№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 58 Июнь 2017

История архитектуры


Герасимов Александр Петрович

кандидат искусствоведения,
доцент кафедры теории и истории архитектуры
ФГБОУ ВО «Томский государственный архитектурно-строительный университет»,
Томск, Россия, e-mail: gap11@sibmail.com  

БАРОККО КАК СТИЛЬ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА XIX ВЕКА


УДК: 72.034.7
ББК: 85.113 (2)

В статье раскрывается влияние каменной архитектуры на деревянное домостроение в городах Западной Сибири. Рассматривается вопрос перерастания крестьянских домов в архитектуру городского типа. Показана взаимосвязь народного орнамента и элементов барокко в элементах фасадов: наличниках, пилястрах, фризах. В статье исследуются характерные признаки барочных форм и их активное применение в деревянной архитектуре. Затрагивается тема влияния русского барокко на декоративное оформление фасадов деревянных домов. Показана связь стилей классицизма и барокко и их отражение в деревянной архитектуре, распространение стилей в период эклектики XIX в. Обобщен новый материал по исследуемой теме. Автором предлагается ввести в научный оборот новое направление в деревянной архитектуре – «сибирское необарокко».

Ключевые слова: деревянная архитектура, барокко, классицизм, народный орнамент


На протяжении XVII–XVIII вв. города Сибири застраивались преимущественно деревянными домами крестьянского типа. Коренное население, основу которого составляли тюркские и северные племена, не знало конструктивных особенностей деревянного сруба. Основой деревянного зодчества сибирских городов стали традиции Центральных и Северных районов России. В Томской области на заимках старообрядцев до середины ХХ столетия можно было встретить старинные технические приемы строительства – кровли на «курицах», покрытие крыш берестой, стропила с врубленными слегами и т. д.

Влияние архитектурных стилей на крестьянские дома необходимо связать с вопросами градостроительства и мероприятиями, проводимыми в связи с этим. В первую очередь, с типовым проектированием и изданием руководств по строительству, а также с работами по перепланировке городов [1, с. 83]. С XVIII в. происходит постепенное перерастание крестьянского домостроения в архитектуру городского типа. Вопрос влияния барочных форм в декоративной пластике деревянных домов в сибирских городах стоит достаточно давно (рис. 1). Сложно проследить в деревянном зодчестве и начало применения классических, ампирных домов. Мы можем только предположить, ориентируясь на общий процесс развития архитектуры в России, что это произошло во второй половине XVIII–начале XX в. Развитие городской усадьбы происходит по мере усложнения плана дома и увеличения хозяйственных построек. Одновременно происходит усложнение орнамента в оформлении фасадов, ограждений, ворот, калиток и т. д. 

а б

Рис. 1. Жилой дом в пер. Соляном, 46 (а). Наличник дома (б). Томск, 1-я пол. XIX в. Фото автора. 2005

Как уже отмечалось, в проектах деревянных домов практически не встречается рисунков и образцов деревянной резьбы. Однако именно орнаментальная пластика фасада определяла стиль того или иного здания. В то же время многообразие деревянной резьбы в сибирских жилых домах, сочетание народной орнаментики с классическими формами очень затрудняет ее классификацию. Временные границы стилей в русской и сибирской архитектуре определены более или менее четко. Известно, например, что термин «русское барокко» возник в конце XVII в. в рамках «нарышкинского стиля». Получив дальнейшее развитие в XVIII в., этот стиль оказал большое влияние не только на каменную, но и на деревянную архитектуру: «Несмотря на общерусскую тенденцию к упрощению барочных форм в третьей четверти XVIII в., кое-где (например, на северо-востоке Европейской части и в Сибири) причудливость наличников возрастает. В этот период по разным дорогам идут безордерная аппликативность, поддерживая народным искусством, и ордерность, которая лежит в основе набирающего силу классицизма…» [2, с. 122] (рис. 2, 3).

Рис. 2. Наличник дома на ул. Татарской, 5. Сочетание элементов барокко в навершии наличника с русским орнаментом «ромб» (символ «поле») в тимпане надоконной доски. Томск, 1-я пол. XIX в. Фото автора. 1996 Рис. 3. Наличник дома на ул. Источной, 26. Томск, 1-я пол. XIX в. Фото автора.1996

В средневековой архитектуре, и особенно в XVII в., повышается роль оформления каменных храмовых строений декором, что привело к применению узорочья из кирпича, которое широко использовались в оформлении таких храмов, как церковь Рождества Богородицы в Москве (1649), церковь Покрова в Филях (1690) или «Теремок» над воротами Крутицкого подворья в Москве (1693) (архитекторы О.Д. Старцев и Л. Ковалев). а б

а б

Рис. 4. Жилой дом на ул. Татарской, 2 (а). Наличник дома (б). Томск, 1-я пол. XIX в. Фото автора. 2004

В 1635 г. в России был построен первый стекольный завод. Изобретение листового стекла привело к существенным конструктивным новациям в фасадах жилых домов. Увеличение оконных проемов повлияло на изменение их общей композиции. Возникла потребность в их украшательстве, широком использовании декоративных элементов самых различных стилей.

Как известно, деревянное зодчество Сибири развивалось от крепостного (оборонительного) строительства, крестьянских изб и боярских усадеб XVII в. до жилищ усадебного типа XVIII в. Срубная конструкция оставалась неизменной. В орнаментике же, начиная со второй половины XVIII в., развитие шло по двум направлениям: первое– следование народным традициям в украшении жилищ, развитие народной деревянной резьбы, второе – использование в декорациях деревянного дома стилевых элементов барокко и классицизма (рис. 4).

Рис. 5. Дом на ул. Загорной. Томск, 1-я пол. XIX в. Фото автора. 2008 Рис. 6. Фрагмент карниза дома на ул. Загорной. Фото автора. 2008

 

Рис. 7. Декоративные элементы жилого дома на ул. Загорной. Томск, 2-я пол. XIX в. Сочетание барокко с русским орнаментом. В тимпане надоконной доски – орнамент «переплут». Фото автора. 2008

Народные традиции в зодчестве Сибири шли от переселенцев из Устюга, Вологды, Вятки и других городов Русского Севера и Центральной России. В мотивах деревянной резьбы с конца XVIII в. происходит слияние народной и «стилевой» архитектуры. Одновременно появляется новый вид обработки дерева – «пропильная резьба» (рис. 5–7). Дома украшались резными наличниками, тимпаны фронтонов – солярными знаками и т. д. Сочетание народного орнамента с барочными формами можно наблюдать на сохранившихся домах по ул. Октябрьской (Воскресенской) в Томске. Продолжается слияние народной и стилевой архитектуры, усложняются формы орнаментики наличников деревянных домов, волютные завершения которых получили самые многообразные формы во всех регионах Сибири (рис. 8–17). Эти процессы можно проследить по трудам исследователей деревянной архитектуры Е.И. Кириченко, Н.А. Шайхтдиновой, В.Г. Черепанова, Т.М. Степанской, Ю.И. Шепелева, Э.И. Дрейзина и др.

Рис. 8. Жилой дом на ул. Войкова, 25 (пер. Знаменский). Томск, 1-я пол. XIX в. Фото автора. 2008

Рис. 9. Фрагмент пилястры, ионическая капитель. Музей деревянного зодчества. Томск. середина XIX в. Фото автора, 2008

Говоря о стилях в архитектуре, нельзя не сказать о таком направлении в каменном культовом зодчестве, как «сибирское барокко», предложенное в 1924 г. иркутским краеведом Д.А. Болдыревым-Казариным. Несомненно, барочные волютные формы – это влияние, прежде всего, западноевропейской архитектуры и архитектуры Санкт-Петербурга. Из истории деревянной архитектуры известно, что волютные наличники повсеместно встречались у вепсов – малочисленного финно-угорского народа Карелии в Ленинградской области. Этот вид наличников можно проследить и в центральной России, в городах Московской, Новгородской областей, республики Татарстан, Урала.

 

Исследуя развитие орнамента, в том числе стилей и направлений в деревянном зодчестве XVII – начала XX в., можно прийти к некоторым выводам, разделив развитие направлений на этапы. Первоначальный этап – крестьянская архитектура с древнерусским, дохристианским орнаментом (до середины XVIII в.) Одновременно, начиная с XVIII в., на деревянную архитектуру Сибири начинает влиять стиль барокко. Со второй половины XVIII в., с введением «типового» и «повторного» строительства наравне с каменной архитектурой происходит развитие классических форм, которые связаны с конструктивными особенностями зданий этого периода, что видно по этажности, оконным проемам, строгости фасадов и простоты наличников.

Рис. 10. Наличники жилого дома в г. Тюмени. Источник: Н.Х. Шайхтдинова. Деревянная резьба Тюмени. Свердловск, 1984, с. 113 [4] Рис. 11. Дом на пр. Кирова (ул. Бульварной), 33. Томск, 2-я пол. XIX в. Фото автора. 2008

В это время появляются и некоторые элементы орнамента, в большей степени связанные с народными традициями. Деревянные дома в этот период подвержены стилистическому влиянию как барокко, так и классицизма. «В провинциальной архитектуре до середины XVIII в. барочные аппликативные наличники обычно накладываются на безуступчивую поверхность стены. Во второй половине XVIII столетия классицизм часто теснила привычка к барочным формам, которые не были неразрывно связаны со свойственным барокко пластическим единством стены и декора, … классицизм был скромнее в декоративных формах, возмещая сдержанность глубоко продуманным пропорциональным членением стены на уступы плоскостей, незначительно приподнимающихся одна над другой. Этот прием, пришедший в зодчество русской провинции в эпоху классицизма, продлил жизнь барочным формам…» [5, c. 121]. В орнаменте деревянных домов в городах Сибири чаще всего встречается именно это сочетание. Барочные формы наличников повсеместно применялись в строительстве как городских, так и сельских зданий (рис. 12–13).

Рис. 12. Томская область. Фрагмент наличника середины XIX в. Музей деревянного зодчества. Фото автора. 2008 Рис. 13. Томская область. Рисунок с наличника середины XIX в. Музей деревянного зодчества (из архива автора)

«Очевидно, существенную роль в решении этого вопроса играет весомость наличника (т. е. обрамления с подчеркнутым завершением или без него), по сравнению с проемом и промежуточной пластикой стен (филенки, пилястры, вставки, на одной вертикали с проемами…» [1, с. 122]. Здесь автор говорит о каменной архитектуре, однако это в полной мере подходит и к деревянной, в особенности к доходным двухэтажным домам. С другой стороны, постоянное, в течение трех веков, заселение Сибири приносило все новые и новые традиции народного деревянного орнамента. Изобретение механической пилы, так же, как и листового стекла, совершило кардинальный переворот в деревянном зодчестве. В декоративном оформлении фасадов домов черты барокко, и, в первую очередь, «барочные» волюты, сочетающиеся с народным орнаментом, стали появляться повсеместно. Деревянный орнамент в виде волют встречается сейчас в Тобольске, Тюмени (рис. 10), Барнауле, Красноярске, Иркутске и других сибирских городах.

Рис. 14. Фрагмент второго этажа дома на ул. Октябрьской (Воскресенской), 60. Томск, сер. XIX в. Фото А.А. Райха. 1975

«К середине XIX в. процесс ассимиляции крестьянским строительством норм стилевой архитектуры пришел к логическому завершению. Основополагающе принципы архитектуры Нового времени преобразовали систему народного зодчества настолько, что в нем совершился качественный перелом. Не перестав быть народным и не утратив специфики социально-культурного типа, оно в своем стадиальном развитии претерпело радикальные изменения. Крестьянское зодчество средневекового типа как целостное жизнеспособное явление ушло в прошлое. Цикл его развития закончился. Стадиально народная архитектура деревни стала вровень с уровнем стилевой архитектуры…» [3, с. 15].

Рис. 15. Наличник жилого дома на ул. Татарской, 1. Томск, 2-я пол. XIX в. Фото автора. 2008

Развитие барочных форм в деревянной архитектуре хорошо просматривается в деревянных доходных и купеческих домах Томска. Купеческий полукаменный дом на ул. Беленца, 3 (пер. Подгорный) (рис. 16), вероятно, был построен в первой половине или в середине XIX в. Датировка затруднена из-за отсутствия архивных документов, поэтому мы можем судить о времени постройки только в сравнении с другими домами. Почти такой же орнамент мы видим на фасаде купеческого дома в пер. Плеханова (пер. Монастырский) и на ул. Бакунина (ул. Ефремовской).

В более «классических» чертах решен жилой дом № 1 по Татарской улице. Однако здесь применен иной принцип планировки, когда дома обращены на улицу своим главным фасадом, а не торцевой стороной. В орнаментальном оформлении пилястр и наличников применена объемная накладная резьба, сменившая древнюю «глухую». Дом еще обшивается, но постепенно, с развитием пропильной резьбы, происходит отказ от этого приема. Открытый сруб стал играть более существенную роль как оттеняющий фон для красочного оформления дома декоративным украшением. На доме ул. Татарской, 31 использованы смешанные приемы резьбы в оформлении надоконных досок наличников с изображениями занавесей с кистями, идущие от традиций ампира и получившие широкое применение в оформлении наличников сибирских городов, а также боковины наличников (редко встречающиеся) в виде полуколонок или «точенок канатного плетения».

Рис. 16. Купеческий дом на ул. Беленца, 3. Томск, 1-я пол. XIX. Фото автора. 2008 

Смешанный тип резьбы имеет дом № 9 по улице Татарской и усадьба из двух доходных домов на ул. Гагарина (Дворянской). Дом на ул. Шишкова, 25 (ул. Акимовская) строила, вероятно, та же самая артель плотников, что и дома на улице Дворянской. В них есть много общего – одинаковые способы обшивки дома и оформления наличников, один и тот же принцип конструктивного решения доходного дома. В это время строители отходят от типовых проектов, где простота плана и наличие мансарды определяли характерные черты ампирного дома. Характерные для этого периода основные принципы строительства – это постановка сруба за 5–7 дней и декоративное украшение фасадов здания. В доме № 40 на улице Татарской в декоративном оформлении происходят отступления от прежних традиций, появляется растительный орнамент, который получил дальнейшее развитие в домах № 35 и 46 района Заисточья и № 10 и 14 на улице Шишкова (ул. Акимовская). С этого момента возникают первые признаки «второго фольклора» – деревянное узорочье, сыгравшее важную роль не только в формировании отдельного дома, но и всего облика города.

Рассматривая деревянную архитектуру XVIII–XIX вв., в начале статьи мы сделали предположение, что начало применения барочных элементов возникло в XVII веке. И.Н. Уханова в статье «К характеристике стиля русского народного декоративно-прикладного искусства XVII–XVIII в.", ссылаясь на Д.С. Лихачева, пишет: «Касаясь общей характеристики культуры XVII в., историки искусства вынуждены считаться с особой сложностью этого времени, когда архаичность была смешана с новейшими явлениями, местные навыки с привнесенными извне, когда возникло одновременно придворное и демократическое искусство, и когда элементы барокко переплетались с ренессансными мотивами и средневековым пониманием форм…» [2, с. 31]. Декоративные элементы форм барокко в дере-вянной архитектуре городов Сибири широко применялись на протяжении и XVIII, и всего XIX в. Активное развитие барочных форм, если рассматривать деревянную архитектуру Тюмени, Томска, Тобольска, Красноярска и других городов Сибири, началось в первой четверти XIX в. в период эклектики, когда смешение стилей осуществлялось наиболее интенсивно. В это время в деревянной архитектуре Сибири происходит распространение накладной трехгранно-выемчатой (корабельной) резьбы и развитие растительного орнамента, который часто встречается как в наличниках, пилястрах, так и во фризовой части двухэтажных доходных домов. Одновременно, на протяжении всего периода развития деревянного домостроения в деревянный орнамент резчиками вносились народные элементы в виде знаков-оберегов (солярные знаки, вазоны – «древо жизни» и др.). Большое распространение деревянных домов с богатой орнаментацией фасадов в городах Сибири в эклектике XIX в. дает нам некоторое основание говорить о «сибирском необарокко», термин, который предлагался нами в предыдущих публикациях [6, с. 77]. Слияние элементов барокко и народного орнамента в деревянной архитектуре городов Сибири происходило вплоть до начала XX столетия. Автор стремился проследить процесс слияния крестьянской и городской архитектуры показать влияние «стиля барок-ко» на развитие городского деревянного дома, показать развитие декоративной пластики и организации фасада деревянного дома в городской архитектуре.

 


Библиография

1. Ожегов, С.С. Типовое и повторное строительство в России в XVIII–XIX веках / С.С. Ожегов – М.: Стройиздат, 1987. – 224 с.

2. Плужников, В.И. «Организация фасада в архитектуре русского барокко / В. И. Плужников // Русское искусство барокко. – М.: Наука, 1977. – 240 с.

3. Кириченко Е.И. Русский стиль / Е.И. Кириченко. – М.: Галарт; АСТ – ЛТД, 1997. – 432 с.

4. Шайхтдинова, Н.Х. Деревянная резьба Тюмени / Н.Х. Шайхтдинова – Свердловск: Ср.-Урал. кн. изд-во, 1984. – 160 с.

5. Уханова, И.Н. К характеристике стиля русского народного декоративно-прикладного искусства XVII-XVIII в. / И.Н. Уханова // Русское искусство барокко. Под редакцией Т.В. Алексеевой. – М.: Наука, 1977. – 240 с.

6. Герасимов, А.П. Томский модерн / А.П. Герасимов. – Томск: В-Спектр, 2010. – 134 с.

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.


Статья поступила в редакцию 21.03.2017

ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017