Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №3 (23) Сентябрь, 2008

Архитектурная критика

Зорина Екатерина Сергеевна

магистрант.
Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор Е.В. Конева.
ФГБОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия",

Россия, Екатеринбург

ВЛАСТЕЛИН ИСТОРИЧЕСКОГО КВАРТАЛА

Аннотация

Современному архитектору приходится работать в сложных условиях исторической среды центра города. Наиболее цивилизованный способ работы в исторической среде – создание объёмов, повторяющих в своей композиции элементы рядовых построек, сложившихся в ней. Новые здания, по стилистике сильно контрастирующие со «старыми», могут служить не только акцентами пространства, но и фоном для восприятия исторической застройки.

Ключевые слова: торгово-развлекательный комплекс, масштаб улицы, ТРЦ «Гринвич», историческая застройка

В наши дни в стране идет активное строительство крупных торгово-развлекательных комплексов. Это отвечает социальной потребности и удовлетворяет интересы населения, такое строительство очень выгодно и окупаемо. Если комплекс расположен в центре города, где земля очень дорогая, то застройщики, как правило, пытаются «втиснуть» большие объёмы зданий на как можно меньшую территорию. При этом зачастую происходит снос исторических зданий и нарушение сложившегося масштаба улицы.

Примером подобного диссонанса в г. Екатеринбурге является ТРЦ «Гринвич», расположенный в границах улиц 8 Марта, Радищева, Вайнера. Это сооружение наглядно показывает, как развитие крупного торгового комплекса в центре города может привести к смене масштаба исторического квартала.


ТРЦ "Гринвич" г. Екатеринбург

Район строительства объекта относится к историческому центру и застроен в основном небольшими малоэтажными зданиями в стиле классицизма. Эти здания образуют жилую застройку. Важным является то, что в этой части города уже сформировался «дух места», а у жителей города – своё отношение к нему. При проектировании следует чувствовать сложившиеся культурные традиции и вторгаться в исторический центр города чужим по объёму и масштабу сооружением нужно как можно осторожнее [1].

Появлению и росту торгово-развлекательного центра поспособствовала возросшая социальная потребность в сооружениях торгового и развлекательного характера. Ритм и образ жизни современных людей требуют появления крупных комплексов, которые могут обеспечить население всем необходимым для жизни и отдыха. Это должно быть место, куда можно прийти всей семьёй, приобрести всё, что нужно, пообедать, отдохнуть, посетить кинотеатр. Или прийти с друзьями, отметить праздник. Главное, что все центры досуга находятся в одном месте. А расположение в центре города – это дополнительный плюс для комплекса такого рода, потому что инфраструктура центра более развита, чем на периферии. Кроме того, исторический центр хорошо обеспечен всеми видами транспорта.

Помимо этого, в настоящее время происходит постоянное развитие и усовершенствование технологий строительства, появляются новые материалы, которые позволяют возводить здания любой сложности в достаточно короткие сроки. Массовое строительство с помощью этих современных технологий, дающих возможность быстрой реализации проекта, приводит к тому, что не учитываются такие факторы, как взаимодействие с окружающей средой и факторы, влияющие на форму и образ объекта. Только архитекторы, которые учитывают при возведении новых зданий специфику существующей городской среды, создают действительно яркую архитектуру [2].

В связи с изменениями в жизни людей и появлением вследствие этого новых требований происходят вполне закономерные изменения в объёмно-пространственных решениях торгово-развлекательного центра. Обратимся к этим явлениям применительно к ТРЦ «Гринвич». Рассмотрим историю его возникновения. Объём центра менялся в несколько этапов. Универсам, расположенный в этом квартале ранее, стал магазином «Мария». Он был небольшим, имел квартальное значение и был масштабным по отношению к существующей жилой застройке (рис.1). Своеобразным модулем масштаба сооружения был жилой дом. Универсам «Мария» был реконструирован в ТЦ «Купец», который по своим размерам всё ещё был масштабен по отношению к пространству квартала (рис.2).

Затем появляется пристрой – «Гринвич». Его размер уже имел свой собственный модуль, что нарушило масштаб исторически сложившегося квартала. Особенно явным это нарушение становится после строительства козырька над входом. Этот козырёк выглядит гипертрофированным по отношению к элементам, характерным для зданий, формирующим застройку улицы. Кроме того, новый торговый центр «Гринвич» изменяет «красную линию» по улице 8 Марта (рис.3). К 2006 году объём здания увеличился, появился пристрой со стороны улицы Вайнера – вторая очередь строительства (рис. 4). На сегодняшний день идёт строительство уже третьей очереди этого крупного торгово-развлекательного центра (рис.5).

Таким образом, можно сказать, что при проектировании ТРЦ «Гринвич» не учтено то, что местом застройки является исторический центр. Возведение столь громоздкого объекта, у которого регулярно появляется новая «очередь строительства», не может не отразиться на восприятии квартала.

Постоянное строительство новых очередей ТРЦ «Гринвич» сделало его явной доминантой в среде и привело к тому, что один объект занял весь, бывший ранее жилым, квартал. В итоге, небольшие улочки квартала оказались внутри «оболочки» – стен «Гринвича», что хорошо, так как именно эти улицы делают торгово-развлекательный центр разнообразным по своему внутреннему наполнению. В интерьере ТРЦ «Гринвич» представляет собой довольно сложные перетекающие пространства, организованные различными помещениями, внутренними лестницами, эскалаторами и водопадами. Создано всё для удобства посетителей в любое время года.

Внешне ТРЦ «Гринвич» воспринимается доминирующим в существующем исторически сложившемся пространстве за счёт своего крупного и постоянно увеличивающегося масштаба. Своим объёмом торговый центр занял пространство квартала в целом, поглотив собой малоэтажную жилую застройку и изменив ритм исторически сложившейся улицы города. Получился квартал в виде одного дома.

Размер сооружения воспринимается таким огромным за счёт его массы и громоздкости. Архитектурные характеристики здания, такие как масштаб, пропорции, цвет, являются главным средством отражения в архитектуре здания той роли, которую оно играет в сложившейся окружающей среде. Масштаб формы является одним из важнейших понятий теории композиции. Это существенный элемент художественного языка архитектурной формы. Масштаб отдельного сооружения корректируется той ситуацией, в которую оно входит как элемент более широкой системы. Кроме того, пространство в архитектуре не может существовать и быть архитектурным пространством вне организующей его формы [3]. Оно находит выражение через форму-массу. Когда и масса, и масштаб столь преувеличены, как в торговом центре «Гринвич», возникает проблема подавления пространства с его поглощением и заменой одним сооружением.

При проектировании нового торгового центра не использовались заимствования элементов из окружающей среды, что привело к тому, что здание центра выглядит чужеродно по отношению к окружающей застройке. Тогда как при проектировании нового сооружения нужно принимать во внимание то, что формирование каждого архитектурного пространства центра города имеет свою особую историю. Каждое пространство индивидуально, имеет свой образ и свой потенциал. Памятники архитектуры всегда несут некий информационно-смысловой подтекст [4]. ТРЦ «Гринвич», имеющий единое и гармоничное внутреннее пространство, своим обликом воспринимается совсем не так: каждой очереди строительства присущи свои особенности. Строительство сооружения в несколько этапов привело к тому, что пропала целостность объекта. А негармоничный сам по себе объект сложно гармонично вписать в среду, особенно при таких огромных размерах.

Таким образом, один из основных вопросов творческой практики заключается в том, как обеспечить гармонию новой и сложившейся застройки и создать полноценную архитектурно-художественную среду городов. Важным является стремление к сохранению целостности городской среды, построенной на диалоге, созданию самобытной индивидуальной образности архитектурных пространств.

В случае с торгово-развлекательным центром «Гринвич» получился своеобразный «Торговый квартал» или «Город в городе», защищённый крышей и стенами, обладающий своей структурой и особенностями.

Глядя на этот объект, можно провести параллель с неким произведением писателя-фантаста, где жизнь людей проходит под стеклянным колпаком, который предусмотрен для их комфортного существования. Положительным здесь является тот факт, что по «улицам» такого города можно гулять в любое время года «без зонта и пальто», и то, что всё необходимое для жизни, включая такие приятные вещи, как развлечения, можно приобрести здесь. Кроме того, человеку свойственно сокращать свой путь, пользуясь более короткими «тропами». Новый ТРЦ «Гринвич» позволяет ему сократить путь, пройдя центр насквозь с улицы 8 Марта на улицу Вайнера.

Несмотря на то, что внешне объект не воспринимается как целостный, его внутреннее пространство хорошо организовано с точки зрения комфорта для посетителей, удобства расположения в пространстве города, применения разнообразных средств в пространстве интерьера. Помимо этого, несомненным плюсом является использование при возведении торгово-развлекательного комплекса современных материалов и новейших технологий строительства, что привело к созданию облика сооружения, соответствующего современным требованиям и тенденциям, существующим в архитектурном проектировании.

Библиография

1. Магистерские чтения: Сб. научных трудов. – Екатеринбург: Архитектон, 2002. Вып.2 – 181 с.

2. Маргушин А.Л. Тенденции современного преобразования архитектурной среды центра Екатеринбурга //Стройкомплекс Среднего Урала. –  март 2007. – с. 42 - 46

3. Коротковский А.Э. Основы архитектурной композиции. – Свердловск,1974. – 56 с.

4. Пруцын О.И., Рымашевский Б., Борусевич В. Архитектурно-историческая среда. / Совместное издание СССР-ПНР. Под ред. О.И. Пруцына. – М.: Стройиздат. 1990. – 146 с.

Ссылка для цитирования статьи

Зорина Е.С. ВЛАСТЕЛИН ИСТОРИЧЕСКОГО КВАРТАЛА [Электронный ресурс] /Е.С. Зорина //Архитектон: известия вузов. – 2008. – №3(23). – URL: http://archvuz.ru/2008_3/10 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 29.09.2008
Просмотров: 78