Архитектон: известия вузов. №2 (34) Июнь, 2011
Теория архитектуры
Бабич Владимир Николаевич
доктор технических наук,
старший научный сотрудник Научно-исследовательской части,
ФГБОУ ВО "Уральский государственный архитектурно-художественный университет"
Россия, Екатеринбург, e-mail: v.n.babich@mail.ru
Кремлёв Александр Гурьевич
доктор физико-математических наук,
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина,
Россия, Екатеринбург
Холодова Людмила Петровна
доктор архитектуры, профессор,
Уральский государственный архитектурно-художественный университет имени Н.С. Алфёрова
Россия, Екатеринбург, e-mail: lph@usaaa.ru
МЕТОДОЛОГИЯ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА В АРХИТЕКТУРЕ
УДК: 72.01
Шифр научной специальности: 85.110
Аннотация
Ключевые слова: системный анализ, системный подход, сложные структуры в архитектуре, системная иерархия, архитектурная среда, функционирование системы
Усложнять – просто, упрощать – сложно.
Большая система, образованная увеличением
размеров меньшей, ведет себя совсем не так,
как ее предшественница.
Системная мэрфология
Системные представления и понятия, полученные и используемые в различных сферах (областях) исследований (биологической, социальной, экономической, технической, информационной и др.), являются результатом выделения характеристик (принципов), общих для различных видов (типов) сложных систем [1-3]. К ним относятся представления о самоорганизации и эволюционизме, целостности, иерархической организации (выделяющей уровни анализа), основанные на понятиях системы (элементы, связи), структуры (морфология, упорядоченность), подсистемы (компоненты, единицы системной иерархии), окружающей среды (дихотомия «система – системное окружение»), процессуальных инвариантов (период жизни, единица перехода, временное состояние), классификации основных свойств и процессов в системах (функциональные свойства и отношения, процессы развития и функционирования) и т. д.
Системное исследование сложно организованного объекта (системы как целого) позволяет вскрыть так называемый системный эффект, состоящий в том, что отдельные его части (составляющие ее подсистемы) могут иметь иной тип поведения, нежели сам объект (несводимость свойств системы к сумме свойств ее элементов – эмерджентность, что характеризует целостность системы).
Изучение таких многоэлементных систем связано с необходимостью учитывать и оценивать множество разнообразных по своей природе факторов в условиях неопределенности и недостаточной информированности (в рамках некоторой сконструированной системной модели).
Поэтому методология системного анализа включает в себя выявление всех системообразующих связей, отношений, факторов, конструкций. При этом системное исследование включает следующие аспекты:
- компонентный, отражающий изучение состава системы (с выделением компонентов, взаимодействие которых обеспечивает целостность системы);
- структурный, предусматривающий изучение внутренних связей и взаимоотношений элементов системы, выяснение роли и функции каждой связи (т. е. внутренней формы системы);
- функциональный, определяющий изучение информационно-функциональных зависимостей (функциональной организации);
- коммуникационный, характеризующий изучение системы во взаимодействии с окружающей средой, анализ возмущающих факторов;
- процессуальный, рассматривающий развитие системы во времени (изменение состояния системы, ее элементов и связей между ними, системного поведения), возможные перспективы развития.
Можно рассматривать любой архитектурный объект (общественное здание, сооружение, жилой ансамбль, транспортная сеть, промышленный комплекс, архитектурно-ландшафтная зона и другие элементы/компоненты средового урбодизайна) как сложную систему, обладающую определенной морфологией, функциональной направленностью, системной целостностью, средовой характеристикой и т.д., отражающими различные упомянутые аспекты.
Рассмотрим с позиции системного анализа в качестве примера общественного здания – театр. Как архитектурный объект театр обладает определенными художественными достоинствами и особенностями формы (стиль, декор и т.д.), представляет собой сложную техническую систему (совокупность строительных конструкций, технических устройств, механизмов, служащих единой цели), имеет конкретное местоположение (пространственное размещение), интегрирует различные функциональные зоны (эстетическая, культурная и др.) [4]. Но понятие «театра» как социальной категории (театр – род искусства, особенностью которого является художественное отражение явлений жизни посредством драматического действия, возникающего в процессе игры актеров перед зрителями) должно быть согласовано с понятием его как архитектурного объекта, т. е. системно-компонентный аспект определяет выделение основных элементов: актеры, зрители, помещение (где происходит театральное представление), необходимые технические устройства, рабочие и работники театра, обеспечивающие целостность этой системы как театра, его функционирование.
Театр – это некоторая организационная система, которую можно рассматривать с позиции ее организации и управления, возможностей оптимизации ее структуры, прогнозирования и планирования ее развития. В этом плане можно указать функциональную структуру (организацию) театра, выделив существующие связи и отношения; охарактеризовать процессуальный аспект (развитие театра в техническом и художественном плане).
Театр функционирует: на спектакле присутствуют актеры, зрители, работники театра. На протяжении спектакля устанавливаются эмоциональные связи между всеми участниками. Тем самым реализуются основные принципы функционального назначения театра, охватывающие такие области человеческого мировоззрения как культура, психология, история, эстетика и др. Участники театральных зрелищ коммутируют между собой, а их личностные пространства (характеризуемые своими, индивидуальными физическими, психологическими, эстетическими и иными параметрами) могут объединяться, образуя пространство общности зрителей, актеров. Оно динамично, может консонировать (даже резонировать) с интегрированным функциональным полем (пространством) театра или диссонировать при неприятии спектакля частью зрителей, разногласиями актеров или работников театра. Такое процессуальное событие системы способно определить возможность перехода в иное состояние (способность к самоорганизации и развитию).
Можно рассматривать коммуникационный аспект театра (как системы) с точки зрения его взаимодействия с окружающей средой (окружающее пространство театра), что уже оказывает воздействие на зрителей, на их настрой.
Таким образом, в процессе системного анализа устанавливаются (выделяются) системообразующие компоненты (элементы), связи и отношения, функциональные и коммуникационные характеристики, реализуемые совокупностью градостроительных, технических, организационных и иных средств, существенная роль среди которых отводится архитектурным формам и отношениям (доставляющих практическое обеспечение социальных, экологических, психологических, духовных, эстетических процессов).
Системный подход отражает основные методологические аспекты системных исследований. Синтетическое описание системы должно учитывать ее различные системные представления, выражающие основные способы интуитивного понимания системы, взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга. Здесь можно выделить процессуальное, макроскопическое, иерархическое, функциональное и микроскопическое представления [5].
Микроскопическое представление системы как совокупности взаимосвязанных элементов, условно далее неразложимых, основывается на выделении минимальных составляющих системы – элементов. Связи и элементы описывают морфологию системы (определяющую форму и структуру системы, структура фиксирует расположение элементов и связей в данной системе). Важнейшим при таком подходе является поиск системообразующих связей, которые объединяют все элементы системы воедино. При этом сеть связей элементов характеризует упорядоченность системы (чем больше в системе явных, прямых связей, тем больше она упорядочена), более плотная сеть ее связей определяет и большую целостность системы.
Элементы в системе могут быть статическими и динамическими. Соответственно, различают статические связи (фиксирующие структурное место данного элемента в системе) и динамические связи (определяющие движение динамического элемента по этой структуре). Каждый элемент характеризуется определенными свойствами (признаками). В результате взаимодействия элементов в системе некоторые их свойства изменяются. Различают также постоянные элементы (неизменные в течение всего периода существования системы) и временные элементы (которые могут быть за этот период созданы и разрушены). Есть активные элементы и пассивные, которые не выполняют никаких действий в системе.
Связи между элементами в системе могут быть прямыми (характеризуются явным взаимодействием элементов системы) и косвенными (хотя и не имеющие явной связи на уровне элементов, но существующие в целостном понимании системы, определяющиеся через элементы-посредники).
Рассмотрим микроскопическое представление системы на примере промышленного предприятия (как производственного образования). Элементами системы являются: работники предприятия, единицы оборудования, инструменты, технические устройства и другие производственные средства, в зависимости от их функционального назначения, транспортные коммуникации, производственные и административные здания (сооружения), рассматриваемые как неразложимые с точки зрения реализуемых функций производственного комплекса и средств его обеспечения. Все элементы должны быть материальными. Между элементами существуют разнообразные связи, отражающие различные по характеру отношения.
Производственное образование – это не просто механическое объединение людей (работников) и оборудования (производственных средств). Чтобы соорганизовать рабочие силы и средства производства в планомерно функционирующую систему, необходима организация людей и машин (устройств) в целесообразное единство. Это достигается решением целого ряда взаимосвязанных задач, определяющих иерархическую структуру производственной системы, ее функциональные связи (междууровневые и одноуровневые), ресурсное обеспечение, взаимодействие с внешней средой (окружающей городской средой, потребителями и поставщиками), процессы функционирования, развития.
Системная иерархия производственного образования отражается в многоуровневой упорядоченности отдельных подсистем типа: «цех (производство) → участок (служба) → отдел (группа)», обладающих свойством целостности (с единой функциональной целенаправленностью), определенной степенью саморегулирования, имеющих конкретную внутреннюю организацию и пространственное размещение. На каждом иерархическом уровне производственной системы существуют свои отдельные компоненты (единицы иерархии), включающие в себя те или иные элементы, связанные между собой определенными отношениями.
Решение задачи системной организации определяется с учетом вопросов рациональной управляемости (производством, трудовым коллективом), оптимизации производства (функционирования промышленного объекта).
Планировочная структура производственного объекта формируется не только в соответствии с технологическими потребностями, отвечающими целевому назначению данного производства, но и как архитектурно-градостроительное образование, включающее реализацию отношений, определяющих требования различного характера – социального, технического, экономического, экологического, культурного, эстетического и др.
Таким образом, одно лишь микроскопическое представление системы не дает достаточного описания ее системных свойств, не позволяет охарактеризовать поведение системы (ее процессуальные особенности), тенденции развития, не отражает коммуникационные связи с внешней средой, характер их взаимодействия.
Функциональное представление системы как совокупности действий (функций) для достижения определенной цели выражается через описание функциональных характеристик ее элементов (их системных свойств). Каждый элемент системы выполняет определенную функцию, при этом различают функциональные свойства элементов, позволяющие включаться в систему для выполнения общей цели (свойства первого порядка), и нежелательные свойства, которые привносит с собой элемент в систему (свойства второго порядка). Например, каждый рабочий как элемент системы определяет свои непосредственные производственные функции (свойства 1-го порядка), а также личностные характеристики, имеющие общественно негативную оценку (относящиеся уже к свойствам 2-го порядка).
Совокупность только свойств первого порядка элемента определяет его функциональное место. Между функциональными местами в системе существуют функциональные связи (или отношения), фиксирующие принадлежность элемента к системе через его функциональную роль (выполнение определенной функции). Функциональное представление системы определяется ее функциональной структурой или организацией. Установление определенного соотношения между структурой и организацией выполняется наполнением элементов. Вообще, организация может быть реализована различными структурами (с разной морфологией), при этом функциональная сущность системы остается неизменной. В результате реализации определенного способа наполнения (распределения функциональных мест) отношения между функциональными местами заменяются реальными связями, а сами они превращаются в элементы. Можно оптимизировать организацию при имеющейся структуре (убрать дублирующие, неэффективные отношения, связи), а можно изменить структуру отдельных компонентов на одном иерархическом уровне, производственной системы в целом, что существенно влияет на эффективность производства.
Типы наполнений могут различаться возможностью существования элементов вне системы (в несвязанном виде) или же невозможностью существования вне какой-либо системы, при этом элементы могут быть монофункциональны (всегда выполняя одну и ту же функцию, которая за ними закреплена) или многофункциональны (в различных системах выполняют разные функции).
Функциональное представление существенно дополняет микроскопическое представление, поскольку при описании структуры системы одновременно определяются и функциональные характеристики ее элементов (их функциональная роль), выявляется системная организация.
Макроскопическое представление системы как нерасчлененного целого, рассматриваемого (и понимаемого) с позиции дихотомического деления (представления) на систему и системное окружение, позволяет охарактеризовать систему как множеством внешних связей (или внешней структурой), так и функционально – совокупностью внешних отношений.
Понятие «системное окружение» как окружающая среда системы, обусловлено биологическими и экологическими представлениями (организм – окружающая среда). В общем виде под окружающей средой системы понимается совокупность всех внешних (по отношению к системе как к целому) объектов, изменение свойств которых влияет на систему и на которые влияет изменение свойств системы. Ни одна система не может быть рассмотрена вне системного окружения. Архитектурная система уже на этапе проектирования должна рассматриваться как часть более крупной системы (городского пространства), в сочетании с окружающей средой, существующей инфраструктурой, поскольку затем она вводится в окружение (а потому и определяется этим окружением). Здесь можно говорить о взаимодействии архитектурной системы и окружающей среды, в процессе которого система проявляет свои свойства, активно воздействует на окружение.
Соответствие между системой и ее окружением можно установить на основе дихотомии «естественного – искусственного». Вообще, любая сложная система может быть описана и как естественная, и как искусственная. Система является естественной, поскольку рассматривается как объект, развивающийся по своим внутренним законам. Функционирование системы происходит в условиях естественного взаимодействия среды и системы.
Система является искусственной, поскольку рассматривается как созданная извне конструкция. В этом смысле она может быть заранее целиком создана на основе проекта и затем включена в определенную естественную среду, где будет функционировать. В этом случае важным является способ реализации (наполнения) системы (распределения функциональных мест).
Между системой и системным окружением существует определенное отношение: либо естественная объемлет искусственную, либо искусственная – естественную.
Рассмотрение системы как естественной и включенной в естественную среду позволяет фиксировать их естественное взаимодействие. Тогда в процессуальном смысле (в динамике) это означает прогнозирование естественного развития, самодвижения системы в окружающей среде. Например, Храм-на-Крови в г. Екатеринбурге (рис.1) – естественная система, поскольку может рассматриваться как объект, развивающийся по своим собственным законам, а городское пространство с существующей инфраструктурой является системным окружением, т.е. естественной социальной средой.
Рис.1. Храм-на-Крови, Екатеринбург, Россия. Представление системы как естественного
объекта, включенного в естественную среду
http://www.photoforum.ru/user/9524/photos.3.0.date.desc.2006.0.1.1.ru.html
Представление системы как искусственного объекта, включенного в искусственную среду, характерно для технической позиции (в принципе все можно изготовить). Поэтому данная система должна рассматриваться как часть более крупной системы (более высокого порядка), причем искусственной. При этом она (как составная часть) должна обладать функциональными связями и поддерживать внешние свойства (рис. 2).
Рис. 2. Офис швейцарской страховой компании "Swiss Re", арх. Н.Фостер, Лондон, Англия.
Представление системы как искусственного объекта, включенного в искусственную среду
http://www.utstravel.ru/pages/vidy_turov/ekskursionnye_tury/velikobritaniya/dve_storony_londona/
Если система рассматривается как целиком искусственная, но включенная в естественную среду, то при этом возникает проблема совместимости. В этом случае необходимо учесть естественные требования, предъявляемые к искусственно спроектированной сложной системе, при ее взаимодействии с существующей природной и социальной средой (рис. 3).
Рис. 3. Замок Нойшванштайн, XIX в. около г. Фюссен, Германия.
Представление системы как искусственного объекта, включенного в естественную среду
http://exat-vsem.ru/index/0-170
Представление системы как естественного объекта, включенного в искусственную среду, выделяет, прежде всего, искусственное воздействие на объект, развивающийся по внутренним естественным законам. В этом случае предполагается модификация (перестройка) окружающей среды с учетом требований системы (ее условий существования, для обеспечения ее функционирования) (рис. 4а,б,в).
Рис. 4а. Центральный парк Нью-Йорка, Америка.
Представление системы как естественного объекта, включенного в искусственную среду
http://zlngrd.ru/clauses/31848.htm
Рис. 4б. Темза, Лондон, Англия.
Представление системы как естественного объекта, включенного в искусственную среду
http://mywishlist.ru/wish/2299149
Рис. 4в. Москва-река, Москва, Россия.
Представление системы как естественного объекта, включенного в искусственную среду
http://www.photosight.ru/photos/771418/
Взаимоотношения градостроительного объекта и среды требуют своего осмысления, архитектурного представления и практической реализации (через проектирование и строительство). Разнообразие архитектурных стилей отражает творческий поиск пространственных форм, конструктивных решений, планировочной структуры.
Взаимодействие данной системы с ее окружением (внешней средой, надсистемой – системой более высокого порядка, задающей требования и ограничения рассматриваемой системе), с подчиненными системами (подсистемами), с системами одного уровня, с внешней средой определяется такими общесистемными закономерностями как коммуникативность и иерархичность. Градостроительные системы (архитектурные объекты) являются открытыми системами, связанными сетью коммуникаций, по которым происходит обмен энергией, веществом и информацией с окружающей средой. В открытых системах могут происходить явления самоорганизации (изменение пространственной или функциональной структуры).
Иерархическое представление системы как многоуровневой упорядоченности основано на понятии подсистемы (единицы иерархии), которую следует отличать от элемента. Единица обладает функциональной спецификой целого (т. е. системы). Сама система представляется в виде совокупности единиц, образующих системную иерархию. Низший уровень системной иерархии – предельная единица, которая все еще сохраняет основные черты данной системы, но может быть разложена уже не на единицы, а только на элементы.
При этом на всех уровнях иерархии действует закономерность целостности. Более высокий иерархический уровень объединяет элементы нижестоящего и оказывает на них направляющее воздействие. В результате, подчиненные члены иерархии приобретают новые свойства, отсутствовавшие у них в изолированном состоянии. Возникшее в результате объединения нижестоящих элементов новое целое приобретает способность осуществлять новые функции (проявляется закономерность эмерджентности).
Совокупность единиц, принадлежащих одному горизонтальному ряду иерархии, образует уровень иерархии. Глубину системной иерархии (от системы как целого до элементов) характеризует уровень анализа, который выражает предел делимости данной системы на подсистемы. Последовательность уровней иерархии системы зависит от решаемой задачи.
Между единицами системной иерархии существуют горизонтальные и вертикальные функциональные связи:
- горизонтальные связи (связи координации) устанавливаются между единицами какого-либо одного уровня иерархии,
- вертикальные связи (связи субординации) устанавливаются между единицами различных уровней иерархии, соединяют один или несколько этих уровней, являются внешними по отношению к единицам более низкого уровня иерархии и внутренними по отношению к более высокому уровню.
Единицы каждого уровня характеризуются целым набором вертикальных и горизонтальных связей, которому соответствует фиксированный набор функциональных мест, образующих вместе с отношениями между ними внутреннюю организацию единицы, причем эта единица может быть реализована в виде определенной структуры. Реализованная единица представляет собой компонент системы, который, как и элемент, характеризуется свойствами первого порядка (полезные функциональные свойства) и второго порядка (нежелательные для системы свойства).
Переход от единицы системы к ее составным частям (компонентам) обычно сопровождается сменой внешнего окружения, в котором описывается система. При этом происходит переход на более низкий уровень анализа, с точки зрения которого можно определить (описать) структуру рассматриваемой подсистемы, ее внутренние связи, функциональную организацию, взаимодействие с вышестоящим уровнем (как внешней средой).
Процессуальное представление системы определяется через совокупности процессов, характеризующихся последовательностью состояний во времени. Период жизни (временной интервал, в течение которого функционирует данный процесс) разбивается на ряд состояний. Анализируя прошлые и текущие состояния процессов, можно выявить инварианты этих процессов, которые позволяют перейти к функциональному описанию системы. При этом определяются связи (связи перехода), соединяющие отдельные состояния в единый процесс внутри периода его жизни. Совокупность двух состояний или более, соединенных связями перехода, образует единицу процесса. Иерархическая упорядоченность таких единиц (от состояний элементов и компонентов до состояний системы в целом) образует своего рода процессуальную иерархию.
Процессы, протекающие в системе, могут быть разделены на внешние (определяющие развитие системы в целом) и внутренние (характеризующие функционирование системы). При этом можно рассматривать процессы развития и функционирования системы с разных позиций (макроскопических представлений): как естественно развивающуюся систему или как искусственно созданный сложный объект. Можно говорить о возможных путях развития системы (самоорганизации или реконструкции, перестройке), о факторах, влияющих на реализацию того или иного пути через ряд последовательных состояний. Современная городская агломерация представляет собой многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными, культурными связями. Именно архитектурная деятельность (практика) вносит элемент упорядоченности в хаотичное развитие городской среды.
Функционирование системы – это внутренний процесс ее текущего состояния, при этом необходимо определить условия (факторы), направленные на обеспечение функционирования системы. Процессы функционирования выделяются с позиции выполнения задач (достижения целей), ради которых система создана (или проектируется). Для городской системы в целом целью является задача удовлетворения потребностей жителей города. Функционирование жилого комплекса, промышленного объекта, транспортной сети, иного компонента городской инфраструктуры определяется уровнем (качеством) ресурсного обеспечения.
В общем смысле функционирование системы рассматривается как движение (динамика) в рамках ее структуры (морфологически фиксированной). Данное движение характеризуется связями перехода, при этом происходит изменение состояния элементов системы. Таким образом определяется процесс как последовательность событий, описывающих поведение системы. Изменение поведения системы (по сравнению с предписанной схемой действий) появляется в результате возникновения бифуркаций (определяющих неустойчивость состояний), требующих структурных, организационных (иных системных) изменений. Таким событиям в жизни системы отвечают активные фазы процесса. К пассивным относятся периоды неактивности общесистемных процессов. События могут быть внесистемными и внутрисистемными. В последнем случае активными могут быть внутренние процессы, относящиеся к функционированию отдельных подсистем (локализованные процессы), приводящие к изменению (развитию) этих подсистем (структурно, организационно, функционально). Системная интеграция локализованных процессов может приводить к самоорганизации всей системы в целом. Здесь необходимо рассматривать развитие системы с позиций синергетики [6, 7].
Построение системной модели производится на основе синтеза различных системных представлений. Для конкретных задач могут быть использованы и частные системные модели.
Современное архитектурное моделирование на основе системных представлений выполняется с активным использованием информационных (компьютерных) технологий. При этом возможна эффективная реализация сложных рекурсивных процедур построения объектов фрактальной геометрии и c последующей компьютерной визуализацией этих объектов. Архитектурные объекты и градостроительные системы обладают многими фрактальными свойствами [8].
Городская среда в целом, рассматриваемая как непрерывная структура в пространстве (со сложной морфологией) и функционирующая во времени, развивается в условиях глобальных процессов (как естественных, так и антропогенных), влияющих на все стороны жизни человека, охватывающих все сферы деятельности общества. При этом функциональное развитие происходит во взаимосвязи с изменяющейся пространственной организацией города (как взаимосвязанная и интегрированная система).
В такой ситуации важным является определение характера и тенденций развития как общества в целом, так и каждой составляющей глобальной социосистемы. Градостроительство, формирование городской инфраструктуры, архитектурная практика несомненно входят в число существенных компонент, непосредственно влияющих на искусственную среду обитания человека и определяющих урбанизированный ландшафт, включающий различные объекты с разным функциональным назначением. Поэтому комплексный охват различных вопросов, связанных с планировочным решением города, строительством новых объектов, санитарно-экономическими и экологическими проблемами предусматривает определение общей модели городской среды (городской инфраструктуры), включающей такие составляющие (сферы обеспечения жизнедеятельности общества) как жилище и производство, транспорт, энергетика, культура, эстетика, информатизация и др. Многофункциональность и динамизм городской среды определяют непрерывность градостроительного процесса, решающего задачи проектирования и развития городской среды на основе осмысления социально-экологических проблем и отношений и выработанных принципов формирования городского ландшафта.
Библиография
1. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода / И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. – М.: Наука, 1973.
2. Садовский В.Н. Основания общей теории систем / В.Н. Садовский. – М.: Наука, 1974.
3. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности / Э.Г. Юдин. – М.: Наука, 1978.
4. Холодова Л.П. Сенсорные качества среды / Л.П. Холодова // Известия высших учебных заведений. Строительство и архитектура. – 1989. – № 1
5. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания / В.Г. Горохов. – М.: ИНФРА-М, 2003.
6. Бабич В.Н. Принципы синергетики в архитектуре [Электронный ресурс] / В.Н. Бабич // Архитектон: известия вузов. – 2008. – №21. – Режим доступа: http://archvuz.ru/numbers/2008_1/ta2
7. Бабич В.Н., Кремлёв А.Г., Холодова Л.П. Программы логики самоорганизации форм и их мутаций [Электронный ресурс] / В.Н. Бабич, А.Г. Кремлёв, Л.П. Холодова // Архитектон: известия вузов. – 2011. – № 33. – Режим доступа: http://archvuz.ru/numbers/2011_12/04
8. Бабич В.Н., Кремлёв А.Г. О фрактальных моделях в архитектуре [Электронный ресурс] / В.Н. Бабич, А.Г. Кремлёв // Архитектон: известия вузов. – 2010. – №30. – Режим доступа: http://archvuz.ru/numbers/2010_1/03
Ссылка для цитирования статьи
Бабич В.Н. МЕТОДОЛОГИЯ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА В АРХИТЕКТУРЕ [Электронный ресурс] /В.Н. Бабич, А.Г.Кремлёв, Л.П. Холодова //Архитектон: известия вузов. – 2011. – №2(34). – URL: http://archvuz.ru/2011_2/3
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная