Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №3 (43) Сентябрь, 2013

История архитектуры

Зарочинцева Ольга Владимировна

аспирант кафедры градостроительства.
ФГБОУ ВПО "Московский архитектурный институт (государственная академия)",

Россия, Москва, e-mail: zarolga@mail.ru

МЕСТО МОНАСТЫРЯ В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА. ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА

УДК: 711.4.01
Шифр научной специальности: 85.118

Аннотация

Троице-Сергиева Лавра – духовный центр России. Монастырь расположен в центре города, является его главной высотной доминантой и визуальным ориентиром. Лавру можно считать и общественным центром – на подходе к монастырю каждый день разворачивается базар с сувенирами местного производства. С конца 90-х годов XX века государство постепенно возвращает РПЦ ее дореволюционные владения, за счет чего растет материальная база монастыря. С возвратом зданий происходит и восстановление их дореволюционных функций, но с современным переосмыслением.

Троице-Сергиева Лавра проводит большую социальную работу в городе (воинское, тюремное, больничное служение), активно занимается благотворительностью (материальная и моральная помощь незащищенным слоям населения, помощь в социальной адаптации) и просветительской деятельностью (МДАиС, православная гимназия, воскресные школы, духовно-просветительский центр, типография, киностудия). Как объект значимый для истории и культуры страны и как православный центр, Лавра ежегодно привлекает огромное количество паломников и туристов, чем способствует развитию гостеприимной инфраструктуры в городе и привлечению инвестиций. Монастырь сегодня оказывает влияние на город, на его среду – культурную, духовную, социальную и материальную.

Ключевые слова: посады, монастыри, подмонастырские слободы, городская планировка, Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Троице-Сергиева Лавра – крупнейший центр духовности и просвещения, главная православная святыня России. Современная история монастыря начинается с распада СССР в 1991 г. Этот период характеризуется возрождением утраченного в советский период, изменением отношения государства к Церкви. Архитектурному комплексу Лавры вернули функции монастыря и вывели с его территории музей, здания города, которые до революции 1917 года были храмами, передали общинам верующих – культовые церковные сооружения вновь стали активными градостроительными доминантами. С 1993 года архитектурный ансамбль Лавры включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. [1, с.116]

До революции 1917 года Лавра была крупнейшим монастырем России, она оказывала непосредственное влияние на формирование культурной среды города, его материальную и экономическую базу.

В начале XX века братия Лавры насчитывала 200 монахов и 100 послушников. Кроме того, у Лавры были приписные монастыри и скиты, имевшие частичную хозяйственную и финансовую зависимость: Черниговский скит (1844, пос. Каляевский), Гефсиманский скит, Пустынь Св. Параклита (1861, пос. Смена), Спасо-Вифанский монастырь (1783, ул. Птицеградская 15, 20), Боголюбская киновия (1850-е гг., пос. Каляевский), Смоленская Зосимова пустынь (восстановлена в 1890-е гг., пл. Арсаки), Покровский Хотьков монастырь (г. Хотьково), Махрищский монастырь (35 км от Лавры, р-н г. Александрова). [1, с. 261]

Основными доходами Лавры была торговля священными предметами и сдача в аренду недвижимости. К началу XX века Троице-Сергиева Лавра обладала большими владениями на территории Сергиева Посада, площадь монастырских земель в городе составляла всего около 83 га, одна половина земель была занята огородами и покосами, а другая – постройками, площадями, прудами, садами. Фонд недвижимости Лавры за пределами ее стен состоял из следующих зданий: Черниговский скит 1844 г., Гефсиманский скит (местность Корбуха в 3-х км от Лавры), доходные дома (двухэтажный деревянный дом 1910 – 1913 гг., дом 138 на просп. Красной Армии), больница-богадельня и мастерские 1893 – 1899 гг. (Ильинская ул. 3, 23), две каменные гостиницы (старая 1823 г. на просп. Красной армии 133 и новая 1863 г. просп. Красной армии 140/1), странноприимный дом 1892 г. (просп. Красной армии 127а), конный двор 1790 г., переустроенный в 1904 (ул. Первой Ударной армии 2), кузница 1903 г. (Аптекарский пер. 2), Пафнутьевский сад (Духовная семинария), торговые ряды у центрального входа в монастырь 1902 г. (просп. Красной армии 131а), торговые ряды у странноприимного дома, электростанция 1898 – 1902 (просп. Красной армии 125) [1, c. 263] (рис.1).

Рис. 1. План Сергиева Посада. Сер. XIX в. [выполнено на основе плана 1, с. 45]

Условные обозначения:

- граница города сер. XIX в.
- территория Троице-Сергиевой Лавры
- недвижимость Лавры за пределами ее стен
- храмы, часовни

1. Троице-Сергиева Лавра. 2. Пафнутьевский сад (Духовная семинария). 3. Больница-богадельня и мастерские. 4. Церкви: Параскевы Пятницы и Введения Богородицы во Храм. 5. Часовня Пятницкого колодца. 6. Торговые лаврские ряды. 7. Арендные дома и торговые ряды. 8. Новая гостиница. 9. Старая гостиница. 10. Александро-Мариинский дом призрения. 11. Конный двор. 12. Кузница. 13. Водокачка. 14. Черниговский скит. 15. Боголюбская киновия. 16. Гефсиманский скит. 17. Спасо-Вифанский монастырь. 18. Вифанская семинария.

Троице-Сергиева Лавра всегда по мере возможностей занималась благотворительностью. В начале XX века монастырь принимал «участие в деле лечения, просвещения и материального покровительства лиц и организаций» [1, с. 265]. В странноприимном доме (1892) могли разместиться до двух тысяч человек. В монастыре всегда кормили бесплатными обедами странников-богомольцев (в 1905 году «было приготовлено 38 тыс. обедов и ужинов» [1, с. 267]). Лавра ежегодно жертвовала денежные средства на содержание городской глазной больницы, принимала участие в устройстве провинциальных церквей, оказывала материальную помощь Александро-Мариинскому дому призрения, студентам Московской духовной академии, трем церковно-приходским школам и училищу иконописи. Лавра окормляла городскую тюрьму: монахи служили в тюремной церкви и оказывали продовольственную помощь [1, с. 270]. Иногда Лавра тратила свои средства на благоустройство городских территорий: чистка Белого пруда, каменный мост через реку Торгоша (1904–1905), следили за состоянием дорог на землях, принадлежащих монастырю.

Вопрос образования ни администрация города, ни жители не считали приоритетным (основная часть населения занималась извозом или содержанием постоялых дворов, ремесла в городе были кустарными, и обучение им происходило в семейных мастерских), и просветительские функции в Сергиевом Посаде взяла на себя Лавра. На территории монастыря располагалась Московская Духовная академия. В большинстве учебных заведений заведующими были священники из Лавры или подчиненных ей церквей, у монастыря также имелись «свои учебные заведения: монастырское училище на 157 учеников, низшее училище иконописи на 6 классов и две церковно-приходские школы» [1, с. 389], при приписном Вифанском монастыре с 1800 года действовала Спасо-Вифанская Духовная семинария, в 1913 году открылись еще две церковно-приходские школы и два церковных училища.

Лавра оказывала непосредственное воздействие на экономику города. Основной доход населению приносило обслуживание многочисленных паломников, приезжавших в главный православный центр России: содержание постоялых дворов, трактиров, блинных, извоз и т. д. В XIX – начале XX века в Сергиевом Посаде не было крупных производств, но были очень развиты кустарные промыслы: сапожный, кузнечный, слесарный, тележный, колесный, пекарный, шелковый, игрушечный; ремесленники обслуживали постоянно прибывающих в городе приезжих и выполняли заказы Лавры. Сегодня Троице-Сергиева Лавра является настоящим центром духовности и просвещения, монастырь ведет активную социальную работу в целях образования и воцерковления людей.

Лавра уже не первый год занимается духовно-нравственным окормлением одной из воинских частей гСевастополя, ведет тюремное служение в Сергиево-Посадском следственном изоляторе (на территории изолятора есть храм, приписанный к монастырю, где регулярно проходят богослужения и катехизаторские беседы, так же Лавра оказывает посильную помощь продуктами питания и предметами первой необходимости) и больничное (в г. Химки на территории клинической больницы № 119 в 2008 году построен храм в честь мученицы Галины, который имеет статус подворья Троице-Сергиевой Лавры, храм действует как приходской, больные могут всегда получить там духовную поддержку) [9].

При Троице-Сергиевой Лавре действует духовно-просветительский центр, для его нужд на Красногорской площади, напротив главного входа в монастырь с 2010 года. ведется реставрация бывших торговых рядов (зданию возвращают дореволюционный вид) (рис. 2).

Рис. 2. Духовно-просветительский центр Троице-Сергиевой Лавры. Фото автора. 2013

Главным образом деятельность центра направлена на приобщение молодежи к православной культуре. Духовно-просветительским центром регулярно проводятся лекции-беседы на различные актуальные религиозные темы (лекции проходят в конференц-зале старой монастырской гостиницы). Духовно-просветительский центр сотрудничает с киностудией Лавры «Обитель», созданной 15 лет назад, освещающей жизнь РПЦ и, в частности, Лавры и выпускающей видеолекции [5]. В монастыре действует издательский отдел, продолжающий традиции дореволюционного издательского центра Посада и выпускающий все виды православной литературы: богослужебные книги, учебные пособия, книги по истории церкви, буклеты, календари, путеводители, альбомы, иконы.

В 2002 году при Троице-Сергиевой Лавре был создан учебный центр «Пересвет». В нем занимается более 100 детей в возрасте от 6 до 17 лет, основные занятия проходят по воскресениям, а в будние дни есть факультативы в вечерние часы. Деятельность учебного центра направлена на патриотическое воспитание, в нем преподают священники, кадровые офицеры и миряне. Основные цели центра – это религиозно-нравственное образование, приобщение детей к литургической жизни, краеведение, физическое воспитание с элементами военной подготовки. На попечении монастыря находятся несколько воскресных школ города и центров дополнительного образования [9].

При Троице-Сергиевой Лавре действует Благотворительный фонд имени Преподобного Сергия Радонежского. Основными задачами фонда являются духовное просвещение, воспитание патриотизма и оказание материальной и психологической помощи социально незащищенным группам лиц (сироты, люди с ограниченными возможностями, пенсионеры, малоимущие). В настоящее время объектами деятельности фонда являются 12 учреждений в Сергиевом Посаде и других городах Московской области: Сергиево-Посадский детский дом для слепоглухих (230 чел.), Хотьковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат (153 чел.), Сергиево-Посадский детский дом-интернат для умственно отсталых детей (270 чел.), Бужаниновский специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья (25 чел.), детское и подростковое отделения Московской областной психиатрической больницы № 5, пос. Абрамцево (80 чел), Сергиево-Посадское профессиональное училище-интернат (125 чел.), детский сад компенсирующего вида № 17, пос. Афанасово (32 чел.), Сергиево-Посадский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Оптимист» (52 чел), Сергиево-Посадский социальный приют для детей и подростков «Надежда» (45 чел), «Отделение сестринского ухода» для одиноких и инвалидов Сергиево-Посадского района (35 чел.), Сергиево-Посадская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 7 (205 чел.), Православная гимназия-интернат "Воскресение" (г. Верея Московской обл.). Силами студентов и выпускников Московской Духовной академии на территории Сергиево-Посадского детского дома слепоглухих был создан храм (он имеет статус подворья Лавры), в котором регулярно проводятся богослужения, с детьми проводится социально-адаптационная и катехизаторская работа. Фонд собирает средства для строительства храма в Хотьковской школе-интернате. Троице-Сергиева Лавра является учредителем школы-интерната для мальчиков имени Преподобного Сергия, расположенной в д. Торопово в 20 км от монастыря. На территории комплекса находятся 16 жилых и учебных корпусов и храм. В школе-интернате воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, им прививаются основы православия. Воспитанники школы-интерната получают дошкольное и среднее образование, помимо этого в школе работают различные кружки и мастерские [6].

Троице-Сергиева Лавра восстанавливает традиции гимназического образования в городе. Монастырь, Московская Духовная академия и администрация Сергиева Посада являются учредителями Православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского (рис. 3). Она была создана в 1998 году, для гимназии выделили здание заброшенного детского сада в южной части города. Лаврские монахи принимают активное участие в образовательном процессе, как правило, именно они занимают руководящие посты в учреждении. В гимназии с 1 по 11 класс обучается 254 человека, она является крупнейшей православной гимназией России. Основной задачей учреждения является соединение качественного гуманитарного и естественнонаучного образования с религиозно-нравственным воспитанием. Помимо общеобразовательных предметов в гимназии есть система факультативных занятий и многочисленные кружки.

Рис. 3. Православная гимназия имени Преп. Сергия Радонежского. Фото автора 2013

В планы гимназии входит создание Православного образовательного центра на том месте, где до революции 1917 года была Спасо-Вифанская семинария (рис. 4). На сегодняшний день гимназией разработан эскизный проект реконструкции зданий бывшей Спасо-Вифанской семинарии. По проекту центр займет 2,48 га земли, существующие здания гимназии будут отреставрированы и построены два новых (спортивный блок и гостиница). В соответствии с планом в комплексе разместятся: городская православная гимназия, учебно-методический центр, финансово-правовой центр, миссионерский центр, молодежный православный центр, издательско-полиграфический центр, центр дополнительного образования, информационно-аналитический центр, библиотека, пансионат, спорткомплекс, медицинский кабинет, яхт-клуб и трапезная. Общая численность обучаемых, преподавательского состава и технического персонала составит около 1000 человек [7].

Рис. 4. Комплекс Спасо-Вифанской семинарии. Фото автора. 2013

В 1993 году монастырю вернули здание Александро-Мариинского дома призрения, сейчас он функционирует как странноприимный дом для паломников, где те могут найти ночлег и трехразовое питание, если же мест не хватает, сотрудники учреждения всегда помогут найти недорогой ночлег в городе; кроме этого, у Лавры есть две гостиницы: Старая монастырская гостиница (до революции тоже была гостиницей монастыря) на 150 чел. (рис. 5) и Вознесенская (бывший частный дом XIX в.) на 100 мест, при обеих гостиницах есть трапезные [9].

Рис. 5. Комплекс Старой монастырской гостиницы. Фото автора. 2013

Архитектурный ансамбль Лавры является геометрическим центром современного Сергиева Посада, его главной высотной доминантой, из города на монастырь открываются прекрасные виды. С восстановлением городских церквей возобновляются визуальные связи монастыря с доминантами бывших слобод, окружавших монастырь. Помимо восстановления культовых сооружений, утраченных в советский период, в Сергиевом Посаде строятся совершенно новые: церковь Георгия Победоносца в Семхозе с воскресной школой и часовней (1994), Храм-часовня Усекновения Главы Иоанна Предтечи (1995), Церковь Преподобного Сергия Радонежского (2001), Церковь Явления Пресвятой Богородицы Сергию и Михею Радонежским, Церковь Пантелеимона Целителя при районной больнице. В 1990 году был частично возвращен верующим Черниговский скит (колокольня, Черниговский храм, южные братские корпуса), приписан к Лавре (рис. 6), остальную территории скита занимает Сергиево-Посадское профессиональное училище-интернат.


а)                                 б)                                      в)
Рис. 6. Черниговский скит. Фото автора. 2013. а) колокольня, б) Черниговский храм, в) братский корпус

Территорию бывшего Гефсиманского скита занимает Центральный физико-технический институт МО РФ, большая часть дореволюционных построек снесена. В 1998 году часть построек Спасо-Вифанского монастыря (рис.7) передана РПЦ, с 2002 года числится как подворье Троице-Сергиевой Лавры; с 2007 года там ведутся восстановительные работы: полностью воссоздана Церковь Преображения Господня (снесена в 1951 г.), ограда и надвратная колокольня (разобрана в 1930-х гг.), отреставрирован казначейский корпус, монастырская гостиница. В настоящее время ремонтно-восстановительные работы в Вифанском монастыре приостановлены (здания бывшей семинарии и собор Сошествия Святого Духа в ужасном состоянии), основные силы сосредоточены на реставрации комплекса Лавры (рис. 8).


а)                                          б)                                              в)                   г) 
Рис. 7. Спасо-Вифанский монастырь. Фото автора. 2013: а) ворота и надвратная колокольня, б) гостиница, в) церковь Преображения Господня, г) храм Сошествия Святого Духа

Рис. 8. План Сергиева Посада нач. XXI века

Условные обозначения:

 

- граница города нач. XXI в.
- территория Троице-Сергиевой Лавры
- недвижимость Лавры за пределами ее стен
- храмы, часовни

1. Троице-Сергиева Лавра. 2. Пафнутьевский сад. 3. Духовная семинария (бывшая больница-богадельня). 4. Общежитие студентов МДАиС. 5. Церкви Параскевы Пятницы и Введения Богородицы во Храм. 6. Часовня Пятницкого колодца. 7. Вознесенская гостиница. 8. Духовно-просветительский центр. 9. Старая гостиница. 10. Странноприимный дом (Александро-Мариинский дом призрения). 11. Источник Саввы Сторожевского. 12. Всесвятское подворье. 13. Храм в честь явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому на территории Детского дома для слепоглухих. 14. Черниговский скит. 15. Православная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского. 16. Спасо-Вифанский монастырь. 17. Вифанская семинария.

В 2014 году исполнится 700 лет со дня рождения Сергия Радонежского и Троице-Сергиева Лавра всеми силами готовится к знаменательной дате. На территории монастыря ведутся масштабные реставрационные работы, реставрируют буквально все здания: Церковь Преп. Сергия (трапезная), Духовская церковь, Успенский собор, Надкладезная часовня, Колокольня, здания Духовной академии, Трапезная палата с церковью Сергия Радонежского, стены и башни (рис. 9). С западной стороны Лавры, у стен монастыря, выше здания Духовной семинарии и типографии с 2012 года ведется строительство общежития для студентов МДАиС (здание таким образом «посажено» на рельеф, что не перекрывает вид на монастырь с запада). Не только Лавра, но и город в целом готовится к празднованиям, из федерального бюджета выделены огромные средства на благоустройство города – строительство транспортных объездов Сергиева Посада, реконструкцию его коммунальных сетей и объектов транспортной инфраструктуры, открытие новых школ и объектов культуры, строительство родильного дома и детских садов, открытие физкультурно-оздоровительного комплекса с бассейном, организацию широкомасштабных культурно-зрелищных мероприятий [8].


а)                                                                               б)
Рис. 9. Панорама Троице-Сергиевой Лавры. Фото автора. 2013. а) вид с востока, б) вид с запада, на переднем плане видно возведение здания общежития для студентов МДАиС

Как и в дореволюционное время Лавра сегодня является не только центром духовности и просвещения, она оказывает непосредственное воздействие и на экономику города. Ежегодно монастырь посещают около 1 млн паломников и туристов, постоянное пребывание в городе приезжих дает импульс к развитию гостеприимной инфраструктуры (в радиусе 1 км от Лавры на сегодняшний день существует 7 гостиниц, не считая двух монастырских, и более 20 кафе и ресторанов, свой вклад в развитие общепита вносит и Лавра – на территории монастыря и в пешеходных зонах, прилегающих к его стенам, появились пункты питания «Монастырская трапеза») (рис. 10). На подходе к Красногорской площади и главному входу в монастырь каждый день собирается базар, где жители города и района торгуют изделиями собственного производства, в основном это деревянная игрушка (матрешки, расписные шкатулки, деревянная миниатюра с религиозной тематикой и т. д.).

Рис. 10. План Сергиева Посада нач. XXI в. Гостеприимная инфраструктура.

Условные обозначения:

- граница города нач. XXI в.
- территория Троице-Сергиевой Лавры
- недвижимость Лавры за пределами ее стен
- гостиницы
- кафе, ресторан
- радиус 1 км

Сегодня Троице-Сергиева Лавра занимает значительное место в городе, это безусловный центр духовности, культуры и просвещения. Монастырь занимает центральное место в структуре Сергиева Посада, является его главной доминантой, вертикаль монастырской колокольни, перекликаясь с приходскими церквями, собирает и объединяет город. Потенциал развития материальной составляющей монастыря заключается в дальнейшем восстановлении культовых сооружений, пострадавших и утраченных в советский период, и развитии их исторических функций в соответствии с требованияи времени. Лавра воздействует на экономику города. Монастырь дает рабочие места в своих службах (мастерские, гостиницы, образование, канцелярия); привлекает в город огромное количество приезжих, что дает возможность развитию гостеприимной инфраструктуры, и рынок сбыта местной ремесленной продукции; как объект, значимый для истории и культуры страны, монастырь привлекает федеральное спонсирование для города и в целом делает его более привлекательным для инвестиций.

Библиография

1. Андреева, О. Н. Очерки истории города Сергиева Посада: конец XVII–XX век / О. Н. Андреева. – М.: РОССПЭН, 2011. – 496 с.

2. Астраханцева, Т., Калашников, В. Сергиев Посад. Троице-Сергиева Лавра / Т. Астраханцева, В. Калашников. – СПб.: Новатор, 2013. – 30 с.

3. Сергиев Посад. Карта города : под ред. Ю. Бедуновой. – М.: Атолл-Н, 2012.

4. Общежитие для студентов МДАиС [Электронный ресурс]// Информационный сайт Свято-Троицкой Сергиевой Лавры – URL: http://lavra.ru/restavracia/obshchezhitie-mda/obshagamdas 

5. Духовно-просветительский центр Свято-Торицкой Сергиевой Лавры [Электронный ресурс]// Официальный сайт паломнической службы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры – URL: http://lavra.tv/ 

6. Деятельность фонда [Электронный ресурс] // Сайт благотворительного фонда имени преподобного Сергия Радонежского – URL:http://www.lavra-deti.ru/ 

7. О гимназии [Электронный ресурс]// Православная гимназия. Сергиев Посад – URL: http://www.ortgymnazy.ru/ 

8. Город [Электронный ресурс]// Администрация городского поселения Сергиев Посад – URL: http://www.sergiev-posad.net/ 

9. Монастырь [Электронный ресурс]// Свято-Троицкая Сергиева Лавра – URL: http://www.stsl.ru/ 

Ссылка для цитирования статьи

Зарочинцева О.В. МЕСТО МОНАСТЫРЯ В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА. ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА [Электронный ресурс] /О.В. Зарочинцева //Архитектон: известия вузов. – 2013. – №3(43). – URL: http://archvuz.ru/2013_3/12 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 28.09.2013
Просмотров: 90