№1(61)
Март 2018
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 1(61) Март 2018

Архитектурная практика


Маркова Екатерина Андреевна

аспирант УрГАХУ.
Научный руководитель: кандидат архитектуры, доцент И.В. Тарасова. 
ФГБОУ ВО "Уральский государственный архитектурно-художественный университет",
Екатеринбург, Россия, e-mail: pinakla@mail.ru

КОНФЛИКТЫ В АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ВОЗМОЖНОСТЬ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ


УДК: 72.01
ББК: 85.110

Конфликты в архитектурно-градостроительной деятельности рассматриваются как следствие отсутствия необходимых коммуникаций между участниками архитектурного процесса. На основании исследования регулирующих документов и историй создания крупных архитектурных проектов Екатеринбурга предложены соответствующие схемы коммуникаций. По ним показано, каких взаимодействий не хватает для предотвращения конфликтов и намечены пути решения выявленных проблем.

Ключевые слова: конфликты, архитектурная деятельность, коммуникация в архитектурном процессе


Введение

Современный Екатеринбург активно застраивается. Новые здания часто становятся причиной довольно крупных протестов общественности. Но, как в любой ссоре виновны обе стороны, так и обозначенная ситуация является следствием отсутствия конструктивного диалога между участниками архитектурного процесса. Конфликт по архитектурному поводу возникает как следствие отсутствия коммуникаций.

Методика. Для определения причин и моментов возникновения конфликтов нами изучены регулирующие документы и истории создания трех крупных архитектурных проектов Екатеринбурга. В каждом из них было определено: кто инициировал проект, как и в какой мере подключались другие участники, какие этапы можно выделить, где возникали конфликты и каков результат. Как основание для построения схем коммуникаций в процессе создания архитектурных объектов в Екатеринбурге была разработана теоретическая схема коммуникаций в единичной проектной деятельности, соответствующая регулирующей документации и включенная в систему архитектурного процесса.

На сегодняшний день многие зарубежные и отечественные исследователи рассматривали конфликты в архитектурно-градостроительной деятельности: Л. Вирт [2], Э. Берджесс [1] (городские конфликты), М. Кастельс (конфликтная основа развития городского пространства) [5], К. Линч (теория социальных изменений) [6], А. Крашенинников (анализ зарубежных и отечественных исследований о причинах возникновения территориальных конфликтов) [8], В. Глазычев (в рамках технологии соучастия) [3], Е. Ещина (исследование демократических процедур в градостроительной деятельности) [4] и др. Е. Фрейдин приходит к выводу, что «градостроительный конфликт является одним из состояний градостроительной ситуации» [8]. А. Самарин и А. Шадрина важными параметрами, приводящими к конфликтам в городской среде, называют градоформирующие события, конфликтующие со средой города и при этом находящиеся в рамках решения Генерального плана, а также не прогнозируемые Генпланом действия городского сообщества [7]. Во всех изученных публикациях подчеркивается значение роли общественности в городских архитектурно-градостроительных конфликтах. Представленное в этой статье исследование направлено на изучение существующих механизмов коммуникации между производителями архитектуры, Администрацией города и его жителями на примере Екатеринбурга.

Исследовать практический конфликтный опыт сложно без теоретического представления об изучаемом процессе. Поэтому в ходе работы была составлена теоретическая схема коммуникаций единичного проекта, включенных в систему современного архитектурного процесса и соответствующих документам, регулирующим архитектурно-строительную деятельность (рис. 1). В этой и других предложенных схемах под коммуникацией подразумевается укрупненный блок действий, приведших к определенному результату в жизненном цикле проекта. В этом блоке могут происходить обсуждения, рассмотрения, переговоры, письма и другие формы коммуникации, посвященные общему вопросу.

За основу схемы взят универсальный набор составных этапов проекта. Любой архитектурно-градостроительный объект осуществляется в несколько стадий: идея – предпроектные исследования – проектирование: эскизное и рабочее – согласование – реализация проекта в объект – эксплуатация.

Архитектурная деятельность практически на всех этапах регулируется соответствующими документами: Федеральный закон от 17.11.1995 N 169-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 N 73-ФЗ, Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 31.12.2017), Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (ред. от 13.12.2017) "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (ред. от 01.01.2018), Закон Свердловской области от 21 июня 2004 года № 12-03 «О государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Свердловской области», Положение о порядке предоставления решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика вновь строящегося или подлежащего реконструкции объекта капитального строительства (Приложение к Постановлению Администрации города Екатеринбурга от 9 ноября 2015 года № 3199), Положение об Архитектурно-градостроительном совете муниципального образования «Город Екатеринбург» (Приложение к Постановлению Администрации города Екатеринбурга от 20 января 2015 № 57), Стратегический план развития Екатеринбурга (Приложение к решению Екатеринбургской городской Думы, Приложение к Постановлению Администрации города Екатеринбурга «Проект решения «О внесении изменений в решение Екатеринбургской городской Думы от 10.06.2003 №40/6 ″О Стратегическом плане развития Екатеринбурга″»»), РДС 11-201-95. Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства (утв. Постановлением Минстроя РФ от 24.04.1995 N 18-39) (ред. от 29.01.1998), Постановление Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 (ред. от 19.06.2017) "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" и т.д.

На каждой стадии создания объекта прослежено взаимодействие сфер архитектурного процесса (практическая, творческая, общественная, регулирующая, образовательная, научная). Практическая сфера включает все явления и процессы, сопутствующие созданию архитектурно-градостроительного продукта. В творческую сферу объединены идеи, течения, стили, все события, приведшие к созданию чего-то нового в архитектуре. Общественную сферу образует деятельность людей, живущих и гостящих в городе. Регулирующая сфера – это то, что ограничивает создателей архитектуры. В рамках образовательной сферы происходит деятельность по воспроизводству профессии и профессиональному росту участников архитектурного процесса. Научная сфера включает анализ прошлого, настоящего архитектуры и градостроительства, прогнозирование их перспективы.

Рис. 1. Коммуникации в процессе создания архитектурного продукта

Идея зарождается у заказчика (индивидуальное лицо или организация). Он становится участником процесса, определяющим параметры и ограничения проекта. Заказчик олицетворяет регулирующую сферу архитектурного процесса.

Предпроектные исследования – основание будущего проекта. Исследования могут проводить архитектор, заказчик, третья организация. Здесь к проекту подключается научная сфера в лице организаций, проводящих изыскания. Возможность высказывания общественной сферой пожеланий к новой архитектуре на уровне регулирующих документов не предусмотрена.

Проектирование. Концепцией и эскизным проектом занимаются творческая и практическая сферы. Регулирующая сфера в лице заказчика утверждает эскиз. Общественная же сфера может участвовать в обсуждении и согласовании эскиза по желанию регулирующей или практической сфер. Рабочий проект – это территория работы профессионалов практической сферы. Экспертизу проектной документации проводят представители научной сферы.

Согласование осуществляет регулирующая сфера: заказчик утверждает, муниципалитет согласовывает. Общественная сфера может участвовать в согласовании через публичные слушания или отдельные общественные обсуждения конкретных проектов, через деятельность Общественной палаты.

Реализацией проекта занимается исключительно практическая сфера, под надзором регулирующей.

Эксплуатация. Разрешение на ввод в эксплуатацию выдает регулирующая сфера. Общественная сфера на этом этапе могла бы предоставить мнение потребителей, оценки, обратную связь архитектору, обработав которую тот может расти в профессиональном плане (образовательная сфера) или включить данные в свою научную деятельность (научная сфера). Сейчас такой анализ является необязательной инициативой участников архитектурной деятельности.

Для построения практической модели коммуникаций при создании архитектурного продукта в г. Екатеринбурге были изучены истории создания трех крупных общественных объектов, приведших к значимым конфликтам: ТЦ «Пассаж», Храм во имя Св. Великомученицы Екатерины и Центральный стадион (Екатеринбург-Арена).

1. Пассаж

Здание было построено в 1916 г. (К. Бабыкин). В 2007г. ООО «Малышева 73» купило ЦУМ и «Пассаж», а в 2010 г. обнародовало проект реконструкции (рис. 2).

Рис. 2. Коммуникации участников в процессе создания ТЦ «Пассаж»

Заказчиком выступило ООО «Малышева 73». Предпроектные изыскания выполнил ИП М.П. Южаков. Эскизный проект разработал В. Громада, рабочий – Уралпроектдубрава и смежные специалисты. Проектная документация рассматривалась в департаменте архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений, на Градостроительном совете (как объект в центральной части города), на собрании СО САР, в Министерстве культуры и Росохранкультуры по УРФО (как объект культурного наследия). Строительством занималась ООО «Строительная компания ″Скан″».

Перед началом реконструкции ТЦ в марте 2012г. начались возмущения общественности. Прошли два митинга: сторонников реконструкции и «Руки прочь от ″Пассажа″». Как объект, вызвавший общественный резонанс, проект ТЦ был рассмотрен в Общественной палате Екатеринбурга, затем в Уставном суде Свердловской области (по вопросу использования земель сквера) и в федеральном Министерстве культуры.

В 2015 г. без разрешения на ввод в эксплуатацию был открыт ТЦ «Пассаж». Его оформление выполнено в неоклассическом стиле с акцентом на Урал. В ходе реконструкции здания были частично сохранены исторические фасады и другие элементы, находящиеся под охраной государства. Оценка нового облика «Пассажа» со стороны чиновников, специалистов, горожан в основном критичная.

2. Храм во имя Св. Великомученицы Екатерины

Собор во имя Святой Великомученицы Екатерины – православный храм, сооруженный при основании города в 1723 г. и разрушенный в 1930 г. В 2010 г. Екатеринбургская епархия и губернатор Свердловской области А.С. Мишарин начали подготовку восстановления собора на историческом месте. Это вызвало протест в обществе, потому что архитектурный ансамбль бывшего обкома партии и площади Труда является памятником конструктивизма, а сквер с фонтаном – привычным местом отдыха горожан. Были проведены опросы, сбор подписей и митинг. Кроме того, проект рассматривался на Градостроительном совете города. По поводу него были организованы Общественные слушания. От идеи отказались (рис. 3, 4).

Рис. 3. Коммуникации участников в процессе создания Храма во имя Св. Великомученицы Екатерины (1-й этап)



Рис. 4. Коммуникации участников в процессе создания Храма во имя Св. Великомученицы Екатерины (2-й этап)

Через пять лет начался второй этап истории этого проекта. Авторами идеи выступили И. Алтушкин и А. Козицын. В 2015 г. А.В. Долгов предложил проект собора с сохранением фонтана. Второй эскиз (автор М.В. Голобородский) появился в 2016 г. По нему храм с новым обликом планировался на Мельковской стрелке Городского пруда. Изыскания на дне водоема проводила в 2017 г. ООО «Храм святой Екатерины». Этот вариант был согласован и благословлен патриархом Кириллом. Инициатива вызвала еще большую волну протестов. Проект обсуждался в Администрации Екатеринбурга, в СО САР, на Градостроительном совете при губернаторе Свердловской области. По инициативе активных горожан были организованы общественные обсуждения в Доме писателя. Активные екатеринбуржцы объединились в общественное движение «Комитет Городского пруда». Было написано много писем и заявлений, обращений во все инстанции, организовано несколько акций (выставка, экскурсии, «обнимание» пруда), проведены исследования, сбор мнений и подписей. Через год от строительства на пруду отказались. Третий вариант предполагает возведение Храма на Октябрьской площади. Эта история еще не окончена.

3. Центральный стадион

Центральный стадион – крупнейшее в Екатеринбурге спортивное сооружение. Он построен в 1953–1957 гг., с 2006 по 2011 г. находился на реконструкции. В 2015–2017 проводится новая реконструкция в соответствии с требованиями FIFA для Чемпионатов мира по футболу (рис. 5). Стадион имеет статус объекта культурного наследия и включен в список памятников культуры государственного значения.

Рис. 5. Коммуникации участников реконструкции Центрального стадиона

В 2010 г. в FIFA была отправлена заявочная книга с проектом Центрального стадиона, расширенного за счет временных сборно-разборных конструкций за воротами и с крышей в виде диска на колоннах. Заказчик новой реконструкции – Администрация г. Екатеринбурга. Предпроектные исследования организовало ФГУП «Спорт-Инженеринг». Проектированием занимался ПИ «Арена», руководитель авторского коллектива – Д. Буш. Согласование проектной документации прошло все необходимые этапы, в том числе Градостроительный совет города, Главгосэкспертизу России, утверждение в FIFA. Генеральным подрядчиком стало АО «Синара-Девелопмент». Очередная реконструкции Центрального стадиона вызвала критику у специалистов и жителей города: в числе аргументов приводились нерациональность вложения средств в только что реконструированный объект и недопустимость уничтожения объектов культурного наследия, были протестные письма (в том числе в Совет Европы), митинги, публикации. На сегодняшний день реконструкция завершена.

Истории рассмотренных архитектурных объектов во многом схожи (рис. 6).

Рис. 6. Обобщенная схема коммуникаций участников процесса создания архитектурных объектов в Екатеринбурге

Идея создания нового объекта появляется у заказчика (регулирующая сфера для данного проекта). С первыми сообщениями о планах застройщика рождается возмущение, связанное с целесообразностью и уместностью нового объекта. Предпроектные исследования осуществляются специализированными организациями. На этом этапе подключается научная сфера. В Екатеринбурге существуют специальные организации, ориентированные на проведение качественных предпроектных исследований. Предпроектные исследования не включают изучение пожеланий и запросов заинтересованных жителей города. Проектирование выполняет архитектурная организация (практическая и творческая сферы). При этом она согласовывает эскизный проект с регулирующей сферой в лице заказчика, а рабочий проект – с заказчиком и с городскими службами. Будущие потребители новой архитектуры не участвуют в согласовании проекта. Именно на этом этапе конфликт разрастается. В области создания градостроительной документации на этом этапе обязательно проводятся общественные слушания. Эта иллюзия участия в утверждении проекта позволяет избежать масштабных протестных акций. Далее строительные организации (практическая сфера) реализуют проект в объект, начинается этап эксплуатации (после приемки и разрешения на ввод). Обратной связи от потребителей к проектировщикам нет.

Выводы

Изучение трех крупных, вызвавших общественный протест, сооружений и их соотнесение с теоретической схемой коммуникаций показывает:

1. Архитектурно-строительные работы ведутся в соответствии с заложенной в действующем законодательстве программой: все необходимые мероприятия выполняются в обязательном порядке. И это нормально.

2. Конфликт между общественностью и задействованными в проекте участниками возникает, во-первых, из-за уместности нового объекта (главный вопрос: а зачем он вообще нужен?), во-вторых, из-за его архитектурного решения (почему именно такое здание и именно в этом месте?), соответственно на этапах разработки концепции, а также между согласованием и реализацией. Разрастается конфликт, когда проект (той или иной степени проработки) уже есть, но будущие потребители его не принимают.

3. В области создания крупных общественных объектов архитектуры обязательных механизмов коммуникаций нет: они не заложены в регулирующих документах. Необходимы пути коммуникаций, зафиксированные законом, потому что общественные здания – часть пространства каждого горожанина. Включение общественности может быть точечным. На этапе предпроектных исследований – в качестве ожиданий и запросов к новому объекту, фиксации существующих сценариев поведения. На этапе согласования – в форме общественных обсуждений и слушаний, сбора мнений и замечаний в сети Интернет на сайте будущего объекта. Такой сбор следовало бы еще раз повторить через какое-то время эксплуатационного периода для получения реальных оценок конкретных потребителей. Включение общественности в процесс архитектурной деятельности может избавить от неприятия объекта горожанами, дать дополнительные задачи и запросы проектировщикам, обеспечить их профессиональный рост и развитие архитектуры города. При отсутствии коммуникации между практической, регулирующей и общественной сферами архитектурного процесса Екатеринбурга конфликт неизбежен. Вопрос только в его масштабе.


Библиография

1. Бёрджесс, Э.У. Рост города: Введение в исследовательский проект / Э.У. Бёрджесс // Чикагская социология: Сб. переводов / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и пер. В.Г. Николаев; Отв. ред. Д.В. Ефременко. – М., 2015. – С. 20–34.

2. Вирт, Л. Избранные работы по социологии: Сборник переводов / Луис Вирт // РАН ИНИОН. Центр социальных научно-информационных исследований. Отдел социологии и социальной психологии / Пер. с англ. В.Г. Николаев; Отв. ред. Л.В. Гирко – М.: ИНИОН, 2005. – 244 с.

3. Глазычев, В.Л. Городская среда: технологии развития : монография / В.Л. Глазычев. – М.: Ладья, 1995. – 239с.

4. Ещина, Е.В. Социально-демократические методы соучастия в градорегулирующей деятельности архитектора (на примере города Пензы) : автореф. дис. … канд. архитектуры :18.00.01 / Е. В. Ещина. – Н. Новгород, 2004. – 24 с. – Библиогр.: с. 22-23.

5. Конфликт как социальный феномен в трудах А. Турена и М. Кастельса [Электронный ресурс] // Мир знаний. – URL : http://mirznanii.com/a/214033-5/konflikt-kak-sotsialnyy-fenomen-v-trudak...

6. Линч, К. Образ города / К. Линч / пер. с англ. В.Л. Глазычев; сост. А.В. Иконников; под ред. А.В. Иконникова. – М.: Стройиздат, 1982. – 328 с.

7. Самарин, А.В. Городские конфликты: пространство решений / А.В. Самарин, А.В. Шадрина // Академический вестник УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН. – 2010. – № 2. – С. 27 – 32.

8. Фрейдин, Е.О. Градостроительный конфликт: понятие и стратегии развития [Электронный ресурс] / Е.О. Фрейдин // Московская школа конфликтологии – URL : http://conflictmanagement.ru/gradostroitelnyiy-konflikt-ponyatie-i-strat...

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.


Статья поступила в редакцию 21.02.2018

ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017