Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №4 (44) Декабрь, 2013

Теория архитектуры

Шатилов Дмитрий Анатольевич

преподаватель кафедры теории и истории архитектуры.
Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина,

Россия, Санкт-Петербург, e-mail: shatilov59@list.ru

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КИНЕСТЕЗИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СРЕДЫ В ЭКСПОЗИЦИИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ КОМПЛЕКСОВ

УДК: 069.5
Шифр научной специальности: 79.102

Аннотация

В статье рассматривается проблема повышения доступности художественной ценности памятников архитектуры путем формирования кинестезических условий их восприятия. Затронуты вопросы раскрытия типологических особенностей лестниц, тектоники и строительной истории, формирования когнитивной карты и сценария посещения историко-культурного комплекса.

Ключевые слова: памятники архитектуры, кинестезия, восприятие, экспозиция, когнитивная карта

В последние десятилетия усилилась тенденция к снижению физической доступности восприятия памятников культуры, что в особенности затронуло наиболее древние памятники, сохранившиеся преимущественно в нижних ярусах, ранее доступных для кинестезического и тактильного восприятия. Недооценка тектонических, ритмических, пластических и других воздействий, которые слабо контролируются сознанием посетителя и, следовательно, лишены помех, связанных с ожиданиями, предубеждениями, представлениями, приводит к обеднению памятника. Восстановлению связей объекта со средой историко-культурного комплекса, раскрытию его неповторимого и целостного образа служат некоторые приемы формирования условий восприятия.

Благодаря кинестезическому переживанию выявляется тектоническое начало в экспозиции памятника. Оно проявляется непосредственно, благодаря мышечному напряжению во время передвижения посетителя, а также опосредованно, благодаря ассоциации видимого рельефа земли, конструкций памятника, элементов дизайна с архетипическими конструкциями искусственных сооружений и природных форм. Роль универсального эталона в восприятии пластики и тектоники объекта играет образ человеческого тела, который составляют его конструкция, поза и жест.

Поддержанию первоначального тектонического строя памятника может служить использование приемов контраста и нюанса. Восполнение в 1912 году в кирпиче восточной опоры, первоначально выполненной из мрамора, аркады театра в Вероне представляет собой пример нюанса, поскольку новый элемент примыкает к средневековой кирпичной оштукатуренной стене (рис.1а). Материал может быть и контрастным. Поддерживающие сварные конструкции (вертикальные трубы и связывающие их с нижней и верхней горизонтальной пластиной косынки) из нержавеющей стали позволили экспонировать в 1970–80-е годы найденные археологами замковые камни фасада того же театра на первоначальных местах. В то же время опоры под фрагменты пилонов, под капители и фрагменты антаблементов выполнены в кирпиче и оштукатурены (рис. 1б). Дифференциация приемов позволила лучше представить тектонику античного фасада, не разрушив сплав исторических напластований ансамбля.

а) б)

Рис.1. Театр в Вероне.  Фото автора, 1996.
а) проектирование кинестезических условий восприятия помогает раскрыть тектонику памятника. Воссоздание утраченной в примыкании каменной античной аркады к средневековому зданию опоры в кирпиче; б) установка каменных блоков фасада на исторические места. Сочетание приемов контрастного и нюансного сопоставления внедряемых элементов и подлинных

Выявлению драматизма объемной структуры и пластики руинированных сводов терм на вилле Адриана служит система якорей и скоб, малозаметных на фоне подлинных кирпича и штукатурки (рис. 2). Казалось бы, противоположный прием может иметь тот же эффект. Контрастное сопоставление материала и конструкции металлических контрфорсов, тросов и хомутов и корсетов, призванных придать надежность и стабильность конструкциям базилики Константина – Максенция в Риме, позволяет зрителю оценить усилия по поддержанию руины вопреки неуклонному процессу разрушения (рис. 3).

Рис. 2. Вилла Адриана в Тиволи под Римом. Усиление конструкций руин Больших терм.
Сохранение видимости недостаточной надёжности, устойчивости и прочности
создает кинестезические условия драматизации образа. Фото автора, 2012.

Обостренное кинестезическое переживание тектоники
сооружения создается внедрением современных конструкций

Опорная часть современной конструкции 

Рис. 3. Базилика Константина Максценция в Риме.  Фото автора, 2008

Экспозиция рассыпавшихся от землетрясения мраморных колонн западной части наружного портика храма Аполлона в Дидимах стала основой выразительности памятника, драматизации его истории. Выложенные из мраморных обломков столбики поддержали блоки колонн в том положении, как они были найдены в земле (рис. 4). Фиксация момента разрушения памятника делает зримым процесс разрушения, который переживается визуально-кинестезически.

Рис. 4. Храм Аполлона в Дидимах (Турция). Фото автора, 2009.  
Фиксация положения блоков колонны при удалении культурного слоя позволила раскрыть процесс разрушения.
Кинестезическое переживание момента падения усиливает создаваемый образ памятника

В проектировании лестниц нормой, формирующей стереотип восприятия, является исторически обусловленное соответствие объемно-пространственных, функционально-планировочных, тектонических, технологических особенностей памятника, материала, колористики и других его качеств. При оценке кинестезического воздействия предметной среды хороший результат могут дать обращение к многовековой практике архитектурного проектирования, обобщенной в лаконичных формулах расчета подъема и шага ступени. Особый интерес представляет анализ лестниц, относящихся к минойской культуре и демонстрирующих высочайший уровень их проектирования. Следует отметить разнообразие объемно-пространственного решения, тесные функциональные, масштабные, тектонические, ритмические, сценарные связи их композиции. Особенно разительно их сопоставление с лестницами микенской культуры.

Роль кинестезических условий при восприятии памятников Крита заметно возрастает, поскольку зрительное восприятие притупляется в условиях летнего зноя, ослепляющего солнечного света, резких контрастов светотени. Эти факторы становятся особенно существенными при учете особенностей руин, сохранившихся, как правило, не выше отметки дневной поверхности и не способных дать достаточную тень для комфортного восприятия и передвижения. Другим фактором является последствие сенсорной депривации, поскольку подавляющая категория посетителей – туристы, преодолевающие значительные расстояния (до 250 км.) от отеля до музея, находятся в скованном состоянии в автобусе. Обостряется прежде всего восприятие, осуществляемое при непосредственном контакте с памятником благодаря двигательной активности людей, в то время как зрительные и слуховые, обычно лидирующие каналы восприятия, притупляются, поскольку соответствующие впечатления во время поездки достаточно богатые (часто основную информацию турист получает от экскурсовода в пути).

При оценке кинестезических переживаний при подъеме и спуске пешехода, воспринимающего памятник, можно использовать опыт некоторых европейских архитектурных школ. Применяя формулу расчета подъема и шага для лестниц 600 ≤ 2H+L ≤ 640 (где H – подъем, L – шаг), определяющую соотношение подъема и шага (или, другими словами, «подступёнка и проступи»), можно определять назначение лестницы. Для этого необходимо выделить внутри зоны допустимых значений подъема и шага подзоны и приписать им соответствующую функцию: репрезентативную, жилую (мужской и женской половины), служебную, военную и т. п.

Парадные лестницы

Церемониально-репрезентативная лестница

Рис. 5.  Фест (Греция). Фото автора, 2006

Вопрос аутентичности восприятия осложняется различием среднего роста человека в различные исторические периоды, а также изменением этнического состава людей, находящихся на территории памятника. Люди, населяющие Крит в эпоху бронзы, имели средний рост 164–167 см (вожди на несколько сантиметров выше) [1]. Считается, что в настоящее время средний рост мужчины на планете 175, женщины – 165 см [4], по другим данным, средний рост мужчины на планете 174 см, а женщины – 164 см [3]. В настоящее время средний рост греков начинается от 167 см и не сильно варьируется на всей территории страны. От жителей континентальной Греции несколько отличаются критяне, которые сохранили черты доиндоевропейского населения. Средний рост жителя острова Крит – более 170 см [3]. Средний рост европейцев составляет сегодня 169,9 см [2]. Ограниченность исследовательских резервов не позволяет изучить досконально возрастной (рост также зависит от возраста) и национальный состав средней совокупности посетителей. Поэтому условно за средний рост современного посетителя исследуемых объектов в данном исследовании принимается 170 см. Таким образом, можно ввести коэффициент поправки для линейных параметров: κ = 165,5/170 = 0,97. В этом случае для II тыс. до н.э. формула расчета подъема и шага примет вид: 600х0.97 ≤ 2H+L ≤ 640х0.97, или, упрощая: 582 ≤ 2H+L ≤ 621 (мм), где H – подъем, L – шаг.

Парадная лестница

Богатый ритмический строй подъемов
лестницы

Рис. 6. Айа триада (Греция). Фото автора, 2007.

Натурные исследования показали, что соотношения подъема и шага лестничных маршей точно отвечают назначению лестниц минойской культуры: репрезентативных, церемониальных, жилых, в том числе мужской или женской половин, военных, подсобных (Кносский, Фестский дворцы) (рис. 5,6,7). Существенно менее дифференцирована в зависимости от назначения композиция и исследуемые параметры лестниц микенского времени (археологический заповедник Лато на острове Крит), в целом они отвечают прагматизму и милитаристскому духу эпохи (рис. 8).

Рис.7. Закрос (Греция). Сопряжение прямых маршей подсобной лестницы. Фото автора, 2012.

 

Лестница микенского времени с высоким
подъемом и средним шагом ступеней

Парадная лестница микенского времени с
высоким подъемом и крупным шагом
ступеней

Рис. 8. Лато (Греция).  Фото автора, 2006.

Если воссоздание утраченных ступеней и маршей должно подчиняться результатам натурных исследований и учитывать измененную формулу, то проект необходимых новых лестничных маршей следует рассчитывать по исходной формуле. Проектировщик вправе, если хочет избежать контраста старого и нового, поддержать размерно-типологические отношения, обнаруженные на памятниках, транспонируя их на современный дизайн с учетом назначения и местоположения лестниц.

Кинестезическое напряжение переживается активно даже в условиях ограниченной подвижности и тесноты (например, в условиях подводной экскурсии по затопленной части города Байи в Италии) (рис. 9), однако переживание, непосредственно связанное с физическими усилиями по преодолению пути, оказывает более существенное влияние на формирование целостного образа историко-культурного комплекса.

Рис. 9. Байи (Италия).  Фото автора, 2010. Экскурсанты подводного археологического заповедника
в трюме катера осматривают экспозицию через иллюминаторы в его днище

Кинестезические стимулы играют особую роль в формировании когнитивной карты – представления о местности, на которой действует субъект. При переходе от ощущения и восприятия к представлению изменяется структура образа объекта: посетитель начинает воспринимать объект целиком, панорамно, что дает субъекту возможность выхода за пределы наличной (актуальной) ситуации. При переходе от восприятия к представлению последовательность впечатлений трансформируется в одновременную целостную умственную картину. В частности, при формировании топографических представлений вместо воспринятого маршрута как последовательности событий формируется представление о карте.

Арсенал средств и приемы проектирования кинестезических характеристик среды должны отвечать природе человеческого восприятия и художественным особенностям конкретного памятника. В этом – основа целостности восприятия памятника, а в конечном счете – целостности воспринимающего субъекта. В условиях снижения доступности памятников в их подлинности формирование кинестезических факторов восприятия ценности получает осмысление как задача современного реставрационного дизайна.

Библиография

1. Бондаренко, В. Греки во времена Трои [Электронный ресурс] / В. Бондаренко // Library.ru. – URL: http://www.library.ru/2/liki/sections.php?a_uid=92 

2. Голландцы – самые высокие и тяжелые в Европе [Электронный ресурс] // Orange smile. – URL: http://www.orangesmile.com/ru/novosti/148-rost-gollandtsev.htm 

3. Шнайдер, А. Описание греков[Электронный ресурс] / А. Шнайдер // Randevu-zip.narod.ru. – URL: http://www.randevu-zip.narod.ru/europe/east/greek/greek-descr.htm   

4. Антропометрические данные [Электронный ресурс] // Gardenweb. – URL: http://gardenweb.ru/antropometricheskie-dannye 

Ссылка для цитирования статьи

Шатилов Д.А. ПРОЕКТИРОВАНИЕ КИНЕСТЕЗИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СРЕДЫ В ЭКСПОЗИЦИИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ КОМПЛЕКСОВ [Электронный ресурс] /Д.А. Шатилов //Архитектон: известия вузов. – 2013. – №4(44). – URL: http://archvuz.ru/2013_4/6 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 03.10.2013
Просмотров: 104