Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №3 (8) Декабрь, 2004

Теория архитектуры

Иовлева Елена Валентиновна

доцент кафедры основ архитектурного проектирования
УралГАХА

,

СВОЕОБРАЗИЕ АРХИТЕКТУРЫ НЕОКЛАССИЦИЗМА В СВЕРДЛОВСКЕ

Одним из ярких, противоречивых и только-только уходящих в прошлое, а потому недостаточно всесторонне и критически осмысленных периодов в истории отечественного зодчества является архитектура советской России ХХ века. Наибольшее и обоснованное внимание исследователей в ней привлекает архитектурный авангард начала столетия. Согласно популярной точке зрения, отраженной в «принципе маятника», периоды модернизма и авангардных поисков в архитектуре сменяются периодами возврата к изучению традиций и классики [1, 2]. Именно поэтому внимание ряда исследователей в последние годы привлекает стиль, зафиксировавший в советской архитектуре диаметрально противоположную авангарду точку положения «маятника». Время его господства – 1930-1950 годы – уже вошло в историю архитектурного творчества как оригинальный и яркий период. В разное время этот стиль получал разные названия: «социалистический реализм», «советская классика», «сталинский ампир», «сталинский стиль», «сталинский декоративизм», «сталинское барокко», «тоталитарный стиль», «историзм». Уже одно разнообразие терминов говорит о различных трактовках, о разных, порой противоречивых взглядах и оценках стиля. В настоящее время к нему наблюдается повышенный интерес. Как отмечает А.В.Иконников: «историзм 40-х и 50-х стал историей, отделённой от нас уже немалой толщей времени. И просто необходимо внимательно всмотреться в него… Там не только прошлое… Там и большой массив опыта, накопленного нашей культурой, – сложного и противоречивого, но включающего ценности, которыми нельзя пренебречь».

Повышение внимания к неоклассицизму советского периода в архитектуре происходит по ряду причин:
- неповторимость и оригинальность этой архитектуры, которая была характерна лишь для ряда стран (прежде всего стран социалистического лагеря) и наиболее ярко проявилась в Советском Союзе;
- откровенное проявление влияния социальных утопий тоталитарного строя на творчество зодчих, демонстрирующее своего рода социально-эстетический эксперимент и требующее осмысления с позиций нашего времени;
- острота постановки ряда проблем архитектурного творчества в этот период (освоения и творческого использования классического наследия, пластического обогащения языка архитектуры, индустриализации строительства зданий массового использования, повышения художественности и образности форм за счёт синтеза искусств);
- наличие нового социального заказа в архитектурной деятельности, способствовавшего появлению новых типов зданий и комплексов;
- необходимость изучения периода не только в общих чертах на примере архитектурных памятников центра страны, но и углублённо, с привлечением внимания к разнообразным постройкам, что позволило бы полнее заполнить страницы истории архитектуры недавних, но ушедших лет, а также осветить интересный раздел развития российской архитектуры.

Наименее изученным в этой области является зодчество центральных городов, где сконцентрировано большое количество неоклассицистических построек советского периода. Развитие неоклассики здесь определялось не только воздействием общих идеологических, социально-политических, экономических факторов, влиянием центра, но и региональными условиями. Среди них особенности экономического и исторического развития регионов, природно-климатические условия, влияние национальных и региональных культур, творческие традиции архитектурных школ.

В Свердловске, например, архитектура «неоклассики» развивалась неравномерно, с отставанием от столицы и имела свои особенности. Это нашло проявление, прежде всего, в диспропорциональном увеличении доли промышленной инфрастуктуры по сравнению со сферой гражданского строительства (особенно в военный период); в нерегулярном притоке капиталовложений в строительство; в характерной для региона необходимости экономии средств, противоречащей пышности и помпезности, которая была присуща стилю; в конфликте между технологичностью строительного процесса и декоративностью форм; в сосуществовании «дворцов» и «трущоб» в виде жилых бараков. Слабая в ряде случаев подготовка архитекторов, искреннее увлечение конструктивизмом, нежелание менять стиль работы, а также общий темп развития профессионального сознания вели к определённой инерции в становлении и утверждении стиля в Свердловске.

Общие для стиля композиционно-художественные принципы – иерархичность, парадность, монументальность, ансамблевость, декоративность, театральность, – в архитектуре Свердловска указанного периода получили выражение в конкретных композиционных приёмах. Иерархичность – в ярусности, силуэтности, многоосевой структуре, символике деталей. Парадность – в функциональной дифференциации пространств, симметричности. Монументальность – в массивности и крупномасштабности, отделке и обработке поверхностей стен. Ансамблевость проявилась в архитектуре города как тенденция, как некий идеал и выражалась крупномасштабной развитой пространственной структурой, стилевым, художественно-композиционным и функциональным единством, последовательной и целостной реализацией идеи автора в натуре. Это комплекс Уральского политехнического института (УГТУ-УПИ), центральный стадион, ЦПКиО имени Маяковского, детский дом «Исток». Декоративность получила выражение на уровне деталей – в использовании украшений, средств монументально-декоративного искусства, на уровне зданий – в архитектурных декорациях и элементах бутафории, ценной отделке фасадов. Театральность, как принцип организации среды, предполагала определённую сценарность, программирующую поведение масс, архитектурную зрелищность, декоративность фасадов и форм, фланкирующих пространства.

Особого внимания заслуживает изучение композиционного строя неоклассицизма, поскольку даже непросвещенный взгляд обнаруживает в этой архитектуре яркие и неповторимые формы. Эти формы создают богатую пространственную палитру и обогащают историческую и современную среду во многих городах России.

Одним из таких городов является Свердловск-Екатеринбург. Рассматривая композицию города на трех взаимосвязанных уровнях – градостроительном, «объемном» и «пластическом», можно констатировать, что все три уровня представлены полноценными композиционными решениями.

В планировке – это элементы радиально-лучевой структуры, симметрия, многоосевое построение, создание замкнутых перспектив, периметральная застройка, формировавшая улицу, двор, площадь. Развитие планировки и застройки главного проспекта города (согласно генплану «Большой Свердловск» 1930-х годов) велось в соответствии с композиционными признаками неоклассицизма. Проспект замыкался двумя площадями, композиционная схема которых имела симметричный характер и предполагала периметральную застройку. Главный корпус Уральского политехнического института, расположенный в восточной части на холме, сформировал главную архитектурную картину не только проспекта, но и всего города.

В объёмно-пространственном решении зданий и комплексов применяется симметрия, активный силуэт, иерархическая осевая структура, акцентирование главных фасадов («фасадность»), пропорции, тяготеющие к «золотому сечению», крупномасштабность. В формальном отношении композиции зданий и комплексов имеют богатую палитру, как по объёмно-пространственной структуре (фронтальные, объёмные, пространственные), так и по конфигурации в плане (разветвлённые, компактные, линейные, угловые), и по характеру архитектурных деталей (башенные многоярусные, с портиком, фронтоном и аттиком, с курдонером, ризалитами, галереями и террасами). Формальные композиции наряду с другими факторами отражают значимость объекта в структуре городской застройки (городской, районный, локальный, рядовой уровни).

На уровне пластики зданий принципы неоклассицизма наиболее ярко проявились в деталировке, которая стала важным признаком стиля. В архитектуре Свердловска 1930-1950 годов применялись такие виды пластики, как структурная, орнаментальная и тематическая. Использовались разные ордерные системы, тематические барельефы, скульптура, в некоторых сочетались реалистические изображения, орнамент, советская, государственная, военная символика.

Архитектурные формы неоклассицизма 1930 – 1950-х годов в Свердловске имеют обширные и своеобразные виды проявления, дающие основание сопоставлять их со столичными. Это и меньшая заидеологизированность, и наличие большого количества ярких построек переходного периода, сочетающих конструктивистские и неоклассицистические мотивы, это и практическое отсутствие гипертрофированного масштаба, скромный уровень реализации принципа ансамблевости при наличии специфических жилых уличных комплексов – ансамблей. Всё это, а также массовость застройки периода 1930 – 1950-х годов, популярность стиля среди населения, преобладание неоклассицистических построек на наиболее важных участках Свердловска-Екатеринбурга способствовало тому, что эти объекты до сих пор являются ведущими в формировании облика города.

Библиография

1. Иконников А.В. Историзм в советской архитектуре //Архитектура СССР. – 1990. – №3. – С.20-27.

2. Паперный В. Культура «Два». – М.: Новое литературное обозрение, 1996. – 384 с.

Ссылка для цитирования статьи

Иовлева Е.В. СВОЕОБРАЗИЕ АРХИТЕКТУРЫ НЕОКЛАССИЦИЗМА В СВЕРДЛОВСКЕ [Электронный ресурс] /Е.В. Иовлева //Архитектон: известия вузов. – 2004. – №3(8). – URL: http://archvuz.ru/2004_3/1 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 29.12.2004
Просмотров: 80