Архитектон: известия вузов. №2 (10) Июнь, 2005
Теория архитектуры
Атанова Екатерина Павловна
магистрант
Научный руководитель: доктор архитектуры, профессор В. А. Колясников.
УралГАХА
,
О ПРОГРАММЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АНСАМБЛЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
Актуальность проблемы: Одним из важнейших направлений решения задачи гармонизации взаимодействия человека, природы и архитектуры является композиционная организация градостроительных объектов. Вершиной композиционной организации является формирование ансамбля. Проблема формирования и развития архитектурного ансамбля всегда имела место в теории архитектуры и градостроительства. Но сегодня, в ряде градостроительных ситуаций, проблеме формирования архитектурных ансамблей уделяется недостаточно внимания. Стоимость земли, вкусы инвесторов, наличие различных форм собственности обусловили штучное строительство, которое часто не пытается установить гармонический контакт с окружающей застройкой. В результате город трансформируется в конгломерат индивидуальных финансово-строительных жестов. Должны ли быть новые сооружения в центре города гармонично включены в существующую городскую ткань, составить ансамбль? Ответом на этот вопрос может быть новая концепция формирования архитектурного ансамбля в современных социально-экономических условиях. Ядром такой концепции следует считать принципы создания ансамбля на основе единства стилистического разнообразия при реконструкции исторически сложившейся среды и использования определенного стиля при единовременном строительстве.
Степень изученности проблемы: Фундаментальными работами в области формирования архитектурных ансамблей, необходимо назвать исследования таких авторов как Бархин М.Г., Бунин А.В., И. Грузе, Жолтовский Н.В., Иконников А.В., Р. Крие , К. Линч, Ранинский Ю.В., Саваренская Т.Ф., Смоляр И.М., Тверской А.М., Яргина З.Н. и других. Ансамблевый подход предусматривает преемственное развитие принципов композиции, установленных данными авторами.
Сегодня проблема формирования города как системы ансамблей, а также новаторских подходов к созданию ансамбля исследуются отечественными учеными такими как Смоляр И.М. и др. Из зарубежных исследователей следует отметить И. Дженкса, Р. Крие, А. Габриэля, К. Маркварта, Г. Мевеса, А. Полисано и других.
Проблема ансамбля находится в поле внимания уральских ученых Щипицыной О.А., Колясникова В.А. Вместе с тем, комплексных систем исследований проблем формирования архитектурных ансамблей в новых социально-экономических условиях до сих пор не опубликовано. Не решена крупная проблема формирования современного стиля в архитектуре ни в теории, ни в практике.
Цель исследования – разработать теоретическую концепцию формирования архитектурного ансамбля с учетом новых социально-экономических условий; апробировать эту концепцию в экспериментальном проектировании. Характеристика концепции определяется предметом исследования.
Предмет исследования – принципы, закономерности формирования архитектурных ансамблей с учетом социально-экономических условий.
Задачи работы:
- определить понятия архитектурного и градостроительного ансамблей;
- дать характеристику этапам развития представлений об архитектурном ансамбле в XX и в начале XXI вв;
- определить тенденции развития теории и практики архитектурного ансамбля, систематизировать современный опыт формирования архитектурных ансамблей;
- разработать концепцию архитектурного ансамбля «Стиль XXI века»;
- разработать модели основных типов архитектурных ансамблей центра г. Екатеринбурга и определить условия их реализации.
В рамках формирования программы исследования даются следующие исходные понятия:
Ансамбль (фр. букв. – вместе стройное целое, совокупность) – 1) в архитектуре и градостроительстве означает согласование, продуманное, гармоничное единство в расположении группы зданий, образующих целостную архитектурно-пространственную композицию; 2) в садово-парковом искусстве – пространственно и функционально связанная совокупность сооружений, растительности, водоемов и других элементов ландшафта, образующих целостную архитектурно-художественную композицию.
Архитектурный ансамбль – совокупность зданий, сооружений и окружающей среды, являющаяся высшей формой архитектурной композиции. Под архитектурным ансамблем понимается совокупность ряда архитектурных сооружений, которые обладают определенным архитектурно-планировочным единством, пространственно взаимодействуют между собой.
Градостроительный ансамбль – комплекс сооружений, объединенных архитектурным замыслом: по стилистике здания разные; разновременный и формируется длительное время; включает в себя несколько архитектурных ансамблей.
Такие понятия являются результатом развития концепций архитектурных ансамблей в градостроительной теории и практике XX – XXI вв.
Концепции архитектурного ансамбля в градостроительной теории и практике XX – начала XXI вв.
Группа российских исследователей
Группа зарубежных исследователей | |||||||||||||||||||||||||
|
Рассмотрев концепции архитектурного ансамбля в градостроительной теории и практике XX – начала XXI вв. и определив характеристики основных этапов развития архитектурного ансамбля на данном этапе исследования, мы можем сделать вывод, что развитие архитектурного ансамбля происходило волнообразно: стадии развития и расцвета архитектурного ансамбля сменялись стадиями его кризиса. Сейчас наблюдается стадия кризиса принципов ансамблевости: штучное строительство, смешение стилей и т.д.
Понятие о совершенстве и красоте в архитектуре менялись, но оставались неизменными стремление к гармонизации, выразительности и упорядоченности. Концепции, приведенные в таблице, являются центральными категориями современного градостроительства. Из них следует выделить концепцию, связанную с категориями наосферы и градостроительной композиции. Категория наосферы выражает базовый целевой ориентир формирования среды, а категория композиции – ведущее архитектурно-планировочное средство достижение данного ориентира.
Дальнейшее развитие среды возможно по двум сценариям. Первый сценарий предусматривает ведущую роль в архитектурно-художественном замысле идей движения к наосфере ; переход от крупных градостроительных ансамблей к системе микро- и мезоансамблей, учитывающий местные социально-экономические условия; диалог новаторства и традиций; разработку «наосферного стиля». Второй сценарий может быть ориентирован на отказ от понятия ансамбля с принципиально новым содержанием задач и принципов композиционной гармонизации пространственной среды.
Библиография
1. Архитектурно-художественная композиция: сб. науч.-метод. тр. /Под ред. В.И. Иовлева. – Екатеринбург: Архитектон, 2004.
2. Баранов И. Лавро В. Основы советского градостроительства. Т. 4. – М., 1969
3. Бунин А.В. Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. – М., 1979.
4. Габриель А.. Будущее городов // Зодчество мира. – М., 2000.
5. Груза И.. Теория города. – М., 1972.
6. Иконников А.В. Архитектура города. – М., 1972.
7. Колясников В.А. Теория градостроительства: Современные направления и концепции. – Екатеринбург, 2003.
8. Проблема ансамблей в советской архитектуре: сб. ст./ Под ред. К. Трапезникова. – М., 1952.
9. Ранинский Ю.В. Основные принципы сохранения и использования памятников архитектуры в ансамбле города. – М., 1980.
10. Савицкий Ю.Ю. Архитектура капиталистических стран. – М., 1973.
11. Яргина З.Н. Эстетика города. – М., 1991.
Ссылка для цитирования статьи
Атанова Е.П. О ПРОГРАММЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АНСАМБЛЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ [Электронный ресурс] /Е.П. Атанова //Архитектон: известия вузов. – 2005. – №2(10). – URL: http://archvuz.ru/2005_2/18
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная