Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №2 (50) Июнь, 2015

История архитектуры

Базилевич Михаил Евгеньевич

кандидат архитектуры, 
профессор Высшей школы архитектуры и градостроительства.
Тихоокеанский государственный университет,

Россия, Хабаровск, e-mail: mikhailbazilevich@gmail.com

ГРАЖДАНСКИЕ ИНЖЕНЕРЫ–АРХИТЕКТОРЫ ВЛАДИВОСТОКА НА РУБЕЖЕ XIX И XX ВЕКОВ

УДК: 72.036
Шифр научной специальности: 85.113

Аннотация

Статья посвящена творческой деятельности архитекторов – выпускников Санкт-Петербургского Института гражданских инженеров – И.С. Багинова, С.А. Венсана, В.К. Гольденштедта (Ливина), В.А. Плансона, Н.Д. Федосеева, работавших во Владивостоке в конце XIX – начале XX в. Приводятся краткие биографичские данные. Рассматриваются наиболее значимые сооружения, возведенные по проектам этих архитекторов во Владивостоке. Особое внимание уделяется композиционным и стилистическим особенностям построек и их влиянию на формирование застройки центральной части города.

Ключевые слова: гражданские инженеры, архитектура Владивостока

Введение

В исследовании истории архитектуры дальневосточных городов важную роль играет изучение творческой деятельности конкретных архитекторов, работавших здесь, их вклад в развитие архитектуры и градостроительства региона. Изучая биографические данные, профессиональную подготовку, творческий путь, авторские концепции и приемы того или иного архитектора, мы можем более полно рассмотреть основные тенденции, существовавшие в архитектуре городов Дальнего Востока в определенный исторический период. К сожалению, творческая деятельность дальневосточных зодчих, работавших здесь на рубеже XIX–XX вв., в настоящий момент остается малоизученной. В данной работе рассматривается деятельность архитекторов – выпускников Института гражданских инженеров Санкт-Петербурга И.С. Багинова, С.А. Венсана, В.К. Гольденштедта (Ливина), В.А. Плансона, Н.Д. Федосеева во Владивостоке.

Активное экономическое, стратегическое и культурное развитие Владивостока в конце XIX – начале XX в. в сочетании с действием системы порто-франко, установленной на всей территории Дальнего Востока в этот период, способствовали созданию благоприятных условий для работы банков, а также крупных и мелких отечественных и зарубежных компаний. Появление в городе крупного заказчика требовало привлечения во Владивосток большого числа высококвалифицированных специалистов-проектировщиков и создания новой, оригинальной, соответствующей статусу заказчика архитектуры. В указанный период начинается активное строительство кирпичных зданий, меняется характер застройки, значительно преобразуется центральная часть города, где на улицах появились почти сплошные линии каменных домов.

Исследованию градостроительных, планировочных и стилистических особенностей архитектуры Владивостока конца XIX – начала XX в. посвящен достаточно широкий круг работ. Однако творческая деятельность архитекторов – выпускников Санкт-Петербургского Института гражданских инженеров рассматривается фрагментарно. Практически отсутствуют исследования, рассматривающие жизненный и творческий путь, авторские концепции и стилистические особенности построек конкретного архитектора или группы зодчих.

В ряде опубликованных работ [1, 2] отмечалось, что на рубеже XIX–XX вв. Институт гражданских инженеров императора Николая I (ИГИ) был одним из ведущих высших учебных заведений Российской империи, передовым центром строительной и инженерной мысли. По современным критериям ИГИ нельзя назвать крупным учебным заведением – в нем училось 300 студентов, а в штате было 60 преподавателей, однако уже к концу XIX в. институт стал одним из основных «поставщиков» высокопрофессиональных архитектурных и инженерных кадров для всех регионов страны. Институт располагал большой научно-методической базой и имел достаточные площади учебных и технических помещений. А. Ильин [13] отмечает, что преподавательский штат ИГИ состоял преимущественно из известных практиков и теоретиков архитектуры и инженеров, лучших специалистов своего времени. Обучение студентов проходило в рамках рационалистической теории А. Красовского, одного из ведущих преподавателей института во второй половине XIX в. Согласно его теории, наибольшее значение при составлении проекта имеет не красота здания, а его функциональность и комфортность. По мнению А. Красовского «целое должно быть следствием назначения здания, части – следствием свойств материалов и способов их употребления» [6]. Данный проектный подход впоследствии нашел свое отражение в творчестве многих его учеников.

И.С. Багинов – городской архитектор Владивостока. В 1898 г. на Дальний Восток был направлен Иоанес Седракович Багинов после окончания ИГИ в 1890 г. со званием гражданского инженера и правом на чин XII класса. Вначале он служил в Дагестане, где в течение семи лет занимал должность архитектора городов Шуры и Петровска1, а в 1897 г. подал прошение о переводе на Дальний Восток [3]. В том же году его назначили старшим архитектором, а затем старшим инженером Управления строительной и дорожной частями при Приамурском генерал-губернаторе. Спустя год Багинов снова подал прошение о переводе во Владивосток и указом генерал-губернатора Н.И. Гродекова был назначен на должность городского архитектора.

За более чем десятилетний период работы во Владивостоке Багинов внес существенный вклад в развитие архитектуры города. В 1899 г. архитектор разрабатывал проекты архиерейского дома и духовной консистории. С 1900 по 1906 г. занимался производством работ по обустройству городского порта. По проектам Багинова во Владивостоке построены здания гостиницы и театра «Золотой Рог» (Светланская, 13 и 15), магазин Чистякова (Светланская,16), церковь-школа «Всех скорбящих радосте» на ул. Маньчжурской (ныне ул. Махалина), смешанное 2-х классное училище имени графа генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева-Амурского (Рабочая, 10) [3].

В конце XIX в. в интенсивно развивающемся Владивостоке остро ощущалась нехватка гостиничных мест. В этой связи несколько крупных городских предпринимателей начали строительство каменных гостиничных зданий, проекты которых разрабатывались по образцам лучших классических европейских отелей. Участок для одного из таких зданий принадлежал купцу И.И. Галецкому – одному из основоположников гостиничного бизнеса во Владивостоке. В 1872 г. на участке по ул. Светланская, 13–15 был построен деревянный дом, выполнявший функцию гостиницы, в 1885 г. у здания появилась пристройка, в народе получившая название «театр мадам Галецкой», а официально комплекс этих сооружений носил название «Золотой Рог». В 1901 г. на месте деревянных домов по заказу Галецкого И.С. Багинов начал строительство нового четырехэтажного каменного здания, которое стоит на этом участке и по сей день. Новая гостиница стала едва ли не самым большим сооружением Владивостока. В 1903 г. рядом с гостиницей, также по проекту Багинова, был построен театр со зрительным залом на 850 мест, с балконом и двумя ярусами лож. В 1905 г. здесь вспыхнул пожар, нанесший внутреннему убранству значительный урон. Спустя два года здание было восстановлено по проекту И.В. Мешкова [6].

Гостиница «Золотой Рог» имеет угловое положение в структуре городской застройки и вместе со зданиями гостиницы «Централь» (архитектор В.К. Гольденштедт) и доходного дома Бабинцева (архитектор В.А. Плансон), расположенными напротив, фланкирует перекресток центральных улиц Владивостока – Алеутской и Светланской (рис. 1).

Г-образный объем сооружения воспринимается единым мощным монолитом. Два нижних этажа выделены рустовкой, крупной и гладкой на первом этаже, и более мелкой и детализированной – на втором. Верхние этажи с гладкими оштукатуренными стенами расчленены парными пилястрами. Полуциркульные окна третьего этажа украшены картушами и лепным декором. Фриз декорирован изящными кронштейнами и мелкими сухариками. Карниз здания – трехступенчатый. Парапет представляет собой ритмический ряд чередующихся каменных пилонов и изящных кованых ограждений (рис. 2).

Рис. 1. Перекресток улиц Алеутской и
Светланской. Фото автора
Рис. 2. Здание гостиницы «Золотой Рог».
Построено в 1901 г. Арх. И.С. Багинов.
Фото автора

Здание театра имеет линейное положение в застройке улицы Светланской, вследствие чего интерес представляет лишь главный фасад (рис. 3). Этажи театра ниже, чем гостиницы, поэтому трехэтажный объем театра по высоте примерно совпадает с двухэтажным рустованным основанием гостиницы, а высокая крыша со слуховыми окнами визуально попадает в уровень третьего этажа. Плоскость фасада театра «Золотой рог» представляет собой двухчастную композицию. Основная часть симметрична и состоит из восьми простенков, разделенных пилястрами. Центральная ось акцентирована аттиком с полукруглой неглубокой нишей. Правая часть фасада выдвинута вперед небольшим ризалитом и акцентирована треугольным карнизом. В уровне первого этажа устроен сквозной проезд во внутренний двор.

Рис. 3. Театр «Золотой Рог». Построен в 1903 г. Арх. И.С. Багинов.
Фасад со стороны ул. Светланской. Чертеж автора

В 1932 г. театр «Золотой Рог» стал называться театром им. М. Горького, а в 1975 г. сменил адрес. В настоящее время в здании размещается Приморская краевая филармония. Гостиница «Золотой Рог» просуществовала до 1987 г., в 1994 г. здание было переоборудовано под торговый центр с одноименным названием [6].

С другой стороны перекрестка улиц Алеутской и Светланской по проекту Багинова в 1903 г. построен магазин Чистякова. Кирпичное двухэтажное прямоугольное в плане здание имеет один парадный фасад, выполненный в традиционных мотивах классической архитектуры (рис. 4).

Рис. 4. Магазин Чистякова. Построен в 1903 г. Арх. И.С. Багинов.
Фасад со стороны ул. Светланской. Чертеж автора

Пластическое решение фасада достаточно сложное, первый этаж имеет прямоугольные вытянутые окна, слегка заглубленные в рустованных стенах. Окна второго этажа имеют полуциркульное завершение, выделены архивольтом и сверху украшены картушами. Под окнами расположены декоративные ниши. Стена второго этажа разделена парными пилястрами, поддерживающими трехступенчатый карниз. Дополнительным украшением уличного фасада являются два балкона с изогнутыми, ажурными, коваными ограждениями. В целом можно сказать, что в декоративно-пластическом решении композиции фасада магазина Чистякова Багинов использовал те же декоративные приемы, что и для фасадов гостинцы «Золотой Рог», поэтому оба сооружения имеют определенное стилистическое сходство.

В 1907 г. Иоанес Седракович приступил к выполнению проекта церкви-школы «Всех скорбящих радосте». Строительство церкви в честь памяти убиенных воинов 1904–1905 гг. инициировал начальник духовной миссии в Корее архимандрит Павел. В декабре 1905 г. Владивостокская дума выпустила постановление, в котором предписывалось «отвести в конце улиц Японской и Мачжурской участок земли для постройки церкви-школы… размером 2880 кв. м». Помимо Багинова, в разработке проектной документации и строительстве принимали участие инженер Иванов и генерал Ставицкий. Проектировщикам удалось решить сложную задачу – в одном сооружении совместить культовый объект и образовательное учреждение, рассчитанное на 80 воспитанников. Строительство заняло всего один год, 16 сентября 1908 г. в школе начались занятия с детьми из Рабочей и Матросской слободок [7]. Сооружение представляет собой сложную объемную композицию, составленную из трех разновысоких объемов – двухэтажного объема пятиглавой церкви, примыкающей к ней трехэтажной колокольни со звонницей и одноэтажной школы. Архитектура церкви-школы выдержана в строгих традициях православной архитектуры. В 1923 г. была закрыта школа, а в 1927 – церковь [8].

Строительство церкви-школы не смогло решить проблемы недостатка средних учебных заведений в микрорайоне Рабочей слободки, которая в 1907–1908 гг. интенсивно застраивалась. В 1908 г. на пустыре по улице Рабочей под руководством архитектора Багинова и подрядчика Попова началось строительство новой школы. При ее строительстве использовались кирпичи с клеймом Военного ведомства «Якорь», их изготавливал кирпичный завод, находившийся в Снеговой Пади. Строительство закончилось в начале осени 1909 г. Согласно постановлению Городской Думы, учебное заведение, рассчитанное на 180 детей, получило название «Смешанное 2-х классное училище имени графа, генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева-Амурского» [3]. С 1920 г. школа стала называться «Реальное училище имени М. Горького».

В 1911 г. Багинов уехал из Владивостока и три года служил губернским архитектором Строительного отделения в Эстляндии, затем подал прошение Председателю ТСК с просьбой направить его на Дальний Восток. В 1914 г. он получил назначение на должность областного инженера на Камчатке. Какие-либо данные о дальнейшей жизни архитектора отсутствуют. Известно только, что после революции он эмигрировал в Китай, где по его проектам в Харбине построено несколько зданий различного назначения1.

Приморский областной архитектор Н.Д. Федосеев. В 1902 г. на восточную окраину России прибыл Николай Дмитриевич Федосеев. После окончания ИГИ в 1897 г. гражданский инженер в течение пяти лет проработал в технико-строительном комитете при МВД. Из послужного списка Федосеева2 известно, что 21 февраля 1898 г. он получил чин коллежского секретаря. В начале 1902 г. Николай Дмитриевич занимался строительством доходного дома в Санкт-Петербурге на набережной Обводного канала [4], а в сентябре его назначили старшим архитектором Управления строительной и дорожной частями при Приамурском генерал-губернаторстве во Владивостоке. Спустя год Федосеев стал областным архитектором Строительного отделения. Николай Дмитриевич в основном занимался ведением делопроизводства, участвовал в работе различных комиссий, осуществлял надзор над строительством различных объектов. Так, в 1903 г. он занимался производством работ по постройке здания тюрьмы в Никольск-Уссурийске. В 1912 г. участвовал в работе комиссии «для выяснения вопроса о постройке нового здания телеграфной конторы в городе Владивостоке», в том же году проводил осмотр актов, протоколов и других документов по постройке помещений ресторана «Модерн». За верную службу в 1913 г. Федосеев получил орден Святого Станислава 3-й степени2.

В историю Владивостока Николай Дмитриевич вошел не только как компетентный чиновник, но и как практикующий архитектор. В 1912 г. на участке, примыкающем к главной улице Владивостока – Светланской (ныне Светланская, 50), по указанию предпринимателя Т. Шуина началось строительство музыкального театра, но здание не достроили и спустя год продали. Новый владелец обратился к Н.Д. Федосееву с просьбой перепроектировать его для размещения доходного дома и архитектор успешно справился с поставленной задачей. Работы по реконструкции завершились в 1914 г. и во Владивостоке появилось новое уникальное по своей архитектуре здание в стиле модерн.

Рис. 5. Здание доходного дома. Фасады со стороны ул. Светланской (слева) и Адмиралтейского сквера.
Построено в 1912
1914 г. Архитектор Н.Д. Федосеев. Чертеж автора

Сооружение представляет собой г-образный в плане объем, по вертикали разделенный на подвальный, цокольный и три основных этажа. Материал несущих стен – кирпич. Фасады, обращенные на ул. Светланскую, пер. Светланский и Адмиралтейский сквер, оштукатурены (рис. 5). Главный фасад асимметричен и имеет пятичастную композицию. Центральная часть, увенчанная овальным фронтоном, фланкирована с обеих сторон широкими пилонами. В уровне второго и третьего этажей в этой части расположена глубокая лоджия. Справа и слева от центральной части находятся два дополнительных входа. Углы здания усилены двумя разновеликими ризалитами с лоджиями в уровне второго и третьего этажей. Мощные, устремленные вверх ризалитные объемы акцентируют угловое положение здания в структуре городской застройки. В правом ризалите со стороны Адмиралтейского сквера расположен главный вход. В декоре фасадов отчетливо прослеживаются характерные черты дальневосточного модерна. В пластическом решении архитектор использовал крупные членения фасадов и декоративных элементов. Сооружение недолго выполняло свою первоначальную функцию. В советский период часть здания была переоборудована под кинотеатр «Комсомолец», а в другой части разместились различные учреждения. После 1932 г. здесь находился Дальневосточный филиал Академии наук СССР – первый периферийный филиал Академии, в ведении РАН здание находится в настоящее время [5].

Творческая деятельность В.А. Плансона и С.А. Венсана во Владивостоке. В 1899 г. Институт гражданских инженеров императора Николая I окончили архитекторы Владимир Антонович Плансон и Сергей Александрович Венсан. Оба – выходцы из многодетных семей, обучались в ИГИ с 1884 г. Подробности студенческого периода их жизни неизвестны. После окончания института жизненные пути архитекторов разошлись. С.А. Венсан остался работать при ведомстве МВД в Санкт-Петербурге3, а В.А. Плансон получил распределение на Дальний Восток для работы на строительстве Уссурийской железной дороги4.

За более чем двадцатилетний период службы на Восточной окраине Владимир Антонович проявил себя как выдающийся архитектор-проектировщик. В конце 1902 г. он оставил службу при Министерстве внутренних дел и поступил на работу архитектором в Восточный институт во Владивостоке, где в полной мере раскрылся его архитектурный талант. Краткий обзор этого периода жизни Плансона опубликован авторами [1]. Первым зданием, построенным Плансоном во Владивостоке, стал доходный дом Штейнбаха на Светланской, 55.

Рис. 6. Доходный дом Штейнбаха. Главный фасад. Постороен в 19011902 гг. Арх. В.А. Плансон.
Чертеж автора

П-образный четырехэтажный дом расположен на пересечении улиц Светланской и Лазо. Угловое положение объекта нашло отражение в его архитектуре. Угол здания срезан и сверху акцентирован аттиком, увенчанным шпилем. Первый этаж выглядит массивным, так как в качестве декора архитектор использовал сплошную рустовку стен. Верхние этажи, напротив, выглядят легкими и парадными. Оба уличных фасада имеют схожее пластическое решение. Стены раскрепованы и по вертикали разделены декоративными поясами, подчеркивающими поэтажное членение. Окна визуально усилены архивольтами и украшены сандриками. Главный фасад, обращенный на улицу Светланскую, отличается парадностью (рис. 6). Плоскость стены разрезают три слабо выдвинутых ризалита, увенчанные резными пилонами и декоративными решетками. Балконы, украшенные ажурными ограждениями, акцентируют входы в здание.

В 1903 г. по проектам Плансона во Владивостоке построены Доходный дом Бабинцева (Светланская, 20), здание Торгового дома «Кунст и Альберс» (Светланская, 40), а также здание вокзала на станции Никольск-Уссурийск.

Рис. 7. Доходный дом Бабинцева,1903 г. 
Фасад со стороны ул. Светланской.
Арх. В.А. Плансон. Фото автора
Рис. 8. Доходный дом Бабинцева.
Фрагмент фасада со стороны ул. Алеутской.
Фото автора

Доходный дом Бабинцева, как и Дом Штейнбаха, имеет Г-образный объем и расположен на пересечении улиц Алеутской и Светланской. Сооружение имеет сложное пластическое решение уличных фасадов (рис. 7, 8). Первый этаж выглядит более лаконичным и массивным за счет использования сплошной рустовки шершавым грубым камнем и больших витринных окон. Второй этаж рустован, окна здесь более высокие, чем на третьем этаже. Стены здания декорированы мелким гладким рустом, фриз обильно украшен лепным декором, а широкий многоступенчатый карниз поддержан рядами сухариков. Уличные фасады имеют симметричную композицию. Ось симметрии акцентирована слабо выступающим ризалитом с широким балконом на втором этаже. В этой части со стороны Алеутской устроен сквозной проезд во внутренний двор, а на фасаде со стороны Светланской размещен главный вход. Углы акцентированы мощными ризалитами, усиленными эркерными объемами в уровне второго и третьего этажей. Ризалиты украшены полукруглыми балконами и увенчаны фронтонами. Угол здания акцентирован восьмигранным куполом с высоким шпилем. Говоря о стилистике сооружения, отметим сочетание элементов и приемов классицизма, псевдобарокко и дальневосточного модерна. Торцевые и дворовые фасады лишены декора и представляют собой монотонные неоштукатуренные стены.

Другой интересный пример архитектуры Плансона во Владивостоке – административное здание Торгового дома «Кунст и Альберс» (Светланская, 38/40), построенное для размещения представительских апартаментов, клуба для служащих и общежития приказчиков компании (рис. 9).

Рис. 9. Административное здание Торгового дома «Кунст и Альберс»,1903 г. Арх. В.А. Плансон.
Чертеж автора

Сооружение расположено между центральной площадью города и перекрестком улиц Светланской и Уборевича. Благодаря своему «островному» положению здание играет важную роль в формировании застройки центра Владивостока. Двухэтажное г-образное в плане сооружение с шестигранным эркером выполнено в причудливых формах, сочетающих мотивы псевдорусской архитектуры с модерном. Композиция асимметричных фасадов основана на сочетании крупных объемов раскрепованных стен, массивных балконов с балюстрадами, многоярусных фронтонов, аттиков и эркеров. Кирпичные стены Торгового дома облицованы силикатной и керамической фасадной плиткой немецкого производства. Окна имеют полукруглые и лучковые завершения и окантованы кирпичными рамками. Декоративный фриз украшен кирпичным рельефным геометрическим орнаментом [1].

Рис. 10. Государственный банк, 1903 г. Арх. В.А. Плансон. Чертеж автора

В том же 1903 г. на Светланской, 71 по проекту и под руководством В.А. Плансона началось строительство здания Владивостокского отделения Государственного банка, завершившееся спустя четыре года [1]. П-образное в плане сооружение выполнено в строгих лаконичных формах, подчеркивающих значимость объекта и респектабельность организации, располагающейся в нем. В стилистическом решении фасадов Плансон использовал характерные приемы ренессанса и позднего классицизма. Центральная часть фланкирована двумя мощными ризалитами с треугольными фронтонами и гранеными куполами, увенчанными шпилями. Стены рустованы, декоративных элементов немного (рис. 10).

Рис. 11. Главный фасад здания Инженерного управления Владивостокской крепости, 1911 г.
Арх. В.А. Плансон. Чертеж автора

В 1911 г. на ул. Пушкинской по проекту В.А. Плансона построено четырехэтажное здание Инженерного управления Владивостокской крепости [1]. Прямоугольное в плане сооружение с выразительным главным фасадом выполнено в духе романской архитектуры. Главный вход выделен раскреповкой стены, отчасти напоминающей портал средневекового собора. Центральная ось, проходящая по входу и простенку между парными окнами, выделена двухступенчатым аттиком. В уровне третьего этажа устроен балкон с балюстрадой и декоративными консолями. Над балконным спаренным окном расположено круглое окно-роза (рис. 11).

Последним сооружением во Владивостоке, выполненным по проекту Плансона, можно считать Римско-католический костел. К разработке проекта Плансон приступил в 1909 г., тогда же началось строительство, продолжавшееся 12 лет. В 1921 г. костел принял первых верующих [1].

В 1923 г. В.А. Плансон уехал сначала в Харбин, а затем в Америку. Некоторое время он жил в Лос-Анджелесе, затем переехал в Сан-Франциско, где архитектор занимался оформлением православных храмов [3].

Архитектор Сергей Александрович Венсан после окончания ИГИ пять лет проработал архитектором при управлении Министерства внутренних дел в Санкт-Петербурге3. За это время по его проектам здесь были построены доходные дома на ул. Лабутина, 17 и Подольской, 12 [4]. В 1904 г. Венсана назначили на должность архитектора Полтавского губернского земства, а после пяти лет службы архитектор уехал на Дальний Восток. До 1911 г. он работал техником Раздольнинской войсковой строительной комиссии в Приморской области, затем уехал в Харбин, где работал на строительстве КВЖД и занимался частной практикой [3]. К числу харбинских построек Венсана относятся дом И.Я. Лопато на Сунгарийском пр., дом английской фирмы на ул. Новогородней (угол Диагональной), дом Акционерного о-ва, особняк Лопато, здание Китайской почты, здание фабрики Лопато, дом Мичкова на Бульварном пр., особняк В.Ф. Ковальского, здание Гиринского дипломатического бюро, отель «Модерн» на ул. Китайской.

Сергей Александрович оставил свой след в архитектуре Владивостока, где прожил пять лет, а впоследствии часто бывал по долгу службы. В 1906–1908 гг. по совместному проекту архитекторов Венсана и Ф.Ф. Постникова на ул. Уборевича, 8 построено здание женской гимназии имени цесаревича Алексея [3]. В архитектуре сооружения четко прослеживаются черты распространенного в те годы на Дальнем Востоке стиля «рационалистический» модерн. Четырехэтажное кирпичное сооружение имеет сложную объемную композицию, которая построена на сочетании двух разновеликих объемов: параллелепипеда, вмещавшего учебные помещения, и г-образного блока, в котором находились спортивный и актовый залы, столовые и подсобные помещения. Объемы архитектор соединил вставкой лестничной клетки.

Рис. 12. Главный фасад здания женской гимназии. Арх. С.А. Венсан и Ф.Ф. Постников, 19061908 гг.
Чертеж автора

Характерной особенностью сооружения является его визуальная открытость. Здание гимназии воспринимается с разных сторон, все фасады имеют схожее равноценное пластическое решение, основанное на чередовании широких окон с лучковым или прямым завершением и лишенных декора простенков. Главный фасад имеет симметричную композицию (рис. 12). Центральная часть и слабо выдвинутые боковые ризалиты акцентированы аттиками, объединенными металлическим парапетом. Фриз декорирован зеленой глазурованной плиткой.

Гимназия носила имя цесаревича Алексея до 1923 г., затем учебное заведение было преобразовано в общеобразовательную школу № 1, которой в 1937 г. присвоено имя А.С. Пушкина [5]. Горожане с тех пор называют здание «пушкинской гимназией».

Рис. 13. Здание Коммерческого училища. Фрагмент главного фасада. Арх. С.А. Венсан, 1910 г.
Чертеж автора

Вторым значимым проектом Венсана, реализованным во Владивостоке, является здание Коммерческого училища на ул. Суханова, 8. Как и женская гимназия, училище выполнено в стиле «рационалистический модерн». Выразительность объемной композиции сооружения достигнута за счет асимметричного размещения разновеликих ризалитов, увенчанных фронтонами. Главный вход акцентирован массивным порталом, декоративные башни которого фланкируют полуциркульный дверной проем, подчеркнутый архивольтом.

Как и в случае со зданием гимназии, все фасады имеют равнозначное пластическое решение. В начале XX в. сооружение, находившееся на вершине одного из Владивостокских холмов, отлично просматривалось со всех сторон. В настоящее время большая часть объема скрыта за высокими деревьями, тем не менее здание до сих пор сохраняет доминирующее положение в застройке улицы Суханова.

Владивостокский архитектор В.К. Гольденштедт. Рассматривая творческую деятельность выпускников Института гражданских инженеров во Владивостоке, невозможно не упомянуть имя Владимира Карловича Гольденштедта. Уроженец Владивостока, сын известного дальневосточного ученого-агронома Карла Георгиевича Гольденштедта, выпускник ИГИ 1904 г., он является автором большого числа красивейших зданий города, многие из которых по праву входят в «золотой фонд» архитектуры Дальнего Востока. В течение десяти лет Владимир Карлович служил в Строительном отделении, сначала в должности младшего архитектора, а с 1909 по 1916 г. – в качестве приморского областного архитектора. За этот период Гольденштед участвовал в работе различных комиссий, осуществлял надзор за строительством множества мелких и крупных объектов5. После 1922 г. архитектор проживал в Шанхае, где имел собственную архитектурную контору [3]. Подробно владивостокский период жизни Гольденштедта рассмотрен авторами ранее [2].

Среди проектов Гольденштедта, реализованных во Владивостоке, наиболее яркими и интересными с точки зрения формирования облика городской застройки являются здания Золотосплавной лаборатории Русско-азиатского банка, доходного дома Л.С. Скидельского, театра-кабаре «Лотос», Железнодорожного собрания и отелей «Централь» и «Немецкий».

Здание Золотосплавной лаборатории, расположенное на перекрестке улиц Светланской и Посьетской, – один из первых объектов, построенных Гольденштедтом. В пластическом решении фасадов четко прослеживаются черты модерна и ренессанса [2]. В 1907 г. на собственном участке семьи Гольденштедтов, расположенном на перекрестке улиц Светланской и Алеутской, выросло здание отеля «Централь» (рис. 14). Сооружение на протяжении многих лет считалось лучшей гостиницей Владивостока. Объемно-пространственное решение объекта достаточно лаконично, архитектор не стал перегружать стены декором и мелкими членениями, выстроив композицию фасадов на сочетании строгих графичных форм. Архитектурная выразительность объема достигнута посредствам контрастного цветового решения [2]. Спустя год Владимир Карлович приступил к строительству еще одного отеля на участке по адресу Океанский проспект, 9. Как и здание отеля «Централь», сооружение отеля «Немецкий» имеет угловой характер объемно пространственной композиции [2]. Башенный элемент, увенчанный восьмигранным куполом, акцентирует угол здания (рис. 15).

Рис.14. Отель «Централь», 1906-07 гг.
Арх. В.К. Гольденштедт. Фото автора
Рис.15. Отель «Немецкий», 1908 г.
Арх. В.К. Гольденштедт. Фото автора

В том же году архитектор занимался строительством еще двух известных во Владивостоке сооружений: доходного дома крупного предпринимателя Леонтия Соломоновича Скидельского и театра-кабаре «Лотос». Оба сооружения являются примерами модерна, господствовавшего в тот период на Дальнем Востоке [2]. Еще одним ярким примером использования мотивов модерна является здание Железнодорожного собрания, построенное архитектором в 1912 г. Г-образный двухэтажный объем главным фасадом обращен на улицу Алеутскую. Черты модерна прослеживаются в уплощенной полукруглой форме окон и декоре стен.

Заключение

Выпускники Института гражданских инженеров внесли существенный вклад в развитие архитектуры и строительства Владивостока. Работая в Строительном отделении и занимаясь частной практикой, архитекторы создали множество интересных и запоминающихся сооружений, строительство которых во многом определило современный архитектурный облик города. Гражданские инженеры создавали свои произведения преимущественно в рамках распространенного в тот период на Дальнем Востоке стиля модерн, однако в облике отдельных сооружений отчетливо читаются черты ренессанса, классицизма, псевдорусского стиля, а также романской и готической архитектуры.


1 РГИА ДВ. – Ф. 1293. – Оп. 124. – Д. 66.

2 РГИА ДВ. – Ф. 1. – Оп. 1. – Д. 3229

3 РГИА ДВ. – Ф. 323. – Оп. 9. – Д. 822

4 РГИА ДВ. – Ф. 226. – Оп. 1. – Д. 625

5 РГИА ДВ. – Ф. 1. – Оп. 1. – Д. 4290

Библиография

1. Базилевич, М.Е., Крадин. Н.П. Владивостокский архитектор Владимир Антонович Плансон (1871 – 1950 гг) / М.Е. Базилевич, Н.П. Крадин // Баландинские чтения: сборник статей научных чтений памяти С.Н. Баландина, 15-18 апреля 2014 г. – Новосибирск: Новосиб. гос. архит.-худ. акад., 2014. – Т. IX. – Ч. 1. – 256 с.

2. Базилевич, М.Е., Крадин, Н.П. Творческая деятельность архитектора Владимира Карловича Гольденштедта (Ливина) во Владивостоке / М.Е. Базилевич, Н.П. Крадин // Ученые записки КнАГТУ, 2015.

3. Архитектурный сайт Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. – URL: http://www.citywalls.ru/house2332.html?s=mvjo0r4751der0toel7l630h81     

4. Город Владивосток в цифрах и фотографиях [Электронный ресурс]. – URL: http://vladcity.com/monuments/historical-and-architectural-monuments/building-which-housed-far-eastern-branch/  

5. Дом недели: Гостиница «Золотой Рог» [Электронный ресурс]. – URL: http://vladivostok3000.ru/city/3189-dom-nedeli-gostinica-zolotoj-rog/  

6. Ильин, А. Петербургский и пинский архитектор Николай Котович. [Электронный ресурс]. – URL: http://brama.brestregion.com/nomer24/artic16.shtml#end  

7. Свято-Никольский кафедральный собор во Владивостоке. [Электронный ресурс]. – URL: http://smitsmitty.livejournal.com/109963.html?thread=1808523   

Ссылка для цитирования статьи

Базилевич М.Е. ГРАЖДАНСКИЕ ИНЖЕНЕРЫ–АРХИТЕКТОРЫ ВЛАДИВОСТОКА НА РУБЕЖЕ XIX И XX ВЕКОВ [Электронный ресурс] / М.Е. Базилевич //Архитектон: известия вузов. – 2015. – №2(50). – URL: http://archvuz.ru/2015_2/12 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 12.02.2015
Просмотров: 136