Архитектон: известия вузов. №2 (30) Июнь, 2010
Теория архитектуры
Изнаирская Елена Михайловна
аспирант.
Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор А.П. Долнаков,
ФГБОУ ВПО "Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет"
Россия, Новосибирск
ГЛАВНАЯ УЛИЦА ГОРОДА КАК ФЕНОМЕН СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (на примере Красного проспекта г. Новосибирска)
УДК: 711.4.01
Шифр научной специальности: 85.118.209
Аннотация
Ключевые слова: общегородские центры, эволюция, градостроительная система, структурно-функциональные организации
Историко-генетический анализ НГС показывает, что в первоначальный период (с 1893 по 1925 гг.) сформировалась основа планировочной структуры НГС и её пространственный каркас.
Рис.1. Основа планировочной структуры НГС
Первые признаки формирования системы городских магистралей Новосибирска можно увидеть в застройке четырёх улиц – Николаевский (Красный) проспект, улица Трактовая (Большевистская), улицы Михайловская и Кузнецкая (слились в ул. Ленина), игравших важную роль в организации внешних и внутренних связей и тяготеющих к главным градообразующим предприятиям [1].
В основе Николаевского (Красного) проспекта лежало важнейшее внешнее направление на губернский город Томск, которое стало развиваться как главная улица. На первом межевом плане города (автор – землемер Кузнецов, 1896 г.) на Николаевском проспекте зафиксированы две первые торговые площади – Старобазарная (пл. Свердлова) и Базарная* (пл. Ленина) [2]. Они стали первыми узлами на линейном каркасе формирующейся НГС, связавшими его отдельные элементы.
![]() | ![]() |
Рис. 2. Развитие функциональной нагрузки на Красный проспект
Рис. 3. Развитие коммуникационной нагрузки на Красный проспект
Для понимания роли Красного проспекта в НГС были построены диаграммы изменения функциональной и коммуникационной активности главной улицы в процессе эволюции (рис.2, 3). Диаграммы фиксируют также моменты преодоления на линейном каркасе (Красный проспект) порогов (функциональных, структурных, пространственных, технологических и др.) в развитии НГС [3]. Установлено, что Красный проспект, обладая несопоставимо большим, в сравнении с другими улицами города, структурно-функциональным потенциалом, относительно быстро преодолевал их (рис.4).
Выявлена тенденция к смещению пика функциональной и коммуникационной активности вдоль Красного проспекта по направлению от места его основания. Такое явление характерно для линейно развивающихся городов, к которым на первых этапах развития относился г. Новосибирск.
Застройка Красного проспекта отражает политические, экономические, идеологические и другие изменения в жизни города. В 1921 году Новосибирск становится столицей Западно-Сибирского края, и ранее торговая Старобазарная площадь становится главной в краевом центре. Меняющаяся политическая и идеологическая ситуации отражались в последовательной замене часовни Во имя Святителя Николая Чудотворца, расположенной на площади Ленина, на скульптуру рабочего, а затем И.В.Сталина, в конце XX в. часовня восстановлена. С 1931г. на площади Ленина возводится здание Дома Науки и Культуры (ныне Государственный Академический Театр Оперы и Балета), призванного отразить дух новой эпохи. С открытием театра в 1945 г. за площадью Ленина исторически закрепилась роль главной площади.
Рис. 4. Рубежи, преодоленные главной улицей в процессе её развития
Диаграмма отражает пиковую величину концентрации функций в этой точке в сочетании с их максимальным разнообразием. Постепенно возрастает разнообразие функций в дублирующих её узлах (площадь Свердлова, площадь Калинина). Одновременно площадь Ленина, играет роль мощного транспортного узла.
Диаграммы развития коммуникационной нагрузки отражают тенденцию к уменьшению объёмов транзитного транспорта в исторической зоне ОГЦ. Однако эти потоки всё ещё охватывают периферийные участки главной улицы. При этом сочетание внешних и внутренних транспортных потоков обеспечивает дальнейшее развитие этих зон [4].
Пешеходная нагрузка на центральную зону растёт, распространяясь по направлению от исторического центра к площади Калинина. Это связано с ростом в этой зоне функционального разнообразия, появлением новых объектов социально-культурного и бытового обслуживания.
Снижение многообразия функций на площади Свердлова (уже с начала 20-х годов XX века) и смещение акцентов в сторону административных функций и сферы культуры эпизодического характера сказались на снижении пешеходной активности. Появление дублёров повлияло на снижении транспортной роли площади. В результате, заметно снизилась оживлённость участка Красного проспекта от площади Свердлова до площади Ленина. Однако усиление реконструктивных процессов в зоне исторического ядра общегородского центра (ОГЦ) в конце ХХ в. выразилось в развитии здесь общественно-деловой сферы и сферы обслуживания. Рост функционального разнообразия благоприятно сказывается на оживлённости этой территории в последние годы.
С появлением в городе метрополитена на Красном проспекте произошло формирование пересадочных узлов нового уровня. В этих точках заметно усилилась транспортная, пешеходная и функциональная нагрузки.
В настоящее время Красный проспект является зоной огромного функционального разнообразия. Все выделенные характеристики этой улицы продолжают динамично развиваться.
Для лучшего понимания процессов, происходящих в ядре ОГЦ, проведён функциональный и стилистический анализ Красного проспекта и двух его ближайших дублёров – улиц Советской и Серебренниковской (переходит в улицу Мичурина) в их современном состоянии.
Потенциал дублирующих улиц (Советской и Серебренниковской) не позволил им преодолеть препятствие технологического характера (железнодорожную магистраль), и их пространственное развитие остановилось.
Сравнительный стилистический анализ застройки Красного проспекта и дублирующих улиц (рис.5) выявляет различие принципов освоения пространства. Застройка Красного проспекта отражает все стилистические направления, получившие распространение в городе, от наиболее старой застройки в основании улицы к более современным зданиям, ближе к её завершению. В застройке улиц-дублёров такой последовательной организации выявить не удалось.
Рис. 5. Эпюры, отражающие период и стилистику застройки главной улицы и её ближайших дублеров
В результате реконструктивных процессов в историческом ядре (условно участок от площади Свердлова до площади Ленина) здесь сформировалась разнообразная по периоду застройки, стилю, этажности, материалам и функциональному наполнению среда. Это свойство определяет особую ценность данного участка Красного проспекта. Таким образом, застройка в районе площади Свердлова также отражает все этапы истории развития архитектуры г. Новосибирска.
Эпюра функциональной и коммуникационной нагрузки (рис.6) демонстрирует концентрацию объектов социально-культурного и бытового обслуживания, а также транспортной и пешеходной нагрузки на главной улице и дублёрах.
Очевидна значительная разница их потенциалов, однако, со временем влияние главной улицы распространяется на примыкающие территории и захватывает дублирующие улицы. Происходит расширение влияния каркаса НГС.
Рис. 6. Эпюра функционально и коммуникационной нагрузки на главную улицу и ближайшие дублеры
В результате проведённого исследования выявлена роль Красного проспекта как главной направляющей развития города Новосибирска. Основные выводы:
• В первоначальный период развития существовала вероятность сложения иной конфигурации каркаса градостроительной системы. Однако главная улица города, исторически наращивая свой структурно-функциональный потенциал, стала основой каркаса градостроительной системы.
• В процессе эволюции Красный проспект преодолел ряд порогов природного, технологического и структурного характера. Данные рубежи каждый раз порождали в застройке проспекта новые узлы (площади, путепроводы) каркаса НГС. На диаграмме функционально-коммуникационной активности главной улицы каждый раз появлялась новая maxima.
• Структурно-функциональный потенциал пространства между узлами вначале всегда значительно уступает активности в узлах. В процессе эволюции происходит постоянное выравнивание потенциалов линий и узлов, превращая застройку Красного проспекта в сплошной многофункциональный комплекс.
• Начало XXI века совпало с периодом структурной реорганизации НГС. Реконструктивные процессы наиболее активно разворачиваются в ядре общегородского центра. В этот период роль Красного проспекта неизмеримо возрастает. Он становится главным каналом трансляции центральных городских функций в районы формирования новых элементов структурного каркаса ГС.
• Исследованные закономерности развития НГС показывают, что в ближайшем будущем неизбежен качественно новый этап в жизни главной улицы города. Сложились все предпосылки (предстоящий вынос городского аэропорта) прорыва Красного проспекта в северо-восточный планировочный район города (жилые районы Родники, Снегири) [5].
• Структурная реорганизация НГС неизбежно повлечёт за собой переосмысление роли узлов пересечения Красного проспекта с железной дорогой и метрополитеном. Огромный структурно-функциональный потенциал заложен в точке пересечения Красного проспекта с Транссибирской железнодорожной магистралью (Б-каркас) и станцией метро Гагаринская (с-каркас).
* По некоторым источникам Ярмарочная
Библиография
1. Изнаирская Е.М., Долнаков А.П. О первоначальном этапе формирования Новосибирской градостроительной системы (НГС) / Е.М. Изнаирская, А.П. Долнаков // Сибирская архитектурно-художественная школа. ХХ лет: мат. Всероссийской науч.-практ. конф. – Новосибирск: НГАХА, 2009.
2. Новосибирск. История генеральных планов в документах /авт.-сост. В.Н.Шумилов. – Новосибирск, 2007. – 440 с.
3. Богорад Е.Д., Пороговый анализ в конструктивных экономико-географических исследованиях городов и их систем: автореф. дис. … канд. географ. наук / Е.Д. Богорад. – М., 1980. – 24 с.
4. Гутнов А.Э. Эволюция градостроительства / А.Э. Гутнов. – М.: Стройиздат, 1984. – 256 с.: ил.
5. Концептуальные основы генерального плана Новосибирска (мат. по обоснованию проекта генерального плана). Основные положения. Пояснительная записка. – Новосибирск, 2006.
Ссылка для цитирования статьи
Изнаирская Е.М. ГЛАВНАЯ УЛИЦА ГОРОДА КАК ФЕНОМЕН СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (на примере Красного проспекта г. Новосибирска)[Электронный ресурс] /Е.М. Изнаирская//Архитектон: известия вузов. – 2010. – №2(30). – URL: http://archvuz.ru/2010_2/8
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная