№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 58 Июнь 2017

Эта статья в формате .pdf


Декоративно-прикладное искусство


Михайлова Татьяна Борисовна

кандидат искусствоведения, старший государственный инспектор  
Управление Министерства культуры Российской Федерации
по Уральскому федеральному округу
Екатеринбург, Россия, e-mail: ural_art_prom@mail.ru

ПЛАСТИКА МАЛЫХ ФОРМ ИЛИ ИСКУССТВО ЮВЕЛИРНОЙ СКУЛЬПТУРЫ ДЕНИСА СОЗИНА


УДК: 736+739.2
ББК: 85.125.70,80я723

В статье анализируются отдельные аспекты развития современной ювелирной скульптуры на примере творчества Дениса Созина. Ценность его произведений заключается в создании уникальных философских композиций с использованием традиционных и современных ювелирных технологий и приемов.

Ключевые слова: пластика малых форм, ювелирная скульптура, декоративное искусство


Пластика малых форм – один из древнейших видов скульптуры, зародившийся в античные времена. Она удивительно разнообразна и несет в себе множество направлений, материалов и техник, среди которых особо выделяется ювелирная скульптура.

Ювелирная скульптура – редкий симбиоз скульптуры малых форм и декоративно-прикладного искусства. Она сохраняет многовековые традиции художественного ремесла и образности. Но в отличие от малой пластики, которая может тиражироваться промышленно и развиваться как искусство массовой вещи, ювелирная скульптура уникальна, эксклюзивна и неповторима.

История сохранила немного шедевров ювелирной пластики, среди которых «Сальера» – единственная ювелирная работа флорентийского мастера эпохи Возрождения Бенвенуто Челлини, атрибуция которой не вызывает никаких сомнений. «Сальера», т. е. солонка, представляет собой золотую настольную статуэтку, частично покрытую эмалью с изображением Нептуна и Цереры – бога и богини воды и земли, чей союз и порождает соль... Невзирая на скромные размеры, она монументальна, изысканна и самодостаточна [1].

В дальнейшем многие скульпторы, обращаясь к малой пластике, как правило, использовали в качестве исходного материала бронзу. Бронзовая скульптура вошла в интерьеры европейских гостиных и кабинетов в конце XVIII в. В России это особое направление искусства получило широкое развитие в начале XIX в. Уменьшенные варианты известных монументов, портретные бюсты важных исторических деятелей, военные и охотничьи сцены украшали дворцы великосветской знати, приемные врачей и юристов, домашние кабинеты [2].

XX в. подарил художникам новые темы и сюжеты, новые технические возможности, связанные с последними достижениями техники. Современные мастера наряду с драгоценными металлами используют менее дорогие материалы – сталь, алюминий, перламутр, эмаль, лак. В промышленном производстве применяются заменители бронзы: регул и шпиатр (цинковые сплавы). Выполняя сложные композиции, художники все чаще обращаются к хрисоэлефантинной технике, почерпнутой из наследия классики.

Усиливающаяся самостоятельная значимость декоративного искусства, выдвинула на передовые позиции программную образность или, точнее, рождение образа в материале, придав тем самым специфику современной ювелирной пластике. Именно точно найденная образность является основным достоинством работ, соединяя материал и технику исполнения. Новая образность предопределила и круг тем. Тенденцией последних лет стало обращение к интимному, камерному общению с человеком. Все чаще в произведениях художников звучат лирические мотивы, мастера избегают глобальных аспектов и состояний жизни.

Обладая рядом общих черт, работы Дениса Созина – известного уральского ювелира, отличаются высоким вкусом к стилизации и декоративному прочтению формы, а безупречное владение традиционными и современными технологиями и философская тематика работ позволили ему занять одно из ведущих мест на ювелирном Олимпе Екатеринбурга.

«Визитной карточкой» мастера является ювелирная скульптура. Ступив на путь создания декоративной пластики, во главу угла он поставил образность. В самобытной художественной манере с использованием драгоценных металлов и камней, эмалей и самоцветов, современных материалов художник создает философские композиции. Способность философски увидеть мир и рассказать о нем языком ювелирного искусства, реализовалась в серии работ, где мастер обращается к эстетике экзистенциализма. Именно это философское направление XX в. как никакое другое приближено к художественному творчеству [3, с. 1305]. В центре внимания экзистенциалистов стоит проблема личности и ее отношения к миру, людям и Богу.

Начиная с 2000-х гг. от работы к работе художник усиливает лирическую направленность. В центре композиций – человек с переживаниями собственного существования, поскольку только они индивидуальны и неповторимы.

Программным произведением автора стала выразительная и динамичная композиция «Противостояние» (рис. 1) – своеобразный гимн Человеку, противостоящему жизненным обстоятельствам и реалиям современного мира, человеку, из всех сил удерживающему свое ускользающее счастье.

В работах «Иллюзия могущества» (рис. 2), «Уныние. Сон души» (рис. 3), «Реквием по мечте» (рис. 4), «Ад и небо» (рис. 5), «Песнь козла» (рис. 6), «Жизнь для мечты» (рис. 7) автор показал разные человеческие состояния – страх, обреченность, тревогу, безнадежность, вину, свободу, надежду. Однако эти состояния интересуют его не сами по себе, а как обнаружение бытия. Они олицетворяют дуальность человеческой природы, позволяют выявить различные грани духовной жизни человека.

Через символическую образную форму своих произведений художник общается со зрителем, открывает свои тайны («Зеркало души моей» – рис. 8), несет вечные библейские послания –любовь к ближнему и Богу, мудрость («Река» – рис. 9, «Вознесение» – рис. 10), раскрывает формулы человеческих отношений («Эрозия чувств» – рис. 11) – реальных, земных, часто трагических.

Нередко главными героями в работах мастера становятся крылатый ангел, скоморох и даже Люцифер, но все же фигурка человека – размышляющего, преодолевающего препятствия, стремительного – доминирует.

Авторские композиции – сложные по пластике, с оригинальными сюжетами – обладают живой выразительной интонацией. Им свойственна тщательная проработка материалов, умелое выявление их декоративных свойств. Д. Созин любит сопоставлять сверкающую и гладкую металлическую поверхность с затейливым рисунком самоцветных камней, выступающих в качестве постаментов работ. Очень часто для достижения большего декоративного эффекта в одной композиции сочетаются драгоценные и поделочные камни, металлы, дерево, кристаллы Сваровски и другие современные материалы. В каждой работе он находит такое их соотношение, которое обогащает цветовое и пластическое звучание каждого материала. А использование традиционных и современных ювелирных техник, владение искусством резьбы по камню и инкрустации по дереву говорит об универсальности художника, которому подвластны трудоемкие технологии и приемы. Творческие поиски художника удивительно разнообразны и вдохновенны. Каждая новая работа – это отражение «вечных тем», это рассказ о мире, о жизни и о себе, это потребность сказать нечто более значительное, чем это позволяют возможности ювелирной пластики. Глубокое эмоциональное воздействие, которое оказывают произведения Д. Созина, ставит его имя в ряд с прославленными уральскими мастерами.

Рис. 1 «Противостояние».  Ювелирная композиция 2005. Серебро, яшма, кость; резьба по камню, резьба по кости, золочение. h 26 Рис. 2. «Иллюзия могущества». Ювелирная композиция 2004. Серебро, кость, долерит; резьба по кости, японская патина. h 24

 

Рис. 3. «Уныние. Сон души». Ювелирная композиция 2009. Серебро, кварц, долерит, сердолик, пироп (гранат), демантоид, жемчуг; резьба по камню, горячая эмаль. h 32 Рис. 4. «Реквием по мечте». Ювелирная композиция 2013. Серебро, кварц, долерит, сердолик, пироп (гранат), демантоид, жемчуг; резьба по камню, горячая эмаль. h 32

 

Рис. 5. «Ад и небо». Ювелирная композиция. 2014. Серебро, яшма, бронза, кварц, топаз рубин, сапфир, бриллианты; резьба по камню, горячая эмаль, литье, ковка, японская патина. h 36,5 Рис. 6. «Песнь козла». Ювелирная композиция. 2015. Серебро, долерит, яшма; резьба по камню, горячая эмаль, литье, ковка, японская патина. h 36,5

 

 

 

Рис. 7. «Жизнь для мечты». Ювелирная композиция. 2016. Серебро, бронза, кварц, цитрин, гранат, дерево (венге); резьба по камню, инталия, резьба по дереву, горячая эмаль, литье, ковка, японская патина. h 27

Рис. 8. «Зеркало души моей». Ювелирная композиция. 2002. Серебро, бронза, стекло, зеркало, обсидиан, аметист; ковка, художественная обработка стекла. h 23 Рис. 9. «Река». Ювелирная композиция. 2010. Серебро, нефрит, родонит, кость, аметист, дерево (бук); резьба по камню, резьба по кости инкрустация по дереву. h 31
Рис. 10. «Вознесение». Ювелирная композиция. 2012. Яшма, долерит, топаз, серебро; ковка, горячая эмаль, гравировка. h 20,51 Рис. 11. «Эрозия чувств». Ювелирная композиция. 2012. Серебро, яшма, бронза, сталь, бриллианты; ковка, горячая эмаль, гравировка по камню, японская патина. h 21

 


Библиография

1. Сороткина, Н.М. Бенвенуто Челлини / Н.М.Сороткина. – М.: Вече, 2011. – 368 с.

2. Карпова, Е.В. Русская и западноевропейская скульптура XVIII – начала XX века. Новые материалы. Находки. Атрибуции / Е.В. Карпова. – СПб.: Искусство-СПб., 2009. – 608 c.

3. История философии: Энциклопедия. – Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. – 1376 с.

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.


Статья поступила в редакцию 20.04.2017

ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017