Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №4 (16) Декабрь, 2006

Теория архитектуры

Славинский Сергей Павлович

аспирант.
Научный руководитель: доктор архитектуры, профессор В.В. Смирнов.
СПбГАСУ

Россия, Санкт-Петербург

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ И ТИПОВ ЗДАНИЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА

Аннотация

В настоящей статье на примере Великого Новгорода рассматриваются вопросы совершенствования системы и типов зданий общеобразовательных школ в структуре больших городов.

Под воздействием новых научных знаний требования к образованию стремительно меняются, вызывая постоянную необходимость в совершенствовании материальной среды школ, системы и типов школьных зданий. Политические и социально-экономические преобразования начала 1990 х гг. явились переворотом в акцентуации социальной функции школы. В результате действующие школьные здания Великого Новгорода оказались не способны отвечать современному уровню педагогических, гигиенических, экономических и градостроительных требований, а вся взаимосвязанная система общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений оказалась разрушенной и нуждается в масштабной реконструкции.
 

Система требований, определяющих теоретическую модель школьного здания

 Развитие материально-пространственной структуры школ напрямую зависит от изменения социально-педагогических требований к школе, а быстро меняющиеся требования учебного процесса ограничивают продолжительность действия проектов школьных зданий. Исторический анализ школьной архитектуры и тенденций развития общеобразовательной школы позволил выявить и сформулировать наиболее важные социально-педагогические предпосылки современного школьного строительства:

- Изменение содержания образования;

- Необходимость возрастной дифференциации учащихся современных школ;

- Необходимость структурной организации ученических коллективов;

- Изменение нормативных требований по предельной концентрации учащихся для различных элементов школьного здания;

- Внедрение современных технических средств обучения, основанных на широком применении обучающей техники;

- Неэффективное использование участков школ.

Современная школьная сеть города обнаруживает явную тенденцию увеличения числа специализированных учебных учреждений (более 35%); наблюдаются сложные схемы комплектования, при которых количество параллелей учащихся на различных ступенях школы не совпадают между собой. Ограниченная номенклатура действующих школьных зданий не позволяет размещать в них современные типы общеобразовательных школ. С точки зрения градостроительных требований, вместимость школ и их организационно-педагогическая структура должны быть откорректированы. Кроме того, с точки зрения назначения школы, в зданиях отсутствует необходимый состав помещений.

 Требования к школьному зданию представляют собой совокупность элементов или подсистем, направленных на реализацию конкретных целей – в данном случае на реализацию целей образования, устанавливаемых обществом и государством в целях воспитания и обучения конкретного демографического слоя населения. Как любая другая система, школьное здание взаимосвязано с целым рядом других внешних систем называемых «средой», от которых зависит успешное функционирование школьного здания. Именно на реализацию требований «среды» направлены результаты деятельности школы как системы. В настоящем исследовании прежде всего предпринимается попытка декомпозиции системы требований, определяющих основные параметры школьного здания: тип школы по назначению, тип школы по организационно-педагогической структуре и тип школы по принципу взаимосвязи помещений. Эти требования должны стать фундаментом при разработке научно обоснованных программ проектирования школьных зданий.

Развитие школьного здания, с одной стороны, ограничено экономическими, техническими и др. возможностями общества и государства, а с другой – уровнем тех теоретических и научных представлений, которые сложились и отражены в требованиях к школьному зданию. Как правило, эти представления значительно шире, чем реальные экономические и технические возможности. По сути, именно научно-теоретические представления об идеальном школьном здании, ограниченные конкретными условиями, и представляют собой теоретическую модель школьного здания. На практике, теоретическая модель школьного здания представляет собой программы проектирования школ – состав и площади помещений для школ различного назначения и организационно-педагогической структуры – и является своего рода эталоном, с которым на предпроектном уровне сравниваются проектные решения. При реконструкции школьных зданий состав и площади помещений, предлагаемые программой проектирования школ, сравниваются с реально существующим составом и площадями помещений реконструируемого школьного здания и определяют выбор того или другого принципа группировки помещений и метода реконструкции (рис.1).

Рис. 1. Система требований, определяющих теоретическую модель школьного здания
 

Формирование современной концепции модернизации школ Великого Новгорода

 При модернизации современной общеобразовательной школы важно:

- разработать методологические основы модернизации существующей сети общеобразовательных школ и принципов реконструкции школьных зданий, составляющих эту сеть в структуре большого города;

- привести систему и типы школьных зданий в соответствие с изменившимися социально-педагогическими, гигиеническими и градостроительными требованиями.

 Разработка широкой номенклатуры школьных зданий связана с необходимостью:

- установить типы школьных зданий, соответствующие современным требованиям содержания образования;

- устранить недостатки школьного строительства на градостроительном уровне, связанные с несогласованностью в работе специализированных и неспециализированных школ;

- определить пути повышения экономической эффективности школьного строительства;

- разработать конкретные предложения по номенклатуре и типам школьных зданий для строительства и реконструкции школьной сети.

Проблемам расчета школьной сети и архитектуре школьных зданий посвящено достаточно много работ как отдельных специалистов, так и творческих коллективов. Из числа этих работ необходимо выделить ряд фундаментальных исследований В.В. Смирнова, В.И. Степанова и В.Н. Королева, хотя труды последнего автора и не связаны напрямую со школьным строительством [1;2;3;4;5;6;7;8;9].

Актуальность и глубина, научная обоснованность и разработанность математического аппарата этих работ позволили автору настоящего исследования использовать их результаты в качестве основы при создании алгоритма автоматизированного расчета помещений школ различных типов, исходя из конкретных градостроительных условий и специфики содержания учебных планов (рис.2). На градостроительном уровне компьютерная программа, созданная по этому принципу, позволит определить общее количество класс-комплектов школы (Nkk), учитывая демографические особенности территорий, обслуживаемых школой. На уровне школьного здания программа позволит рассчитать количество помещений, однородных по назначению, (Nп ) исходя из: количества класс-комплектов (потоков) учащихся (Nkk ); количества часов учебных занятий по учебным дисциплинам, которые могут изучаться в одном помещении (tNn ); нормативно-оптимальной загрузки данного помещения (Tn ).На основе этих вычислений, нами определяется общая эффективность выбранных типов школьных зданий (Eш), по вместимости и организационно-педагогической структуре наиболее соответствующих градостроительным потребностям города. Так, руководствуясь предварительными расчетами экономической эффективности зданий при выборе типов школ, мы обнаруживаем возможность рассматривать и предлагать для конкретного строительства в В.Новгороде только школьные здания, предпочтительные с точки зрения эффективности использования учебных площадей и сокращения их дублирования.

Рис. 2. Алгоритм автоматизированного расчета основных помещений школ различных типов
 

Предложения по номенклатуре школьных зданий для Великого Новгорода

 Общеобразовательные и специализированные школы должны обладать широкой номенклатурой типов зданий и блоков, комбинация которых позволит формировать школьные комплексы оптимальные с точки зрения градостроительных требований и представлять собой открытую систему, позволяющую чутко реагировать на динамично меняющиеся градостроительные и социально-педагогические требования к школе, а также учитывать конструктивно-планировочную возможность их дальнейшей реконструкции

Основные типологические различия функционально-планировочных схем школьных зданий определяются взаимным расположением учебной и общешкольной зон. Эти зоны имеют различную структуру – ячеистую и зальную, соответственно. Классификация по этому признаку типов школьных зданий В.Новгорода позволила выделить 6 типологически обособленных групп:

- с линейной схемой расположения учебных помещений без зальных пространств;

- с линейной схемой расположения помещений и зальными пространствами, размещенными в верхнем этаже здания;

- с линейной схемой расположения учебных помещений и зальными пространствами, которые примыкают к учебному корпусу в виде пристроек;

- с блокированной схемой из двух параллельных корпусов учебного и общешкольного назначения, которые соединяются третьим на общей композиционной оси;

- с периметральной схемой учебных помещений в зданиях с внутренним двором, один из корпусов которого имеет зальную объемно-планировочную структуру;

- с компактной схемой расположения основных зон школы, когда зальные помещения размещаются между двумя учебными блоками линейного типа, образуя корпус большой ширины.

Однако рекомендовать для дальнейшего развития можно только блочные школы с ограниченным числом этажей и максимально изолированными блоками, способные обеспечить всю совокупность социально-педагогических и гигиенических требований к школе, что позволяет организовать возрастную и структурную дифференциацию учащихся, повысить освещенность, инсоляцию, аэрацию помещений, обеспечить взаимодействие школы со школьным участком и так далее.

В качестве иллюстрации комплексного решения перечисленных задач школьного строительства предлагается номенклатура из 12 типов блоков (составы и площади помещений) общеобразовательных и специализированных школ различных по вместимости и организационной структуре. Эти блоки предусматривают 4 варианта комплектования для начальной школы (от 1:0:0 до 4:0:0), 4 варианта комплектования для средней ступени школы (от 0:1:0 до 0:4:0) и 4 варианта комплектования для старшей ступени школы (от 0:0:1 до 0:0:4). В зависимости от конкретных градостроительных условий, компоновка этих блоков позволит создать 16 типов школьных зданий, объединяющих начальную и основную школы, 32 типа зданий школ, объединяющих все три ступени и 12 типов зданий с вариантами комплектования по горизонтали. Кроме того, предоставляется возможность создания и более сложных вариантов комплектования школ, возникающих при реконструкции школьной сети (рис.3).

Рис. 3. Предлагаемая организационно-педагогическая структура
блоков школьных зданий и возможные варианты их комплектования
для строительства и реконструкции в условиях Великого Новгорода

 

Предложенная номенклатура школ позволит решить проблему организации старшей ступени школы, которая в связи с профильным характером обучения превратилась в специализированную. Поскольку в настоящее время в старшей школе обучение проводится по 12 профильным направлениям, в предлагаемой номенклатуре для каждого из этих направлений разработаны блоки (составы и площади помещений), учитывающие 4 варианта комплектования (от 0:0:1 до 0:0:4). Учебные заведения узкоспециализированного типа наиболее целесообразно размещать совместно с общеобразовательными школами обычного типа в составе школьных комплексов и школьных городков, совмещающих локальные и избирательные уровни обслуживания населения. Организационно-педагогическая структура начальной, основной и старшей школ должны формироваться дифференцированно для каждой ступени обучения.

Библиография

1. Смирнов В.В. Петербургские школы и школьные здания. История школьного строительства в Санкт-Петербурге – Ленинграде – Санкт-Петербурге 1703 – 2003 гг. Научно-популярное издание к 300-летию С.Петербурга. – СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ»», 2003. – 144 с.

2. Смирнов В.В. Школьное строительство. Опыт Ленинграда. – Л.: Стройиздат, 1982. 198 с.

3. Степанов В. И. Школьные здания. – М.: Стройиздат, 1975. – 239 с.: ил.

4. Смирнов В.В. Экономические аспекты формирования состава помещений школ // Архитектура: Межвуз. темат. сб. тр. – СПб.: СПбИСИ, 1992. – 146 с. (С. 132-141) [137]

5. Смирнов В.В. Графоаналитический метод определения фактических радиусов обслуживания в городах. // Перспективы развития объемно-планировочных решений жилых общественных и промышленных зданий: : Межвуз. темат. сб. тр. – Л.: ЛИСИ, 1987. – 135 с. С. 96-102 [131]

6. Смирнов В.В. О влиянии некоторых градостроительных факторов на формирование типов школьных зданий для городов // Архитектура и градостроительство. : Межвуз. темат. сб. тр. –Л.: ЛИСИ, 1990. – С. 37–43.

7. Королев В.Н. Внутренняя среда зданий высших учебных заведений // Архитектура. : Межвуз. темат. сб. тр. – СПб.: СПбИСИ, 1992. – С. 132-141.

8. Королев В.Н. Методика расчета учебных помещений высшей архитектурной школы/ Перспективы развития объемно-планировочных решений жилых общественных и промышленных зданий: : Межвуз. темат. сб. тр. – Л.: ЛИСИ, 1987. – С. 46–50.

9. Королев В.Н. Принцип пространственной организации зданий высшей архитектурной школы // Архитектура и градостроительство. Межвузовский сборник научных трудов. – Л.: ЛИСИ, 1990. – С. 69-75.

Ссылка для цитирования статьи

Славинский С.П. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ И ТИПОВ ЗДАНИЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА [Электронный ресурс] /С.П. Славинский //Архитектон: известия вузов. – 2006. – №4(16). – URL: http://archvuz.ru/2006_4/3 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 29.12.2006
Просмотров: 58