Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №1 (29) Март, 2010

Ландшафтный дизайн

Лекарева Нина Афанасьевна

кандидат архитектуры, доцент, профессор кафедры градостроительства
ФГБОУ ВПО "Самарский государственный архитектурно-строительный университет"

,

КРЕАТИВНЫЕ ЗАДАЧИ В ОБУЧЕНИИ ЛАНДШАФТНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ

УДК: 712.01
Шифр научной специальности: 85.118.7

Аннотация

В статье «Креативные задачи в обучении ландшафтному проектированию» рассматриваются проблемы развития инновационного подхода в постановке задач при проектировании открытых пространств. Отмечается важность поэтапного моделирования, которое помогает по-новому увидеть и осмыслить проектируемое пространство, открывает возможности к широкой вариативности решений в ландшафтной архитектуре. Среди задач, предлагаемых для решения студентам в процессе архитектурного творчества, можно выделить следующие: абстрагирование, концептуальность, сценарное моделирование, стилизация и учет новых инновационных тенденций в современном ландшафтном проектировании.

Ключевые слова: ландшафтная архитектура; ландшафтный дизайн; учебное проектирование

В последнее время в стране происходит качественное изменение в отношении к ландшафтному проектированию и дизайну. Мы все чаще ощущаем не просто спрос на проектирование ландшафта, а потребность в грамотной организации пространства, востребованность и необходимость в выдержанном стилевом решении. В современном ландшафтном решении должны быть объединены творческое начало, оригинальность композиции и грамотное техническое исполнение. Такое объединение задач требует «комплексного» специалиста, который с равным успехом разбирался бы в вопросах дизайна, дендрологии, агротехники. К сожалению, таких специалистов наши ВУЗы пока не выпускают, поэтому лучшие профессиональные ландшафтные объекты рождаются в сотрудничестве дизайнеров с архитекторами, дендрологами и другими смежными специалистами. Однако образная или артистичная трактовка ландшафтного дизайна вполне по силам студентам. Студенческие проекты по ландшафтному дизайну, конечно, не отвечают всем профессиональным требованиям, но в них может проявиться главное качество дизайна как такового – концептуальность, способность моделировать пространство, артистизм, индивидуальность и креативность.

В рамках ежегодной специализированной выставки «Ландшафтный дизайн», проходящей в Самаре, проводится конкурс ландшафтных проектов «Садовый калейдоскоп». В нем наряду с профессиональными фирмами по ландшафтному дизайну принимают участие студенты разных курсов специальности «Дизайн среды» и «Архитектура» СГАСУ. Представленные студентами проекты выгодно отличаются от работ профессионалов прежде всего оригинальной концепцией, современным решением, графической манерой подачи материалов, продуманной композицией.

Охват комплекса пространственных задач проектирования ландшафтных объектов упрощается с помощью моделирования пространства (рис. 1).

В архитектурной школе Самарского Государственного архитектурно-строительного университета (СГАСУ) метод моделирования широко применяется в учебном архитектурном проектировании практически на всех курсах. Он помогает по-новому увидеть и осмыслить проектируемое пространство. А, как справедливо отметил Питер Айзенман, «цель образования – открывать перед студентами новые способы мышления и давать возможность по-новому оценивать и создавать архитектуру».

Рис. 1. Студенческий ландшафтный проект «Моделирование малого пространства»

Моделирование будущего пространства производится как в виде поискового макета, так и в виде компьютерных разработок. Создание поисковых моделей в ландшафтном проектировании преследует цели формирования различных композиционных структур с дальнейшей разработкой вариативных форм и пространств на их основе.

Значение использования метода моделирования в образовании будущих архитекторов трудно переоценить. Он позволяет методически грамотно и интересно построить учебный процесс, обучая студентов решать при этом целый комплекс задач, которые необходимы в архитектурной практике, концептуальном проектировании и обучении. Среди задач, лежащих «на поверхности» архитектурного творчества, можно выделить следующие:

Абстрагирование. Очень сложно выразить абстрактными формами представление о реальности (рис.2). Композиция не является копией реального пространства, а представляет собой самостоятельное произведение, выявляющее характер элементов и их взаиморасположение в пространстве. Композиционная модель является импровизацией на тему не только абстрактных объемов, но и абстрактных процессов, связанных единым пространственным сценарием.

Рис. 2. Модели поисковых объемно-пространственных композиций,
выполненных в Колумбийском Университете, Нью-Йорк

Концептуальность позволяет студенту объединить процесс творчества и процесс его исследования. Концепция помогает выявить основную мысль, сформировать понятие будущего ландшафтного произведения без субъективных эмоций и вкусов, исследовать условия его социальной значимости, функционирования и эстетического восприятия. В концепции моделируются не только пространство и объемы, но и особенности их восприятия, их пространственная адаптация в среде.

Сценарное моделирование – это вполне конкретное программирование заданной «окраски» восприятия ландшафта как сценарного пространства. Сценарное моделирование помогает созданию эмоционально окрашенных городских пространств с сохранением устойчивых признаков выбранного места. Тематический сценарий рождается с учетом целого комплекса факторов. Среди них: физические размеры ландшафтного объекта, его вместимость, ландшафтные характеристики, градостроительное окружение, существующие традиции, память места и т. д.

В студенческом проектировании сценарное моделирование может происходить в несколько этапов:

- составление легенды – концепции заданного пространства;

- формирование ассоциативного ряда в виде коллажа;

- выявление на его основе знаков и символов, характеризующих заданное пространство;

- построение поисковой модели-макета с учетом выявленных знаков и символов (рис.3).

Вариативность при моделировании ландшафтных объектов. Моделирование ландшафтных объектов в виде макетов-моделей или в виде компьютерных моделей позволяет создавать различные вариативные пространства на базе одной модели. При этом вариативность создается за счет использования различных форм, цвета, фактур, материалов и других вполне определенных средств. Пространства, созданные по одной модели, могут видоизменяться под влиянием различных условий. Пространства, смоделированные по модульной сетке, обладают большей гибкостью и вариативностью.

Все ландшафтные композиции строятся в пространстве и во времени и развиваются в движении. Движение, или система связей, является основой композиции. При моделировании различают несколько принципиально разных типов организации пространства:

-закрытая, самодостаточная классическая композиция, характеризующаяся закрытостью границ, отсутствием внутреннего движения и противоречия элементов, иерархичностью членения пространств, четкой направленностью движения внутри пространства;

-открытая гибкая композиция пространства, развитие которого ориентировано во внешнюю среду. Композиция характеризуется открытостью границ, отсутствием пространственной иерархии и развивается на основе группирования однотипных элементов;

-открытая универсальная композиция пространства без иерархии, строящаяся по принципу универсального движения и повторения приема организации системы прямоугольных перетекающих пространств;

-супрематическая художественная композиция, построенная на свободном экспериментальном взаиморасположении простых геометрических пространств и объемов.

Концептуальность и владение методами моделирования при проектировании ландшафта городских пространств позволяет студенту увидеть и учесть комплекс проблем проектируемого пространства в целом, не увлекаясь деталями и частными задачами.

Стилизация. В работе над ландшафтным проектом студент часто сталкивается с задачами выбора определенного стиля проектируемого пространства. Стиль в ландшафтном проектировании – это трактовка основных правил и приемов планировки, оборудования, колористики пространства и его связи с архитектурными сооружениями. Понятие стиля складывается прежде всего из мировоззрения, а потом уже конкретного планировочного решения, использования определенных растительных форм и их сочетаний, типа декоративного мощения и формы садового оборудования. В учебном проектировании, да и в практике ландшафтных архитекторов, чаще применим термин «стилизация» или целенаправленное воспроизведение чужого стиля как определенной эстетической и идеологической позиции в новом художественном контексте (рис.3).

В каждой стране и историческом периоде стилевые особенности могут приобретать национальные черты, поскольку сад связан с бытом и жизнью общества и, несмотря на узкий прикладной характер, отражает общее состояние культуры общества. Как существует понятие национальной культуры, так существуют и национальные сады. Ярким примером такого подхода является стилизация японского сада (рис.4).

Рис. 3. Стилизованная модель сада в учебном проектировании

Рис. 4. Стилизация японского сада в проектной практике 

Японский сад – это уголок естественной природы Японии, воссозданной в миниатюре; он может занимать площадь всего лишь в несколько квадратных метров. Безусловно, все попытки европейцев лишь имитация японского сада, поскольку ландшафт без «корней» – это набор внешних эффектов. Для имитации создаваемых в саду природных объектов применяются различные материалы. Однако независимо от выбранного стиля, устройство сада должно отличаться вкусом и чувством меры.

Одной из важных задач обучения ландшафтному проектированию является учет современных тенденций ландшафтного проектирования. Ландшафтная архитектура приобрела в последнее время функциональное, стилевое и художественное многообразие. Многие идеи и тенденции современного искусства начали активно проявляться в сфере ландшафтного проектирования. Поэтому, говоря о различных подходах проектирования городского ландшафта, нельзя исключить художественный подход проектирования пространства. Основная цель такого подхода – создание средствами художественной выразительности новых возможностей формирования эстетически комфортного пространства с включением так называемых «арт-объектов» в среду обитания современного человека (рис 5,6). Одной из попыток художника украсить городскую среду своими творениями является скульптура в городском ландшафте. Человек хочет видеть соразмерную ему скульптуру не в музее, а рядом с домом, на улице, в саду (рис.6).

Рис. 5. Арт-объект «Стена» в детском парке. Израиль

Рис. 6. Декоративная скульптура на улице Люцерна, Швейцария

Произведения ведущих ландшафтных архитекторов и дизайнеров, отражающие основные современные направления, созданы в разных географических зонах, отличающихся по климату, рельефу, почвам, растительности; в разных странах с определенными сложившимися традициями и под влиянием самых разных воздействий и факторов. Однако всех их объединяет стойкая тенденция создания оригинальных, остро современных, порой причудливых и вызывающе смелых решений, концептуальность и артистизм. Художественный образ ландшафтного объекта можно рассматривать как часть культуры общества на определенном этапе его развития, ведь вся история развития садово-паркового искусства представляет собой совокупность культур разных стран.

Изучение творчества известных ландшафтных архитекторов часто вдохновляет студента на поиск новых идей формирования функциональных и эстетически привлекательных пространств. Примеры инновационного подхода к проектированию можно найти в практике ведущих ландшафтных архитекторов мира. Среди новаторов, которые давно и плодотворно работают в этой области, можно назвать американского архитектора Марту Шварц. Она создала ряд частных садов и открытых городских пространств с ярко выраженной творческой индивидуальностью. Ее сады архитектурны и художественны, они как будто продолжают тему интерьеров в городской среде. Не менее интересны работы американского ландшафтного архитектора Эндрю Као. В пригороде Лос-Анджелеса им создан уникальный Сад Стекла по мотивам природы родного Вьетнама. Композиция сада – это живописное полотно, созданное на небольшом пространстве из разноцветного стекла. Применение такого необычного для сада материала поражает и придает ему таинственность и уникальность. Английский дизайнер Дженни Джонс тоже использует новаторские материалы для своих композиций: стекло, алюминий, зеркальную и водную отражающие поверхности. Нетрадиционные авангардные сады новозеландских ландшафтных дизайнеров Рода Барнетта и Теда Смайта отличаются сочетанием функциональности и высочайшего артистизма. В садах применяются самые различные материалы: нержавеющая сталь, керамическая плитка, чугунное литье, мрамор, речные и морские камни.

Спецификой ландшафтного проектирования является широкое использование растительного материала для создания композиций – это предъявляет к обучению ландшафтному проектированию дополнительные требования по дендрологии, без знания которых работа по созданию оригинальных растительных композиций (рис.7) может быть обречена на провал.

Рис. 7. Растительная композиция из стриженого кустарника

Затронутые в статье тенденции, касающиеся обучения ландшафтному проектированию, лишь частично отражают существующие проблемы и богатейший арсенал средств их решения.

В итоге можно сделать заключение о том, что современная ландшафтная архитектура развивается в различных направлениях. И, следовательно, обучение ей должно строиться на учете современных тенденций в проектировании ландшафта и на решении нестандартных креативных задач в нестандартной ситуации. Одним из основных методов обучения ландшафтному проектированию может быть моделирование, формирование моделей будущего пространства, несущих в себе каждый раз различные сочетания качеств и свойств.

Эти методы открывают богатые перспективы по решению большого круга важных и интересных проблем, решать которые придется новому поколению архитекторов и дизайнеров.

Библиография

1. Шишкина Г.С. Ландшафтный дизайн на рубеже тысячелетий / Г.С. Шишкина // Ландшафтный дизайн.– 2000. – № 1.

2. Радько О.В. Громко о хрупком / О.В. Радько // Ландшафтный дизайн – 2000. – № 2.

3. Advanced architectural design //Abstract: Columbia Architecture Planning Preservation, – 2003. – № 2. – P.76.

4. Лекарева Н.А. Ландшафтная архитектура и дизайн. Традиции и современность / Н.А. Лекарева. – Самара, 2005. – 220 с.

Ссылка для цитирования статьи

Лекарева Н.А. КРЕАТИВНЫЕ ЗАДАЧИ В ОБУЧЕНИИ ЛАНДШАФТНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ [Электронный ресурс] /Н.А. Лекарева //Архитектон: известия вузов. – 2010. – №1(29). – URL: http://archvuz.ru/2010_1/13 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 29.03.2010
Просмотров: 83