Архитектон: известия вузов. №3 (47) Сентябрь, 2014
Изобразительное искусство
Гордусенко Мария Ивановна
стажер отдела скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
Научный руководитель: доктор Анна-Лиза Десмэ, куратор коллекции скульптуры и декоративно-прикладного искусства,
Музей Гетти,
Лос Анджелес, США, e-mail: Maria.gordusenko@gmail.com
,
ЭВОЛЮЦИЯ ПЕЙЗАЖЕЙ С ДОЛЬМЕНАМИ В ГРАФИКЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVII – XIX ВЕКА
УДК: 76.03
Шифр научной специальности: 85.153
Аннотация
Ключевые слова: дольмен, пейзаж, ландшафт, графика, Нидерланды
Мегалитические каменные гробницы, дольмены, широко распространены на севере Нидерландов, особенно в провинции Дренте, и уже на протяжении многих веков являются неотъемлемой составляющей ландшафта этих территорий. Многочисленные рисунки и гравюры свидетельствуют об интересе художников и коллекционеров, историков и археологов, к этим своеобразным памятникам далекого прошлого.
В настоящей статье рассматривается феномен пейзажей с дольменами, характерный для Нидерландской графики второй половины XVII – XIX веков, а также предпринимается попытка проследить, как образ дольменов в этих произведениях менялся на протяжении нескольких столетий. Тема этого исследования достаточно специфична, и литература, посвященная образу дольмена в художественных произведениях, практически отсутствует. Каталог выставки «От камня к искусству. Дольмены как источник вдохновения», прошедшей в 1983 году в музее нидерландской провинции Дренте, по сути, является единичной публикацией в этой области. На выставке были представлены произведения оригинальной и печатной графики, созданные голландскими художниками и посвященные исключительно образу дольменов. В других исследованиях о мегалитах авторы предпочитают рассматривать непосредственно сами древние памятники, а произведения искусства, на которых присутствуют дольмены, используются в качестве иллюстративного материала и визуального свидетельства о состоянии памятников в разные эпохи. Так, в «Анналах Дренте» Пикардта (1660) приводится подробный список и точное описание дольменов. Однако трактат сопровождается иллюстрациями мифологического характера, идущими вразрез с научными представлениями о мегалитах. Дольменам провинции Дренте посвящена небольшая статья Любаха (1877), в которой автор описывает ряд этих культовых сооружений и приводит данные о степени их сохранности. Впервые вопросу о степени взаимосвязи дольменов и ландшафта уделяет внимание Баккер (2010), не только исследующий дольмены с точки зрения археологии, но и рассматривающий произведения графики, которые дополняют образ этих памятников. В настоящее время совместные исследования археологов и искусствоведов в этом направлении продолжаются, поскольку именно междисциплинарный подход к изучению темы является наиболее продуктивным.
Рисунки и гравюры в данной публикации анализируются в хронологическом порядке, что позволяет оценить влияние самых ранних произведений, датируемых второй половиной XVII века, на более поздние. В частности, акцентируется внимание на работах XVIII века, которым свойствен новый подход к подаче образа дольменов. Не оставлены без внимания и пейзажи, относящиеся к XIX веку, периоду расцвета романтизма. В данной статье рассматривается вопрос о роли природного ландшафта, a также проблема композиционной взаимосвязи между дольменами и элементами пейзажа в произведениях графики. Особое внимание уделяется стилистике, технологии и творческому методу, который художники использовали при изображении дольменов. Это, в свою очередь, дает представление о том, что они знали о дольменах и как оценивали эти древние сооружения.
Важно отметить, что с течением времени восприятие дольменов претерпевало существенные изменения; забвение и отрицание сменились интересом сначала узкого круга специалистов, а впоследствии и широкой аудитории. В древнеримских источниках упоминания о дольменах отсутствуют, не известно ни одного изображения дольменов художниками и в эпоху Средневековья. Как правило, в христианском мире дольмены ассоциировались с дьяволом и считались элементами чужого, языческого ландшафта, противопоставленного возделываемым землям и территориям с домами и церквями [5, c. 8].
Первые рисунки с дольменами начали появляться во второй половине XVII века, во многом благодаря интересу историков и художников к этим культовым сооружениям. Учитывая подход к подаче дольменов, избранный художниками, данные произведения можно разделить на две группы. К первой группе относятся работы, представляющие художественную ценность, среди которых и иллюстрации к одному из трактатов Йохана Пикардта (1600–1670), нидерландского ученого и первого историка провинции Дренте. Ко второй группе принадлежат рисунки и гравюры, созданные в исследовательских и образовательных целях, и не отличающиеся особой художественной ценностью. Большинство этих работ созданы во второй половине XVIII века, они в полной мере отражают развитие научных представлений о дольменах. Произведения из этих двух групп наглядно демонстрируют различные подходы к изображению мегалитических гробниц и природного ландшафта. Необходимо отметить, что рассматривать данные погребальные сооружения следует лишь учитывая их прочную взаимосвязь с местным пейзажем, неотъемлемой частью которого они являются. Роль пейзажа в данном случае зависит от того, в какую эпоху было создано произведение, а также от целей, поставленных автором. Пейзаж не только служит обрамлением, но и заявляет о попытке художника интерпретировать дольмены и дополнить их художественный образ.
Трактат «Анналы Дренте» (1660) и ранние изображения дольменов
В 1660 году Йохан Пикардт опубликовал трактат «Анналы Дренте» с иллюстрациями голландского художника Питера Хольштайна II (1614–1673), представляющими собой мифологические пейзажи с великанами, сооружающими дольмены. Подобный выбор автора в полной мере отражает его концепцию о дольменах, основанную на мифах и суевериях, уходящих корнями в Средневековье. Представления о том, что дольмены построены великанами, были распространены во времена Пикардта. В современном нидерландском языке термин «hunebed», обозначающий дольмен, происходит от старонидерландского «huynen», что в переводе означает «великан».
Рис. 1. П. Хольштайн II (1614–1673). Великаны, строящие дольмен. Гравюра из трактата Йохана Пикардта «Анналы Дренте» (1660) [1, c. 46]
Пейзаж в гравюрах Хольштайна II к «Анналам Дренте» достаточно нейтральный и обобщенный. Однако холмы и ели на дальнем плане в одной из гравюр представляются достаточно необычными для Дренте. По-видимому, художник не ставил перед собой задачу в точности передать, каким был пейзаж в этой местности в далеком прошлом. Мифологическим этот пейзаж делает присутствие великанов; как отмечает Баккер, их образы были вдохновлены изображениями дикарей в средневековых манускриптах [1, c. 44].
Рис. 2. Якоб Схайнфут (ок. 1685 – ок. 1733). Тиция Бронгерсма в образе Сафо на раскопках дольмена D27-Боргер, 1685. Гравюра из Энциклопедии Смидса (1711). [1, c. 55]
Рис. 3. Джон Куйперс. Фото дольмена D27-Боргер.
Источник: www.johnkuipers.ca/about_mega.shtml
Пытаясь проиллюстрировать популярный миф, Хольштайн II полностью сосредоточен на изображении великанов. Так, в гравюре «Великаны, строящие дольмен», художник изображает их в процессе работы складывающими огромные валуны (рис. 1). На дальнем плане виден другой, уже готовый дольмен. Важно отметить, что, изображая мегалит, художник не придал большого значения точности в передаче конструкции данного погребального сооружения. Еще одна гравюра, «Великаны, оплакивающие умершего», является логическим продолжением мифа, и раскрывает предположение о том, что дольмены использовались в качестве гробниц для захоронения костей умерших после обряда кремации.
Сюжет, отсылка к мифу о великанах, а также определенные схемы, к которым обращается художник при создании произведения, делают гравюры из «Анналов Дренте» типичными произведениями своей эпохи. Наличие строгого разделения на передний, средний и дальний план в этих гравюрах не только позволяет структурировать их композиционно, но и придает им элемент театральности, характерный для ряда работ XVII века. Подобные черты свойственны и произведению амстердамского художника Якоба Схайнфута (ок. 1685 – ок. 1733), выполнившего гравюру для Энциклопедии Смидса, изданной в 1711 году. Художник изобразил голландскую писательницу Тицию Бронгерсма (ок. 1650 – ок. 1700) в образе древнегреческой поэтессы Сафо, обозревающей раскопки дольмена D-27 Боргер, проводимые ее племянником с помощниками (рис. 2). В данном случае искусственная тень переднего плана, на котором изображена Тиция в древнегреческих одеждах, создает эффект театральной сцены. В результате воспринимать раскопки как реальное запечатленное событие становится затруднительно. Не помогли избежать искусственности и попытки художника изобразить дольмен в реалистической среде, конструкция каменной гробницы не вписывается в пейзаж с деревьями и дорогой, по которой неспешно на коне едет всадник. В целом роль пейзажа в этой гравюре второстепенна и условна, и маловероятно, что художник с помощью элементов пейзажа стремился изобразить конкретное узнаваемое место. В своих комментариях Баккер пишет, что данная композиция есть «чистая фантазия» и дольмен в этой гравюре аналогичен тем, которые можно увидеть в книге Пикардта [1, c. 292]. Действительно, в те времена иллюстрации с дольменами были большой редкостью, и художники часто копировали их из «Анналов Дренте».
Общая черта, объединяющая ранние изображения дольменов, – искажение масштаба данных культовых сооружений по отношению к элементам пейзажа и фигурам людей, что является и существенным художественным недостатком данных произведений. Образы людей, присутствующие в композициях, как и их жесты, неубедительны и несколько наивны. По мнению Баккера, первобытные люди в гравюрах Хольштайна II выглядят уменьшенными копиями великанов, они тоже одеты в шкуры и сжимают в руках дубинки. Однако люди не принимают участия в строительстве дольменов, а лишь наблюдают за процессом, что в очередной раз напоминает о гипотезе, гласящей, что данные погребальные сооружения были созданы мифическими существами, а не человеком.
Гравюры из «Анналов Дренте» не отличаются достоверностью в передаче местного ландшафта и иллюстрируют неправдоподобную теорию о создании дольменов, однако современные исследователи отдают должное данному трактату, содержащему точное описание целого ряда этих древних культовых сооружений. Хотя в гравюре с изображением D27-Боргер отсутствуют образы великанов, данному произведению тоже свойствен нестандартный подход к подаче дольмена. Голландская писательница Тиция Бронгерсма предстает в образе древнегреческой поэтессы, слагающей стихотворение, в котором она поэтизирует прошлое, пишет о раскопках дольмена и сравнивает его с античным храмом. В отличие от людей, производящих раскопки и одетых по моде XVII века, Бронгерсма изображена в древнегреческом одеянии. Несмотря на то, что образ дольмена в данном случае поэтизирован, исследователи отмечают, что раскопки D27-Боргер, проведенные в 1685 году, были тщательно документированы и внесли существенный вклад в изучение мегалитических гробниц на территории Нидерландов. Позднее Смидс в своей Энциклопедии не только опубликовал список известных дольменов, но и предложил новую интерпретацию теории о великанах, пояснив, что дольмены были построены не мифологическими существами, а физически сильными, высокими и рослыми людьми.
По-видимому, представления о том, что дольмены были построены великанами, все еще вдохновляли некоторых историков и художников начала XVIII века. Однако данная теория по мере развития науки была вытеснена новыми, достоверными фактами. Именно поэтому, в трактатах и гравюрах XVIII века нашли свое отражение новые идеи, связанные с дольменами.
XVIII век: новый взгляд на дольмены
К XVIII веку относится появление целого ряда произведений графики, сочетающих изображения дольменов и людей. На рисунке Абрахама де Хаэна (1707–1748) D53-Хафэлте является неотъемлемой частью пейзажа: ритм расположения массивных каменных глыб соотносится с молодыми деревцами, растущими за дольменом (рис. 4). Деревья играют важную роль, гармонизируя композицию. Традиционная горизонтальная компоновка на листе, избранная художником, позволяет показать всю мегалитическую гробницу целиком. В своем рисунке Де Хаэн особое внимание уделяет взаиморасположению камней, составляющих дольмен. Очевидно, художник поставил перед собой задачу нарисовать данный памятник прошлого так, чтобы он был узнаваем, и ему удалось достичь своей цели, что подтверждается сравнением рисунка и современной фотографии D53-Хафэлте (рис. 5). Деревья на дальнем плане заметно разрослись, но сам дольмен остался прежним. Несмотря на то, что расположение фигур людей в рисунке Де Хаэна выглядит несколько искусственным, их присутствие все же дополняет композицию, в то время как элементы пейзажа и дольмен воспринимаются как две ее важнейшие составляющие.
Рис. 4. Абрахам де Хаэн (1707 - 1748). Дольмен D53-Хафэлте. 1737 [1, c. 65]
Рис. 5. Джон Куйперс. Фото дольмена D53-Хафэлте.
Источник: www.johnkuipers.ca/about_mega.shtml
Рисунок учителя Де Хаэна, Корнелиса Пронка (1691–1759), с дольменом D3-Мидларэн примечателен фигурой человека, стоящего между огромных камней, и, очевидно, позирующего художнику. Баккер в своей книге упоминает это произведение в контексте того, что в XVIII веке люди все чаще начинают интересоваться мегалитами, и в моду входит совершать небольшие путешествия к ним. Художника-топографа Пронка, его ученика Абрахама де Хаэна и успешного амстердамского торговца Шумакера объединял общий интерес к истории и топографии. Именно поэтому во время поездок к дольменам D53 и D54-Хафэлте Пронк и Де Хаэн создали несколько рисунков, на которых можно увидеть мужчину в костюме XVIII века, а также женщину, по-видимому, служанку Хейсье Аренс, сопровождавшую группу путешественников. В работах Пронка люди являются важными участниками композиции и показаны в непосредственном взаимодействии с дольменами: служанка изображена сидящей, в то время как мужчина осматривает дольмен (рис. 6).
Рис. 6. Корнелис Пронк (1691–1759). Дольмен близ Хафэлте, 1732 [1, c. 66]
Рисунки Пронка и Де Хаэна отличаются по стилю и технике, однако в них присутствуют и общие черты, отмечающие влияние учителя на ученика. По сравнению с предшественниками оба художника в своих работах уделяют гораздо большее внимание деталям, а также указывают название дольмена и дату своего посещения. Несколько лет спустя были созданы новые рисунки с тех же дольменов с целью проследить возможные изменения. Изучив рисунки Пронка и Де Хаэна, Ван Хиффен пришел к заключению, что расположение больших камней, составляющих дольмены D53 и D54, оставалось практически без изменений вплоть до 1918 года, в то время как другие элементы пейзажа, дуб и песчаный холм, уже отсутствовали [1, c. 64]. Баккер относит данные рисунки к первым реалистическим изображениям дольменов, точно передающим их пропорции. Кроме того, исследователь отмечает, что на этих работах показана включенность мегалитов в окружающий пейзаж и ландшафт местности. Как правило, подобные наброски, выполненные карандашом или тушью на пленэре (непосредственно на месте), можно считать достаточно надежными визуальными источниками.
Вторая группа произведений в большинстве своем состоит из гравюр, и демонстрирует исключительно научный интерес к дольменам. Роль пейзажа в этих работах нивелирована или сведена до минимума, главным объектом изображения является мегалит. Образы людей в произведениях такого характера встречаются достаточно редко, поэтому работу Корнелиса ван Ноорде (1731–1795), посвященную раскопкам дольмена D13-Экст, следует отнести к редким исключениям. Посреди равнины группа людей в костюмах XVIII века занята проведением раскопок и обсуждением дольмена, лаконичность природного ландшафта вторит небу, которое занимает практически половину композиции. Несколько лет спустя, художник из Лейдена, Абрахам Делфос (1731–1820), создал гравюру с изображением этого же дольмена, однако в ней уделил гораздо больше внимания элементам ландшафта и пейзажу (рис. 7). В данном произведении силуэты церквей, ветряных мельниц и жилых домов в небольших городах Экст и Боргер, соотнесены с двумя дольменами D13-Экст и D14-Экстерхалте. Вид этой местности до раскопок показан в картуше в верхней части гравюры. Важные элементы ландшафта художник обозначил номерами непосредственно на гравюре, что говорит о ее назначении для исследовательских целей.
Рис. 7. Абрахам Делфос (1731–1820). Дольмен D13-Экст [1, c. 74]
Рис. 8. Джон Куйперс. Фото дольмена D13-Экст.
Источник: www.johnkuipers.ca/about_mega.shtml
Рисунки дольменов, выполненные профессором Петрусом Кампером (1722–1789), представляют собой простые наброски карандашом, не претендующие на живописность в передаче пейзажа. Однако эти работы ярко выражают интерес ученого к дольменам и их характеристикам, таким как размер, вес и т. д. [1, c. 91]. Будучи экспертом в своей области, Кампер, в первую очередь, обращает внимание на форму и размеры камней, составляющих мегалит, а также на их взаиморасположение. Кроме того, профессор учитывает ракурсы, с которых изображены дольмены. Не придает большого значения пейзажу и ландшафту при изображении D6-Тинарлоо и малоизвестный гравер XVIII века Ноа ван дер Мейр (рис. 9). Хотя силуэт дольмена в его работе узнаваемый, импульсивная творческая манера художника не отличается передачей точных очертаний камней, составляющих этот мегалит.
Рис. 9. Ноа ван дер Мейр. Дольмен D6-Тинарлоо, 1790 [1, c. 101]
Рис. 10. Джон Куйперс. Фото дольмена D6-Тинарлоо.
Источник: www.johnkuipers.ca/about_mega.shtml
В силу своей специфической направленности, данная группа гравюр с изображением дольменов представляет интерес лишь для узкого круга специалистов. Минимальная роль пейзажа в этих работах свидетельствует о том, что именно дольмен представляет важность для исследователей. Подобная черта характерна для произведений XVIII века, времени, когда был издан закон об охране мегалитов как исторических памятников. В частности, на территории Дренте данный закон стал действовать с 1734 года. Иллюстрации с дольменами, относящиеся к данной группе, можно встретить в статье Любаха, где автор описывает эти памятники, приводя справку об их степени сохранности [4, c. 161]. По-видимому, ученые XVIII века не придавали большого значения соотнесению мегалитов с пейзажем и ландшафтом местности. Однако некоторые исследователи в этот период уже начали использовать данные элементы для опознавания отдельных дольменов. Например, Кампер рисует деревья рядом с D4-Мидларен и D14-Экстерхалте; Янссен, изображая D17-Ролде среди деревьев, также указывает его месторасположение и стороны света. В другом рисунке Кампер использует местную церковь для определения координат дольмена D3-Мидларен (рис. 11). Размещая церковь в композиционном центре листа и между двумя камнями дольмена, автор достигает достаточно своеобразного, почти символического эффекта. Данная церковь присутствует и на рисунке Пронка, изображающем D3-Мидларен, образуя прочную ассоциативную связь с этим дольменом. Церковь является лишь небольшим элементом дальнего плана, и противопоставляется массивному силуэту мегалита, но, несмотря на это, остается важной частью пейзажа и композиции в целом. Подобная идея нашла отражение и в гравюре Хендрика Швегмана (1761–1816), на которой изображен все тот же дольмен близ Мидларен (рис. 12). Художник показал мегалит с похожего ракурса, с церковью в левой части композиции. Данную гравюру уже можно отнести к периоду романтизма, поскольку в ней передано состояние природы, трактовка дерева живописна, художник также уделяет внимание птицам, парящим в небе. Дольмен показан в преувеличенном масштабе по сравнению с фигурой человека, ведущего записи или выполняющего набросок с мегалита. На дальнем плане слева виден силуэт церкви, ставший уже достаточно традиционным элементом произведений графики, посвященных дольменам.
Рис. 11. Петрус Кампер (1722–1789). Дольмен D3-Мидларен [1, c. 98]
Рис. 12. Хендрик Швегман (1761 - 1816). Дольмен D3-Мидларен, 1795.
Источник: www.rijksmuseum.nl
Романтизм и пейзажи с дольменами в XIX веке
В XIX веке мотив сопоставления церкви и дольмена в окружении живописной природы был поддержан Йоханнесом Хендриком ван Вестом (1803–1881). Так, дольмен D18-Ролде изображен среди достаточно хаотичного пейзажа, и контрастирует со стройным силуэтом церкви на дальнем плане справа. Вероятно, автором подразумевается типичный для романтизма прием противопоставления, в данном случае двух эпох, двух разных культур и религий (рис. 13).
Поражает своим динамичным пейзажем и умелой передачей состояния природы гравюра с дольменом Те Валтэ, выполненная голландским художником Круземаном ван Элтеном (1829–1904). Дерево, согнувшееся от порыва ветра, противопоставляется незыблемому мегалиту как преходящее вечному. В некоторых произведениях Ван Элтена заметны черты историзма. В частности, в одной из своих работ он изображает дольмен как алтарь древнего племени, что говорит об интересе художника к далекому прошлому, а также к вопросу преемственности культур и поколений. Таким образом, у Ван Элтена время становится неотъемлемым элементом пейзажа и местного ландшафта.
Произведения, выполненные Моллингером (1831), Дюборком (1834), Ван Равенсваем (1845), Рулофсом (1861) и Схипперусом (1879), принадлежат к серии идиллических пейзажей с дольменами и пасторальными сценами [2, c. 5]. Люди на этих работах стремятся к гармонии с природой и своими историческими корнями; пребывая в атмосфере спокойствия, исходящей от дольменов, они обретают уединение от городской суеты (рис. 14). В некоторых из этих акварелей и гуашей, мегалиты, выступая органичной частью ландшафта, символизируют спокойствие и самодостаточность. Примечательно, что в ряде работ дольмены даны в цвете, это является новым этапом в восприятии памятников.
Рис. 13. Йоханнес Хендрик ван Вест (1803–1881). Вид на дольмен D18-Рольде и церковь Рольде в 1871 [1, c. 144]
Рис. 14. Виллем Рулофс (1822–1897). Пастух со стадом овец у дольмена Тинарлоо, 1863-1864. Источник: www.teylersmuseum.eu
Сюжетные пейзажи с изображением людей, открывающих неизвестные ранее дольмены, также становятся популярными в XIX веке. Как правило, в такого рода работах эмоции персонажей выражены достаточно экспрессивно. Например, в гравюре с дольменом в Дренте близ мельницы Экстер, показано удивление двух людей, созерцающих величественный мегалит (рис. 15). Это произведение можно сравнить с изображением дольмена Боргер, которое также выдержано в стиле романтизма. В нем звучит тема хода истории и смены поколений: отец с ребенком обсуждают дольмен во время прогулки. В обеих работах люди изображены со спины, рассматривающими древний памятник, что, в свою очередь, тоже фокусирует внимание зрителя на этом объекте.
По сути, этот новый подход к изображению дольменов свидетельствует об эволюции в восприятии данных памятников в XIX веке, а также отражает тот факт, что они стали известны более широкой аудитории. Последний аспект иронично трактован голландским художником Александром Вер Хюэллом. Семья «малых буржуа» изображена во время посещения D6-Тинарлоо, экипаж ожидает их неподалеку. Очевидно, в данном произведении дольмен и окружающий пейзаж уходят на второй план, и все внимание сосредоточено на людях, которые вовсе не проявляют пиетета к мегалиту (рис. 16). Вероятно, рост интереса общественности к дольменам как к туристическим достопримечательностям пришелся именно на период создания данного произведения. Более того, в условиях все большего развития фотографии начало появляться огромное количество открыток и фото с дольменами. В результате данные памятники перестали быть популярной темой в печатной графике.
Рис. 15. Т. Схелтема. Дольмен в Дренте близ мельницы Экстер, 1799.
Источник: http://collectie.altasvanstolk.nl
Рис. 16. Александр Вер Хюэлл. Дольмен D6-Тинарлоо, 1859 [1, c. 142]
В целом пейзажи с дольменами, выполненные в XIX веке, отличаются большим разнообразием и сюжетностью, в то время как иллюстрации, выполненные в научных целях, становятся все более сложными, схематичными и напоминающими чертежи, в силу данной особенности эти работы не обсуждались в настоящей статье.
Заключение
Взаимосвязь между пейзажем, ландшафтом местности и дольменами, а также роль этих компонентов, претерпела существенные изменения в период со второй половины XVII по XIX век. Немаловажную роль в данном случае играли знания и цели, которыми руководствовались в тот или иной период исследователи и художники, а также насколько широкая аудитория была заинтересована в мегалитах. Две группы работ, проанализированные в данной статье, соответственно, представляют собой разные подходы к восприятию пейзажей с дольменами. Наиболее ранние из них были созданы в период, когда граница между мифом и научными представлениями о мегалитах была достаточно условна, что, в свою очередь, отражалось и в произведениях художников, выполненных на данную тему. В дальнейшем, по мере развития науки и роста интереса к дольменам, в пейзажах с ними уже отсутствовали образы мифических существ, таких как великаны; художники все больше стали обращаться к работе на пленэре, стремясь более точно передать особенности пейзажа той местности, где находится памятник. В XVIII веке художники предпочитают ездить к дольменам непосредственно для создания своих рисунков, поэтому восприятие мегалитов изменяется от мифологического к более реалистическому, а преобладающей техникой становится карандаш и тушь. В XIX веке пейзажи с дольменами приобретают романтическую окраску. Кроме того, факт, что мегалиты начинают интересовать не только специалистов и художников, но и широкую аудиторию, также получает отражение в художественных произведениях, большей частью в гравюрах, выпускавшихся тиражами. Популярным сюжетом в эту эпоху становится изображение путешественников, открывающих для себя дольмен.
Анализ второй группы произведений, посвященных дольменам, показал возрастающий в XVIII веке исследовательский интерес к конструкции этих памятников без учета их связи с пейзажем. Позднее этому моменту и ученые, и художники, начали придавать большее значение, ассоциируя определенные элементы пейзажа с конкретными мегалитами. Подавляющее большинство произведений этой группы выполнено карандашом или тушью, простота техники позволяла создавать наброски непосредственно на месте и легко корректировать ошибки. В XIX веке иллюстрации данной группы приобрели характер чертежей и планов.
Дольмены необходимо рассматривать в непосредственной зависимости от пейзажа и ландшафта местности, в которой они находятся, поскольку эти компоненты не только взаимосвязаны, но и дополняют друг друга. Благодаря своей незыблемости и постоянству, мегалиты обладают способностью структурировать пространство вокруг себя, в то время как природа, окружающая их, изменчива. Однако художественный образ дольмена в произведениях может меняться в зависимости от отдельных элементов пейзажа. Именно эта деталь вызывает интерес у ученых и художников, которые уже на протяжении длительного времени занимаются исследованиями в этой области.
Благодарности
Данная публикация подготовлена при поддержке Международной программы стипендий Фонда Форда. Спасибо Программе за помощь и содействие. Специальная благодарность профессору Даану Рамакерсу (Университет Гронингена, Нидерланды), за советы, данные при написании статьи. Приношу благодарность коллегам из голландских музеев за поддержку и консультации, оказанные при проведении исследования; в особенности, сотрудникам музеев Провинции Дренте в Ассене и Атлас ван Столк в Роттердаме.
Библиография
1. Bakker, J.A., Megalithic Research in the Netherlands, 1547-1911. From ‘Giant’s Beds’ and ‘Pillars of Hercules’ to accurate investigations / J.A. Bakker. – Leiden, 2010. – 317 p.
2. Heij, J.J., Van Kei tot Kunst. Het hunebed als bron van inspiratie, Drents Museum / J.J. Heij. – Assen, 1983. – 58 p.
3. Lewis, A. L., On Some Dolmens of Peculiar Types in France and Elsewhere / A. L. Lewis. // The Journal of the Royal Anthropological Institute of Great Britain and Ireland. – 1910. – № 40. – P. 336–348.
4. Lubach, D., On the Hunebedden, or Cromlechs, in the Province of Drenthe, in Holland / D. Lubach. // The Journal of the Anthropological Institute of Great Britain and Ireland. – 1877. – № 6. – P. 158-167.
5. Roymans, N., The cultural biography of urnfield and the long-term history of a mythical landscape / N. Roymans. // Archaeological Dialogues. – 1995. – № 2. – P. 2–24.
6. База данных по мегалитам на территории Европы, с иллюстрациями [Electronic resource]. – URL: http://www.erratiker.ch
7. сайт профессионального фотографа Джона Куйперса, посвященный исключительно фотографиям дольменов.[Electronic resource]. – URL: http://www.johnkuipers.ca/about_mega.shtml
8. Cайт с информацией и фотографиями дольменов. [Electronic resource]. – URL: http://members.home.nl/jbmeijer/hpiceng.htm
9. The megalitithic tombs of the Netherlands, Province of Groningen [Electronic resource]. – URL: http://webspace.webring.com/people/dw/wimdekker/Nederland01.html
10. Веб-страница, посвященная дольмену Тинарлоо (фотографии и факты) [Electronic resource]. – URL: http://www.oudzuidlaren.nl/html/hunebed.html
11. Общий сайт о дольменах на территории Нидерландов [Electronic resource]. – URL: http://www.hunebedden.com/
Ссылка для цитирования статьи
Гордусенко М.И. ЭВОЛЮЦИЯ ПЕЙЗАЖЕЙ С ДОЛЬМЕНАМИ В ГРАФИКЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVII – XIX ВЕКА [Электронный ресурс] /М.И. Гордусенко //Архитектон: известия вузов. – 2014. – №3(47). – URL: http://archvuz.ru/2014_3/22
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная