Архитектон: известия вузов. №4 (44) Декабрь, 2013
История архитектуры
Асманкина Валентина Александровна
аспирант.
Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор М.Г. Меерович.
ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный технический университет»,
Россия, Иркутск, e-mail: v.asmankina@mail.ru
Меерович Марк Григорьевич
доктор архитектуры, доктор исторических наук, профессор,
член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук,
член-корреспондент Международной академии архитектуры.
Иркутский государственный технический университет.
Россия, Иркутск, e-mail: memark@inbox.ru
КЛАССИЦИЗМ В ДЕРЕВЯННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ ИРКУТСКА XIX ВЕКА (ТРИГЛИФЫ, КРОНШТЕЙНЫ). Часть II
УДК: 72.03
Шифр научной специальности: 85.113(2)
Аннотация
Ключевые слова: классицизм, деревянная архитектура Иркутска XIX века, триглифы, кронштейны
Триглифы
В древнегреческой архитектуре, являвшейся прототипом классицизма XVIII в., «триглифы представляли собой вертикально стоящую каменную плиту, на лицевой стороне которой прорезались две неглубокие бороздки, а внешние углы скашивались так, что весь триглиф представлялся как бы состоящим из поставленных рядом трех одинаковых вертикальных полосок со скошенными вертикальными гранями каждой из них» [3. c. 65] (рис. 1). В греческой архитектуре эта форма несла конструктивную функцию: триглифы представляли собой опоры для укладки камней карниза. В классицизме XVIII в. характерные стилистические элементы ордерной системы утратили свою конструктивную роль, приобрели исключительно «изобразительный» характер. Следуя этому признаку стиля, триглифы иркутского деревянного классицизма также являлись исключительно декоративными элементами.
Рис. 1. Каменный триглиф [3. с. 214, 215]
В антаблементах греческой и римской архитектуры, архитрав отделялся от фриза гладкой или профилированной полочкой – тенией. Фриз визуально занимал господствующее визуальное положение в антаблементе, поскольку его плоскость обильно декорировалась лепниной или резьбой из дерева. Карниз – венчающая часть антаблемента, выполнялся из профиля и декорировался. Характерной чертой фасадов иркутских деревянных домостроений являлось то, что, в отличие от античных прототипов, антаблементы были практически лишены архитравов. А вот триглифы, по сравнению с прочими элементами классицистического декора, получили чрезвычайно широкое распространение и дали в иркутском деревянном декоре множество форм, вариантов расположения и приемов декорирования.
Пропорции триглифов
Пропорции классицистического триглифа закреплены в отношении ширины к высоте, как 1:1,5.
Ранние триглифы в деревянной гражданской архитектуре Иркутска представляли собой деревянные накладки, у которых лицевая сторона обрабатывалась в формах, подобных классицистическим прототипам – двумя, тремя неглубокими бороздками. Ранний иркутский триглиф фактически укладывается в классицистическую пропорцию отношения ширины к высоте как 1:1,5 или максимально приближается к этой пропорции (рис. 2).
Рис. 2. Пропорции иркутских деревянных триглифов в сравнении с классицистическим прототипом. Схема В.А. Асманкиной
Поздние триглифы в деревянной гражданской архитектуре Иркутска резко отличались от классицистических образцов. Они представляют собой преимущественно деревянные накладки, у которых лицевая сторона обрабатывается самыми разнообразными способами. Поздние иркутские триглифы абсолютно не укладываются в какие-либо классицистические прототипы, не соответствуют ни их размерам, ни пропорциям, ни формам. Они сжимаются, уходя от классических пропорций 1:1,5 к почти квадрату (1:1) и даже к прямоугольнику, растянутому по горизонтали (0,8:1) (рис. 3).
Рис. 3. Триглиф, ужатый по вертикали. Ул. 30 Декабрьских Событий, 54. Фото В. Асманкиной
Триглифы вытягиваются вверх, порождая элементы необычной конфигурации: а) двойной и б) тройной протяженности. Каждая часть такого «вытянутого» триглифа отделяется от другой профилированной полочкой (рис. 4).
Рис. 4. Иркутские деревянные триглифы: а) двойной (ул. Декабрьских Событий, 66; ул. Грязнова, 37; ул. Баррикад, 93; ул. Лапина, 37); б) тройной (ул. Ударника, 5а). Фото В. Асманкиной
Растягивание триглифов по вертикали связано с феноменом появления в иркутской архитектуре очень специфического по объемно-планировочной структуре типа дома. Этот тип жилых домов получил наименование «дом с антресолями». Он приобрел широкое распространение в период, когда существовал запрет на строительство жилья в два этажа. Население придумало оригинальный способ обхода этого запрета – главный фасад подобного дома, выходящий на улицу (по которому законодательно и определялась этажность здания), устраивался в соответствии с существовавшими предписаниями одноэтажным, а внутридворовая часть дома той же высоты возводилась в виде двух несколько уменьшенных по высоте этажей. В итоге главный фасад, хотя и был с одним рядом окон, обретал двойную высоту, так как соответствовал двум этажам дворовой части того же здания. Как следствие, антаблемент такого дома растягивался по вертикали, а фриз его заполнялся этими особыми – «растянутыми» триглифами (рис. 5).
Рис. 5. Заполнение фриза растянутыми триглифами. Ул. Пролетарская, 4. Фото В. Асманкиной
Часто на антресольных домах мы встречаем триглифы необычного вида – дополненные плоскими деревянными накладками, приставленными к ним сверху и снизу и отделенные от тела триглифа полочками-тениями. Подобное удлинение триглифа делалось для того, чтобы визуально заполнить вертикальной полоской триглифа всю высоту уширенного фриза. Такие триглифы обнаруживаются с одинарной, двойной или тройной плоской приставками (рис. 6).
Рис. 6. Триглифы с плоскими приставками: а) одной (ул. Декабрьских Событий, 54), б) двумя (ул. Рабочая, 3; К. Либкнехта, 40); в) тремя (ул. Пролетарская, 3). Фото В. Асманкиной
Их часто находят в декоративных ансамблях, составленных из элементов нескольких стилей, например вместе с иркутским барокко [2] (рис. 7).
Рис. 7. Триглифы в сочетании с элементами декоративного убранства стиля сибирское барокко: ул. Рабочая, 2; ул. Дзержинского, 54. Фото В. Асманкиной
Как характерную особенность иркутского деревянного классицизма следует отметить, что как ужатые, так и растянутые триглифы обоих видов (с бороздками или с плоскими приставками), всегда лишены капель.
Расположение триглифов на фасаде
В постройках раннего периода деревянного иркутского классицизма триглифы располагались на фасаде в полном соответствии с классицистическими прототипами – на фризе. Но если в исторических прототипах построек классицистического стиля триглифы, как мы уже указывали, располагались над осями всех колонн, по флангам и в промежутках фронтона между осями колонн, то в иркутских деревянных домостроениях в силу отсутствия ордерной стоечно-балочной системы места расположения триглифов на фасаде привязывались к ключевым структурным элементам деревянного фасада. Они размещались по флангам фасада, по осям всех пилястр и лопаток, а также между пилястрами, заполняя фриз полностью или частично. Как правило, расположение триглифов на фасадах иркутских деревянных домостроений привязано к осям пилястр или лопаток (рис. 8).
Рис. 8. Расположение триглифов на фасадах в привязке к осям пилястр или лопаток.
Ул. Тимирязева, 55а. Фото Н. Зарубиной
Однако существует и второй вариант – привязка триглифов к осям крайних окон (рис. 9).
Рис. 9. Расположение триглифов с привязкой к осям крайних окон. Ул. Борцов Революции, 6 [8]
Обнаруживается и третий вариант, когда оси расположения триглифов на фасаде привязываются к межоконному пространству (рис. 10).
Рис. 10. Расположение триглифов с привязкой к межоконному пространству. Ул. К. Либкнехта, 31 [7]
Триглифы на фасадах иркутских деревянных домов по-разному заполняли фриз: а) плотнее, чем на исторических прототипах – расстояние между триглифами меньше их ширины (рис. 10), б) с промежутками, примерно равными ширине триглифа, когда расстояние между триглифами равно их ширине или чуть больше ее (рис. 9), в) с промежутками, значительно (в 3–6 раз) больше ширины триглифа (рис. 8, 11)
Рис. 11. Интервал между триглифами больше их ширины. Ул. Седова 52/1. Фото В. Асманкиной
Этот последний вид расположения триглифов на фризе, особенно в тех случаях, когда интервал между ними резко увеличивается и оказывается в 8–10 раз больше их ширины, – характерная черта иркутского деревянного классицизма.
В традиционной архитектуре каменного классицизма промежутки между триглифами либо заполнялись метопами – плитами, украшенными рельефом, либо оставались пустыми. На фасадах большинства иркутских домов промежутки между триглифами, как правило, также оставались пустыми. Однако пустое пространство все же заполнялось (особенно в случаях больших интервалов между триглифами), но не метопами, а геометрическими фигурами из реечных накладок, создающих форму ромба, и токарных круглых элементов (рис. 12). Эта специфическая черта декоративного заполнения уширенных интервалов между триглифами является еще одной характерной особенностью деревянного классицизма Иркутска.
Рис. 12. Заполнение промежутков между триглифами реечными накладками в форме ромба.
Ул. Октябрьской Революции, 11. Фото В. Асманкиной
Кроме того, в ходе исследования обнаружено совершенно необычное расположение триглифов, не согласующееся ни с какими канонами – из триглифов, составленных по вертикали, один над другим, на всю высоту фасада, сложены лопатки. Такое расположение выявлено лишь на одном фасаде на ул. Подгорной, 60 (рис. 13).
Рис. 13. Лопатка из триглифов. Ул. Подгорная, 60. Фото В. Асманкиной
Формы триглифов
Классицистический прототип триглифа содержит две бороздки (а также срезанные торцы) и шесть капель в форме усеченной пирамиды под регулой. Характерной чертой ранних иркутских деревянных триглифов является наличие различного количества бороздок – от двух, как в классическом прототипе, до шести. Что же касается капель, то в иркутских деревянных триглифах их, как правило, 4–5, причем они располагаются как непосредственно под полочкой архитрава – тенией, так и под регулой (рис. 14). Часто триглифы вовсе лишены капель, подобное характерно для поздних иркутских триглифов (рис. 15).
Рис. 14. Декоративное убранство ранних иркутских триглифов: ул. Октябрьской Революции, 11;
К. Либкнехта, 31; ул. Борцов Революции, 6; ул. Волконского, 10. Фото. В. Асманкиной
В иркутском деревянном декоре обнаруживается десять разновидностей триглифов:
Первый тип – приближенный к классицистическому прототипу, с бороздками в количестве 3–6 шт. Данный тип триглифов в наибольшей степени соответствует классицистическому образцу (рис. 14).
Второй тип – с бороздками, декорированный филенками, когда поле триглифа обведено по периметру прямолинейной накладной деревянной рамкой. Встречается две разновидности: а) целостный, б) с горизонтальной филенкой посередине триглифа, разделяющей его на две, не всегда равные, части (рис. 15).
Рис. 15. Триглиф с бороздками, декорированный филенками: а) целостный (ул. Марата, 23; ул. Каштаковская, 43);
б) с горизонтальной филенкой посередине триглифа (ул. Декабристов, 13; ул. Напольная, 2). Фото В. Асманкиной
Третий тип – без бороздок, декорирован полубалясинами. Поле триглифа лишено бороздок, они имитируются 3–4 накладными полубалясинами. Подзор обильно украшен накладной одно- и двухслойной деревянной пропильной резьбой, относящейся к неорусскому стилю. Подобное явление, с одной стороны – следствие той «революции» в декоре иркутских деревянных домов, которая «произошла после появления в конце XIX века лобзика. На смену рельефной резьбе пришла пропильная, изготовление которой не требовало особых навыков. Доступность приема привела к тому, что деревянным кружевом стали украшать буквально все элементы фасада и ворот». С другой стороны, это результат взаимопроникновения и смешения стилей, которое привело к появлению художественно-декоративных ансамблей, включавших несколько образно-стилистических компонентов (рис. 16).
Рис. 16. Триглифы без бороздок, декорированные балясинами: ул. Польских Повстанцев, 14;
ул. Фурье, 5-а; ул. Фурье, 5; ул. Гаврилова, 3. Фото. В. Асманкиной
Четвертый тип – без бороздок, декорирован простейшими накладками и подзором с однослойной пропильной резьбой неорусского стиля. В данном типе триглифа полубалясины заменены 3–4 выпуклыми непрофилированными накладками, также визуально имитирующими расчлененность поля триглифа на две – три части. Подзор обильно украшен накладной, как правило двухслойной, пропильной резьбой. Здесь, так же как и в предыдущем типе, отличительной чертой общего художественно-декоративного образа остается контраст открытого сруба и однослойной пропильной резьбы, который подчеркивается предельной упрощенностью накладок. имитирующих форму триглифа (рис. 17).
Рис. 17. Триглифы без бороздок, декорированные накладками: ул. Подгорная, 26;
ул. Трилиссера, 55; ул. С.Перовской, 36; ул. Тимирязева, 23. Фото. В. Асманкиной
Пятый тип – без бороздок, обрамлен филенками. Поле триглифа лишено бороздок и представляет собой, так же как и в предыдущем типе, ровную плоскость. Отличительная особенность данного типа – прямолинейная или криволинейная (в верхней части) накладная деревянная рамка, обводящая поле триглифа по периметру (рис. 18).
Рис. 18. Триглифы без бороздок с филенками: ул. Марата, 23; ул. Седова, 27; ул. Баррикад, 79. Фото В. Асманкиной
Шестой тип – без декоративного убранства. Поле триглифа лишено бороздок и представляет собой ровную плоскость (ул. Горная, 12) (рис. 19).
Рис. 19. Триглифы без бороздок и декоративного убранства: ул. Декабрьских Событий, 74;
Тимирязева, 65; Каландаришвили, 5, Горная, 12. Фото В. Асманкиной
Седьмой тип – триглиф-руст (рис. 20).
Рис. 20. Триглиф-руст. Ул. Баррикад, 43. Фото В. Асманкиной
Восьмой тип – декорирован накладным пропильным однослойным узором с филенками (рис. 21). В данном типе поле триглифа, так же как и в предыдущем типе, обрамлено филенками. Однако на месте бороздок располагается накладной пропильный однослойный узор с формами растительного или геометрического характера, присущий неорусскому стилю.
Рис. 21. Триглифы с накладным пропильным однослойным узором и филенками:
ул. Ф. Энгельса, 35; ул. Радищева, 28; пер. Пионерский 1-а; ул. Чехова, 7. Фото В. Асманкиной
Девятый тип – декорирован накладным пропильным однослойным узором без филенок. Поле триглифа, так же как и в предыдущем типе, декорировано накладным пропильным однослойным узором с формами растительного или геометрического характера. Но, в отличие от предыдущего типа, филенки отсутствуют (рис. 22).
Рис. 22. Триглифы с накладным пропильным однослойным узором без филенок: ул. Баррикад, 79;
ул. Декабрьских Событий, 77; ул. Желябова, 16; ул. Сурикова, 11. Фото В. Асманкиной
Десятый тип – триглиф как бессистемное сочетание нескольких видов декоративного убранства. Представляет собой случайное смешение различных форм и приемов декорирования: накладных геометрических орнаментов, пропильного одно- и двуслойного узора, классицистических бороздок триглифов, филенок и т. п. (рис. 23).
Рис. 23. Триглиф, декорированный несколькими способами: ул. Польских Повстанцев, 18, Марата, 23;
Пушкина, 41; Горная, 16. Фото В. Асманкиной
Следует отметить еще одну характерную особенность иркутского деревянного классицизма второй половины XIX – начала ХХ в. Она состоит в том, что триглифы обретают новые места размещения – они перемещаются с фризов на наличники (на места кронштейнов в классицистических прототипах), визуально поддерживая треугольный фронтон. Бороздки триглифов в этом случае имитируются наложением на лобань прямоугольной рамки из реек и таких же вертикальных линейных элементов (рис. 24).
Рис. 24. Триглифы на наличниках: ул. Декабрьских Событий, 48; ул. Свердлова, 5.
Фото В. Асманкиной
Кронштейны
В классицизме кронштейном называлась «прочно заделанная в стену фигурная плита. Профиль этой плиты мог быть совершенно простым, прямолинейным или криволинейным, в форме каблучка или гуська … в виде спиральных завитков…» [3, с. 65] (рис. 25).
Рис. 25. Классический кронштейн [3]
Иркутские деревянные кронштейны представляют собой наложенный на стену фальшивый, т. е. не играющий конструктивной роли, фигурный элемент, выполняющий функцию исключительно художественного изображения стилистического признака.
Форма кронштейна
Выделены три разновидности формы иркутских деревянных классицистических кронштейнов.
Первая разновидность – спиралевидные завитки, закрученные в разные стороны. Данная форма кронштейна полностью соответствует классицистической и обнаруживается преимущественно на подкарнизных кронштейнах в постройках первой половины XIX в. (рис. 26).
Рис. 26. Кронштейн в форме спиралевидного завитка: ул. Борцов Революции, 6;
ул. Ф.Энгельса, 33; ул. Седова, 22-а. Фото В. Асманкиной
Вторая разновидность – сочетание разнообразных криволинейных и прямолинейных профилей. В этом случае форма кронштейна резко отходит от классической. Теперь при формообразовании чаще всего используются полочки, прямой четвертной вал, прямая выкружка, неполный вал. Подобные формы кронштейнов не характерны для классицистических образцов, они являются результатом творчества местных мастеров (рис. 27).
Рис. 27. Кронштейны разнообразных криволинейных профилей: ул. Гагарина, 34;
ул. Каландаришвили, 17а; ул. К. Либкнехта, 82 а. Фото В. Асманкиной
Третья разновидность – плоская имитация. Такие кронштейны выполнялись в технике однослойной пропильной резьбы (рис. 28).
Рис. 28. Плоские кронштейны: ул. Грязнова, 15; ул. И. Уткина, 6 б. фото В. Асманкиной
Декоративное оформление кронштейна
В ходе исследования выделено три типа декоративного оформления иркутских деревянных кронштейнов:
Первый тип – оформление листом аканта (пальметтой). Данный тип наиболее полно соответствует своему классицистическому прототипу, для которого наличие каннелюр и листа аканта (пальметты) является характерным отличительным художественным признаком. Этот тип декоративного убранства кронштейна сохранился лишь на трех объектах (рис. 29).
Рис. 29. Кронштейны, декорированные листом аканта (пальметты): ул. С. Разина, 15,
ул. Напольная, 18, ул. Ф.Энгельса, 33. Фото В. Асманкиной
Второй тип – оформление каннелюрами. Данный тип наиболее распространен в архитектуре иркутского деревянного классицизма (рис. 30).
Рис. 30. Кронштейны, оформленные каннелюрами: ул. Бабушкина, 10; ул. С. Перовской, 20;
ул. Декабрьских Событий, 58 б. Фото В. Асманкиной
Третий тип – оформление накладным пропильным узором растительного орнамента и накладным объемным элементом (шишечками). Это наиболее поздний и наиболее упрощенный тип кронштейнов. Накладные объемные элементы (шишечки) выполнялись в технике токарной резьбы (рис. 31).
Рис. 31. Кронштейны, декорированные накладными узорами и шишечками: ул. Марата, 54,
ул. Декабрьских Событий, 52, ул. К. Либкнехта, 15а. Фото В. Асманкиной
Расположение кронштейнов на фасаде
В ходе исследования выявлены четыре вида расположения кронштейнов на фасадах деревянных иркутских домостроений.
Первый вид – расположение на фризе.
Второй вид – расположение в верхней части наличника. Во второй половине XIX в. кронштейны под карнизом представляли собой плоскую пропильную форму криволинейного профиля (рис. 32).
Рис. 32. Кронштейны под карнизом наличника: ул. Киевская, 32а, ул. Лермонтова, 5.
Фото В. Асманкиной
Третий вид – расположение кронштейнов в нижней части обрамления наличника. В иркутском деревянном классицизме кронштейны на подоконных частях окон размещались для визуального соответствия классическому наличнику (рис. 33).
Рис. 33. Кронштейны в качестве подоконного столбика (классический кронштейн):
ул. Декабрьских Событий, 56; ул. Гагарина, 8. Фото В. Асманкиной
Следует подчеркнуть, что три перечисленных типа расположения кронштейнов, полностью соответствуют принципам и закономерностям декорирования фасадов каменных построек классицизма: а) на фризе, б) под карнизом наличника, в) в подоконной части. А вот четвертый тип, выявленный в ходе исследования, характерен для иркутского деревянного зодчества.
Четвертый вид – кронштейны располагаются под сандриком двери совместно с пропильным декором (рис. 34). Кронштейны размещаются как непосредственно под сандриком в составе наличника двери, так и в качестве декоративного оформления полотна этой двери (рис. 35), они декорированы разнообразными способами: каннелюры, лист акант (рис. 36).
Рис. 34. Кронштейны под сандриком двери, совместно с пропильным декором:
Ул. С. Разина, 22. Фото В. Асманкиной
Рис. 35. Кронштейны как элементы декоративного оформления полотна наружной двери:
ул. Декабрьских Событий, 52; ул. Марата, 34. Фото В. Асманкиной
Рис. 36. Кронштейны, декорированные листом аканта: ул. С. Разина, 15. Фото В. Асманкиной
Выводы
1. Характерные элементы классицизма в деревянном декоре гражданской архитектуры Иркутска– триглифы и кроншейны. Специфика иркутского классицизма в деревянном исполнении заключается в том, что триглифы в деревянной гражданской архитектуре Иркутска середины XVIII в. фактически укладываются в классицистическую пропорцию отношения ширины к высоте (1:1,5) или максимально приближается к ней. Поздние триглифы (вторая половина XVIII – начало XIX в.) резко отличаются от классицистических образцов, не соответствуя им ни по размерам, ни по пропорциям, ни по формам.
2. Для иркутского деревянного классицизма характерно присутствие триглифов двойной и тройной высоты. Триглифы на фасадах иркутских деревянных домов заполняли фриз: а) плотнее, чем на исторических прототипах (расстояние между триглифами было меньше их ширины); б) с промежутками, примерно равными ширине триглифа (расстояние между триглифами равно или чуть больше их ширины); в) с промежутками, значительно (в 8–10 раз) больше ширины триглифа. Даны примеры и описаны особенности размещения триглифов на фасадах.
3. В ходе исследования выявлена специфическая особенность расположения триглифов на фасадах иркутских деревянных домостроений в привязке: а) к осям пилястр или лопаток;
б) к осям крайних окон; в) к межоконному пространству. Зафиксировано заполнение промежутков между триглифами реечными накладками вместо метоп.
4. Впервые в истории изучения иркутского деревянного классицизма выделены десять базовых типов триглифов, отличающихся характером декорирования, набором составных элементов, пропорциями и т. п. Все разновидности триглифов систематизированы по формальным признакам. Каждому из них присвоено условное название и дана краткая характеристика.
5. Осуществлена классификация иркутских деревянных классицистических кронштейнов. Выделены три разновидности их форм: а) соответствующая классической; б) сочетающая разнообразные криволинейные и прямолинейные профили; в) плоская имитация.
Кроме того, выявлены три типа декоративного оформления кронштейна: а) листом аканта (пальметтой); б) каннелюрами; в) накладным пропильным узором растительного орнамента и накладным объемным элементом (шишечками). Описаны четыре вида расположения кронштейнов на фасадах деревянных иркутских домостроений. Из них один является специфичным исключительно для иркутского деревянного зодчества: расположение под сандриком двери, совместно с пропильным декором.
Авторы выражают благодарность Е.Р. Ладейщиковой за консультационную помощь в подготовке данного материала.
Библиография
1. Иркутск деревянный. Альбом-путеводитель / Фото И. Бержинского, текст А. Гаращенко, Е. Ладейщиковой, Л. Басниной, И. Калининой. – Иркутск: Земля Иркутская, 2010. – 160 с.: ил.
2. Меерович, М.Г. Шесть стилей деревянного Иркутска: Сибирское барокко, Классицизм, Модерн, Неатрибутированные формы. Ч. I. [Электронный ресурс] / М.Г. Меерович //Архитектон: известия вузов. – 2013. – № 42. – URL: http://archvuz.ru/2013_2/41
3. Михаловский, И.Б. Теории классических архитектурных форм / И.Б. Михаловский. – М.: Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1940. – 270 с.: ил.
4. Оглы, Б.И. Иркутск: О планировке и архитектуре города / Б.И. Оглы. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1982. – 112 с.
5. Орлова, Е. Стильное «дерево» Иркутска // Областная. – 2009. – № 045 (470). – 24 апр.
6. Пилявский, В.И., Тиц, А.А., Ушаков, Ю.С. История русской архитектуры: учебник для вузов / В. И. Пилявский, А.А. Тиц, Ю.С. Ушаков. – М.: Архитектура-С, 2004. – 512 с.: ил.
7. Памятник архитектуры XIX века – дом № 31 по ул. Карла Либкнехта в г. Иркутске. Эскизный проект. Исполнитель: Иркутский областной центр по сохранению историко-культурного наследия. – Архив службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области. Т. III. Шифр 1/92-1. – Иркутск, 1952.
8. Памятник архитектуры XIX века – дом жилой по ул. Борцов Революции, 6. Проектная документация. Раздел: Натурные исследования (обмерные чертежи). – Архив службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области. Том II. Книга I. Шифр I – 89/I. – М., 1989.
Ссылка для цитирования статьи
Асманкина В.А., Меерович М.Г. КЛАССИЦИЗМ В ДЕРЕВЯННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ ИРКУТСКА XIX ВЕКА (ТРИГЛИФЫ, КРОНШТЕЙНЫ). Часть II [Электронный ресурс] / В.А. Асманкина, М.Г. Меерович //Архитектон: известия вузов. – 2013. – №4(44). – URL: http://archvuz.ru/2013_4/13
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная