Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №3 (43) Сентябрь, 2013

История архитектуры

Зарубина Наталия Александровна

специалист.
Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области,

Россия, Иркутск, e-mail: natali.a.zarubin@yandex.ru

Меерович Марк Григорьевич

доктор архитектуры, доктор исторических наук, профессор,
член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, 
член-корреспондент Международной академии архитектуры. 
Иркутский государственный технический университет.

Россия, Иркутск, e-mail: memark@inbox.ru

СИБИРСКОЕ БАРОККО В ДЕРЕВЯННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ ИРКУТСКА XIX ВЕКА

УДК: 72.03
Шифр научной специальности: 85.113(2)

Аннотация

В статье рассматриваются особенности декоративного убранства фасадов деревянной гражданской архитектуры Иркутска стиля сибирское барокко. В результате исследования впервые в истории изучения стиля сибирского (иркутского) барокко в деревянной архитектуре Иркутска схематизированы по формальному признаку и сведены в классификационную таблицу основные типы сандриков наличников оконных проемов. Каждому из типов присвоено условное название и дана краткая характеристика. В статье также рассматриваются разновидности лобаней и подоконных досок иркутского барокко.

Методика исследования основана на комплексном сборе, изучении и анализе дореволюционных и современных источников: письменных и графических архивных материалов, текстов, а также на результатах натурных обследований объектов – их фотофиксации и графическом анализе.

Ключевые слова: архитектура Иркутска, деревянное зодчество, сибирское барокко, декор фасадов, наличники, сандрики

Авторы выражают благодарность Ладейщиковой Е.Р. за консультационную помощь в подготовке данного материала.

Сибирское барокко – термин, обозначающий одно из широко распространенных стилистических направлений в декорировании каменных культовых сооружений на территории Сибири. В Иркутске к барочным храмам относятся Спасская церковь (1706 – 1713), Богоявленский собор (1718 – 1746), Крестовоздвиженская церковь (1747 – 1758), Знаменская церковь (1757 – 1794), Троицкая церковь (?–1763), Владимирская церковь (1775) (рис. 1).

Рис. 1. Сибирское барокко в архитектуре каменных культовых зданий Иркутска XVIII в. (Собор Богоявления и Знаменская церковь. Источники: http://www.flickr.com , http://glazelki.livejournal.com , http://sobory.ru  

В отношении деревянной гражданской архитектуры Иркутска XIX в. данный термин используется для указания на особый вид оконных наличников с криволинейным сандриком в виде двух встречных волют и акротерия между ними (рис. 2). Этот элемент – характерный признак воплощения сибирского барокко в деревянной архитектуре Иркутска.

Рис. 2. Сибирское барокко в деревянной гражданской архитектуре Иркутска XIX в. – оконные наличники с сандриком в виде двух встречных волют и акротерия (фото Н. Зарубиной)

Следует констатировать, что, несмотря на многочисленные упоминания о наличии уникального деревянного декора гражданской архитектуры Иркутска, выполненного в стилистике барокко, до настоящего времени декоративное убранство этого стиля углубленно не изучалось, а его элементы не систематизировались. Как следствие, специфика декоративного убранства этого (и других стилей) в должной мере не учитывалась и до сих пор не учитывается при определении культурно-исторической ценности деревянныйх строений Иркутстка. И даже если в отдельных случаях при присвоении иркутским зданиям статуса охраняемых объектов культурного наследия отмечалось и описывалось богатство декоративного убранства барочных сандриков (или декора других стилей), то ведущим критерием отнесения к списку памятников декор так и не стал.

Подобный подход вообще характерен для отечественной традиции изучения объектов культурного наследия, в которой основополагающими факторами определения ценности здания являются, прежде всего, такие характеристики, как а) историческая ценность, б) ансамблевость, в) уникальность места расположения, г) объемно-планировочное решение, д) конструктивное решение и технология строительства и т. п. Декор относится к характеристикам вторичного значения. В результате статус памятников обретает лишь незначительное количество сооружений, так как лишь небольшое число зданий имеют специфические конструктивные и планировочные особенности. Даже в случае наличия у объектов уникальных декоративных черт они оказываются отсеянными по причине отсутствия в них особых объемно-пространственных и конструктивно-технологических решений.

С нашей точки зрения, декоративное убранство деревянной гражданской архитектуры должно выступать одним из основных критериев присвоения зданию статуса памятника.

Для выделения конкретного материала исследования (зданий, относящихся к стилистике сибирского барокко) и сравнительно-сопоставительного анализа декоративных ансамблей различной стилистической направленности в ходе данного исследования была осуществлена фотофиксация объектов сохранившейся рядовой деревянной застройки Иркутска. По каждому объекту сформирован следующий перечень фотоматериалов: а) фасад (по возможности с четырех сторон); б) подкарнизный декор; в) фриз; г) крыльцо (дверь); д) окно; е) балкон (если имелся); ж) отдельные детали декоративного убранства. Сформированная фотографическая база составила 1061 объект рядовой деревянной застройки Иркутска1. В ходе предпроектного анализа было выявлено около сотни домов, содержащих в своем оформлении барочную стилистику: 78 объектов – в центральной части города, 5 – в предместье Глазково и 15 – в предместье Рабочее. Это примерно 90% сохранившихся на данный момент деревянных средовых объектов, относящихся к сибирскому барокко.

Для выявления характерных мест расположения барочного декора на фасадах домов был проведен стилистический анализ каждой из частей фасада – карниза, фриза, оконных и дверных проемов, общего поля стены – и обобщены характерные художественно-образные признаки декоративных элементов, располагающихся на этих частях фасада. В результате выявлена особенность расположения барочных элементов на фасадах деревянных домов – они присутствуют лишь в оформлении оконных и, значительно реже, дверных проемов. Другие части фасадов иркутских барочных деревянных домов декорированы элементами, относящимися к иным стилям – классицизму, древнерусскому, восточному и т. п. Барочные элементы соседствуют с элементами этих стилей, формируя единый художественно-образный ансамбль (рис. 3).

Рис. 3. Места расположения элементов декоративного убранства в стилистике «барокко» в сочетании с элементами других стилей на фасадах деревянных домостроений Иркутска XIX в.
Шаблон схемы А. Матвеевой [6]

Важнейшая задача в изучении сибирского барокко и, в частности, в характеристике его местной специфики – стилистического направления, именуемого иркутским барокко, – построение типологии наиболее характерных элементов данного локального стиля – сандриков деревянных наличников оконных проемов. Эта работа была проведена впервые в истории изучения стиля сибирское (иркутское) барокко в иркутской деревянной гражданской архитектуре. Все разновидности барочных сандриков схематизированы и систематизированы по формальным признакам: а) конфигурации сандриков, б) характеру встречных завитков волют, в) форме и составу декоративных элементов акротерия, композиционно соединяющего волюты между собой. В результате выделено восемь типов сандриков барочных наличников. Каждому из них присвоено условное название и дана краткая характеристика.

Первый тип простой, криволинейный, профилированный сандрик. Характер волюты плоский, лаконичный. Центральный элемент выдержан в строгих формах, практически не имеет декора (рис. 4). Образцом данного типа является сандрик наличника дома по ул. Карла Либкнехта, 31. Подобный элемент с незначительными изменениями в пластике и характере волют встречается также в декоративном убранстве домов по ул. Седова, 16, ул. Ремесленной, 37 и др. (рис. 5).

Рис. 4. Наличник первого типа. Схема 2.

Рис. 5. Примеры наличников первого типа: ул. Карла Либкнехта, 31 (фото Н. Зарубиной),
ул. Седова, 16 (фото А. Матвеевой), ул. Ремесленная, 37 (фото Н. Зарубиной)

Второй тип простой, криволинейный, профилированный сандрик с резными розетками. Характер центрального элемента по сравнению с первым типом практически не претерпевает изменений (рис. 6). Отличие состоит в появлении резных классицистических розеток в центрах волютных завершений. Образцом данного типа является сандрик наличника дома по ул. Тимирязева, 45а. Подобное сочетание элементов встречается в декоративном убранстве домов по ул. Грязнова, 17а и ул. Лапина, 31а. Розетки в данных примерах практически идентичны, меняется только степень изогнутости сандрика (рис. 7).

Рис. 6. Наличник второго типа. Схема

Рис. 7. Примеры наличников второго типа: ул. Тимирязева, 45а, ул. Грязнова, 17а, ул. Лапина, 31а (фото Н. Зарубиной)

Третий тип простой, криволинейный, профилированный сандрик с «плетенкой», связывающей завитки волют. Между завитками встречных волют размещается резной элемент в виде двух переплетающихся колец. Центральный элемент лаконичен, не имеет другого декора. По сравнению с предыдущими типами он имеет более упрощенную форму (рис. 8, 9).

Рис. 8. Наличник третьего типа. Схема

Рис. 9. Примеры наличников третьего типа: ул. Фурье, 13 (фото Н. Зарубиной), ул. Бабушкина, 17а (фото А. Матвеевой), ул. Декабрьских Событий, 26 (фото Н. Зарубиной)

Перечисленные типы можно считать первичными (исходными) вариантами появления «барочных» наличников в декоративном убранстве жилых деревянных домов Иркутска. По сравнению со следующими, более развитыми типами, они не получили широкого распространения.

Четвертый тип усложненный криволинейный профилированный сандрик ступенчатой формы. Волютные завитки, в отличие от ранних модификаций, приобретают иную трактовку – немного набирают массу и представляют собой более разомкнутую спираль. Центральный элемент усложняется, становится больше по размеру. В его оформлении появляются детали растительного происхождения – в некоторых примерах в завершении акротерия можно увидеть элемент, который позднее разовьется в резной акантовый лист (рис. 10, 11).

Рис. 10. Наличник четвертого типа. Схема

Рис. 11. Примеры наличников четвертого типа на примере домов по ул. Халтурина, 1/1,
ул. 25-го Октября, 8, ул. Кожова, 38а (фото Н. Зарубиной)

Пятый тип развитый усложненный криволинейный профилированный сандрик ступенчатой формы. Сандрик этого типа остается профилированным, ступенчатым, с незначительно отличающимися вариациями количества и размера полочек. Завитки волют приобретают более детальную проработку, продолжают набирать массу. Центральный элемент усложняется, в его украшении отчетливо прослеживается наличие растительных мотивов. Характерной чертой данного типа является появление навершия акротерия в виде примитивного прообраза акантового листа («прото-акант»). Нижняя часть декорирована стилизованным элементом рокайльного орнамента (рис. 12, 13).

Рис. 12. Наличник пятого типа. Схема

Рис. 13. Примеры наличников пятого типа: ул. Тимирязева, 21, ул. Грязнова, 22, ул. Седова, 13
(фото Н. Зарубиной)

Шестой тип развитый усложненный криволинейный профилированный сандрик ступенчатой формы с объемной проработкой завитков волют. Для этого типа характерна развитая объемная проработка завитков встречных волют. Акротерий приобретает детализированную проработку и включает в свое оформление элементы в виде стилизованных бутонов цветов. Венчающей частью центрального элемента становится деталь картуша. Нижняя часть впервые представлена в виде перевернутого бутона лилии. Между завитками встречных волют располагается четырехлепестковая розетка (рис. 14,15).

Рис. 14. Наличник шестого типа. Схема

Рис. 15. Примеры наличников шестого типа: ул. Карла Либкнехта, 26, 25 (фото А. Матвеевой),
ул. Каландаришвили, 3 (фото Н. Зарубиной)

Седьмой тип развитый усложненный криволинейный профилированный сандрик ступенчатой формы с объемной проработкой завитков волют и акантовым листом. В этом типе сандрик сохраняет свое ступенчатое строение, остается профилированным. В разных образцах можно наблюдать различные варианты количества и размеров полочек. Волюты увеличиваются в радиусе, набирают массу, сохраняют объемную проработку завитков. Характерной чертой данного типа является акантовый лист, появляющийся в качестве завершающего элемента акротерия. Он более проработан, чем в четвертом и пятом типах наличников, но все еще далек от своей последующей, более развитой модификации. Остальные детали центрального элемента сохраняют свои растительные формы (рис. 16, 17). В зависимости от вариаций состава деталей акротерия данный тип наличника имеет множество подтипов.

Рис. 16. Наличник седьмого типа. Схема

Рис. 17. Примеры наличников седьмого типа: ул. 2-я Железнодорожная, 38, ул. Киевская, 11а
(фото Н. Зарубиной), ул. Франк-Каменецкого, 25 (фото В. Асманкиной)

Восьмой тип развитый усложненный криволинейный профилированный сандрик ступенчатой формы с объемной проработкой завитков волют и модифицированным акантовым листом. Данный тип наличников относится к сложному виду высокорельефной домовой резьбы. Сандрик остается ступенчатым, профилированным, варьируется количество и размер полочек. Характер волют и акротерия усложняется, становится еще более проработанным. Завитки волют достигают своего апогея, становясь пышными и более объемными. В центральном элементе сохраняются детали растительного происхождения – преимущественно бутоны цветов. Они, как и волюты, набирают большую массу. Акантовый лист в завершении акротерия обретает усложненную модификацию, становясь более резным и изящным (рис. 18). Данный тип наличника – кульминация развития «барочной» стилистики в оформлении оконных проемов деревянных домов Иркутска (рис. 19).

Рис. 18. Наличник восьмого типа. Схема

Рис. 19. Примеры наличников восьмого типа: ул. Степана Разина, 35 (фото В. Асманкиной),
ул. Володарского, 6, ул. Баррикад, 15 (фото Н. Зарубиной)

Следует указать на наличие некоторого числа вариаций наличников, которые по своим признакам не составляют обособленной группы и не могут быть отнесены ни к одному из вышеописанных типов (рис. 20).

Рис. 20. Ул. Освобождения, 74, ул. Потанина, 8, ул. Ушаковская, 3 (фото Н. Зарубиной)

Предположительно, причиной появления этих разновидностей является возросшая популярность барочных завитков в оформлении оконных проемов и одновременно недоступная для простых горожан дорогостоящая объемная резьба. Желание же украсить свой дом именно такими формами и привело в конечном итоге к возникновению подобных упрощенных (примитивных) вариантов барочных сандриков.

Другой, не менее значимой задачей изучения специфики проявления сибирского барокко в деревянном исполнении является выявление образно-стилистических черт декора всего комплекса элементов барочного декоративного убранства оконных проемов: а) лобаней наличников, б) ставней окон, в) подоконных досок и пр.

В ходе исследования установлено, что в иркутской гражданской деревянной архитектуре ставни окон лишены специфических барочных стилистических признаков. Они одинаковы для всех стилей. А вот лобани и подоконные доски в рамках данного стиля имеют свои особые отличительные характеристики. Авторами рассмотрены разновидности декорирования барочных лобаней и выявлены пять типов. Каждому дано условное название и краткая содержательная характеристика.

Первый тип – «гладкая» лобань. Поле лобани пустое, декор не применяется (рис. 21, 22).
Это – одна из самых распространенных вариаций лобани. Высота доски наличника различна.

Рис. 21. Лобань первого типа. Схема

Рис. 22. Примеры лобаней первого типа: ул. Бабушкина, 2, ул. Бабушкина, 19а, ул. Баррикад, 31
(фото Н. Зарубиной)

Второй тип – обрамленная лобань. Поле лобани украшается тонкими накладными «поясками», частично повторяющими конфигурацию сандрика. Высота доски наличника также различна
(рис. 23, 24).

Рис. 23. Лобань второго типа. Схема

Рис. 24. Примеры лобаней второго типа: ул. Декабрьских Событий, 66, ул. Грязнова, 21а,
ул. Латвийская, 7 (фото Н. Зарубиной)

Третий тип – лобань с розетками. Лобань декорируется розетками различных видов, обычно в количестве двух штук (рис. 25). Розетки трех модификаций: а) резные (ул. Декабристов, 14);
б) токарные (ул. Каландаришвили, 1); в) розетки-кольца (ул. Горького, 5) (рис. 26).

Рис. 25. Лобань третьего типа. Схема

Рис. 26. Примеры лобаней третьего типа: ул. Декабристов, 14, ул. Каландаришвили, 3
(фото Н. Зарубиной), ул. Горького, 6 (фото В. Асманкиной)

 Четвертый тип – лобань с накладными деталями «языческого» стиля. Украшена накладными деталями в древнерусском языческом стиле – знаками а) вспаханного поля,
б) семени (рис. 27, 28).

Рис. 27. Лобань четвертого типа. Схема

Рис. 28. Примеры лобани четвертого типа: ул. Богдана Хмельницкого, 5з, ул. Профсоюзная, 5,
ул. Профсоюзная, 7 (фото Н. Зарубиной)

Пятый тип – лобань с накладной резьбой. Поле лобани украшено элементом с тончайшей скульптурной резьбой с тщательной проработкой деталей. Встречаются две разновидности: а) простые и б) сложные симметричные формы геометрического и растительного происхождения (рис. 29, 30, 31).

Рис. 29. Лобань пятого типа.
Схема

Рис. 30. Пример лобани пятого типа
(с накладной резьбой простой
геометрической формы):
ул. Ударника, 5 (фото М. Мееровича)

Рис. 31. Пример лобаней пятого типа (с накладной резьбой сложной симметричной формы растительного орнамента): ул. Ударника, 5а, ул. Киевская, 17, ул. Декабрьских Событий, 30
(фото Н. Зарубиной)

В ходе исследования также были рассмотрены представленные в иркутском барокко разновидности подоконных досок, являющихся полноправными элементами общих композиций оконных проемов. Они были проанализированы со стороны их декорирования по двум параметрам: а) геометрическому профилю и б) степени деталировки. В результате подоконные доски подразделены на 4 типа. Каждому присвоено условное название и дана краткая содержательная характеристика.

Первый тип – подоконная доска прямолинейного профиля без декора (рис. 32). Таких примеров выявлено всего два: ул. Богдана Хмельницкого, 26 и ул. 2-я Железнодорожная, 38
(рис. 33).

Рис. 32. Подоконная доска первого типа. Схема

Рис. 33. Примеры подоконных доска первого типа: ул. Богдана Хмельницкого, 26 и ул. 2-я Железнодорожная, 38 (фото Н. Зарубиной)

Второй тип – подоконная доска криволинейного профиля. Накладной декор отсутствует
(рис. 34, 35).

Рис. 34. Подоконная доска второго типа. Схема

Рис. 35. Примеры подоконных досок второго типа: ул. Дзержинского, 70, ул. Декабрьских Событий, 77а, ул. Кайская, 4 (фото Н. Зарубиной)

Третий тип – подоконная доска криволинейного профиля с накладными завитками. В данном типе в качестве декора используются тонкие пояски двух встречных завитков с центральным элементом или без него (рис. 36). Это наиболее распространенный в иркутской деревянной гражданской барочной архитектуре тип подоконной доски (рис. 37).

Рис. 36. Подоконная доска третьего типа. Схема

Рис. 37. Примеры подоконных досок третьего типа: ул. Горького, 6 (фото В. Асманкиной),
ул. Володарского, 6, ул. Бабушкина, 2 (фото Н. Зарубиной)

Четвертый тип – подоконная доска криволинейного профиля с накладной объемной резьбой. Характер декора усложнен, встречные завитки приобретают детальную проработку, добавляются элементы растительного происхождения (рис. 38, 39).

Рис. 38. Подоконная доска четвертого типа. Схема

Рис. 39. Примеры подоконных досок четвертого типа: ул. Декабристов, 14, ул. Декабрьских Событий, 30, ул. Карла Либкнехта, 26 (фото Н. Зарубиной)

Наличие подобных, весьма специфических по своему оформлению декоративных элементов (сандриков, лобаней, подоконных досок), присутствующих в деревянной гражданской архитектуре Иркутска XIX в., дает основание для отнесения данного художественного феномена к отдельной разновидности стиля сибирское барокко – иркутскому барокко.

Необходимо заметить, что при составлении описанных выше типологий барочных элементов оконных проемов деревянной гражданской архитектуры Иркутска не учитывались архивные материалы. Включение архивных материалов в общую систематику барочных элементов и, соответственно, уточнение состава типов и вариантов разновидностей – задача дальнейшего развития темы данного исследования. Сформированные и представленные выше типологии барочных элементов декоративного убранства деревянной гражданской архитектуры Иркутска XIX в. позволяют перейти к следующему этапу исследования – выявлению причин возникновения и характера генезиса иркутского барокко, т. е. хронологических и территориальных факторов, влиявших на развитие и трансформацию барочных наличников, причин модификации форм отдельных элементов, их композиций, а также закономерностей замещения одних разновидностей другими.

Выводы

1. В ходе натурного обследования и фотофиксации деревянных гражданских зданий Иркутска выявлено, что лишь около 10% домов несут в своем декоративном оформлении характерные черты «сибирского барокко», что подчеркивает редкость и уникальность данного стилистического феномена.

2. Специфика иркутского барокко в деревянном исполнении заключается в выявленной закономерности расположения барочного декора на фасадах деревянных иркутских домов – элементы этого стиля присутствуют лишь в оформлении оконных и (реже) дверных проемов. На других частях фасада размещаются декоративные элементы, относящиеся к другим стилям. Характерным признаком сибирского (иркутского) барокко является то, что элементы этого стиля в иркутской деревянной архитектуре всегда соседствуют с элементами других стилей, формируя совместно с ними единые художественно-образные ансамбли.

3. Впервые в истории изучения стиля сибирское (иркутское) барокко в деревянном зодчестве Иркутска выделено восемь основных типов барочных сандриков, отличающихся характером контура, завитков волют и формами акротерия. Все разновидности сандриков схематизированы и систематизированы по формальным признакам. Каждому из них присвоено условное название и дана краткая характеристика.

4. Установлено, что для иркутских барочных наличников характерно присутствие 1) двух видов контура сандрика: а) простой криволинейный и б) сложный ступенчатый с меняющимся количеством и размером полочек; 2) нескольких вариаций характера волют: а) плоский виток с «глазком», б) объемный полувиток, в) скульптурно проработанные завитки; 3) различных составов деталей акротериев: а) строгие формы, б) простейшие растительные и веерообразные элементы, в) объемные бутоны цветов, г) рокайльный орнамент, д) деталь картуша, е) изящный, тонко проработанный лист аканта и др.

5. Наряду с классификацией барочных сандриков был проведен обзор декоративного убранства лобаней наличников и подоконных досок оконных проемов с барочными сандриками. Каждому из выделенных типов также присвоено условное название и дана краткая характеристика.


1 В формировании фотографической базы принимала участие аспирантка каф. дрхитектурного проектирования Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета В.А. Асманкина.

2 Графические схемы Н. Зарубиной

Библиография

1. Барановский, Е. О типологии жилых домов Иркутска / Е. Барановский // Земля Иркутская. – 2002. – №1. – С. 23 – 29.

2. Иркутск деревянный. Альбом-путеводитель / фото И. Бержинского; текст Л. Басиной, А. Гаращенко, И. Калининой, Е. Ладейщиковой. – Иркутск: Земля Иркутская, 2010. – 160 с.: ил.

3. Калинина, И.В. Православные храмы Иркутской епархии XVII – начало XX века: научно-справочное издание / И.В. Калинина. – М.: Галарт, 2000.

4. Корзун, А.В. Традиции деревянной жилой застройки Иркутска / А.В. Корзун // Земля Иркутская. – 2001. – №16. – С. 25 – 28.

5. Крючкова, Т.А. Иркутское барокко / Т.А. Крючкова. – М., 1993.

6. Матвеева, А.А. Влияние культуры Востока на декоративное убранство гражданской архитектуры г. Иркутска начала XVIII – конца XIX вв.: научно-исследовательская историко-теоретическая дипломная работа [рукопись] / А.А. Матвеева. – Иркутск, 2010. – 120 с.: ил.

7. Оглы, Б.И. Иркутск: о планировке и архитектуре города / Б.И. Оглы. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1982. – 112 с.: ил.

8. Павлюченкова, Э.Г. Деревянное зодчество Иркутска / Э.Г. Павлюченкова.– Иркутск: Упрполиграфиздат, 1989.

9. Павлюченкова, Э.Г. Иркутск уходящий: о декоре деревянных и каменных домов / Э.Г. Павлюченкова. – Иркутск: Оттиск, 2008. – 70 с.: ил.

10. Полунина, Н.М. Живая старина Приангарья / Н.М. Полунина. – М.: Искусство, 1990. – 174 с.: ил.

11. Прокудин, А.Н. Стильное «дерево» Иркутска / А.Н. Прокудин // Областная газета. – 2009. – № 045 (470).

Ссылка для цитирования статьи

Зарубина Н.А., Меерович М.Г. СИБИРСКОЕ БАРОККО В ДЕРЕВЯННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ ИРКУТСКА XIX ВЕКА[Электронный ресурс] /Н.А. Зарубина, М.Г. Меерович //Архитектон: известия вузов. – 2013. – №3(43). – URL: http://archvuz.ru/2013_3/11 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 28.09.2013
Просмотров: 133