Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №1 (6) Июнь, 2004

Теория архитектуры

Савенкова Е. В.

магистрант.
Научный руководитель: кандидат архитектуры, доцент Е.Э. Рыкова.
УралГАХА

,

К ВОПРОСУ ОБ ОБРАЗНОСТИ АРХИТЕКТУРЫ ОБЪЕКТОВ РИТУАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ (Тезисы)

Какой образ рисуется в нашем воображении при слове «крематорий»? Наверняка, что-то очень мрачное, непременно с трубой, из которой валит дым… Однако, крематорий – печальная необходимость нашей жизни, так почему бы ни представлять его, как некие величественные врата – переход из одного измерения в другое? Именно подобный образ рисовался в проектах советских архитекторов начала XX века, которые, к сожалению, так и остались так называемой «бумажной архитектурой» 

В проекты первых советских крематориев архитекторы вкладывали идеи биокосмизма – бессмертия человека в космосе. В то же время в них  читается принадлежность к обрядовым объектам: их сложно перепутать общественными зданиями повседневного назначения и уж тем более с жилыми.

В середине XX в. кремационная архитектура стала совершенно обезличенной. Немногочисленные тогда крематории напоминали любое стандартное советское общественное здание: дворец культуры, плавательный бассейн, станцию метрополитена, административное здание, народный суд.

На стыке XX-XXI в.в. современные отечественные архитекторы вновь обратились к теме инфернальной архитектуры. За последние годы появились проекты новых крематориев: например, в Новосибирске и в Челябинске. К сожалению, ни в том, ни в другом проекте опять-таки не обнаруживается принадлежности именно к ритуальному типу зданий.

Таким, образом, с течением времени изменилось лишь то, что крематории стали походить на более современные типы зданий (офис, банк и т.п.), а принадлежности к ритуалу так и не обнаруживается. А нужна ли вообще эта принадлежность? По-видимому, да. Хотя, безусловно, уловить, передать эту принадлежность и не скатиться к примитивному «мрачному зданию с трубой» очень сложно: в этом и должно выразиться мастерство архитектора.

Таким образом, необходимы дальнейшие исследования ритуальных комплексов по следующим направлениям: анализ существующих объектов, разработка их типологии; поиск приёмов эмоциональной выразительности и наибольшей образности в архитектуре, формулировка концептуальных принципов формообразования.

Итогом исследований станет разработка рекомендаций по проектированию ритуальных комплексов.

Ссылка для цитирования статьи

Савенкова Е.В. К ВОПРОСУ ОБ ОБРАЗНОСТИ АРХИТЕКТУРЫ ОБЪЕКТОВ РИТУАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ (Тезисы) [Электронный ресурс] /Е.В. Савенкова //Архитектон: известия вузов. – 2004. – №1(6). – URL: http://archvuz.ru/2004_1/23 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 29.06.2004
Просмотров: 67