Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №2 (7) Сентябрь, 2004

Теория архитектуры

Валиахметова Лилия Зуфаровна

аспирант.
Научный руководитель:  кандидат архитектуры, профессор А.В.  Меренков.
УралГАХА
 

,

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНТРОВ ДЛЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСТВА

Историю развития человечества можно охарактеризовать как историю накопления знаний об окружающем мире и передачи их от поколения к поколению. С накоплением специализированных знаний, методом передачи которых уже не может быть просто подражание, история становления образовательного процесса становится составной частью истории человечества. В настоящее время важность образовательного процесса достигла, вероятно, своей высшей точки. Один человек способен вершить историю – такое могущество может быть сосредоточено в его руках благодаря техническому прогрессу. Поэтому проблема правильного гармоничного образования молодого человека и специалиста становится одной из важнейших. Средством решения данной задачи является не только достижение высокого уровня знаний по соответствующему направлению, но и удовлетворение потребности в организованном досуге, наполненном интеллектуальной деятельностью, творчеством, общением, занятиями спортом, т.е. огромная роль отводится организации внеучебной деятельности студенчества.

Требования к архитектурной организации мест проведения внеучебной деятельности формировались исторически, параллельно с процессом становления и развития образовательных учреждений. Каждая эпоха привносила свой опыт, позволивший перейти к современному пониманию проблемы. Исторически сложившимися требованиями к архитектурной организации внеучебной студенческой среды являются: доступное расположение, предоставление различных функций, высокая эстетическая ценность, природное окружение.

Особенности студенчества, как самостоятельной социальной группы, проблемы современного студенчества определяют основные характеристики, которыми должна обладать внеучебная деятельность, как важная составляющая современного высшего образования. Опираясь на эти характеристики, можно сформулировать следующие требования к архитектурной организации внеучебной студенческой деятельности:

1) требования к месту расположения объектов внеучебной деятельности:
- размещение отдельно от учебной зоны вуза;
- обеспечение общевузовской принадлежности;
- удобная транспортная доступность, связь с каждым вузом и районами проживания; - наличие возможности дальнейшего расширения.

2) требования к функционально-планировочным характеристикам:
- разнообразие предоставляемых возможностей, многофункциональность, удобная взаимосвязь и разграничение;
- создание обособленности, чувства своего места;
- включение следующих функциональных составляющих: научного и досугового творчества, информационной и информирующей составляющей, спортивной деятельности, различных видов зрелищ и развлечений;
- соподчинение составных частей архитектурного сооружения идее организации свободного межличностного общения;
- гибкость, подвижность, изменчивость архитектурного организма;

3) требования к качеству организации внутреннего и внешнего пространства:
- экологичность;
- эстетическая ценность;
- международный уровень технического обеспечения (наличие необходимых технических помещений, каналов);
- современный уровень материального обеспечения (достаточность площадей и их качество).

Тенденции современной архитектуры – многофункциональность, высокий уровень инженерных возможностей, экологичность сооружений, эмоционально образные эстетические решения, антивандальные мероприятия, связь и проникновение природного окружения – напрямую влияют на центры студенческой деятельности ввиду важности их контингента, как будущего, впечатлительного, воспитуемого.

В ходе проведенного анализа было выявлено, что предъявленным требованиям не отвечает полностью ни одно из существующих типов культурно-просветительных учреждений, где возможно проведение внеучебного времени студенческой молодежи ( см. примечание). Наиболее близки к идеалу досуговые составляющие развитых отечественных вузов. Однако экономическая ситуация и студенческий количественный бум не позволяют обеспечить каждый вуз даже нормируемыми помещениями.

В настоящее время за рубежом распространена практика, когда специализированная организация координирует студенческий досуг, обеспечивает социальную и правовую защищенность студентов всех вузов города, различных университетских городков (к прим., Служба психологического консультирования для студентов г. Вены [2]). Тенденции глобализации образования потребуют преобразования студенческих объединений из разрозненных, во взаимосвязанное и пространственно объединенное целое, системной организации студенческих внеучебных учреждений, выхода их на межвузовский уровень.

Исходя из существующей ситуации, предлагается создание общевузовских учреждений для внеучебной деятельности студентов – Студенческих межвузовских центров (СМЦ), решающих проблему организации архитектурной среды для внеучебной студенческой деятельности, являющихся основной базой межвузовской внеучебной деятельности городской высшей школы, и, следовательно, составной частью системы высшего образования.

Функциональное содержание Студенческого межвузовского центра определяется требованием обеспечения выявленных характеристик внеучебной студенческой деятельности. Опираясь на них, формулируются основные цели деятельности СМЦ:
- обеспечение возможности межличностного свободного общения;
- обеспечение возможности проявления и развития личностных качеств;
- создание условий для творческой научной и досуговой активности;
- предоставление качественного отдыха;
- предоставление высокого уровня современных технологий и информации;
- организация социальной поддержки;
- предоставление возможности выхода на международный уровень;
- координация внеучебной деятельности.

Согласно перечисленным целям деятельности, определяются основные направления деятельности СМЦ: общение, познание - приобретение и переработка информации, творчество научное, творчество досуговое, отдых (активный, спортивный, пассивный, созерцание экспозиции, просмотр представления, развлечения, отдых как смена деятельности и т.д.), развлечения (пассивные и активные, просмотр и представление).

Для проверки полученных результатов и более детального определения структуры внеучебной студенческой деятельности было проанализировано наличие различных видов внеучебной деятельности в российских вузах (по данным их сайтов). Определено, что структура внеучебной студенческой деятельности подразделяется на следующие составляющие: досуговую и научную творческую деятельность, деятельность по получению и передаче информации, массовые зрелища и развлечения, спортивные увлечения. Эти виды деятельности подразделяются по количеству участников на массовые, студийные, индивидуальные. Полученные данные также говорят о равноценности перечисленных составляющих и о необходимости наличия их всех для полноценной внеучебной деятельности.

Анализировалась также структура внеучебной деятельности зарубежных вузов. В настоящее время, благодаря распространению международных программ обмена студентами, выхода отечественных вузов на международное образовательное пространство неизбежно заимствование традиций зарубежных вузов. Популярность определенных видов досуговой деятельности «у них» может повлиять и уже влияет на появление новых видов деятельности «у нас» (к прим., студенческий Европарламент).

В зарубежных вузах существует огромное количество различных обществ (научных, социальных, политических, религиозных, национальных). Исходя из этого, можно предположить большее развитие подобных социальных обществ и у нас. Это еще один факт в пользу оценки функции общения как превалирующей и необходимости организации пространств на основе трансформации, возможности многофункционального их использования.

Студенчество, прежде всего в силу необходимости нахождения на «гребне» научно-технического прогресса и своего непостоянного членства в этой группе - контингент с изменчивыми потребностями и, как следствие, с изменчивыми требованиями к организации архитектурного пространства. Поэтому пространство для данной общественной группы должно быть легко трансформируемым, при необходимости легко перестраиваемым, гибким. Необходимость трансформации пространства подтверждают не только изменчивый количественный состав посетителей в зависимости от сезона, сессии, моды на тот или иной вид деятельности, но и потребность творить самим пространство вокруг себя, вызванная, большей частью, существованием виртуального мира с наличием в нем и этой возможности, так отвечающей возрастной потребности.

На основе рекомендаций анализа внеучебной деятельности вузов, особенностей сту-денчества, как социальной группы, и анализа функциональных составляющих существующих культурно-просветительских объектов определены необходимые функциональные составляющие СМЦ (см. рис. 1) и сформированы принципы организации его функционально-планировочной структуры:
- наличие всех требуемых функциональных зон;
- центральное расположение коммуникационного пространства общения, подчинение организации всех функциональных зон главной идее – свободному общению;
- ориентировка всех функциональных зон сооружения на центральную ось (ядро) –коммуникативное пространство общения, наличие возможной визуальной связи между ними;
- многофункциональность самого коммуникативного пространства общения (информация, выставки, связь с различными зонами, места отдыха, приема пищи, общения, больших сборищ, массовых действий и т.д.);
- удобство связи и необходимого разграничения функциональных зон центра, наличие необходимых функциональных связей внутри каждой зоны;
- гибкость композиционной схемы функциональной структуры - наличие универсальных и многофункциональных помещений, свободной планировки и трансформативности пространств, богатства возможных планировочных группировок.

Рис. 1. Функциональные составляющие Студенческого межвузовского центра

Основной особенностью структуры СМЦ является организация зоны свободного общения. Это главная образующая зона студенческого центра, она включает в себя коммуникационное пространство общения и рекреации и малые, различные по вместимости, зоны свободного общения: рекреационные зоны, универсальные гостиные, кафе, бары. Служит организации неформального общения, отдыха – уединения, отдыха – общения, творческого общения, получения различной информации, организации удобного доступа к другим функциональным зонам центра.

Универсальное коммуникационное пространство общения является главным элемен-том, основной образующей осью зоны свободного общения и всего центра, его решение определяет композиционное построение СМЦ. Основное назначение универсального коммуникационного пространства – связь всех зон, проведение посетителя через весь организм студенческого центра, информирование о возможностях данного организма. Своеобразная улица коммуникационной зоны может являться частью пространств, через которые она проходит, включать различные постоянные и временные элементы: рекреационные зоны, зимние сады, зоны выставок, информационные службы, информационные табло, радио и теле вещание, пространство массовых мероприятий, кафетерии, бары, предоставлять площади для мелкой торговой и рекламной деятельности. Естественно при этом формирование ее многосветной, с применением обходных галерей, малых архитектурных форм и озеленения; решение ее в разных уровнях.

Еще одно назначение универсальной коммуникационной зоны – организация взаимодействия выходящих в нее функциональных зон и предоставление своего пространства для общих мероприятий. (Используется для различных акций молодежных организаций, студенческих отрядов (встречи, учения); в праздничном режиме работы для различных массовых мероприятий).

Исходя из столь непростого назначения, все пространства зоны свободного общения, в особенности универсальное коммуникационное пространство, должны обладать большой степенью трансформации. Как центральная зона здания, пространство свободного общения должно обладать повышенными эстетическими и экологическими характеристиками.

Более мелкие, различные по площадям пространства свободного общения рассредоточены по остальным функциональным зонам, предоставляя внутри них возможность межличностного свободного общения, нерегламентированной деятельности, необходимого отдыха, рекреации.

Таким образом, основными характеристиками универсального коммуникационного пространства общения являются:
- выполнение роли главной объединяющей и распределительной коммуникации, проходящей через все зоны центра;
- ясная организация движения, создание потребности движения по коммуникационному пространству;
- создание различных по интересу восприятия зон;
- возможность трансформации, выделения отдельных пространств (эпизодическое зонирование при будничном режиме работы и объединение зон в праздничном режиме);
- удобное размещение информационных средств.

Учитывая уникальность сооружения как социально значимого, как олицетворения самой идеи студенчества, большое внимание следует уделять архитектурно-художественным аспектам (художественное и стилистическое единство, яркость, образность решения, эстетичность и масштабность сооружения). При определении требований к архитектурному облику здания Студенческого центра в ходе опроса проректоров вузов были получены следующие ответы: легкость, простота решения, минимум стен, максимум пространства, современность, свет, тепло, эстетичность. В решении этой проблемы необходимо использование современных конструктивных возможностей.

Необходимое количество СМЦ для города определяется, территориальным расположением вузов. Если город имеет несколько групп концентрации вузов, то из соображений доступности СМЦ организуются в каждой из них. В зоне наибольшей концентрации высших учебных заведений, как правило, ближе к центру города, создается СМЦ общегородского значения. Вузы - СМЦ на группу вузов - общегородской СМЦ – такова система организации сети внеучебных студенческих центров в крупном и крупнейшем городах.

Обычно выделяются три варианта расположения вуза в теле города: центральное, в срединной зоне города, на периферии. На примере Екатеринбурга мы можем наблюдать иллюстрацию к каждому из этих трех видов (см. рис. 2). Кроме того, сообразно с теорией Н. Журавлевой, в ходе развития и роста города вузы циклически занимают центральное, срединное и периферийное положение [1, c.34]. Поэтому привязка внеучебных центров для вузов должна учитывать, в первую очередь, сами вузы, а затем уже характер их положения в городе, учреждения города.

Рис. 2. Расположение вузов в теле города, определение групп вузов по территориальному признаку на примере
г. Екатеринбурга.

Общегородской студенческий центр должен включать в себя все востребуемые студентами функции, однако, при учете окружающих культурных сооружений и позволяющей их загруженности и доступности, возможен перенос некоторых, к примеру, спортивной составляющей, на территорию общегородских сооружений. СМЦ на группу вузов учитывает потребности вузов, входящих в конкретную группу, поэтому возможно образование центра с какой либо особо востребованной, превалирующей функциональной зоной. Вузы, расположенные на периферии, как правило, представляют собой относительно крупные самодостаточные городки с хорошей базой для внеучебной деятельности. Рядом с ними возможно создание межвузовского центра работающего на этот вуз и являющегося филиалом общегородского центра, носящим более рекреационный характер.

Исходя из перечисленных особенностей, предлагается классификация СМЦ по расположению в городе, по назначению, по преобладающей деятельности (см. таблицу).

На основе полученных результатов можно сформулировать следующие выводы по организации сети сооружений для внеучебной деятельности студенчества в крупных и крупнейших городах:

1. Студенческие межвузовские центры по назначению подразделяются на общегородские, СМЦ на группу вузов, рекреационные филиалы общегородского центра при периферийном вузе.

2. Студенческий межвузовский центр общегородского значения является главным координирующим, представительным, взаимодействующим с другими центром; он работает так же и на группу вузов центральной части города (при наличии нескольких групп концентрации вузов), при благоприятном расположении вузов в городе (концентрации их в одном месте), возможно наличие одного СМЦ.

3. Наиболее рационально размещение СМЦ общегородского значения рядом (или в) с общественным и культурным центром города.

4. На группу вузов, объединенных по территориальному признаку расположения, в срединной или периферийной части города целесообразно создавать свои СМЦ, соблюдая радиус транспортной доступности 30-45 мин. Они могут создаваться в приблизительно равной удаленности от вузов обслуживания, сообразуясь с выгодными условиями расположения районного культурного центра, могут проектироваться на базе какого-либо вуза, входящего в группу. При соответствующем решении различные функциональные составляющие СМЦ могут быть разделены между вузами, если у них имеются для этого благоприятные условия.

5. Необходимо обеспечивать возможность использования, особенно центрального СМЦ, городом для общественных мероприятий, связанных с развитием науки, событий культуры, выставками отдельных отраслей хозяйства, отражающих прогресс.

При использовании предложенной схемы организация взаимодействия вузов во внеучебной деятельности может иметь наибольший успех. Предлагаемые межвузовские студенческие центры дополняют систему учреждений для проведения внеучебного времени студентов. В сочетании с возможностями самих вузов и культурно-просветительскими зданиями общего назначения предложенная организация сети сооружений СМЦ будет способствовать полноценной организации не только внеучебной деятельности студентов, но и всего образовательного процесса становления молодого специалиста.

Примечания:

Рассматривались молодежные клубы, клубы по интересам, ДК, Дворцы молодежи, спортивно-интеллектуально-досуговая составляющая вузов, ночные клубы, дискотеки, бары, развлекательные центры.

Библиография

1. Журавлева Н. Концепция развития инфраструктуры вузов Екатеринбурга // Архитектон. Известия вузов. – 2001. № 1. - с.33-37.

2.http://www.akbild.ac.at сайт Академии изобразительных искусств в Вене

Ссылка для цитирования статьи

Валиахметова Л.З. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНТРОВ ДЛЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСТВА [Электронный ресурс] /Л.З. Валиахметова //Архитектон: известия вузов. – 2004. – №2(7). – URL: http://archvuz.ru/2004_2/10 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 29.09.2004
Просмотров: 58