Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №2 (50) Июнь, 2015

История архитектуры

Забалуева Татьяна Рустиковна

кандидат технических наук, профессор кафедры проектирования зданий и градостроительства.
ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет»,

Россия, Москва, e-mail: tzabalueva@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ОСТРОВНОЙ АРХИТЕКТУРЫ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ. Часть IV. ПЕРИОД РАЗВИТОГО И ПОЗДНЕГО НЕОЛИТА НА МАЛЬТЕ. Заключение

УДК: 72.03
Шифр научной специальности: 85.113(0)

Аннотация

Заключительная статья цикла рассматривает период развитого и позднего неолита на Мальте, раскрывая характерные черты архитектуры на примере храмов Hagar Qim, Tarxien и Hypogeum of Hal Saflieni. Эти памятники отражают новый виток в развитии архитектурно-строительного искусства, начала художественного осмысления окружающего мира через декоративное искусство, представленное барельефами. Особое вниманиев автор обращает на особо значимый и яркий образец неолита – Гипогей – многофункциональное сооружение, которое использовалось как могильник, храм и место воспитания жриц. Проведенное исследование дает основание полагать, что остров Мальта с его храмами был религиозным центром Средиземноморья.

Ключевые слова: неолитическая эпоха, архитектура Средиземноморья, островная культура, храмовые комплексы

Hagar Qim

Hagar Qim, так же как и храмы Mnajdra, представляет собой комплекс из трех храмов (рис.1): Древний храм (около 3600 г. до н.э.), Северный храм (3600-3300 г. до н.э.).

Рис.1. План храмового комплекса Hagar Qim (по P. Micaleff): А – Древний храм; В – Северный храм; С – Меридиональный храм

Меридиональный храм (3000–2500 г. до н.э.). Несмотря на то, что комплекс также состоит из трех храмов, можно с уверенностью сказать, что он достаточно сильно отличается от комплекса Mnajdra. Даже Древний, самый ранний храм, не имеет трехлистную абсидную структуру, которая была характерна для этого времени. Конечно, значительные разрушения не позволяют точно определить и тем более воссоздать храм, но очевидно, что он был спланирован достаточно хаотично. В плане прочитываются отдельные помещения, иногда не соединенные между собой. Недостаточно понятна организация входов. Входная часть и центральный проход не собирают вокруг себя все помещения храма, все помещения существуют самостоятельно, и входы в них часто настолько узкие, что не представляется возможным определить, как туда попадал человек (рис. 2). По макету отчетливо видно, что хаотичное построение плана свидетельствует о еще не устоявшихся религиозных традициях, в которых не нашли отражения принципы устойчивых канонов веры [2].

Рис. 2. Макет существующих развалин храмов Hagar Qim

Северный храм, как и Древний, сохранился не очень хорошо, однако по остаткам стен достаточно легко прочитать его планировочную структуру. Храм по формам плана похож на средний храм Mnajdra, он тоже имеет две овальные зоны, сформированные двумя абсидами каждая. Так же как в Mnajdra, в храме существовало помещение для оракула. Центральный проход фокусировал на себе все помещения, как традиционно это устраивалось в других храмах Мальты этого периода.

Наиболее ярким стал последний, так называемый, Меридиональный храм. Структура плана очень развита. Вместо обычных пяти абсид храм имеет за счет пристроек расширенный «состав» помещений. В результате множества перестроек храм стал самым большим среди храмов Мальты [1]. Есть в пристроенной части самостоятельные абсиды, повернутые к внешнему пространству храма и имеющие свои входы. Таким образом, план претерпел значительные изменения, потерял ясную логику и стройность. Оракул обзавелся собственной абсидой, отдельным входом и рядом с ним – небольшой нишей со священным камнем. За счет абсиды, пристроенной с юга, было расширено основное пространство храма. Абсида получила свой алтарь и священный камень. Кладка стен представляет собой в основном крупные отесанные камни, положенные друг на друга с небольшой перевязкой.

Отличительной особенностью комплекса является мощная наружная стена, в которую встроены рядом со входом три ортостата – вертикальные камни поклонения, по которым храм получил название Hagar Qim [3, p. 55].

Рис. 3. Ортостаты храма Hagar Qim

Камни действительно необычные. Поражает не только их высота (более 4 м), но и сама форма этих камней (рис. 3): они прогнуты внутрь, и кажется, что хотят что-то сказать, склонившись к посетителю. Конечно, это коралловый известняк, который легко выветривается в результате разрушительного воздействия внешней среды. Сегодня они защищены тентами для более длительной сохранности (ЮНЕСКО также включило комплекс в состав мирового наследия). Однако возможно, это не только результат выветривания. Хочется думать, что они были выбраны специально с целью определенного воздействия на людей своей формой. Такие камни можно назвать кланяющимися. Перед стеной устроены каменные скамьи и двор для религиозных мистерий.

Замыкают неолит на Мальте храм Tarxien и гипогей – Hypogeum of Hal Saflieni.

Tarxien

Храмовый комплекс Tarxien состоит из трех храмов: наиболее древнего (3250 г. до н. э.), храма 3100 г. до н.э. и самого молодого храма (3000 г. до н. э.) (рис. 4). 

Рис. 4. Вид храмового комплекса Tarxien с птичьего полета

Археологи считают, что завершилось строительство в 2800–2500 гг. до н. э., т. е. последний храм мог достраиваться уже в начальный период неолита или медного века – переходного периода к бронзовому веку [4]. Очень скоро (к 2700 г. до н. э.) неолитическая эпоха подойдет к концу. В 2500 гг. до н. э. культура этого периода окончательно придет в упадок. Истощатся земли, население сократится и покинет остров. Как многие храмы Мальты, комплекс был обнаружен случайно крестьянами, а затем раскопан археологами под руководством Т. Заммита [5]. Основные реставрационные работы пришлись на 1956 г. Храмовый комплекс Tarxien соответствует предшествующим архитектурно-планировочным традициям, укоренившимся на Мальте. Вместе с тем можно с уверенностью сказать, что этот комплекс построен на новом витке строительного и художественно-декоративного искусства. Кроме того, храм, по-видимому, являлся одним из главных храмов поклонения богине-матери. Это подтверждается найденной частью скульптуры богини (рис. 5). По исследованиям ученых, статуя могла достигать в высоту 2.7 м.

Храм отличается высоким уровнем обработки и отделки каменных элементов. При внимательном рассмотрении обработки камней (рис. 6) главного входа, реставрация которого осуществлена после 1956 г., становится очевидным (если доверять реставраторам), что технический уровень этих работ стоит наголову выше того, что мы видим в более ранних храмах.

Рис. 5. Сохранившийся фрагмент скульптуры
богини-матери

Рис. 6. Частично восстановленный и
отреставрированный вход. Tarxien

Еще более пышно выглядит декоративное убранство храма. Многочисленные орнаменты, выполненные с величайшей точностью, покоряют своей замысловатостью и утонченной стилизацией. Шаг к стилизованному изображению растительного мира – это шаг к новой ступени развития культуры и художественных возможностей цивилизации (рис. 7). Если вглядеться в изображение на рис. 6, то видно, что на каменном блоке в барельефе выточены не просто спирали. Раздвоенные концы этих спиралевидных элементов изображают начинающий распускаться росток, а все вместе – вьющееся растение типа плюща или винограда; т. е. начинается осмысление окружающего мира через художественную интерпретацию его в камне.

Иначе, чем в более ранних храмах, выглядит алтарь (рис. 8). Вместо ниши, обрамленной с трех сторон каменными элементами, здесь в качестве алтаря создан стол, богато украшенный орнаментом. Простые алтари Ggantija не идут ни в какое сравнение с ним. Верхняя часть представляет собой многоступенчатую нишу, уходящую внутрь, с центральным отверстием. Назначение отверстия вызывает споры специалистов. Тем не менее, общий геометризованный, композиционно продуманный строй алтаря разительно отличает его от предшествующих представителей.

Рис. 7. Рельефные
декоративные изображения.
Tarxien

Рис. 8. Алтарь. Tarxien

Одновременно в храмах Tarxien были найдены барельефы с изображением не только стилизованных растений, но и животных: коз, баранов, свиней (рис. 9). Археологические находки говорят о том, что комплекс был ритуальным местом, где проводились обряды, включающие жертвоприношения, тем более, что в третьем храме было обнаружено множество костей животных и даже кремниевый нож [3, p. 98]. Такие ножи использовались для жертвоприношений. Место с останками животных было открыто после расчистки небольшой ниши в зоне алтаря. Отверстие в нее, которое с трудом обнаружили и расчистили археологи, было плотно завалено камнями. Помимо останков животных неподалеку от южного храма были найдены строительные «салазки», которые использовались для перемещения камней при сооружении храма.

Рис. 9. Рельеф с изображением животных. Tarxien

Однако храмы прожили более долгую жизнь, чем, по-видимому, предполагали их строители. Если около 2500 гг. до н. э. остров был покинут его коренными жителями, то в эпоху бронзового века на нем появились новые переселенцы со своими культурными традициями. Они повторно использовали храмы. Археологи открыли свидетельства кремации в центре Южного храма. Храм использовался как кладбище, на котором хоронили с помощью кремации уже в эпоху бронзового века [3, p.142].

Hypogeum of Hal Saflieni

Мы подошли к наиболее яркому и хорошо сохранившемуся памятнику неолита – Hypogeum of Hal Saflieni, или, в русской транслитерации, – Гипогею. История его открытия довольно обычна для археологических памятников: в г. Паола в южном районе острова раскапывали землю под канализацию, а открыли наиболее значимый памятник Мальты [7]. Название улицы дало имя этому памятнику. Заинтересовался необычным местом при строительных работах иезуит отец Эммануил, который и начал раскопки в 1902 г. После его смерти (1907) раскопки проходили под руководством известного мальтийского археолога Т. Заммита. При раскопках перед исследователями постепенно открывались уходящие все ниже и ниже уровни этого замечательного сооружения. В 1980 г. ЮНЕСКО включило Гипогей в список культурного наследия как наиболее значимый памятник Мальты. Общая площадь Гипогея достигает 480 м2, он расположен на трех открытых на сегодняшний день уровнях. Наверху при входе организована туристическая зона с кинозалом, кафе, административными помещениями. Ниже, под землей. расположены 34 помещения Гипогея, которые представляют собой камеры самой разной величины, проходы, тупики и «ловушки» (рис. 10)

Предназначение столь сложного организма, созданного под землей, остается не до конца понятным. С одной стороны, это явно был могильник, так как археологи извлекли около 7000 скелетов людей. Одновременно среди останков присутствовали и скелеты жертвенных животных, это говорит о том, что в Гипогее проводились религиозные обряды. Здесь же найдена скульптура лежащей женщины, что, в свою очередь, наводит на мысль о проведении ритуала инкубации (рис. 11).

Рис. 10. Один из проходов Гипогея Рис. 11. Скульптура лежащей женщины из Гипогея

Иными словами, не вызывает сомнений, что основная функция сооружения отводилась могильнику. Однако некоторые ученые утверждают, что Гипогей был одновременно храмом. Среди помещений сохранилась комната оракула с небольшой нишей, через которую можно распространить звук по помещениям всего Гипогея. Этот эффект распространения только низкого мужского голоса был назван «загадкой Гипогея». Однако вряд ли здесь кроется непознанная тайна. Габариты комнаты оракула и ее акустические свойства, которые обеспечиваются ее куполообразной формой, овальной в плане, и многочисленными нишами, позволяют распространяться преимущественно низкому мужскому голосу благодаря изкочастотным резонансам, возникающим в этом помещении, и усиливающим здесь только низкие частоты (рис. 12). 

Рис. 12. Ниши Гипогея, усиливающие низкочастотные резонансы

Высокие частоты, свойственные женским голосам, не попадают в область резонансов помещения и поэтому не усиливаются. Одновременно известно, что низкие частоты за пределами определенных значений, а именно ниже 20Гц, которые человек не слышит, но воспринимает нервной системой, вызывают у него чувство тревоги, неуверенности, особенно остро воздействуют на психику человека. Опыты с добровольцами в Гипогее (журнал Time and Mind, 2008) подтвердили эти изменения сознания. Низкочастотный звук вызывал изменения речи, проявлялись такие свойства человеческой психики, как, например, сочувствие. Менялось общее настроение испытуемых. Однако получение такого низкочастотного звука может быть вызвано в подземном помещении только эффектом микросейсма в результате либо морской волны, либо глубоких сейсмических явлений, которые распространены в регионе Средиземного моря, в том числе и на самой Мальте.

Иными словами, строители Гипогея получили удивительную для своего времени акустическую камеру с определенными, необходимыми для воздействия на человеческое сознание, свойствами, скорее всего, изначально не подозревая об этом. Случайность дала в руки людей это удивительное подземное сооружение, обладающее столь странными акустическими характеристиками, которые помогали осуществлять религиозные мистификации и придавать этому подземному храму большую таинственность, поддерживающую существующие верования. С комнатами оракулов в храмах Мальты мы уже встречались. Таким образом, наличие помещения для этих целей, подтверждает мнение, что одновременно Гипогей был еще и храмом. Причем оракул привлекал на остров жителей из других районов Средиземноморья.

Гипогей создавался веками. Все новые и новые камеры для захоронений, проходы, тупиковые обманки вырывались жителями острова в подземелье. Некоторые коридоры не имеют конца. Как свидетельствует журнал National Geographic (1940), из такого канала не вернулись смельчаки, пожелавшие пролезть в узкий проход из любопытства. «Погребальные камеры» и тоннели находятся очень низко, иногда ниже уровня колен. Трудно точно сказать, чем вызвано столь низкое размещение покойных. Возможно, это косвенно связано с обрядом инкубации, когда желание провести какое-то время с покойным требовало его размещения низко от пола или вровень с полом [2]. Ведь с покойным даже спали рядом, набираясь сил, мужества, мудрости и надеясь на вещие сны. Очевидно, что Гипогей был общинным могильником, храмом и одновременно местом воспитания жриц, которые поддерживали культ Великой Матери, культ женского плодородия [2].

Ученые сходятся во мнении, что подтверждением этого служит форма большинства помещений, схожая с женским чревом. М. Гамбутас провела параллель в своем исследовании с культами матриархальной Европы, тем более, что найденная в Гипогее статуэтка лежащей тучной женщины вполне соотносится с европейскими палеолитическими «венерами» [2, 8].

Интересно размещение подземного сооружения на трех уровнях. Это уникальное сооружение строилось в глубь земли в течение почти 1000 лет. Археологи датируют верхний уровень 3600–3300 до н.э., второй, или средний – 3300–3000 до н.э. и нижний – 3150–2500 до н.э. Возможно, начало строительства Гипогея относится к более раннему периоду – около 4000 г. до н.э., так как в нем были найдены артефакты, а именно керамические изделии периода Ghar Dalam, а это более 5000 лет до н. э. Причем камеры и проходы вырубались в естественном известняковом основании (рис. 13). Полы комнаты самого нижнего уровня находятся на глубине 10.6 м, что почти равняется четырем этажам современного дома. Причем спуститься в нее чрезвычайно трудно. Ступени заканчиваются на высоте от пола почти в 2 м. Назначение помещения не установлено. На стенах помещений находятся украшающие узоры, там же обнаружены остатки охры, которая часто применялась в ритуальных целях.

Рис. 13. Камеры и проходы Гипогея, вырубленные в естественном известняковом основании

Заключение

Таким образом, завершая рассмотрение эпохи позднего неолита на Мальте, мы столкнулись с неповторимым в мировой практике этого времени подземным многоуровневым могильником-храмом. Особенности его построения, сложность сооружения, протяженность во времени строительства, многопрофильность использования ставят этот памятник в ряд наиболее значимых произведений не только человеческого мастерства, но и проявления человеческого духа. Этому необыкновенному памятнику древнейших эпох существования человека с уверенностью можно отдать первое место в череде построек не только Мальты, но и всего Средиземноморья.

Рассмотрение всего богатейшего наследия Мальты неолитического периода дает основание полагать, что именно Мальта в этот период была религиозным центром Средиземноморья, к чему склоняется научное сообщество. Именно на Мальте произошел большой скачок в прогрессе архитектуры и строительства эпохи неолита, здесь возникли первые храмовые комплексы со сложной внутренней структурой, сформировался религиозный культ, который нашел отражение в строительстве столь сложных храмовых сооружений. Мальта как религиозный центр объединяла Средиземноморье этого времени вокруг замечательных и впечатляющих произведений архитектурно-строительного искусства.

Библиография

1. Низовский, А. Ю. Величайшие чудеса света. Энциклопедический справочник / А.Ю. Низовский. – М.: Вече, 2007. – С. 5–8.

2. Eliade, Mircea. Histoire des croyances et des idees religieuses. Tome I. De l'age de la pierre aux mystere d'Eleusis / M. Eliade. – P.: Payot, 1976.

3. Trump, H. David. Malta Prehistory and Temples / D.H. Trump. – Malta: Midsea Books, 2008.

4. Ацопарди, А.Е. Мальта и ее острова/ А.Е. Ацопарди. – Нарни: A.O. Плюриграф, 1999.– P. 62–63.

5. Zammit, T. Prehistoric Malta, The Tarxien Temples / T. Zammit. – Oxford, 1960. 

6. Pace, A. The Hal Saflieni Hypogeum. Paola / A. Pace. //Malta,: Heritage Books, 2004, p. 23.

7. Gimbutas, Marija. The Living Goddesses / M. Gimbutas// University of California Press, 2001, p. 61–63.

Ссылка для цитирования статьи

Забалуева Т.Р. ФОРМИРОВАНИЕ ОСТРОВНОЙ АРХИТЕКТУРЫ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ. Часть IV. ПЕРИОД РАЗВИТОГО И ПОЗДНЕГО НЕОЛИТА НА МАЛЬТЕ. Заключение[Электронный ресурс] / Т.Р. Забалуева //Архитектон: известия вузов. – 2015. – №2(50). – URL: http://archvuz.ru/2015_2/15 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 27.04.2015
Просмотров: 97