кандидат искусствоведения, доцент кафедры дизайна.
Институт архитектуры и дизайна.
ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»,
ПУБЛИКАЦИИ
Серикова Татьяна Юрьевна,
Симанженкова Татьяна Карловна
ТВОРЧЕСТВО И ЛИЧНОСТЬ ХУДОЖНИКА В КОНТЕКСТЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КРИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА А.Н. ЛИБЕРОВА, Б.Я. РЯУЗОВА, М.Я. БУДКЕЕВА, Н.Д. ГРИЦЮКА)
Архитектон: известия вузов. №4 (80) Декабрь, 2022
В качестве эмпирического материала в статье используются живописные произведения художников-сибиряков. Актуальность обращения к творчеству этих художников обусловлена тем, что исследование регионального искусства – одно из приоритетных направлений современного искусствоведения, частью которого является художественная критика. Главное внимание уделяется процессу формирования образа художника в искусствоведческих работах. Изучается влияние этих материалов на читателей. Деятельность критика рассматривается как способствующая осуществлению коммуникации между автором и зрителем. Художественной коммуникации уделяется внимание, поскольку без нее невозможно осуществление сотворчества автора и реципиента, совместного познания мироустройства и передачи зрителю информации, содержащей авторское отношение к миру, художественную концепцию, и выработанные в процессе жизни основополагающие ценностные ориентиры. Бесспорно, что без художественного произведения, которое является причиной встречи живописца и его зрителя, художественная коммуникация невозможна. Поэтому искусствоведческому анализу живописных произведений уделяется большое внимание. Указывается, что особую актуальность работа по комментированию произведений искусства приобретает в настоящее время. Причина этого заключается в крайней субъективности образного содержания произведений искусства.
Скопировать ссылку
http://archvuz.ru/2022_4/31/
Ссылка для цитирования статьи
Серикова, Т.Ю., Симанженкова, Т.К. ТВОРЧЕСТВО И ЛИЧНОСТЬ ХУДОЖНИКА В КОНТЕКСТЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КРИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА А.Н. ЛИБЕРОВА, Б.Я. РЯУЗОВА, М.Я. БУДКЕЕВА, Н.Д. ГРИЦЮКА) [Электронный ресурс] / Т.Ю. Серикова, Т.К. Симанженкова //Архитектон: известия вузов. – 2022. – №4(80). – URL: http://archvuz.ru/2022_4/31/ – doi: 10.47055/1990-4126-2022-4(80)-31
Серикова Татьяна Юрьевна,
Незговорова Нина Александровна,
Стрижнева Надежда Алексеевна
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ СИБИРИ (ШКОЛА А.М. ЗНАКА. А.Н. ЛИБЕРОВ И Г.П. КИЧИГИН. Н.Д. ГРИЦЮК И М.С. ОМБЫШ-КУЗНЕЦОВ)
Архитектон: известия вузов. №4 (76) Декабрь, 2021
Работа посвящена проблеме преемственности в изобразительном искусстве. На основе логико-исторического и формально-стилистического анализа произведений «учителя и ученика» определяется сущность преемственности как одного из способов познания окружающей реальности. Рассматривается процесс передачи творческих установок от учителя к его ученикам и последователям. Отмечается активизация интереса к традициям изобразительного искусства советского периода со стороны ныне работающих живописцев. Рассматривается взаимодействие новаторства и традиций, а также влияние, которое они оказывают на развитие современного искусства. Предметом исследования стали живописные работы художников Сибири, созданные под воздействием эстетики А.М. Знака, Н.Д. Грицюка и А.Н. Либерова. Эти мастера были наставниками выдающихся современных художников К.С. Войнова, А.И. Волокитина, М.С. Омбыш-Кузнецова и Г.П. Кичигина, которые начинали свой путь в тесном взаимодействии со своими учителями.
Скопировать ссылку
http://archvuz.ru/2021_4/25/
Ссылка для цитирования статьи
Серикова Т.Ю. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ СИБИРИ (ШКОЛА А.М. ЗНАКА. А.Н. ЛИБЕРОВ И Г.П. КИЧИГИН. Н.Д. ГРИЦЮК И М.С. ОМБЫШ-КУЗНЕЦОВ)[Электронный ресурс] / Т.Ю. Серикова, Н.А. Незговорова, Н.А. Стрижнева //Архитектон: известия вузов. – 2021. – №4(76). – URL: http://archvuz.ru/2021_4/25/ – doi: 10.47055/1990-4126-2021-4(76)-25
Москалюк Марина Валентиновна,
Серикова Татьяна Юрьевна
МЕТОДЫ ПОСТРОЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖНИКОВ-ПРИМИТИВИСТОВ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА И.Ю. ВЕРПЕТЫ, Ю.Д. ДЕЕВА, В.Ф. КАПЕЛЬКО)
Архитектон: известия вузов. №1 (61) Март, 2018
Актуальность темы исследования обусловлена усилением внимания к стилистике примитивизма в современном художественном творчестве. Создавая новый мир образов, художник осуществляет индивидуальный поиск онтологических оснований мироустройства. Феномен обращения художников-профессионалов к тематике и стилистике примитива предполагает отсутствие ограничений, накладываемых классическим типом художественного мировидения, и объясняется стремлением достичь максимальной степени выразительности в построении субъективной (авторской) реальности художественного произведения. Примитив рассматривается как тип художественного мышления, восходящий к архетипичным основаниям образного языка изобразительного искусства. Исследование проводится на материале творческого наследия красноярских художников, значительно расширяет и дополняет изучение искусства Сибири второй половины XX – начала XXI в.
Скопировать ссылку
http://archvuz.ru/2018_1/14/
Ссылка для цитирования статьи
Москалюк М.В., Серикова Т.Ю. МЕТОДЫ ПОСТРОЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖНИКОВ-ПРИМИТИВИСТОВ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА И.Ю. ВЕРПЕТЫ, Ю.Д. ДЕЕВА, В.Ф. КАПЕЛЬКО [Электронный ресурс] / М.В. Москалюк, Т.Ю. Серикова //Архитектон: известия вузов. – 2018. – №1(61). – URL: http://archvuz.ru/2018_1/14
Серикова Татьяна Юрьевна
ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЗНАТЕЛЬНОГО И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ПОРТРЕТНОМ ОБРАЗЕ
Архитектон: известия вузов. №2 (54) Июнь, 2016
В статье на примере работ красноярских художников А.М. Знака, А.И. Волокитина и К.С. Войнова прослежена взаимосвязанность архетипического (бессознательного и подсознательного) и осознанного мышления (применение формальных средств живописи) в современном художественном творчестве. В статье на конкретных примерах доказывается, что только сочетание формальных методов и приемов работы, осознанно исполненных художником, с архетипами, природа которых – коллективное бессознательное, позволяет создать многоуровневое произведение, соответствующее требованиям искусства. Архетипы определяют выбор композиционных и колористических решений в портрете, а также расширяют границы видимого, позволяя значительно углубить содержание работы, изначально определяемое лишь как изображение внешности портретируемого.
Скопировать ссылку
http://archvuz.ru/2016_2/8/
Ссылка для цитирования статьи
Серикова Т.Ю. ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЗНАТЕЛЬНОГО И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ПОРТРЕТНОМ ОБРАЗЕ [Электронный ресурс] / Т.Ю. Серикова //Архитектон: известия вузов. – 2016. – №2(54). – URL: http://archvuz.ru/2016_2/8
http://archvuz.ru/2012_1/9/
Ссылка для цитирования статьи
Серикова Т.Ю. ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ 60-80-х ГОДОВ XX ВЕКА И ВИЗУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ СОВРЕМЕННИКА В ТВОРЧЕСТВЕ СИБИРСКИХ ХУДОЖНИКОВ [Электронный ресурс] / Т.Ю. Серикова //Архитектон: известия вузов. – 2012. – №1(37). – URL: http://archvuz.ru/2012_1/9
http://archvuz.ru/2010_4/14/
Ссылка для цитирования статьи
Серикова Т.Ю. АРХЕТИПЫ В ПЕЙЗАЖНОМ ИСКУССТВЕ. Современный сибирский пейзаж в контексте общемирового искусства [Электронный ресурс] /Т.Ю. Серикова //Архитектон: известия вузов. – 2010. – №4(32). – URL: http://archvuz.ru/2010_4/14
Серикова Татьяна Юрьевна
ВЗАИМОСВЯЗИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО И ВИЗУАЛЬНОГО В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИСКУССТВА
Архитектон: известия вузов. №3 (31) Сентябрь, 2010
В статье затронута актуальная для современного искусства тема визуальности. Автор на примерах работ сибирских художников рассматривает формирование визуальных образов в произведениях искусства мастеров прошлого и современности. В статье сравниваются образы созданные Леонардо да Винчи, Яном Вермеером, Питером Брейгелем и художниками, цитирующими эти образы в своих произведениях. Также затронута проблема вербализации видимого образа.
Скопировать ссылку
http://archvuz.ru/2010_3/8/
Ссылка для цитирования статьи
Серикова Т.Ю. ВЗАИМОСВЯЗИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО И ВИЗУАЛЬНОГО В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИСКУССТВА [Электронный ресурс] / Т.Ю. Серикова //Архитектон: известия вузов. – 2010. – №3(31). – URL: http://archvuz.ru/2010_3/8
Серикова Татьяна Юрьевна
ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ АБСТРАКТНОЙ И ФИГУРАТИВНОЙ ЖИВОПИСИ НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА СИБИРСКИХ МАСТЕРОВ
Архитектон: известия вузов. №2 (30) Июнь, 2010
В статье затронута актуальная для современного искусства тема визуальности. На примерах работ сибирских художников автор рассматривает формирование визуальных образов в произведениях искусства, как абстрактного, так и фигуративного плана. В статье сравниваются образы мира высшего порядка, гор и мира подземного, существующие в картинах диаметрально противоположных по выразительному языку. Затронута проблема вербализации видимого образа. На основании проведенного анализа произведений автор делает вывод о том, что принципы, по которым строится, формируется визуальный образ, различны для работ абстрактного и фигуративного характера.
Скопировать ссылку
http://archvuz.ru/2010_2/17/
Ссылка для цитирования статьи
Серикова Т.Ю. ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ АБСТРАКТНОЙ И ФИГУРАТИВНОЙ ЖИВОПИСИ НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА СИБИРСКИХ МАСТЕРОВ [Электронный ресурс] /Т.Ю. Серикова //Архитектон: известия вузов. – 2010. – №2(30). – URL: http://archvuz.ru/2010_2/17
див для текста