№57
Март 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 57 Март 2017

Архитектурная критика


Романенко Марина Владимировна

магистрант.
Научные руководители:
ст. преп. А.В. Швец, преп. С.С. Жуйков.
ФГБОУ ВО "Уральский государственный архитектурно-художественный университет",
Екатеринбург, Россия, e-mail: Marina_1994_08@mail.ru

ЖИЛОЙ КОМПЛЕКС "КВАРТАЛ ХУДОЖНИКОВ" В ЕКАТЕРИНБУРГЕ


УДК: 72.01
ББК: 85.110

В статье рассматривается творческая деятельность  Т.Н. Абдуллаева, главного архитектора Екатеринбурга, на примере его проектов, выполненных как в студенческие годы, так и в период работы в архитектурном бюро. Производится композиционный анализ жилого комплекса «Квартал художников» с позиции творческого метода архитектора, выявленного в ходе анализа его работ.

Ключевые слова: творческий метод, композиционные приемы, главный архитектор


В начале 2015 года в Екатеринбурге в должность главного архитектора вступил Тимур Насырович Абдуллаев. Должность главного архитектора обязала Т. Н. Абдуллаева решать значимые вопросы, связанные с развитием городского пространства. Энтузиазм, с которым работает молодой главный архитектор, уже нашел отражение в городе. Были решены многие вопросы по благоустройству общественных городских пространств и насыщению их малыми архитектурными формами: арт-объект «Звезда» возле Президентского центра имени Ельцина, светящийся арт-павильон «Лучистый» на улице Красноармейской. Кроме того, Тимур Насырович – постоянный участник профессиональных мероприятий, архитектурных конкурсов, проводимых в Екатеринбурге, а также он является председателем квалификационной комиссии по оценке выпускных работ студентов бакалавриата по направлению "Архитектура" в Уральском государственном архитектурно-художественном университете.

По инициативе Т. Н. Абдуллаева в августе 2016 г. был реализован образовательный проект «Школа главного архитектора», цель которого – создание уникальной современной образовательной площадки для молодых специалистов и генерация идей развития городского пространства. В настоящее время Тимур Насырович является участником рабочей группы в рамках проекта «Стратегия пространственного развития Екатеринбурга». Разработка данного проекта предполагает проведение множества мероприятий, направленных на вовлечение в развитие города широкого круга экспертов из различных областей жизни Екатеринбурга.

В сентябре 2016 г. был реализован проект «100 мыслей о Екатеринбурге», инициатором и одним из организаторов которого стал Т. Н. Абдуллаев. Целью этого проекта было определение существующих ценностей современного Екатеринбурга и направлений его развития, что позволило сформулировать актуальное техническое задание для «Стратегии пространственного развития Екатеринбурга». В ноябре прошел Общероссийский форум стратегического развития «Города России 2030», где Тимур Насырович подвел первые итоги работы по созданию концепции пространственного развития города.

До вступления в должность главного архитектора Т. Н. Абдуллаев более 14 лет занимался проектной деятельностью. По словам Тимура Насыровича, осмысление архитектуры как одного из видов искусства пришло к нему во время учебы на кафедре архитектурного проектирования Уральской государственной архитектурно-художественной академии, где у него появилось осознание того, чем он занимается, где ему «раскрылось слово "архитектура", пришло чувство и понимание, и стало как-то легче с этим работать» [из личного интервью с  Т. Н. Абдуллаевым].

Еще во время учебы в академии проявилась творческая индивидуальность Тимура Насыровича, которая находила отражение в поиске образов архитектурных объектов, разрабатываемых в учебных проектах и дипломной работе. Дипломная работа — «Многофункциональный городской культурно-развлекательный комплекс в структуре делового центра "Екатеринбург-Сити"» — демонстрирует умение архитектора создавать посредством простых объемов сложные и гармоничные архитектурные формы, понимание работы конструктивных систем в пользу их выразительности. Концепция многофункционального городского культурно-развлекательного комплекса в структуре делового центра «Екатеринбург-Сити» была высоко оценена как квалификационной комиссией, так и жюри престижных архитектурных конкурсов (диплом I степени МАОСАО, диплом и премия Я. Чернихова).

В 2008 г. Абдуллаев основал архитектурное бюро «InFORM» [1, с. 152], которое в настоящее время занимается реализацией проектов разного масштаба: от крупных общественных зданий до интерьерных решений. За годы творческой деятельности портфолио Абдуллаева накопило как проектные предложения (концепции), так реализованные объекты, которые не раз получали премии на всевозможных архитектурных конкурсах и фестивалях. В 2008 г. здание ООО «Астра-строй» заняло I место в номинации «Реализованные объекты» на конкурсе «Евразийская Премия 2008 в области архитектуры и дизайна»; на конкурсе «Евразийская Премия 2011 в области архитектуры и дизайна» в номинации «Архитектура общественных зданий и сооружений» I место было отдано проекту «экологичного офиса», а в 2013 г. на фестивале «Белая башня» серебряный диплом Тимур Насырович получил за реализованный проект мотосалона «Байкхаус-Север».

Творческий путь архитектора, его успех в профессиональной деятельности, признание и высокая оценка в профессиональных кругах его проектного навыка представляет научный интерес и заставляет задуматься об особенностях творческой деятельности Т. Н. Абдуллаева, о его видении архитектуры в целом и о его индивидуальной творческой манере, почерке, творческом методе.

Согласно М. С. Кагану, «понятие «творческий метод» обозначает закономерности процесса созидания художественных произведений <…>; творческий метод есть система принципов, управляющих художественным освоением действительности» [2, с. 442]. С. П. Заварихин раскрывает данное понятие на двух уровнях, где один отражает специфику творчества отдельных мастеров или творческих коллективов, другой – более общий – систему принципов воплощения в зодчестве социальных и эстетических идеалов общества. Первый (профессионально-практический) уровень являет собой исторически развивающуюся систему проектно-строительных приемов и принципов. По мнению С. П. Заварихина, творческий метод самым непосредственным образом связан с ценностными системами в различных слоях архитектурного процесса [3, с. 9].

Следуя трактовкам ведущих отечественных ученых, можно заключить, что творческий метод архитектора – это система принципов, которыми руководствуется зодчий при создании архитектурного объекта на осознанном и подсознательном уровнях. То есть то, каким образом зодчий использует исторически сформированные приемы и средства архитектурной композиции при определении и формировании индивидуального подхода к работе с формой.

Для осмысления творческого метода Т. Н. Абдуллаева необходимо провести исследование его реализованных объектов, которое основано на детальном изучении их объемно-пространственной композиции с точки зрения четырех составляющих: соотношения объемов в общей композиции здания; тектоничности и атектоничности архитектурной формы; членения фасадных плоскостей; цветового взаимодействия и используемых строительных и отделочных материалов. Такой аналитический подход в процессе выявления творческого метода позволил составить ряд часто используемых архитектором композиционных приемов. Насколько бы сложными и разными по архитектурным решениям ни были объекты архитектора, их композиционное строение основывается на определенных композиционных приемах, которые позволяют говорить о наличии у Тимура Насыровича творческого метода.

В композиции зданий Т. Н. Абдуллаева преобладает прием контраста геометрических измерений объемов, из которых формируется объект (табл. 1, стб. 2). Благодаря данному приему объемная композиция приобретает характер динамичности, это позволяет говорить о выразительности силуэта архитектурного объекта.

Четко прослеживается тектоничность зданий, выявленная за счет геометричности форм и проецирования несущих конструкций на фасадные плоскости (табл. 1, стб. 3). То есть все объекты архитектора выглядят визуально устойчивыми и демонстрируют его профессиональный навык в определении связей между сеткой конструктивных систем и фасадными членениями. О визуальной устойчивости также свидетельствует и то, что объекты имеют «базу» и «завершение».

Метрическое членение фасадных плоскостей объекта — наиболее часто используемый прием архитектора (табл. 1, стб. 4). Метрические ряды придают объектам характер статичности, несмотря на то, что по соотношению форм таковые могут быть достаточно динамичны. Особенностью являются даже не сами метрические ряды, а способ их группировки в отдельные блоки элементов на фасадных плоскостях. Группировка может иметь вытянутые (горизонтальные или вертикальные) очертания, может вписываться в прямоугольную, приближенную к квадрату, форму.

Своеобразным лейтмотивом творческих работ Тимура Насыровича становится применение контрастных по цвету, фактуре и тону материалов (табл. 1, стб. 5). Грамотный подход к сочетанию в облике здания разных материалов делает объекты архитектора узнаваемыми в городской среде, указывая на их значимость на фоне существующей застройки. Контрастные по цвету, тону или фактуре материалы используются либо для выделения отдельных объемов здания, либо для членения плоскостей фасадов. Например, в мотосалонах «Байкхаус-Север» и «Байкхаус-Юг» контрастируют белый цвет стеновой поверхности и темный цвет тонированного стекла; или же архитектура гаража Правительства Свердловской области отличается контрастом трех типов материала: темное стекло, металлические светло-серые и коричневые облицовочные панели.

В ходе изучения творческого метода главного архитектора Екатеринбурга был сформулирован словесный ряд, возникающий при рассмотрении его объектов и описывающий свойства их композиции: простота, прямолинейность, строгость, красота, компактность, лаконичность, архитектурная выразительность, завершенность композиции, цельность, современность.

Спектр вербальных описаний, формирующихся при изучении архитектурных решений Тимура Насыровича, позволяет предположить, что в поиске идеи для очередного архитектурного произведения он обращается к творчеству известных западных и отечественных мастеров архитектуры. В ходе беседы с Т. Н. Абдуллаевым стало понятно, что еще со студенческих лет архитектор восхищается творчеством Сантьяго Калатравы. Описывая его творческий метод, главный архитектор отмечает, что в творческой манере мастера есть «инженерная и архитектурная чистота и красота, когда, по сути, в процессе проектирования создается единство конструкций и архитектуры». То есть, «несмотря на всю художественность решений великого архитектора, к тому же нетривиальных, его объекты имеют определенную чистоту и изящество архитектуры».

Таблица 1
Композиционный анализ реализованных объектов Т. Н. Абдуллаева

Табл.1 в большом размере

Одним из последних реализованных объектов Т. Н. Абдуллаева в Екатеринбурге, стал жилой комплекс «Квартал художников». Комплекс располагается в границах улиц Щорса, Серова и Айвазовского, на стыке микрорайонов Юго-западный, Западный и Автовокзал, которые в настоящее время активно застраиваются многоэтажными жилыми комплексами. Развитие этого района идет планомерно. Его застройка осуществляется своеобразными кластерами разнообразных архитектурных объемов, но при этом с архитектурной точки зрения эта территория безлика и однообразна. На фоне этой застройки возведенный «Квартал художников» выделяется индивидуальностью своего архитектурно-художественного образа.

Лаконичность его архитектурного решения привносит гармонию в окружающую жилую застройку, однако при этом жилой комплекс остается автономной территорией, не коррелируя с окружающей средой. В процессе натурного обследования и композиционного анализа жилого комплекса было выявлено, что в этом объекте архитектор использует следующие приемы: контрастные по геометрическим измерениям объемы, метрические членения фасадов (за счет оконных проемов) (рис. 2), тектоничность, контрастные по цвету и фактуре материалы. В здании прослеживается нетривиальный подход к архитектурному решению фасадов: метрические членения создают динамику фасадов и разбивают плоскости на разные «фасадные ткани». По словам Т. Н. Абдуллаева, один вид «фасадной ткани» – это «охристо-рыжие» кассеты из оцинкованной стали, окрашенные по индивидуально подобранной цветовой матрице.

Рис. 1. Анализ соразмерностей и пропорций главного фасада ЖК «Квартал художников»

Стоит отметить, что белая штукатурка, представляющая другой вид «фасадной ткани», в сочетании со стеклянными плоскостями, которые образованы оконными проемами и фальшпанелями «под стекло», создает ощущение того, что объект «живет», реагируя на смену состояний окружающей его среды.

Рис. 2. Анализ метроритмических членений фасадов ЖК «Квартал художников»

В процессе кругового обзора жилого комплекса открываются новые интересные и выразительные виды. Издалека (на расстоянии 30 метров) объект выглядит формой, на которой прослеживается четкое цветовое деление фасадов (за счет материала) и выделяются динамичные вертикальные элементы общего объема. По мере приближения к нему картина превращается в еще более красочную за счет того, что становятся различимы цвета той самой «цветовой матрицы», более четко проявляются графично подчеркивающие фасад темные импосты, более рельефными кажутся иные фасадные детали (шовная разрезка фасадной отделки и т. п.). Если сравнивать его с соседними жилыми комплексами, то становится понятно, насколько выигрышнее смотрится данный объект благодаря своей «внешности», а окружение «отходит на задний план» не только физически, но и визуально, превращаясь в фон. В сравнении с другими зданиями, исследуемый объект отчасти обладает тем, чем в полной мере обладают объекты С. Калатравы: вокруг него чувствуется какая-то другая иная атмосфера, «другой воздух».

Таким образом, можно сказать, что в композиции жилого комплекса «Квартал художников» четко прослеживается выявленный творческий метод Абдуллаева. Приемы, наиболее часто используемые Тимуром Насыровичем, безусловно, применяются многими архитекторами, но уже по-другому. Например, легко можно узнать работы московского архитектора Сергея Скуратова, которые тоже лаконичны и индивидуальны: мастер использует похожие простые композиционные приемы. Вероятно, можно говорить о формировании отдельной «ветви» современной архитектуры, базирующейся на поиске новых сочетаний укоренившихся приемов; к этой «ветви» можно отнести архитектуру Абдуллаева. Современность его архитектуры подчеркивается еще и «оттенками» стиля хай-тек: использование прямых линий, стекла и металла, геометричность и лаконизм форм.





Рис 3. Анализ объемно-пространственной композиции ЖК «Квартал художников»

Так, жилой комплекс «Квартал художников» – это объект, который наглядно демонстрирует то самое умение архитектора работать с композиционными приемами, которое придает выразительность и индивидуальность зданию, благодаря чему оно становится ярким пятном на фоне типовых жилых многоэтажных зданий.


Библиография

1. Творцы города: Посвящается 80-летию со дня создания Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга. – Екатеринбург: Коммерсантъ-Урал, 2016. – 168 с.

2. Каган, М. С. Эстетика как философская наука: университетский курс лекций / М. С. Каган. – Санкт-Петербург: Петрополис, 1997. – 544 с.

3. Заварихин, С. П. Русская архитектурная критика (середина XIII – начало XX вв.): монография / С. П. Заварихин. – Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. – 224 с.

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.


Статья поступила в редакцию 30.01.2017

ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017