based on identity. Decorative Art and Spatial Environment, No. 4 (2), pp. 160-173. (in Russian).

10. Runge, V.F. and Manusevich, Yu.P. (2016). Ergonomics in the design of the environment. Moscow: Architecture-S. (in Russian).

11. Revzin, G. (2019). How the city works. 36 essays on the philosophy of urbanism. Moscow: Strelka Press. (in Russian).

12. Sanoff, H. (2015). Co-designing. Practices of public participation in the formation of the environment of large and small cities. Translated from English by Konnov, А. Vologda: Project group 8.

13. Shurgin, I.N. (2009). From a forest hut to a marvelous church. Wooden architecture of Komi. Moscow: Coincidence. (in Russian).

Citation link

Pershina, D.V., Lyantsevich, A.V.,Ivshin K.S. The design of small architectural forms in the development of urban spaces based on Komi culture //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2024. – №1(85). – URL: http://archvuz.ru/en/2024_1/26/  – doi: 10.47055/19904126_2024_1(85)_26


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 13.02.2024
Views: 88