Формирование городской среды не является делом одного столетия, это труд многих поколений. Каждое столетие оставляет свой отпечаток на городском облике, на особенностях стилевого решения зданий. Города трудом многих поколений росли и развивались, наполнялись новыми архитектурными шедеврами, формировалась характерная ткань городов, вырисовывался только им присущий силуэт. Поэтому одной из первейших задач, связанных с развитием городского пространства, является сохранение исторических улиц. Сегодня историческая среда требует максимально бережного к себе отношения, нельзя искажать ее чуждыми ей архитектурными элементами. Актуальность проблемы сохранения историко-архитектурной специфики городов, «вписывания» новых объектов в сложившуюся застройку резко возросла в настоящее время в связи с увеличением темпов строительства, в том числе и на исторических улицах. Неизбежно возникает противопоставление нового старому, зачастую новое заявляет свои позиции в форме резкого отрицания историзма. Но наше прошлое не может быть полностью забыто или зачеркнуто, так как без знания истории, прошлого невозможно и наше будущее. Безусловно, время вносит свои коррективы, появляются новые потребности у людей, необходимость в строительстве зданий определенных типов, но исторические постройки, а тем более, архитектурные памятники должны оставаться основным критерием образности при проектировании новых объектов городской среды [3, 4, 6]. Сочетание старых и новых построек должно быть очень органично. Удачное взаимодействие соседних зданий только подчеркнет достоинства и особенности друг друга. Однако не всегда удается гармонично вписать новое в сложившуюся историческую застройку, не нарушив ее неповторимой целостности [2]. Примером «вписывания» нового объекта в сложившуюся среду в городе Екатеринбурге можно считать небольшое по своим размерам офисное здание, расположенное на одной из улиц города с исторической застройкой второй половины ХIХ века – улице 8 Марта. От улицы Малышева и почти до улицы Куйбышева она застроена как улица-фасад: дома плотно прилегают друг к другу, создавая единый фронт застройки. Только в некоторых местах постройки находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Именно в таком промежутке и было построено новое офисное здание - "вставка" (ул. 8 Марта, 30 б. Архитектор - Ершов С.Ю.). Застройка улица 8 Марта, расположенная в центре города, явилась определяющей при проектировании нового объекта. На ней находятся эклектичные постройки – купеческие дома, которые отличаются гармоничными пропорциями и чистотой членений. В настоящее время часть из них реставрируется и реконструируется, некоторые здания надстраиваются, но в целом эта улица и сегодня имеет неповторимый дух истории. Постройки стоят в непосредственной близости друг от друга, тем самым, создавая сложность при включении новых объектов в историческую среду. Необходимость строительства нового объекта в сложившейся архитектурной среде была продиктована и социальными причинами: в настоящее время в Екатеринбурге существует острая потребность в офисных площадях в центре города. Сегодня застраивается каждый свободный клочок земли, поэтому проблема включения новых архитектурных объектов в сложившуюся застройку является очень актуальной для Екатеринбурга. При высоких темпах современного строительства очень важно сохранить существующие исторические постройки. На формирование характерных внешних особенностей объекта повлиял фактор архитектурной традиции. Еще в архитектуре начала ХХ века появилась тенденция к противопоставлению двух стилей: классицизма и конструктивизма, в свою очередь, последний явился прообразом создания стиля хай-тек. Для стиля хай-тек характерно развитие конструктивизма на основе инновационных технологий, использование сплошного остекления, металла и пластика, демонстрация работы конструкций, применение технологических элементов для деталировки фасадов. Последние десятилетия открыли мировой архитектуре имена выдающихся мастеров стиля хай-тек: Нормана Фостера, Кензо Танге, Ричарда Роджерса, Ренцо Пиано, Сантьяго Калатрава, Фрэнка Гери и многих других. Их влияние сказывается на творчестве как зарубежных, так и российских архитекторов. Поэтому неудивительно, что все чаще в городах России появляются здания, построенные под влиянием стиля хай-тек. Но при проектировании современных форм архитекторы должны стремиться к сохранению исторических построек. Сохранение может быть достигнуто грамотным встраиванием новых объектов в историческую среду, как на основе сопоставления, так и контраста окружению. В данном случае объект контрастирует с окружающими историческими постройками, и это стилевой контраст. Анализируемый объект построен под влиянием стиля хай-тек, причем, под влиянием геометрической его разновидности, основанной на создании сложных форм и пропорций, на четких геометрических построениях. Объект отличается динамикой форм, устремленных ввысь, смелой пластикой, геометричностью композиции. На фасадах взаимодействуют прямые и пластичные линии, придавая экспрессивность объекту. Стиль хай-тек проявился и в остекленных поверхностях здания, и в использовании пластика и металлических элементов (табл. 1). В условиях плотной застройки улицы 8 Марта объект имеет сложную структуру, максимально занимая пространство между существующими постройками. Этим можно объяснить появление развернутой боком пластичной части главного фасада. Она служит фоном для исторических зданий с определенных видовых точек улицы 8 Марта. В целом, главный фасад (рис. 1) представляет собой взаимодействие нескольких объемов, контрастирующих по форме и высоте. На этом фасаде можно найти отличительные особенности стиля хай-тек, в первую очередь, это применение сплошного остекления, а также использование характерных для этого стиля материалов.  Рис.1. Главный фасад На заднем фасаде (рис. 2) горизонтальные и вертикальные линии складываются в жесткую лаконичную геометрическую композицию, а визуальным акцентом является металлическая дуга, идущая вдоль всего фасада. На данном фасаде заметна попытка выявления несущих элементов объекта (плит перекрытий). Таким образом, можно отметить, что стиль хай-тек в гораздо большей степени выражен на заднем фасаде. На такое решение повлияла окружающая историческая застройка, имеющая определяющее значение при проектировании главного фасада объекта, но не влияющая на формообразование заднего фасада, явно выигрывающего в стилевом отношении. Рис. 2. Задний фасад Желая лучше вписать объект (в стилистическом отношении) в сложившуюся среду, на главном фасаде архитектор запроектировал небольшой пристрой к объекту с учетом членений и пропорций окружающей исторической застройки. Таким образом, в объекте можно отметить и отголоски стиля постмодернизм. Налицо попытка проектировщика найти пути взаимодействия с историческими постройками. Но, тем не менее, главный фасад так и не смог стать структурированным и гармоничным, что отличает задний фасад. Стилевой контраст проявился в том, что в среде эклектичных построек появился объект, построенный в соответствии с принципами стиля хай-тек. Но объект контрастен не только по отношению к окружающей застройке, но и в соотношении собственных объемов, направлении движения линий фасадов, цветовом решении – серебристо-металлические и синие холодные элементы сочетаются с теплыми бежевыми и коричневыми. Не совсем удачно использование яркого синего цвета на главном фасаде в виде вертикальной глухой стены, которая слишком контрастирует с цветовым решением рядом стоящих домов, выполненных в теплых сдержанных тонах. «Истинный эффект заключен в резкой противоположности; красота никогда не бывает так ярка и видна, как в контрасте... Все зависит от вкуса и умения расположить. Не мешайте только в одном здании множества разных вкусов и родов архитектуры», – так говорил великий русский писатель Н.В.Гоголь [4]. Это точное выражение можно отнести к новому офисному сооружению, которое, являясь контрастным по отношению к исторической среде, стало средоточием «разных вкусов», разных стилей (хай-тек, постмодернизм). Облик улицы 8 Марта определяют исторические постройки, поэтому введение новых акцентов требует их органичного сочетания, так как без внимания к историческим приемам пространственной композиции не будет и развития гармоничного облика города. Однако было бы неверно механически переносить на новые объекты старые формы и приемы, так как современные достижения строительной техники дают возможность творчески их развивать, создавая постройки, с одной стороны, отличающиеся индивидуальностью, а с другой стороны, гармонирующие с исторической средой [1]. Объект, безусловно, индивидуален, и эта внешняя неповторимость постройки была достигнута благодаря использованию динамичных форм и линий, различных материалов, цвета и фактур. Но в действительности по достоинству оценить данный объект на исторической улице и среди особняков второй половины Х1Х века очень трудно. Можно предположить, что при проектировании данного объекта архитектор больше руководствовался своим видением «прекрасного», демонстрируя свои архитектурные принципы, а не учитывая художественный облик окружающих исторических зданий. Новое офисное здание так и не смогло стать гармоничной частью исторической застройки. И дело не в том, что был выбран метод контраста при встраивании нового здания, а в том, что яркая выразительность объекта, достигнутая этим контрастом, недостаточно согласуется с историческими особняками улицы 8 Марта. Поэтому необходимо помнить о том, что выразительность нового здания может быть достигнута не только с помощью контраста, но и отдельными нюансами, в том числе нюансным «вписыванием» в сложившуюся среду. При этом, не стоит отдельный пристрой «вписывать» методом нюанса, используя принцип «стилизации», а основную часть объекта – методом контраста (что и произошло в данном объекте). Новые постройки не должны разрушать собой историческую архитектурную среду, разнообразие символических и пространственных характеристик [5]. Такого рода разрушение произошло на улице 8 Марта при включении в историческую застройку нового, контрастного окружению офисного здания. Остекленные поверхности и металлические конструкции объекта выбиваются из контекста исторической улицы 8 Марта, нарушая ее неповторимый облик. Кроме того, при проектировании офисного здания не были учтены членения исторических построек, не считая пристроенной части здания, но этот пристрой не помогает объекту лучше вписаться в историческую среду, а скорее, наоборот, подчеркивает резкость такого внедрения и напоминает стилизованную театральную декорацию. Таким образом, можно говорить о том, что новое "хайтечное" офисное здание слишком резко внедрилось в архитектурную среду эклектичных построек ХIХ века, построенных в классицистических традициях. Учитывая, что в городе Екатеринбурге не так много улиц с сохранившейся исторической застройкой, такое контрастное решение при «вписывании» нового здания вряд ли может быть оправдано. В настоящее время не существует единого для всех архитекторов свода норм и правил работы в условиях исторической застройки, нет пока научно обоснованных рекомендаций для решения многих вопросов, возникающих при внедрении современных объектов в историческую среду. Но самое главное, следует отметить, что, проектируя новое офисное здание в сложившейся застройке, архитектор все же попытался учесть масштаб и пропорции окружающих построек. Таблица 1 Характерные черты стиля хай-тек | Отражение данной позиции в объекте | Характеристика | Аналог | Развитие конструктивизма на основе инновационных технологий |  | Фасады объекта отличаются простыми, лаконичными формами |  Фостер Н. Multimedia Centre | Демонстрация работы конструкций |  | Часть несущих элементов объекта вынесена на фасады |  Фостер Н. The bank of Hong Kong | Материалы: металл, пластик, стекло |  | На фасадах применены пластик, стекло и металл (для деталировки) |  Пиано Р. Art Gallery | Сплошное остекление |  | На пластичной части фасада, выходящей на ул. 8 Марта, использовано сплошное остекление |  Фостер Н. Hearst Tower | Функциональные высокие технологии | В объекте не применено | |  Фостер Н. Swiss Re. Head quarter. London. | Характерные цвета: сине-желтый, оранжево-черный и серебристо- металлический |  | На фасадах использованы серебристо- металлические, синие и теплые бежевые оттенки |  Роджерс Р. Antwerp Law Courts | Использование технологических элементов для деталировки фасадов | В объекте не применено | |  Пиано Р., Роджерс Р. Centre Pompidou | |