Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Власов
Виктор
Георгиевич

Доктор искусствоведения, профессор.  
Международная ассоциация художественных критиков (AICA).

Италия, Рим, e-mail: natlukina@list.ru

ПУБЛИКАЦИИ

Власов Виктор Георгиевич
ИМЕНОВАНИЯ И АРХЕТИПЫ В АРХИТЕКТУРЕ: ТЕМА СТЕНЫ И ПРОЕМА

Архитектон: известия вузов. №4 (64) Декабрь, 2018

В статье рассматриваются отношения архитектурных форм и их наименований в истории, теории и практике архитектурной композиции. На основе синоптического подхода, объединяющего приемы лингвистического, структурного, иконографического, семантического и тектонического анализа, изучены примеры исторического развития традиционных тем колонны, арки, проема в виде колоннад, аркад, арочных окон. Динамическая концепция художественного пространства в архитектуре позволяет установить различия понятий структуры и формы, конструкции и композиции, эйдоса (идеи формы), логоса (установления), номоса (именования темы, мотива) и тектоса (строения). Эти отношения детерминируются хронотопографией (единством времени и места) и номотопографией (связи именования и места). Именования и переименования соединяют понятийную сферу и визуальные образы, обеспечивают понимание, интерпретацию и трансляцию смысловых значений в истории культуры. В статье показаны механизмы интерпретаций тем и мотивов, построения иконографических рядов по схеме: именование идеи – формальный архетип – комбинаторные вариации форм в их историческом развитии.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2018_4/1/

Ссылка для цитирования статьи

Власов В.Г. ИМЕНОВАНИЯ И АРХЕТИПЫ В АРХИТЕКТУРЕ: ТЕМА СТЕНЫ И ПРОЕМА [Электронный ресурс] / В.Г. Власов //Архитектон: известия вузов. – 2018. – №4(64). – URL: http://archvuz.ru/2018_4/1 

Власов Виктор Георгиевич
ПОЛИСТИЛИЗМ, ЭЛЕКТИВНЫЙ МЕТОД И КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПОЗИЦИЙ АРХИТЕКТУРЫ РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА

Архитектон: известия вузов. №3 (63) Сентябрь, 2018

В статье рассматриваются основные особенности русской классицистической церковной и светской архитектуры в контексте общеевропейского развития. Выявляются отношения иконографических источников, внутренних и внешних факторов, определивших своеобразие архитектуры русского классицизма как уникального явления в мировой практике. Сформулированы модусы формирования и развития национальной классицистической архитектуры: сращивание различных этапов, творческих методов и художественных стилей, образование уникальных стилевых метаструктур, элективность и эклектизм. В итоге автор предлагает классификацию сооружений, их планировочных и композиционных решений. Уникальность и многообразие памятников архитектуры русского классицизма приобретают значение своеобразного компендиума историко-региональной архитектуры.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2018_3/1/

Ссылка для цитирования статьи

Власов В.Г. ПОЛИСТИЛИЗМ, ЭЛЕКТИВНЫЙ МЕТОД И КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПОЗИЦИЙ АРХИТЕКТУРЫ РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА [Электронный ресурс] / В.Г. Власов //Архитектон: известия вузов. – 2018. – №3(63). – URL: http://archvuz.ru/2018_3/1 

Власов Виктор Георгиевич
ТРИАДА «ИСТОРИЗМ, СТИЛИЗАЦИЯ, ЭКЛЕКТИКА» И ПОСТМИЛЛЕНИЗМ В ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ИСКУССТВА

Архитектон: известия вузов. №3 (63) Сентябрь, 2018

В статье рассмотрены понятия историзма, стилизации и эклектики на отдельных примерах из истории изучения архитектонически-изобразительных искусств. Отмечена повторяемость этих феноменов художественного мышления в разные эпохи. По убеждению автора статьи, не бинарные, а триадно-гармоничные отношения понятий полнее отражают коллизии исторического развития культуры. Современную эпоху автор предлагает назвать постмилленизмом. Изложенный в статье подход позволит, в конечном итоге, представить названные термины в виде своеобразной классификационной системы. Подобная система носит предварительный характер, но она может быть использована в качестве одного из методических инструментов искусствоведческих исследований.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2018_3/18/

Ссылка для цитирования статьи

Власов В.Г. ТРИАДА «ИСТОРИЗМ, СТИЛИЗАЦИЯ, ЭКЛЕКТИКА» И ПОСТМИЛЛЕНИЗМ В ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ИСКУССТВА [Электронный ресурс] / В.Г. Власов //Архитектон: известия вузов. – 2018. – №3(63). – URL: http://archvuz.ru/2018_3/18 

Власов Виктор Георгиевич
АРХИТЕКТУРА КАК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. ТЕОРИЯ ОТКРЫТОЙ ФОРМЫ, ПРИНЦИП ПАРТИЦИПАЦИИ И СИНОПТИЧЕСКИЙ МЕТОД В ИСКУССТВОЗНАНИИ

Архитектон: известия вузов. №1 (61) Март, 2018

Историческое развитие архитектуры демонстрирует художественное преображение конструктивности и переход многих традиционных тем и мотивов в область метафорических значений. Архитектура представляет собой организующую силу всех искусств, она определяет место, структуру и функции сопричастных ей произведений живописи, графики и скульптуры, и поэтому архитектура – не только изобразительное, но также изображающее и преображающее искусство. Предметом изображения в архитектуре являются не объекты окружающей действительности, а наиболее общие понятия и субъективные переживания формы и пространства, физические и духовные силы, энергия, устремления, полет мысли в пространстве и времени. Мышление архитектора связано также с актуализацией так называемой открытой формы и принципом партиципации (партисипации) – соучастием творца и заказчика, зрителя, пользователя. Эти особенности объясняют феномен, который в XX–XXI вв., в отличие от традиционного синтеза искусств, отмечен взаимопроникновением методов технико-эстетической, художественной и экспозиционно-игровой деятельности. Отсюда особенное значение архитектонического мышления для всех видов пластических искусств, а также актуальность архитектуроцентричного знания и синоптического подхода, объединяющего многие методы и приемы искусствознания.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2018_1/1/

Ссылка для цитирования статьи

Власов В.Г. АРХИТЕКТУРА КАК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. ТЕОРИЯ ОТКРЫТОЙ ФОРМЫ, ПРИНЦИП ПАРТИЦИПАЦИИ И СИНОПТИЧЕСКИЙ МЕТОД В ИСКУССТВОЗНАНИИ [Электронный ресурс] / В.Г. Власов //Архитектон: известия вузов. – 2018. – №1(61). – URL: http://archvuz.ru/2018_1/1

Власов Виктор Георгиевич
ПОНДЕРАЦИЯ, «ЧАШНО-КУПОЛЬНЫЙ МИР» И СОВРЕМЕННАЯ ДИЗАЙН-ГРАФИКА

Архитектон: известия вузов. №4 (60) Декабрь, 2017

Пондерация – уравновешивание неравновесных частей – является одним из основных способов достижения композиционной целостности во всех видах архитектонически-изобразительных искусств: живописи, графике, скульптуре, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и дизайне. Способ уравновешивания можно наблюдать в искусстве разных эпох. Пондерация – отражение принципа мироздания, основанного на диссимметрии энергетических процессов и строения материальных тел. Поэтому динамическое равновесие является существенным критерием качества художественной формы. Можно утверждать, что способ уравновешивания, впервые научно обоснованный гештальтпсихологами начала ХХ в. в качестве идеальной формообразующей тенденции, является всеобщим. Автор статьи прослеживает эту тенденцию на разнообразных примерах.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2017_4/15/

Ссылка для цитирования статьи

Власов В.Г. ПОНДЕРАЦИЯ, «ЧАШНО-КУПОЛЬНЫЙ МИР» И СОВРЕМЕННАЯ ДИЗАЙН-ГРАФИКА [Электронный ресурс] /В.Г. Власов //Архитектон: известия вузов. – 2017. – №4(60). – URL: http://archvuz.ru/2017_4/15 

Власов Виктор Георгиевич
КОНЕЦ БИФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ. ИСЧЕЗАЮЩИЕ ВЕЩИ И НОВАЯ МОРФОЛОГИЯ ИСКУССТВА

Архитектон: известия вузов. №2 (58) Июнь, 2017

Автор рассматривает эволюцию представлений о месте и функциях архитектонических искусств (архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна) в прогрессирующей системе классов, родов, видов и разновидностей технико-эстетического и художественного творчества. Выявляется тенденция исторического преображения бифункциональности – преодоления раздвоенности содержания произведений прикладных видов искусства. В истории культуры бытовые вещи обретают все более широкое значение. Переход к символической функции наделяет утилитарные предметы новым иконическим содержанием. Возникает идея развеществления вещей, понимания и освоения вещи не в качестве материального тела, а как объекта историко-культурных и социальных отношений. Соответственно выстраивается морфология искусства XX–XXI вв.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2017_2/1/

Ссылка для цитирования статьи

Власов В.Г. КОНЕЦ БИФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ. ИСЧЕЗАЮЩИЕ ВЕЩИ И НОВАЯ МОРФОЛОГИЯ ИСКУССТВА [Электронный ресурс] / В.Г. Власов //Архитектон: известия вузов. – 2017. – №2(58). – URL: http://archvuz.ru/2017_2/1 

Власов Виктор Георгиевич
ОРДЕР И ОРДИНАЦИЯ В АРХИТЕКТУРЕ: ОТ МАРКА ВИТРУВИЯ ПОЛЛИОНА ДО МИШЕЛЯ ФУКО

Архитектон: известия вузов. №1 (57) Март, 2017

В статье рассмотрены понятие ордера и детали ордерной системы в архитектуре с точки зрения их художественной образности. Ордер – это не конструктивная система, а способ претворения утилитарной стоечно-балочной конструкции в ее изображение. Поэтому каждая деталь ордера вплоть до мельчайших является художественным тропом – результатом переноса смысловых значений с означаемого на означающее, с конструктивного прототипа на его семантического двойника. Отсюда важнейшее значение иконологии, феноменологии, семиологии и методологии структурного анализа для развития теории ордерности в современном архитектуроведении. Автор статьи соотносит традиционные онтологические категории архитектуры по трактату Витрувия с постструктуралистскими понятиями французского философа М. Фуко, изложенными им в работе «Слова и вещи» (1966). В результате появляется возможность построить более сложную типологию ордерных тем и мотивов в архитектуре. Такая типология демонстрирует помимо архитектонического живописно-пластический способ формообразования, что определяет широкий спектр элективных, комбинаторных и композитных приемов художественно-образного мышления в архитектуре.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2017_1/1/

Ссылка для цитирования статьи

Власов В.Г. ОРДЕР И ОРДИНАЦИЯ В АРХИТЕКТУРЕ: ОТ МАРКА ВИТРУВИЯ ПОЛЛИОНА ДО МИШЕЛЯ ФУКО [Электронный ресурс] / В.Г. Власов // Архитектон: известия вузов. – 2017. – №1(57). – URL: http://archvuz.ru/2017_1/1 

Власов Виктор Георгиевич
НАТУРАЛИЗМ ПОП-АРТА И ОБРАЗНОСТЬ ПОП-ДИЗАЙНА

Архитектон: известия вузов. №2 (54) Июнь, 2016

В статье рассмотрены связи и различия поп-арта и постиндустриального дизайна в эпоху «после постмодернизма». Поп-дизайн как разновидность коммерческого дизайна и массовой культуры характерен не только сходством, но и существенными отличиями от всех разновидностей неоавангардного искусства: акционизма, дадаизма, поп-арта, оп-арта, рэди-мэйд, компьютерных видеоинсталляций. Включенные в систему социальных коммуникаций, реального производства и потребления, произведения поп-дизайна в отличие от поп-арта действительно «работают», создавая мир выразительных образов.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2016_2/7/

Ссылка для цитирования статьи

Власов В.Г. НАТУРАЛИЗМ ПОП-АРТА И ОБРАЗНОСТЬ ПОП-ДИЗАЙНА [Электронный ресурс] /В.Г. Власов //Архитектон: известия вузов. – 2016. – №2(54). – URL: http://archvuz.ru/2016_2/7 

Власов Виктор Георгиевич
МГНОВЕНИЕ И ДЛИТЕЛЬНОСТЬ: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО В АРХИТЕКТОНИЧЕСКИ-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВАХ. К ПРОБЛЕМЕ «СИНТЕЗА ИСКУССТВ»

Архитектон: известия вузов. №2 (66) Июнь, 2019

В статье рассматриваются различные концепции времени в архитектонически-изобразительных искусствах (архитектуре, живописи, скульптуре, графике и дизайне). Автор критикует утверждения об исключительно пространственном характере архитектуры и изобразительного искусства и о неизменной актуальности художественных произведений. Существуя в мысленном пространственно-временнóм континууме, создаваемом художником и зрителем, такие произведения неумолимо меняются, их содержание преображается в зависимости от культурно-исторического контекста, предметно-пространственной среды, объективных условий и субъективных факторов восприятия. Феноменологически произведения пространственных искусств живут и движутся в воображаемом потоке времени. Анализируя единство изобразительного пространства и времени, а также осязательно-двигательных качеств формы в архитектуре, скульптуре и живописи, автор статьи предлагает новый подход к пониманию синтеза искусств.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2019_2/17/

Ссылка для цитирования статьи

Власов В.Г. МГНОВЕНИЕ И ДЛИТЕЛЬНОСТЬ: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО В АРХИТЕКТОНИЧЕСКИ-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВАХ. К ПРОБЛЕМЕ «СИНТЕЗА ИСКУССТВ» [Электронный ресурс] /  В.Г. Власов //Архитектон: известия вузов. – 2019. – №2(66). – URL: http://archvuz.ru/2019_2/17/ 

Власов Виктор Георгиевич
ОБРАЩАЕМОЕ ПРОСТРАНСТВО В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И ПРОЕКТИВНОМ МЫШЛЕНИИ

Архитектон: известия вузов. №1 (65) Март, 2019

В статье излагаются различные концепции изобразительного пространства, основанные на теориях вчувствования Т. Липпса – В. Воррингера (нем. Einfühlung), изобразительного рельефа А. фон Гильдебранда – В.А. Фаворского, обратной перспективы П. А. Флоренского, суммирования множественных точек зрения Л.Ф. Жегина, двух установок зрения Д.Н. Кардовского – Н.Э. Радлова. На основе сравнительного анализа пространственных концепций сделана попытка моделирования синоптической картины обращаемого пространства в различных видах изобразительного искусства и архитектурно-дизайнерского проектирования. Приведенные в статье примеры показывают общие закономерности многомерного «двигательного» концептуального пространства, оптимального для размещения в нем самых разнообразных изображаемых и проектируемых объектов.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2019_1/20/

Ссылка для цитирования статьи

Власов В.Г. ОБРАЩАЕМОЕ ПРОСТРАНСТВО В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И ПРОЕКТИВНОМ МЫШЛЕНИИ [Электронный ресурс] / В.Г. Власов //Архитектон: известия вузов. – 2019. – №1(65). – URL: http://archvuz.ru/2019_1/20 

Власов Виктор Георгиевич
ИТАЛЬЯНИЗМЫ В АРХИТЕКТУРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАНСЛЯЦИЯ ОБРАЗОВ АНТИЧНОСТИ И РЕНЕССАНСА

Архитектон: известия вузов. №2 (62) Июнь, 2018

Искусство классицизма предполагает следование определенным эстетическим нормам, а также использование в качестве иконографических источников произведений искусства классической древности. В архитектуре русского классицизма особое стилеобразующее значение имели итальянизмы – элементы и мотивы искусства классической Италии, включая античное наследие, ренессансные новации, классицистические элементы в искусстве барокко и маньеризма. Трансляция, или транспозиция, образов античности и итальянского ренессанса в архитектуру и монументально-декоративное искусство Санкт-Петербурга в значительной степени определяет его иконографию, иконологию и символику. Этот феномен не сводится к репликации прототипов, а представляет собой глубинный психологический процесс усвоения классического наследия путем реминисценций и мнемонических ассоциаций. Об этом свидетельствуют приводимые в статье примеры.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2018_2/11/

Ссылка для цитирования статьи

Власов В.Г. ИТАЛЬЯНИЗМЫ В АРХИТЕКТУРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАНСЛЯЦИЯ ОБРАЗОВ АНТИЧНОСТИ И РЕНЕССАНСА [Электронный ресурс] / В.Г. Власов //Архитектон: известия вузов. – 2018. – №2(62). – URL: http://archvuz.ru/2018_2/11 

Власов Виктор Георгиевич
АРХИТЕКТОНИЧЕСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ: ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ВОСПРИЯТИЯ АРХИТЕКТУРЫ

Архитектон: известия вузов. №2 (62) Июнь, 2018

В статье рассмотрена специфика восприятия произведений архитектуры с учетом феноменологических концепций в искусствознании XX–XXI вв. Показана особенность пространственно-временного континуума архитектурных сооружений. Архитектурную композицию автор не только сравнивает с «застывшей музыкой» или «умолкшей мелодией», но и соотносит с театром, кинематографом и даже балетом. Такие сравнения оказываются возможными на основе изучения особенностей архитектонического ритма и пластики, а также движения зрителя в создаваемом архитектурой сценическом пространстве. Поэтому не только пространство, но и время являются важнейшими формообразующими факторами архитектурной композиции. Эти положения иллюстрируются на примерах из истории классической итальянской архитектуры.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2018_2/1/

Ссылка для цитирования статьи

Власов В.Г. АРХИТЕКТОНИЧЕСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ: ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ВОСПРИЯТИЯ АРХИТЕКТУРЫ [Электронный ресурс] / В.Г. Власов //Архитектон: известия вузов. – 2018. – №2(62). – URL: http://archvuz.ru/2018_2/1 

Власов Виктор Георгиевич
ИСКУССТВОЗНАНИЕ ПРОТИВ ИСКУССТВА. ИЗОБРАЖЕНИЕ И ИНТЕРМЕДИАЛЬНАЯ РЕАЛИСТИКА

Архитектон: известия вузов. №4 (60) Декабрь, 2017

В статье рассматриваются отношения слова и изображения, логики и чувства, рациональной и иррациональной сторон художественного творчества, теории и практики, науки и литературы об искусстве. В качестве методологической основы использовано понятие интермедиальности. Выделены три взаимосвязанных предметных поля сотворческой деятельности художника и зрителя: художественное творчество, его научное изучение и интермедиальная область, включающая критику, эссеистику, имплицитную эстетику. Автор разделяет понятия искусствоведения и искусствознания. Первое имеет отношение к практической деятельности: датировке и атрибуции, систематизации, каталогизации, хранении, экспозиции, реставрации и реконструкции памятников. Искусствознание остается занятием узкого круга знатоков до тех пор, пока не реализуется в третьем направлении – параллельной искусству ментальной реальности, создаваемой адекватными самому искусству художественными средствами. Художественная литература об искусстве придает завершенность и практическое значение работе теоретика. Автор статьи называет ее интермедиальной реалистикой. Без нее искусствознание обречено на изоляцию, непонимание зрителя и, следовательно, на противостояние основной цели художественного творчества.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2017_4/14/

Ссылка для цитирования статьи

Власов В.Г. ИСКУССТВОЗНАНИЕ ПРОТИВ ИСКУССТВА. ИЗОБРАЖЕНИЕ И ИНТЕРМЕДИАЛЬНАЯ РЕАЛИСТИКА [Электронный ресурс] /В.Г. Власов //Архитектон: известия вузов. – 2017. – №4(60). – URL: http://archvuz.ru/2017_4/14 

Власов Виктор Георгиевич
РЕМИНИСЦЕНЦИЯ КАК МНЕМОНИКА АРХИТЕКТУРЫ

Архитектон: известия вузов. №3 (59) Сентябрь, 2017

В статье рассматриваются способы формообразования в архитектуре, основанные на реминисценции как особой форме творческого мышления, определяемой автором статьи в качестве мнемонической. Такой форме присущи метафорические приемы, отражающие исторические отношения стилизуемого образца и стилизующей композиции. Изучая особенности мнемонического мышления, можно выстроить иконографические ряды по степени творческой активности художника: репликация исторического прототипа, комбинаторная вариация традиционных элементов, ассоциативная интерпретация темы. Таким образом, в архитектуре, как и в других видах искусства – живописи, графике, литературе, драматургии, возникают исторические картины ассоциаций и аллюзий классики, органично сочетаемые с новациями композиций. Прочтение этих картин – задача образованного зрителя, дополняющего своим воображением семантику архитектурных сооружений.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2017_3/1/

Ссылка для цитирования статьи

Власов В.Г. РЕМИНИСЦЕНЦИЯ КАК МНЕМОНИКА АРХИТЕКТУРЫ [Электронный ресурс] / В.Г. Власов //Архитектон: известия вузов. – 2017. – №3(59). – URL: http://archvuz.ru/2017_3/1 

Власов Виктор Георгиевич
ТЕКТОНИКА И ДИССИММЕТРИЯ АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ

Архитектон: известия вузов. №4 (56) Декабрь, 2016

Статья посвящена исторически многообразным отношениям тектоники, свойствами которой являются симметрия и гармония пропорций, асимметрии и диссимметрии архитектурной композиции. В отличие от асимметрии (нарушения или полного отсутствия симметрии), диссимметрия предполагает закономерное подобие и одновременное различие элементов целого. Опираясь на труды классиков архитектурной теории, автор статьи находит решение проблемы в специфике пространственно-временного континуума архитектонической композиции – двигательном, или моторном, и живописно-пластическом характере архитектурного пространства. Эти особенности определяют методику проектирования и композиционное разнообразие построек. Нарушение исторически сложившихся связей тектоники, симметрии и диссимметрии приводит к перерождению искусства архитектуры в инсталляцию.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2016_4/1/

Ссылка для цитирования статьи

Власов В.Г. ТЕКТОНИКА И ДИССИММЕТРИЯ АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ [Электронный ресурс] / В.Г. Власов //Архитектон: известия вузов. – 2016. – №4(56). – URL: http://archvuz.ru/2016_4/1 

Власов Виктор Георгиевич
ИМПЛИЦИТНАЯ ЭСТЕТИКА, ГРАНИЦЫ ДИЛЕТАНТИЗМА И ДЕГРАДАЦИЯ КРИТИКИ

Архитектон: известия вузов. №3 (55) Сентябрь, 2016

В статье рассмотрены преимущества и недостатки имплицитной (скрытой) эстетики, или так называемой художнической теории искусства. В сравнении с академическим искусствознанием теоретическая рефлексия собственного творчества имела важное значение в деятельности русских художников рубежа XIX – XX вв. В конце XX в. имплицитная эстетика испытала новый подъем, раскрывая как сильные, так и слабые стороны. В этот же период художественная критика в значительной степени утратила свое значение, профессионализм и актуальность. По этой причине нарушились традиционные коммуникативные связи: художник – критик – зритель. Возникла ситуация, требующая специального изучения.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2016_3/1/

Ссылка для цитирования статьи

Власов В.Г. ИМПЛИЦИТНАЯ ЭСТЕТИКА, ГРАНИЦЫ ДИЛЕТАНТИЗМА И ДЕГРАДАЦИЯ КРИТИКИ [Электронный ресурс] / В.Г. Власов //Архитектон: известия вузов. – 2016. – №3(55). – URL: http://archvuz.ru/2016_3/1 

Власов Виктор Георгиевич
АРХИТЕКТУРА – ЗАСТЫВШАЯ МУЗЫКА ИЛИ ДВИЖУЩАЯСЯ МЕЛОДИЯ? (СПАСЕТ ГРАВИТАЦИЯ, А НЕ КРЕЩЕНДО)

Архитектон: известия вузов. №1 (53) Март, 2016

В статье по-новому рассматривается известное определение архитектуры как «застывшей музыки». Архитектурное сооружение, существуя в трехмерном пространстве, воспринимается во времени и движении, благодаря чему формирует особенное двигательное, или моторное, концептуальное пространство. Поэтому архитектурное сооружение логичнее называть не «застывшей музыкой», а «движущейся мелодией». Однако архитектоническая пластика не экспрессивна в обычном смысле слова, она уравновешена гравитацией: требованиями устойчивости, прочности, надежности. Нарушение этого правила – отказ от тектоничности – автор считает проявлением натуралистического мышления.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2016_1/1/

Ссылка для цитирования статьи

Власов В.Г. АРХИТЕКТУРА – ЗАСТЫВШАЯ МУЗЫКА ИЛИ ДВИЖУЩАЯСЯ МЕЛОДИЯ? (СПАСЕТ ГРАВИТАЦИЯ, А НЕ КРЕЩЕНДО)[Электронный ресурс] / В.Г. Власов //Архитектон: известия вузов. – 2016. – №1(53). – URL: http://archvuz.ru/2016_1/1 

Власов Виктор Георгиевич
МАЯТНИК ЧИЖЕВСКОГО, ИЛИ КАК ИСТОРИЯ УБИВАЕТ ГЕНИЕВ. ДОБАВЛЕНИЯ К ТЕОРИИ ПРОГРЕССИВНОГО ЦИКЛИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА Ф. И. ШМИТА

Архитектон: известия вузов. №1 (49) Март, 2015

В статье рассматривается оригинальная концепция всеобщей истории искусства русского ученого Федора Ивановича Шмита (1877–1937). Несмотря на скептическое отношение многих исследователей к идее цикличности, эта теория все еще занимает достойное место в отечественном искусствознании. Автор дополняет ее датами кризисов, провалов и гибели выдающихся художников. Эти трагические события складываются в картину не менее важную, чем картина рождения шедевров, и существенно дополняет концепцию прогрессивного циклического развития искусства.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2015_1/1/

Ссылка для цитирования статьи

Власов В.Г. МАЯТНИК ЧИЖЕВСКОГО, ИЛИ КАК ИСТОРИЯ УБИВАЕТ ГЕНИЕВ. ДОБАВЛЕНИЯ К ТЕОРИИ ПРОГРЕССИВНОГО ЦИКЛИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА Ф. И. ШМИТА [Электронный ресурс] / В.Г. Власов //Архитектон: известия вузов. – 2015. – №1(49). – URL: http://archvuz.ru/2015_1/1