На всём, что сделал мастер мой, печать Любви земной и простоты смиренной. О да, не всё умел он рисовать, Но то, что рисовал он, - совершенно. Н. Гумилев Издавна Урал был богат не только месторождениями камня, но и мастерами «каменных дел». Труд мастеров не был простым и бездушным ремеслом, а носил поистине творческий характер. Оригинальность и самостоятельность творчества уральских камнерезов сказывалась в том, что они с тонким чувством художника выбирали материал, необходимый для того или иного произведения. При выборе камня огромную роль играла расцветка, которая использовалась мастерами как природный рисунок. И по сей день отличительной чертой мастеров уральской камнерезной школы является умение увидеть красоту камня и максимально соединить замысел произведения с проявлением природного рисунка[1]. Несмотря на современное изобилие технологических возможностей, уральские камнерезы продолжают с трепетом относиться к традициям работы с материалом. Сам по себе камень – это уже художественное произведение, созданное природой. Разглядеть в нём изначальное предназначение – вот высший пилотаж художника-камнереза. К таким художникам, в творчестве которых прослеживается преемственность традиционной уральской камнерезной школы, относится Г.А. Пономарёв. Способности к изобразительному искусству у него проявились, как и у большинства, в детские годы. Будучи учащимся СХПТУ № 42, Григорий смог реализовать их шире. В училище он впервые познакомился с камнем, получил профессиональные навыки по его обработке. После училища последовал институт – Уральская государственная архитектурно-художественная академия, в которой развивают объёмно-пространственное мышление, учат понимать пластику формы, анатомию фигуры, воспитывают чувство колорита и композиции. Годы учёбы сопровождались изготовлением камнерезных работ, в которых постигались навыки искусства художественной обработки камня (плакетки «Утренняя роза» и «Анютины глазки», шкатулка «Смородина», камея «Ирокез» (рис.1), портсигар «Кабанчик», колечница «Лев» (рис.2), камеи «Лето» (рис.3), «Прометей» и «Осенние деревья», шкатулка «Льдинка», брошь-камея «Весенний сон» (рис.4), интальо «Виктория» (рис.5), камеи «Старый Екатеринбург» (триптих) (рис.6). Академическое образование расширило возможности Григория Пономарева как профессионала в области художественной обработки камня. После окончания академии он устраивается работать в ЗАО «УНИКОМ», сегодня это – Уральская камнерезная мастерская им. Ильи Боровикова. Основана мастерская в 1996 году, её направление – объёмная мозаика, которая пользуется повышенным спросом среди коллекционеров. Всплеск популярности скульптурной мозаики пришелся на последнее десятилетие XX – начало XXI века. Трудоемкая технология, которую он освоил в совершенстве, становится ведущей в его творчестве. Первая работа, выполненная в технике объёмной мозаики, – статуэтка «Балерина» (рис.7). В этой работе передан собирательный образ, который выражен присущей всем балеринам позой, положением рук и позицией ног, подчёркнут костюмом, не имеющим привязки к конкретной роли. Холодный колорит композиции дистанцирует зрителя от героини сюжета, словно во время спектакля, помогая ещё реалистичнее воспринимать образ балерины. Мозаичный пол в чёрно-белую шахматную клетку и контрастная причёска, как композиционная кульминация, придают работе завершённость. Как дань моде, историческая тема на рубеже веков особо любима художником. Начата эта тема сюжетом из далёкой истории освоения Америки. В работе «Зверобой» (рис.8) ярко проявилась способность автора к точному подбору камня, которая никогда ему не изменяет. Телесный мрамор, однотонные и пёстрые яшмы, кажется, были созданы для этой работы и ждали своего часа. И даже белый агат просто обречен быть снегом под ногами охотника. Автор воплощает в камне конкретные и собирательные образы действующих лиц российской истории («Солдат 1812 года» (рис.9), «Пётр I» (рис.10), «Маршал Жуков»). При создании таких работ потребовались не только академические знания пластики форм тела, владение объёмно-пространственной композицией, но и знание истории, эрудиция. Такие вещи как костюм, аксессуары, характерная поза и жесты не поддаются чисто художественному измышлению, здесь нужны конкретные знания. Никаких неточностей, даже в мелочах, мастер себе не позволяет. Натуралистично и убедительно смотрится статуэтка «Маршал Жуков». Под седлом маршала не абстрактный конь, а тот, на котором его запомнили миллионы народных масс, на котором он остался запечатлённым в кинематографической хронике и на фотографиях. Как само собой разумеющееся – упряжь коня, а также все награды на груди полководца. В этой работе успешно решилась непростая задача – взаимодействие двух фигур. Композиционное решение этой задачи состоит в том, что ни та, ни другая фигуры не могут существовать в одиночку: фигура маршала потеряет завершённость формы, а конь без седока лишится смысла. Контрастным колоритом достигнута уместная строгость изображаемого сюжета. Хочется отметить виртуозное мастерство автора в подборе камня и технологии его обработки. Григорий Пономарев изображает и менее значимые в историческом плане образы. К этой теме относятся работы: «Колесник» (рис.11), «Велосипедист» (рис.12), «Мальчик» (рис.13). В этих статуэтках нет конкретности, они носят собирательный характер. В них наглядно прослеживается творческий рост художника. Как бы, не были хороши и выразительны работы «Колесник» и «Велосипедист», последняя работа этой серии – статуэтка «Мальчик» отличается высокотехнологичным изображением сюжета, в ней есть более глубокий смысл. В несложной однофигурной композиции автор добивается раскрытия сложной темы из истории Екатеринбургской гранильной фабрики, на которой дети с 12 лет уже привлекались к камнерезному производству. Как говорится, минимум средств и максимум результата. Нужно отметить, что данную тему мастер раскрывает не «в лоб» – через показ мальчика в трудовой деятельности, а за счёт точного собирательного образа: характерная косолапость из-за одеваемой не по размеру обуви, испачканный каменным шламом фартук... Белая рубашка и мозаичный паркетный пол передают торжественность конкретного момента: завершено изготовление малахитовой шкатулки. Не случайно выбрана и эта деталь – в XIX веке уральскими камнерезами активно применялась техника русской мозаики по малахиту. Лицо мальчика светится гордостью за свою работу. Композиция держится на тонком контрасте тяжёлых условий труда и радости творчества. Эта работа – дань уважения уральским мастерам XIX века. Каторжные условия труда, порой полуголодное существование, жестокие наказания не убили в уральских камнерезах художников. В работе над своими изделиями – произведениями большого художественного совершенства – они находили радость творчества, отдушину в своей мрачной жизни. В дальнейшем тема костюмных исторических статуэток вылилась в участие в крупномасштабном проекте «Императорские шахматы». За историческую основу этой работы взята война России со Швецией, которая разыгрывается на шахматном поле, соответственно, белыми и чёрными фигурами. В этом проекте участвовала вся мастерская. Пономарев выполнил фигуры Петра I (рис.14), Екатерины I (рис.15) и русского офицера (рис.16). Хотелось бы сказать несколько слов о коллективе мастеров Уральской камнерезной мастерской им. Ильи Боровикова. В основном он состоит из выпускников СХПТУ № 42, есть выпускники УрГАХА и УГТУ-УПИ. Каждая работа имеет своего автора, который может сам выполнить работу в камне от начала до конца, или предложить её другим резчикам, или воспользоваться услугами шлифовщиков и полировщиков. На предприятии есть мастера, специализирующиеся только на шлифовке и полировке изделий. Ювелирную работу делают ювелиры, специализирующиеся только на этом. К такому коллективному проекту относится многофигурная работа «Домино» (рис.17). Внутреннее чувство камня помогает Пономареву вдохнуть в природный материал превратить материал жизнь: скарн становится тельняшкой матроса, телесный мрамор превращается в анатомически грамотно сделанные фигуры игроков, разнообразная по цвету яшма – в скамейки со столом, в пиджаки и брюки. Каждый камень находит своё место… Стремление полнее использовать эстетический потенциал камня приводит к созданию качественно новых, не имеющих аналогов, оригинальных произведений, сюжет которых мастер пытается уловить в самом камне. Ведь если верить в разумное природное начало, неслучайность происхождения всего, в том числе и камня, то все природные материалы и явления имеют своё предназначение. Природная фактура почек заирского малахита стала решающей при замысле работы «Африканские корни» (рис.18). Аналогично появляется «Демон поверженный» (рис.19): в куске малахита, по форме напоминающего торс человека, художник вырезает угадывающееся лицо. Также эффективно и с ещё большей долей философии использована малахитовая почка в композиции «Зелёномыслящий» (рис.20). Шкатулка «Эволюция дерева» (рис.21) выполнена из окаменелого дерева с использованием аквамарина и металла. Эта серия работ, идея которых продиктована фактурой, колоритом или свойствами материала, наложила отпечаток на всю дальнейшую работу Григория Пономарёва. Меняется не только направление поиска сюжетов, но и сами сюжеты. Ассоциации, возникшие при рассмотрении сочетания камней или отдельного камня, его цвета, текстуры и свойств, нашли воплощение в объёмных мозаичных работах. Сочетание тёплого мрамора с холодными оттенками агата сложились в образ Афродиты (рис.22), с которой отождествляли итальянскую богиню садов – Венеру. Образ богини запечатлел Сандро Боттичелли в XV веке в живописной работе «Рождение Венеры». В мозаичной скульптуре Григория Пономарёва на морском берегу изображена обнажённая Афродита, стоящая на большой раковине, которую подталкивают к берегу морские волны. Это первое изображение обнажённой женской фигуры в творчестве уральского мастера, требующее безукоризненного знания анатомии и пластики тела человека. Выразительно, с мельчайшими подробностями вырезанные волосы передают дуновение ветра, которое получает развитие в лёгкой развевающейся ткани и завершается внизу всплесками вспенивающихся волн. Оттолкнувшись от эстетического потенциала камня, автор использовал академические знания для получения желаемого результата. Камень сам наводит автора на выбор сюжета. Полосчатая текстура малахита с богатыми тональными переходами ассоциируется с восточным типом одежды. Так возник персонаж с полотна В.В. Верещагина «Киргиз» (рис.23). Идея этих работ – как можно полнее показать красоту камня. Выбор сюжета здесь не может быть спорным вопросом, так как он продиктован самим природным материалом. Есть результат, который завораживает и восхищает зрителя, вызывает интерес коллекционеров, даёт популярность и известность автору. Творческий путь художника, описанный в статье, говорит о постоянном развитии художественного мышления, о поиске новых композиционных решений и тематики произведений. Способность развиваться указывает на ещё нерастраченный творческий потенциал, на возможность дальнейшего совершенства, которому нет предела. А это значит, рано ставить точку в творческой судьбе Григория Пономарёва, разговор не окончен, а лишь подведена черта под определённым этапом творчества уральского камнереза.  |  | Рис.1. Камея «Ирокез» Обсидиан; резьба. 3,0x4,7 1997 г. | Рис.2. Колечница «Лев» Дымчатый кварц; резьба, огранка (Загоревский С.) 3,2x 4,6 x 3,6 1997 г. |  |  |  | Рис.3. Камея «Лето» Кахалонг; резьба. Д.6,0 Х 0,7 1998 г. | Рис.4. Брошь-камея «Весенний сон» Обсидиан, мельхиор; резьба. 5,2 х 3,3 2000 г. | Рис.5. Инталия «Виктория» Цитрин; резьба. 5,9 х 3,8 х 1,0 2000г. | Рис. 6. Камеи "Старый Екатеринбург" (Триптих) Агат; резьба 6,8 х 5,4 х 0,9; 5,8 х 3,0 х 0,7. 2000г.  |  |  | Рис.7. Статуэтка «Балерина» Агат, кахалонг, обсидиан, яшма, фианит, металл; объёмная резьба и флорентийская мозаика. 15,8 х 5,4 х 3,4 2001 г. | Рис.8. Статуэтка «Зверобой» Яшма, окаменелое дерево, авантюрин, телесный мрамор, чароит, долерит, моржовый клык, тигровый глаз, агат, металл; объёмная резьба. 17,2х9,7х7,5. 2002 г. | Рис.9. Статуэтка «Солдат 1812 года» Цветные камни, металл. Высота – 200 мм 2002 г. |  |  |  | Рис.13. Статуэтка "Мальчик" Цветные камни, металл. 2003 г. | Рис.14.«Пётр I» (шахматы) Цветные камни, металл. 2007 г. | Рис.15.«Екатерина I» (шахматы) Цветные камни, металл. 2007 г. | Рис.17. Многофигурная композиция «Домино» Цветные камни, металл. 2004 г.  |  | Рис.18.Барельеф «Африканские корни» (Пушкин А.С.)Малахит; резьба 5,6 х 11,6 х 8,1 2003 г. | Рис.19.«Демон поверженный» Малахит; резьба. 5,5 х 12,7 х 6,8 2003 г. |  |  | Рис. 20. «Зелёномыслящий». Малахит, гагат. 2003 г. | Рис.21. Шкатулка «Эволюция дерева» Окаменелое дерево, аквамарин, металл. 4,0 х 15,0 х 6,5 2004 г. |  |  |  | Рис.16. «Офицер» (шахматы) Цветные камни, металл. 2007 г. | Рис.22. «Афродита» Цветные камни, металл. 2005 г. | Рис.23. «Киргиз» Цветные камни, металл. 2006 г. | Фото - Илья Строков |