Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №2 (62) Июнь, 2018

Высшее профессиональное образование

Титов Александр Леонидович

кандидат архитектуры, доцент кафедры основ архитектурного проектирования.
ФГБОУ ВО "Уральский государственный архитектурно-художественный университет".

Россия, Екатеринбург, e-mail: fosberi@mail.ru

ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ ПРОЕКТА «ИНТЕРЬЕР» СТУДЕНТАМИ-АРХИТЕКТОРАМИ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ

УДК: 747
Шифр научной специальности: 85.128

Аннотация

На основании опыта преподавания дисциплины «Архитектурной проект» в УрГАХУ изложены основные этапы решения учебной задачи проекта «Интерьер» студентами 2-го курса. Кратко освещена тема клаузуры, выполняемой в рамках данного проекта. Приводятся и комментируются основные таблицы, иллюстрирующие подходы к формообразованию пространства интерьера. Комментируются работы студентов, выполненные в рамках поставленной учебной задачи.

Ключевые слова: интерьер, выставочный павильон, клаузура, формообразование

Введение

Современная система образования ставит все более сложные задачи перед студентами, не является исключением и архитектурное образование. Так, разработка интерьера павильона является сложной и многоплановой задачей для студентов 2-го курса специальности «архитектура». До этого они не решали подобных задач, их основные задания были связаны с разработкой и моделированием экстерьера малых архитектурных форм, детского игрового пространства, индивидуального жилого дома, ни один из этих проектов не содержал разработку интерьера. Лишь проект павильона («Несложное общественное здание в городской застройке») выводит студента на стадию проектирования интерьера после разработки экстерьера и планировок здания. Поэтому разработка интерьера студентами требует грамотного и структурированного проектного процесса, имеющего полноценное методическое обеспечение.

Актуальность. Умение грамотно разрабатывать интерьер является важной составляющей творческого потенциала архитектора. Особенно сегодня, когда архитектору приходится решать многоплановые задачи, с учетом современных технологий строительства, материалов и принципиально новых планировочных решений. Поэтому студенту-архитектору уже на первой ступени обучения важно грамотно разработать проект «Интерьер», который приводит его к пониманию структуры внутреннего пространства здания, освоению принципов моделирования с учетом материально-предметного наполнения.

Цель – на основании поэтапной методики и учебных таблиц («способы моделирования интерьера» и «использование композиционных приемов»), которые раскрывают основные приемы формирования пространства интерьера, показать путь освоения студентами-архитекторами основ специфического, профессионального, пространственного мышления.

Методика проектирования интерьера на первой ступени обучения специальности «архитектура» ранее не была объектом пристального изучения, отслеживающего результаты проектирования на примерах работ студентов и рассматривающего их на предмет соответствия методическим установкам.

Осмысление внутреннего пространства, особенно в непосредственной связи с архитектурой здания, в контексте выбранного стилистического решения, пластики форм, конструкций и визуальными связями с окружающим пространством выводит будущего архитектора на новый этап развития творческого мышления. Этот сложный период, подразумевает развитие навыков структурирования и моделирования интерьера, который делится на отдельные законченные модули. Разработку интерьера можно разделить на 6 основных этапов, которые подчинены четким временным границам, существующим в рамках данного курсового проекта, на который отводится 5 недель.

Проект «Интерьер» является частью курсового проекта, в котором студенты 2-го курса проектируют небольшой выставочный павильон, выполняют демонстрационный макет и разрабатывают чертежи, поэтому планировочное решение уже утверждено преподавателями и имеет законченный вид. При проектировании интерьера за основу берется готовый планировочный узел или большое помещение, требующее специфического объемного решения, учитывающего функциональное назначение пространства. Особенность проекта состоит в необходимости решения функционального внутреннего пространства в композиционном соответствии с внешней формой объекта.

Предполагается поэтапная последовательная работа над проектом, содержащая целый ряд условий, определяющих именно архитектурное (не декоративное) решение пространства, отвечающее таким требованиям, как тектоническая и композиционная грамотность.

Перед началом работы над проектом «Интерьер» преподаватель проводит вводную лекцию, в которой дает общую информацию о проекте: его содержание, этапы, основные упражнения и сроки. В этот момент важно заинтересовать студента, вовлечь его в проектный процесс, чему способствует наглядная информация, примеры работ известных мастеров архитектуры, а также современные работы в области проектирования интерьера.

Подготовительный этап: работа с аналогами. Перед тем, как приступить к проработке внутреннего пространства здания, необходимо ознакомиться с аналогами, в которых присутствовали бы интерьеры подобного формата: выставочные залы, вестибюли, фойе, небольшие шоу-румы автосалонов или мебельных фабрик. Важно, чтобы эти проекты принадлежали признанным мастерам в области архитектуры или дизайна интерьера. Полезно проанализировать как реализованные проекты, так и конкурсные работы концептуального характера. Внимание следует обратить на то, как авторы передают заданную тему, т. е. какие стилистические, пластические, конструктивные и цветовые приемы передают атмосферу, например, автосалона или павильона цветов. Это могут быть более технологичные приемы в стиле хай тек с использованием стекла и металла, или, наоборот, более пластичные приемы в стиле модерн [1].

Часто преподаватели еще до начала работы с аналогами выдают студентам клаузуру (это контрольное упражнение, в котором студент за четыре академических часа, находясь в аудитории, должен выполнить эскизное решение на тему проекта). Клаузура на тему «Интерьер» содержит поисковые наброски, перспективное изображение и план помещения с указанием видовой точки. Клаузура стимулирует творческую активность студента и помогает ему перейти на следующий этап осмысления идеи проекта. С чего начинать проект, с аналогов или клаузуры, определяет преподаватель исходя из существующих методических установок.

Рис 1. Клаузура студента С. Комаря. Руководители: А.Л. Титов, А.Н. Мутьев. УралГАХА. 2013

На рис. 1 видно, что студент сформулировал предварительную пространственную идею холла физкультурно-досугового центра. Вначале он написал основные составляющие интерьера, которые необходимо определить в данной работе, в виде тезисов, затем выполнил ряд эскизов. В результате на основе одного из эскизов студент нарисовал перспективное изображение и выполнил его цветовое решение. Данная клаузура послужила отправной точкой для более полной разработки интерьера.

Этап I – анализ плана и выбор помещения для моделирования и разработки интерьера.

После изучения аналогов начинается процесс работы над проектом интерьера. Вначале внимательно изучается планировочная структура проектируемого здания (выставочный павильон, запроектированный студентом) и выбирается помещение, которое будет разработано. Как правило, для проектирования выбирается наиболее значимое, крупное помещение – выставочный зал или фойе. При изучении планировок следует заранее определить: 
• как наилучшим образом построить функциональные связи между помещениями здания, 
• каков характер индивидуального и группового передвижения людей, 
• где лучше расположить экспонаты и оборудование, 
• соотношение естественного и искусственного освещения.

Этап II – определение основных маршрутов передвижения и точек восприятия, расстановка предметов материального наполнения.

Разработка планировочного решения выбранного пространства начинается с формирования общей композиции интерьера. Для этого нужно определить основные композиционные оси интерьера, положение композиционных центров, которыми являются следующие элементы: парадная лестница, центральный световой фонарь, атриум, фонтан, крупные экспонаты, монументальные формы. Выбранные значимые элементы формируют единую систему, которая строится с использованием ритмических закономерностей и композиционных осей. Цветовое решение и системы освещения являются дополнительными средствами, которые призвано усилить значимость доминант.

Чтобы точно определить основные композиционные оси интерьера и места доминант, необходимо изучить план и найти характерные точки восприятия (от входа, с центральной лестницы и т. д.). Далее требуется представить последовательность и динамику восприятия материального наполнения, обозначить на плане, где будут располагаться главные объекты заполнения. Пространство в этих местах может менять свои характеристики – сужаться, расширяться, подниматься на другой уровень или уходить вниз, выявляя таким образом композиционную суть интерьера.

Этап III – выбор точки восприятия и построение ракурса.

Выбор главной точки восприятия часто имеет определяющее значение, так как от этого зависит, насколько эффектно будет раскрыт творческий замысел. Необходимо, чтобы на этом ракурсе располагались наиболее важные элементы интерьера, показывающие индивидуальность и имеющие оригинальное цветовое, пластическое или конструктивное решение (это могут быть декоративная конструкция внутри атриума, винтовая лестница или фонтан с имитацией водопада).

Для уточнения ракурса необходимо сделать карандашные наброски, на которых определить положение зрителя. Наиболее значимые элементы интерьера должны быть расположены в кадре целиком, не должно быть сложных наложений элементов в перспективе, хорошо, если в кадре видны различные уровни пространства – балконы и антресоли. Построение точки восприятия для интерьера происходит с уровня глаз человека, тем самым моделируется восприятие, приближенное к реальному. Построение выбранного ракурса выполняется по правилам перспективы, чаще всего с двумя точками схода.

Этап IV – решение конструктивных и декоративных элементов интерьера.

В первую очередь, на перспективном изображении строятся несущие конструкции – стены, колонны, перекрытия, лестницы и отдельные уровни. В сформированное пространство помещаются элементы материально-предметного наполнения (оборудование, мебель, экспонаты, элементы освещения) – все это связано с композиционным замыслом и учитывает функциональные особенности помещения, маршруты передвижения посетителей, особенности восприятия интерьера.

Декоративное решение призвано подчеркнуть главные композиционные доминанты интерьера, конструктивные особенности здания, выявить геометрию пространства, которое может быть цельным, составным или плавно перетекающим. К декоративным элементам относятся накладные пилястры, барельефы, скульптуры, ограждения и декорации, имитирующие реальные объекты или природу.

Здесь необходимо отметить, что на данном этапе достаточно сложно объяснить студенту, что является главным при моделировании интерьерного пространства, какие основные компоненты отвечают за его гармоничность и красоту. В этом случае на помощь приходят графические схемы с примерами организации интерьерного пространства «Способы моделирования интерьера путем создание ограждающих плоскостей, конструкций и размещением материального наполнения» [3, 5]. В них наглядно, на простых примерах, показаны основные принципы и решение пространственной среды интерьера. Эти схемы позволяют студенту увидеть основные компоненты интерьера в виде конструктора, на основании которого можно грамотно смоделировать архитектурную среду интерьера.

На этапе поиска основной архитектурной идеи будущего интерьера большое значение имеет поиск общей формы пространства, в частности его границ. Изменение степени замкнутости пространства и создание связей с окружающей средой здесь является основой для создания оболочки (границ) внутренней среды. Изменение геометрии пространства интерьера позволят моделировать искусственную среду, тем самым влияя на пространственные характеристики за счет изменения соотношения масс, геометрических параметров и объема внутреннего пространства. Конструктивное решение интерьера задает, возможно, главную составляющую архитектурного решения интерьера, его тектонику, устойчивость, грамотность и соответствие экстерьеру проектируемого здания. Заполнение пространства элементами материально-предметного наполнения устанавливает связь между объемным решением интерьера и человеком, создает соразмерное ему окружение. Образное или стилистическое решение интерьера чаще всего создает индивидуальный колорит интерьера, вписывает его в тематику, определенную назначением здания, а также определяет его актуальность, соответствие выбранному направлению. На рис. 2 указаны все перечисленные параметры, которые являются определяющими на начальном этапе моделирования интерьера.

Рис. 2. Способы моделирования интерьера путем создания ограждающих плоскостей, конструкций и размещения материального наполнения

Рис. 3. Композиционный прием: использование методов выявления пространства [2]

Схемы на рис. 2 и 3 позволяют студенту разложить пространство на те компоненты, которые, будучи собранными воедино, объединяют идею автора и функциональное содержимое интерьера.

Этап V – определение вариантов цветового решения с учетом искусственного и естественного освещения.

Цвет – это дополнительное средство для выявления идеи, заложенной в композиции интерьера. Основная сложность работы с цветом заключается в том, что, в отличие от экстерьера, в интерьере большую роль играет искусственное освещение, и студенту необходимо продумать, как может выглядеть интерьер в дневное и вечернее время. Поэтому студенту предлагается разработать различные цветовые варианты, начиная с ахроматического, монохромного, затем хроматического с использованием теплых и холодных цветовых сочетаний. При разработке цветового эскиза нужно выбрать 2–4 основных цвета, которые будут преобладать в интерьере. Яркие и чистые цвета лучше применять на небольших элементах (декор, металлические конструкции), чтобы акцентировать внимание на композиционно значимых элементах, подчеркивая геометрию и пластику пространства. Для больших плоскостей, как правило, используют менее насыщенные цвета и более светлые тональности. Важно, чтобы цветовые эскизы учитывали, как в помещение проникает естественный свет и как расположены источники искусственного освещения.

Цветовые эскизы студенты выполняют красками, акварелью, гуашью или в комбинированной технике, на карандашных набросках, утвержденных преподавателем.

Этап IV – проектная документация.

Проект выполняется на планшете формата 55x75 см, на котором располагаются: 
• название, 
• план помещения с указанием точек восприятия, 
• 1–4 перспективных изображения интерьера.

Одно из перспективных изображений является главным, занимает большую часть формата и выполняется в цвете с учетом собственных и падающих теней объектов.

Другие перспективных изображения (1–3 шт.) занимают меньшее место на планшете (приблизительно по 15х20 см), на них можно показать дополнительные цветовые варианты, интерьер в линейной графике без применения цвета, или другие интересные ракурсы. Планшет выполняется в гуаши, акварели или комбинированной технике с применением графики тушью [4].

Допускается выполнение проекта на компьютере, но для этого преподаватель должен убедиться, что студент в достаточной степени владеет навыками работы в 3D редакторах (3ds MAX, SketchUp или Revit), потому что в рамках обучения на 1–2 курсе нет достаточного объема часов для освоения 3D-моделирования, студент осваивает его самостоятельно. Выполнение проекта на компьютере не освобождает студента от выполнения предварительных карандашных и цветовых эскизов красками и соблюдения всех этапов проектирования.

Предложенная структура учебного проекта «Интерьер» (поэтапная последовательность работы) разработана автором ранее [4], в данной работе имеются существенные дополнения, например схема на рис. 2 и другие, прошедшие апробацию и давшие новый материал для дальнейшей работы.

Приведем пример курсовой работы студента 2-го курса УрГАХУ (рис. 4) – проект «Интерьер галереи современного искусства». Проект выполнен с использованием программы Revit.

Рис. 4. Интерьер галереи современного искусства. Автор В.А. Горохов. Руководители: А.Л. Титов, А.Н. Мутьев. УрГАХУ. 2017

На главном перспективном изображении (видовой кадр 1) видно, что студент нетривиально подошел к моделированию интерьера, при этом ясно, что он задействовал основные принципы создания ограждающих плоскостей и конструкций, приведенные на рис. 2, а на видовом кадре 2 использован принцип деления пространства (из рис. 3). Так на примере одного учебного проекта можно проследить последовательное применение основных принципов моделирования интерьера, с помощью которых успешно решается проектная задача, содержащая функциональный аспект выставочного пространства.

Выводы

В результате выполнения данного задания студент осваивает основы профессионального пространственного мышления и научается грамотно моделировать свои идеи, в том числе с использованием компьютера, что позволит ему в будущем решать проектные задачи архитектурными методами.

Раннее включение в курсовое проектирование темы «Интерьер» обусловлено необходимостью освоения студентом комплексного проектирования здания, проведения сквозной идеи по всем составляющим архитектурного замысла. Так, известные мастера архитектуры (А.Н. Воронихин, Ле Корбюзье, и др.) работали на разных уровнях: решали градостроительные задачи, проектировали здания, их интерьеры, разрабатывали мебель и рисовали картины.

В рассмотренном проекте задача поставлена таким образом, что студент занимается осмыслением взаимосвязей экстерьера (фасады, объемное решение) и интерьеров здания, прорабатывает архитектурный объект на разных уровнях, учитывает, как его будет воспринимать и эксплуатировать потребитель.

Библиография

1. Бархин, Б.Г. Методика архитектурного проектирования: изд. 3-е перераб. и доп. / Б.Г. Бархин. – М.: Стройиздат, 1993. – 449 с.

2. Постникова, Е.П. Композиционное единство интерьера и его материально предметного наполнения: методические разработки по курсу «Основы архитектурного проектирования» / Е.П. Постникова. – Свердловск: Полиграфист, 1985. – 23 с.

3. Седова, Л.И. Основы композиционного моделирования в архитектурном проектировании: учеб. пособие / Л.И. Седова. – Екатеринбург: Полиграфист, 2004. – 129 c.

4. Титов, А.Л. Композиция внутреннего пространства: учеб. пособие / Титов А.Л. – Екатеринбург: Архитектон, 2012. – 84 с.

5. Чуваргина, Н.П., Ушакова, Т.А. Основы графического моделирования в архитектурном проектировании: учеб. пособие / Н.П. Чуваргина, Т.А. Ушакова. – Свердловск: Полиграфист, 1990. – 130 с.

Ссылка для цитирования статьи

Титов А.Л. ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ ПРОЕКТА «ИНТЕРЬЕР» СТУДЕНТАМИ-АРХИТЕКТОРАМИ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ [Электронный ресурс] / А.Л. Титов //Архитектон: известия вузов. – 2018. – №2(62). – URL: http://archvuz.ru/2018_2/17 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 24.04.2018
Просмотров: 120