№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 58 Июнь 2017

Декоративно-прикладное искусство


Андреева Анна Павловна

студент кафедры художественного текстиля. 
Научный руководитель: кандидат искусствоведения М.С. Широковских.
«Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица»,
Санкт-Петербург, Россия, e-mail: andreeva.anna1986@mail.ru 

ОТРАЖЕНИЕ МОТИВОВ ШВЕДСКОГО НАРОДНОГО ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОМ МАССОВОМ ТЕКСТИЛЕ


УДК: 745.04
ББК: 85.12

В статье рассмотрена проблема преобразования традиционных орнаментов в рисунки для текстиля серийного производства. Проведен анализ тематики раппортных композиций в проектах Эвы Лундгрен и др. На основе изучения исторических образцов и современных тканей выявлена взаимосвязь актуального дизайна с народным орнаментом Швеции. Представлен иллюстративный материал сравнительного характера. Отмечена практическая значимость данного исследования.

Ключевые слова: текстиль, дизайн, Швеция, ИКЕА, Эва Лундгрен (шведский дизайнер).


Современный массовый текстиль, широко представленный в ассортименте различных компаний, нередко имеет в своей основе исторические образцы. В данной статье речь идет о продукции компании «ИКЕА», известной своей приверженностью к национальным шведским традициям и активно использующей приемы «скандинавского дизайна».

Целью исследования является анализ текстиля компании «ИКЕА», выполненного с применением мотивов, характерных для традиционного декоративно-прикладного искусства стран Северной Европы. Задача исследования – выявление изобразительных и композиционных связей современных работ с известными историческими образцами народных орнаментов Швеции на примере разработок дизайнера Эвы Лундгрен и др.

Актуальность темы обусловлена неослабевающим интересом общества к актуальному скандинавскому дизайну, сочетающему наряду с минимализмом и функциональностью черты традиционных ремесел. Выявление примеров трансформации элементов народного искусства в массовой продукции, отвечающей требованиям XXI в., имеет большое значение в исследовании дизайна текстиля.

Материалом исследования послужил текстиль компании «ИКЕА» и исторические образцы декоративно-прикладного искусства Швеции XVIII–XX вв. В исследовании использованы литературные источники из фондов Российской национальной библиотеки, электронные каталоги аукционов и интернет-ресурсы. Эти источники позволили выявить прототипы современных художественных решений.

Искусство украшения текстиля – важный элемент национальной культуры Швеции. Декоративно-прикладное искусство страны исторически развивалось в тесной связи с искусством других стран Северной и Центральной Европы. Богатый художественный опыт региона, в том числе текстильный, был получен и сохранен, прежде всего, свободным крестьянским населением. Прядение и ткачество в Швеции длительное время существовало на стадии домашних промыслов сельского населения, только с XVI–XVII вв. развитие ткацкого ремесла происходит и в городской среде [5, с. 133–134].

Национальный шведский текстиль свидетельствует о глубокой самобытности и устойчивости местных орнаментальных традиций, о высоком художественном вкусе его создателей и о богатстве используемых ими технических приемов.

Все, что окружало крестьянина, было заботливо украшено орнаментами, в которых воплощались древние народные образы и символы, олицетворяющие понимание мира, материальные и духовные ценности. Изображения со строго определенной композицией, цветовой гаммой и техникой исполнения складывались веками и отражают опыт многих поколений. Орнаментальные мотивы в Швеции имели своеобразную стилизацию: они предельно декоративны и обобщены, их контур очищен от случайных деталей.

Традиционные текстильные техники использовались как для украшения одежды [8, c. 351–354, 372–373], так и в убранстве крестьянского дома [9, с. 7, 11, табл. 344–457]. С XVI по XIX в. интерьер шведских деревенских усадеб мало менялся. В его оформлении содержатся материалы для изучения и понимания особенностей национального орнамента, его композиционного и цветового строя, приемов исполнения. Текстиль для дома украшали вышивкой (стебельным швом, гладью, крестом) или выполняли на ручном ткацком станке. На стенах, над дверью и над окнами под наклоном развешивались декоративные льняные полотна, созданные на ручном ткацком станке или вышитые [6, с. 149]. В узорах вышивки и ручного ткачества встречаются родственные мотивы. Идентичные элементы образуют орнамент и в крестьянском кружеве, которое также развивалось в рамках традиционного искусства. Наиболее распространены геометрические узоры на основе восьмиконечной звезды (октограммы). Выбеленные и льняного цвета полотна, а также различные кружевные изделия украшены орнаментами, в которых различные комбинации геометрических фигур (ромбов, снежинок) дают возможность для создания разнообразных композиций [6, с. 149]. В соответствии с замыслом мотивы меняют пропорции и соотношение изображений, сохраняя национальное своеобразие.

В текстильных изделиях из региона Сконе (Skåne) изображения всадников и схематичные очертания кораблей были окаймлены полосами из снежинок. Вышитые полотна иногда включали от пяти до десяти полос. При этом применялись как простые геометрические, так и сложные растительные, зооморфные, антропоморфные мотивы, а также элементы архитектуры. При создании зооморфных орнаментов в кружевоплетении, вышивке или ручном ткачестве мастера использовали стилизованные фигуры петуха, льва, собаки, утки, лошади, оленя, двуглавого орла, мифических животных. Антропоморфные узоры были представлены схематичными изображениями женских фигур, всадников, девушек с цветами в руках.

Шведский текстиль был украшен весьма своеобразным способом вышивки. По темной основе из шерстяного сукна (черного, синего или красного цвета) выполнялись сложные многофигурные композиции, включавшие изображения оленей, лошадей, единорогов, птиц, женские и мужские фигуры; пространства между крупными элементами заполнялись растительным орнаментом. Вышивка из региона Блекинге (Blekinge) отличалась способом выполнения (гладью) и сюжетами (витиеватые растительные мотивы, сердечки, корзины с цветами) [6]. Из декорированных вышивкой полотен шили наволочки, покрывала и накидки на скамьи.

Для традиционного шведского текстиля характерна декоративность, красочность, богатство орнаментальных узоров и неповторимость скандинавских трактовок изобразительных мотивов. Он не утрачивает своей эстетической ценности и продолжает оказывать влияние на творчество современных художников, дизайнеров, модельеров. Многие из них обращаются к народному искусству и используют традиционные материалы и техники: Пиа Вален (Pia Wallén), Мариа Винка (Maria Vinka), Пиа Рамбауди (Pia Rambaudi), дизайнеры группы «Фронт» (Front) и студии «Björk Forth». Ассортимент компании ИКЕА включает целую серию современных товаров, созданных под влиянием скандинавской природы и традиционного шведского искусства. Стараясь заглянуть в будущее, предугадать развитие домашнего дизайна, компания не порывает со своим прошлым, храня верность национальным традициям. Дизайн «ИКЕА» считается символом комфорта, практичности, красоты, хорошего вкуса и массовой доступности.

В контексте изучаемого нами вопроса весьма интересны разработки шведского дизайнера Эвы Лундгрен (Eva Lundgreen). Получив художественное образование в ведущих шведских учебных заведениях (Berghs School of Communication в Стокгольме и университете Мальмё), Эва Лундгрен в настоящий момент является признанным специалистом в области графики, дизайна текстиля и книжной иллюстрации. Она сотрудничает с известными европейскими производителями художественного текстиля – IKEA, Åhlens AB, Ekelunds linneväveri i Horred, Kinnasand AB (Швеция); Ovvio department store, Cangini & Filippi Spa, SEVI (Италия), Globus department store (Австрия) [2].

Рассмотрим более подробно разработки Эвы Лундгрен для компании «ИКЕА». Она создает проекты рисунков для современных набивных тканей. Основное направление ее работы – дизайн детских тканей, но среди ее проектов также есть домашний текстиль с традиционными шведскими узорами. Такие декоративные ткани, постельное белье, наволочки не просто являются украшением интерьера, но и раскрывают характерные черты шведской культуры. Проектированию рисунков предшествует изучение экспозиции музеев, обращение к историческим образцам [1].

Шпалерное ткачество в шведском жилом доме применялось при изготовлении небольших декоративных полотен, из которых шили наволочки или обивали ими мебель. Крупные шпалеры выполнялись для аристократии и церкви и часто являлись продукцией европейских мастерских. Характер стилизации в шведских «крестьянских» шпалерах весьма своеобразен. На темном фоне с плотностью четыре-пять нитей по основе располагались женские фигуры и цветочные розетки. Основной мотив (часто с религиозным сюжетом) был ограничен венком из листьев и соцветий. Элементы тяготели к геометрическим формам, их очертания подчинялись системе прямолинейности. В целом для подобных полотен было характерно использование небольшого количества насыщенных цветов (красный, розовый, зеленый, золотистый, белый, синий). Европейская традиция проявлялась в изображении единорога, который был вписан в типично шведский орнаментальный фон [9, илл. 376, 396].

Рис. 1. Декоративная наволочка с машинной вышивкой компании ИКЕА с рисунком «Рёдарв» («Rödarv»; автор Э. Лундгрен) и декоративное полотно в технике шпалерного ткачества с изображением единорога (конец XIX – начало ХХ в.; автор неизвестен)

В текстиле для массового потребителя тема «шведского гобелена» присутствует в проектах Э. Лундгрен «Рёдарв» (Rödarv) (рис 1.) и «Розенфиббла» (Rosenfibbla) (рис. 2). «Рёдарв» – чехол для декоративной подушки с машинной вышивкой; монораппортная композиция, в центре которой изображен олень, – представляет собой динамичную поверхность, по характеру стилизации сопоставимую с образцами народного искусства. Плотное заполнение картинной плоскости растительными и зооморфными (птицы) мотивами, наивность их трактовки находятся в русле традиции. Колорит же, напротив, традиции противопоставлен: светлый фон вместо темного придает работе современные черты. Некоторые из элементов данной композиции, но уже в форме набивного рисунка, присутствуют в тканях и шторах для ванной «Розенфиббла». Автор также использует светлый фон и звучные открытые цвета.

Рис. 2. Штора для ванной с набивным орнаментом компании ИКЕА «Розенфиббла» («Rosenfibbla». Автор Э. Лундгрен) и гладкотканое полотно «Täppan»(62х104 см; нач.1940-х гг. Автор М. М.-Фчеттерштром; представлено на аукционе «Буковски» в 2012 г.: Spring modern auction, Stockholm 566; № 907[3])

Рис. 3. Постельное белье компании ИКЕА с рисунком «Rosenrips» (автор Э. Лундгрен) и наволочка с вышивкой (55х87,5см, 1803; регион Скёне), представленная на аукционе «Буковски» в 2011 г. (Autumn classic sale 565; № 1123 [3])

Традиционная шведская вышивка [9, илл. 375, 382], вероятно, стала темой для рисунков набивных тканей «Розенрипс» (Rosenrips) (рис. 3.) и «Океркулла» (Åkerkulla). Эва Лундгрен в данном случае применяет как светлые, так и темные контрастные фоны. Народный характер стилизации заметен и в других рисунках, представленных компанией «ИКЕА», это ткани «Брунэрт» (Brunört; автор Paulin Machado), декоративные чехлы «Рёдбинка» («Rödbinka»), «Хедбломстер» («Hedblomster»), «Ренрепе» («Renrepe») [1].

Помимо рассмотренных работ Эвы Лунгрен, в продукции компании ИКЕА представлены работы других дизайнеров, также черпавших вдохновение в образцах шведского народного искусства.

Так, в дизайне чехла для декоративной подушки «Пипорт» («Pipört») дизайнера Helle Vilén (рис. 4.) в качестве образца, скорее всего, использовано традиционное вязаное кружево, представляющее пример развития мотива октограммы [9, табл. 454, 456].

Рис. 4. Чехол для декоративной подушки компании «ИКЕА» с набивным орнаментом «Пипорт» («Pipört») (автор Helle Vilén) и кружевная кайма (27,9х12,7 см, XIX в., Швеция) из собрания Метрополитен-музея в Нью-Йорке [4]

Рис. 5. Постельное белье компании «ИКЕА» с рисунком «Вотарв» и тканое покрывало, представленное на аукционе «Буковски» в 2011 г. (186x105,5 см, ок.1900, юг Швеции; Autumn classic sale 565; № 1124 [3])

В раппортной композиции для набивной ткани «Вотарв», представленной в коллекции «ИКЕА», можно увидеть сходство с яркими плотными крестьянскими покрывалами, выполненными на ручном ткацком станке (рис. 5) [9, табл. 355–357, 360]. Знаковый для скандинавского орнамента мотив – снежинка – представлен здесь в традиционном контрастном цветовом решении с использованием красного, синего и белого. Снежинки, выстроенные в полосы, заполняют всю плоскость ткани.

Своеобразный мотив шведской вышивки «влюбленные птицы» относится к числу самых популярных и примеры его использования можно найти как в работах XVIII–XIX вв. [9, табл. 372, 397], так и в проектах современных дизайнеров. Наиболее интересны в этом отношении проекты дизайнеров компании «Ardvissons Textil» (B. Lindberg, L. Glave) [7, с. 210]. В продукции «ИКЕА» симметричное расположение птиц и растений присутствует в ткани «Винтер» («Vinter»; дизайнер Johanna Skånmyr) (рис. 6), которая имеет подчеркнуто рождественский характер. Контрастное сочетание белого рисунка с насыщенным красным фоном и использование новогодних мотивов (колокольчики, еловые ветки, свечи, снежинки, банты) наполняют раппортную композицию необходимой символикой.

Рис. 6. Фрагмент одеяла с вышивкой (1829, Швеция; представлен в коллективной монографии под ред. A. Olsson [10, с. 158–159]) и ткань с набивным рисунком «Vinter» от компании «ИКЕА» (дизайнер Johanna Skånmyr)

Таким образом, при рассмотрении примеров современного шведского дизайна в его связи с историческими корнями искусства Скандинавии видна четкая картина преемственности, где при общем минимализме раскрываются яркие детали народного искусства Швеции. Мотивы традиционного орнамента, нашедшие отражение в продукции компании «ИКЕА», активно используются современными дизайнерами текстиля. Существование авторских коллекций рисунков, созданных на основе изучения народного искусства Швеции, в продукции компании, несомненно, является одной из наиболее характерных и узнаваемых черт в мире. Продвижение компанией концепции «скандинавского стиля» находит неизменный отклик в потребительской среде и подтверждает актуальность и востребованность декоративно-прикладного искусства стран Северной Европы.

Выполненное исследование имеет практическое значение для дизайнеров текстиля и студентов творческих вузов, его результаты могут оказать помощь при работе с историческим материалом и актуальным дизайном.


Библиография

1. Новые коллекции в феврале 2017 // Официальный сайт компании ИКЕА [Электронный ресурс] – URL: https://www.ikea.com; URL: https://www.ikea-club.org/obzori-mebeli-i-tovarov-ikea/novinki-kollekciy... (дата обращения: 02.03.2017).

2. Официальный блог Эвы Лундгрен [Электронный ресурс] – URL: http://evalunda.blogspot.com

3. Официальный сайт аукционного дома «Буковскис» [Электронный ресурс] –URL: www.bukowskis.com/en/auctions.

4. Официальный сайт музея Метрополитен [Электронный ресурс] –URL: www.metmuseum.org/art/collection/search/215170.

5. Сванидзе, А. А. Ремесло и ремесленники в средневековой Швеции (XIV – XV вв.) / А. А. Сванидзе. – М.: Наука, 1967. – 380 с.

6. Широковских, М. С. Текстильное искусство Швеции в XV – XX вв.: орнаментальные мо-тивы и техники // Дизайн. Материалы. Технология / М. С. Широковских. – СПб., 2013. №2 (27). – С. 148–151.

7. Широковских, М. С. Особенности проектирования декоративных тканей: Этнические мотивы и национальный колорит в раппортных рисунках / М. С. Широковских //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2015. – № 12 (62) в 4-х ч. Ч. II. – С. 207–212.

8. Шрадер, Т. А. Скандинавский национальный костюм в иллюстрациях (из фондов МАЭ РАН)// Иллюстративные коллекции Кунсткамеры. Сборник Музея антропологии и этно-графии. Т. LIX) / Т. А. Шрадер. – СПб.: МАЭ РАН, 2014. – С. 347 – 377.

9. Granlund S. Sweden // Peasant art in Sweden, Lapland and Iceland. / ed. by Ch. Holme. – Lon-don – Paris – New-York., 1910. – P. 3–30; Ill. 344–457.

10. Yllebroderier : berättande folkkonst från Norden / red. A. Olsson. – Stockholm., 2010., 282 s.

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.


Статья поступила в редакцию 05.05.2017

ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017