Архитектон: известия вузов. №3 (8) Декабрь, 2004
Теория архитектуры
Земов Дмитрий Владимирович
аспирант.
Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор Е.К. Золотов.
УралГАХА
Россия, Екатеринбург
ЭВОЛЮЦИЯ И ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ АТРИУМНЫХ ПРОСТРАНСТВ
Привычный облик атриумного пространства сформировался относительно недавно. Этому предшествовал целый ряд изменений, касавшихся и архитектурного пространства, и элементов его наполнявших. Менялась форма здания, его интерьер, менялись конструкции и наполнявшие пространство компоненты, но это всегда было взаимосвязано. Чтобы понять, как формировался атриум, проследим исторический путь преобразований. Для начала попробуем понять основную идею атриума.
«В наш электронный век нужна особая привлекательность общественного пространства, чтобы заставить человека покинуть свое насыщенное телекоммуникациями жилище. Потому общественные центры должны быть в высшей степени оборудованными, наполненными жизнью и культурой»[1]. Главным аргументом, говорящим о разумности использования атриумного пространства, является социо-культурный фактор. Среда атриума привлекательна как место общения людей. В социальных, производственных, конторских учреждениях это пространство способно противостоять децентрализации учреждений, увеличивает деловую активность, объединяет людей.
![]() | ![]() | ![]() |
Рис.1. Британский музей в Лондоне | Рис. 2. Отель «Бурж Аль Араб» в Дубае | Рис. 3. Научно-исследовательский институт в Германии |
В коммерческих комплексах, где сосредоточены торговые предприятия, зоны отдыха, развлекательные учреждения, атриумы увеличивают приток посетителей, стимулируют экономическую активность.
Атриум может стать ответом на трудноразрешимую проблему экологии современного города. К этому можно прибавить давнее стремление к обеспечению благоприятного микроклимата в местах массового скопления людей. Как правило, архитекторы рассматривают атриум как «микрогород», призванный возродить особую «атмосферу» маленьких городов: с улочками вместо автострад, уютными площадями вместо автостоянок. В концепции атриума совмещаются и волнующий образ городов будущего, и восхищающие современников города прошлого.
При решении определенных задач атриум можно назвать не только интересным, но и практичным решением. Повышенные затраты на возведение здания окупаются его экономичной эксплуатацией. Недаром атриумные здания стали основой «концепции буферного мышления», разработанной в 1980 году Терри Фарреллом и Ролфом Лебенсом. Целью этой идеи было создание максимально экономичного общественного здания. Для осуществления этого рекомендовалось строить на южных склонах холмов или возводить северную часть здания гораздо выше. Здание должно было наполовину располагаться под землей. Таким образом, грунт становился буфером и прекрасно сохранял тепло северной части здания, защищая ее также от холодных северных ветров. Атриум располагался в южной части здания и имел наклонное остекление для улучшения циркуляции воздуха. Специальная система солнцезащитных козырьков контролировала нагрев помещения. Под зданием находились помещения для забора холодного ночного воздуха, который при необходимости использовался для охлаждения. Атриум являлся воздушным буфером. Кондиционеры работали экономичнее, когда брали воздух для нагрева либо охлаждения помещений из него, а не с улицы. В атриуме находиться должно было гораздо комфортнее, чем на улице. Правда, для большего экономического эффекта авторы концепции рекомендовали искусственно не обогревать атриум и поэтому в зимнее время, находясь в атриуме, нужно было надевать легкое пальто. «Концепция буферного мышления» в чистом виде не нашла широкого применения, т.к. имела много оговорок, но отдельные ее принципы часто использовались при возведении атриумных зданий.
Атриумные здания известны человечеству более 3000 лет. Появившись сначала в жилищах хеттов и урартийцев, затем они использовались греками и римлянами. В греческом жилище внутренний дворик представлял собой центральную часть дома с проемом прямоугольной формы в крыше – «комплювием» и небольшим бассейном для дождевой воды – «имплювием» (рис. 4).
Рис.4. Греческое жилище
В атрий выходили все комнаты дома. Здесь присутствовала лишь архитектурная составляющая, и ни о каком наполнении пространства здесь речь тогда не шла. В самом начале XIX в. новые технические возможности использования стекла и металла в строительстве позволили возводить сооружения подобные оранжереям, что повлияло на развитие атриумных зданий. Теперь, в отличие от домов Средиземноморья, где внутренние дворики были открытыми, большие новые общественные пространства перекрывались стеклянной оболочкой. Атриумы стали применять, в основном, в общественных зданиях. Подобно оранжереям, они были защищены от внешних природных воздействий, в связи с чем наметились явные изменения в наполнении их внутренних пространств. В композиционном отношении атриум выступал главным объединяющим пространством с вертикальным развитием, но теперь в нем располагались конторские учреждения, банки, вестибюли гостиниц.
Примеры тому - созданное Ф. Л. Райтом (F. L. Wright) здание «Джонсон Вокс» (Рейсин, 1903 г.) (рис. 5), гостиница «Брайн-плэйс» (Brain Place) Ф. Эдбрука (F. Edbrooke) (Денвер, 1893 г.) (рис. 6).
![]() | ![]() |
Рис. 5. Здание «Джонсон Вокс» | Рис. 6. Гостиница «Брайн-плэйс» |
Многофункциональное использование атриума требовало, кроме удобного архитектурного пространства, соответствующее предметное наполнение. Впервые в атриуме появляются внеархитектурные компоненты пространства в виде бытового оборудования (мебель, светильники, часы), ландшафтного наполнения (цветы, экзотические деревья). В процессе изучения возможностей пространства крупного масштаба вводились элементы вертикального развития: технологические (такие как лифты), знаковые (флаги) и декоративные (решетки) чтобы в некоторых случаях избежать, а в некоторых намерено подчеркнуть «гигантизм»
Рис.7. Галереи Виктора Эммануила
В это время начали приспосабливать конструкции из стекла и железа для создания больших, хорошо освещенных и, в тоже время, достаточно экономичных интерьеров. Появляется новый тип линейного атриума: картинные и торговые галереи со стеклянным покрытием. По принципу восточного базара в 1867 году было возведено здание Галереи Виктора Эммануила в Милане (арх. Д. Менгони), в котором стеклянными «крышами» были перекрыты целые улицы (рис. 7). В магазинах прошлого века получили широкое применение застекленные арочные пассажи, например, в здании ГУМа архитектора Померанцева А.М. в Москве в 1889-1893 гг.
Декоративное решение линейных атриумов нередко перекликалось обликом уличной застройки. Даже стены внутреннего пространства имитировали фасады зданий.
В отличие от «атриев» греков, у архитекторов XIX века появилась возможность возводить многоярусные атриумы. В видоизменившихся пространствах атриума особую роль играл солнечный свет. Попадая сверху через крышу, он наполнял пространство. Нечто подобное присутствовало и в храмах. Прототипом атриума XIX века стали не только оранжерея и храм, но и зал оперного театра. Форма пространства многоуровневого зала театра с балконами, портером и сценой была узнаваема в то время. Сходство с театром эмоционально наполняло атриум, вызывая чувство предвкушения актерского действия.
После перерыва, связанного с экономической депрессией 1930-х гг. и разразившейся Второй мировой войной, возведение зданий атриумного типа возобновилось. Они стали часто использоваться как общественные здания самого различного назначения.
Рис. 8. Атриум музея Гугенхайм
Одним из первых было здание музея С. Гугенхайма (Guggenheim) в Нью-Йорке (1959 г.). Верхний свет музея выгодно освещал экспонаты, наполнявшие оригинальное спиралевидное пространство (Рис. 8). Это здание послужило стимулом для действия архитекторов того времени. В основном, яркие примеры атриумов того времени можно было увидеть в торговых центрах США и Европы.
В 1967 г. Кевин Рош (Kevin Roche) и Джон Динкелу (John Dinkelo) закончили в Нью-Йорке здание фонда Форда. Им удалось создать в высшей степени необычное здание, в котором использовалось много оригинальных идей, ставших примером для многих современных атриумных зданий. Это был крытый двор-сад, окруженный конторскими помещениями.
Подавляющее большинство атриумов проектировалось ландшафтными архитекторами, которые, используя свои знания, старались превратить атриумы в своеобразные «оазисы». Конечно, причины того, что наполнение архитектурного пространства решалось только озеленением, кроются не только в профессиональной специализации создателей. Потребитель того времени стал испытывать дискомфорт отсутствия природных компонентов, которые идеально подходили для пространства отдыха и общения. Несмотря на то, что оранжереи (как отдельные сооружения) явление достаточно редкое, нельзя недооценивать влияния, оказанного ими на атриумные пространства.
![]() | ![]() | ![]() |
Рис.9. Сад в здании компании «Дир Уэст» (арх. Кевин Рош и Джон Динкелу) | Рис.10. Оранжерея Эдем. Арх. Николас Гримшоу (Nicholas Grimshaw) | Рис.11. Штаб-квартира «Британских авиалиний» Арх. Нилс Торп (Niels Torp). |
Многие архитекторы проявили огромный интерес к устройству садов в интерьере. Удачный выбор растений и их размещение, яркий свет и насыщенные цветом поверхности превращали пустые пространства здания в притягательное для посетителей место.
«Чувство приязни, рождающееся между растениями и людьми, особенно внутри зданий - характерное явление современности. Поскольку мы не имеем устойчивых принципов декоративного украшения наших зданий, использование живых растений создает необходимый контакт между людьми и искусственной средой. (…) Атриумные здания намного расширяют возможность озеленения интерьеров зданий» [2].
Конечно, одним из прототипов атриума XIX века была оранжерея. Однако не стоит отождествлять атриум с оранжереей, т.к. растения далеко не единственные элементы наполнения атриумов. Тем более, не в каждом атриуме и не любые виды растений смогут расти. Если искусственный климат, грунты, виды растений и способы ухода за ними выбраны неверно, то желаемая среда так и не будет создана. Растения внутри помещения чувствуют себя хуже, чем в местах их естественного обитания и требуют постоянного ухода. Живые растения - это один из инструментов создания облика пространства атриума, их присутствие положительно сказывается на его облике и микроклимате. Но если озеленение остается единственным пространствообразующим элементом, то это приводит к большим затратам по уходу за растениями и уменьшает или вовсе исключает возможность мобильного изменения внутреннего пространства атриума.
![]() | ![]() |
Рис.12. Архитектор Джон Портмен: «Хайетт-отель». Атланта, 1967 | Рис.13. «Хайетт Ридженси». Сан-Франциско, 1974 |
Возвращаясь к историческим фактам и учитывая все первые шаги архитекторов, нельзя не отметить, что необходимый импульс развитию атриумов дал Джон Портмен (John Portman), создавший в 1967 году знаменитый «Хайатт-отель» (Hyatt hotel) в Атланте (рис. 12). Портмен в своих проектах очень удачно применял вместе с архитектурной и дизайнерскую концепцию пространства. Он деликатно подходил к использованию озеленения. И это понятно, т. к. главной для него была сама идея пространства. Вся его работа – экспериментальный поиск. Он искренне желал, чтобы атриумы служили людям местом отдыха и раздумий в шумном городе. Атриумное пространство принимает характер старого итальянского дворика - «пьяцца». Постройки Портмена послужили примером для архитекторов. Работая над наполнением своих атриумов, он включал в их пространство не только растительные, но и другие компоненты. Это - невероятные по масштабу пространственные структуры, становящиеся центральными частями композиций, визуально подчеркивающие пространство, и элементы благоустройства в виде скамеек, фонтанов, бассейнов. Вода вообще играла важную роль в его экспериментах, она оживляла пространство, отражая вертикально развитый интерьер. В работу пространства включалось оригинальное инженерно-техническое оборудование, например, лифты с прозрачными кабинами. Особое внимание Портмен уделял свету и цвету. Кроме мастерской работы с естественным освещением, он продумывал эффектную игру искусственной подсветки в темное время суток, совмещая «скользящие» по стенам атриума лучи прожекторов и локальное освещение элементов наполнения атриума подвесными светильниками.
Цветовые решения некоторых отелей были предельно эксцентричными для восприятия. Случалось, попадая в отель, решенный в насыщенно красном и оранжевом цвете в сочетании с прочими элементами наполнения, неподготовленные посетители часто роняли из рук сумки.
С 50-х по 70-е годы 20 века было возведено несколько сотен атриумов. Началось соревнование, в котором каждый проектировщик хотел в чем-то преуспеть. Например, в масштабе объекта или применяемой технологии, в новаторстве идей или используемых материалов. К настоящему времени атриумных зданий по всему миру существует несколько тысяч. И популярность их растет. Некоторые - менее известны, другие - приобрели всемирную славу, такие как Итон-центр (Eaton Center) в Торонто (арх. Брегманн, Хамман, Зидлер (Bregman, Hamann, Zeidler) (1979г.) - линейный атриум с многоуровневой системой переходов, галерейный тип которого подчеркнут композицией летящей под сводом стаи птиц (Рис. 14). Другой пример - административный комплекс Ллойда (Loyd's) в Лондоне (арх. Р. Роджерс (R. Rogers) с партнерами 1980 г.), где эскалаторы, заключенные между массивных колон, вынесены в атриум здания и представляют некий гигантский механизм, точность которого определяют часы в виде башенки.
![]() | ![]() | ![]() |
Рис.14. Итон-центр | Рис.15. Интерьер комплекса Ллойда | Рис.16. Атриум DG Банка в Берлине |
Они аккумулируют на себя всю концепцию здания-механизма и организуют небольшую благоустроенную площадь на первом этаже (рис. 15). Среди работ последних лет примечателен проект здания DG Банка в Берлине Френка О. Гери (Frank O. Gehry). Здесь лапидарное архитектурное пространство атриума буквально вскипает от натиска активной пластики экстраординарного объекта в виде головы лошади, подавляющего прочие элементы пространства (Рис.16). Или атриумная гостиница Бурж Аль Араб (Burj al Arab) в Дубаях (проект компании Аткинс (Atkins) 2000г.), в которой важнейшим пространствобразующим элементом явился цвет интерьера и цветной динамичной подсветки ограждающего материала атриума (рис. 17).
Рис. 17. Динамичная подсветка гостиницы Бурж Аль Араб в Дубае
Много оригинальных идей с применением атриумов появляются во время работ по реставрации и реконструкции зданий. Например, перестройка четырех газгольдеров в торгово-деловой и жилой центр, проведенная усилием архитекторов Жана Нувеля (Jean Nouvel), Купа Химельблау (Coop Himmelblau), Манфреда Вейдорна (Manfred Wehdorn) и Вильгельма Хольцбауэра (Wilhelm Holzbauer) (Зиммеринг, Вена1998-2001 г.). Или уникальная по задумке и техническому воплощению реконструкция Рейхстага Норманом Фостером (Norman Foster) в Берлине (рис. 18, 19).
![]() | ![]() |
Рис.18. Рейхстаг. Вид купола | Рис.19. Рейхстаг.Атриум |
К настоящему времени оформились основные типы атриумных зданий и проведены интересные эксперименты по всестороннему подходу к их проектированию. Накоплен значительный опыт по наполнению атриумного пространства внеархитектурными компонентами.
Подводя итог, сделаем следующие наблюдения. Анализируя процесс формировании атриумного пространства, выделим три основных периода:
Первый (около 2 тыс. лет до н.э. – V в. н.э.). - сформировался принцип пространственной организации атриума.
Второй (1800 г. – 1910 г.). В рамках этого периода можно отметить два этапа:
I этап (1800 г. – 1860 г.) - отмечен тем, что возникают технические возможности возведения зданий из стекла и металла;
II этап (1860 г. – 1910 г.) - характеризуется формированием новых типов атриумов - вертикально развитый и линейный.
Третий (1950 г. – начало XXI в.). Включает два этапа:
I этап (50 – 70-е гг. XX в.) - на этом этапе проверяется на практике экономическая целесообразность зданий и оптимальность их использования для общественных целей;
II этап (70-е гг. XX в. – начало XXI в.) - к этому времени складываются известные типы атриумных зданий, утверждается архитектурно-дизайнерский подход к формированию облика атриумного пространства.
Анализ процесса формирования показал, что прототипами современных атриумов стали:
-
по принципу пространственной организации – греческие атрии;
-
по типу здания – оперный театр;
-
по типу конструкций – оранжереи;
-
по типу освещения - храмовая архитектура;
-
по характеру пространства – итальянский дворик «пьяцца».
Человек, попадая в атриум, становился участником заранее продуманного процесса, внимание на котором концентрирует организация пространства, объяснимая особенностью архитектурного сооружения.
Иногда атриумы отождествляют с «зимними садами», но озеленение - это только один из компонентов атриума. К внеархитектурным компонентам относится широкий круг средств современного дизайна, искусства и технического оборудования, наполняющих пространство атриума. Внеархитектурные компоненты усиливают либо по-своему трактуют концепцию пространства. «Они могут нести различную смысловую и функциональную нагрузку: от элементов, членящих пространство, акцентирующих его отдельные части, до устройств многофункциональных, работающих и как архитектурные акценты, и как ядра организации различных форм деятельности – ожидания, отдыха и т.д.»[3].
В целом их можно разделить на следующие группы:
-художественное освещение;
-произведения прикладного и декоративного искусства;
-визуальное искусство;
-информационные носители;
-ландшафтные компоненты;
-элементы благоустройства;
-технологическое и инженерное оборудование;
-бытовое оборудование.
В формировании современных атриумов внеархитектурные элементы стали играть важную роль среди прочих составляющих пространства. Внеархитектурные элементы обладают мобильностью и описывают идею пространства более доступными и понятными человеку средствами, становясь проводником либо главным объектом внимания, в зависимости от замысла проектировщика.
Иллюстрации:
Рис. 1. Британский музей в Лондоне (арх. Н. Фостер). Architectural Record. 2001. No.3. P.114.
Рис. 2. Отель «Бурж Аль Араб» в Дубаях. Architecture. 2000. No.8. P.116.
Рис. 3. Научно Исследовательский Институт в Германии. The Architectural Review. 2002. No.5.P.72 4.
Рис. 4. Греческое жилище. Уайт Энтони. Архитектура: Формы, конструкции, детали. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003, с. 5
Рис. 5,6 Здание «Джонсон Вокс», гостиница «Брайн-плэйс». Саксон Р. Атриумные здания. – М.: Стройиздат, 1987, с.12,13
Рис. 7. Галерея Виктора Эммануила. GEO. 2004, №9, с. 104
Рис. 8. Музей Гугенхайма. Ефимов А.В. и др. Дизайн архитектурной среды. – М.: Архитектура-С, 2004, с. 31
Рис. 9. Сад в интерьере атриума здания компании «Дир Уэст»(арх. Кевин Рош и Джон Динкелу) (Молина, 1978). Саксон Р. Атриумные здания. – М.: Стройиздат, 1987, с. 27
Рис. 10. Оранжерея Эдем (арх. Николас Гримшоу(Nicholas Grimshaw)) (Корноул, Англия). The Architectural Review. 2001. No. 8. P.40.
Рис. 11. Сад в интерьере атриума штаб-квартиры «Британских авиалиний» (арх. Нилс Торп (Niels Torp). The Architectural Review. 2001. No. 8. P.38.
Рис. 12. Архитектор Джон Портмен: атриум «Хайетт-отель»(Атланта, 1967г.). Саксон Р. Атриумные здания.– М.: Стройиздат, 1987, с. 9
.Рис. 13. Гостиница «Хайетт Ридженси» (Сан-Франциско, 1974 г.). Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории. – М.: ООО «СПЦ принт», 2003, с.121
Рис. 14. Итон-центр. П. Лошаков. Общественные пространства Канады
Рис. 15. Интерьер комплекса Ллойда.
Рис. 16. DG Банк в Берлине. The Architectural Review. 2001. No. 8. P.48
Рис. 17. Динамичная подсветка гостиницы Бурж Аль Араб в Дубаях. Architecture. 2000. No.8. P.116.
Рис. 18, 19 Рейхстаг: вид купола и атриум здания. Architectural Record
Библиография
1. Саксон Р. Атриумные здания. – М.: Стройиздат, 1987. – С.59
2. Ефимов А.В. Дизайн архитектурной среды. – М.: Архитектура-С, 2004. – С.177
Ссылка для цитирования статьи
Земов Д.В. ЭВОЛЮЦИЯ И ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ АТРИУМНЫХ ПРОСТРАНСТВ [Электронный ресурс] /Д.В. Земов //Архитектон: известия вузов. – 2004. – №3(8). – URL: http://archvuz.ru/2004_3/3
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная