Архитектон: известия вузов. №2 (34) Июнь, 2011
Теория архитектуры
Ламехова Наталия Владимировна
кандидат архитектуры, доцент кафедры архитектурного проектирования.
ФГБОУ ВО «Уральский государственный архитектурно-художественный университет имени Н.С. Алфёрова»,
Россия, Екатеринбург, e-mail: Lamekhova@mail.ru
АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК: 725.57
Шифр научной специальности: 38.712.3
Аннотация
Ключевые слова: архитектура детских образовательных учреждений, детские сады, архитектурно-художественные приемы и средства
Актуальность исследования. Новые социально-экономические условия в Российской Федерации привнесли ряд изменений в типологический ряд дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Разнообразие видов ДОУ классифицируется по виду собственности, источникам финансирования, по перечню образовательных услуг, по режиму работы, по способу размещения в городской структуре.
Острая потребность в массовом охвате детей услугами дошкольного образования – предопределена всеобщей информатизацией общества, ростом образовательного потенциала населения, ориентированного на увеличение объема знаний современного человека. Изменение социальных условий, усложнение экономических и производственных процессов требуют от современного человека новых знаний и навыков по решению технических и интеллектуальных задач в повседневной жизни, обуславливая необходимость их непрерывного развития и самосовершенствования на протяжении всего жизненного пути.
Дошкольный возраст является первым и одним из самых важных периодов в становлении индивидуально-личностных качеств формирования фундаментальных знаний, умений, навыков, способностей человека – тех основ, развитие которых продолжается на протяжении всего периода человеческой жизни. Значение ДОУ многократно возрастает в условиях динамичного развития общества, культуры, межгосударственных отношений, высокого темпа развития технологий. В этом случае развивающий потенциал архитектуры зданий ДОУ играет особую роль в рамках создания информационного пространства, где утрата его качественных характеристик ведет к потере многих потенциальных возможностей ребенка в будущем.
Сейчас, несмотря на то, что тенденции развития общества, культуры, образования меняются, здания ДОУ продолжают проектироваться и реконструироваться «по старинке». В этой связи актуальность приобретает проблема оценки качества архитектурной среды для дошкольного образования, где рост социальных требований, совершенствование учебно-воспитательного процесса и динамика развития научно-технических разработок остаются неучтенными. Реконструкция и капитальный ремонт существующего фонда зданий ДОУ производится без учета современной социальной ситуации, с упущением особенностей активности населения и специфики проведения образовательного процесса.
Отсутствие новых проектных разработок, повышающих индивидуальные качества архитектурной среды зданий для дошкольного образования, способствуют внедрению планировочных решений, характеризующихся функциональной статичностью, однообразием, малой долей типологической вариативности, что в значительной степени не удовлетворяет требованиям внедрения современных педагогических методик и программ. Экономия, стремление к удешевлению стоимости строительства при возведении объектов ДОУ привели к обнищанию архитектурно-художественного облика зданий ДОУ, к развитию гомегенности визуального поля, утрате уникальных черт объекта в жилой застройке. Отсутствие специфических особенностей архитектуры зданий ДОУ, основанных на выявлении зрительных ориентиров, демонстрирует низкий уровень качества архитектурной среды для дошкольного образования, способствует возникновению депрессивного состояния у детей, апатии, которые в последующем (у взрослого человека) могут смениться проявлением агрессии и склонностью к вандализму.
В этой связи актуальным становится прогнозирование и развитие комплексной модели здания ДОУ в рамках соответствия функционально-планировочной гибкости, конструктивной рациональности, индивидуальности и оригинальности архитектурного облика, с учетом современных требований к архитектурной среде для дошкольного образования, развития ее в будущем.
Целью исследования является разработка научно-обоснованных принципов, приемов и средств организации архитектурного пространства современных дошкольных образовательных учреждений.
Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что впервые предлагается группа композиционных приемов и средств, способствующая повышению архитектурно-художественного потенциала структурных и средовых компонентов архитектурной среды для дошкольного образования разных режимов работы ДОУ. Приемы и средства разработаны с учетом комплексного подхода для реализации на градостроительном, функционально-планировочном и архитектурно-художественном этапах проектирования.
Основное содержание исследования. Модернизации в сфере образования, социальные изменения, значимость освоения растущего информационного потока предопределили современные требования к развитию сети архитектуры зданий ДОУ, а именно: увеличению типологического ряда, отвечающего требованиям улучшенной доступности объектов социального обслуживания в городе; росту числа функций в ДОУ, необходимых для всестороннего гармоничного развития ребенка, семейного отдыха, оказания квалифицированной помощи родителям при воспитании детей; повышению эстетических качеств архитектуры зданий ДОУ, по средствам выработки группы композиционных приемов и средств, способствующих поддержанию положительного эмоционального состояния воспитанников.
Современная практика архитектурного проектирования зданий ДОУ демонстрирует неподготовленность к внедрению изменений на проектном уровне. Планировочные и объемно-пространственные параметры архитектуры зданий не соответствуют «современной системе отечественного дошкольного образования, которая строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности» [1], что особо затрудняет внедрение перспективных образовательных методик и воспитательных программ. Архитектурная среда зданий ДОУ не соответствует современной модели дошкольного образования, которая основывается на личностно-ориентированном подходе воспитания, не учитывает основные потребности в эмоциональном развитии ребенка, не способствует поддержанию состояния психологической удовлетворенности на разных этапах онтогенеза, тогда как проявление познавательной активности у детей разных возрастных групп находится в прямой зависимости от яркости полученных впечатлений.
90% информации ребенок получает через зрение – детское восприятие является основным механизмом в получении первых знаний о предмете и среде его окружения. Свойственная детям повышенная активность и излишняя эмоциональность объясняет потребности детской психики в постоянном поиске зрительной информации. В этом случае выявление эстетических параметров архитектурной среды – отличительных знаков оценочного характера, в соответствии с психофизиологическими потребностями воспитанников, будет способствовать формированию современного облика здания ДОУ.
Здание ДОУ – это основное место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с окружающим миром (предметами, их формой и цветом) [2, с.3]. Динамика развития общества и совершенствование дошкольного образования предопределили, активную роль вовлечения архитектуры в учебно-воспитательный процесс.
Постоянное увеличение потока информации, потребность всестороннего развития воспитанника ведут к усложнению функционального состава помещений ДОУ, созданию и развитию новых социальных возможностей и услуг.
По словам Н. Гришаевой, старшего научного сотрудника Института социологии РАН, моделирование социокультурной пространственной среды ДОУ должно быть основано на «свободе выбора занятий и увлечений…Дети свободно перемещаются по всей территории центра, которая разделена на определенные пространства: библиотека – место интеллектуальных занятий, «Зимний сад» – место релаксации и экологических занятий, «строительная площадка», театр, мастерская музей, тренажерный зал, «кукольная комната» и т.д.» [3], что приводит к осознанию нового значения здания ДОУ – как образовательного центра, обладающего расширенным составом функций, ориентированных на работу с детьми дошкольного возраста.
Учет социокультурной потребности развития ДОУ в рамках центра социальной поддержки – «социального обслуживания», помимо основной образовательной функции, имеет немаловажное значение в микрорайоне города, формирует новую форму координации потенциального развития следующих подсистем: «организации досуга» (зрелищной, творческой и культурно-просветительской) и «обслуживания» (решение социальных вопросов, консультационная помощь родителям, проведение семинаров), рассчитанных на использование вечером и в выходные дни. Интеграция социальных функций в здание ДОУ ведет к развитию многофункциональной и универсальной планировочной структуры, выработке показателей высокой экономической эффективности.
Современные отношения между детьми, основанные на свободе выбора и свободе перемещения, предопределяют необходимость пересмотра специфики организации «закрытой» планировочной структуры, которая препятствует реализации данной идеи.
Потребность в разностороннем развитии обуславливает наличие разнообразных занятий и игр в тематических зонах. Анализ функционально – планировочной структуры зданий ДОУ демонстрирует их присутствие в каждой групповой ячейке. Размещение и использование специализированного оборудования и материала в групповых ячейках зачастую дублирует их состав в других группах, а также ведет к загромождению помещений по периметру. Экспериментальные исследования, проведенные Г.В. Глушковой и С.И. Мусенко, определили невостребованный характер использования некоторых тематических зон, к которым следует отнести «музыкальный, физкультурный, природный, книжный уголки и театрализованную зону, которые номинативно существуют, но, несмотря на это, не используются детьми в самостоятельной содержательной форме» [4]. Вынос невостребованного оборудования в зону общественного центра позволил бы создать условия для проведения занятий в специализированных помещениях с воспитателем (педагогом), высвобождение площадей в пространстве группы увеличило бы зону для самореализации и самовыражения детей, устранило бы дублирование неиспользуемых тематических зон в групповых ячейках. А пространство общекультурного центра приобрело бы функциональную достаточность содержания широкого ассортимента игрового оборудования для детей разных возрастных групп, рассчитанного, в том числе, и на приходящих детей из других ДОУ (групп кратковременного посещения). Данное предложение не предусматривает полного исчезновения тематических зон в групповой ячейке, оно ориентировано на устранение загромождения оборудованием в игровых комнатах, спальнях и раздевалках.
Влияние новых методов воспитания, внедрение современных методик и программ обусловили пересмотр функционального состава помещений, их логических связей, повышения эстетических параметров архитектурной среды для дошкольного образования. Эстетическая оценка современной архитектурной среды подразумевает рост критериев качества информационного поля в рамках развития его как системы элементов, отвечающих современным визуальным потребностям детей, способствующих гармоничному развитию, поддерживающих их состояние творческой рефлексии. Как известно, дети неосознанно тянутся ко всему яркому и интересному. Эстетическая ценность архитектурной среды для дошкольного образования определяется свойствами ее компонентов, способных вызывать позитивную зрительную реакцию у воспитанников путем привлечения внимания, интереса, творческого мышления и воображения. Для выявления эстетико-информационных носителей необходимо рассматривать параметры как внутренней среды зданий для дошкольного воспитания, так и параметры среды внешней – прогулочного участка вокруг здания.
К сожалению, чаще случается так, что архитекторы идут по пути усовершенствований среды только по следам нововведений педагогов-рационализаторов. Самодеятельное стремление многих воспитателей вычленить малые пространства с помощью декоративных тканей, легких экранов или элементов передвижной мебели является доказательством несовершенства архитектурной среды существующих помещений. Исследования, проведенные в области учета психофизиологических особенностей детей разных возрастных групп, свидетельствуют о необходимости зонирования помещений (выделении активной зоны и зоны отдыха – «тихих уголков»), необходимости включения цветовых акцентов, использования средств суперграфики и разнофактурных материалов для развития тактильных ощущений. И все это не является «украшательством», а представляет собой архитектурные приемы и средства по обеспечению смены деятельности и цветовых образов, способных снять зрительное и физическое переутомление.
Хотелось бы поставить процесс проектирования ДОУ с головы на ноги – сначала исследование, потом уже проектирование и практическое использование, а отнюдь не исправление уже имеющейся планировочной структуры по рацпредложениям практиков-воспитателей.
Анализ социокультурных и природных условий в архитектуре здания ДОУ определил формирование новой проектной площадки для обеспечения целостного процесса дошкольного образования в рамках новой концепции, учитывающей психофизиологические потребности детей всех возрастных категорий, способствующего к установке тесной связи "природа-человек". В этом ключе (на основе приведенной концепции) сделан ряд предложений, соответствующий трем уровням проектирования.
На градостроительном уровне проектирования предлагается:
- развитие сети ДОУ и обеспечение широкого диапазона вариативности и доступности ДОУ за счет использования различных режимов работы ДОУ и вариантов их размещения в городской структуре (отдельно стоящие, пристроенные, встроенные). Включение ДОУ в городскую систему социальных центров (помощь родителям, проведение досуга);
- повышение эстетических качеств архитектуры зданий и создание условий экологической защиты ДОУ;
- обеспечение условий безопасности на территории ДОУ;
- придание прогулочному участку дидактической (обучающей) функции.
Решение задачи обеспеченности дошкольным образованием всех детей в России является делом огромной социальной значимости. Достижение этой цели предполагает дальнейшее расширение видов ДОУ разных режимов работы, наличие внутриквартальных центров с развитым комплексом социальных функций (бюро по найму нянь, курсы для родителей, проведение семинаров, совместных занятий, игр и отдыха и т.д.) с учетом условий создания гибкой, многофункциональной сети ДОУ.
Для повышения эстетических параметров внешней и внутренней среды ДОУ, а также самой архитектуры объема предлагается рассмотреть ряд возможностей в следующих аспектах жизнедеятельности общества: экологическом, функциональном, гигиеническом, психофизиологическом.
Для повышения эстетических параметров внешней среды и оптимизации внутренних условий ДОУ в городе, необходимо использовать средства экологической защиты. Использование разнообразия композиционных приемов посредством активного включения элементов экологической защиты («зеленых» кровель, «живых» изгородей и т.д.) ДОУ находит выражение в выработке зрительных ориентиров, росте эмоционально-пластической насыщенности форм современной архитектурной среды для дошкольного образования в комплексной застройке жилого района. Применение «зеленой» кровли в здании способствует созданию приятного внешнего облика в жилой среде микрорайона при обзоре с верхних этажей, обеспечивает комфортные условия путем сохранения температурного и влажного режимов внутреннего пространства помещений ДОУ, защищая от агрессивного воздействия погодных явлений (перегрева в летнее время, промерзания – зимой).
Включение климаторегулирующих элементов в систему объекта, компонентами которой являются: прилегающая территория, архитектурная форма и внутренняя среда здания ДОУ.
Качественные преобразования территории ДОУ рекомендуется производить путем: увеличения прогулочных зон, организация которых может быть решена частично в объеме здания (веранды, террасы); индивидуального подбора растений и деревьев, их сочетаний; внедрения современных ландшафтных приемов; качественного подбора разных видов покрытий игровых площадок, спортивной зоны, тротуаров с целью улучшения микроклиматических параметров прогулочного участка. Использование разных цветовых и геометрических сочетаний покрытий: тротуарной плитки, брусчатки, эластичных покрытий (плит, плиток, матов, сегментов), песка, гравия – вносит разнообразие в архитектурную среду, может выступать сильным графическим средством для обозначения визуальных границ, повышающих внимание у детей. На уровне совершенствования микроклиматических параметров внутренней среды зданий ДОУ необходимо использовать разнообразные формы живой природы (зимние сады, живые уголки) и современные энергоэффективные системы, в том числе средства солнце- и осадкозащиты (навесов, козырьков, экранов, сеток, рассеивающих решеток).
Организация пространства прилегающей территории является одним из условий обеспечения безопасности. Наличие удобных подъездов и парковок исключают возможность нарушения правил дорожного движения и возникновения чрезвычайных ситуаций. В этих целях представляется крайне необходимым на стадии проекта обеспечить комплекс средств пространственной ориентации: условия безопасного передвижения людей на территории путем разделения пешеходных и транспортных потоков; способствовать оснащению безопасных границ архитектурными средствами (ограждениями, биозонами (насаждениями, цветниками), средствами навигации (включение в планировочную структуру систему визуальной ориентации: изменение видов покрытия, цветов и фактур)); предусматривать парковку легковых автомобилей для личных и служебных машин; использовать комбинированные системы освещения: к общему освещению применять разные виды светового оборудования, работающего от солнечных батарей для подсветки пешеходных путей, композиционных акцентов. Особо актуально это осенью и в зимнее время, когда световой день становиться короче и восполнение недостатка красок осуществляется за счет избыточного освещения, смены цветовой гаммы световых лучей (рис.1).
![]() | ![]() |
Рис. 1. Автономные светильники на солнечных батареях [5,6]
Учет активного освоения игрового пространства детьми дошкольного возраста и потребность в проведении подвижных игр позволяют расширить диапазон архитектурно-художественных средств и взглянуть под новым углом на формирование архитектурного пространства зданий ДОУ, как внутреннего, так и пространства участка при здании. Исходя из этого, следует превратить утилитарный участок для прогулок в интересное и познавательное пространство для игр и отдыха, предварительно объединив его со структурными элементами объема здания. Часть пандуса или склон кровли могут выполнять функцию разгоночной площадки горки для катания в зимнее время, а в летнее – служить выразительным элементом ландшафтного решения всей территории ДОУ (рис.2).
Рис. 2. Предложение по использованию кровли в зимнее и в летнее время года
На рисунке видно, как композиция из пересекающихся плоскостей поверхности земли и ската расчленяет архитектурное пространство участка, создает необычную открытую планировочную структуру из перетекающих друг в друга плоскостей, способствует созданию новых ландшафтных композиций летом и воссозданию русских традиций горок для катания зимой. Данный прием встречается в зарубежных проектах, но не был использован в отечественной практике, хотя эффективность его внедрения в условиях Уральского региона заслуживает высокой оценки. Короткое жаркое лето, продолжительная снежная и холодная зима на Урале предопределяют наличие элементов в виде спусков, наклонных плоскостей в общей объемно-пространственной композиции. Использование кровель, плавно переходящих в плоскость земли, пандусов, спусков в значительной степени повышает качественные характеристики архитектурной среды, поскольку служит прекрасной зоной для игр в летнее время, сберегая внутреннее пространство от перегрева, и является идеальной площадкой для проведения зимних забав и катаний с горок зимой.
Эксплуатируемые кровли ДОУ, используемые в качестве дополнительных прогулочных площадок, должны включать теневые навесы и надежное ограждение по периметру, обеспечивающее безопасность пребывания воспитанников. Монотонный, неприступный характер ограждающей конструкции может устраняться за счет ритма переменных по высоте плоскостей с устройством небольших проемов для визуального контакта с природой. Проемы защищены металлической решеткой с вертикальной рассечкой. Приведенный пример демонстрирует преимущества устройства эксплуатируемой кровли, что в значительной степени расширяет набор архитектурно-художественных средств, повышает эстетические качества здания в плотной жилой застройке, является экономически эффективным логическим завершающим композиционным элементом.
В рамках оптимизации функционально-планировочной структуры архитектурной среды для дошкольного образования предлагается обеспечение гибкости и мобильности, функциональной универсальности и пространственной вариативности, возрастной дифференциации и регулируемой автономности планировочной структуры ДОУ. Приведенный ряд направлений совершенствования архитектуры детских образовательных учреждений может быть реализован при использовании следующих приемов.
Прием функциональной универсальности и пространственной вариативности. Сезонные изменения и погодные условия Уральского региона позволяют достичь более эффективного использования отдельных элементов территории ДОУ. Предлагается сезонное перепрофилирование открытых функциональных зон: амфитеатр, предназначенный в летнее время для мультимедиа информации на открытом воздухе, проведения праздников и мероприятий, театральных выступлений детей. В зимнее время года открытая площадка преобразуется в каток.
При организации внутреннего пространства ДОУ назрела необходимость «открытой» планировочной структуры, особенность которой состоит во всеобщей доступности сменных тематических зон, ориентированных на детей всех возрастных групп. Наличие разных тематических зон происходит путем дисперсного размещения в общей структуре, что способствует повышению эстетических качеств коммуникационных пространств, в том числе коридоров и холлов, стимулированию к познавательной активности детей. Присутствие дополнительного спортивного оборудования способствует повышению интереса к подвижным играм, снижает риск заболеваний, оказывает корректирующее воздействие на здоровье воспитанников. Выделение небольших зон (2х2 (4) м) в общей структуре позволяет использовать безопасное сменное оборудования (путем замены или перестановки на другое место), вносит разнообразие при формировании внутреннего пространства.
Прием возрастной дифференциации и регулируемой автономности. Применение этого приема учитывает возрастные различия развития детской психики и поведенческие особенности детей разного возраста. Его рекомендуется использовать при формировании функционально-планировочной структуры ДОУ, поскольку он позволяет нейтрализовать психологическую нестабильность воспитанников (быструю смену настроения и утомляемость). Данный прием предусматривает оснащение зон (помещений) для активных и шумных игр «укромными» уголками, зонами отдыха, окнами-нишами и т.п.
Прием организации пространств различной степени изоляции реализуется в спальных помещениях ДОУ для обеспечения визуальной изоляции на время сна. Планировочная организация помещений в данном случае предусматривает пространственное деление на небольшие визуально изолированные пространства (рис. 3). Это позволяет с помощью планировочных средств организовать индивидуальное место дошкольника и способствовать воспитанию такого качества как привычка к порядку.
Рис. 3. Предложение по использованию приема возрастной дифференциации и регулируемой автономности в спальном помещении ДОУ
Прием компенсации недостатка помещений. Применение приема дает возможность улучшить эксплуатационные характеристики архитектурной среды ДОУ. Организация дополнительных обслуживающих помещений при групповых ячейках, а именно помещений для организации сна на открытом воздухе, для ожидания и игр в виде пристроенных к выходам из раздевален веранд или навесов, будет способствовать улучшению санитарно-эпидемиологической ситуации, сокращению роста заболеваемости в целом. Размещение колясочных и саночных, кладовых для игрового и хозяйственного инвентаря, санузлов на участке и т.п. будет обеспечивать дополнительные удобства для родителей, персонала и детей.
Прием функционального заимствования – предполагает функциональную вариабельность, а именно использование (присоединение) одного и того же помещения к разным функциональным зонам в зависимости от необходимости. Применение данного приема при организации общего помещения для занятий на границе двух групповых ячеек способствует решению ряда организационных задач учебно-воспитательного процесса за счет попеременного его использования (рис.4).
Рис. 4. Предложение по использованию приема функционального заимствования в групповых ячейках
Использование трансформирующихся перегородок в учебном и экспериментальном комплексе позволяет делить пространство на отдельные зоны и дает возможность проводить работу, как с группой детей, так и с несколькими подгруппами одновременно (рис.5).
Рис. 5. Предложение по использованию приема функционального заимствования в экспериментальном и учебном комплексах
В рамках архитектурно-художественного аспекта формирования облика фасадов здания ДОУ предлагается ряд качественных изменений и преобразований пластической организации современной архитектурной среды для дошкольного образования путем эффективного использования благоприятных факторов окружающей среды или компенсации их неблагоприятного влияния; повышения эстетических качеств архитектуры ДОУ в городской застройке. Приведенные положения по улучшению условий психофизиологического комфорта зданий ДОУ реализуются путем использования следующих приемов.
Прием формирования «экологической архитектуры» основан на использовании ряда средств, применяемых в архитектурно-строительной экологии, с учетом климатических особенностей региона. А именно: предусматривает активное использование средств формирования локальных экосистем: теплоприемников (солнечный коллектор, фотоэлектрические модули), накопителей дождевой воды; конструктивных решений по обеспечению воздухообмена объемно-пространственного каркаса (наличие «вентилируемой» кровли, фасада). В этом ряду предусматривается также активное включение форм живой природы – использование «зеленых» кровель, «живых» изгородей. Целесообразно и применение соответствующих архитектурных деталей: защитных козырьков, решеток, светопроницаемых поверхностей ограждающих конструкций, преград, оконных блоков, оснащенных встроенными системами вентиляции и энергосбережения.
Прием многослойной информативности. В архитектуре ДОУ большое значение имеет пластика решения фасадов, активизация архитектурных качеств, способствующих созданию нестандартных решений зданий для дошкольного образования. Это достигается, за счет использования совокупности пластических, фактурных и цветовых характеристик архитектурной формы при масштабном варьировании элементов, соразмерных разным возрастным категориям детей: во избежание получения ребенком травм рекомендуется исключать прямые, острые углы, «мертвые» непросматриваемые зоны в местах повышенной физической активности детей – и заменять их плавными, скругленными формами, полуоткрытыми пространствами; учитывать высоту размещения дополнительных поручней, оконных проемов, освещения и оборудования. Элементы могут иметь метафорическое значение, например, типовые двери для взрослых людей и сказочные – для детей. Искусственно созданным элементам природной среды может быть присуща двойная функция. Так, кровля здания может плавно переходить в зеленый склон, что при обзоре здания издалека создает иллюзию холма. А при функциональном использовании зеленый склон может становиться частью игровой площадки. Это расширяет набор средств визуальной и функциональной информативности (склон, горка – спуск, озелененная терраса или игровая площадка – крыша; спиралевидная горка – клумба; вход – капля, окно – желейная конфета). Нижняя часть стены здания в качестве художественного оформления может включать элементы для лазания, небольшие карманы, «норки», ниши для отдыха или игры в прятки.
Новым решением на пути совершенствования архитектурного пространства в отечественной практике является заимствование некоторых архитектурных элементов, встречающихся за рубежом: лестница Скотта Джонса, решенная в виде сочетания винтовой лестницы и горки, а также объединение лестницы и пандуса (рис.6,7). Модернизация функциональных узлов основывается на сочетании архитектурных элементов, позволяющих создать условия в соответствии с современными требованиями разнообразия игрового пространства, а также в случае изготовления разработанных элементов из негорючих материалов, их использования в качестве эвакуационных путей, повышающих уровень противопожарной безопасности ДОУ. В зарубежной практике встречаются следующие примеры:
Рис. 6. Лестница Скотта Джонса. Пример сочетания винтовой лестницы и горки [7]
Рис. 7. Пример сочетания лестницы и пандуса [8]
К выше приведенным примерам можно добавить использование прямых и спиральных горок-труб, пандусов, склонов. Впервые для совершенствования архитектурной среды для дошкольного образования предлагается использовать
Прием тщательной проработки деталей и фактур архитектурных элементов фасада, находящихся в поле зрительной и тактильной доступности путем создания в пределах 2 м от земли участка фасада с особыми фактурными характеристиками (рис.9). Возможность рисования или изучение тактильного материала на стене способствует привлечению детского внимания, проявлению любопытства и интереса, благотворно воздействуя на нервную систему на протяжении всего развивающего периода дошкольника. «Тактильные ощущения – огромная сфера нашей жизни и при нехватке тактильных ощущений ребенок может страдать физически, у него может снизиться настроение» [9].
В этом случае новым решением на пути совершенствования архитектурной среды здания является специфика построения архитектурного объема здания ДОУ, предполагает расширение поля деятельности детей в рамках использования поверхностей стен в учебных и игровых целях – для рисования и проведения активного физического отдыха путем выявления пластических, графических и фактурных параметров отделки 1-го этажа. Для создания непрерывной зоны творчества и активной зоны развития тактильных ощущений предлагается исключить границу перехода цокольной части в первый этаж. На поверхности стен комбинировать разнофактурные участкигладкие (глянцевые и матовые) и шероховатые, а также наряду с твердой поверхностью использовать полутвердые (дерево, пластик), мягкие и эластичные (из резины, резиновой крошки, резино-каучуковые покрытия и других полимерных основ). Вид отделочного материала может быть выбран из широкого перечня строительных каталогов. Основные виды материалов, рекомендуемые для отделки, приведены на рис. 9.
Рис. 9. Основные виды материалов, рекомендуемые для отделки 1-го этажа
Меры по осуществлению защиты от загрязнения плоскостей стен и проникновению воды осуществляются за счет плотно примыкающей плоскости мощения или устройства отмостки с газонным покрытием. Свободный край горизонтальной площадки, огибающей здание по периметру, может служить дополнительным средством выразительности и пространственных преобразований пешеходной территории (неровный край в виде плавной линии – текучее, пульсирующее пространство, ровный край в виде прямых линий – жесткость границ и т.д.) (рис.10).
Рис. 10. Предложение по использованию приема тщательной проработки деталей и фактур архитектурных элементов фасада, находящихся в поле зрительной и тактильной доступности
Прием цветового и светового зонирования – реализуется с применением цветного и тонированного стекла в качестве материала, способного изменять пространственные характеристики внутренней среды. Цветное и тонированное стекло может быть использовано как в стеклопакетах, так и встроено в осветительное оборудование в интерьере. Средством реализации данного приема может также выступать подсветка здания и освещение территории, используемые в вечерние часы в продолжительный зимний период.
Общее визуально-эмоциональное впечатление об объемно-пространственных, геометрических, свето- и цветопластических характеристиках архитектурной формы складывается под воздействием восприятия объекта во времени. Совокупность использования слагаемых архитектурной среды может быть реализована в следующих приемах.
Прием сценарности – характеризуется разработкой путей движения, с продуманной сменой воспринимаемых «картин», как окружающего пространства, так и архитектуры здания ДОУ. Эффект может быть достигнут с помощью создания пульсирующего пространств (закрытых и открытых коммуникационных пространств, к тому же дифференцированных по размеру в зависимости от назначения). Это может способствовать преодолению монотонности коммуникаций в здании и путей передвижения на участке.
Тематический прием – характеризуется оформлением архитектурного пространства согласно определенной тематике мультипликационной, кинематографической, литературной по мотивам рассказов и национальных сказок и т.д. Этот прием может быть ориентирован и применен в композиции, воспринимающейся при движении и основанной на «режиссерском» замысле.
Прием сезонных и суточных изменений реализуется путем использования в архитектуре игры света и тени за счет использования различных отделочных материалов (отражающих, матовых, прозрачных и полупрозрачных) и пластики фасадов здания ДОУ. Данный прием позволяет значительно обогатить архитектуру здания в течение светового дня и изменить облик в соответствии с сезоном.
Заключение
Подводя итоги, можно отметить, что архитектурная среда зданий ДОУ находится в неразрывной зависимости от изменений, происходящих в различных сферах деятельности общества (социальной, научной, экономической и т.д.). Процесс обновления и совершенствования системы дошкольного образования, а также социальные и научно-технические изменения влекут за собой быстрое моральное и функциональное старение зданий с жесткой планировочной структурой. Переосмысление подходов к формированию архитектурной среды для дошкольного образования предопределяет совершенствование и дальнейшее развитие архитектуры ДОУ. Закрепление и трансляция этих изменений позволяет реализовать идею создания гибкой современной архитектурной среды для дошкольного образования, соответствующей организационно-функциональным и психолого-педагогическим установкам совершенствующегося учебно-воспитательного процесса. Ряд сделанных предложений позволит в рамках развития архитектуры ДОУ определять способность строительных объектов развиваться и адаптироваться к изменениям внешних и внутренних условий во времени.
Библиография
1. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Ерофеевой Т.И. – М.: Академия, 1999. – 344с.
2. Кирьянова Р.А. Проектирование предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: Пособие для логопедов и воспитателей. Мастер-класс для логопеда / Р.А. Кирьянова. – СПб.: КАРО, 2007. – 64 с. (Серия «Мастер-класс логопеда»).
3. Гришаева Н. Детский сад нового типа. Социальные проблемы дошкольного образования. Завтра начинается сегодня [Электронный ресурс] / О. Гришаева //Дошкольное образование. – 2002. – №18 . – Режим доступа: http://dob.1september.ru/2002/18/14.htm
4. Глушкова Г.В., Мусенко, С.И. Что мешает сделать предметную среду группового помещения для детей старшего дошкольного возраста действительно развивающей [Электронный ресурс]/ Глушкова Г.В., Мусенко С.И. – Режим доступа: http://www.infant-school.ru/igra/glushk.htm
5. Автономные светильники на солнечных батареях. – Режим доступа: http://www.saratovsvet.ru/article/art81/
6. Светильник на солнечных батареях Globo SOLAR. – Режим доступа: http://tvoysvet.ru/catalog/detail.php?ELEMENT_ID=18068
7. Фотографии необычных лестниц. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://goodwill.biz.ua/l-19.htm l
8. Необычные лестницы. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.kmv21.ru/articles/kaleydoskop/2011/04/Neobychnyelestnicy/
9. Тактильные ощущения. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://detpsy.ucoz.net/index/taktilnye_oshhushhenija/0-83
Ссылка для цитирования статьи
Ламехова Н.В. АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ [Электронный ресурс] /Н.В. Ламехова //Архитектон: известия вузов. – 2011. – №2(34). – URL: http://archvuz.ru/2011_2/5
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная