Глобальная сеть Интернет настолько глубоко проникла в жизнь современного человека, что размещение рекламы или продвижение брэнда через этот канал стало необходимым компонентом почти любой рекламной кампании. WEB-сайт теперь – это не просто возможность публикации информации о деятельности фирмы, а новый способ привлечения потенциальных потребителей, который пополняет свой арсенал все новыми и новыми дизайнерскими приемами визуализации информации. Еще в 90-х годах прошлого столетия WEB-дизайн был явлением новым и незнакомым. Сейчас это сформировавшееся направление графического дизайна, именно на его основах и базируется WEB-графика. В силу своих технологических особенностей WEB-дизайн привлекает IT-специалистов, программистов, верстальщиков. Главные отличия WEB-дизайна от любой другой области графического дизайна представляют в основном технические моменты. И это справедливо для любой области графического дизайна. Так, например, дизайнеру-полиграфисту необходимы дополнительные знания технических тонкостей, чтобы грамотно разработать оригинал-макет для наружной рекламы или оформить выставочный стенд. Так и WEB-дизайнеру необходимо знать особенности печатного процесса, чтобы создать полноценную полиграфическую продукцию. Хотя многие основополагающие моменты для всех этих областей общие. Главной особенностью современного сайта становится эксклюзивность. Уход от стереотипов влечет за собой отказ от многих, ставших в глазах профессионалов стандартными, элементов, таких как «шапка» сайта, заголовки, таблицы и другие. Взамен появляется все больше экспериментальных, концептуальных сайтов, попадая в пространство которых пользователь должен сначала разгадать некую интригу. Появление таких сайтов стало возможным благодаря совершенствованию программных технологий. Однако такого типа сайты являются скорее арт-проектами и потому подходят не для всех пользователей. Сугубо функциональные, удобные в пользовании сайты всегда будут занимать соответствующую им нишу в WEB-среде. В массе появляющихся экспериментальных сайтов, являющимися некими арт-проектами, прослеживаются тенденции современного графического дизайна в целом, они изменяются только лишь под воздействием технологий исполнения. Так, например, появившаяся тенденция использования векторных изображений, в основном в полиграфии и наружной рекламе, нашла отражение и на страницах WEB-сайтов. Ярким примером может служить так называемый стиль WEB 2.0, особенности которого будут раскрыты далее. Важно отметить стилевую неоднородность Интернет-среды и небольшой период времени, в котором произошел качественный скачок технологий: от возможности публиковать текст и картинки в Интернет до создания интерактивных, концептуальных WEB-сайтов. Как следствие всего этого – проблема определения четких стилей в Интернет-среде. В период зарождения Интернет-культуры в целом главной задачей дизайнера становится поиск индивидуального способа подачи информации в новой для него среде, поэтому неизбежно использование предыдущего опыта, ближе всего к формату WEB-сайта – оформление книги. Поэтому нельзя отрицать сильнейшее влияние книжного, полиграфического дизайна на методы проектирования сайта на начальных этапах становления WEB-дизайна. Общие тенденции графического дизайна и сейчас находят отражение в WEB-дизайне, наряду с этим можно предположить, что и в WEB-дизайне будут зарождаться стили и тенденции, которые в будущем окажут влияние на развитие графического дизайна в целом. Переход от сугубо функционального проектирования сайта к концептуальным арт-проектам произошел в период воплощения постмодернистских тенденций в графическом дизайне, когда единый, универсальный, последовательный стиль был растворен во множестве только что появившихся авторских концепций. В результате этого сейчас нельзя выявить четкую классификацию стилей в дизайне WEB-сайтов. Каждая авторская концепция может иметь свое название и формировать свой стиль, поэтому в рамках данной работы будут выделены основные направления в современном дизайне WEB-сайтов. Самым распространенным в России, несомненно, является «функциональный» тип WEB-сайта. Основными признаками данного типа являются: функциональный, удобный интерфейс, сдержанное графическое решение, единая, повторяющаяся композиция, цветовые сочетания главной страницы и шаблонность вложенных страниц, что приближает страницу WEB-сайта к уже известным пользователю программным оболочкам. Основная задача таких сайтов – логичность, последовательность и функциональность в представлении информации пользователю. Более распространенным на Западе является «экспериментальный» тип сайта. Именно сайты данного типа способны формировать новые стили и тенденции в дизайне WEB-сайтов, так как основными признаками являются: новизна и неформальность подхода в проектировании WEB-сайта; нестандартность в выборе как средств графики, так и способов подачи информации вообще. «Экспериментальный» тип WEB-сайта максимально использует технические и программные новшества, проводит эксперименты с интерфейсом, против чего выступает «функциональный» тип. «Экспериментальный» WEB-сайт ставит себе задачей не столько донести информацию до пользователя в удобной и компактной форме, сколько наиболее ярко представить свою собственную концепцию существования, дать пользователю ощутить полное погружение в виртуальную среду. Под «экспериментальный» тип WEB-сайтов попадают сайты, максимально выражающие авторскую концепцию. Основываясь на опыте западных авторов, описывающих тенденции западного WEB-дизайна, «экспериментальные» WEB-сайты можно классифицировать по разным направлениям. Например, классификация по характеру использованных форм в организации WEB-пространства: 1. Органические формы. Характерно использование форм человеческого тела, приемов сочетания неправильных органических форм, техники коллажа, анимированных роликов с абстрактной композицией с заведомо плохим качеством текстурного фона (рис.1).  Рис. 1. www.lab404.com 2. Цифровые формы. Такие WEB-сайты похожи на старые видеоигры или программы. Используются приемы сочетания различных графиков, таблиц, абстрактные композиции из них, фальшивые ссылки и кнопки, пиксельные изображения и угловатое написание слов. Нередко встречаются мотивы разверток картонных коробок, что тоже является своего рода цифровой таблицей, состоящих из отдельных ячеек (рис. 2, рис. 3).  Рис. 2. www.testpilotcollective.com/tpc  Рис. 3. www.sueellen.org/old/ Классифицировать WEB-сайты можно по характеру графики: 1. Штамповая графика. Обычно используются полутоновые или двухтоновые изображения, шрифты ручной проработки, неровности, цвет используется для привлечения внимания, анимация на фоне, намеренное неверное расположение навигационной панели (рис. 4).  Рис. 4. www.stereomedia.net/she-is-mine.html 2. Плакатная графика. Используются крупные элементы меню, встроенные в общий вид, лаконичные цветовые пятна, отмечается преобладание векторной графики, наложение векторной графики на растровую, свободное пространство, вся страница выступает полем для выражения возможностей (рис. 5, рис. 6). Отдельные примеры сайтов имеют сходство с комиксами для детей (рис. 7, рис. 8)  Рис. 5. www.once-upon-a-forest.com  Рис. 6. www.p2output.com  Рис. 7. www.metempsychosis.com/mr-eel  Рис. 8. www.milkyelephant.com Наряду с подобными тенденциями выделяют достаточно крепко сформированные стилевые направления, такие как: 1. Пиксельный дизайн. Для этого направления характерен хаотичный характер композиции, состоящей из пиксельных элементов, визуализация программного кода, использование крупных и искаженных изображений, принцип случайной генерации изображения, движение, неоновые цвета, режущие электронные звуки (рис. 9, рис. 10, рис. 11).  Рис. 9. www.day-dream.com  Рис. 10. www.titler.com  Рис. 11. www.pixeljam.com 2. WEB-2.0. Популярный, переходящий в массовое использование стиль визуализации информации. Для данного стилевого направления характерны: простота навигации, скругленные углы, прозрачные тени и градиенты, шрифт без засечек, крупный кегль шрифта, пастельные цвета, глянцевый эффект (рис. 12).  Рис. 12. www.feedrinse.com Это далеко не полный список существующих на сегодняшний день тенденций графического решения WEB-сайтов, но они дают наиболее яркое представление о состоянии WEB-дизайна в настоящее время. Большинство представленных примеров принадлежат западным специалистам, это обусловлено превосходящим по времени опытом западных стран в данной области. Оперируя данным материалом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время нет четко сформированного, единого графического стиля в WEB-дизайне, он развивается под воздействием как внешних факторов (социальных, культурных и т.д.), так и под влиянием тенденций графического дизайна в целом. |