Архитектон: известия вузов. №2 (38) Июнь, 2012
Ландшафтный дизайн
Дормидонтова Виктория Владиславовна
кандидат архитектуры, профессор, зав. кафедрой ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
(национальный исследовательский университет). Мытищинский филиал.
Россия, Мытищи, e-mail: v.dormidontova@mail.ru
МИНИМАЛИЗМ В САДОВО-ПАРКОВОМ ИСКУССТВЕ
УДК: 712.3 (075.8)
Шифр научной специальности: 85.118
Аннотация
Ключевые слова: садово-парковое искусство, пространство, архитектура, стиль, минимализм
На рубеже XX-XXI вв. идеи функционализма и модернизма, выдвинутые ещё в начале XX века, объединившись с натурализмом, получили, наконец, отточенное формальное выражение в садовом пространстве. Суть выкристаллизовавшегося сада описывается следующими тезисами:
«Сад – это результат компоновки природных элементов по эстетическим законам; преломлённый через мировоззрение художника, обогащённое его жизненным опытом, увлечениями, стремлениями, ошибками и удачами» (Р. Бурль Маркс) [Цит.по 11].
«Что в действительности важно, так это не нечто, называемое дизайном, а то, как вы живёте, сама жизнь. Дизайн вытекает оттуда. Невозможно отделить то, что вы делаете, от вашей жизни» (Д. Кили) [Цит.по 11].
«Необходимо создавать новые формы, которые важны для века, их порождающего» (К. Туннард, Ж. Канил-Кле) [Цит.по 11].
«Решение проблемы лежит в её сущности», «концепция проекта вытекает из особенностей ландшафта» (Ф.-Л. Райт) [Цит.по 1].
«Растительные посадки – это только часть ландшафтной композиции; взаимодействие – это всё» (К. Туннард, Ж. Канил-Кле) [Цит.по 11].
«Добиваться предельной выразительности материала» (Г. Экбо) [Цит.по 11].
«Больше, значит меньше» (Мис ван дер Роэ) [Цит.по 1].
На рубеже XX – XXI веков наследие модернистов приобрело большое значение. Новый стиль успешно утверждается в большом количестве современных садов, создаваемых в странах Европы и Америки. Среди мастеров этого стиля называют имена: Марта Шварц [2,3,4,5,6,8,10,11], Питер Уокер [11], Ким Уилки, Кен Смит, Андреа Кочран (США), Бернар Чуми, Пьер Колбок, Франсуа Дебулуа, Поль Брише, Франсуа Брун, Мишель Пена, Лилиан Грюниг-Трибель, Жиль Клеман, Алан Прово, Патрик Берже, Жан-Поль Вигюр, Жан-Франсуа Жодри, Марилен Ферран, Жан-Пьер Фюга, Бернар Гуэ (Франция) [9], Кристофер Брэдли-Хоул (Великобритания), Людвиг Гернс (Германия) [8,11].
Новый комплекс композиционных приёмов позволяет организовывать как небольшие частные сады, так и монументальные многофункциональные городские пространства. «Классический модернизм» Дэна Кили развивается в работах Питера Уокера [13] монументального урбанистического масштаба (Детский парк в Сан Диего, Центр Скульптуры, Национальный Мемориал 11 сентября), а драматизм контрастного углового сопоставления и врезки форм смягчается и приобретает лиричность благодаря контрастному использованию ажурной текстуры листвы растительности (внутренний двор здания Novartis) (рис.1,2,3,4).
Рис. 5. Питер Уокер Sony-центр. Берлин Источник: ![]() | Рис. 7. Стоун Эдж Фарм Источник: ![]() | Рис.10. М. Шварц. Линейный парк | Рис.14. Двор церкви св. Марии в Лондоне | Рис.16. Кумберлэнд-парк. |
С другой стороны, историчность и парадоксальность, проявляющиеся в оригинальной трактовке исторических форм и в неожиданном символическом использовании искусственных материалов, имитирующих растительность, близки постмодернизму.
Её работы «оригинально традиционны», историчны и свежи, выразительны при минимальных средствах, таким образом, устанавливают связь между модернизмом, постмодернизмом и минимализмом и позволяют проследить, как в современном садово-парковом искусстве переплелись и выработали новые формы предшествующие стилистические тенденции.
Если творчество М. Шварц является продолжением и развитием американского модернизма, то К.Брэдли-Хоул [2,5,6,8,11] революционизировал традиционно натуралистический британский садовый дизайн, направив и его развитие в русло минимализма.
![]() | ![]() |
Рис.17. Кристофер Брэдли-Хоул [11] | Рис.18. Людвиг Гернc[11] |
Брэдли-Хоул стал победителем выставки садов в Челси в 1993 г. и в 2000 г., представив сады, где растения использовались количественно минимально, но максимально выразительно были подобраны силуэт и фактура многолетников и отделочные материалы – сталь, стекло, бетон. Кроме того, его сады отличались качественным пространственным решением. В композициях Брэдли-Хоула экспрессивная и асимметричная геометрия балансирует острыми геометрическими формами и контрастными цветовыми пятнами, создавая одновременно напряжённость и спокойствие (рис.17).
Простой, «спартанский», подход к проектированию тесно связан с философией, описанной им в книге «Минималистский сад» (1999 г.). Его метод заключается в отказе от избыточного в пользу светлого и открытого пространства и в использовании хорошо продуманного материала. В выборе устойчивых и эстетически выразительных растений Брэдли-Хоул опирается на опыт других дизайнеров – Розмари Вайс, Пита Аудольфа, Тона тер Линдена, которые изучали свойства и художественные качества растительного материала.
Садовник и ландшафтный дизайнер Людвиг Гернс [11] на своей вилле в Ганновере (Германия) создал сад – последовательность острых, асимметричных композиций, выполненных из природных и искусственных материалов. Дом, выкрашенный в серо-белые тона, служит нейтральным фоном для динамичного сада.
Художественные предпочтения Гернса сформировались под влиянием работ Рассела Пэйджа, Роберто Бурль Маркса, Ле Корбюзье, В. Кандинского и Ф. Старка, что проявилось в использовании асимметричной геометричности плана наряду со стрижеными тисовыми и самшитовыми архитектурными объёмами, а также в динамичном контрасте материалов.
Асимметричная геометричность плана распространяется на объёмное и глубинно-пространственное решение: чёткий рисунок мощения, тщательная стрижка газонов и изгородей из самшита и тиса создают ощущение регулярности. Сад геометричен, но не регулярен. Многие осевые виды пересекаются углами или полумесяцами, напоминающими композиции Кандинского, композиционные центры сбиваются в сторону от оси, но динамически уравновешиваются другими элементами (рис.18).
Палитра выразительных средств ограничена. Эффектность сада обеспечивается контрастным сочетанием текстур растительных и искусственных материалов: бархатной поверхностью зелёного газона и отполированной поверхностью мощения. «Два стиля разыгрываются в саду: тщательно вырезанные и отполированные гранитные плиты соседствуют с рваным известняком. Ржавая поверхность стали используется в подпорных стенках отражающего пруда, а стекло и нержавеющая сталь формируют ограничивающую изгородь» [11].
Во Франции первый парк новой пространственной организации был создан по проекту Бернара Чуми в 1983-1990 гг., победившего в конкурсе на проект парка XXI века [7,9].
![]() | ![]() |
Рис.19 а,б. Б. Чуми. Парк Ля Виллетт (фото автора) |
В основе планировочной композиции парка Ля Виллетт участвуют простые геометрические формы, лёгкие линейные элементы: квадрат, круг, треугольник, прямая, точка. Остроту вносит контраст между жёсткой геометричностью форм и извилистой линией прогулочной трассы (рис.19а,б). Те же простые геометрические формы организуют и пространственную композицию: огромная сфера панорамного кинотеатра, музей науки и техники, а также парковые павильоны красного цвета, напоминающие объёмно-пространственные композиции конструктивистов.
Атлантический сад (площадь 3,42 га) на крыше железнодорожного вокзала Монпарнас также был создан в результате конкурса в 1994 г., выигранного архитекторами Бруном и Пена. Центрическая композиция организована вокруг центрального газона с островом Гесперид. С одной стороны по периметру расположены 5 теннисных кортов с мостом- променадом и перголой, с другой стороны – тематические сады с садовыми павильонами (рис.20).
![]() | ![]() |
Рис. 20. Ф. Брун, М. Пена. | Рис. 21. Ф. Дебулуа и П. Брише. Парк Белльвилль |
Простая геометрическая планировка едва сдерживает пластичное «выплёскивающееся» художественное решение. У каждого материала – своя роль. Гибкий и упругий металл – высокие перекатывающиеся волны (пергола, фонари); ажурная текстура и серебристый цвет растений – водная зыбь; гулкое, мягкое дерево – палуба корабля (настилы перголы, променада), гранитные плиты – скалы (ограждения садовых комнат, детской игровой площадки и павильоны, в частности, павильон Розовых скал). Волнообразный рисунок дорожек напоминает мощение Копакабана Бич Р. Бурль Маркса.
Лаконичная и элегантная композиция сада Реулли также центрична. Центральный доминирующий газон окружается небольшими тематическими садами. Газон пересекает виадук, тактично и стильно вписанный в пространство. Тонкие металлические опоры виадука едва касаются поверхности газона.
Композиция сада Белльвилль (1988 г., арх. Дебулуа и Брише) – современная интерпретация террасных садов, построенная на единстве и противопоставлении геометричности и живописности (рис.21). Серия пластично изогнутых дорожек, повторяя горизонтали, «стекает» с холма. Динамичная композиция скрепляется перпендикулярными прямыми дорожками, соединяющими основные объекты и видовые площадки. Ряды геометрически стриженых форм растений выявляют планировочные линии и подчёркивают живописность рельефа. Поверхности газонов также меняют кривизну, реагируя на неровности рельефа. С верхней террасы открывается великолепная панорама Парижа, в которой участвуют Пантеон, Эйфелева башня и башня Монпарнас.
![]() | ![]() |
Рис. 22. М. Ферран, Ж.- П. | Рис. 23. Ф. Мэтью, Ж. Верджели Ле Руа. |
![]() | ![]() |
Рис. 24 а,б. Л. Грюниг-Трибель. Парк Жоан Миро (фото автора)
Планировка сада Берси (1994-1997 гг., арх. Ферран, Фюга, Ле Руа) и традиционна, и нова. Всё пространство разделено автострадой на 2 части – регулярную, с несколько нарушенной параллельностью дорожек, ориентированных на вход в сад, и пейзажную, связанные единой геометрической планировкой и каналом. В регулярную часть линейно-осевого характера входят тематические сады: огород, розарий, травник, лабиринт, трельяжный сад. Пейзажную часть составляют философский и романтический сады, объединённые в центрическую композицию круглым озером (рис.22). Объёмно-пространственная композиция сада связана с архитектурой спортивного комплекса Берси, наклонные стены которого превращены в живые газоны. Поэтому темой сада стали зелёные откосы – в регулярной части, и холмы – в пейзажной. Лаконичная планировка выявляется выразительными материалами мощения окаймлённых дорожек.
Променад растений (1993 г., арх Мэтью, Верджели) – линейный висячий сад на высокой подпорной стене на уровне 2-3 этажей, протяжённостью в 4,5 км связывает площадь Бастилии с садом Реулли. Разнообразие пространственных впечатлений обеспечивается чередованием открытых и закрытых пространств. Силуэт и текстура растений обогащают композицию, а деревянный настил активизирует тактильные ощущения (рис.23).
Сад Миро (арх. Л. Грюниг-Трибель). занимает небольшое внутриквартальное пространство, предназначенное для отдыха жителей прилегающих домов. Для разграничения функциональных зон, расположенных в пониженных «долинах», в саду искусственно создан волнообразный рельеф. Система параллельных волн пересекается двумя диагональными осями – пешеходным мостом и яркой полосой из почвопокровных растений, цветов и кустарников. В выразительные формы рельефа врезаются подпорные стенки – скамьи, круглая в плане игровая площадка со ступенями. Крупным валам рельефа противопоставлены лёгкие, динамичные «нити» дорожек, линейные элементы мостиков, подпорных стенок (рис.24 а,б). Создаётся иллюзия композиционно деликатного и функционально осмысленного использования «природного» рельефа. Отсутствие симметрии, композиционных осей, иерархии центров обеспечивает ощущение лёгкости и свободы природы, не стянутой в «жёсткий корсет» композиционных построений.
Композиция парка Андре Ситроен (1992 г., Клеман, Прово, Берже) – центрическая, с большим зелёным партером в центре. Крупными планировочными элементами являются также перистильный сад воды, канал – нимфей. По одной из сторон партера расположены тематические сады – голубой, зелёный, оранжевый, красный, серебряный, сад движения, сад метаморфоз – садовые комнаты, выразительность которых составляют растительные композиции, подобранные по цвету, силуэту, текстуре. Одна сторона сада выходит на набережную Сены, другая примыкает к старой османновской застройке (чёрный и белый сады). По мере приближения к Сене пространства укрупняются. Композиционную остроту в геометрическую сетку плана вносит диагональная линия дорожки, идущая из чёрного сада к югу на север, к набережной Сены, к саду движения, пересекая и связывая всё пространство.
Таким образом, новый садовый стиль, сделавший первые шаги во Франции в конце 20-х годов, совершив прогулку по миру, вернулся в Европу из Америки в конце XX века сформировавшимся минималистским садом, «говорящим по-американски». «Переводы» на французский язык пока более «многословны», возможно, в связи с сильными многовековыми садовыми традициями. В основе французских садов также простые планировки, напоминающие работы супрематистов, но пространства заполняются многими элементами, формы, силуэты, величина и текстура которых не всегда согласованы. Искусственные твёрдые материалы иногда композиционно и эмоционально пассивны.
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
Рис. 25 а-е. Внутренний двор отеля Скайгарден. Мюнхен (фото автора)
В Германии новый стиль нашёл широкое применение в ландшафтном проектировании городских территорий: площадей, скверов, набережных, внутренних дворов офисных зданий и отелей (рис.25-28). Небольшие пространства, оставляемые застройкой природе, требуют минималистского решения, такого, чтобы фрагмент, «цитирующий» природу, обладал краткостью и ёмкостью афоризма и обеспечивал полноту ощущений природы.
![]() | ![]() |
Рис. 26 а,б. Набережная Рейна. Кёльн (фото автора)
![]() | ![]() |
Рис. 27 а,б. Сквер. Мюнхен (фото автора)
![]() | ![]() |
Рис. 28 а,б. Серия перетекающих внутренних дворов офисных зданий. Мюнхен (фото автора)
Несмотря на различия в творческой манере, масштабе, тональности, наполненности пространств, приёмы пространственной организации и оформления рассмотренных садов – едины и отличны от приёмов предшествующих стилей.
Заключение
Садово-парковые композиции конца XX – начала XXI вв. представляют иной вид пространственных взаимосвязей, т.е. новый тип пространства – без осей, иерархии центров, без видимой системной организации движения. Это открытые динамично уравновешенные композиции, построенные на контрастном сопоставлении простых геометрических форм (квадрата, круга, треугольника, прямой, точки) и линейных, диагональных элементов. Их планировочные и пространственные решения цитируют и развивают графические и архитектурные работы модернистов 1920 – 1930-х гг.
Новые идеи постепенно находят формальное выражение в разных видах искусства. Для полноценного становления и вызревания стиля, охватывающего все виды искусства, требуется время, как правило, выходящее за рамки одного века. На новые идеи в самом начале XX века откликнулась первой живопись, затем поэзия. Архитектура была «придумана» в 20-е годы. А в садово-парковом искусстве новый стиль только к началу XXI века выработал свою систему композиционных приёмов, посредством которых создаётся новый тип пространства.
Библиография
1. Ёдике Ю. История современной архитектуры / Ю.Ёдике. – М.: Искусство, 1972. – с.103-104
2. Забелина Е.В. Поиск новых форм в ландшафтной архитектуре / Е.В. Забелина. – М.: Архитектура-С, 2005. –160 с.
3. Радько О. Allegro con brio / О. Радько // Ландшафтный дизайн. – 2000. – № 4. – С.52-59
4. Bennett P. Dance of Drumlins / P. Bennett // Landscape architecture. – 1999. – №8. – P.60-67.
5. Bradley-Hole C. The Minimalist Garden / C. Bradley-Hole. – London: Mitchell Beazley, 1999.– 208 pp.
6. Brown J. The English Garden Through the 20 th Century / J.Brown. – Woodbridge,Suffolk: Garden Art Press, 2002. – 287 pp.
7. Helphand K. Landscape as Cinema / K.Helphand //Landscape Architecture. – 1988. – vol.78. – №5. – P.30
8. Hobhouse P. The Story of Gardening. / P. Hobhouse. – London:Dorling Kindersley Limited, 2004. – 468 pp.
9. Jarrasse D. Grammaire Des Jardins Parisiens / D. Jarrasse. – Paris, 2007. – 271 pp.
10. Johnson J. The Spliced Garden / J. Johnson // Landscape Architecture. – 1988. – vol. 78. – №5. – P. 100-104.
11. Wilson A. Influential Gardeners / A. Wilson. – London: Mitchell Beazley, 2002. – 192 pp.
12. http:// www.acochran.com
13. http:// www.pwpla.com
Ссылка для цитирования статьи
Дормидонтова В.В. МИНИМАЛИЗМ В САДОВО-ПАРКОВОМ ИСКУССТВЕ [Электронный ресурс] /В.В. Дормидонтова //Архитектон: известия вузов. – 2012. – №2(38). – URL: http://archvuz.ru/2012_2/17
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная