Архитектон: известия вузов. №4 (68) Декабрь, 2019
Градостроительство
Козинская Ольга Викторовна
кандидат архитектуры, кафедры архитектуры, дизайна и экологии,
ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет»;
директор ООО «Архитектурная мастерская «АР.КО»;
советник РААСН по отделению градостроительства;
председатель «Градостроительный совет города – курорта Сочи».
Россия, Сочи, e-mail: Ar-ko@yandex.ru
Козинский Олег Филиппович
заслуженный архитектор РФ,
академик Международной академии архитектуры,
руководитель Азово-Черномрского представительства ЮТО РААСН,
главный архитектор проектов.
ООО «Архитектурная мастерская «АР.КО»
Россия, Сочи, e-mail: Ar-ko@yandex.ru
Шарафутдинов Владимир Насибуллович
кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник.
ФГБУН «Сочинский научно-исследовательский центр Российской академии наук».
Россия, Сочи, e-mail: 398993@gmail.com
Онищенко Елена Васильевна
кандидат экономических наук, ученый секретарь, старший научный сотрудник.
ФГБУН «Сочинский научно-исследовательский центр Российской академии наук».
Россия, Сочи, e-mail: elon@list.ru
Гришин Николай Александрович
советник РААСН по отделению градостроительства, главный инженер.
ООО Архитектурное бюро «ГОР-ПРОЕКТ»
Россия, Сочи, e-mail: tekhno-nik@inbox.ru
О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКИХ КУРОРТНЫХ АГЛОМЕРАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УДК: 711
Шифр научной специальности: 85.118
Аннотация
Ключевые слова: прибрежные зоны, рекреационные ресурсы, курортная агломерация, функциональные зоны, туристская технологическая платформа
Введение
Цель статьи – ознакомить научную общественность с актуальными направлениями исследований фундаментальных основ пространственного развития приморских курортных территорий юга Российской Федерации, тесно связанных с проблемами урбанизма. Как показывают исследования, «движущей силой развития туризма и неизбежно сопровождающего его растущего … потребления туристских ресурсов является возрастающая озабоченность общества и людей сохранностью, наращиванием человеческого потенциала, своих жизненных сил» [1]. При этом наиболее интенсивное использование этих ресурсов происходит в самых благоприятных для жизни человека регионах планеты, которые обретают статус туристско-рекреационных и становятся все более дефицитными. Привлекательность морских побережий вызывает рост турпотоков, усиливает миграцию населения и интенсивность агломерационных процессов вдоль курортных побережий, расширяя границы зон урбанизации (рис. 1).
В то время как качество человеческого потенциала становится решающим фактором экономической устойчивости развитых стран, а его сохранение и развитие в большой степени возлагается на туристский сектор1, социальный запрос на рекреацию сталкивается с нарастающим дефицитом рекреационных пространств и их повсеместным уплотнением, в первую очередь в прибрежных курортных агломерациях мира.
Столь активное развитие мирового туризма и его социальная значимость2 диктуют необходимость комплексного изучения агломерационных проблем и возможностей управления урбанистическими процессами с целью сохранения экологической и социальной устойчивости и преодоления проблемы дефицита рекреационно-туристских пространств.
Научные исследования по плану Минстроя России и РААСН3 проводятся в целях поиска научно-обоснованных (рыночных) подходов к комплексному управлению прибрежными зонами юга России для преодоления стихийных процессов их урбанизации, в результате которых происходит утрата рекреационных ресурсов и культурной идентичности городов-курортов Азово-Черноморского региона (далее – АЧР)4, снижается эффективность экономики курортной отрасли и качество жизни населения.
Дискуссии по вопросу стратегии социально-экономического и пространственного развития Российской Федерации ставят вопрос о региональном видении стратегических целей развития, вытекающих из особенностей ландшафта, национальных традиций и естественно-исторического опыта его освоения. Природа пространства, философия его осмысления определяют ценности, цели, задачи и методологию научных подходов к изучению ресурсов развития территории, к формированию идеологии и выбору технологий взаимодействия социума с пространством на каждом этапе его истории.
Рис. 1. Авторская схема развития Азово-Черноморской курортной зоны и береговых зон стран – участниц Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) с использованием данных. Источник: http://www.blacksee-travel.ru
Определение отношений «по поводу сохранения и наращивания человеческого потенциала за счет все более совершенных технологий преобразования туристских природных, культурно-исторических, социально-экономических ресурсов общества в процессе потребления и воспроизводства экономически доступных турпродуктов» [3]5 указывает на совокупность ценностей «человеческий потенциал / природный (рекреационный) потенциал» как фундаментальный фактор устойчивого развития туризма и определяет последовательность исследования баланса взаимосвязей «социум / пространство» по направлениям: территория / демография, физическое и социальное здоровье (здоровый образ жизни), культурный и образовательный потенциал, экологическое сознание-поведение / экономика.
Подход к определению целей устойчивого развития социума в пространстве через блок ценностей «человеческий потенциал / природный (рекреационный) потенциал» расставляет приоритеты в решении проблем развития туристских регионов, в определении границ курортных агломераций, в выстраивании агломерационных отношений городов-курортов и выводит на осмысление вопроса об оптимальном балансе численности постоянного (местного) и временного (туристского) населения, о влиянии сезонных колебаний в объемах и направлениях турпотоков на социально-экономические системы региона, качество среды обитания и человеческий потенциал каждого поселения АЧР.
Методика
Агломерационная тема имеет историю и значительный исследовательский задел. Анализ принципов формирования агломераций нашел отражение в работах отечественных исследователей Ю.П. Бочарова, В.В. Владимирова, О.К. Кудрявцева, Г.М. Лаппо, Е.Н. Перцика, Г.А. Малояна, В.Я. Любовного и др. В зарубежной литературе проблемы агломерационного развития освещены в работах: С. Доксиадиса, П. Мерлена, Н. Плиска и других специалистов. Последние исследования связаны с конкурсами на развитие Парижского региона и Новой Москвы. Несомненный интерес представляет исследование Творческого коллектива проектирования будущего6 . Ждет исследователей новейший опыт реализации упомянутой программы развития городских агломераций в РФ 7. Недостаточно изучен в нашей стране и заслуживает внимания современный опыт стран юго-восточного направления ШОС и БРИКС.
Опыт ряда зарубежных стран (Бразилии [4], Испании [5], Китая [6], Мексики [7] и др.) свидетельствует о том, что, как правило, агломерационная модель управления взаимосвязями курортов способствует обеспечению долгосрочной востребованности их туристско-рекреационных пространств. Сохраняемая на протяжении веков конкурентоспособность мировых курортов [8] зависит от технологического уровня воспроизводства их турпродуктов, обеспечивающего эффективное использование природных, культурных, социальных, территориальных и других ресурсов без ущерба их количеству и качеству. Для удовлетворения возрастающего количества туристов и все более индивидуализированных запросов в области рекреации и туризма совершенствуются и экологизируются технологии, опирающиеся на достижения фундаментальных и прикладных наук, развитие образования, управленческих новаций в десятках сопутствующих отраслей. Так, Барселона в течение последних 20 лет постоянно трансформирует экономику в направлении инноваций, творчества и культуры [9; 10], обеспечивая, таким образом, устойчивое развитие и брендирование своей территории. Причем настолько успешно, что актуальной для Барселоны в последние годы становится проблема ограничения турпотоков.
На фоне мировой практики энергичного управляемого развития традиционных и формирующихся прибрежных агломераций в Европе, Северной Америке, на Африканском континенте, в Юго-Восточной Азии, вдоль Евразийских транспортных коридоров Великого шелкового пути идет поиск подходов к управлению развитием АЧР через формирование агломерационной системы, декларированной в документах стратегического и территориального планирования РФ, которая обеспечит высокий технологический уровень воспроизводства турпродуктов, адекватных ресурсному потенциалу, рекреационной ёмкости, не допускающей антропогенных и техногенных перегрузок на все системы региона (эко, инженерные, социальные и др.).
Предстоит нормативно-законодательно оформить исторически сложившиеся и трансформирующиеся в новых геополитических условиях агломерационные отношения8 городов-курортов АЧР, обосновать границы системы Азово-Черноморских курортных агломераций (далее – АЧКА), условия обеспечения ее устойчивого развития через эффективное технологичное управление развитием системы курортов. В борьбе за туристские и генерируемые ими финансовые потоки для выхода на конкурентный мировой уровень развития курортной отрасли предстоит оценить «человеческий потенциал / природный (рекреационный) потенциал» всех городов-курортов в системе АЧКА, определить условия его сохранения и обеспечения устойчивого баланса.
Неизбежно возникает вопрос о том, почему именно система АЧКА может и должна стать ведущей в России [11], драйвером социально-экономического развития региона и туристской отрасли нашей страны9.
1. Основная доля рекреационно-туристского потенциала России – самой северной страны на планете, находится в пространстве ее южных регионов (табл. 1) и формирует их привлекательность не только для туристов, но и как места жительства для северян, провоцируя миграцию из северных регионов. Геополитические изменения, повлиявшие на традиционный характер социально-экономических и культурных взаимосвязей регионов и городов РФ на Азово-Черноморском побережье с курортами Крыма и Абхазии, требуют совершенствования нормативно-правовой базы для формирования межмуниципальных и межгосударственных отношений, выстраивания четкой системы градостроительного управления и контроля в целях развития АЧКА.
Таблица 1
Основные показатели рекреационно-туристского потенциала Крымского федерального округа,
Краснодарского края и Ростовской области (2017)
Составлено по данным источников [12–21]
2. Разворот внутренней государственной политики РФ на удовлетворение социальных потребностей общества ставит задачи повышения качества жилой и рекреационной среды по условиям безопасности, комфортности, здорового образа жизни10. На это направлены 12 национальных проектов, которые должны «приземлиться» на каждой конкретной территории страны. На заседании Президиума Госсовета по вопросам развития курортов страны в Алтайском крае в августе 2016 г. В.В. Путин отметил особую роль туризма и санаторно-курортного отдыха в «сохранении здоровья граждан России, их трудоспособности и активной жизни»11.
3. Исторический опыт создания богатейшей курортной базы в пространстве АЧР на основе природного и культурного потенциала обеспечивает необходимые условия для эффективной реализации государственных задач по развитию лечебно-оздоровительного и познавательного туризма. Располагая огромным потенциалом природного и культурного наследия, благоприятных ландшафтов с уникальными по многообразию, запасам и качеству источниками минеральных вод, лечебных грязей, АЧР не уступает ведущим курортным регионам мира.
4. На основе этих уникальных запасов и их лечебных свойств в течение XX в. на побережье Чёрного моря исторически развивались линейные курортные агломерации, по государственным программам СССР формировался уникальный по масштабам и емкости санаторно-курортный комплекс, которому до сих пор нет равного в мире, проводились исследования в области курортологии.
Кроме того, лидерство АЧР среди регионов России по современным социокультурным ресурсам (табл. 1) и по объектам культурного и археологического наследия (рис. 2) отмечается в мировом рейтинге по туристской привлекательности TTCI.
Рис. 2. Регионы России – лидеры по объектам культурного и археологического наследия (по состоянию на окончание 2017 г.) [22]
К сожалению, эффективность использования этого туристско-рекреационного потенциала в последние десятилетия снижается [23]. Под воздействием миграции в южные регионы РФ увеличилась концентрация населения на Азово-Черноморском побережье РФ12 и изменился его социальный состав, что привело к деформации исторически сложившегося функционального зонирования, ориентированного на курортную специализацию территорий, к утрате архитектурно-ландшафтных качеств, к дефициту территориальных ресурсов, смещению жилой застройки в береговые зоны, на сельскохозяйственные земли и особо охраняемые территории (рис. 3).
Развитие Сочи как всероссийской здравницы13 остановилось на 30 лет. Новые направления туризма (спортивный, игровой, развлекательный), созданные на базе олимпийского наследия без вовлечения лечебно-оздоровительного потенциала курорта, практически не влияют на качество человеческого потенциала, так как больше относятся к сфере развлечений.
Несмотря на возникшие с увеличением антропогенной нагрузки диспропорции постолимпийского развития Сочи, потенциал лечебно-оздоровительных ресурсов, природного и исторического наследия, добрососедские традиции местного населения14 указывают на перспективные возможности устойчивого развития Сочинской курортной агломерации (СКА). Это усиливает актуальность исследования социальной, экологической и этно-культурной тематики рекреации и туризма в построении научных основ формирования среды жизнедеятельности, благоприятной для развития человека и сохранения природы.
Рис. 3. Авторская схема плотности застройки, характеризующая степень урбанизации курортных территорий городского округа города Сочи
Перспективы строительства трансчерноморского кольца по программе ОЧЭС15 и полномасштабное восстановление прибрежного морского сообщения позволят преобразовать линейный характер агломерационных связей СКА, а в дальнейшем – и АЧКА в линейно-сетевой (рис. 4). При этом возрастет значение берегового фронта как в экосистемном значении, так и с позиций формирования южного морского фасада России. Еще более актуальными станут задачи инженерной защиты береговой линии, обеспечения максимального использования потенциала пляжного и морского отдыха, оптимизации вдольбереговых линейных транспортных связей и, наконец, формирования силуэта застройки побережья в ансамбле ландшафт / архитектура.
Использование достижений советской курортологии на новом технологическом уровне, возвращение наследия курортной отрасли в экономику страны в ближайшей перспективе может и должно превратить южное побережье России в ценнейший рекреационно-туристский актив планеты16, которому не будет равных в мире по своей лечебно-оздоровительной и рекреационной эффективности. В свете курортно-туристских перспектив АЧР задача создания АЧКА становится все более актуальной.
Рис. 4. Авторская концепция пространственного развития Сочинской курортной агломерации. Источник: Концепция СКА17.
Результаты
Вопрос о формировании стратегии устойчивого развития Азово-Черноморского побережья был поставлен с включением пилотного проекта СКА в Программу Минрегионразвития РФ по апробации и совершенствованию механизмов управления развитием городских агломераций в РФ17.
Научно-практическая конференция РААСН и САР РФ18 подвела итоги олимпийского периода градостроительного развития Сочи и рекомендовала включить в пакет стратегических документов Краснодарского края Концепцию развития Азово-Черноморского побережья Краснодарского края, консолидированную со стратегией развития Крыма, с учетом исследований отечественных и украинских ученых, а также мирового опыта формирования агломерации.
Агломерационный путь развития Сочи в составе АЧР и его инновационный характер определены в Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 г.19 (СКК). Общая протяженность АЧКА (см. рис. 1) может составить 1200 км по Черноморскому и 800 км по Азовскому побережью, что сопоставимо с такими курортными агломерациями и регионами как Турецкая Ривьера (1200 км), Флорида (3000км), Лазурный берег (550км) и др. (рис. 5).
Рис. 5. Популярные курортные агломерации и бальнеологические центры мира. Составлено авторами
На схематической карте мира (рис. 5) выделен ареал, охватывающий наиболее активно конкурирующие, сравнимые по рекреационным ресурсам агломерационные прибрежные системы в пределах, экономически и транспортно доступных для российского туриста.
Созданные в последние несколько десятилетий туристско-курортные рекреационные центры, агломерации и системы мирового уровня, охватывающие регионы и выходящие на уровень межгосударственных отношений, создают зону конкуренции для АЧКА (табл. 2).
Цель стратегии развития АЧКА должна заключаться в создании условий, которые развернут потоки выездного отечественного туризма и въездного зарубежного туризма в сторону российского побережья.
Это означает необходимость предложить миру уникальный турподукт АЧКА, в полной мере раскрывающий наиболее сильные конкурентные преимущества рекреационного потенциала. Другими словами воссоздать комплекс лечебных и лечебно-оздоровительных продуктов – бальнеологическое направление, горный туризм, а также предложить миру самый востребованный, не совсем материальный, культурный продукт – своеобразие исторической среды, собранной из материала природы и культуры, архитектурно-ландшафтное единство, остатки которого до сих пор рождают у туриста впечатления и переживания. Этот продукт уникален, предоставляет возможность выбора и соучастия, а дополненный возможностями лечебно-оздоровительного характера он становится самым приоритетным драйвером роста.
Таблица 2
Характеристика популярных курортных агломераций
Источники: https://krsdstat.gks.ru/ ; https://min.kurortkuban.ru/ ; https://economy.krasnodar.ru/ ;
https://www.economie.gouv.fr/ ; https://www.ktb.gov.tr/ ; https://www.ticaret.gov.tr/ ; http://doc.as.gov
Город-курорт, имеющий все многообразие перечисленных ресурсов и почти 100-летний исторический опыт управляемого агломерационного взаимодействия приморских и горных селений городского и сельского типа в составе курортной линейной агломерации, получившей в 60-е гг. XX в. название Большой Сочи, может рассматриваться как пионерный полигон по отработке модели создания АЧКА с опорой на принципы технологической платформы Международного олимпийского комитета.
Цель последующих этапов исследования – предложить систему эффективного управления развитием АЧКА, адекватного ее уникальным ресурсам и достоинствам, средствами градостроительства, архитектуры и строительства на базе пилотного проекта развития СКА с учетом отечественного и зарубежного опыта.
Выводы
Изучение литературных источников, научных публикаций в периодической печати и сети Интернет, проектной практики, а также методы картографии, логические методы графического анализа, сравнительного анализа экспертных оценок и поиска возможных сценариев развития АЧКА на примере концепции социально-экономического развития СКА, позволили выделить задачи и направления научных подходов к определению потенциала системы социум / пространство в разрезе экологических, курортологических, градостроительных (социально-экономических, культурных и пространственных), институциональных проблем устойчивого развития в сопоставлении с примерами из мирового опыта и с учетом современных тенденций в развитии приморских курортных агломераций на базе «умных» технологий.
Вопрос о соотношении баланса социум / туристы / пространство ставится на всех направлениях исследования. С позиций обеспечения социально и экологически обусловленных градостроительных, экономических, организационных решений по созданию высоко конкурентного регионального турпродукта системы АЧКА сформулирован перечень вопросов из четырех блоков:
1. О важных конкурентных параметрах воспроизводства регионального турпродукта, соответствующего характеристикам спроса турпотоков, вовлекаемых в пространство агломерации, и отвечающего предложению со стороны туристского сектора ее экономики.
2. О проблемах обеспечения устойчивости воспроизводства регионального турпродукта как ключевого компонента конкурентоспособности системы АЧКА. Ибо неустойчивое воспроизводство любого продукта, в том числе любых форм и типов туристских продуктов, по определению, не будет конкурентоспособным.
3. Об эффективности использования туристского потенциала системы АЧКА. В противном случае исторические перспективы туристского комплекса России будут угасать.
4. Об управлении развитием туристского сектора АЧКА, адекватном масштабам и сложности воспроизводства ее регионального туристского продукта.
В соответствии с избранным алгоритмом предстоит ресурсная диагностика пространственных проблем и прогноз возможностей наращивания потенциалов АЧКА:
экологического – на ресурсном анализе (прогноз изменений количества и качества природных и рекреационных ресурсов и оценка их экологической устойчивости в зависимости от демографической и рекреационной емкости);
градостроительного – на структурно-функциональном анализе (оценка факторов экологической и социальной устойчивости и прогноз их влияния на взаимосвязанные изменения функционально-пространственной структуры);
курортологического – на геомаркетинговом анализе (сравнительный с популярными курортными регионами анализ конкурентных факторов привлечения турпотоков, оценка въездного / выездного туризма в показателях внутренних и внешних турпотоков, прогноз изменений рекреационного спроса на отдых на Черноморском побережье и его пространственных потребностей);
институционального – анализ политических, связанных с международными обязательствами и отношениями проблем управления и полномочий разных уровней власти; связанных со сложной структурой собственности; реперные точки для экономического роста агломерационных территорий и законодательные инициативы для поддержания экономической эффективности АЧКА.
Указанные направления, согласно Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края, должны обеспечить к 2030 г. формирование Сочинской агломерации как международного всесезонного курорта-экополиса федерального значения с высокой культурой сервиса и досуга, регионального научно-исследовательского центра по исследованию природных явлений20 и здорового образа жизни с высоким качеством городской среды и высоким уровнем жизни населения (курсив – предложение авторов).
Следовательно, предстоит развернуть экономику в направлении приоритетов курортной деятельности по отношению к другим видам использования территорий СКА, которые являются сопутствующими главному направлению, и обеспечить ее законодательную базу.
Благодарности за помощь в исследованиях и подготовке статьи Н.Н. Клейменовой, Н.А. Сивоконь, Д.О. Козинской, А.С. Хорошун, Г.Д. Сергеевой.
Примечания
1 В настоящее время в современных развитых странах уровень вовлечения населения в сферу туризма достиг практически 90%. В то же время за последние десятилетия он снизился с 75% в СССР до 30% в России.
2 Если ещё в 50-е годы XX в. всего в мире насчитывалось порядка 25 млн. туристов, то уже в наше время объём турпотоков превысил население нашей планеты, а темпы его роста в последние несколько десятилетий устойчиво превышают темпы роста мировой экономики. По оценке А.Д. Арманда (1988), в прибрежной зоне (по горизонтали 200 м; 18 % площади земной поверхности) проживало примерно 60 % населения Земли, в ней расположено две трети городов с населением свыше 1,6 млн. человек [2, c. 5]. По прогнозу ЮНЕСКО к 2025 г. эта цифра может увеличиться до 75 %. Из 23 мегаполисов Земли 16 находятся в прибрежной зоне (Плинк Н.Л. Концепция комплексного управления прибрежной зоной СанктПетербурга // Океанологическому факультету 30 лет. Исследования и подготовка кадров в области морских наук: сб. – СПб.: РГГМУ, 2000. – С. 37–62. Рекомендации по экологическому сопровождению инвестиционно-строительных проектов. – М.: Центринвест. с.38). – URL: https://pandia.ru/text/77/146/49.php .
3 НИР по теме «Научные основы развития Сочинской курортной агломерации с перспективой формирования трансграничной Азово-Черноморской курортной агломерации» по плану фундаментальных исследований на 2019–2020 гг. Минстроя России и РААСН.
4 АЧР включает прибрежную зону Краснодарского края, Ростовской области в совокупности с Республикой Крым и г. Севастополем.
5 Доля, которая генерируется под воздействием туристского спроса в составе создаваемого и реализуемого валового регионального продукта региона. См.: Крым: новый вектор развития туризма в России. Монография.
6 «Матрица ландшафта» Творческий коллектив проектирования будущего. С.6.– URL: www.lowriseplanet.net .
7 Программа Министерства экономического развития РФ (утверждена приказом МРР РФ от 18.03.2014 г. № 75).
8 На территории города-курорта до конца XX в. действовал Совет курортов города Сочи. В 2017 г. создана Ассоциация курортных городов и туристических городов, куда вошли 17 ведущих муниципальных образований-курортов РФ с центром координации в Сочи.
9 Максим Орешкин: Туризм может стать драйвером экономики на предстоящие шесть лет. – URL: http://economy.gov.ru/minec/press/news/20189112
10 НИР по теме «Научные основы развития Сочинской курортной агломерации с перспективой формирования трансграничной Азово-Черноморской курортной агломерации» по плану фундаментальных исследований Минстроя России и РААСН.
11 Заседание президиума Госсовета о повышении инвестиционной привлекательности российских курортов. – URL: http://kremlin.ru/events/state-council/52769
12 Данные по пятитикратному увеличению численности населения в Краснодарском крае с 1989 по 2017 г. представлены книге «Матрица ландшафта» Творческий коллектив проектирования будущего. – URL: www.lowriseplanet.net. С. 23–24.
13 По побережью длина г. Сочи составляет около 110 км, а на суше достигает 145 км.
14 В Сочи проживает более 100 национальностей, активно действует Совет национальных общин.
15 Организация черноморского экономического сотрудничества объединяет 12 стран черноморского региона.
16 Весьма характерно и то уникальное обстоятельство, что солёность крови человека и более стометрового морского слоя поверхности Чёрного моря совпадают по своим основным характеристиками, что хорошо объясняет самое комфортное и благоприятное для здоровья человека купание в водах этого единственного в России теплого моря, которое по оценке курортологов является одним из существенных факторов оздоровления человека.
17 В 2014 г. Концепция развития Сочи-Туапсинской курортной агломерации, подготовленная группой авторов (О.Ф. Козинский, О.В. Козинская, В.Н. Шарафутдинов, Н.Н. Клейменова), вошла в состав 16 пилотных проектов Минэкономразвития РФ по развитию агломераций. Программа Министерства экономического развития РФ (утверждена приказом МРР РФ от 18.03.2014 г. № 75).
18 Архитектурные итоги XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр. Перспективы развития Сочи: Резолюция научно-практической конференции РААСН и САР РФ. – Сочи, 20–23 ноября 2014 г.
19 Разработана МЦСЭИ «Леонтьевский центр», СПб. Утверждена Постановлением Законодательного собрания Краснодарского края № 745-П от 28.11.2018 г. В СКК выделены 3 экономические зоны в составе АЧР общей протяженностью 750 км. Схема территориального планирования Республики Крым предусматривает развитие береговой линии протяженностью 2500 км. Схемой территориального планирования Республики Абхазия охвачено 240 км побережья.
20 О стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года: Закон Краснодарского края от 21 декабря 2018 г. №3930-КЗ (в редакции Закона Краснодарского края от 05.05.2019 №4034-КЗ).
Библиография
1. Образ России как фактор туристской конкурентоспособности : монография / Н.Я. Калюжнова, КЛ. Лидин, В.Н. Шарафутдинов; под ред. Н.Я. Калюжновой. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2012. – С. 76–97; 156–198.
2. Арманд, А.Д. Самоорганизация и саморегулирование географических систем / А.Д. Арманд. – М. : Наука, 1988. – 264 с.
3. Крым: новый вектор развития туризма в России : монография / В.Н. Шарафутдинов, И.М. Яковенко, Е.А. Позаченюк, Е.В. Онищенко; под ред. В.Н. Шарафутдинова. – М. : ИНФРА-М, 2017. – 364 с. [Электронный ресурс] – URL: http://www.znanium.com . – (Научная мысль). – http://www.dx.doi.org/10.12737/24213
4. Correa Cynthia, Malta Guilherme A.P. Application of geotechnologies in territorial management of tourism in Tiradentes/MG, Brasil: martrix platform analysis // TURISMO-ESTUDOS E PRATICAS. – 2019. – Т.8. – Вып.1. – С. 72-97.
5. Coll-Martinez Eva Creativity and the city: testing the attenuation of aglomeration economies in Barcelona //Journal of cultural economics. – 2019. – Т. 43. – Вып. 3. – С. 365–395.
6. Yu Xinbo Development Model of Agricultural Characteristic Tourism Resources in Rural Areas // Revista de la facultad de agronomia de la universidad del zulia. – 2019. – Т. 36. – Вып. 4 – С. 1000–1009.
7. Faber, B. Tourism and Economic Development : Evidence from Mexico's Coastline / B. Faber Benjamin, C. Gaubert // American economic review – 2019. – Т. 109. – Вып. 6. – С. 2245–2293.
8. Грей, Ф. История курортов: архитектура, общество, природа / Пер. с англ. Е. Ляминой, М. Неклюдовой. – М. : Новое литературное обозрение, 2009. – 424 с.: ил. (Серия «Культура повседневности»).
9. Foord, J. Strategies for creative industries : An international review / J. Foord // Creative Industries Journal. – 2009. – 1(2). – С. 91–113.
10. Pareja-Eastaway, M., Pradel-i-Miquel, M. Towards the creative and knowledge economies: Analysing diverse pathways in Spanish cities / M. Pareja-Eastaway, M.Pradel-i-Miquel // European Planning Studies. – 2014. – 23(12). – С. 2404–2422.
11. Шарафутдинов, В., Белов, А. Мы должны выйти на создание Черноморской курортной агломерации, которая объединит Крым и Краснодарский край [Электронный ресурс] / В. Шарафутдинов, А. Белов // Проект Россия. Чёрное море. – 2014. – Вып. 72. – С. 82–92. – URL: http://www.prorus.net/jpr
12. Курортно-туристский комплекс Краснодарского края: стат. сб. – Краснодар: Краснодарстат, 2019. – 88 с.
13. Ростовская область в цифрах : крат. стат. сб. – Ростов-н/Д. : Ростовстат, 2019. – 37 с.
14. Россия в цифрах. 2019 : крат. стат. сб. – M. : Росстат 2019. – 549 с.
15. Российский статистический ежегодник. 2018: стат. сб. – М.: Росстат, 2018. – 694 с.
16. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018: стат. сб. − М.: Росстат, 2018. − 1162 с.
17. Статистический ежегодник. Республика Крым. 2017 : стат. сб. – Симферополь: Крымстат, 2018. – 329 с.
18. О состоянии и охране окружающей среды на территории Республики Крым в 2014 году: доклад [Электронный ресурс]. – URL: https://meco.rk.gov.ru/file/Doklad_o_sostoyanii_i_ohrane_okrujayuschey_sredi_Respubliki_Krim_2014_v2.pdf
19. О состоянии природопользования и об охране окружающей среды Краснодарского края в 2017 году: доклад . – Краснодар, 2018. – 492 с.
20. Минерально-сырьевая база Ростовской области [Электронный ресурс]. – URL: https://минприродыро.рф/activity/568/
21. О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2016 и 2017 годах : доклад. – М. : Мин-во природных ресурсов и экологии РФ, 2018. – 370 с.
22. Российский статистический ежегодник. 2017: стат. сб. – М. : Росстат, 2017. – 686 с.
23. Онищенко, Е.В. Современное состояние и тенденции развития индустрии рекреации и туризма в Российской Федерации. Российские регионы рекреационно-туристской специализации: состояние, проблемы, перспективы развития : монография / Е.В. Онищенко, А.А. Сарян, А.Д. Трусов. – Сочи: Оптима, 2019. – С. 15-64.
Ссылка для цитирования статьи
Козинская О.В. О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКИХ КУРОРТНЫХ АГЛОМЕРАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ [Электронный ресурс] / О.В. Козинская, О.Ф. Козинский, Е.В. Онищенко, В.Н. Шарафутдинов,Н.А. Гришин //Архитектон: известия вузов. – 2019. – №4(68). – URL: http://archvuz.ru/2019_4/9
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная