Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №1 (33) Март, 2011

История архитектуры

Меерович Марк Григорьевич

доктор архитектуры, доктор исторических наук, профессор,
член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, 
член-корреспондент Международной академии архитектуры. 
Иркутский государственный технический университет.

Россия, Иркутск, e-mail: memark@inbox.ru

НА ОСТРИЕ СХВАТКИ ТИТАНОВ

УДК: 75.03
Шифр научной специальности: 85.113(2)

Аннотация

В статье на материале борьбы двух «субъектов», осуществляющих жилищную и градостроительную политику в СССР – ВСНХ и ГУКХ НКВД – раскрываются основные движущие силы реформирования общегосударственной системы архитектурно-градостроительного проектирования в СССР и причины появления двух подсистем проектирования: «ведомственной» и «местной».
Первая – градостроительное проектирование селитьбы при производственных предприятиях, осуществляемая проектными организациями промышленных наркоматов, входящих в структуру ВСНХ СССР, а затем в Наркомат тяжелой промышленности СССР (Наркомтяжпром). Вторая – градостроительное проектирование, осуществляемое силами коммунальных отделов местных органов власти, подчиняющихся ГУКХ НКВД, преобразованному в ГУКХ при СНК РСФСР, а затем в НККХ РСФСР.

Ключевые слова: соцгорода, жилищная и градостроительная политика, индустриализация, районная планировка, концепция соцрасселения, ведомственное проектирование

Исследование выполнено по плану НИР Российской Академии архитектуры и строительных наук (НИИТИАГ РААСН) по теме: «Территориальное планирование координированного развития функционально-пространственной структуры контактно-расположенных поселений (агломераций) в местах узловой концентрации населения» № 1.1.2.- 2010.

Борьба между ВСНХ СССР и Главным Управлением Коммунального Хозяйства НКВД (ГУКХ НКВД) за руководство общегосударственной системой проектного дела в СССР – тема, которая до сих пор остается скрытой от специалистов по истории архитектурной профессии, хотя именно в ней таятся ответы на многие, до сих пор необъяснимые организационные решения.

Согласно «концепции социалистического расселения», импульсом возведения новых населенных мест, нового жилищного строительства и освоения новых территорий выступает, прежде всего, промышленность (и неразрывно связанное с ее нуждами транспортное строительство). Основываясь на этом, ВСНХ, начиная с 1926 г., прилагает усилия к тому, чтобы добиться у правительства права создавать во входящих в его состав ведомствах собственные проектно-планировочные организации. Это дает ВСНХ возможность переложить на руководство ведомств персональную ответственность за проектное обеспечение разрабатываемых и реализуемых им отраслевых строительных программ: за планирование проектных работ, своевременную подготовку проектных заданий, контроль за сроками исполнения, комплектование постоянных штатов архитекторов, за выполнение проектной документации в соответствия с нормативными требования и проведение ее в предписанные сроки через согласующие инстанции и т.п. ВСНХ также выступает с инициативой реформирования всей системы архитектурно-проектного дела в стране таким образом, чтобы контролировать всю проектную деятельность, связанную с новым промышленным строительством и селитьбой при нем.

В 1927 г. ВСНХ добивается права создавать крупные централизованные проектные организации, ведущие проектирование градообразующих промышленных предприятий и, в конечном счете, определяющие развитие соответствующих отраслей промышленности [1]. А к концу 1929 г. жилищное проектирование и строительство соцгородов-новостроек подле возводимых заводов первой пятилетки, а также проектирование и строительство объектов системы бытового обслуживания окончательно переходят в руки ВСНХ – включаются в производственно-финансовые планы осуществляемого им промышленного строительства, проектируются силами его проектных организаций, в нем же самом проходят экспертизу, утверждаются и передаются на подведомственные стройки.

Параллельно НКВД РСФСР и НКВД союзных республик активно создают собственную сеть проектных организаций градостроительного профиля по планировке социалистических поселений при расширяющихся и реконструируемых промышленных предприятиях, расположенных в существующих городах. Они также стремятся к тому, чтобы влиять на проектирование соцгородов-новостроек. Присутствие в сфере архитектурного и градостроительного проектирования такой «непрофильной» структуры как НКВД кажется необычным лишь на первый взгляд. На самом деле область городского коммунального хозяйства в СССР: жилище, инженерные системы, городской транспорт, электричество, благоустройство, объекты обслуживания и многое другое находятся в ведении именно НКВД. Они – объект деятельности одного из шести структурных подразделений НКВД – Главного Управления Коммунального Хозяйства. ГУКХ НКВД и выступает основным соперником ВСНХ в борьбе за контроль над сферой архитектурно-градостроительного проектирования.

К 1929 г. противостояние ВСНХ и ГУКХ НКВД становится почти открытым, а в СССР складываются фактически две подсистемы градостроительного проектирования. Первая – градостроительное проектирование селитьбы при производственных предприятиях, осуществляемая промышленными ведомствами, входящими в структуру ВСНХ. Вторая – градостроительное проектирование населенных пунктов, контролируемое и осуществляемое НКВД РСФСР посредством своего Главного Управления Коммунального Хозяйства.

НКВД РСФСР стремится максимально усилить свое влияние на градостроительное проектирование и играть более значительную роль в рамках общегосударственной системы массового проектного дела, потому, что это дает ему контроль над распределением материальных ресурсов, финансов, кадровой политикой, позволяет курировать большие объемы строительных работ и т.п. И НКВД в борьбе за это предпринимает вполне конкретные шаги. В частности, в середине 1930 г. он готовит для правительства доклад под названием «О состоянии коммунального хозяйства и мерах по его улучшению», одним из выводов которого является предложение сосредоточить в единых руках, т.е. в ведении одного государственного органа (таковым НКВД предлагает назначить себя), все дело проектирования и строительства соцгородов и соцпоселков. По итогам представления доклада в правительстве СНК РСФСР 9 августа 1930 г. принимает постановление, озаглавленное «По докладу Наркомвнудела РСФСР о состоянии коммунального хозяйства и мерах по его улучшению» [2]. В нем, в частности, в категорической форме предписано: «… сосредоточить в Наркомвнуделе и его местных органах общее руководство, контроль и наблюдение за городским и поселковым жилищным и коммунальным строительством, в чьем бы ведении они не находились, а также регулирование и планирование жилищного и коммунального строительства, независимо от источников его финансирования … возложить на Наркомвнудел РСФСР составление и представление в Правительство РСФСР сводных планов жилищного строительства по всем секторам в территориальном разрезе; возложить на Наркомвнудел РСФСР по Главному Управлению коммунального хозяйства технико-экономическое регулирование коммунального, жилищного и общегражданского строительства, независимо от того, кем это строительство осуществляется и финансируется, а также организацию и наблюдение за опытным жилищным строительством, планирование его и разработку норм и стандартов по этому строительству» [2, c. 587-591].

Таким образом, НКВД (в лице ГУКХ) обретает законодательную санкцию для осуществления своих претензий на роль единственного общегосударственного распорядителя финансов, в том числе и тех огромных средств, которые отводятся на гражданское строительство, на возведение соцгородов-новостроек подле заводов-гигантов – первенцев первой пятилетки. На роль контролера тех денег и материальных ресурсов, которые проходят через структуру ВСНХ. На роль нормировщика и главного организатора финансовых и ресурсных потоков. На роль единственного руководителя гражданского строительства, как минимум, на территории РСФСР.

Готовя проект данного постановления, НКВД РСФСР не забывает и о механизме обеспечения возлагаемых на него проектно-строительных задач. Их воплощение он стремится обеспечить за счет создания мощной общегосударственного масштаба проектной организации, находящейся в его подчинении. Для этого он предлагает укрупнить и усилить свои проектные ресурсы, слив воедино Бюро планировки городов Картоиздательства и Проектгражданстрой.

Бюро планировки городов Картоиздательства создано в структуре НКВД еще в 1926 г., в том числе для срочной перепланировки и восстановления сгоревшего г. Котельнич. В бюро работали известные архитекторы, руководившие проектными группами, давшими впоследствии талантливых и прославленных архитекторов: В.Н. Семенов (архитекторы В.С. Арманд, А.А. Галактионов, В.А. Пашков, В.В. Семенов-Прозоровский, Д.М. Соболев, затем также Н.С. Беседа, А.С. Мухин, П.В. Помазанов, В.С. Попов), Б.А. Коршунов (архитекторы Д.Е. Бабенков, Е.В. Ветрова, А.А. Генхе, А.А. Зубин, Н.Г. Кондратенко, А.И. Кузнецов, И.А. Сергеев, [А.С.?] Смирнов) и др. [3, c. 590], отдел изысканий и картографии.

«Проектгражданстрой» – Государственное акционерное общество по проектированию гражданского строительства. Создано 5 октября 1929 г. Учредители: НКВД РСФСР, Наркомпрос РСФСР, Наркомздрав РСФСР. Общество осуществляло «разработку … типовых проектов по строительству жилых домов, школьных строений, больничных, лечебных и бальнеологических зданий, гостиниц, домов советов и прочих видов гражданского строительства …» [4, c.36]. Главный архитектор общества Г.Б. Бархин. Среди проектировщиков архитекторы Н.А. Быкова, Л.К. Комарова, Г.И. Глущенко, И.В. Гохман, Г.С. Гурьев-Гуревич, Д.Н. Чечулин, Г.К. Яковлев и др [3, c. 369].

Данное решении также получает положительную санкцию на государственном уровне – в упомянутом постановлении СНК РСФСР от 9 августа 1930 г. «По докладу Наркомвнудела РСФСР о состоянии коммунального хозяйства и мерах по его улучшению» [2, c.587-591] предписывается: « … объединить в ведении Наркомвнудела РСФСР по Главному управлению коммунального хозяйства и в местных органах коммунального хозяйства руководство планировкой и застройкой как существующих, так и вновь возникающих городов, рабочих, курортных и дачных поселков … организовать в ведении Наркомвнудела РСФСР, на базе «Картоиздательства» и акционерного общества «Проектгражданстрой», на началах хозяйственного расчета, государственный институт по проектированию гражданского строительства, съемке и планировке населенных мест, возложив на последний разработку проектов всех видов гражданского строительства, осуществляемого по линии Наркомвнудела РСФСР и местных советов, непосредственное осуществление планировки и съемки населенных мест, экспертизу и консультацию, а также научно-исследовательскую работу по указанным выше вопросам …поручить Наркомвнуделу РСФСР в 2-месячный срок разработать и представить в СНК РСФСР проект положения об институте по проектированию гражданского строительства и едином проектном архиве при нем» [2, c.589-590] .

В Бюро планировки городов «Картоиздательства» НКВД РСФСР к 1930 г. наработан богатый опыт осуществления планировочной работы в советских условиях – умение воплощать градостроительные идеи, не противореча при этом основополагающим концептуальным установкам; умение работать в условиях острого дефицита предпроектных данных с мест; в условиях постоянного изменение исходных условий и т.п. В результате его слияния с «Проектгражданстроем», 9 августа 1930 г. в ведении НКВД РСФСР появляется мощная головная проектная организация республиканского значения – Государственный институт по проектированию гражданского строительства и по планировке и съемке населенных мест, получивший название «Гипрогор». Целью деятельности «Гипрогора» провозглашается: «составление проектов всех видов гражданского проектирования, планировка и съемка населенных мест, научно-исследовательская работа по планировке и социалистической реконструкции городов и других населенных пунктов, подготовка кадров специалистов в области проектирования гражданского строительства, планировки и съемки населенных мест, издание экономических, географических и топографических карт, альбомов, проектов и научно-исследовательских работ, организация центрального архива РСФСР по гражданскому строительству» [5]. То есть, фактически – реализация концепции «социалистического расселения»[6] и градостроительной составляющей программы индустриализации страны. А также научное и кадровое обеспечение этой гигантской работы.

Согласно обнаруженным документам и, принимая во внимание постановление СНК РСФСР, исторически подтвержденной датой основания «Гипрогора» следует считать 9 августа 1930 г. (рис. 1).

Рис. 1

Но два факта свидетельствуют о том, что и руководство Народного комиссариата коммунального хозяйство, и руководство «Гипрогора» годом образования считало не 1930-й, а 1929 год.

Первый – Приказ № 800 по Народному Комиссариату Коммунального Хозяйства РСФСР от 23 октября 1939 г., в котором указано, что в октябре 1939 г. Государственному тресту по планировке населенных мест и гражданскому проектированию «Гипрогор» исполняется 10 лет (рис. 2).

Рис. 2

Второй документ – альбом, изданный к 20-летию «Гипрогора», которое праздновалось в 1949 г. Первая часть альбома содержала проектные работы за период 1929-1941 гг. (рис. 3), что также свидетельствует о том, что датой основания института считался именно 1929 год.

Рис. 3

Инициатива ГУКХ НКВД по созданию общегосударственного треста, осуществляющего планировку населенных мест («Гипрогор»), внезапно приобретает совершенно неожиданное воплощение. Оно вызвано тем, что в ходе проведенного правительством в самом конце 1930 г. реформирования государственного аппарата [7, c.1157] кардинальным образом реорганизуется вся система органов управления градостроительной и жилищной политикой. Согласно Постановления ЦИК и СНК РСФСР «Об объединении всего нового строительства городов и поселков в республиканском масштабе» – ГУКХ «вынимается» из состава НКВД и вводится в структуру СНК РСФСР, превращаясь в Главное Управление Коммунального Хозяйства при СНК РСФСР. В его распоряжение передается весь комплекс работ по градоустройству, ранее находившийся в ведении республиканских НКВД: « … передать полностью функции ликвидируемых народных комиссариатов внутренних дел по руководству коммунальным хозяйством, непромышленным строительством, пожарным делом» [7, c.1157].

Перемещение ГУКХ в состав СНК РСФСР резко усиливает его формальный статус, так как оно становится главным государственным органом РСФСР по руководству проектированием гражданского профиля [8]. На него возлагается: «руководство планировкой и застройкой существующих городов и вновь возникающих городов, планирование и регулирование коммунального хозяйства, жилищного дела, пожарной охраны и техническо-экономическое регулирование непромышленного строительства (школьного, больничного, административных зданий и т.п.), а также руководство местными органами коммунального хозяйства и подготовку кадров коммунальных работников» [8, c. 46]. Не будучи формально наркоматом, ГУКХ, по сути дела, обладает всеми признаками такового – располагает сформированной сетью местных органов управления, положение которых в системе исполкомов и горсоветов сильно отличается от положения других ведомственных органов (напомним, что коммунотделы, находясь в составе исполнительных комитетов местных советов, не подчинялись руководству исполкомов, а находились в ведении ГУКХ НКВД).

ГУКХ при СНК РСФСР стремится законодательно выстроить такие же взаимоотношения с периферией, какие сформированы у других наркоматов, таких, например, как НКПС, НКЗдрав, НКПрос и проч. В разрабатываемый им самим проект «Положения о ГУКХ при СНК РСФСР» он вставляет следующую фразу: «ГУКХ при СНК РСФСР действует на правах наркомата. Поэтому ГУКХ присвоены все те права, какие предоставлены наркоматам РСФСР действующими о них положениями: внесение в правительство проектов законов, издание ведомственных распоряжений, обязательных для местных комхозов, разъяснение коммунального и жилищного законодательства, организация строительных и проектных контор, а также научно-исследовательских институтов и др. хозрасчетных организаций по планируемым ГУКХ отраслям хозяйства, организация учебных заведений, курсов и др. видов обучения, образование в установленном порядке и распоряжение особыми фондами коммунального и жилищного строительства» [9, c. 84]. На этом основании в проекте записано право ГУКХ «… непосредственного вхождения в правительство…» [9, c. 83]. 

Проект «Положения о ГУКХ», которое ГУКХ сам же под себя и разрабатывает, предполагает «концентрацию в руках ГУКХ всего дела строительства новых городов, утверждение производственных планов жилищного и коммунального строительства …» [9, c. 83]. Речь, в частности, идет о таких «знаковых» для страны соцгородах-новостройках как Магнитогорск, Кузнецк, Дзержинск и др. ГУКХ стремится закрепить за собой исключительное право «утверждения титульных списков объектов строительства, рассмотрение и разработку генеральных планов новостроек, а также общее руководство и надзор за деятельностью организаций, непосредственно осуществляющих строительство новых городов» [9, c. 83]. Законодательное принятие подобного Положения означало бы превращение ГУКХ в единственного генерального проектировщика всех городов-новостроек, в главного общегосударственного контролера процессов проектирования и строительства.

А пока идет разработка и согласование законодательных документов, регулирующих деятельность ГУКХ, его главная проектная организация «Гипрогор» загружается проектной работой. В полном соответствии с основными направлениями деятельности ГУКХ при СНК РСФСР, ведающего коммунальным хозяйством всех городов Советского Союза, основным направлением работы «Гипрогора» становится реконструкция существующих городов. Так, с начала 1931 г. в портфеле заказов «Гипрогора» сосредотачиваются работы по 50 городам и рабочим поселкам. Среди обследованных с целью реконструкции: Рыбинск, Ростов-Ярославский, Соликамск, Ярославль, Павшино, Покровское-Пермь, Пенза, Верхнеудинск. Пока это лишь предварительные, съемочные работы, но каждая из них имеет перспективу перерасти в проектную. И большая часть действительно превращается в планировочные работы. В тот же период сектор планировки ведет 57 объектов [10, c.155].

Но ГУКХ при СНК РСФСР амбициозно стремится возглавлять проектирование всех соцгородов-новостроек. Ему удается перетянуть на себя дополнительный объем подобных работ – «Гипрогору» поручается проектирование Синарстроя, Бобриков, Двигателестроя, Маенефтьстроя и др [10, c.155]. 

«Гипрогор» разворачивается все более и более масштабно. В портфеле его заказов: Гомель, Алма-Ата, Астрахань, Бежица, Магнитогорск, Рыбинск, Брянск, Керчь, Новороссийск, Самара, Архангельск, Казань, Махачкала, Минск, Могилев, Ярославль, Мурманск и др. В частности, по сектору планировки в 1931-1932 гг. ведется проектная работа по городам: Владивосток, Новосибирск, Сталинабад и другим крупным промышленным центрам: Нижний Новгород, Тула, Саратов, Дзержинск, Чусовая; формирующимся центрам промышленного освоения: Игарка, Синарстрой и др.; районной планировке: Большая Уфа, южный берег Крыма, Баку [11, л.10-11] .

ГУКХ при СНК РСФСР стремится стать главным органом осуществления градостроительной и жилищной политики в стране: «… ГУКХ при СНК РСФСР должен быть единым органом по руководству проведения жилищной политики партии и правительства и по надзору за выполнением директив в области жилищного хозяйства и строительства» [9, c.83]. Согласно проекта положения о ГУКХ при СНК РСФСР, который, как мы отмечали, ГУКХ сам же и разрабатывает, он рассчитывает обрести право «разработки и издания норм и правил и всякого рода инструкций по непромышленному строительству, обязательных для организаций, ведущих это строительство; издания типовых проектов и утверждения проектов сверхлимитного строительства; руководства опытным строительством и плановое регулирование стандартного, общего регулирования непромышленного строительства». Значительную часть этих функций ГУКХ пытается перенять от ликвидированных управлений строительного контроля и стройсектора Госплана РСФСР [12].

Перед «Гипрогором», находящимся в подчинении ГУКХ, ставится ряд задач, полностью соответствующих тому ключевому положению в общегосударственной системе проектного дела, которое стремится придать ему руководство ГУКХ: а) отработка координированного выполнения всех взаимосвязанных работ по съемке, планировке, и проектированию гражданских сооружений; б) накопление и систематизация опыта в области социалистической реконструкции существующих городов и нового градостроительства; в) удешевление проектирования (в том числе и за счет создания Центрального архива проектов); г) разработка типовых проектов и издание альбомов по ним; д) подготовка кадров специалистов [13, л. 2].

Основная цель ГУКХ при СНК РСФСР – перетянуть на себя из ВСНХ РСФСР все работы по проектированию гражданского строительства. Под эту задачу он начинает ускоренными темпами осуществлять организационную работу по созданию на базе «Гипрогора» мощнейшего общесоюзного проектно-строительного объединения гражданского профиля. Предполагается, что Объединение сведет воедино и объединит под эгидой «Гипрогора» фактически все основные силы гражданского проектирования в стране [14]. Для этого руководство ГУКХ планирует слить в реформируемый «Гипрогор» несколько успешных проектных организаций. В частности, Проектно-планировочное бюро Цекомбанка по строительству новых городов и поселков, в котором с конца 1930 г. работает группа немецких архитекторов под руководством Э. Мая.

Кроме того, ГУКХ стремится отнять, ни много ни мало, у всемогущего ВСНХ и включить в состав нового объединения такие подведомственные ВСНХ проектные организации как: а) Государственную техническую контору по проектированию фабрично-поселкового строительства и подсобных зданий в промышленности ВСНХ РСФСР (Госпроект № 2); б) Проектное бюро Главного геодезического управления ВСНХ; в) Секцию реконструкции городов Государственного научно-экспериментального института гражданских, промышленных и инженерных сооружений ВСНХ СССР.

Эту новую сверхмощную организацию предполагается назвать «Жилищно-гражданским строительным объединением Главного Управления Коммунального Хозяйства при СНК РСФСР» (сокращенно – «Жилгражданстройобъединение»). Именно в ее руки ГУКХ предполагает отдать руководство планировкой и застройкой всех существующих и возникающих городов, рабочих поселков, а также проектирование жилищ, школ, больниц, зданий административного и общественного назначения и даже строительство этих объектов.

Создание Объединения также предусматривает создание на базе филиалов «Гипрогора» мощнейших проектных подразделений на местах. Так, в состав ленинградского филиала «Гипрогора» предполагается включить промгорсектор «Гипромеза» (также находящийся в ведении ВСНХ СССР), с сосредоточением его на работах по планировке городов и поселков при заводах металлургического профиля. В качестве региональных филиалов в Объединение должны войти управления по строительству новых социалистических городов, такие как Сталинградстрой, Магнитострой, Сибстрой, Дзержинскстрой и др.

Потенциальное обретение статуса общегосударственного «руководителя» проектированием и строительством соцгородов должно резко усилить политическую роль ГУКХ в отношении других «государственных субъектов» осуществления градостроительной и жилищной политики. И ГУКХ, действуя последовательно, твердо и напористо, добивается поставленных целей – 4 марта 1931 г. СНК РСФСР, заслушав доклад и ознакомившись со всеми представленными руководством ГУКХ материалами, принимает решение, официально зафиксированное в форме правительственного постановления № 282 под названием: «По докладу Главного управления коммунального хозяйства «О плане жилищного и коммунального строительства на 1931 год и мероприятиях по его выполнению». В нем законодательно закреплены практически все амбициозные планы ГУКХ по: а) формированию общесоюзного проектно-строительного объединения; б) по изыманию из ведения у ВСНХ квалифицированных кадров проектировщиков; в) сосредоточению в своих руках функций контроля над распределением и использованиям материальных и финансовых ресурсов и т.п. Так, в постановлении записано: «В целях упорядочивания и рационализации жилищно-гражданского строительства образовать в ведении ГУКХ при Совете народных комиссаров РСФСР «Жилгражданстрой» объединение для руководства планировкой и застройкой существующих и вновь возникающих городов и рабочих поселков, проектирования жилищ, школ, больниц, зданий административного и общественного назначения, а также строительства этих объектов через систему входящих в «Жилгражданстройобъединение» строительных контор (трестов). Поручить ГУКХу в декадный срок представить в Экономический совет РСФСР проект основных принципов построения и функций указанного объединения»[15, c.107].

Все получилось именно так, как задумывало руководство ГУКХ. Но вынашивая и законодательно реализуя планы создания на базе Гипрогора крупнейшего общегосударственного проектного объединения, обеспечивающего проектной документацией реализацию общегосударственной градостроительной и жилищной политики, ГУКХ самым серьезным образом покушается на сферу интересов и область деятельности ВСНХ. Он не только пытается отнять у ВСНХ крупный объем проектных и строительных работ, но и изъять значительные силы проектировщиков в виде проектных подразделений и даже целых институтов. Причем, не только промгорсектора «Гипромеза», проектирующего города и поселки при металлургических заводах, но и секторы по проектированию населенных пунктов при промышленных предприятиях из всех головных ведомственных технологических проектных институтов ВСНХ [3, c.382].

В этой борьбе двух «субъектов» осуществления государственной градостроительной и жилищной политики, в этом столкновении двух, наверное, самых мощных советских ведомств (потягаться с которыми в величине и влиянии был способен, пожалуй, один лишь НКПС – Наркомат путей сообщения), ГУКХ очень близок к полной победе. Воодушевленное законодательным воплощением своих планов, руководство ГУКХ решительно стремится к намеченной цели – 12 марта 1931 г. Коллегия ГУКХ, заслушав доклад директора «Гипрогора» т. Лазарева, принимает очередное решение, с которым планирует выходить на правительственный уровень для согласования и принятия: «Объединить съемочные и планировочные работы и проектирование жилищного и гражданского строительства РСФСР в системе «Гипрогора» РСФСР; для этой цели включить следующие организации в состав «Гипрогора»: 1) Проектбюро ГГУ ВСНХ; 2) Госпроект № 2; 3) Проектбюро Цекомбанка; 4) секцию реконструкции городов ГИСа1 ; 5) Промгорбюро «Гипромеза» в Ленинграде» [16, c.112]. Т.е. все те организации, которые уже давно были намечены ГУКХ к «присвоению». Подчеркнем, что, кроме проектного бюро Цекомбанка, все эти организации – «собственность» ВСНХ.

Причем, речь идет не только о людях – в резолюции заседания Коллегии ГУКХ подчеркнуто: «Все эти организации необходимо включить со всеми выполняемыми ими в данное время работами, наличными кадрами, инструментами и инвентарем, причем первые четыре организации будут включены в состав центрального аппарата «Гипрогора» в Москве, а Промгорбюро «Гипромера» – в состав Ленинградского филиала …» [16, c.112]. Подобное «включение» сулит «Гипрогору» в ближайшем будущем приток огромного объема бюджетных средств, серьезное увеличение штатов, получение дефицитного оборудования и, как следствие, основательное увеличение социально-политического и управленческого веса.

Мало того, как это и задумывалось, «планировочные, проектные и геодезические бюро и конторы местных, областных и краевых коммунальных органов» решено преобразовать в филиалы «Гипрогора». Предполагается, что организации филиалов на местах станут охватывать все основные краевые и областные центры, причем в первую очередь – в зонах индустриального развития. Они должны быть сформированы «в Москве, Свердловске, Новосибирске, Саратове, Ростове-на-Дону и Нижнем Новогороде … Планировка сосредотачивается в центральном аппарате, где происходит разработка наиболее сложных и ответственных проектов, требующих участия высококвалифицированных специалистов» [16, c.112]. В случае воплощения этого плана трест превращается в гигантский механизм общегосударственного масштаба, способный реально контролировать принятие стратегических решений в центре и обеспечивать контроль над их реализацией на местах.

Подобные планы и практические шаги ГУКХ при СНК РСФСР не просто серьезно беспокоят руководство ВСНХ СССР, а толкают его к немедленным встречным активным действиям и решительному противоборству. Он действует параллельно, энергично, но завуалировано и скрытно. Поэтому весьма неожиданным оказываются для ГУКХ результаты той подготовительной работы, которая все это время ведется в недрах ВСНХ СССР. ВСНХ, в точности по той же схеме, как это планировал сделать ГУКХ, готовит решение о формировании собственной структуры проектных организаций. И завершает организационную работу в этом направлении 22 марта 1931 г. созданием мощнейших общесоюзных проектно-строительных трестов гражданского и промышленного профилей: в составе Союзстроя создается Госпроектстрой-2 – второй государственный трест строительного проектирования ВСНХ СССР (на трест возлагается проектирование сооружений химической, авиационной, текстильной и резиновой промышленности). В Госпроектстрой-2, точно также, как и в другой центральный проектный трест – Госпроектстрой-1 [17], также как и в Госпроект (сформированный в Стройобъединении ВСНХ РСФСР), и в Моспроект (существующий в Мосстройобъединении – Стройобъединении МСНХ) из отраслевых организаций передаются функции строительного проектирования.

1 апреля 1931 г. создается «Союзстандартжилстрой» – всесоюзное государственное объединение ВСНХ СССР. В него включаются такие производственные структуры как «Новстромтрест», «Стандартдом», «Новострой» и Кинешемский деревообрабатывающий завод «Заветы Ильича» [18, c.96]. Задачей объединения провозглашаются: «проектирование, планирование и строительство рабочих поселков союзной промышленности, изготовление и сборка заводским способом стандартных жилищ, производство новых строительных материалов для стандартного строительства домов» [18, c.96].

А 1 сентября 1931 г. за счет слияния Госпроекта №2, занимавшегося проектирование фабрично-заводских поселков при промышленных предприятиях на основе применения типовых проектов гражданский зданий, с Проектно-планировочным бюро Цекомбанка по строительству новых городов и поселков (где с приездом Э. Мая осуществлялось освоение и адаптация к отечественным условиям поточно-конвейерного метода градостроительного проектирования – «конструирования» генпланов соцгородов из типовых планировок групп жилых зданий и «комплектов» общественных сооружений) в составе объединения Союзстандартжилстрой ВСНХ СССР создается Стандартгорпроект – государственный трест по проектированию городов.

В итоге, к концу 1931 г. ВСНХ СССР объединяет в своих руках две технологии поточно-конвейерного проектирования: «промышленного» (Госпроектстрой-1; Альберт Кан) и «гражданского» (Стандартгорпроект; Эрнст Май) [19,c.92-124].

ВСНХ СССР, с его огромным политическим весом главного исполнителя общегосударственных планов индустриализации, одерживает верх в борьбе за руководство основным комплексом процессов градостроительного проектирования и жилищно-гражданского строительства, за право управления головными государственными проектными институтами. Ему не только удается остановить организационный натиск ГУКХ, но и на высшем уровне добиться серии решений о передаче именно в распоряжение ВСНХ производственных мощностей стандартного домостроения; закрепления за ним кадров проектировщиков; формирования в своем подчинении крупнейшей специализированной проектной организации гражданского профиля.

ГУКХ мгновенно переориентируется и начинает прилагать усилия в ином направлении. В условиях резкого дефицита кадров квалифицированных и опытных планировщиков он стремится установить контроль над распределением молодых специалистов. Он предлагает «передавать» «Гипрогору» для его кадрового укрепления весь контингент планировщиков, оканчивающих планировочное отделение ВАСИ2, а также постоянно «выделять» для него инженеров-геодезистов и инженеров-конструкторов, выпускников Московского геодезического института и ВИСУ3. Коллегия ГУКХ при СНК РСФСР, поддерживая это предложение, поручает отделу кадров ГУКХ в первую очередь удовлетворять заявки «Гипрогора» – распределять выпускников из предстоящего выпуска специалистов (конструкторов, планировщиков, архитекторов, проектировщиков, отопленцев и т.п.) по вузам, подведомственным ГУКХ» [16, с.111].

Под лозунгом «преодоления разобщенности градостроительных проектных организаций» ГУКХ при СНК РСФСР стремится собрать под своей крышей немногочисленные кадры квалифицированных специалистов-градостроителей, разбросанные по столичным проектным организациям. Оно действует обходным путем – через не зависящую от ВСНХ структуру, распределяющую кадры по стране – Народный комиссариат труда (НКТ). Коллегия ГУКХ дает поручения отделу кадров ГУКХ: « … поднять перед НКТ вопрос о перераспределении между проектными организациями специалистов высшей квалификации (консультантов)» [16, c.111]. Тем самым ГУКХ вновь покушается на суверенную сферу деятельности ВСНХ, так как кадры квалифицированных и опытных планировщиков, специалистов-консультантов, которых он стремится посредством НКТ перетащить к себе, сконцентрированы, прежде всего, в проектных организациях ВСНХ.

Предложение о «перераспределении специалистов высшей квалификации» является одним из ключевых в организационной инициативе ГУКХ. А для того, чтобы перетянуть силы проектировщиков к себе не просто на время, а раз и навсегда, отделу кадров ГУКХ при СНК РСФСР предлагается поднять перед Наркомтрудом вопрос о «недопущении … совместительства помимо основной службы более чем в одном учреждении» [16, c.111], т.е. запретить специалистам усиливать другие проектные организации за счет работы по совместительству.

Данный призыв вполне согласуется с общей линией на усиление централизации руководства проектными организациями и со стремлением не допустить «размывания» усилий по поголовному вовлечению ведущих мастеров в формируемую государственную систему проектирования. Подобную линию проводит не только ГУКХ при СНК РСФСР, но также и ВСНХ СССР. Больше года назад – в феврале 1929 г., ВСНХ СССР издал циркуляр «Упорядочить дело проектирования и экспертизы по строительству», призванный пресечь выпадение каких бы то ни было проектных работ из-под ведомственного контроля. А повод для подобных опасений есть – часто проектирование осуществляется мастерами архитектуры вне стен проектных институтов, т.е. «на дому». Борьба с надомной проектной работой, именуемой «квартирничеством», как раз и становится основным содержанием циркуляра: «Для упорядочивания проектирования, консультаций и экспертиз по строительству в отношении их выполнения, оплаты и распределения, предлагается: а) работы по проектированию преимущественно передавать государственным проектным организациям; б) консультации и экспертизы передавать преимущественно государственным строительно-техническим бюро «Стройконсультация», отказавшись от услуг частных консультантов. Зам. пред. ВСНХ СССР Касиор, Нач. АФУ ВСНХ СССР Васильев, Нач. Строит. Комитета ВСНХ СССР Барский» [20].

Борьбу с «квартирничеством» ведет и ГУКХ. Так, в статье «За четкий план социалистической реконструкции городов», опубликованной в конце в 1931 г. в журнале «Коммунальное дело», директор «Гипрогора» С. Лазарев призывает запретить мастерам архитектуры выполнять частным образом планировочные работы – «ликвидировать институт частного квартирного проектирования»[21, с.19]. Цель запрета – поставить поголовно всех специалистов, способных вести градостроительные проектирование, под единый контроль.

Стремление ГУКХ контролировать все градостроительное проектирование в стране выливается в прозвучавшее в очередной раз требование о создании Центрального государственного архива проектов по гражданскому и жилищному строительству. Создание такого архива предписывалось еще год назад постановлением СНК РСФСР от 9 августа 1930 г.: « … организовать при указанном институте («Гипрогоре» – М.М.) единый проектный архив РСФСР по гражданскому строительству, возложив на этот архив собирание и хранение проектов, снабжение застройщиков необходимыми проектными материалами, консультацию по вопросам выбора проекта, отбора для издания типовых и рекомендованных проектов, выпуск каталогов и публикацию о поступивших в архив проектных материалах» [2, c.587-591]. Это предписание даже было частично реализовано, и к началу 1931 г. в «Гипрогоре» реально существует подборка проектов под названием «Единая государственная библиотека проектов непромышленного строительства» [10, c.202] . Но ГУКХ стремится к большему – не только присвоению гипрогоровской библиотеке высокого статуса «Центрального государственного архива», но и права «добровольно-принудительно» изымать (под предлогом пополнения фондов архива) из всех проектных организаций страны необходимые ему проектные материалы. И он добивается поставленной цели: постановление СНК РСФСР от 4 марта 1931 г. № 282 предписывает всем проектным организациям в 2-декадный срок передать в «Гипрогор» «по его отбору» все законченные проекты, а в будущем в обязательном порядке предоставлять таковые Центральному архиву в 10-дневный срок по окончания их разработки [15, c.105].

Для организационно-административного оформления всех этих решений и формализации статуса ГУКХ, как главного общегосударственного органа, руководства проектированием и строительством соцгородов СНК предписывает: «Приравнять жилищное строительство важных промышленных центров в отношении снабжения строительными материалами и оборудованием, а также рабочей силой – к промышленному строительству. Поручить ГУКХ составить перечень городов и рабочих поселков, где снабжение строительными материалами и оборудованием жилищного строительства должно быть приравнено к промышленному … Поручить ГУКХ установить общеплановое регулирование производства стандартных домов как по линии Центрожилсоюза, так и по линии прочих производящих стандартные дома организаций … Предложить ГУКХ установить контроль за использованием предназначенных на жилищное строительство средств по прямому назначению, не допуская изъятия этих средств и расходования их на другие нужды» [15, c.105].

Это постановление крайне значимо для понимания процессов борьбы за руководство сферой архитектурно-градостроительного проектирования, происходившей в недрах советской системы государственного управления. Напомним, что идеология развития военно-промышленного комплекса, скрываемая под словами «индустриализация» и «оборонная промышленность», диктовала безусловный приоритет планов и темпов промышленного строительства перед гражданским. В результате, это приводило не просто к некоторому «отставанию строительства жилья и соцкультбыта», а к катастрофическому состоянию среды обитания, которую даже с большой натяжкой нельзя было назвать нормальной. В СССР к началу первой пятилетки существуют две подсистемы градостроительного проектирования. Первая – градостроительное проектирование селитьбы при производственных предприятиях, осуществляемая промышленными ведомствами, входящими в структуру ВСНХ. Вторая – градостроительное проектирование населенных пунктов, контролируемое и осуществляемое ГУКХ НКВД (ГУКХ СНК РСФСР). Их отличие заключается в том «статусе» гражданского проектирования по отношению к промышленному, которое воплощают, соответственно, ВСНХ и ГУКХ: а) «обслуживающий» и б) «самоценный», а также в различном «весе» творческой составляющей в процессах поточно-конвейерной проектной деятельности.

На этом фоне предписание СНК «приравнять жилищное строительство важных промышленных центров в отношении снабжения строительными материалами и оборудованием, а также рабочей силой – к промышленному строительству» оказывается революционным, так как законодательно смещает ценности и смыслы архитектурно-градостроительной проектной деятельности с «промышленности» на «город».

А требование «предложить ГУКХ установить контроль за использованием предназначенных на жилищное строительство средств по прямому назначению, не допуская изъятия этих средств и расходования их на другие нужды» [15, c.105], является и вовсе беспрецедентным, так как ставит ГУКХ во главу общегосударственного процесса распределения и освоения средств, направляемых на расселенческие программы. Безусловно, это требование не беспочвенно, оно имеет под собой огромное количество вопиющих фактов, особенно ярко проявляющихся при возведении соцгородов-новостройкек, таких, например, как Магнитогорск, Бобрики, Новокузнецк и др. Здесь, в случае так называемого «прорыва на фронте промышленного строительства», рабочая сила постоянно снимается с городского строительства и перебрасывается на промышленные объекты. А недобор в финансировании и снабжении промышленного строительства компенсируется материалами, направляемыми на возведение гражданских объектов – руководство градообразующих предприятий постоянно покрывает недочеты и неэффективность организуемой им промышленной стройки за счет «экономии» финансовых средств и стройматериалов, предназначенных на жилищное и бытовое строительство [22, c.14-15]. То есть, просто-напросто, безвозвратно изымает. В результате, люди круглогодично живут в брезентовых палатках, бараках, землянках, товарных вагонах и т.п. за неимением мало-мальски сносного жилья [23].

Организационные усилия ГУКХ при СНК РСФСР по формированию подчиненной ему общегосударственной системы градостроительного проектирования завершаются тем, что 20 июля 1931 г. по постановлению ВЦИК и СНК РСФСР он обретает «на порядок» более высокий статус – становится отдельным наркоматом: Главное Управление Коммунального Хозяйства РСФСР преобразуется в Народный Комиссариат Коммунального Хозяйства РСФСР (НККХ) [24]. При этом, все проектные организации ГУКХ остаются в его ведении, и все они также приобретают значительно более высокий статус – наркоматовских организаций.

Институт «Гипрогор», при этом, преобразуется в «Государственный институт съемки и планировки городов и проектирования гражданских сооружений НККХ РСФСР» и 11 октября 1931 г. укрупняется за счет вливания в него «Гипропроекта»4.

В этот период в стенах института ведется серьезная научная работа, крайне актуальная в свете тех задач, которые приходится повседневно решать сотрудникам института. По секции планировки прорабатываются такие остро необходимые практиками-проектировщикам темы как: «Взаимное расположение производства и жилой зоны в планировке новых населенных мест и при реконструкции существующих». Как указывается в статье, посвященной научной работе «Гипрогора»: «… проработка этой проблемы даст ответ на острый вопрос о целесообразности пространственного отдаления жилой зоны от производства или же о возможности расположения жилищ при производстве при условии обезвреживания вредных газов» [25, c. 112-113]. Подобная задача особенно важна в условиях, когда руководство градообразующего предприятия – основной застройщик жилья в соцгородах-новостройках – прекрасно представляя себе реальные проблемы с наличием автобусов, трамвая и прочего общественного транспорта, необходимого для ежедневной переброски десятков тысяч человек рабочей силы к местам труда, давит на проектировщиков, добиваясь таких проектных решений, при которых селитебные зоны оказываются максимально сдвинутыми к производству – для обеспечения пешеходной доступности до места работы. Заказчик подкрепляет свои доводы устными заверениями, а подчас, и письменными расчетами об обязательном снижении в ближайшем будущем задымления от промышленности, на которые архитекторам нечего возразить в условиях отсутствия научно-обоснованных данных и систематически выработанных принципов проектирования.

Еще одна важная научная тема, которая целенаправленно прорабатывается в стенах «Гипрогора» – ««Проблема социалистического расселения (соцгород)». Эта тема «… предполагает разработку вопросов организации культурного обслуживания, социального воспитания, общественного питания и распределения в соцгороде. Основные естественные и социально-экономические факторы и условия возникновения и развития населенного места. В течение 1931 г. предположено разработать следующие вопросы: а) структура населения будущего города; б) промышленность и транспорт, как факторы, образующие населенное место» [25, c.113]. Эти вопросы крайне актуальны, особенно в условиях, когда расчетные показатели Госплана не только постоянно меняются, вынуждая проектировщиков непрерывно переделывать генпланы, но еще и разительно не совпадают с фактическим количеством населения в соцгородах-новостройках (его намного больше, чем в госплановских расчетах) и с реальными колебаниями его роста в связи с неконтролируемыми миграциями.

«Пространственная организация города в проектах планировки». В основе этой темы – определение основных принципов и методов пространственной организации селитьбы, архитектоники (архитектурного облика населенного места), описание типовых элементов города (улиц, площадей, парков и т.п.), а также принципов организации жилого комплекса» [25, c.113].  Важность этой темы также трудно переоценить, особенно если учесть, что однозначные нормативные предписания того, как следует проектировать соцгорода, в этот период отсутствуют. Проектировщики «наощупь», методом «проб и ошибок», продвигаются в постижении сути «поселений нового типа». Ни администрация градообразующего предприятии – главный «владелец» селитьбы при нем, ни руководство ведомства, в чьей зоне ответственности находится эта стройка, ни государственные плановые органы, ни партийное руководство страны не знают, каким должен быть «соцгород – базовая единица нового типа расселения». Споры и обсуждения, втянувшие профессиональное сообщество в общесоюзную дискуссию о соцрасселении, были властно оборваны постановлением ЦК ВКП (б) «О перестройке быта» и не дали однозначного результата. Аналитические разборки и бесконечные экспертизы все новых и новых вариантов планировок соцгородов, разрабатывающихся в недрах проектных институтов ВСНХ и НККХ, не приводят различные точки зрения на природу нового расселения к единому знаменателю. Вопрос о том, как проектировать соцгорода, решается каждой крупной проектной организацией по-своему. В случае успешной разработки и дальнейшего принятия на общегосударственном уровне правил, постулатов и принципов проектирования соцгородов и систем соцрасселения «Гипрогор» становится основным центром градостроительного проектирования в стране.

Следующая важнейшая тема в плане научных работ «Гипрогора» – это «Районная планировка». «Тема охватывает как выявление принципов районной планировки, так и установление перспектив развития населенного места» [25, c.113].  Актуальность этого направления разработок вызвана тем, что проектирование отдельного населенного пункта оказывается практически невозможным без понимания характера включенности его самого, его населения, его территории в объемлющие процессы.

Опыт уже первых лет первой пятилетки показал, что ведомства, отвечавшие за возведение промышленных предприятий, принимая решения о размещении производства, оказались не способны охватить всю совокупность разнообразных черт и характеристик конкретного района. «Отраслевой» подход к освоению территории не обеспечивал согласованности планировочных решений производства, селитьбы, энергетики, транспорта, сельского хозяйства и т.п. Он порождал фрагментарность и хаотичность: «В строительстве первой пятилетки очередность осуществления тех или иных строек в конкретном районе нередко зависела от инициативности отдельных объединений … для строительства выбирали территорию иногда не в строгом соответствии с действительной потребностью в технологической связи с другими предприятиями, а исключительно по принципам быстроты и удобства освоения участка. В результате, при окончательном установлении объема промышленного строительства данного района часто выявлялось, что, например, территории, близкие к воде, были заняты предприятиями менее водоемкими. Более спокойные рельефы занимались предприятиями с меньшими размерами отдельных корпусов или могущими по своему технологическому процессу быть хорошо устроенными на террасообразных участках. Предприятия же, требовавшие больших, ровных площадей, оказывались вытесненными на неровные рельефы. То же самое в области энергетики и пароснабжения: в зоне действия начатых строительством или существовавших теплоэлектроцентралей ближе к ним возникали предприятия малоэнерго или малопароемкие. Пароемкие предприятия, наоборот, вынуждены были занимать участки вне радиуса действия ТЭЦ, что вызывало необходимость создания новых теплоэлектроцентралей, делавших сплошь и рядом неэкономичным существование уже выстроенных. Аналогичные явления имели место и по отношению к водоснабжению, газоснабжению и т.п.» [26, c.8].

Проектные организации, дифференцированные по ведомственно-типологическому профилю, продолжали реализовать в своей работе узковедомственные интересы. И даже не столько потому, что находились в силу своего административного и финансового положения под принуждением руководства ведомства (хотя таковое также имело место), сколько, прежде всего, потому, что оказывались не в состоянии осуществлять комплексную работу из-за узко предметной направленности своей деятельности. «Гипрогор», взявшись за решение общих вопросов районной планировки, начинает реально претендовать на роль методологического центра проектирования соцгородов. В ходе проводимых им исследований и разработок складывается представление о предназначении районной планировки, как способе установления баланса между: а) производственными мощностями промышленного производства, перерабатывающего местное сырье, и запасами этого сырья, имеющимися в районе; б) потребностью в снабжении рабочего населения городов и рабочих поселков сельскохозяйственной продукцией5; в) возможностями встречного обеспечения сельскохозяйственного производства необходимым ему количеством промышленных товаров и фабрично-заводских услуг по производству и ремонту сложной сельскохозяйственной техники и оборудования; г) потребностями прилегающего сельского хозяйства в кормах и удобрениях, количеством отходов города; д) потребностью в пополнении кадров рабочего класса города трудящимися прилегающих сельских местностей и количеством размещаемого на них крестьянского населения; е) обеспечением деревни культурными достижениями города и диапазоном, представляемых городом, специализированных и квалифицированных услуг (здравоохранения, просвещения и т.п.); ж) пропускной способностью дорожно-транспортной сети, обеспечивающей потребные объемы перевозок сырья и продукции, и многие другие аспекты .

Наркомтяжпром СССР, в который в начале января 1932 г. преобразуется ВСНХ СССР, не сдает без боя поле битвы за государственный заказ на проектирование соцгородов-новостроек. Он оптимизирует работу подведомственных себе проектных институтов, повышает эффективность их деятельности, технологизирует проектный процесс, усиливает кадровый состав профильных институтов. Так, в октябре 1933 г. Наркомтяжпром СССР осуществляет реорганизацию подчиненных ему институтов гражданского проектирования, подобную той, что он проделал годом ранее (в 1932 г.), слив воедино «Металстройпроект» и «Машинстройпроект» и создав тем самым мощнейшую проектную организацию для осуществления единой политики проектирования промышленных предприятий – «Промстройпроект» [10, c. 270-271]. По той же организационной схеме он действует и на этот раз. Но с несколько иными целями – для формирования мощной организации градостроительного профиля. Наркомтяжпром объединяет воедино «Стандартгорпроект» и «Гипровтуз» (незадолго до этого – в 1932 г. преобразованный в «Вузстройпроект»).

Созданный укрупненный градостроительный трест получает название «Горстройпроект». Делается это с целью обеспечения единой политики в проектировании соцгородов и соцпоселков, которые возводятся подле промышленных предприятий-новостроек (за функционирование которых, собственно, и отвечает Наркомтяжпром). В «Горстройпроекте» реализуются рациональные формы организации градостроительного проектного процесса, а также отработанная в стенах «Стандартгорпроекта» группой иностранных архитекторов Э. Мая технология поточно-конвейерного гражданского проектирования и принципы стандартизации, унификации и типового проектирования общественных зданий, разработанные группой под руководством Г. Майера в «Гипровтузе».

Борьба ВСНХ (НКТП) и ГУКХ НКВД (НККХ) за власть, за возможность контролировать финансы, людей, материальные ресурсы и проч. приводит к тому, что к концу 1933 г. в Советском Союзе окончательно оформляется такая структура общегосударственной системы массового архитектурно-градостроительного проектирования, в которой уже, фактически, обособленно функционируют две подсистемы – «ведомственная» и «местная».

Первая – градостроительное проектирование селитьбы при производственных предприятиях, осуществляемая проектными организациями промышленных наркоматов, входящих в структуру ВСНХ СССР, а затем в Наркомат тяжелой промышленности СССР (Наркомтяжпром). Это «промышленно-гражданское проектирование».

Вторая – градостроительное проектирование, осуществляемое силами коммунальных отделов местных органов власти, подчиняющихся ГУКХ НКВД, преобразованному в ГУКХ при СНК РСФСР, а затем в НККХ РСФСР – «гражданское проектирование».

Название «промышленно-гражданское проектирование», конечно, условно, но в сопоставлении с термином «гражданское проектирование» оно позволяет подчеркнуть ведомственную принадлежность и различное «отношение» обоих видов проектирования к «градообразующей» функции промышленного предприятия – с одной стороны, «обслуживающее» и всецело подчиненное задачам промышленного строительства и, с другой, относительно независимое от задач промышленного освоения территории, самоценное, в несколько большей степени выражающее интересы места и его специфику.


1Государственный научно-экспериментальный институт гражданских, промышленных и инженерных сооружений ВСНХ СССР.

2 Высший архитектурно-строительный институт

3 Высшее инженерно-строительное училище

4Сведений о деятельности этой организации и ее ведомственной принадлежности пока не обнаружено.

5 Для обеспечения города «малотранспортабельными» продуктами сельского хозяйства в схемах районной планировки выделяются так называемые «агрозоны», т.е. территории сельскохозяйственного назначение, непосредственно прилегающие, к городу.

Библиография

1. СЗ СССР. 1927. Отдел первый. № 66. ст. 672.

2. СУ РСФСР. 1930. № 37. Ст. 474. С. 587-591.

3. Казусь И.А. Организация архитектурно-градостроительного проектирования в СССР: этапы, проблемы, противоречия (1917-1933). Дисс. на соиск. уч. ст. канд. арх. В двух томах. М. 2001. – 667 с.,

4. СУ РСФСР. 1930. отд. 2-ой. № 36. Ст. 36.

5. Постановление ЭКОСО РСФСР от 28 октября 1930 г. «Об учреждении государственного Акционерного Общества «Государственный институт по проектированию гражданского строительства и по планировке и съемке населенных мест «Гипрогор». Протокол № 48.

6. Меерович М.Г. Концепция социалистического расселения [электронный ресурс] / М.Г. Меерович. //Архитектон: известия вузов. – Режим доступа: http://archvuz.ru/magazine/Numbers/2008_3/template_article?ar=IA/ia1 (22 ноября 2008 г.) – на русс. яз.

7. СЗ СССР. 1930. Отдел первый. № 60. Ст. 640.

8. СУ РСФСР. 1931. Отдел первый № 4. Ст. 38.

9. Проекты положения о ГУКХ при СНК РСФСР и край - (обл.) комхозах // Коммунальное дело. 1931. № 4. С. 83-85., С. 84.

10. Казусь И.А. Советская архитектура 1920-х гг.: организация проектирования. – М.: Прогресс-Традиция, 2009. – 464 с., ил., С. 155.

11. ГАРФ. Ф. А-314, Оп. 1, Д. 756. – 85 л., Л. 10-11.

12. «О ликвидации органов строительного контроля и стройсектора Госплана РСФСР» – Решение ЭКОСО и СНК от 13 февраля и 25 февраля 1931 г.

13. ГАРФ. Ф. А-314, Оп. 1, Д. 6958. – 80 л., Л.2.

14. За индустриализацию. 25 мая 1931 г. № 142.

15. О плане жилищного и коммунального строительства на 1931 г. и о мероприятиях по его выполнению. Постановление СНК РСФСР. 4 марта 1931 г. // Коммунальное дело. 1931. № 2-3. с. 104-107.

16. Гипрогор в 1931 г. // Комунальное дело. – 1931. – № 2-3 – С.110-113.

17. Меерович М.Г. Архитектор в советской истории. Анатолий Фисенко и Альберт Кан // Проект Байкал. – 2009. – № 20 – C. 156-161

18. Стандартжилстрой // Коммунальное дело. – 1941. – № 4. – С. 96.

19. Хмельницкий Д.С., Меерович М.Г. Американские и немецкие архитекторы в борьбе за советскую индустриализацию // Вестник Евразии – 2006. – № 1 (31). – С. 92-124

20. Циркуляр ВСНХ СССР от 12 февраля 1929 г. «Упорядочить дело проектирования и экспертизы по строительству» / Торгово-промышленная газета 1929. 16 февраля.

21. Лазарев С. За четкий план социалистической реконструкции городов //Коммунальное дело. 1931. – № 5-6. – С. 18-20.

22. Поздеев А. Практика строительства новых городов и рабочих поселков // Коммунальное дело. – 1931. – № 1. – С.12-16

23. Меерович М.Г. Типология массового жилища соцгородов-новостроек 1920-1930-х гг. [электронный ресурс] / М.Г. Меерович // Архитектон: известия вузов - 2010. - #31. 3,0 п.л. – Режим доступа: http://archvuz.ru/numbers/2010_3/012 – на русс. яз.

24. ГАРФ. Ф. А-314. Оп. 1, Т. 1., 1930-1945., С. II.

25. Научно-исследовательская работа Гипрогора // Коммунальное дело. – 1931. – №1. – С.112-114.

26. Планировка промышленных районов. НКТП СССР. Главстройпром. Промстройпроект. Сектор районной планировки. Работы 1932-1934 гг. – М., 1934. – 64 с.

Ссылка для цитирования статьи

Меерович М.Г. НА ОСТРИЕ СХВАТКИ ТИТАНОВ [Электронный ресурс] /М.Г. Меерович //Архитектон: известия вузов. – 2011. – №1(33). – URL: http://archvuz.ru/2011_1/9 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 03.02.2011
Просмотров: 138