Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №2 (18) Июнь, 2007

Высшее профессиональное образование

Холодова Людмила Петровна

доктор архитектуры, профессор,
Уральский государственный архитектурно-художественный университет имени Н.С. Алфёрова

Россия, Екатеринбург, e-mail: lph@usaaa.ru

КАФЕДРА ТАиПК – СОЮЗ НАУКИ И ПРАКТИКИ

Аннотация

В статье приведен обзор научно-исследовательской деятельности кафедры теории архитектуры и профессиональных коммуникаций УралГАХА

Ключевые слова: теория и история архитектуры, промышленная инфраструктура города, научно-исследовательская деятельность в УралГАХА

Кафедра теории архитектуры и профессиональных коммуникаций (ТАиПК) ведет подготовку магистров архитектуры и специалистов-архитекторов и выпускает магистров архитектуры по двум программам: «Теория и история архитектуры» и «Промышленная инфраструктура города». Здесь работают специалисты в области архитектуры, филологии и прикладной математики. Научные методы этих дисциплин тесно переплетены в методике обучения магистрантов академии с навыками научной деятельности. Кроме того, каждый преподаватель ведет свою научную деятельность.

Кафедра в полном составе выполняет госбюджетную тему «Актуальные проблемы теории и истории архитектуры и искусства. Раздел 1.1. Применение методов интернауки в архитектуроведении». Результаты исследования используются в лекционных курсах и практических занятиях со студентами и магистрантами.
 

Основные темы научных работ сотрудников ТАиПК
 

Холодова Л.П. – заведующая кафедрой, доктор архитектуры, профессор. Кроме руководства госбюджетной темой кафедры выполняет госбюджетную тему по заказу Минобрнауки «Основные концепции кибернетики и синергетики в развитии архитектурной науки». По этой теме под ее руководством защищены три магистерские диссертации, в которых использованы результаты исследования. В магистерской диссертации Янковой Я.К. «Архитектурный процесс и развитие общенаучных знаний» впервые архитектура рассматривается как междисциплинарная наука, включенная в общенаучный процесс; архитектурное творчество представлено на концептуально-теоретическом уровне и с позиций синергетического видения мира как процесс, включающий элементы порядка и хаоса, самоорганизации и необратимости. На основе систематизации материала по эволюции науки разработана модель взаимодействия архитектуры со всеми областями научного знания, которая отражает цикличный процесс взаимодействия полученных результатов архитектурного творчества с общенаучным знанием.

В результате анализа эволюции культуры выполнены графики, иллюстрирующие эволюцию научных знаний, график «наполняемости» архитектурных объектов функциями и графики зависимости функций архитектуры от эволюции науки. На их основе показано отсутствие прямой зависимости между научными открытиями и формированием стилей в архитектуре, а также дан анализ развития зодчества с позиций случайности и детерминированности, присутствия категорий «порядка» и «хаоса» в процессе формирования стилистических концепций архитектуры.

Признавая, что мир архитектуры обладает относительной самостоятельностью, относительной независимостью от экономики и техники, что в нем имеются свои специфические законы смены и развития, происходит диалог личностей, направлений, школ, стилей, культур, вырабатываются своеобразные архитектурные ценности, соответствующие специфическим потребностям общества, мы можем говорить о необходимости включения архитектуры в общенаучный процесс с целью обогащения ее внутреннего содержания.

Предложена альтернативная точка зрения на взаимосвязь между архитектурой и общенаучным знанием, которую можно характеризовать как образно-ассоциативную картину развития цивилизации через смысловую составляющую зодчества [1].

В магистерской диссертации Ибрагимова И.А. «Выражение человеческих потребностей в архитектуре как эволюционный процесс» составлена матрица социально-функциональной сущности архитектуры и дается прогноз развития типологии (в традиционном понимании) архитектурных объектов на основе теоретической модели человека. В работе определены потребности человека с позиций употребления их в архитектуре (архитектурные потребности). Типология архитектурных объектов удовлетворяет потребностям 3-го порядка. Потребностями 2-го порядка являются: физиологические потребности, материальные потребности и потребности в познании (духовные потребности). Потребностью 1-го порядка называется потребность в комфорте.

 В процессе исследования появилась необходимость введения в архитектурную науку новых терминов: «Форма удовлетворителя потребности» – виды удовлетворителя, схожие по принципу влияния, воздействия, значимости для человека. «Архитектуризация» – процесс и результат процесса удовлетворения потребностей человека в архитектуре. Определены периоды развития типологии архитектурных объектов: 1 – от каменного века до древнего мира; 2 – от древнего мира до научно-технического прогресса и современного состояния. В начале первого периода абсолютно все потребности человека удовлетворялись в жилище (пещеры, землянки, полуземлянки и др.), однако в конце этого периода максимальное количество духовных потребностей стало удовлетворяться в отдельных типах зданий и сооружений – произошло разделение типологии на общественную, жилую, промышленную и сельскохозяйственную. Особенно яркий контраст в конце этого периода можно наблюдать между жилым и общественным зданием. Второй период развития характеризуется максимальной дифференциацией типов зданий и началом обратного процесса. С помощью развивающихся технологий жилье превращается в комплекс различных услуг и удовлетворения всевозможных потребностей. Кроме того, общественная архитектура начала развиваться по пути интеграции разных типов зданий [2]. Целесообразно отказаться от традиционной типологии в архитектуре, а исследовать архитектуризацию потребностей человека. Меняется образ жизни – меняются потребности. Эти потребности нуждаются в архитектуризации, которая постоянно эволюционирует.

Обучение магистров архитектуры по специальности Теория и история архитектуры заставляет следить за изменениями в науках, которые хотя бы косвенно касаются архитектуры. В последнее время курс математики в архитектурных вузах значительно сократился. Даются только основы. А между тем, математика – активно развивающаяся наука. В магистерской диссертации Горневой О.С. «Математические методы в учебном архитектурном проектировании» (научный консультант – доктор физ.-мат. наук С.С. Титов) мы попытались обобщить материал по использованию математических методов в архитектуре и создать классификацию математических методов, применяемых в реальном архитектурном проектировании в настоящее время. Л.Н. Авдотьин в свое время определил три класса задач, применяемые архитекторами в градостроительстве. Однако в учебном проектировании не прослеживается связи, позволяющей «вставить» в каркас проектного метода цельное математическое знание. В работе предложены оригинальные схемы-метафоры, основанные на триаде «архитектура – математика – философия». Кроме того, разработаны интеграционные модели определения места математических методов в учебном архитектурном проектировании. Высказано предположение, что на роль объединяющего звена может претендовать синергетика, заявляющая себя «междисциплинарной» наукой. Это объясняется тем, что в ней есть место как математическим моделям, так и социальным процессам, анализируемым с точки зрения математических моделей [3].

Перечисленные темы магистерских диссертаций легли в основу кандидатских исследований в рамках аспирантуры.

Бабич В.Н. – профессор, кандидат математических наук, доцент. Основная тема научного исследования – «Графическое моделирование форм и многообразий объектов на основе теории размерности».

Цель работы – развитие и совершенствование теоретических средств начертательной геометрии на основе идей и методов современных разделов математики, теории симметрии и пропорциональности; разработка новых направлений и методов геометрического моделирования, обеспечивающих возможность нового подхода к решению теоретических и прикладных задач.

Задачи исследования:

- систематизация теоретических основ современной начертательной геометрии, исследование взаимосвязи ее методов с результатами и методами смежных разделов математики, составляющих ее теоретический фундамент;

- исследование свойств симметрии и пропорциональности, систематизация результатов при теоретико-множественном подходе в начертательной геометрии.

По результатам исследования разработана методика застройки центра города с учетом существующих зданий и сооружений, имеющих историческое, культурное, экономическое и социальное значения, которая основана на теории симметрии, пропорциональности, золотого сечения, использования модулей и полученных автором обобщенных рядов Фибоначчи.

Предложен единый принцип нахождения геодезических и локальных координат земной поверхности, основанный на операции перехода от геоцентричной системы координат, определяемый с помощью GPS к геодезическим координатам и далее к плоским координатам в системе, принятой для данной территории (СК-2, местная, условная).

Докторская диссертация сдана в диссертационный совет. Результаты исследования В.Н. Бабича успешно внедряются в курсах лекций для магистров архитектуры. Их исследования получили новое направление благодаря новым методикам и принципам анализа. Более того, выпускники применяют новые знания в реальном архитектурном проектировании.

Бурцев А.Г. – доцент, кандидат архитектуры. Основная тема исследования – «Семиотическая модель языка архитектурных форм». В результате проведенного диссертационного исследования автор получил следующие результаты:

1. Архитектура определена как культурное явление языкового характера, что делает ее объектом исследования семиотики, Предметом исследования являются языковые структуры, чей план выражения – это физические архитектурные формы, а план содержания – коммуникативная информация, организующая жизнедеятельность человека в пространственной среде.

2. Выявлено, что семиотическое измерение архитектуры возможно с позиций референтной теории значения Г. Фреге, развитой в работах Ч.У. Морриса, теории пространственно-динамических кодов Л.Ф. Чертова и основ логического знания.

3. Язык архитектурных форм определен как взаимодействие пяти пространственно-динамических кодов: архитектонического, предметно-функционального, социально-функционального, социально-символического, индикаторного и социального.

4. Разработана логическая модель десигната, на основе которой возможен анализ значений всех пространственных кодов. Представления, понятия и суждения, составляющие область значения десигната, распределяются по культурным ячейкам и уровням интерпретации. Иерархия этих значений определяется по их логическим характеристикам.

5. Установлены принципы синтактического анализа архитектурного сооружения, разработанные на основе теории динамических отношений пространства и формы
Р. Арнхейма.

6. Разработана семиотическая модель языка архитектурных форм, состоящая их комплекса методик семантического, синтактического и прагматического измерения пяти кодов архитектурного языка. Описанные методики являются средством комплексного анализа всех параметров архитектурного сооружения, которые в данное время исследуются достаточно обособлено. Без использования семиотической модели аналогичную информацию можно получить только прибегнув к целому ряду разносистемных анализов: композиционному, историческому, конструктивному, зональному, функциональному и другим [4].

В настоящее время А.Г. Бурцев читает курс лекций для магистров архитектуры, в котором использует результаты своего исследования. Кроме того, он является практикующим архитектором и использует разработанную модель для практического анализа с целью реорганизации среды.

Волчкова И.М. – профессор, кандидат филологических наук, доцент.
Лазарева Э.А. – профессор, доктор филологических наук, профессор.
Волчкова И.М. и Лазарева Э.А.– это прочный союз единомышленников. Их задача – сформировать у магистрантов культуру как письменной, так и устной речи, помочь им овладеть научным стилем. Основы научного стиля необходимо освоить каждому магистранту, поскольку он должен уметь написать статью, доклад, диссертацию, выступить на конференции и на защите своей работы.

В соответствии с целевой программой «Русский язык» уже несколько лет в программу подготовки студентов первого курса факультета «Архитектура» включена дисциплина «Русский язык и культура речи», имеющая целью адаптацию студентов к новым для них условиям активной коммуникативной деятельности на разных уровнях профессиональной подготовки.

На кафедре ТАиПК в рамках магистерской программы активно внедряется система коррекции знаний магистрантов по русскому языку. Хорошее владение русским языком и поиск новых форм методик обучения для многосторонней культурно-гуманитарной подготовки магистров, получение навыков работы над рукописными и устными текстами – все это соответствует требованиям государственного образовательного стандарта.

В рамках научной тематики кафедры исследования Э.А. Лазаревой и И.М. Волчковой по проблемам современной коммуникативности отвечают требованиям сегодняшнего дня (год 2007 указом президента объявлен Годом русского языка).

В ходе реализации программы по русскому языку проведен анализ знаний студентов и магистрантов на начальном и конечном этапах обучения, который свидетельствует о недостаточном уровне владения языковыми средствами для полноценной профессиональной подготовки специалистов-архитекторов и дизайнеров как профессиональных коммуникаторов.

На основе этого исследования были разработаны и внедрены программы дисциплин «Русский язык и культура речи» для студентов первого курса, «Практическая стилистика русского языка», «Основы риторики», «Деловое общение и речь» для магистрантов. Имеются готовые программы по «Основам профессиональной коммуникации», «Документальной лингвистике», «Стилистике рекламы» и др. Предлагаемый авторами подход в презентации материала ведется с учетом специфики архитектурной подготовки.

Результаты аналитической работы преподавателей, инновационные предложения представлены в выступлениях и получили одобрение на международных, всероссийских и региональных конференциях. Опубликованы работы по проблемам гуманитаризации вузовского образования (г. Челябинск, 2004), совершенствования профессиональной речи работников вузов (г. Белгород, 2006), стилистики жанров (г. Санкт-Петербург, г. Барнаул), довузовской языковой подготовки (г. Екатеринбург) и др.

Под грифом УМО опубликован комплекс учебных пособий «Архитектурно-исследовательские виды деятельности: коммуникативно-речевой аспект, функциональный аспект». Издание отражает современный подход к языковой стороне научных разработок, в частности, возможность и необходимость использования элементов научной популяризации в освещении теоретических программ.

Десятилетняя деятельность педагогов-филологов на кафедре реализована в ежегодных выступлениях студентов первого курса, магистрантов, аспирантов на научных конференциях разных уровней, защитах диссертаций, публикациях магистров архитектуры в центральных журналах.

Десятов Л.В. – доцент, член Союза архитекторов РФ. Сочетает преподавательскую работу с реальным архитектурным проектированием. Он выполняет проекты с научно-исследовательскими разработками. Например, в проекте ремонта универсального зала ДК «Строитель» (г. Новоуральск) решалась задача обеспечения достаточной шумоизоляции объема Универсального зала, пристроенного к зданию ДК, для создания комфортных условий проживания в многоэтажных жилых домах, окружающих с трех сторон участок дома культуры. Проектные решения основывались на предварительном акустическом обследовании зала и прилегающей территории, проведенном специалистами Компании «AT-trade», и расчетах и рекомендациях по изменению фасадов и интерьеров, как пространственно, так и с применением специальных шумоизоляционных материалов.

Другой пример. В проекте реконструкции корпусов УЗТМ под производственно-складские площади предприятия «Звуковая индустрия» в г. Екатеринбурге решалась задача модернизации производственных и вспомогательных площадей путем внедрения современного технологического производства акустических систем и электроники.

Недавно закончен исследовательский проект, где Л.В. Десятов был главным архитектором – это «Концепция музейного комплекса «Северская домна» и дизайн концепция музея истории Северского трубного завода». В проекте решались следующие задачи:

- максимально полно продемонстрировать уникальность сохранившихся корпусов Северского завода, основанного в середине XIX века, как архитектурного объекта промышленного наследия мирового значения;

- развить музей «Северская домна» в составе музея истории СТЗ как одну из частей экспозиции истории развития технологий металлургии на Урале с показом сопутствующего технологического оборудования, сохранившегося на прилегающих площадях;

- обеспечить развитие исторической части территории СТЗ как важного элемента городского пространства Северского района г. Полевского, располагающегося в «сердце» старого Северского завода. Для этого предусматривается создание новых городских площадей;

- включить комплекс музея истории СТЗ в формирующуюся в настоящее время череду сохраняемых исторических промышленных территорий, связанных с историей горнозаводского Урала.

Навыки реального проектирования передаются магистрам архитектуры. Кроме того, Л.В. Десятов привлекает магистров кафедры к своим работам в рамках проектной практики.

Конева Е.В. – доцент, кандидат архитектуры. Основная тема ее научного исследования – «Смысловой и образный потенциал архитектурно-пространственной среды города». При поддержке РААСН Е.В. Коневой проведено научное исследование среды г. Екатеринбурга в рамках целевой академической программы по разделу «Гуманизация среды жизнедеятельности средствами архитектурного формообразования и композиции» (Грант РААСН).

Цель исследования: выявить полную динамику эволюционирования социокультурного контекста, композиционного формообразования основных элементов города Екатеринбурга и их смыслового и образного содержания на основных этапах его формирования (с 1723 г. – по настоящее время) для создания новой интерпретации развития архитектурно-пространственной среды уральской столицы.

В работе особое внимание уделяется проблеме рассмотрения городов с позиции целостности и гуманизации архитектурно-пространственной среды города. Новизна исследования заключается в том, что разработанная методика анализа смыслообразного содержания городского пространства, выступающая в роли механизма использования информации и инструментария современного этапа, иллюстрирует возможность экстраполяции основных смысловых характеристик прошлого в архитектурно-пространственную реальность города будущего. Это позволит эстетически грамотно реализовывать современные идеи пространственного и архитектурного формообразования непосредственно при проектировании среды города [5].

 Е.В. Конева является соавтором трех методических пособий, автором нескольких программ и методических пособий для магистров архитектуры. Она получила сертификат «Преподаватель (тьютор) дистанционного обучения» после обучения в Государственном учреждении «Институт развития дополнительного профессионального образования» при Институте ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании.

Шипицына О.А. – профессор, кандидат архитектуры, доцент. Проводимое в настоящее время О.А. Шипицыной научное исследование носит междисциплинарный характер и находится на стыке теории, истории и критики архитектуры. Одновременная работа в рамках этих дисциплин архитектуроведения позволяет более детально изучить такое многоплановое явление архитектуры как архитектурный ансамбль. В связи с этим сформировались три основных направления исследования феномена архитектурный ансамбль: теоретическое, историческое и критическое.

В области теоретического направления проведено исследование вопросов возникновения, существования и развития в архитектурной сфере понятия «архитектурный ансамбль» с последующей разработкой основ его корректного применения в области истории и критики архитектуры.

Вопросы, связанные с разработкой принципов совершенствования системы архитектурных ансамблей исторического центра города и определением основ гармонизации пространства современных жилых районов города, были изучены в научно-исследовательской работе «Архитектурный ансамбль как инструмент формирования гармоничной среды современных городов», которая выполнялась в рамках межвузовской научно-технической программы «Архитектура и строительство»
(2000-2002 гг.). (Руководитель темы).

В области истории архитектуры проведено исследование специфики развития промышленного зодчества в структуре общего архитектурного процесса России, во многом обусловленное интенсивным строительством промышленных предприятий в начале XVIII века. Поэтому промышленные предприятия Урала изучены как развивающиеся архитектурные ансамбли, которые на каждом этапе своей эволюции имеют определенный тип структуры.

Исследование архитектурных ансамблей заводов Урала проводится в рамках только формирующегося направления историко-архитектурной науки теории архитектурного процесса. Разработан комплекс теоретических подходов работы с имеющейся исторической информацией, то есть работы в области методологии истории архитектуры. Эти вопросы разрабатывались в научно-исследовательской работе «Каталог исторических архитектурных ансамблей как инструмент совершенствования современной городской среды», которая выполнялась в рамках межвузовской программы «Архитектура и строительство» (2003-2004 гг.). (Руководитель темы). [6].

В области критического направления проведены исследования закономерностей формирования архитектурной мысли во всем многообразии ее выражения (вербальном и визуальном) с позиций методологии современного архитектуроведения и определены основные позиции критического исследования, в частности, вербальной формы архитектурной мысли, что также необходимо для изучения феномена архитектурного ансамбля.

Результаты исследования внедряются при руководстве магистерскими и кандидатскими диссертациями, в курсах лекций и на практических занятиях с магистрами архитектуры.

Разнообразные научные исследования сотрудников кафедры и десятилетний опыт выпуска магистров архитектуры – это весомый вклад школы теории архитектуры при Уральской государственной архитектурно-художественной академии в развитие отечественной архитектурной науки.

Библиография

1. Янкова Я.К. Архитектурный процесс и развитие общенаучных знаний./ Магистерская диссертация. Екатеринбург, УралГАХА, 2005.

2. Ибрагимов И.А. Выражение человеческих потребностей в архитектуре как эволюционный процесс./ Магистерская диссертация. Екатеринбург, 2007.

3. Горнева О.С. Математические методы в учебном архитектурном проектировании./ Магистерская диссертация. Екатеринбург, УралГАХА, 2006.

4. Бурцев А.Г. Семиотическая модель языка архитектурных форм./ Кандидатская диссертация. Новосибирск, 2001.

5. Конева Е.В. К вопросу об исследовании смыслового и образного потенциала архитектурно-пространственной среды города. // Архитектон: известия вузов. – 2006. – №14. – Режим доступа: http://archvuz.ru/magazine/Numbers/2006_02/template_article?ar=TA/ta22 

6. Шипицына О.А. Формирование архитектурных ансамблей заводов Урала в конце XIX – начале ХХ веков./ Кандидатская диссертация. Новосибирск, 1996.

Ссылка для цитирования статьи

Холодова Л.П. КАФЕДРА ТАиПК – СОЮЗ НАУКИ И ПРАКТИКИ [Электронный ресурс] /Л.П. Холодова //Архитектон: известия вузов. – 2007. – №2(18). – URL: http://archvuz.ru/2007_2/2 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 29.06.2007
Просмотров: 85