Архитектон: известия вузов. №3 (15) Сентябрь, 2006
Теория архитектуры
Зорин Кузьма Леонидович
аспирант.
Научный руководитель: профессор В.Л. Глазычев.
МАРХИ (Государственная академия)
,
МОЛЛ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В СТРУКТУРЕ ГОРОДА МОСКВЫ
Аннотация
Что такое молл? Впервые термин молл появился в США в 20-е годы. Он стал косвенным последствием реализации программы: «Каждому американцу по автомобилю». Она подтолкнула государство к инвестициям в строительство сети автомагистралей, что повлекло за собой развитие идеи переезда жителей крупных городов в пригород. Рост пригородных поселений обнаружил необходимость строительства загородных торговых центров, в которых был бы сосредоточен весь комплекс торговых и бытовых услуг. Активное участие в этом процессе приняли торговые корпорации и инвесторы, взявшие на себя реализацию идеи создания своеобразного аналога городского центра за городом.
Создатель первых моллов австрийский архитектор Виктор Грюен «стремился построить европейский город в Америке». «Торговые центры превратились в своеобразные городские организмы, удовлетворяя многочисленные потребности человека, тем самым, оправдывая свое название – Торговые города»[2, c.384].
Моллы, по замыслу Грюена, должны были объединить в себе все функции городских центров. Грюен объяснял, что “торговые центры все больше и больше становятся городскими центрами, выполняющими многочисленные функции”. Он надеялся на то, что, “предоставляя возможности и оборудования для отдыха, социальной жизни и образования в защищенной замкнутой среде, торговые центры смогут заполнить существующий вакуум. Они смогут дать людям возможность и место для участия в общественной жизни общества и играть роль, которую раньше играла Агора в Греции и средневековый базар”[2, c.384].
Однако не все разделяли оптимистическую точку зрения Грюена. Проблема целесообразности подобных сооружений появилась уже с началом строительства первых торговых центров этого типа. Американский публицист Роберта Грац приводит пример того, какими “финансовыми потерями может обернуться для города строительство молла. Она вспоминает о том, как “Комиссия по охране окружающей среды” однажды отказала одной из корпораций в прошении на строительство нового молла недалеко от города Берлингтона. Члены Комиссии объяснили свое решение тем, что строительство еще одной дорожной развязки, необходимой для подъезда к торговому комплексу, повлечет за собой недопустимое увеличение концентрации движения. Еще более ощутимыми были бы экономические потери от строительства молла. В этом случае 40% торгового потенциала делового центра Берлингтона сосредоточилось бы в новом гипермаркете, что сократило бы объем продаж в других местах, тем самым уменьшив налоговую базу города, которая составила бы всего 10-14 процентов от возможных налоговых поступлений. Таким образом, бюджетные средства не покрывали бы затраты на строительство торгового комплекса. Кроме того, нужно было бы тратить дополнительные средства не только на строительство торгового центра, но и на его обслуживание”[1, c.109].
На протяжение последних 40 лет в США шло бурное развитие моллов. Именно на это время приходится образование большинства влиятельных транснациональных компаний, владеющих торговыми сетями. Среди них можно выделить американскую корпорацию Wall-Marts, входящую в десятку самых богатых компаний мира. Ее годовой оборот превышает ВВП Израиля и Финляндии.
От своих американских коллег не отставали владельцы крупнейших европейских торговых сетей. Уже к 1996 году они контролировали свыше 90% объема розничной торговли во Франции, 75% в Германии и 55% в Италии.
Среди больших корпораций, занимающихся розничной торговлей, особняком стоит торговый комплекс «Молл Америки» в пригороде Мениаполиса. Площадь этого комплекса – 232,3 тысячи кв.м., что позволяет разместить в нем не только многочисленные магазины, рестораны различные аттракционы, но и колледж, где можно получить образование по 17 специальностям, почтовое отделение радиостанцию и филиалы нескольких банков. Такой сложный организм может быть воспринят как важный социо-культурный элемент городской среды. Молл Америки является средовым и градообразующим элементом. Такое определение позволяет сооружению претендовать на роль знакового объекта 90-х годов.
В конце 90-х годов моллы стали появляться и в России. Их создатели первоначально старались использовать западный опыт. Однако он трансформировался в соответствии с историческими, социальными и климатическими условиями. Заметный отпечаток накладывает и специфическая городская среда: рядом с веками складывавшимся историческим центром соседствуют построенные в 60-80 годы спальные районы. Неоднородная городская среда по-разному определила решение вопроса проектирования и строительства. Если для реконструкции центра решающим фактором стала реставрация и бережное отношение к архитектурному наследию, то задачей, которую пришлось решать архитекторам, проектировавшим новые районы, было повышение этажности и поиск специфических архитектурных решений. Таким образом, в современной Москве сложились две непохожие друг на друга зоны. Первая охватывает центр города, ограниченный Садовым кольцом. Вторая зона объединяет спальные районы и ближайшие пригороды.
С формированием двух зон связаны два различных пути дальнейшего развития московского мегаполиса. Центр города развивается в русле европейской традиции, выдвигающей на первый план сохранение уникальной городской атмосферы. При этом торговля и развлечение вписаны в структуру города. Подвальные и первые этажи заняты под дорогие магазины, рестораны, салоны. Даже строительство больших сооружений, таких, как «Смоленский пассаж», выдержано в духе окружающей городской застройки.
По-другому решается эта проблема в спальных районах. В конце 90-х годов на российский рынок приходят транснациональные торговые компании, которые начинают строить сети моллов. Так, французская компания «Ашан» построила 4 крупных торговых комплекса и в ближайшем будущем планирует возвести еще 16 новых моллов. Развитие получают и отечественные сети. Компания «Три кита» построила комплекс «Гранд» в Химках, а «Мосмарт» построил сеть торговых комплексов на севере Москвы.
Наиболее привлекательными для строительства моллов стали районы пересечения МКАД (Московская кольцевая автодорога) с крупными автомагистралями и территориями, прилегающими к станциям метро.
Архитектурное решение молла формируется, как правило, исходя из соображения технологичности и максимальной отдачи каждого метра используемой площади. Архитектурный образ молла имеет некоторую упрощенность. В основе композиции лежит взаимосвязь простейших геометрических элементов. В качестве необходимого инструментария для проектирования молла применяется яркая покраска или облицовка. Интерьер молла уже не так аскетичен и иногда обладает определенной художественной ценностью. Тем самым, молл оказывается своеобразной трактовкой восточного базара, где экстерьер как бы отодвигается на второй план, при этом акцент переносится на интерьер.
В конце 90-х годов возрастает экономическая целесообразность строительства моллов. Это понимание стало импульсом для возведения новых комплексов. Спрос на моллы иллюстрирует статистика. Проведенный недавно анализ этого рынка показывает, что 68% посетителей моллов зарабатывают более 500 долларов США в месяц, 85% из них имеют личный автомобиль, они любят посещать рестораны и кафе, при этом 42% опрошенных делают это не менее одного раза в месяц. Между тем, в Москве доля торгово-развлекательных площадей на душу населения пока самая низкая в Европе. На
1 000 жителей приходится только 60 м2 общей арендуемой площади. Для сравнения, в Варшаве этот показатель равен 383 м2, в Праге – 367 м2, в Будапеште – 346 м2, а в Париже – 423 м2.
Между тем, инвестиционные компании, строившие моллы, часто не учитывали того, что торговый центр может оказывать нежелательное воздействие на жизнь города. Показательным примером, иллюстрирующим то, как моллы могут негативно повлиять на окружающую среду, служит недавно построенный в Москве гипермаркет «Мега». С его появлением в районе пересечения МКАД и Калужского шоссе возникли дополнительные трудности, связанные с проездом транспорта по Кольцевой автодороге. Даже в будние дни выезд на МКАД осложнен тем, что машины, подъезжающие к стоянке, занимают две полосы, по этой причине на автодороге часто возникала многокилометровая пробка. Гипермаркет «Мега» стал настоящим бедствием для МКАД.
Волна бурного строительства, захлестнувшая Москву, вылилась в создание целой сети новых торговых комплексов, в связи с чем институт Генерального плана города Москвы начал разработку планировки торговых зон, которая документально оформила перспективы развития города в этом направлении вплоть до 2020 года.
В основу легла идея функционально-пространственной организации розничной торговой сети. Были определены три поступательных уровня планирования, которые отличались друг от друга по степени важности: общегородской, окружной и районный. На общегородском уровне генплан определил необходимость сохранения исторического центра, ядра, где бы располагались специализированные магазины и торговые предприятия, создающие устоявшийся образ города. Кроме того, на третьем транспортном кольце должны были бы появиться торговые центры, предназначенные непосредственно для автомобилистов, а между ними располагается рассредоточенная сеть фирменных магазинов.
Окружной уровень планирования предполагал создание в приделах третьего транспортного кольца специализированные и универсальные магазины в торговых зонах, расположенные в непосредственной близости от общегородских автомагистралей, и преобразование сельскохозяйственных рынков в торговые центры. Между третьим транспортным кольцом и Московской кольцевой автодорогой, согласно предложенному плану, необходимо открыть универсальные рынки, многофункциональные торговые центры в районах так называемых транспортно-пересадочных узлов, при этом, прилегавшие к ним рынки и промышленные зоны должны быть заменены построенными на их месте супермаркетами, центрами типа «Cash&Carry» и магазинами-дискаунтами. Также в этих районах необходимо разместить оптовые продовольственные рынки, которые буду существовать параллельно с предприятиями розничной торговли, а остальную территорию должна обслуживать равномерно рассредоточенная сеть специализированных магазинов.
В основе планировки, определенной генпланов для районов, лежала центрическая композиция. При этом роль центра отводилась местному универсаму, минимаркету, торговому центру или так называемому "удобному" магазину. Расположенные рядом со станциями метро и остановками наземного транспорта предприятия попутного обслуживания завершали общую картину. Анализируя наметившиеся в последнее время тенденции, характерные для данной строительной отрасли, можно выделить три типа молла: торговый комплекс в центре города, молл в спальном микрорайоне, как правило, недалеко от станции метро, и молл, расположенный за пределами Московской Кольцевой Автодороги. Чтобы понять, чем отличаются три типа торговых комплексов друг от друга, нужно охарактеризовать каждый из них и привести примеры.
Рис.1. Смоленский пассаж.
«Смоленский пассаж» – это, пожалуй, самый наглядный образец торгового комплекса, характерного для исторического центра. Основу такого сооружения составляет напоминающий о старинной застройке квартала стилобат, в котором размещены магазины, рестораны и клубы. Построенное «под старину» здание органично вписывается в окружающий городской пейзаж. Над стилобатом находится высотная часть здания, где располагаются офисы. Архитектор, проектирующий ее, уже не скован рамками, которые задает стиль исторической застройки, характерной для данного района, он может придать зданию свой неповторимый образ. Единственное условие заключаются в том, что облик всего сооружения не должен контрастировать с окружающей средой. Своеобразный симбиоз как бы наследующего дух прошлого стилобата и современной офисной части заставляет по-новому взглянуть на окружающую молл застройку. Неудивительно, что автором «Смоленского пассажа» оказался классик постмодернизма – Баффил, который смог тонко переплести прошлое и будущее. Некоторую остроту и особую выразительность придала своеобразная авторская интерпретация сталинского неоклассицизма.
Решающую роль в процессе проектирования многофункциональных комплексов играет поиск наиболее рациональной планировки. Если для центральной части города оптимальной оказывается двухчастная, вытянутая по вертикали планировка, то для макрорайонов и густонаселенных пригородов больше подходит решение плоскостное, что объясняет актуальность строительства именно в спальных районов торгово-развлекательные комплексов – моллов. Все моллы можно поделить на две группы. Первая объединяет торговые центры, расположенные возле станций метро. Ко второй относятся комплексы, которые находятся на пересечении крупных транспортных путей или в непосредственной близости от них.
Яркий пример молла, расположенного в черте города – торговый центр «Атриум». Он находится возле Курского вокзала, на Садовом кольце, между станциями «Курская» и «Чкаловская». Посетителей привлекает, в первую очередь, удобное расположение торгового комплекса: до него можно добраться на метро, а также подъехать на машине или автобусе по Садовому кольцу.
Рис. 2. Молл «Атриум»
Разработанный компанией “Alttoon+Porter Architects” проект «Атриума» можно с полным основанием отнести к классическим моллам. Практически полное отсутствие проемов, скудная пластика фасада, но, при этом, просторность интерьеров – налицо все признаки этого жанра. Зонирование также выдержано в соответствии с классическим представлением о молле. Кроме магазинов в «Атриуме» находятся рестораны, клубы, кинотеатр. Архитекторы, проектировавшие торговый комплекс, также предусмотрели возможность открытия здесь боулинг-центра и тренажерного зала для занятий альпинизмом. Помещения расположены на двух уровнях. На первом этаже размещены магазины, второй – отдан индустрии развлечений. Между тем, архитекторы до сих пор неоднозначно трактуют «Атриум» с точки зрения традиций градостроительства, критикуя за то, что торговый комплекс не вписывается в окружающую застройку, характерную для сохранившего градостроительную целостность Садового кольца. Некоторая упрощенность фасадов и слабая насыщенность деталями нарушают стройную линию фасадов Земляного вала.
Недостатки «Атриума», выраженные, прежде всего, в упрощенности дизайнерских решений, не помешали экономическому успеху. Наоборот, развитие торгового центра и все увеличивающийся поток покупателей оказали негативное влияние на некоторые моменты, которые непосредственно касаются градостроительства. Так, из-за недостаточного количества парковочных мест покупателям пришлось оставлять машины возле дороги, в результате чего на Садовом кольце стали образовываться пробки. Это осложнило и без того непростую транспортную ситуацию в городе.
Другая проблема связана с тем, что «Атриум» расположен в непосредственной близости от вокзала. Такое соседство зданий-антиподов негативно сказывается, прежде всего, на имидже самого торгового центра. Покупатели «Атриума» – состоятельные люди, в то время как Курский вокзал в сознании многих москвичей ассоциируется с местом, где собираются бездомные, и перевалочным пунктом для гастарбайтеров, прибывающих в Москву на заработки. Вот почему кажется логичным то, что глухая стена «Атриума» обращена именно к вокзалу.
Рис. 3. Молл «Мега Теплый Стан»
Пример второго типа молла – гипермаркет «Мега». Этот торговый комплекс расположен на пересечении МКАДа и Калужского шоссе. Его общая площадь - 53 гектара, из которых площадь застройки составляет 160 тысяч квадратных метров. Таким образом, «Мега» по праву считается крупнейшим в России торгово-развлекательным центром.
Основу планировки молла составляет якорная система. Она представляет собой систему из одного или нескольких основных гипермаркетов, связанных между собой галереями с предприятиями рядовых арендаторов. В данном случае в качестве “якорей” выступают гипермаркеты «Ашан» и «Икеа», которые расположены по бокам комплекса. В центральной части молла находятся небольшие предприятия торговли, бытового обслуживания, ресторанный дворик и ледовый каток.
Покупателями «Мега» являются представители среднего класса. Часть из них владеют собственным автомобилем. Другие приезжают на автобусах и маршрутных такси.
Торговый комплекс был создан по заказу компании «Икеа», что не могло не сказаться на выборе места для строительства. Важным фактором стала высокая плотность населения Южного округа. Высокая концентрация взрослого населения от 30 до 60 лет и большой процент детей, сыграли не последнюю роль при выборе территории, на которой планировалось возвести молл. Равноудаленность от центра уже построенной на севере Москвы «Икеи» и нового аналогичного комплекса на юге – не менее важная причина, заставившая компанию купить земельный участок, расположенной между МКАД и Калужским шоссе.
С точки зрения архитектуры, гипермаркет «Мега» выдержан в корпоративном стиле, свойственном «Икее» и «Ашану», что находит свое выражение, прежде всего, в простоте объемов и единой цветовой гамме. Некоторая деталировка появляется в центральной части комплекса, но не влияет на общий масштаб деталировки здания. В интерьере молл представляет сложную систему перетекающих пространств. Немалую роль здесь играет атриум, архитектурный элемент, без которого трудно представить себе типичный молл. Крупный масштаб помещений дополняют живые эвкалипты, которые имитируют естественную природную среду.
Построение идеального искусственного мира превращается в главную идею любого молла. Именно эту идею попытались воплотить в жизнь создатели «Меги». Особое внимание они уделили созданию комфортных температурных условий, заставляющих посетителей забыть о погоде за стенами торгового комплекса.
«Мега» стала одним из первых торговых центров, помимо шоппинга, предложивших своим посетителям досуговую составляющую. На территории комплекса расположено несколько кинотеатров, рестораны, кафе и ледяной каток. «Мега» позиционирует себя как место проведения семейного отдыха. Семейные конкурсы и активная рекламная компания направлены на закрепление этого имиджа.
Таким образом, молл может стать необходимым городским элементом. Он демонстрирует схожесть с городским центром, так как способен идейно принять систему зонирования локального городского центра. В этом случае строительство моллов частично решает проблему организации общественного пространства. Сложная городская структура Москвы определяет трансформацию образа молла. В современных условиях молл способен превратиться в полноценный локальный городской центр. Разрушенная в 90-е годы система локальных городских досуговых центров получит новый импульс, выйдя на качественно новый уровень. Подобная ситуация определяет появление принципиально нового типа городских общественных сооружений, тем самым придает новый смысл развитию зданий торгово-досугового значения.
Библиография
1. Грац Роберта. Город в Америке: жители и власти. – М. :Ладья, 1995.
2. Guide to shopping. The President and Fellows of Harvard College. Harvard Design School. TASCHEN. 2001
3. WWW. Mall of America.com
4. Проект Россия. № 23
5. Первый московский Мега-молл. 2001
Ссылка для цитирования статьи
Зорин К.Л. МОЛЛ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В СТРУКТУРЕ ГОРОДА МОСКВЫ [Электронный ресурс] /К.Л. Зорин//Архитектон: известия вузов. – 2006. – №3(15). – URL: http://archvuz.ru/2006_3/9
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная