Архитектон: известия вузов. №1 (6) Июнь, 2004
Архитектурная практика
Дектерев Сергей Александрович
кандидат архитектуры,
профессор, зав. кафедрой архитектуры жилых и общественных зданий
УралГАХА
,
КОНКУРСНАЯ СИСТЕМА - ОСНОВА АРХИТЕКТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА
В практической сфере архитектурная деятельность в последние годы все чаще осуществляется на конкурсной основе или в многовариантном решении объектов проектирования, которые позволяют, исходя из оценки многих параметров, выбрать заказчику и определить согласующим органам архитектуры наиболее целесообразный вариант архитектурного решения того или иного здания или комплекса. В практике застройки Екатеринбурга конкурс объявляется для решения крупных градостроительных комплексов или зданий очень важного общественного значения.
В процессе обучения в архитектурной школе будущий специалист поставлен также в условия конкурса, когда академическая группа или весь курс сдают одновременно архитектурный проект, выполненный, как правило, по одной теме. Оценка проекта кафедрой происходит по системе ранжирования всего видового ряда на категории в соответствии с архитектурно-художественными качествами демонстрируемых вариантов решений, с учетом уровня разработки проектов во всех других аспектах.
Важную стимулирующую роль в создании творческой атмосферы на занятиях по проектированию и улучшению профессиональной подготовки молодых специалистов играет их участие в конкурсном проектировании. При этом сложность конкурсной программы должна соответствовать уровню знаний и навыков студента и не подменяться опытом педагога - руководителя конкурсного проектирования. В последнем случае инициатива и ответственность студента или группы студентов в поиске архитектурного решения обычно снижаются, так как по их восприятию авторство переходит к педагогу, а разработка не своей идеи ведёт к потере и студента. Обычно такая ситуация возникает на младших курсах, когда студент еще не готов по уровню теоретических знаний и практического опыта к работе по сложной конкурсной программе, посильной студентам старших курсов. В этих случаях у части студентов формируется ложное представление об уровне их профессиональной подготовки и отсутствие должного интереса к очень важной и кажущейся простой академической теме, к пренебрежению к типологическим, функциональным и конструктивным требованиям проектируемого объекта. Опыт подсказывает необходимость разумного, взвешенного и рационального сочетания курсового проектирования с системой теоретического обучения и участие в конкурсном проектировании.
На старших курсах кафедр архитектурных специализаций (5 – 6 курсы) студенты подготовлены к участию в открытых архитектурных конкурсах всех уровней. Главная же задача студента на финальной стадии обучения – выполнить дипломный проект, продемонстрировав перед ГЭК и архитектурной общественностью (участвуя в выставках и смотрах) весь свой творческий потенциал, архитектурно-композиционное мастерство, полученные за годы обучения знания и профессиональные навыки. Тематика дипломного проектирования обычно отражает социальный заказ и актуальные проблемы стратегии развития города Екатеринбурга.
Работа над дипломным проектом идет, как правило, с большим напряжением творческих сил автора, с ясным пониманием того, что хорошо выполненный проект с оригинальным замыслом и ярким образным решением представляется на различные конкурсы: конкурс на медаль УралГАХА, международный смотр-конкурс лучших дипломных проектов выпускников архитектурных школ, фестиваль «Зодчество» и другие.
Каждый год лучшие проекты кафедры архитектуры жилых и общественных зданий представляются на международные смотры-конкурсы. Норма продставительства – 1 проект от 15 работ – к сожалению, ограничивает возможность более широкого участия авторов. Результаты смотров последних лет приносят стабильные успехи кафедре и создают славу уральской архитектурной школе.
Так, дипломный проект Тимура Абдуллаева был награжден высшей наградой смотра-конкурса в Минске – премией фонда Якова Чернихова. Выполненный ранее в качестве преддипломного проекта конкурсный проект на концепцию застройки делового центра «Екатеринбург-Сити» (авторы – Абдуллаев Т., Гордеев П., Демидов Н.. Рук. Дектерев С.А.) был награжден национальной премией и положен в основу дальнейшей разработки в виде 3-х дипломных проектов. Проект Никиты Демидова был отмечен медалью УралГАХА, дипломом I степени МООСАО и дипломом I степени Союза архитекторов России.
Последний международный смотр-конкурс дипломных проектов в Пензе принес также успехи выпускникам специализации АЖОЗ. Все три проекта, представленные кафедрой (авторы – Абдуллаева Е., Башкиров А., Фетисов П.), награждены дипломами I степени МООСАО, а проект Екатерины Абдуллаевой отмечен Гран-при смотра. Ранее ее проект был награжден серебряным дипломом фестиваля «Зодчество – 2003».
В творческих успехах наших студентов отражается не только их талант, усердие и целеустремленность, но и работа педагогического коллектива академии, владеющего эффективной методикой обучения, включающей, в частности, конкурсное проектирование.
Ссылка для цитирования статьи
Дектерев С.А. КОНКУРСНАЯ СИСТЕМА - ОСНОВА АРХИТЕКТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА [Электронный ресурс] /С.А. Дектерев //Архитектон: известия вузов. – 2004. – №1(6). – URL: http://archvuz.ru/2004_1/33
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная