Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №2 (26) Июнь, 2009

Теория архитектуры

Кочева Анастасия Олеговна

аспирант.
Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор Е.В. Конева.
ФГБОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия",

Россия, Екатеринбург

ПОЛЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО АРХИТЕКТОРА

УДК: 72.01
Шифр научной специальности: 85.110

Аннотация

В статье рассматриваются особенности формирования идей в рамках творческой деятельности современных архитекторов и пути последующего их воплощения в объектно-предметной среде. На примере подробного рассмотрения и сопоставления авторских концептуальных моделей, представленных в различных формах, раскрывается суть процесса создания авторской концепции архитектурного объекта как особой сложной и многоуровневой системы, основанной на сопоставлении концептуальных интерпретаций, находящихся в поле архитектурной практики и архитектурной теории.

Ключевые слова: творческая деятельность; творческий поиск; направленность творчества; формирование и реализация идей, архитектурная концепция; Ч.Дженкс (архитектор); А.Боков (архитектор); Д.Либескинд (архитектор)

В настоящее время можно отметить особый интерес к изучению процесса творчества в различных областях деятельности человека. Это требует глубокого и основательного рассмотрения и сопоставления авторских концептуальных моделей, представленных в различных формах. Проблемы творческого поиска, процесса формирования идей и последующего их воплощения в объектно-предметной среде становятся достаточно актуальными и в архитектуре. Тем более, что налицо тенденция разделения процесса проектирования на работу в области концептуальных и конкурсных проектов, с одной стороны, и реального проектирования – с другой. Решение этих проблем дает возможность определения пространства реализации архитектурных концепций и разработки системы критериев оценки результатов архитектурной деятельности. Выработка таких критериев позволит архитектору-практику самому критически рассматривать не только спектр уже существующих решений, но и результаты собственного творчества. В этом случае основной задачей архитектора становится не только создание качественного в материальном плане объекта, но и знание существующих методов исследования архитектурного произведения.

Не вызывает сомнения тот факт, что механизм воплощения идей в архитектурном проектировании базируется на совокупности внешних условий и факторов. Однако определяющее значение в нем имеют особенности личности архитектора – проявление его творческой индивидуальности, которая оказывает немаловажное влияние на создание первоначальной идейной основы будущего объекта. Таким образом, выявление базовых категорий творческих поисков заключается в выражении общей ценностной ориентации автора, а также декларации социокультурной ответственности за созданное произведение материальной культуры. Концептуализация творчества – это установка на осознание его ценностного содержания, а также проявление всего многообразия жизненных, художественных и духовных ценностей, которые программно утверждаются обществом. В этом случае проблема рассматривается через призму формирования концептуальной идеи в сознании творца на уровне осознанного. Подобным же образом процесс передачи концептуальных идей происходит в области подсознательного [1].

Архитектура имеет очень широкий спектр объектно-предметных взаимосвязей. Это позволяет определить разнообразную направленность выражения архитектурной концепции, зависящую от уровня интерпретации объекта. При этом главной ступенью в рассмотрении концепций архитектора является именно архитектурно-художественный замысел, который определяет характер использования многообразия композиционных средств и приемов для создания архитектурно-художественной целостности объекта.

Разнообразие творческих приемов и средств их выражения отчетливо прослеживается в процессе новаторского поиска концептуальной основы объекта. Таким образом, можно говорить о том, что при изучении концептуального каркаса архитектурного объекта актуальным является рассмотрение различных направлений выработки и воплощения идеи в объекте как теоретическое осмысление архитектурного процесса в целом, и совокупности авторских интерпретаций действительности – в частности. Это необходимо для того, чтобы формирование концепции архитектором изначально происходило не только в сфере интуитивного, но и в области осознанного использования методов и приемов создания архитектурного объекта [2].

Все это свидетельствует об определенной специфике современного процесса проектирования, которая состоит, в первую очередь, во включении в этот процесс концептуальной основы, заключающейся в формулировании творческих концепций в вербальной либо графической форме. В этом случае именно индивидуализация языка является процессом, связанным с глубинными основами новых творческих интерпретаций, благодаря чему можно утверждать, что специфика современного архитектурного творчества заключается в его «телесности» [3] и формировании идейной основы в большей степени на эмоциональном уровне. При этом собственно создание концепции может либо предшествовать процессу непосредственного проектирования, либо быть выражено постфактум. Объединяющим моментом является тот факт, что конечный результат – архитектурный объект и в том и в другом случае предполагает наличие в своей основе не только определяющих сущностных предметных характеристик, но и особых свойств, позволяющих составить системное представление о произведении, неразрывное с его значением.

Исходя из этого, справедливо предположение о том, что творческая деятельность может быть по-разному направлена: либо в сторону практики, либо в сторону теории. Одни архитекторы осуществляют практическую деятельность, реализуя теоретические концептуальные идеи в реальных архитектурных объектах. Другие формулируют авторские концепции на вербальном уровне в виде теоретических разработок, которые не всегда реализуются на практике [2]. Таким образом, возникает необходимость в определении различных направлений выражения концепции в рамках поля интерпретаций архитектурного объекта и построении их иерархии, что позволит представить процесс реализации концепций целостно.

Определение направленности творчества архитектора на основе процесса формирования и реализации авторской концепции может быть осуществлено путем сбора и обобщения текстовой и графической информации, связанной с его практической и теоретической деятельностью. Важную роль в выборе играют количественные показатели вербальных и графических источников. Что касается текстовых источников, то это преимущественно статьи и книги, в которых мастер либо сам формулирует концептуальные идеи, либо в формулировке концепции его творчества принимает участие критик или теоретик. Обобщение происходит путем компрессии текстов с выделением ключевых позиций. Это необходимо для представления целостной картины творчества архитекторов в рамках различных периодов их деятельности. Графические источники представляют собой подборку эскизов, чертежей, фото объектов, наиболее значимых в рамках творческой деятельности архитектора.

Понимание творческой деятельности архитекторов, отраженной в этих источниках, корреспондируется со спецификой представления концепции в философии, которое предполагает различные способы выражения этого понятия: вербальный или невербальный. Таким образом, можно говорить о том, что в зависимости от направленности творческой деятельности архитекторы по-разному выстраивают процесс реализации авторской концепции в объекте. В качестве примеров существования такого рода векторов можно привести произведения зарубежных и российских архитекторов рубежа ХХ – ХХI веков.


Рис.1. Реализация концептуальных идей в творческой деятельности архитектора Ч. Дженкса.
На примере теоретических работ.

Среди прочих, особое место занимает Ч.Дженкс, творческая деятельность которого направлена главным образом на изучение современной архитектурной практики и создание собственных теорий. Им были сформулированы принципы решения ряда проектных проблем, определившие затем концептуальную основу стилистических направлений и течений второй половины ХХ – начала ХХI веков, которые впоследствии были восприняты в своем творчестве другими архитекторами. Ярким примером развития теоретической направленности в творчестве этого архитектора может послужить множество книг и статей, опубликованных автором и переведенных на множество языков. Большинство из теоретических работ можно назвать учебниками современной архитектуры, например, «Язык архитектуры постмодернизма», «Прыгающая вселенная», «Новая парадигма в архитектуре» и другие (рис.1).


Рис.2. Реализация концептуальных идей в творческой деятельности архитектора Ч. Дженкса.
На примере сада "Агамемнон"

Наряду с «чистой» теорией, можно отметить ряд разработок Дженкса, которые в конечном итоге нашли свое отражение в его практической деятельности, реализовавшись в архитектурных объектах. Этот процесс не является закономерностью и представлен единичными объектами преимущественно ландшафтной архитектуры. Так, создавая концепцию метафорического городского пространства, воплощенную в Лэндформе «Веда» в Шотландии (рис. 2), архитектор реализует теорию насыщенности архитектурного пространства системой кодов, используя принципы контекстуализма и символического проектирования. Интерпретация Ч. Дженксом теории сложности и хаоса посредством использования так называемого принципа «обратной связи», сформулированного им в рамках нелинейной теории организованных структур, представлена в концептуальной идее сада «Агамемнон» во Франции (рис. 3).


Рис. 3. Реализация концептуальных идей в творческой деятельности архитектора Ч. Дженкса.
На примере лэндформы "Веда" в Эдинбурге

Очевидно, что авторская концепция архитектора воплощается в большинстве случаев на вербальном уровне поля концептуальных интерпретаций, при этом за процессом ее формулирования не обязательно следует процесс реализации. Аналогичное движение мысли можно проследить в философском понимании концептуального искусства, основу которого составляет утверждение самоценности концепции. При этом ее реализация не носит обязательного характера.

Несколько иной подход прослеживается в творчестве А. Бокова, которого можно считать одним из основателей средового подхода в российской архитектуре. Центральной темой его теоретических разработок является тема адекватности месту и времени: архитектура становится неким отражением общей атмосферы и должна создаваться по принципам встроенности, укорененности и сообразности с окружением. При этом особенностью творческой деятельности А. Бокова является то, что созданные им теоретические разработки в большинстве случаев не оказывают сильного влияния на концепции созданных им архитектурных объектов. Архитектура этого автора, как правило, базируется на поиске новых образных интерпретаций, форм, нестандартных конструктивных и цветовых решений.


Рис. 4. Реализация концептуальных идей в творческой деятельности архитектора А. Бокова.
На примере жилого дома "Парус"

Одним из примеров может послужить проект жилого дома на Ходынском поле (рис. 4). В основе его архитектурного решения лежит идея создания необычной формы, которая должна была стать яркой стилевой доминантой, замыкающей пространственную структуру микрорайона. Благодаря этому созданный объем вызывает множество разнообразных ассоциаций: дом воспринимается уже как своего рода монументальная скульптура – арт-объект, вписанный в среду на основе принципа контрастности. Другим объектом А.Бокова, идейная основа которого несколько противоречит его базовым теоретическим разработкам, является Ледовый Дворец спорта на Ходынском поле (рис. 5). При восприятии здания можно выделить множество ассоциаций, среди которых – воплощение в цилиндрической форме дворца пропеллера самолета. Эту идею поддерживают расширяющиеся книзу пандусы. В целом, говоря об объемно-пространственном решении дворца, можно констатировать, что архитектору удалось создать эффектный образ, продвигая при этом концепцию создания «сильной» базовой формы.


Рис. 5. Реализация концептуальных идей в творческой деятельности архитектора А. Бокова.
На примере ледового дворца на Ходынском поле

Теоретические работы, будучи лишь косвенно связаны с практической деятельностью, формируют свой собственный пласт в поле авторских интерпретаций на вербальном уровне, существующий практически обособленно от уровня концептуальных проектных разработок, положенных в основу реальных архитектурных объектов. Более того, некоторые положения теории в этом случае могут даже вступать в диссонанс с концепциями отдельных проектных решений. В этом случае теория является своего рода идеальной системой, несколько оторванной от реальной действительности, но дающей пищу для творческого развития и даже в некоторой степени предвосхищающей будущее.

В отличие от А.Бокова, в творческой деятельности Д.Либескинда практически полностью отсутствует противоречие между идеями, сформулированными на теоретическом уровне, и идеями, воплощенными им в практической деятельности. Являясь одним из основоположников теории деконструктивистского направления, Д. Либескинд не только декларирует возможности существования архитектурной формы как некой абстрактной скульптуры, разрушенной изнутри, но и реализует это концептуальное направление на основе принципа создания ассиметричной структуры со сложными смещениями осей и плоскостей.


Рис.6. Реализация концептуальных идей в творческой деятельности архитектора Д. Либескинда.
На примере Еврейского музея в Берлине

Интересным примером подобного рода эксперимента является конкурсный проект Еврейского музея в Берлине (рис. 6). Концептуальная основа проектного решения музея создана на основе взаимодействия двух линий мышления, отображенных в структуре организации перетекающих пространств. Каждое из них участвует в процессе архитектурного формообразования, взаимодействуя на грани идейных противоречий социумов и создавая пространственно-временные контексты. Помимо формально-композиционной функции в рамках объемно-пространственного формообразования, эти элементы несут в себе глубокий философский смысл, символизируя отношения между истиной невыразимой и истиной произнесенной. Однако архитектор не ограничивается формулированием авторских концепций в рамках существующих стилистических направлений. Его творческая деятельность изобилует и множеством собственных эвристических теорий, апробированных им в рамках практической деятельности. В качестве примера можно представить Художественный Музей в Денвере (рис. 7), где автор в виде композиции из ломаных углов, разбитых и собранных заново форм и плоскостей, воплотил концепцию созданий символической архитектуры.


Рис.7. Реализация концептуальных идей в творческой деятельности архитектора Д. Либескинда.
На примере Денверского художественного музея

Творческие поиски архитектора, находящегося в состоянии непрерывной смены теоретических предпочтений, которые формирует автор, ложатся в основу концептуальных приоритетов, реализуемых в проектных решениях. Это может происходить как под влиянием существующих общепризнанных стилистических направлений и течений, так и в процессе формулирования собственных теорий. В этом случае поле концептуальных интерпретаций в творческой деятельности архитектора является примером системы, в рамках которой становится возможным не только абстрактно формулировать идею проектного решения, но и проанализировать ее при создании и реализации объекта, а также спрогнозировать и оценить результаты этого процесса постфактум.

Наряду с системным представлением творческой деятельности существует и иное, в основе которого лежат принципы создания объектов на интуитивном уровне. Подобного рода феномен можно проследить на примере творческой деятельности российского архитектора А. Воронцова, который создает концептуальную основу проектных решений преимущественно в виде графических образов, не вербализуя ее отдельные положения. При этом концепция, как правило, строится на авторской рефлексии, связанной с визуальным восприятием элементов окружающей среды и пространственными соотношениями в целом, а также смысловой и функциональной направленностью проектируемого объекта.


Рис. 8. Реализация концептуальных идей в творческой деятельности архитектора А. Воронцова.
На примере апартаментов на ул. Гиляровского в Москве

Так, например, исходной точкой при создании концептуальной идеи апартаментов на ул. Гиляровского является «прорыв» к формам конструктивизма (рис. 8). Архитектор, интерпретируя идеи конструктивизма, создает объект в виде сложной динамической структуры, концепция которого строится на цитатах из памятников архитектуры, выполненных в рамках этого стиля, и декларирует создание объекта как самодостаточного произведения монументально-прикладного искусства. В то же время, при проектировании административного здания в Орловском переулке А. Воронцов формирует концепцию объекта, основанную на остроугольной геометрии и пропаганде тотальной абстрактности (рис. 9), создавая сложную геометрическую структуру, декларируя объект как перфоманс, наделенный функцией архитектурного сооружения.


Рис. 9. Реализация концептуальных идей в творческой деятельности архитектора А. Воронцова.
На примере административного здания в переулке Орловский в Москве

Особенностью такого подхода к формированию авторской концепции является то, что поле концептуальных интерпретаций формируется в большинстве случаев посредством графических образов и положений, основанных на высказываниях критиков. Следовательно, в творческой деятельности архитектора, преобладающую роль в которой играет интуитивный аспект, процесс формулирования на вербальном уровне индивидуальной концепции самим автором является вторичным по отношению к концепции, воплощенной в архитектурном объекте.

На основе примеров реализации концептуальных идей в творческой деятельности архитекторов, имеющих направленность либо в сторону теории, либо в сторону практики, можно выделить четыре группы.

Первая группа. Архитекторы, в деятельности которых теоретическая составляющая доминирует, а результатом творческой деятельности является создание теоретических концепций на вербальном уровне.

Вторая группа. Архитекторы, в рамках творческой деятельности которых теоретическая и практическая составляющие существуют обособленно. Так, архитекторы параллельно формулируют теоретические концепции на вербальном уровне, создают объекты на основе проектного решения. Концепции объектов не соотносятся напрямую с общей творческой концепцией автора, сформулированной в рамках определенных стилистических направлений.

Третья группа. Архитекторы, в рамках творческой деятельности которых сочетаются теоретическая и практическая составляющие. При этом процесс создания архитектурного объекта выстроен логически: авторская концепция формируется под влиянием общей творческой концепции в рамках стилистического направления, а затем реализуется в объекте.

Четвертая группа. Архитекторы, в деятельности которых практическая составляющая доминирует, а формирование проектных решений происходит на интуитивном уровне в графическом виде, а вербально концептуальные идеи, как правило, формулируются критиками архитектуры.

Такая последовательность в перечислении групп объясняется соответствием первой и четвертой группы позициям, в которых максимально проявляется ориентация деятельности архитектора или на теорию, или на практику соответственно. Между этими крайними позициями находятся вторая и третья группы архитекторов, в деятельности которых теоретическая и практическая составляющие пропорционально сочетаются.

Итак, авторская концепция архитектурного объекта представляет собой сложную многоуровневую систему, в центре которой находится архитектурный объект, так как он является ключевым элементом в процессе коммуникации субъектов архитектурного процесса – архитекторов, теоретиков, критиков. Концептуальные идеи, сформированные интуитивно, до или после реализации в архитектурном объекте, могут быть оформлены на вербальном уровне самим архитектором, а также теоретиком или критиком в рамках проведения исследования. Именно поэтому можно говорить о существовании единого поля концептуальных интерпретаций архитектурного объекта, которое представляется как результат наложения плана выражения архитектурной практики и плана содержания архитектурной теории. Первый из них определяет формирование концепции творчества архитектора с позиции общепринятых условий социокультурной действительности. Второй – идейную основу творческой деятельности архитектора как индивидуума. Таким образом, авторская концепция архитектурного объекта определяется не только практической деятельностью архитектора, но и логически связана с положениями существующей архитектурной теории в рамках интерпретационного поля его творческого процесса.

Библиография

1. Генисаретский О.И. Проектная культура и концептуализм / О.И. Генисаретский. – М.: ВНИИТЭ, 1987. – С. 59-87.

2. Кочева А. О. Механизмы воплощения концепции в архитектурном объекте [Электронный ресурс] / А. О. Кочева // Архитектон: известия вузов. – 2008. – № 22. – Режим доступа: http://archvuz.ru/magazine/Numbers/2008_2/template_articlear=TA/ta2 

3. Добрицына И.А. От постмодернизма к нелинейной архитектуре: архитектура в контексте современной философии и науки / И.А. Добрицына. – М.: Прогресс–Традиция, 2004. – 416 c.

Ссылка для цитирования статьи

Кочева А.О. ПОЛЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО АРХИТЕКТОРА [Электронный ресурс] /А.О. Кочева //Архитектон: известия вузов. – 2009. – №2(26). – URL: http://archvuz.ru/2009_2/1 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 29.06.2009
Просмотров: 100