Архитектон: известия вузов. №2 (42) Июнь, 2013
Теория архитектуры
Витюк Екатерина Юрьевна
кандидат архитектуры, член Союза архитекторов РФ, Советник РААСН,
Руководитель проектов концептуальных разработок
ООО «Неоконсалтинггрупп»
Россия, Екатеринбург, e-mail: help_nir@mail.ru
К ВОПРОСУ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИЙ ИДЕАЛЬНЫХ ГОРОДОВ-ЗВЕЗД
УДК: 72.01
Шифр научной специальности: 85.110
Аннотация
Ключевые слова: идеальные города, средневековые города, города-крепости, оборонительные укрепления
К настоящему моменту человечеством создано огромное количество концепций идеальных городов, отличных по своей сути, характеру описания, профессиональности авторов и пр. Они могут представлять собой отдельные теоретические труды, ставшие результатом фундаментальных и прикладных исследований; быть частью литературных произведений, студенческих проектных размышлений, работами художников и т. д. Однако любая такая концепция заслуживает внимания и адекватной оценки специалистами в области градоформирования. Любое рассуждение об идеальном для жизни пространстве, подвергнутое профессиональному анализу, способно повлиять на теорию и практику градостроительства и архитектуры, найти новые формы, иные способы организации пространств и их связей и т.д. Например, идеи, изложенные Н.А. Милютиным, подтолкнули к сознанию норм санитарно-защитных зон и в целом к зонированию городской среды, которое на сегодняшний день кажется чем-то весьма обычным, общепринятым.
Идеальные города изучали многие теоретики архитектуры и градостроительства: Т. Ф. Саваренская, В. А. Глазычев, А. Э. Гутнов, И. Груза, М. Рагон и др. Некоторые ученые и практики предлагали собственные «идеальные» градостроительные концепции: П. Солери, К.-Н. Леду, К. Курокава, Дж. Данциг, Ле Корбюзье и др. Однако четкой их классификации не существует ввиду обширности материала и постоянного добавления нового. Кроме того, остается нераскрытым вопрос применения этих разработок в современном градостроительстве. Это, в свою очередь, становится основой гипотезы: концепции идеальных городов могут стать базой для разработки современных градостроительных объектов.
Рассмотрим правомерность данного утверждения на примере ряда концепций городов-звезд, применяя аналитический подход.
Первый известный нам теоретический трактат о создании идеального города принадлежит Леону Альберти1 (сер. XV века). Это комплексная работа, содержащая сведения о выборе места для строительства города, принципах планировки, типологии зданий, декоре и т. д. Альберти писал, что «красота есть строгая соразмерная гармония всех частей, объединяемых тем, чему они принадлежат, – такая, что ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже»2. В этом труде изложены основные принципы создания ансамбля.
В период Средневековья идеальный город представлял собой компактное образование, имеющее в плане форму звезды. Это продиктовано как необходимостью обороны, так и попыткой создания «Небесного града» («Небесного Иерусалима»), т. е. стремлением повторить на земле строение совершенного божественного города-звезды (рис. 1). Такое сооружение являлось духовной, административной и военной опорой общества. С военной точки зрения города-звезды представляют собой оптимальное планировочное решение для ведения круговой обороны и быстрого перемещения по дорогам-радиусам. Крепостные стены с башнями, необходимые для защиты, были четко фиксированными границами города, не позволяющими ему увеличивать территорию под застройку.
Рис. 1. Города-звезды:
1) Идеальный город с пятиугольной цитаделью, П. Катанео, 1554 [2, с. 32];
2) Филарете, Сфорцинда, вторая половина XV в.;
3) Идеальный город, Даниель Спекле, 1608;
4) Пальма-Нуова, 1593;
5) Идеальный город, В. Скамоцци, город-крепость колониальной империи венецианцев второй половины XV в.;
6) Идеальный город, Лорини, XVII в.;
7) Идеальный город, Жак Франсуа Перре, 1601 [3]
Средневековый город мог расти лишь вверх, либо требовалось уплотнять внутреннюю структуру. Оба варианта также ограничены техническими возможностями того периода и требованиями к условиям ведения военных (точнее, оборонительных) действий. В связи с этим единственным вариантом увеличения числа горожан, а значит, территории города является «выход за стены», т. е. строительство поселения за границей города. Таким образом, «идеальный» город-звезда был окружен домами и хозяйственными строениями людей низших слоев (крестьяне, ремесленники), внутри же мощных каменных стен находились дома знати, дворцы, храмы и т. п. При необходимости (например, во время войны) жители окрестностей города могли скрыться в нем, но сохранность их жилищ была под угрозой.
Надо отметить, что эта концепция продолжала развиваться и даже получила реальное воплощение в виде городов-крепостей. Примером является Наарден (Нидерланды, XIII-XVII вв.), являвшийся важной стратегической точкой своего времени (рис. 2, 3).
Рис. 2. Наарден, Нидерланды. Источник: http://trasyy.livejournal.com/844851.html
Рис. 3. Снимок со спутника: Наарден. Источник: http://www.terra-z.ru/archives/15166
Еще один образец – Терра дель Солее (Италия, Эмилио-Романья) – крепость, созданная по приказу Козимо Медичи (итал.: Cosimo I de' Medici; 1519-1574) в конце XVI века (рис. 4). Также существовали и другие крепости, созданные с применением звездообразных земляных валов: Леньяго (Legnago), Куворден (нидерл.: Coevorden), Бриле (Голландия) и т. д. Был реализован проект крепости Пальма-Нуова (рис. 5).
Рис. 4. Снимок со спутника: крепость Терра дель Соле, Италия.
Источник: http://maps.google.ru/
Рис. 5. Пальма-Нуова, окрестности г. Удине, В. Скамоцци. Источник: http://www.e-antropolog.ro
Однако идеальным городом-крепостью этого периода можно признать замок Мариенбург (Мальброк, Польша), когда-то ставший резиденцией рыцарей Тевтонского ордена и входивший в фортификационную сеть в Пруссии (рис. 6). Целая сеть водных каналов, кирпичные стены, черепичная кровля, центральная система отопления, санитарный узел, мосты, множество подъемных решеток – все это позволяет назвать Мариенбург самой грандиозной крепостью этого периода, хотя ее планировка далека от «идеальных» представлений о городе средневековья. Лишь линия укрепления с северной стороны и угловые завершения каменного фундамента замка имеют контур, напоминающий город-звезду (см. рис. 6, фрагмент 4).
Рис. 6. Мариенбург, Польша: 1, 2, 3 – внешний вид замка; 4 – гравюра с изображением плана крепости; 5 – снимок из космоса.
Источники: http://lifeglobe.net/entry/1138, http://www.zamek.malbork.pl/ , Музей Мальборкского замка
По тем же правилам был создан Кёнигсберг (рис. 7).
Рис. 7. План Кенигсберга, фон Сухолетц Младший (1740) [2, с. 69].
Подобные проявления данной концепции можно встретить и в планировках российских городов и крепостей. Например, проект Санкт-Петербурга, автором которого являлся А. Леблон (1717) – приглашенный французский архитектор, взявший за основу плана идеальные города Возрождения (рис. 8). Проект осуществлен частично (рис. 9).
Рис. 8. Проектное предложение планировки Санкт-Петербурга, А. Леблон, 1717 [1, с. 73].
Рис. 9. 1) карта Санкт-Петербурга и окрестностей, 1726-1727 гг.
Источник: http://gopiter.ru/piter/main/city_map/historymaps/ ;
2) центральная часть Санкт-Петербурга. Источник: http://maps.google.ru
Звездообразные земляные валы окружали Выборг (Ленинградская обл.), часть из них сохранилась по сей день (рис. 10).
Рис. 10. План Выборга [2, с. 412]
Графические интерпретации идеальных городов-звезд, несмотря на их метафорическое значение, соответствовали требованиям обороны того периода, вследствие чего стали фундаментальной основой средневекового градостроительства. Регулярная планировка позволяла не только легко ориентироваться внутри, но и быстро перемещаться при необходимости. Однако правильные формы планов не всегда получалось воспроизвести вследствие особенностей рельефа территории строительства. Более того, в настоящий момент земляные валы со стрельчатыми завершениями представляют собой интересную ландшафтную организацию территорий прежних крепостей.
Стоит отметить, что города-крепости, имеющие в плане форму звезды, отлично справлялись с поставленными перед ними задачами. Они создавались как произведения искусства и становились сюжетами гравюр. В них сочетались архитектурная и инженерная мысли, утилитарное и эстетическое; воплощалось представление об устройстве вселенной. Почему же принципы проектирования городов-звезд прекратили применять?
Безусловно, это связано с развитием техники и сменой мировоззрения. Эпоха Возрождения изменила взгляды на то, как должен выглядеть город. С этого момента начинает стремительно расти количество утопических градостроительных идей, связанных с рассуждениями об идеальном гуманистическом обществе. Замкнутый в себе город-звезда не в состоянии стать символом открытости и равенства среди людей. Эта концепция остается в Средневековье, но некоторые правила устройства городов интерполируются на утопии Возрождения. Например, регулярные и радиальные планировки продолжали применять. Их можно встретить в различных концепциях и литературных произведениях, описывающих идеальные города последующих периодов (рис. 11).
Рис. 11. Применение регулярных и радиальных планировок в концепциях идеальных городов:
1) Амауротум Т. Мора, 1516; 2) Севаринда Д. Вэрасса, 1675; 3) утопический город Габриэля де Фуаньи, 1676; 4) утопический город Морелли, 1755; 5) утопический город Р. Оуэна, 1841 [3].
Воспроизводить перестали только оборонительные укрепления, создававшие когда-то образ звезды. С развитием военной техники они утратили свою значимость, поскольку уже не могли гарантировать защиту горожанам, кроме того, стали мешать росту города.
Однако «позабытый» прием организации городского пространства может успешно применяться в настоящее время. Звездообразный в плане земляной вал мог бы стать основой ландшафтной организации какого-либо открытого городского пространства либо «приобъектной» территории (площади у административных, офисных и прочих общественных зданий и сооружений) с устройством каскадов и террас. Этот же прием был бы удачным элементом развлечения при использовании его в организации площадок для экстремальных видов спорта, границей пространства, тематическим элементом музея под открытым небом, связанным с историей градостроительства и т. д. Графические интерпретации городов-звезд легко представить в качестве аналогов для проектирования технопарков или университетских кампусов, различных режимных территорий, т. е. градостроительных объектов, которые нуждаются в наличии физически ощутимых, а не только визуальных границ.
Таким образом, градостроительные концепции городов-звезд можно встретить в различных уголках мира: Франции, Германии, Италии, Польше, России, Казахстане и др. Созданные пять сотен лет назад, они не только вызывают интерес как феномены Средневековья, но и могут успешно применяться в современном проектировании.
Библиография
1. Алексеев, Ю. В., Сомов, Г. Ю. Градостроительное планирование поселений: т. 1. Эволюция планирования: учебник / Ю. В. Алексеев, Г. Ю. Сомов. – М.: АСВ, 2003. – 336 с.
2. Градостроительное искусство: новые материалы и исследования. Вып. 1 / отв. ред. И. А. Бондаренко. – М.: КомКнига, 2007. – 476 с.
3. Груза, И. Теория города / И. Груза. – М.: Стройиздат, 1972. – 247 с.
Ссылка для цитирования статьи
Витюк Е.Ю. К ВОПРОСУ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИЙ ИДЕАЛЬНЫХ ГОРОДОВ-ЗВЕЗД [Электронный ресурс] / Иванов //Архитектон: известия вузов. – 2013. – №2(42). – URL: http://archvuz.ru/2013_2/3
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная