Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №4 (52) Декабрь, 2015

Дизайн

Черных Дмитрий Геннадьевич

доцент кафедры дизайна и изобразите­льных искусств,
ФГБОУ ВО "Южно-Уральский государств­енный университе­т",

Россия, Челябинск, e-mail: kopeytcanin@rambler.ru

ДИЗАЙН ДЕНЕЖНЫХ ЗНАКОВ В РОССИИ XVIII – XXI ВЕКОВ КАК ИНДИКАТОР ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ И СУВЕРЕНИТЕТА ГОСУДАРСТВА

УДК: 658.512.3:744.4
Шифр научной специальности: Щ100

Аннотация

Дизайн денежных знаков нескольких исторических эпох XVIII – XXI в. рассматривается через призму господствующей на определенном этапе идеологии существующей социально-экономической модели общества. Целью исследования является доказательство влияния идеологии непосредственно на дизайн денежных знаков, его концептуальные и эстетические свойства. Для этого используется историко-генетический анализ, позволяющий последовательно проследить глобальные изменения в денежном обращении в процессе его исторического развития. В качестве примеров приводятся изображения монет и банкнот, выпущенных в XVIII – XXI вв. в Российской Империи, СССР, Российской Федерации. Делается вывод о том, что внешний вид денежных знаков как продукт своего времени не только адекватно отражает существующую реальность, но и способен повлиять на тот или иной исторический процесс. Актуальность исследования заключается в существующей общественной потребности в XXI в. граждан России отстаивать свою национальную идентичность, территориальную целостность, государственный суверенитет на основе консолидации отечественных патриотических сил.

Ключевые слова: графический дизайн, дизайн денежных знаков, банкноты, монеты, государственная символика, русские этнокультурные мотивы

Введение

Денежные знаки как памятники материальной культуры позволяют проследить исторический путь любого государства. Они традиционно выполняли функцию, выходящую за рамки универсального средства, выражающего ценность товара. Они не только отражали глобальные изменения в экономике, в технологиях, в социально-экономической модели общества, в территориальном устройстве, но и являлись своеобразным индикатором и проводником мировоззренческих, политических и социально-культурных программ, неся идеологическую нагрузку, и служили важнейшим средством массовой коммуникации. В определенные периоды истории идеологические задачи, которые возлагались на денежные знаки, играли едва ли не более важную роль, чем их прямая функция как эквивалента ценности товаров.

Исследователи истории денежного хозяйства А.С. Мельникова, В.В. Уздеников, И.С. Шиканова так оценивают события отечественной истории в XVII в.: «Чеканка монет Ополчением стала переломным моментом в ходе национально-освободительной борьбы. Монеты с именем последнего законного царя династии Рюриковичей Федора Ивановича были не только вещественным доказательства экономических возможностей Ополчения Минина и Пожарского. Они стали своего рода политическим лозунгом, объединившим все здоровые силы страны для борьбы с интервентами и разбойничьими казачьими отрядами, за восстановление национального государства, опирающегося на освященные веками традиции государственного устройства» [1, c. 73].

Наше исследование направлено на установление закономерностей взаимозависимости визуального ряда на денежных знаках, с одной стороны, и господствующей идеологии, социально-экономической модели государства – с другой. В этом заключается его научная новизна. Границы исследования определены временными рамками XVIII – XXI вв., где основное внимание сосредоточивается на связи этики, экономики и дизайна денежных знаков четырех эпох: просвещенного абсолютизма, становления капитализма, социализма и постсоветского капиталистического общества. Данное исследование, как междисциплинарное, опиралось на источники по нумизматике и бонистике, по искусствоведению, по истории, по политологии, на информацию из нормативных и законодательных документов, а также на труды А.С. Мельниковой, В.В. Узденикова, И.С. Шикановой по истории русского денежного хозяйства с древнейших времен до 1917 г. и искусствоведа Е. И. Кириченко по истории русского стиля в архитектуре. Кроме того, использованы материалы из законодательных актов РФ. Актуальность исследования обусловлена обоснованием необходимости, во-первых, нового подхода в проектировании такого важного атрибута государственности, как дизайн денежных знаков, а во-вторых, – восстановления их исторической функции, выходящей за рамки простого эквивалента стоимости товаров. Общественная потребность в адекватном ответе на запрос времени – это декларация национальной идеи и суверенитета, ответственности государства перед гражданами страны.

Методика исследования

Исследование основано на описании денежных знаков нескольких исторических эпох и сопоставление их с этикой, доминирующей в определенный исторический период, и существовавшей синхронно с ней социально-экономической моделью общества. Основной метод, который используется в исследовании – это историко-генетический анализ, позволяющий последовательно раскрыть свойства, функции и изменение денежного обращения в процессе его исторического развития. Относительная общедоступность самих артефактов (денежных знаков) или их изображений позволяет производить визуальный анализ, сопоставляя их между собой, соотнося полученную информацию с историческими, культурологическими и правовыми источниками.

Денежные знаки Российской Империи XVIII в. (эпоха абсолютизма)

Отличительной чертой отечественного денежного обращения вплоть до XIX в. была его полная изоляция от международного рынка. Существовали монеты для внутреннего денежного обращения и монеты, предназначенные для использования за рубежом. Иностранная монета внутри страны принималась только как товар. Недопущение свободного обращения иноземной монеты диктовалось отсутствием на Руси до рубежа XVIII – XIX вв. промышленной добычи драгоценных металлов. Снабжение монетных дворов сырьем осуществлялось за счет привозной иноземной золотой и серебряной монеты. Закупки ее и переработка в отечественные монеты были важными статьями доходов казны.

Парадоксальным явлением в истории отечественного денежного обращения является введение в 1769 г. передового для XVIII в. типа денег – бумажных денежных знаков – при слабости развития товарно-денежных отношений в стране и неразвитости банковской системы. Это произошло благодаря принудительному наделению абсолютистской властью первых бумажных денег (ассигнаций) всеми необходимыми функциями полноценных денег. Идеологию абсолютизма в отношении денежной политики выразил в 1724 г. И.Т. Посошков – русский экономист и публицист: «Мы не иноземцы, не меди цену исчисляем, но имя царя своего величаем; нам не медь дорога – но дорого его царское наименование...» [1, c. 9-11].

Формулу абсолютизма лаконично сформулировал король Франции Людовик XIV де Бурбон: «Государство – это я!» Идея просвещенного абсолютизма, самодержавной власти по европейскому образцу, отождествление величия и мощи государства с личностью правителя была заявлена Петром I и продолжала поддерживаться его преемниками.

На внешнем виде денежных знаков XVIII в. этика государственной гражданственности отразилась следующим образом: на монетах крупных номиналов (серебряных или золотых) чеканились профили портретов правящего монарха. На другой стороне монеты изображались 4 его вензеля в форме креста, что подчеркивало безраздельную монаршую власть, ее централизацию, сосредоточение в одном месте (рис. 1а), либо герб государства (рис. 1б) для демонстрации тождественности личности императора и мощи государства. На монетах меньшего номинала (медных) чеканился, как правило, крупный вензель самодержца (рис. 1в). На другой стороне монеты изображался либо Георгий Победоносец, либо двуглавый орел.

Ни один правитель Российской Империи не проявлял такого пристального внимание к собственному стилю (имиджу), как Екатерина II (рис. 1б). Известны четыре различающиеся между собой типа портретов на монетах с ее профилем (1762, 1766, 1777, 1783). По ним можно проследить превращение правительницы из молодой женщины в даму средних лет. Каждый портрет шел в производство только после личного одобрения императрицы. После 1783 г. Екатерина II решила «законсервировать» свой портрет на монетах и остаться пятидесятичетырехлетней. Стоит отметить, что в XVIII в. портреты монархов на монетах характеризовались минимальной степенью идеализации, были признанными и непревзойденными в последующие века шедеврами медального искусства [2].

Идея абсолютизма просматривалась в последовательной иерархической взаимосвязи всех элементов композиции, в лаконизме, в отсутствии избыточной декоративности, в стилистическом и композиционном диалоге между реверсом и аверсом монеты. Размер же денежной эмиссии, состав металла и вес монет часто определяла не экономическая целесообразность, а «его пресветлого величества слово», что периодически приводило к отрицательным последствиям для экономики.

Рис. 1. Денежные знаки Российской Империи XVIII в. эпохи абсолютизма. а) Серебряный рубль Петра. 1725; б) Серебряный рубль Екатерины II. 1776; в) Монета достоинством 5 копеек Екатерины II. Медь (одна сторона монеты), 1789

Денежные знаки Российской Империи XIX в. (эпоха становления капитализма)

Этика государственной гражданственности как этика служения государству под влиянием множества факторов эволюционирует в идею служения народу. Триада, сформулированная в 1832 г. министром народного просвещения графом С.С. Уваровым в правление Николая I – «православие, самодержавие, народность», на многие годы определила вектор внутренней политики и стала своеобразным знаменем для консолидации консервативных и патриотических сил. Император Николай I, имевший в советской историографии и в публикациях иностранных современников репутацию реакционера, ограниченного милитариста, консерватора и деспота, выступил своего рода революционером в художественной сфере. Его можно по праву считать одним из родоначальников русского стиля в искусстве, называвшимся поначалу «византийским» и ярко проявившимся в архитектуре, которому он целенаправленно оказывал поддержку.

Народ и нация – ключевые понятия в общественном сознании людей XIX в. Отечественная война 1812 г. привела к пониманию в обществе роли народа в судьбе государства. В ходе мировоззренческого перелома складываются социально-этические ценности, выраженные в понятиях «народность» и «национальность». Социальный, культурный и духовный раскол русского общества, вызванный насильственной европеизацией России, проводимлй Петром I, создал ситуацию, не имеющую аналогов в истории Европы. Проблема преодоления раскола имеет культурологический и социально-политический аспекты. В первом случае – это возрождение былого единства двух развивавшихся с XVIII в. самостоятельно культур – народной, не затронутой реформами, и европеизированной культуры образованных классов. Второй аспект – это крестьянский вопрос, связанный с судьбой бóльшей части народа, от решения которого зависела судьба страны, судьба русской нации, ее культуры. Это сказалось на характере всего искусства – на принципиальном значении для него идей народности [3, с. 81-82].

Во второй половине XIX в. в Российской Империи произошли кардинальные социально-экономические, общественные и политические преобразования. В царствование императора Александра II началась эпоха беспрецедентных по масштабу буржуазных реформ. Россия вступила на путь капиталистического развития. Процесс утверждения капитализма как господствующей социально-экономической модели проходил в конце XIX – начале XX в. Для решения этих задач в 1860 – 1862 гг. создаются Государственный банк Российской Империи и Главное выкупное учреждение при министерстве финансов.

В 60-е гг. XIX столетия в Экспедиции заготовления государственных бумаг, которое печатало банкноты, произошли радикальные изменения. Расходы на Крымскую войну вынудили расширять и модернизировать печатное производство денег, перенимая передовые технические новинки Западной Европы. Экспедиция значительно расширила и переоборудовала мастерские, заменив, по возможности, ручной труд машинным. Новые технические средства позволили Экспедиции не только увеличить количество выпускаемых кредитных бумаг, но и значительно поднять их качество. Благодаря модернизации производства стало возможным помещать на кредитных билетах нового образца металлографические портреты, типографские и металлографические гильоширные розетки, а также пантографские сетки с повторяющимся обозначением достоинства купюры. На сторублевых билетах применялась «радужная» печать оборотной сетки. Все это препятствовало подделке купюр. Технологические новинки, разработанные в XIX в., используются в производстве банкнот до сих пор [1, c. 185–188].

Государственный банк был учрежден в 1860 г. в соответствии с указом Александра II. Он являлся государственно-правительственным банком, подведомственным Министерству финансов, был важнейшим звеном государственной системы, органом проведения экономической политики правительства и крупнейшим кредитным учреждением страны. Министр финансов С. Ю. Витте главное внимание уделил укреплению финансов, развитию промышленности и железнодорожного транспорта. Основным направлением деятельности Государственного банка при нем стало кредитование торговли и промышленности. В 1895–1898 г. в России была проведена денежная реформа. Одна из задач Государственного банка – накопление золотого запаса и борьба с колебаниями валютного курса с помощью девизной политики. Государственный банк стал эмиссионным центром страны, регулирующим денежное обращение [4].

Бурное развитие капитализма предопределило выдвижение из низов общества нового слоя людей, способных к предпринимательской деятельности, что привело к повышению их социального статуса, в результате возросло их влияние на общественную жизнь. Назревший момент выбора вектора пути, по которому будет развиваться Россия, актуальность политического, экономического, культурного самоопределения, привели к разделению общества на два лагеря «славянофилов» и «западников». Обе эти тенденции нашли отражение в дизайне денег. Стремление к декоративности, эклектичность, повествовательность, дробность композици привели к утрате лаконичности, характерной для денежных знаков абсолютизма. На банкнотах во второй половине XIX – начале XX в. появлялись портреты монархов, монархические атрибуты, архитектурные детали разных исторических стилей, декоративные шрифты, русское средневековое оружие и пр.

На сериях банкнот Российской Империи, выпущенных во второй половине XIX – начале XX в., имеются надписи: «Государственный кредитный билет» и «Государственный Банк разменивает кредитные билеты на золотую монету без ограничений», помимо этого на банкнотах размещались подписи Управляющего государственным банком и кассира, что должно повысить доверие населения к банкнотам, так как за них ручаются конкретные люди. На денежных знаках всех серий обязательным атрибутом стало изображение Государственного герба как непременного символа государственности и незыблемости политического строя, устойчивости денежной системы (рис. 2а, б, в).

В дизайне денежных знаков появляются русские этнокультурные мотивы, призванные подчеркнуть особый исторический путь развития России, ее экономический, политический и культурный суверенитет. В дизайне денежных знаков, как в зеркале, отражаются все эстетические и стилеобразующие тенденции современности. Дизайн-графика активно использует и осваивает художественно-композиционные приемы и средства других видов творчества. Будучи авангардом визуальной коммуникации, дизайн-графика всегда влияет на эволюцию новых художественно-композиционных закономерностей и визуальных стереотипов. Развитие новых концепций формообразования на том или ином этапе не обязательно сопровождалось отвержением предыдущей стилистики: в проектной графике на рубеже ХIХ–ХХ вв. соседствуют модерн, русский стиль и эклектика [5, c. 18].

Рис. 2. Банкноты Российской Империи второй половины XIX – начала XX в. а) Государственный кредитный билет 100 рублей (аверс и реверс), 1874; б) Государственный кредитный билет 3 рубля (аверс и реверс), 1887; в) Государственный кредитный билет 5 рублей (реверс и аверс), 1909

 

Денежные знаки СССР XX в. (эпоха социализма)

Вторая четверть XX в. – время экономического расцвета и наибольшего политического могущества СССР. Этот период отечественной государственности характеризуется наличием тоталитарного строя, плановой экономики, классовой идеологии, возведенной в степень общегосударственной, а также политическими амбициями руководства страны по переустройству мира на новых принципах социально-экономических отношений. Философский догматизм в СССР ярко выражен популярным лозунгом «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно!» Эти факторы в совокупности предопределили дизайн всех денежных знаков всех серий и всю государственную символику советского периода.

В июне 1929 г. был принят первый Устав Госбанка СССР, согласно которому банк являлся органом регулирования денежного обращения и краткосрочного кредитования в соответствии с общим планом развития народного хозяйства. В конце 20-х – начале 30-х гг. в СССР был осуществлен комплекс реформ, цель которых – создание эффективного механизма централизованного планового регулирования материального и финансового аспектов воспроизводственного процесса. В результате деятельность Госбанка утратила коммерческий характер и сформировались основные функции Госбанка советского типа – плановое кредитование хозяйства, организация денежного обращения и расчетов, кассовое исполнение государственного бюджета и осуществление международных расчетов. Одновременно сложилась структура кредитной системы, просуществовавшая с небольшими модификациями 55 лет [6].

Во второй половине XX в. – в 1961 г. – была проведена очередная денежная реформа и получили хождение денежные знаки, которые просуществовали до крушения государства в 1991 г. В отличие от предыдущих серий денежных знаков с «интернациональным» дизайном, в денежной серии 1961 г. впервые в истории СССР были широко использованы русские этнокультурные мотивы. Банкноты СССР серии 1961 г. были впервые в отечественной истории стандартизированы по размерам, что оптимизировало их производство и учет, и строго дифференцированы по цвету. Цветовая гамма, используемая при дифференциации номиналов банкнот, сохранила преемственность на протяжении почти всего ХХ в. Например, банкнота номиналом в 100 рублей имела бежевый оттенок, 5 рублей – синий, 3 рубля – зелёный, 1 рубль – желтый. Эта традиция периодически просматривается в сериях банкнот и охватывает значительный период отечественной истории с 1905 по 1991 г.

Существовало всего четыре стандарта размеров банкнот соответствующего достоинства: 1 рубль, 3 и 5 рублей, 10 и 25 рублей, 50 и 100 рублей. На всех без исключения банкнотах размещался Герб СССР, а на крупных номиналах (10, 25, 50, 100 рублей) еще барельеф с основателем социалистического государства В.И. Лениным (рис. 3а, б). На банкнотах размещались надписи: «Государственный казначейский билет СССР», «Подделка государственных казначейских билетов преследуется по закону», «Государственные казначейские билеты обеспечиваются всем достоянием Союза ССР и обязательны к приему на всей территории СССР во все платежи для всех учреждений, предприятий и лиц по нарицательной стоимости» или «Банковские билеты обеспечиваются золотом, драгоценными металлами и прочими активами Государственного банка». Номинал банкноты указан крупным шрифтом по-русски и четырнадцать раз повторен мелким шрифтом (например, надпись «один рубль») на языках союзных республик (рис. 3а, б).

На банкнотах серии 1961 г. изображение В.И. Ленина впервые присутствовало не как портрет, а как скульптурный барельеф. Это изображение доминирует на крупных номиналах банкнот, отводя Государственному Гербу второстепенную роль (рис. 3б). Отказ от изображения портрета исторической личности, замена этого образа на идеализированный символ весьма симптоматичны. Это наглядно демонстрирует идеологический догматизм, стремление к консервации и сугубо охранительный характер существовавшей советской системы, ее косность, неспособность реагировать на вызовы времени. Чрезмерная сакрализация образа вождя сослужила плохую службу: изображённый на купюрах барельеф с профилем В. И. Ленина в общественном сознании ассоциировался с мемориальными досками, надгробными плитами, с тишиной кладбища, но никак не со светлым будущим, к которому призывало руководство страны. Это словно предвещало крушение СССР задолго до 1991 г. и явилось в качестве зловещего пророчества в конце 80-х – начале 90-х.

Синтез классовой и русской этнокультурной традиции в дизайне банкнот СССР 1961г. является не случайным. На Государственном Гербе СССР различаются крупный участок ленты, лежащий в основании Герба с надписью по-русски «пролетарии всех стран соединяйтесь», и ленты других союзных республик меньшего размера и расположенные по краям герба, они обвивают колосья и повторяют этот лозунг еще на 14 языках. Начальные строчки Государственного Гимна СССР: «Союз нерушимый республик свободных сплотила на веки Великая Русь…» – вербально фиксирует значение русского народа и его культурно-исторического наследия в контексте существования многонационального государства. Состоялось официальное признание роли русского народа в строительстве национального государства и отстаивании его суверенитета перед внешней угрозой.

Денежные знаки СССР наглядно демонстрируют приверженность страны социалистическому пути развития, единение 15 национальных республик под знаменем интернационализма и декларируют роль русского народа как государствообразующей нации, выступающей гарантом единства и суверенитета. Стилистическое единство всей серии, четкая дифференциация номиналов по цвету и стандартизация по размерам, компактность купюр, сделали серию 1961 г. одной из самых удачных отечественных серий банкнот.

В январе – апреле 1991 г. премьер-министр СССР В.С. Павлов инициировал реформирование финансовой системы страны с целью стабилизировать денежное обращение. Вначале были заменены 50-и 100-рублевые купюры. Затем были введены новые купюры образца 1991 г. достоинством 1, 3, 5, 10 рублей, на которых отсутствовали надписи номинала на 14 языках союзных республик. Также были введены купюры номиналом в 200, 500 и 1000 рублей. В крупных номиналах нарушается монохромность традиционной цветовой дифференциации, а в последующих сериях наступает хаос в размерах вновь выпускаемых банкнот, в декоративных деталях оформления, в символике (рис. 3в, г).

Рис. 3. Банкноты СССР. а) Государственный казначейский билет СССР 5 рублей (аверс и реверс), 1961; б) Билет Государственного банка СССР 10 рублей (аверс и реверс), 1961; в) Билет Государственного банка СССР 10 рублей (аверс и реверс), 1991; г) Билет Государственного банка СССР 1000 рублей (аверс и реверс), 1991

 

Денежные знаки Российской Федерации конца XX – начала XXI в.

В 1991–1993 гг. в связи с политическими и экономическими процессами, распадом Советского Союза произошла смена конституционного строя. Государственный банк СССР был упразднен 20 декабря 1991 года, однако банкноты (образца 1992 г.) с советской символикой продолжали выпускаться от его имени, но уже Банком России. Во втором выпуске банкнот серии 1992 г. произошли радикальные изменения – отказ от использования советских символов (рис. 5а). Одновременно появились новые купюры 5000 и 10 000 рублей. Деньги 1961, 1991 и 1992 гг. (кроме крупных номиналов 50 и 100 рублей серии 1961 г.) изъяли из обращения летом 1993 г. Во втором выпуске серии 1992 г. государственная символика полностью отсутствует. Вместо нее указан эмиссионный центр – Банк России. А из дополнительных надписей, располагавшихся на банкнотах серии 1961 г. сохранилась лишь одна: «Подделка билетов Банка России преследуется по закону».

На банкнотах серии 1993 г. было помещено изображение российского триколора, а на месте Государственного Герба появилась монограмма «ЦБР» (Центральный банк России), выпускающего банкноты (рис. 5б). Появление этой серии совпало по времени с активным поиском и разработкой новой государственной символики и усердным демонтажем советского идеологического наследия. Бело-сине-красный флаг активно использовался в СССР демократическими (самоназвание противников социалистического строя) политическими силами еще со второй половины 80-х гг. и стал символом постсоветской России.

Современный дизайн банкнот сложился к серии 1995 г. В нем уже отсутствуют любая государственная и национальная символика (рис. 5в). Серия банкнот 1997 г. является логичным ее продолжением и с минимальными изменениями продолжает функционировать в XXI в. (рис. 5г) На денежных знаках изображена эмблема Банка России – двуглавый орел. Этому символу не корректно приписывается авторство художника И. Я. Билибина, который разработал Государственный Герб по заказу Временного правительства в 1917 г. При визуальном сравнительном анализе рисунка И. Я. Билибина и символа Банка России можно обнаружить ряд отличий (рис. 4а, б).

Впервые эта эмблема появилась на аверсе монеты РФ достоинством в 1 рубль образца 1992 г. Тогда же появляются первые монеты номиналом 1, 5, 10, 20, 50 и 100 рублей. На аверсе современных монет образца 1997 г. эмблема Банка России также присутствует (рис. 4г). А на реверсе монет, кроме обозначения номинала (1, 2, 5, 10 рублей и 1, 5, 10, 50 копеек), появился растительный орнамент неизвестного этнокультурного происхождения. На официальном сайте Банка России он трактуется на монетах различного номинала по-разному: то как «стилизованный растительный орнамент в виде изогнутой ветви с переплетающимися стеблями» (рис. 4г, д), то как «растительный орнамент в виде ветви с переплетающимися стеблями» (рис. 4ж), то как «стилизованный растительный орнамент в виде двух ветвей» (рис. 4в). Визуально можно констатировать отсутствие стилистического единства рисунка на банкнотах с разными номиналами.

Рис. 4. Эмблема ЦБ и монеты Российской Федерации. а) Орел с печати Временного правительства Российской республики, 1917. Автор И.Я. Билибин; б) Эмблема Банка России, 1992 (является официальной эмблемой Банка России с 2001 г.); в) Монета Банка России 1 копейка (реверс); г) Монета Банка России 1 рубль (аверс и реверс); д) Монета Банка России 2 рубля (реверс); е) Монета Банка России 5 рублей (реверс); ж) Монета Банка России 10 рублей (реверс)

13 июля 1990 г. был учрежден подотчетный Верховному Совету РСФСР Государственный Банк РСФСР (первоначальное называние). 20 декабря 1991 г. он стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России) и осуществлять функции, определенные Конституцией Российской Федерации и Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В статье 75 Конституции РФ определены его полномочия[7].

На официальном сайте Банка России его особый правовой статус обозначен следующим образом: «Банк России не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения… Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения»[8].

Но в то же время атрибуты государственной символики это учреждение активно использует. Над зданием Центрального банка поднят, согласно Закону «О Государственном флаге Российской Федерации», бело-сине-красный триколор (ст. 2). Согласно закону «О Государственном Гербе Российской Федерации», Герб размещается на всех бланках банка (ст. 3). Имеет Центральный банк печать с изображением Государственного Герба и со своим наименованием, согласно Закону «О Центральном банке Российской Федерации» (ст.1) и Закону «О Государственном гербе Российской Федерации» (ст. 4).

Современные денежные знаки как продукт состояния государственности

В 1991 г. с распадом СССР прервалась преемственность геополитических интересов и СССР, и Российской Империи. Последовал острый идейный кризис, вылившийся в кризис российской государственности. Более двадцати лет продолжаются поиски «национальной идеи». Образовавшийся идеологический вакуум отразился на всех сторонах жизни россиян. Проявился он и в оформлении денежных знаков – это подчеркнутая нейтральность сюжетов, изображенных на банкнотах, игнорирование отечественных традиций в оформлении денежных знаков, демонстративный отказ от использования любой государственной и национальной символики.

Шрифтовая гарнитура, которая используется на российских банкнотах с 1995 г. при обозначении номинала и названии продукта эмиссии, беспрецедентна и наглядно свидетельствует о деградации в графической культуре. Денежные знаки Российской Федерации конца XX – начала XIX в. лишены стилистического единства и лаконизма, в них отсутствует идеологическая функция впервые за всю историю государственности, наглядно свидетельствуя об упадке не только экономическом, но и о стагнации идеи национальной государственности.

Рис. 5 Денежные знаки Российской Федерации. а) Билет Банка России 5000 рублей (аверс и реверс), 1992; б) Билет Банка России 1000 рублей (аверс и реверс), 1993; в) Билет Банка России 1000 рублей (аверс и реверс), 1995; г) Билет Банка России 5000 рублей (аверс и реверс), 2010

 

Результаты исследования

Внешний вид денежных знаков как продукт своего времени, адекватно отражая существующую реальность, тем не менее, может способствовать ускорению или замедлению того или иного исторического процесса. Такие примеры известны в отечественной истории (в частности, 1612 г.). Соответственно, дизайн денежных знаков – это не только оформление, согласно существующей моде, универсального платежного средства, но и элемент политического влияния в государстве. В XXI в. – это потенциальный резерв для более действенной консолидации отечественных патриотических сил, отстаивающих национальную идентичность, территориальную целостность и государственный суверенитет в условиях современного мироустройства.

Выводы

В начале XXI в. правовой статус Центрального Банка России уникален и не имеет примеров в отечественной истории, как и «нестандартный» дизайн выпускаемых им денежных знаков, без признаков государственной принадлежности. Размещаемая на деньгах эмблема ЦБ является репликой герба Временного правительства (не продержавшегося у власти и года) – двуглавый орел, лишенный монархических атрибутов. Это символично и не нуждается в дополнительном пояснении. И хотя закон от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ «О Государственном Гербе Российской Федерации» (ст. 7) допускает размещение на денежных знаках Государственного Герба РФ, но руководство ЦБ пойти на такой кардинальный шаг, как попытка декларации государственного суверенитета Российской Федерации, не готово.

К тому же, если на денежных знаках ЦБ, находящихся в экономическом обороте, появятся символы государства, то и ответственность перед гражданами должна будет нести Российская Федерация. А в настоящее время ответственность по обязательствам при выпуске и обращении в экономике билетов и монет несет юридическое лицо – Центральный Банк России (его эмблема и размещена на деньгах). Это положение закреплено законодательно от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)». Статья 2 главы 1 гласит: «Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами».

Дизайн современных денежных знаков соответствует политическому, социально-экономическому, культурному положению РФ в современном мире, а как продукт своего времени еще со средних веков является индикатором степени экономического могущества, национального самосознания власти и государственного суверенитета страны.

Библиография

1. Мельникова, А.С., Уздеников, В.В., Шиканова, И.С. Деньги в России. История русского денежного хозяйства с древнейших времен до 1917 г. – М.: Стрелец, 2000. – 224 С.

2. Монеты России. Серебряные монеты Екатерины II [Электронный ресурс] – URL http://moneta-russia.ru/imperiya/ekaterina-2/

3. Кириченко, Е. И. Русский стиль. Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XVIII – начала XX века. – М.: Галарт; АСТ-ЛТД, 1997. – 432 С.

4. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. Государственный банк [Электронный ресурс]. – URL: http://www.cbr.ru/today/?PrtId=impbank

5. Глинтерник, Э. М. Историческое самоопределение графического дизайна в проектной культуре России (1880 – 1980-е гг.): дис. … докт. искусствоведения. Э. М. Глитерник. – СПб.: 2001.

6. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. Государственный банк СССР. [Электронный ресурс] – URL: http://www.cbr.ru/today/?PrtId=gbsssr

7. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс] / Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. – URL: http://www.cbr.ru/today/?PrtId=cbrf_sub

8. Правовой статус и функции Банка России [Электронный ресурс] / Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. – URL: http://www.cbr.ru/today/?Prtid=bankstatus

9. Кортунов С. В. Национальная идентичность: Постижение смысла / С.В. Кортунов. — М.: Аспект Пресс, 2009. — 589 с.

Ссылка для цитирования статьи

Черных Д.Г. ДИЗАЙН ДЕНЕЖНЫХ ЗНАКОВ В РОССИИ XVIII – XXI ВЕКОВ КАК ИНДИКАТОР ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ И СУВЕРЕНИТЕТА ГОСУДАРСТВА [Электронный ресурс] / Д.Г. Черных //Архитектон: известия вузов. – 2015. – №4(52). – URL: http://archvuz.ru/2015_4/16 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 27.11.2015
Просмотров: 110