Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №3 (67) Сентябрь, 2019

Теория архитектуры

Коротич Андрей Владимирович

доктор архитектуры, доктор искусствоведения, доктор технических наук
чл.-кор. РААСН, профессор МААМ,
заслуженный изобретатель России,
профессор кафедры архитектуры
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Россия, Екатеринбург, e-mail: avk-57@inbox.ru

МОРФОЛОГИЯ ВЫСОТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ: ТВОРЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

УДК: 72.01
Шифр научной специальности: 85.110

Аннотация

В статье изложены некоторые актуальные аспекты развития морфологии современных высотных зданий и сооружений, определены основные проблемы и перспективные направления их решения. Показана принципиальная авторская концепция моделирования новых высотных форм; отражены основные направления научных исследований, проводимых в университетах различных стран мира и определяющих уровень сегодняшнего развития высотной архитектуры. Показаны авторские художественные концепты высотных зданий для различных стран мира, развивающие пластическое направление моделирования их архитектурных форм и выполненные на основе авторских методов формообразования.

Ключевые слова: высотное здание, пластика, символ, архитектурная форма, купол, композиция, биоформа

Идеология «необходимой эмоциональной нейтральности» архитектуры, бытующая в российской профессиональной архитектурной среде долгие годы, породила невыразительную, равнодушную к человеку градостроительную инфраструктуру, определяющую печальный облик сотен наших городов. Последствия данного равнодушия мы будем ощущать и выправлять десятилетия, в то время как мировая архитектура стремительно вырвалась и унеслась далеко вперед. Горьким упреком всем российским зодчим и политикам от архитектуры звучат слова знаменитого испанского архитектора Сантьяго Калатравы: «Мы должны заниматься архитектурой как художники, рассматривать ее как искусство и величайшее художественное явление нашего времени», а также идеологические формулы двух лауреатов Притцкеровской премии – Оскара Нимейера: «Новая форма, непривычная для глаз, – вот где сосредоточиваются наши поиски. Красота – это функция» и Ричарда Мейера: «У архитектуры есть прекрасная возможность преодолеть пределы функциональности и удобства. Архитектура – это непрерывный процесс интерпретаций, новаторства и изобретений».

Принципиальная направленность и идеология настоящей работы – выявить характерные морфологические особенности, способы и приемы композиционного моделирования новых перспективных архитектурных структур, формирующих (или способных формировать в будущем) имидж мирового высотного зодчества. Ведь художественная выразительность архитектуры современных высотных зданий и комплексов напрямую зависит от таланта и степени «формотворческой оснащенности» современного архитектора, что предполагает глубокое знание им базовых принципов и методов структурно-компози­ционного построения разнообразных форм оболочек.

При этом морфологический аспект анализа и моделирования архитектурных форм высотных объектов как составных систем предполагает оперирование совокупностью их объективных качественных характеристик.

I. Геометрические характеристики составной формы (очертание основного объема, в том числе силуэта; характеристики кривизны и дискретности поверхностей и очерковых линий; геометрия каждого из составляющих элементов системы и др.).

II. Структура составной формы (топологическая организация – взаимосвязь и взаиморасположение составляющих элементов системы).

III. Композиционные параметры составной формы:

1) регулярность построения (симметрические и ритмические свойства);

2) тектоника (пластическое выражение конструктивной структуры и особенностей работы пространственной системы под нагрузками);

3) масштаб и пропорции (соотношение величин составляющих элементов между собой и в отношении к общей составной форме);

4) тождество, нюанс и контраст в составной форме.

[Данная совокупность объективных морфологических параметров архитектурных форм высотных объектов положена автором в основу анализа существующих решений, а также создания новых способов/приемов построения форм высотных оболочек и разработки собственных архитектурно-художественных высотных концептов].

В настоящее время автором установлено, что пластические и цветофактурные па­раметры внешних оболочек высотных зданий не определяются жестко и однозначно их принципиальным конструктивным решением и функциональным наполнением. Так, например, структурно-композиционное решение оболочки отеля «Burj Al Arab» (рис.1.1) визуально не соответствует очертанию ее внутренней несущей бетонной конструктивной основы (рис.1.3), имеющей V-образное очертание в плане (рис.1.2). 


Рис.1. Научные исследования. Формотворческие и изобретательские поиски /эксперименты в сфере высотной архитектуры

Следовательно, появляется возможность:

– «оде­вать» одну и ту же внутреннюю конструктивную струк­­туру высотного здания со встроенной функциональной «начинкой» в различные по форме, фактуре и деталировке навесные ограждающие оболочки (рис.1.4–1.6), формирующие различный визуальный облик/образ объекта и определяющие его разнообразные композиционно-художественные качества, на­пример при пе­рио­­дической реконструкции фасада;

– создавать новые художественные концепты выразительных архитектурных форм высотных зданий, не отталкиваясь изначально от их внутренней конструктивной структуры и функционально-утилитарного наполнения.

На основе сформулированных выше двух принципиальных идеологических позиций творческого процесса автором предложена теоретическая модель структурно-композиционного построения архитектурных форм высотных зданий. Согласно данной модели, новый подход к структурному формообразованию внешних оболочек высотных зданий предполагает моделирование последних вне зависимости от конструктивно-тектонических схем и внутреннего функционально-утилитарного наполнения последних.

Композиционный анализ известных высотных объектов как возведенных, так и запроектированных, с очевидностью показывает, что лучшим из них присуще четко выраженное сочетание активной конструктивной и выразительной декоративной пластики. Следовательно, высотные объекты, где усилия архитекторов сосредоточены исключительно на разработке конструктивной пластики без внесения в оболочку элементов декоративного оформления либо только на декоративно-фактурном оформлении поверхностей исходного базового объема, не достигают желаемого архитектурного эффекта, не имеют мощной силы эмоционально-художественного воздействия.

В соответствии с авторской моделью пластическая организация архитектурных форм оболочек современных высотных объектов осуществляется в два последовательных этапа:
I – композиционное моделирование общей/обобщенной базовой формы здания;
II – разработка/деталировка созданной или изначально принятой общей базовой формы в различных объемно-пластических и цветофактурных вариантах (последовательность данных действий отражена на рис. 2, слева).

Рис. 2. Теоретическая модель структурно-композиционного формообразования объемов высотных зданий. Способы преобразования элементарных исходных форм

Обобщенная базовая форма оболочки высотного здания моделируется путем преобразования простейших исходных форм, показанных на рис. 3–6. Вместе с тем в качестве обобщенной базовой формы оболочки высотного здания может быть изначально выбрана какая-либо простейшая исходная форма без ее дальнейшего преобразования.

Рис. 3. Элементарные исходные/базовые формы высотных объемов

Рис. 4. Элементарные исходные/базовые формы высотных объемов

Рис. 5. Элементарные исходные/базовые формы высотных объемов

Рис. 6. Элементарные исходные/базовые формы высотных объемов

Способы преобразования простейших исходных форм представляют собой некоторые совокупности объемно-пространственных операций-приемов, производимых с формой в определенной последовательности с определенной целью, и могут быть систематизированы по типу воздействия на исходную форму (рис. 2, справа).

Исследованием установлены основные типы форм, лежащие в основе экс­периментального моделирования художественно выразительных и технически эффективных объемных решений современных высотных зданий и комплексов (рис. 7–9).

1. Складчатые оболочки различного очертания [1, 2, 4, 15, 17–19, 20,21, 26,27, 29, 31–35]. Они могут составляться из многогранных блоков, образуя неразвертываемую поверхность, либо моделируются путем складчатого преобразования плоских исходных разверток, имеющих регулярную (иногда – иррегулярную) предварительно заданную систему линий сгиба. При этом в качестве основы построения разверток служат элементарные плоские разбиения (сети Шубникова-Ла­веса), а также и значительно более сложные плоские сетевые разбивки с различным типом симметрии.

В особую группу следует выделить оболочки складчатых сводов, которые могут быть установлены вертикально с образованием замкнутых трубчатых кристаллических объемов или незамкнутых изогнутых рельефных экранов, способных образовывать многообразные эстетически выразительные и технически эффективные формы высотных объемов с многогранной фактурой (патенты США №№ 3854266, 3374588, 3144103, 3524288; авт. свид. СССР №№ 732468, 870616, 1189963, 1157189 и др.).

2. Многозвенные составные структуры на основе различных типов многогранных базовых модулей и их отсеков [3, 7, 8, 17, 20, 22, 24, 25]. В качестве базовых модулей могут быть эффективно использованы такие многогранники, как ромбокубооктаэдр и ромбоусеченный кубооктаэдр. Большие ком­позиционные перспективы открывает использование в качестве базовых модулей многозвенных блочных структур таких многогранников, как антипризмы с «закрученной»/складчатой боковой поверх­ностью. Здесь следует выделить работы К. Миуры (Япония), рис.7.1 [30], а также П. Фростика и М. Косила (Австралия-Германия), рис.7.2 [24–25] по экспериментальному моделированию складчатых трубчатых оболочек с замкнутой поверхностью.

3.Торсионные/винтообразные закрученные оболочки на основе разнообразных поверхностей геликоидального типа [6, 11, 14, 36].Турбосомные оболочки, полученные закручиванием прямых трубчатых объемов, представлены работами Ю.С. Лебедева, ЦНИИТИА (рис.8.1–8.2 и 8.4–8.5 [11, 28]). 

4. Гиперболические оболочки [5, 12-13, 19, 27, 28]. Они представлены гладкими или ребристыми/решетчатыми/сетчатыми линейчатыми отсеками двоякой отрицательной кривизны с самыми разнообразными контурными/очерковыми линиями; плоскогранными складками с различными рисунками рельефа, очерченными ромбовидным пространственным контуром.

5. Биоформы [11, 16–17]; в том читле решетчатые/сотовые и складчатые с ирре­гулярной/аритмичной структурой; нелинейчатые дискретные поверхности. Природные аналоги высотных архитектурных объектов с дискретной сетчатой структурой, а также проект высотного здания арх. Г. Гюншеля на их основе показаны на рис. 7.3 [17]. Высотное здание на основе бионического конструктива с демпферными устройствами представлено работой А.И. Лазарева, КиевЗНИИЭП (рис. 8.3 [11]). Экспериментальное моделирование составных торсионных оболочек с кусочно закрученными участками развивается работами проф. Санг Мин Парка, Ю. Корея, университет Юнгнам (рис. 9.1–9.2 [6]).

6. Отдельно стоящие вертикальные призматические объемы, объединенные по высоте периодическими горизонтальными многоугольными блоками-диафрагмами [23] с образованием структур-«этажерок». Природные аналоги высотных архитектурных объектов с дискретной сетчатой структурой, а также проект высотного здания арх. Г.Гюншеля на их основе показаны на рис.7.3 [17].

7. Зонтичные/грибовидные структуры с расширением к вершине здания (прообразы вы­сотных зданий – водонапорные башни П.Л. Нерви [9] и Р. Саржера [10]).

8. Абстрактная скульптурная пластика (результаты экспериментального композиционного моделирования высотных оболочек с использованием различных методик и технологий скульптурного формообразования показаны на снимках автора  – выставка «Cityscape-2007», Дубай, ОАЭ (рис. 7.4–7.5).

Рис. 7. Научные исследования. Формотворческие и изобретательские поиски /эксперименты в сфере высотной архитектуры

Рис. 8. Научные исследования. Формотворческие и изобретательские поиски /эксперименты в сфере высотной архитектуры

Рис. 9. Научные исследования. Формотворческие и изобретательские поиски /эксперименты в сфере высотной архитектуры

Закономерности формирования оболочек высотных объектов в авторских высотных концептах. Современные средства/инструменты морфологического моделирования новых художественно выразительных форм высотных архитектурных объектов. В данной части работы автором изложены некоторые актуальные направления структурно-композиционного построения эффективных решетчатых и многогранных оболочек, способных эффективно использоваться в архитектуре и дизайне самых разнообразных высотных объектов. Авторское моделирование архитектурных форм (в том числе создание предпроектных концептов) определено базовым принципом: художественная выразительность и композиционное совершенство строительного объекта могут и должны достигаться при использовании в композиционных построениях лишь простейших геометрических форм, фигур и линий – именно в этом и заключается подлинное мастерство зодчего (применение же усложненных иррегулярных форм и поверхностей, легко получаемых с использованием современных компьютерных технологий, в большинстве случаев не является композиционно оправданным).

1. Решетчатые структуры в оболочках высотных зданий. Понятие «фасадные решетки» включает отнюдь не только стержневые и ребристые несущие, стабилизирующие, солнцезащитные и декоративные решетки внешней оболочки здания (рис. 10.1), как это обычно принято считать. Решетчатые участки внешней оболочки высотных зданий могут моделироваться и путем сквозного вырезания/отсечения участков наружного слоя основных объемов. Рисунок полученных решеток может целиком определять фасадную пластику и, соответственно, визуальный образ всего сооружения, и выполняться, например, состоящим из ячеек формы ромба, параллелограмма или трапеции, иметь зигзагообразный рисунок и др. (рис. 11.1–11.4). При этом следует иметь в виду, что структура крупной фасадной решетки должна быть регулярной и симметричной относительно центральной оси здания (иррегулярность крупноразмерных наружных решетчатых элементов здания привносит дисгармонию в общую композицию вертикального объема).

Чрезвычайно выразительны решетки внешних оболочек зданий с сотовой структурой из шестиугольных ячеек, очерченных гнутыми металлическими складчатыми панелями. При этом композиционные свойства сотовой структуры оболочки делают возможным формирование динамичного и выразительного двухстороннего ступенчатого силуэта основного объема здания с оригинальным оформлением угловых участков фасадов гнутыми композитными панелями (рис. 10.2). Разновидность решетчатого оформления фасадов – ребристая структура из диагонально ориентированных параллельных рядов складчатых панелей, имеющих однонаправленную ориентацию по всем фасадам и устраняющих монотонность ортогональной витражной разбивки. При этом монотонные угловые вертикальные ребра устраняются введением металлических элементов-гипаров, что вкупе с пластически активным двухвершинным завершением здания значительно усиливает общую динамичность композиции (рис.10.3).

Решетчатые элементы могут оформлять наружные зонтичные консольные террасы с веерным расположением криволинейных силовых опорных ребер, расположенные ярусами друг над другом и примыкающие к углу здания (рис.10.4). Они не только придают объемному решению необычный архитектурно-художественный облик, но при этом могут служить эффективными зонами безопасности при стихийных бедствиях (площадки эвакуации при по­жаре) и местами отдыха (парки, кафе, обзорно-смотровые площадки).

2.Трубчатые оболочки со складчатой поверхностью. Продольные складки внешней оболочки высотных зданий особенно выразительны при общей спиралевидной  форме основного объема (рис. 12.1): они придают особую пластичность закрученной оболочке и служат основным композиционным акцентом фасадов. При этом масштаб складок спиральной оболочки является в каждом конкретном случае важнейшей интегральной эстетической характеристикой визуального облика высотного объекта.

Чрезвычайно перспективным новым направлением формообразования транс­формируемых из плоскости складчатых оболочек как элементов высотных объемных композиций является моделирование форм, имеющих фрактальное дискретное построение. В настоящее время автором проводятся эксперименальные исследования с целью выявления композиционного потенциала и раскрытия перспективных выразительных возможностей полученных им фрактальных складчатых оболочек [12] применительно к специфической сфере высотной архитектуры.    

3. Многоблочные «цепные» системы. Оболочки многозвенных структур формируются путем состыковки объемных многогранных модулей друг с другом по целым торцевым граням или с частичной врезкой друг в друга вдоль вертикальной оси (автором предложен новый прием частичной врезки смежных модулей-антипризм – рис. 12.2). Также в качестве базовых модулей для создания выразительных кристаллических оболочек высотных зданий автором впервые использованы многогранники кубооктаэдр (рис. 12.4) и обратный призматоид (рис. 12.3). Большие перспективы открывают авторские экспериментальные исследования по использованию в качестве элементов составных/многозвенных высотных композиций разнообразных звездчатых многогранников.


Рис.10. Композиционные решения высотных зданий и комплексов. Авторские предпроектные концепты

Рис.11. Композиционные решения высотных зданий и комплексов. Авторские предпроектные концепты

Рис.12. Композиционные решения высотных зданий и комплексов. Авторские предпроектные концепты

Среди перспективных архитектурных систем высотных зданий необходимо специально выделить многогранные мультиячеистые оболочки, имеющие общее пирамидальное очертание. [Пирамидальные высотные архитектурные объекты весьма актуальны, попу­лярны и выразительны в контексте развития современного высотного зодчества. Характерная черта, присущая высотным пирамидам, – их особая энергетика, положительно влияющая на человека во всех аспектах (этот факт хорошо известен еще со времен существования египетских пирамид). Кроме того, весьма значима их высокая аэродинамическая обтекаемость, устойчивость к механическим колебаниям и конструктивная эффективность пирами­дальных объемов. Все эти присущие пирамидам качества в совокупности определяют повышенный к ним интерес со стороны архитекторов-концептуалистов и стимулируют разработку новых художественно выразительных объемных композиций на основе базовых пирамидальных высотных форм].

Автором разработан способ образования новых форм высотных пирамидальных оболочек на основе топологического преобразования плоских или пирамидальных центрических сетей с плоскими ромбовидными ячейками.

Топологическое преобразование заключается в многоярусном параллельном разъеме вышеназванных плоских или пирамидальных исходных сетей и превращении их в многоярусные структуры пирамидального типа с равными шестиугольными пространственными сетевыми ячейками. В результате преобразования каждая из плоских ромбических ячеек исходной сети превращается в шестиугольную пространственную путем вертикального разъединения пары противолежащих узловых вершин ромба в два отдельных Л-образных очерковых участка, лежащих в параллельных плоскостях. При этом пары соответствующих свободных крайних вершин Л-образных ребер, получившихся при разъединении противолежащих узловых точек исходной ромбической ячейки, соединяются двумя новыми параллельными связями (рис. 13.1, 13.2).

После образования мультиячеистой пирамидальной структуры с равными шестиугольными сетевыми ячейками каждая из последних особым способом подразделяется сетью внутренних ребер и заполняется модульными линейчатыми оболочками (рис. 14, 15). Результирующие высотные оболочки имеют высокую пространственную жесткость и повышенную аэродинамическую обтекаемость, что позволяет выполнять архитектурные объекты значительной высоты. Кроме того, модульность линейчатых составных оболочек позволяет значительно упростить процесс возведения и эксплуатации объекта. 

Рис.13. Научные исследования. Формотворческие и изобретательские поиски /эксперименты автора в сфере высотной архитектуры

Рис.14. Научные исследования. Формотворческие и изобретательские поиски /эксперименты автора в сфере высотной архитектуры

Рис.15. Научные исследования. Формотворческие и изобретательские поиски /эксперименты автора в сфере высотной архитектуры

План пирамидального объема выполняется в виде правильного многоугольника с различным числом сторон (в качестве примера на рис. 13.4 показан план пятиугольной высот­ной пирамиды) и может быть очерчен как прямыми, так и зигзагообразными контурными линиями (рис.13.3–13.4). Необычность внешнего облика полученных автором пирамидальных объектов позволяет говорить о новой стилистической линии художественного формообразования в сфере высотной архитектуры.

В статье [37] впервые опубликована авторская классификация архитектурных форм высотных объектов по наиболее существенным морфологическим (структурно-композиционным и геометрическим) особенностям построения их объемов, включающая 22 классификационные группы. В настоящей работе данная классификация развивается – автором вводятся две новые группы высотных объектов.

Группа № 23. «КУПОЛА». Купольные высотные объекты могут иметь различный изгиб контурных линий/силуэт и выполняются в двух принципиальных вариантах:

– купольная оболочка лишь ограждает многоэтажную конструктивно-функциональную внутреннюю инфраструктуру, целиком расположенную на основании/земле;

– многоэтажная конструктивно-функциональная внутренняя инфраструктура здания расположена между двумя выпуклыми подобными по очертанию купольными оболочками- наружной и внутренней; при этом обе оболочки опираются по контуру или в отдельных участках на монолитное основание (поверхность земли/плавучую платформу и т.п.), а вся совокупная толща купольной конструкции перекрывает над основанием здания внутреннюю полость (пустую либо содержащую какие-то дополнительные сооружения или природные объекты) – рис. 16.1 [38]; рис.16.2–16.4 [39, 40]. Объемы купольных высотных зданий по обоим вариантам могут содержать сквозные/несквозные полости/проемы в несущих и ограждающих конструкциях (рис.16.1–16.4).

Рис.16. Классификационные группы высотных зданий. «Купола»

Группа № 24. «РАЗВЕТВЛЕННЫЕ СТРУКТУРЫ». Само название группы указывает на то, что составляющие ее высотные объекты имеют природообразный/бионический облик с характерными морфологическими чертами:

– наличие «центра»/«узла», из которого пучком в разных направлениях исходят однородные объемы различной величины, образуя корневидные структуры (рис. 17.1 [41]);

– однородные боковые объемы ветвистой структуры могут: а) соединяться перемычками по высоте (рис.17.2 [42]); б) смыкаться друг с другом в нижней зоне с образованием центрального ствола; в) переплетаться с образованием сквозной решетчатой структуры (рис. 17.3 [43]); г) присоединяться к центральному стволу, в том числе на различной высоте.

 

Рис.17. Классификационные группы высотных зданий. «Разветвленные структуры»

Заключение.  Изобретение и художественно-пластическая разработка функционально и конструктивно целесообразных форм – главнейшая из творческих задач любого архитектора-концептуалиста, а вместе с тем и одно из приоритетных новаторских направлений развития зодчества всех эпох. Сейчас это хорошо понимают в странах Запада и Востока, где формотворческие поиски и новые находки в сфере архитектуры и дизайна ценятся очень высоко и всячески поощряются на различных уровнях.

Однако именно данное научно-творческое направление сегодня в России является наименее востребованным и разработанным: любые попытки автора придать мощный импульс работам такого рода не находят отклика в среде профессиональных архитекторов и пока остаются безрезультатными. Из планов деятельности Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) практически исчезли все актуальные научные направления, развивающие фундаментальные основы экспериментально-поискового концептуального моделирования перспективных форм в архитектуре и дизайне. Абсолютно не культивируются такие исследования и в Российской академии художеств (РАХ). А ведь прорывные результаты именно в данной отрасли науки способны реанимировать умирающее отечественное концептуальное зодчество и вывести его из состояния стагнации на передовые позиции в мире.

В древние времена к основам постижения тайн Вселенной через специальные геометрические построения и эксперименты по изучению свойств форм допускались лишь избранные представители высших каст жрецов (тогда эта чрезвычайно почитаемая и закрытая область исследований именовалась «Сакральной Геометрией» – вспомним знаменитого Платона: «Геометрия есть познание всего сущего»). Ныне постижение глубинных тайн морфогенеза, раскрывающих перед зодчими вечные законы красоты, гармонии и совершенства, – сфера творчества отдельных исключительно талантливых энтузиастов (в их числе – З. Хадид, Х. Марентес, В. Каллебо, С. Калатрава и некоторые другие).

Стоит ли тогда удивляться тому, что спустя ровно сто лет после того, как мир был потрясен новаторскими достижениями советского архитектурного авангарда (причем, именно в формотворческом аспекте!), сегодняшнее российское концептуальное зодчество уже давно перестало чем-либо удивлять и совершенно исчезло с мировой архитектурной авансцены?!... [ И неизвестно, появится ли оно там когда-нибудь снова...].      

Библиография

1. Ачкасов, Ю.А. Геометрическое конструирование многогранных многовершин-ных поверхностей, развертывающихся на плоскость без складок и разрывов: дис. … канд. техн. наук: 05.01.01 / Ю. А. Ачкасов. – Харьков, 1978. – 188 с.: ил.

2. Вартанян, О.М. Теоретические основы динамического структурного формо-образования в архитектуре: дис … д-ра архитектуры: 18.00.01 / О. М. Вартанян. – Ереван, 1989. – 301 с.: ил.

3. Веннинджер, М. Модели многогранников / М.Веннинджер; под общ. ред. И.М. Яглома. – М.: Мир, 1974. – 236 с.: ил.

4. Волков, А.И. Тектоника структурных пространств с направляющими поверхностями / А.И. Волков // Техническая эстетика. – 1979. – № 3. – С. 14–15.

5. Высотные здания/Tall Buildings: журнал высотных технологий. – 2007. – № 2.

6. Высотные здания/Tall Buildings: журнал высотных технологий. – 2011. – № 5.

7. Гольцева, Р.И. Методика формообразования многогранных моделей. Часть I. Многогранники: учеб. пособие / Р.И. Гольцева; под общ.ред. В.Н.Гамаюнова. – М.: МИСИ, 1983. – 47 с.: ил.

8. Зубков, В.В. Формообразование стереометрических куполообразных оболочек и их применение в архитектуре (на примере проектирования общественных зданий): дис. … канд. архитектуры: 18.00.02 / В. В. Зубков. – М., 1980. – 174 с.: ил.

9. Иванова, Е.К. Пьер Луиджи Нерви / Е.К. Иванова, Р.А. Кацнельсон. – М.: Стройиздат, 1968. – 128 с.: ил.

10. Иванова, Е.К. Рене Саржер / Е.К. Иванова. – М.: Стройиздат, 1971. – 127 с.: ил.

11. Колейчук, В.Ф. Новые архитектурно-конструктивные структуры / В.Ф. Колейчук, Ю.С. Лебедев. – М.: Стройиздат, 1978. – 64 с.: ил.

12. Коротич, А.В. Формирование составных линейчатых оболочек в архитектуре зданий и сооружений: дис. … д-ра архитектуры: 18.00.02 / А. В. Коротич. – М., 2004. – 257 с.: 211 ил.

13. Купар, А.К. Гиперболические параболоиды в архитектуре: дис. … канд. архитектуры: 18.00.02 / А. К. Купар. – М., 1967. – 141с.: ил.

14. Магай, А.А. Поворотная архитектура / А.А. Магай // Высотные здания. – 2007. – № 5. – С. 60–63.

15. Михайленко, В.Е., Ковалев, С.Н. Конструирование форм современных архитектурных сооружений / В.Е. Михайленко, С.Н. Ковалев. – Киев: Будiвельник, 1978. – 112 с.: ил.

16. Плаксиев, Ю.А. Некоторые принципы использования природного морфогенеза в архитектуре: дис. … канд. архитектуры: 18.00.01 / Ю. А. Плаксиев. – М., 1979. – 267 с.: ил.

17. Сапрыкина, Н.А. Основы динамического формообразования в архитектуре: учеб. для вузов / Н.А. Сапрыкина. – М.: Архитектура-С, 2005. – 312 с.: ил.

18. Сладков, В.А. Архитектурные формы и виды тканевых и сетчатых покрытий, трансформируемых из плоскости: дис. … канд. архитектуры: 18.00.02 / В. А. Сладков. – Казань, 1969. – 185 с.: ил.

19. Трущев, А.Г. Формообразование и конструирование пространственных покрытий зданий в архитектурном проектировании: учеб. пос. / А.Г. Трущев. – М.: МАРХИ, 1987. – 84 с.: ил.

20. Тумасов, А.А. Архитектурное формообразование на основе плоской кинематической структуры: дис. … канд. архитектуры: 18.00.01 / А. А. Тумасов. – М., 1985. – 138 с.: ил.

21. Фесан, А.Н. Геометрическое моделирование и автоматизация проектирования трансформируемых складчатых структур: дис. … канд.техн.наук: 05.13.12 / А. Н. Фесан. – Киев, 1981. – 227 с.: ил.

22. Шубенков, М.В. Структурные закономерности архитектурного формообразования: учеб. пос. для вузов / М.В. Шубенков. – М.: Архитектура-С, 2006. – 320 с.: ил.

23. Энгель, Х. Hесущие системы / Х. Энгель. – М.: АСТ-Астрель, 2007. – 344 с.

24. Frostick. P. Antiprism based from possibilities for folded surface structures / P. Frostick // Architectural Science Review. – 1978. – № 3. – P. 59–67.

25. Kozel, M., Riepl, C. Computer aided investigation of a system of irregular antipris-matic folded surfaces / M. Kozel, C. Riepl // Architectural Science Review. – 1978. – № 3. – P. 68–72.

26. Lagerpusch, S. Faltwerk als geometrischer begriff / S. Lagerpusch // Bauen-Wohnen. – 1967. – № 12. – S. XII-1, XII-2, XII-4, XII-6.

27. Lagerpusch, Hyperbolisches Paraboloid und Faltwerk / S.Lagerpusch // Bauen-Wohnen. – 1967. – № 2. – S. 63–66.

28. Lightweight Structures in Architrcture and Nature: catalogue of the exhibition «Natural Structures», Moscow. – Stuttgart: IL, Aug. – 1983. –108 s.

29. Makowsky, Z.S. Stressed skin space grids / Z.S. Makowsky // Architectural Design. – 1961. – № 7. – P. 323–327.

30. Miura, K. Proposition of pseudo-cylindrical concave polyhedral shells / K. Miura // Proc. of I.A.S.S. Symp. on Folded Plates and Prismatic Structures. – Vienna, Oct., 1970. – S.47.

31. Piano, R. Ricerca sulle strutture in lamiera e in poliestere rinforzato / R. Piano // Domus. – 1967. – № 448. – P. 8–22.

32. Quarmby, A. Folding structures / A.Quarmby // Architectural Design. – 1968. – № 1. – P. 6.

33. Rosman, R. Geometrija, mehanika i dizajn noborauch konstrukcija / R. Rosman // Izgradnja. – 1980. – № 7. – P. 3–18; – № 8. – P. 2–13.

34. Rosman, R. Faltwerke-1 / R. Rosman // Deutsche Bauzeitschrift. – 1979. – № 10. – S. 1575–1588.

35. Rosman, R. Faltwerke-2 / R. Rosman // Deutsche Bauzeitschrift. – 1980. – № 2. – S. 271–277.

36. А.с. 718569 СССР, МКИ Е04В 7/08. Способ изготовления оболочек / Ю.С. Лебедев, В.Г. Темнов (СССР). – № 2542431/29-33; заявл.10.11.77; опубл. в Бюл. № 8, 1980.

37. Коротич, А.В. Систематизация архитектурных форм высотных зданий: компо-зиционный аспект / М.А. Коротич, А.В. Коротич // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. – 2009. – № 1. – С. 45–49, ил.

38. URL: https://insightlab.one/ru/arkhitektura/vincent-kallebo-vincent-callebaut-predstavil-novyj-ekologicheskij-proekt-aequorea 

39. Высотные здания/Tall Buildings: журнал высотных технологий. – 2011. – № 1.

40. Высотные здания/Tall Buildings: журнал высотных технологий. – 2011. – № 2.

41. URL: https://zadumkin.ru/blog/creative/194.html 

42. Коротич, А.В. Небоскреб как произведение пластического искусства: монография / А.В. Коротич. – Екатеринбург: Архитектон. – 2018. – 404 с.: ил.

43. URL: http://greatbuilding.blogspot.com/2011/07/houston-drum-25-hour-city-is-braided.html 

Ссылка для цитирования статьи

Коротич А.В. МОРФОЛОГИЯ ВЫСОТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ: ТВОРЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ [Электронный ресурс] /А.В. Коротич //Архитектон: известия вузов. – 2019. – №3(67). – URL: http://archvuz.ru/2019_3/3 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 08.07.2019
Просмотров: 390