№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 25 Март 2009

Дизайн


 Зубова Александра Владимировна

магистрант УралГАХА
Научный руководитель: кандидат искусствоведения, доцент Гарин Н.П.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА БЕЗОПАСНОСТИ ВНУТРИ ЗДАНИЙ


В статье рассмотрена существующая система противопожарного оповещения и проведен анализ факторов, обуславливающих ее малую эффективность. Основное внимание уделено психофизическим аспектам коммуникации в условиях стрессовой ситуации. Именно эти данные предполагается использовать при переформировании существующей системы пожарной безопасности.

Ключевые слова: пожарная безопасность; психофизические аспекты коммуникации; стрессовые ситуации.


По данным официальной статистики, большая часть пожаров (более 60%) регистрируется именно в крупных городах с плотной застройкой. Близкая расположенность зданий по отношению друг к другу, высокая этажность, большое скопление людей – все эти факторы значительно усложняют работу служб по ликвидации возгорания и спасению людей. Та же самая статистика сообщает, что наиболее частыми причинами гибели людей при пожаре являются:

1. несвоевременное поступление сообщения о пожаре, когда люди оказываются заблокированными в горящем здании;

2. отсутствие пожарных подъездов к зданию;

3. паника;

4. блокировка эвакуационных выходов из здания;

5. отсутствие вспомогательного оборудования (датчиков задымления и пр.).

Рассматривая отдельно феномен паники как наиболее разрушительное и опасное следствие возгорания, приходим к выводу, что данное массовидное явление психики провоцируется в первую очередь отсутствием или искажением информации – люди в горящем здании не знают и не могут оценить масштабы возгорания, не знают схему эвакуационных путей, сильное задымление снижает видимость, и человек не может ориентироваться даже в помещении, которое посещал ежедневно в течение нескольких лет. Самое страшное в панике – то, что испуг одного человека улавливается окружающими, и усиливающийся страх создает иллюзию обреченности. В таком состоянии люди склонны принимать неверные, иногда совершенно абсурдные решения, нередки случаи крайней агрессивности.

Итак, когда мы говорим об исключении самой возможности паники, мы предполагаем предоставление всем находящимся в здании максимально полного объема необходимой информации в любых условиях. При том она должна преподноситься не как скупые данные, а быть адекватной кругу потребителей (возраст, социальное положение). Информация в данном контексте самым тесным образом связана с процессом коммуникации – то есть интерактивна и доступна. Именно в том, как подается информация, и заключена основная проблема. Поскольку основная часть данных преподносится в виде знаков и схем, именно на них следует обратить внимание исследователю. Противопожарные знаки существуют и строго регламентированы. Но они рассчитаны только на визуальный канал считывания и не предполагают никакой обратной связи. Даже в нормальных условиях данная семантическая система не является очевидной и заметной – какое количество людей сможет точно сказать: где расположен план эвакуации и необходимое вспомогательное оборудование в здании, где они работают? При возгорании же, когда визуальное и аудиальное восприятие затруднено и искажено сильнейшим стрессом, считываемость имеющихся знаков близка к нулю.

Рис.1
 

Визуальное восприятие. Известно, что за цветовое зрение отвечают двоякие концевые нервы сетчатки – так называемые «колбочки» и «палочки». Колбочковое зрение отвечает за восприятие цветов и мелкие детали, палочки содержат в себе зрительный пурпур и позволяют видеть лишь яркости. Они также менее чувствительны к мелким деталям. Однако колбочковое зрение гораздо более чувствительное и хрупкое, оно не функционирует в темноте (в случае пожара – задымление, пыль), а также нарушается при черепно-мозговых травмах. Из вышеназванного следует вывод о том, что цвет противопожарных знаков не является определяющим фактором, куда важнее их контрастность и крупный размер без мелких деталей.

Аудиальное восприятие. Основным недостатком аудиального канала считывания информации является то, что ориентироваться по слуху практически невозможно. Атмосфера – очень неоднородная среда, наличие в ней даже минимального количества примесей резко меняет распространение звуковых волн. В случае же распространения звука в здании также присутствует эхо, резонанс и многочисленные искажения, вызванные отражением звуковых волн от стен. В связи с этим аудиальный канал скорее можно использовать как средство восстановления психологического равновесия – известно, что знакомые ритмичные звуки могут предотвратить панику (Г.Селье в книге «Стресс жизни» описывает пожар, произошедший в парижской опере в 1887г., когда группа людей начала хором исполнять национальный гимн, что помогло предотвратить давку и панику).

Какую же роль может сыграть дизайн в формировании нового пространства безопасности внутри зданий? Именно при помощи ориентированного на потребителя дизайна можно грамотно сформировать такое пространство коммуникации, в котором восприятие и распознание знаков происходило бы с максимальной эффективностью и минимальной долей погрешности. Для этого дизайнер может использовать все возможные каналы связи – визуальный, аудиальный, тактильный или все их вместе для того, чтобы успокоить человека и показать ему правильную последовательность действий в случае возгорания.

В качестве объекта, на котором можно было бы произвести апробацию новых методов проектирования безопасности, было выбрано здание УралГАХА. Данный выбор обусловлен рядом причин:

1. Здание неблагополучно практически по всем показателям – центр города, расстояние до близлежащих зданий минимально и не соответствует нормам – проезд пожарной техники невозможен, окружающие улицы постоянно блокированы автомобилями.

2. В здании есть два внутренних эвакуационных выхода. Один из них заблокирован железной дверью, второй обрывается на уровне второго этажа. Внешние эвакуационные лестницы доходят только до четвертого этажа. При высоте потолка 3м 70 см вывести в случае пожара людей с 5-6 этажей практически нереально.

3. Специфика работы – большой объем легкогорючих материалов (бумага, картон, краски).

4. Большое скопление людей – ежедневно с 9 до 20.00 здание заполнено сотрудниками, учащимися и абитуриентами.

5. Здание старой постройки – использованы деревянные перекрытия.

6. Аудитории разделены перегородками из оштукатуренного дерева и дранки и окрашены горючей масляной краской.

Список можно продолжать. Однако даже одной из обозначенных причин было бы достаточно, чтобы обратить на УралГАХА особое внимание. Немалую роль в выборе сыграла также личная заинтересованность автора.

Формирование принципов коммуникативной системы безопасности внутри здания УралГАХА – это самый первый и минимальный шаг, который можно сделать в настоящее время без кардинального переформирования самой структуры здания. Речь идет о том, чтобы предложить проект индивидуальной символьной системы, направленной на повышение шансов на спасение находящихся в здании людей за счет грамотной организации их действий в случае ЧС. Как уже было сказано – это достижимо лишь в том случае, когда каждый (это немаловажно) человек четко знает, где находятся пути эвакуации, где – средства личной защиты, как поступать в случае задымления.

Поскольку требовать такой абсолютной осведомленности от всех людей в здании невозможно, и сильнейший стресс зачастую мешает мыслить даже самым информированным, необходимо наполнить внутреннюю среду здания «подсказками», указателями, знаками и символами, которые бы срабатывали в условиях плохой видимости, высокой температуры, отсутствия электроэнергии и были бы абсолютно узнаваемы и однозначны. Вместе с тем, все перечисленные коммуникативные средства в обычной обстановке должны соответствовать стилистически и образно сформированному облику здания и не создавать дополнительных сложностей в обслуживании и эксплуатации.


Библиография

  1. Александровский Ю.А., Лобастов О.С.. Спивак Л.И., Щукин Б.П. Психогении в Экстремальных ситуациях. – М., 1991
  2. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. – М.: Просвещение, 1993
  3. Лебедев В.И. Личность в экстремальных ситуациях. – М., 1989
  4. Логвиненко А.Д. Психология восприятия: учебно-методическое пособие. – М.: Наука, 1987
  5. Олпорт Ф.Х. Феномены восприятия. Хрестоматия по психологии ощущений и восприятий. – М.: ЧеРо, 1999
  6. Селье Г. Когда стресс не приносит горя. – М., 1992

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017