Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №3 (59) Сентябрь, 2017

Теория архитектуры

Астанин Дмитрий Михайлович

доцент кафедры архитектуры и градостроительства.
ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет»;
старший преподаватель кафедры сельскохозяйственного строительства
и экспертизы объектов недвижимости.
ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет  МСХА им. К.А. Тимирязева»;
генеральный директор ООО «Рустал. Северо-Запад», ООО «Рустал. Восточная Сибирь»

Россия, Москва, e-mail: montenegro.astanin@mail.ru

ЕВРОПЕЙСКАЯ МОДЕЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА – СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПЛАНИРОВОЧНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ РЕКРЕАЦИОННЫХ ТЕРРИТОРИЙ

УДК: 711.1
Шифр научной специальности: 85.118

Аннотация

В статье рассматриваются три метода сохранения исторического облика ландшафта на примере организации российских и зарубежных национальных парков, образованных по европейской модели экологического туризма – модели, в которой центральное место отведено культурному ландшафту и учитываются интересы местного населения. Первый метод - сохранение сакральных и заповедных культурных ландшафтов, рассмотрен на примере национальных парков Улуру- Ката Тьюта и Алханай, где сакральные ландшафты являются центральным планировочным элементом. Второй метод - сохранение культурных ландшафтов через сохранение и восстановление памятников культуры, проанализирован в Кенозерском национальном парке, богатым своими многочисленными культурными памятниками. Третий метод - сохранение и восстановление исторически сложившейся системы расселения и природопользования, проверен на практическом опыте национальных парков Водлозерский, Угра и Алания, которые испытали на себе последствия разрушения традиционного уклада жизни местного населения. Сформулирован вывод о необходимости применения трех перечисленных методов с целью сохранения био- и культурного многообразия рекреационных территорий.

Ключевые слова: европейская модель экологического туризма, культурный ландшафт, памятник культуры, система расселения, система природопользования

Введение в проблему исследования

Сохранение традиционной культуры как принцип экотуризма характерно для европейской модели экотуризма. Центральное место в ней занимает культурный ландшафт. Концепция культурного ландшафта важное место отводит сохранению природных комплексов; ее идеи легли в основу концепции биосферных резерватов, принятой ЮНЕСКО в 1995 г. и получившей название «Севильская стратегия биосферных резерватов». Суть биосферного подхода – учет взаимосвязи между сохранением биоразнообразия и потребностями развития местного населения, что является ключевым фактором эффективного управления национальными парками, природными резерватами и другими особо охраняемыми территориями. Основной целью создания биосферных резерватов является сохранение традиционного образа жизни местного населения, включая традиции природопользования и сакральную деятельность; сохранение и практическое применение накопленных веками знаний в различных областях – метеорологической, биологической, строительной, сельскохозяйственной, кулинарной, медицинской и т.п.; поддержание устойчивости природной и культурной среды; обеспечение продуктивного взаимодействия между природным и культурным разнообразием. Таким образом, биосферные резерваты являются моделью гармоничных взаимоотношений между человеком и природой. Объектом охраны становится исторически сложившийся культурный ландшафт с явно выраженной природной основой. Статус культурного ландшафта зафиксирован в документах ЮНЕСКО в 1992 г. Само понятие культурный ландшафт они определили как результат совместного творчества человека и природы, отражающего этапы эволюции общества и происходящего под влиянием природных, социальных, экономических и культурных процессов.

Таблица 1. Модели экологического туризма

Постановка проблемы

Архитектурно-планировочная организация территории экотуризма не должна ограничивать интересы населения, проживающего на этой территории. В связи с этим размещение и направления развития объектов строительства должны быть ориентированы не только на обслуживание туристов, но и на коренное население. Размещение и архитектурное оформление туристических объектов не должно нарушать исторический облик ландшафта. В национальных парках России и мира используют три способа сохранения исторического облика ландшафта.

Методология

Сохранение сакральных и заповедных культурных ландшафтов

В 1987 г. Национальный парк Улуру-Ката Тьюта (Австралия. Образован в 1950 г.) был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Расположен в 440 км от Алис-Спрингс. Управление парка принадлежит общине аборигенов совместно со Службой охраны природы округа Северные территории. Туристы начали его посещать в 1936 г. В 1970 г. инфраструктура парка была вынесена за его пределы. На территории парка много маршрутов со смотровыми площадками, при этом маршруты варьируются от простых прогулок до длительных и сложных восхождений. Есть культурный центр, знакомящий с бытом и традициями аборигенных племен, здесь можно купить сувениры ручной работы. В 1995 г. парк получил золотую медаль Пикассо – высшую награду ЮНЕСКО – за сохранение природы и культуры аборигенов анангу, многие из которых сегодня работают проводниками и экскурсоводами туристических групп. Местное племя считает скалы Улуру и Ката-Тжута священными местами. Они населяют эту территории 22 000 лет, в 1985 г. правительство Австралии вернуло их в состав Северных территорий аборигенов. Аборигены анангу верят, что священное место Улуру обладает особой силой – это дверь между миром людей и духов. Подняться на вершину можно исключительно по древней священной тропе, иначе это будет святотатством и навлечет гнев духов. В России национальный парк Алханай – священное место для бурят; природный парк «Зона покоя Укок» – священное место алтайцев. Священные сакральные территории являются заповедными для местного населения. Режим их использования, набор планировочных элементов и их расположение должны строиться с учетом традиций и верований местного и коренного населения.


Рис. 1. Схема планировочной организации экокультурного туризма при наличии сакральных и заповедных культурных ландшафтов
Рис. 2. Национальный парк Улуру-Ката Тьюта 

Сохранение культурных ландшафтов через сохранение и восстановление памятников культуры

Кенозерский национальный парк [15] – пример сбалансированного и гармоничного сосуществования человека и природы, взаимовлияния и взаимопроникновения природы и культуры. В 2004 г. парк включен во всемирную сеть Биосферных Резерватов ЮНЕСКО. Значительное художественное и эмоциональное воздействие производят Кенозерские часовни, установленные в «святых рощах» – островках нетронутого леса, дошедших до нас со времен язычества. Это территория, сохранившая органичное взаимодействие дохристианской и христианской культуры. В границах культурных ландшафтов проживают носители традиционной культуры. Здесь расположено 100 памятников архитектуры. Культурные ландшафты Кенозерского национального парка отнесены по системе критериев ЮНЕСКО к категории эволюционировавших реликтовых и относятся, по мнению отечественных специалистов, к северорусскому архаичному крестьянскому ландшафту. Все многообразие объектов и категорий культурного наследия в его границах целесообразно подразделить на три основные группы:

• единичные памятники истории и культуры и историко-культурные ансамбли,
• достопримечательные места и культурные ландшафты,
• автохтонное население с устойчивой национальной самоидентификацией.

Берега Кинозера, заселенные в глубокой древности, насыщены памятниками материальной и духовной культуры – церквями и часовнями, «святыми» рощами и поклонными крестами, деревнями с традиционно русской планировкой и древними обычаями. Поэтому Кинозеро формирует основной маршрутный узел Парка с культурно-познавательными, этнографическими и событийными турами. Это опорный туристско-информационный центр Плесецкого сектора парка, расположенный в центре сельской администрации деревни Вершинино.

У Кенозера расположены и планировочные узлы – периферийные рекреационные центры: культурно-рекреационный Почозеро, этнообразовательный «Мастеровое Кенозерье», эколого-этнографические «Где родился, там и Иерусалим» и «Крестьянский лад». Центром культурного ландшафта являются Почозерский храмовый комплекс, часовни Иоанна Богослова и Параскевы Пятницы. Рядом с ними развивается и туристическая инфраструктура в виде гостевых домов, туристических приютов, ремесленных мастерских. Сдан в экплуатацию после проведения реставрационных работ старинный крестьянский дом в деревне Кривцово, приспособленный под туристический приют. В рамках российско-норвежского сотрудничества началась реставрация крупнейшей хозяйственной постройки Кенозерья – амбара, с приспособлением его под музейные экспозиции и гончарную мастерскую. В отреставрированном памятнике архитектуры – 2-х этажном доме купца Кожевникова в деревне Вершинино открыт визит-центр парка.

Центральная и южная часть парка интересны природной составляющей. Фрагменты коренных лесов, озер с их удивительным биологическим разнообразием представляют интерес для людей, интересующихся флорой и фауной Севера Европейской России. В южной части парка в глуши вокруг озера Лекшмозера когда-то располагались монастыри. К ним ведут лесные тропы, специально устроенные для паломников. Деревня Морщихинская – опорный туристско-информационный центр Каргопольского сектора парка. Периферийными центрами являются эколого-рекреационный центр Орлова гора и На Гужевом волоку. Все они имеют экологические тропы длиной от 15 до 36 км.

Современная система расселения Кенозерья сложилась в XVI в. и с тех пор не менялась. Культурно-рекреационный центр – Кенозерский град Китеж [15], связующее звено между северной и южной частями парка – обладает ключевой ролью в планировочной структуре парка. На его территории находится Порженский погост XVIII в., входящий в список наиболее значимых памятников деревянного зодчества России. Ансамбль поражает своей гармонией, выбором места, и, несмотря на свои размеры, монументальностью. Одним из условий сохранения Порженского культурно-ландшафтного комплекса [20] является его вовлеченность в социокультурное и хозяйственное использование, развитие туристской инфраструктуры, устройство дорожно-тропиночной сети для пеших и конных туристических групп. Так как до него от административных центов парка более 20 км, отсутствие мест размещения не позволяет сделать маршрут 2-х дневным. Сейчас Порженский погост [20] реставрируется. Парком выкуплен старинный дом рядом с церковью и переоборудован под туристический приют Порженское [20] на 15 человек, созданы элементы туристической инфраструктуры: туристические стоянки, причал, кордон лесника.

Особой ценностью для территории является многообразие культурных ландшафтов – целостных территориальных комплексов, возникших в результате взаимодействия человека и природы. Типологически к ним относится крестьянский сельский, парковые комплексы дворянских усадеб, монастырские ландшафты и т. д. В национальном парке Угра разработана стратегия их сохранения, поддержания и восстановления.

Приоритетными темами научных исследований культурно-исторического наследия являются программы изучения и сохранения традиционной народной культуры (типы построек и поселений). Прилагаются усилия по восстановлению наследия. К работам этого плана относятся исторические реконструкции дворянских усадеб, реставрация парковых ансамблей, ландшафтное обустройство древних городищ.

Одно из условий восстановления культурного ландшафта – реставрация объектов культурно-исторического наследия и вовлечение их в хозяйственную и туристическую деятельность. Памятники истории и культуры становятся объектами туристического притяжения, формируя планировочные узлы.

Через сохранение и восстановление памятников культуры сохраняется и восстанавливается культурный ландшафт, создается туристская инфраструктура на основе существующих старинных крестьянских домов, что не нарушает культурный ландшафт.


Рис. 3. Сохранение культурного ландшафта через реставрацию памятников культуры
Рис. 4. Кенозерский национальный парк

Сохранение и восстановление исторически сложившейся системы расселения и природопользования

В национальном парке Водлозерский [18] на протяжении веков сформировалась уникальная система расселения, неразрывно связанная с ландшафтом – островная цивилизация водлозеров [1,2,3,9]. В начале XX в. в Водлозерье было 40 жилых деревень, в настоящее время осталось только 5. В Водлозерье внедряется модельный проект возрождения нежилой деревни Варишпельды, которая упоминается в Писцовой книге Великого Новгорода в 1583 г.; по археологическим данным, поселение возникло в XI–XII вв. Жизнь деревни поддерживается семьей настоятеля прихода и прихожанами деревни Кугановолок. Варишпельда – особый тип поселения, сочетающий традиции северной деревни, традиционного мелкотоварного сельскохозяйственного производства с приемом и обслуживанием туристов. Культурный сельский ландшафт восстановлен и поддерживается ведением традиционной системы сельскохозясйтвенного землепользования.

В национальном парке Угра есть несколько примеров успешного сотрудничества с фермерами, опыт которых распространяется среди местного населения: садоводческое хозяйство В. Н. Морозова в деревне Люблинка [22], пчеловодческая ферма семейства Шиповых в Дзержинском районе, сенокосное хозяйство И. И. Пугачева в пойме реки Жиздры. Поддержание и улучшение крестьянско-сельского ландшафта предполагает восстановление традиционных форм земледелия и скотоводства, пчеловодства и садоводства, строительного дела и иных ремесел, необходимых для обустройства жизненного пространства и быта.

В Валдайском национальном парке [12] в настоящее время считается, что для территории в целях поддержания биологического разнообразия и рекреационной привлекательности важно сохранить традиционное сельское хозяйство, возможно, в несколько модифицированных формах (сельский туризм, приюты для рыбаков).

Национальный парк Алания [16] расположен в горах Северной Осетии. Горные регионы относятся к зонам рискованного освоения, где малейшая дестабилизация ведет к забрасыванию поселений и угодий. В настоящее время идет депопуляция горной местности и запустение традиционных ландшафтов. Численность населения современной Горной Дигории [19] составляет 15,7% от численности населения начала XX в. В 1927 г. здесь проживало 5557 человек, в 2011 – 875. Во многих поселениях проживают от 1 до 6 человек. Катастрофическое уменьшение численности населения привело к сокращению традиционного природопользования, что, в свою очередь, способствовало деградации уникального горно-пастбищного ландшафта. В ландшафтном отношении это выразилось в увеличении площади лесов и сокращении площади субальпийских лугов – одного из наиболее привлекательных в эстетическом отношении комплексов Горной Дигории, и сокращении видового состава луговой растительности. Уплотнение поверхности, стравливание и унавоживание – необходимые условия для устойчивого состояния пасторальных экосистем, которые веками находились под скотоводческим воздействием. При забрасывании альпийских и субальпийских пастбищ восстановление характерного растительного покрова затруднено, семена не могут пробиться через слой растительного опада, увеличивается количество клещей, происходит завалунивание поверхности.

Одним из путей решения этой проблемы была бы организация национального парка Алания по европейской модели экологического туризма, где культурный ландшафт поддерживается как и природный заповедный.


Рис. 5. Сохранение и восстановление исторически сложившейся системы расселения и природопользования
Рис. 6. Южная часть национального парка Водлозерский

Выводы и результаты

Ядром национального парка, образованного по европейской модели экотуризма, являются культурные ландшафты, где располагаются планировочные центры и ландшафтно-маршрутные коридоры [6, 8]. Это отличает планировочную организацию территории экотуризма европейской модели от американской, для которой характерно периферийное расположение объектов туристской инфраструктуры.

На планировочную организацию территории экотуризма, организованной по европейской модели, оказывают первостепенное влияние священные, сакральные территории коренного населения и культурный ландшафт, возникший в результате гармоничного сосуществования природы и человека.

Священные сакральные территории сами являются заповедными для аборигенного населения. Режим их использования, набор планировочных элементов и их расположение должны строиться с учетом традиций и верований местного и коренного населения.

Сохранение, восстановление и поддержание культурных ландшафтов как модели сотворчества культуры и природы необходимо для рекреационной привлекательности территории экотуризма. Это может осуществляться через реставрацию памятников культуры, которые становятся объектами туристского притяжения. В результате развивается инфраструктура экотуризма, формируются планировочные узлы. Планировочная организация в этом случае должна опираться на исторически сложившуюся систему расселения, традиционную планировку и архитектуру старинных деревень с учетом объектов культурно-исторического наследия. Строительство объектов туристической инфраструктуры не должно нарушать облик исторически сложившегося культурного ландшафта, поэтому в большинстве объектами туристской инфраструктуры становятся отреставрированные традиционные сельские дома.

Для недопущения деградации культурного ландшафта необходимо ведение традиционного природопользования, которое сокращается из-за депопуляции сельского населения. Одним из путей решения этих проблем является восстановление исторически сложившейся системы расселения через особый тип поселений, сочетающий традиционную систему землепользования с приемом и обслуживанием туристов.

Библиография

1. Логинов, К. К. Основные компоненты традиционно-бытовой культуры русских Водлозерья / К. К. Логинов // Национальный парк «Водлозерский»: Природное разнообразие и культурное наследие. – Петрозаводск, 2001.

2. Логинов, К. К. Этнолокальная группа русских Водлозерья / К. К. Логинов. – М.: Наука, 2006.

3. Логинов, К. К. Традиционный жизненный цикл русских Водлозерья: обряды, обычаи и конфликты / К. К. Логинов. – М.: Русский Фонд содействия образованию и науке, 2010.

4. Яворский, А. Л. «Столбы»: государственный заповедник в окрестностях Красноярска / А. Л. Яворский, А. Н. Соболев. – Красноярск, 1925. – 32 с.

5. Аверьянов, К. А. Водлозерье – заповедный край Русского Севера / К. А. Аверьянов // Тр. Ин-та российской истории. Вып. 9 / Российская академия наук, Институт российской истории; отв. ред. А.Н.Сахаров, ред.-коорд. Е.Н.Рудая. – М.; Тула, 2010. – С. 490–503.

6. Астанин, Д. М. Планировочная организация экологического туризма Красноярского края [Электронный ресурс] / Д. М. Астанин // Архитектон: известия вузов. – 2013. – № 43. – URL: http://archvuz.ru/2013_3/10.

7. Кулешова, М. Е. Ландшафтный подход к сохранению культурного наследия национального парка «Кенозерский» и представление его в список всемирного наследия ЮНЕСКО / М. Е. Кулешова // Журнал института наследия. – 2015/1.

8. Лаппо, Г. М. Концепция опорного каркаса территориальной структуры народного хозяйства: развитие, теоретическое и практическое значение / Г. М. Лаппо // Изв. АН СССР. Сер. географическая. – 1983. – № 5. – С. 16–28.

9. Логинов, К. К. Этническая история и этнографические особенности русских Водлозерья / К. К. Логинов // Природное и культурное наследие Водлозерского национального парка. Петрозаводск, 1995. – С. 197–205.

10. Полян, П. М. Методика выделения и анализа опорного каркаса расселения: Ч. 1 / отв. ред. Г. М. Лаппо. / П. М. Полян. – М.: Ин-т географии АН СССР, 1988. – 220 с.

11. Яковлева, С. И. Туризм и туристские карты в схемах территориального планирования регионов России / С. И. Яковлева // Псковский регионологический журнал. – Псков: ПГПУ, 2011. – № 12. – С. 86–95

12. Валдайский национальный парк [Электронный ресурс] – URL: http://www.valdaypark.ru/

13. Заповедник Столбы [Электронный ресурс] – URL: http://www.zapovednik-stolby.ru/

14. Йеллоустоунский национальный парк [Электронный ресурс] – URL:https://www.nps.gov/yell/index.htm

15. Кенозерский град Китеж [Электронный ресурс] – URL: http://endemyc.ru/dop/expeditio2.html

16. Национальный парк Алания [Электронный ресурс] – URL: http://npalania.ru/

17. Национальный парк Амбосели [Электронный ресурс] – URL:http://www.magicalkenya.com/?option=com_content&task=view&id=281&Itemid=221

18. Национальный парк Водлозерский [Электронный ресурс] – URL: http://vodlozero.ru/

19. Отчет о горном походе II категории сложности по Центральному Кавказу (Горная Дигория) 27 июля - 2 августа 2002 года [Электронный ресурс] – URL: http://www.mountain.ru/mkk/biblio/kavkaz/digoriya_ed/ 

20. Порженский культурно-ландшафтный комплекс [Электронный ресурс] – URL: http://kenozerjelive.ru/porzenpogost-3.html

21. Почозерский храмовый комплекс [Электронный ресурс] – URL: http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=wooden_architecture&page=51 

22. Садоводческое хозяйство В. Н. Морозова в деревне Люблинка [Электронный ресурс] – URL: http://www.russkiymir.ru/media/magazines/article/196911/ 

23. Туристические маршруты Горной Дигории [Электронный ресурс] – URL: http://komanda-k.ru/ 

24. LDA Architects [Электронный ресурс] – URL: http://www.ldaarchitecture.com/ 

Ссылка для цитирования статьи

Астанин Д.М. ЕВРОПЕЙСКАЯ МОДЕЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА – СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПЛАНИРОВОЧНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ РЕКРЕАЦИОННЫХ ТЕРРИТОРИЙ [Электронный ресурс] /Д.М. Астанин //Архитектон: известия вузов. – 2017. – №3(59). – URL: http://archvuz.ru/2017_3/7 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 01.09.2017
Просмотров: 182