Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Власов
Виктор
Георгиевич

Доктор искусствоведения, профессор.  
Международная ассоциация художественных критиков (AICA).

Италия, Рим, e-mail: natlukina@list.ru

ПУБЛИКАЦИИ

Власов Виктор Георгиевич
ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ВЕЩЬ: СИМУЛЯКРЫ ПРЕДМЕТНОГО ТВОРЧЕСТВА И БЕСПРЕДМЕТНОГО ИСКУССТВА. ИССЛЕДОВАНИЕ СООТНОШЕНИЯ ПОНЯТИЙ. Часть I: Оригинал и репродукция

Архитектон: известия вузов. №3 (67) Сентябрь, 2019

В статье рассматриваются соотношения понятий: объект, предмет, вещь в творческой практике, эстетической, культурологической и искусствоведческой парадигмах. Автор критикует распространенное понятие предметного творчества, включающее традиционное декоративно-прикладное искусство, народные художественные промыслы, ремесла и все разновидности дизайна. Наименование беспредметного искусства также уязвимо в свете философских концепций «вещного мира». Автор статьи анализирует основные концепции актуального искусства и тенденции развития новейшего дизайна. В итоге предлагается новая теоретико-методологическая модель «мира вещей» в искусстве XXI в.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2019_3/18/

Ссылка для цитирования статьи

Власов В.Г. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ВЕЩЬ: СИМУЛЯКРЫ ПРЕДМЕТНОГО ТВОРЧЕСТВА И БЕСПРЕДМЕТНОГО ИСКУССТВА. ИССЛЕДОВАНИЕ СООТНОШЕНИЯ ПОНЯТИЙ Часть I: Оригинал и репродукция[Электронный ресурс] /В.Г. Власов //Архитектон: известия вузов. – 2019. – №3(67). – URL: http://archvuz.ru/2019_3/18 

Власов Виктор Георгиевич
ИМЕНОВАНИЯ И АРХЕТИПЫ В АРХИТЕКТУРЕ: ТЕМА СТЕНЫ И ПРОЕМА

Архитектон: известия вузов. №4 (64) Декабрь, 2018

В статье рассматриваются отношения архитектурных форм и их наименований в истории, теории и практике архитектурной композиции. На основе синоптического подхода, объединяющего приемы лингвистического, структурного, иконографического, семантического и тектонического анализа, изучены примеры исторического развития традиционных тем колонны, арки, проема в виде колоннад, аркад, арочных окон. Динамическая концепция художественного пространства в архитектуре позволяет установить различия понятий структуры и формы, конструкции и композиции, эйдоса (идеи формы), логоса (установления), номоса (именования темы, мотива) и тектоса (строения). Эти отношения детерминируются хронотопографией (единством времени и места) и номотопографией (связи именования и места). Именования и переименования соединяют понятийную сферу и визуальные образы, обеспечивают понимание, интерпретацию и трансляцию смысловых значений в истории культуры. В статье показаны механизмы интерпретаций тем и мотивов, построения иконографических рядов по схеме: именование идеи – формальный архетип – комбинаторные вариации форм в их историческом развитии.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2018_4/1/

Ссылка для цитирования статьи

Власов В.Г. ИМЕНОВАНИЯ И АРХЕТИПЫ В АРХИТЕКТУРЕ: ТЕМА СТЕНЫ И ПРОЕМА [Электронный ресурс] / В.Г. Власов //Архитектон: известия вузов. – 2018. – №4(64). – URL: http://archvuz.ru/2018_4/1 

Власов Виктор Георгиевич
ПОЛИСТИЛИЗМ, ЭЛЕКТИВНЫЙ МЕТОД И КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПОЗИЦИЙ АРХИТЕКТУРЫ РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА

Архитектон: известия вузов. №3 (63) Сентябрь, 2018

В статье рассматриваются основные особенности русской классицистической церковной и светской архитектуры в контексте общеевропейского развития. Выявляются отношения иконографических источников, внутренних и внешних факторов, определивших своеобразие архитектуры русского классицизма как уникального явления в мировой практике. Сформулированы модусы формирования и развития национальной классицистической архитектуры: сращивание различных этапов, творческих методов и художественных стилей, образование уникальных стилевых метаструктур, элективность и эклектизм. В итоге автор предлагает классификацию сооружений, их планировочных и композиционных решений. Уникальность и многообразие памятников архитектуры русского классицизма приобретают значение своеобразного компендиума историко-региональной архитектуры.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2018_3/1/

Ссылка для цитирования статьи

Власов В.Г. ПОЛИСТИЛИЗМ, ЭЛЕКТИВНЫЙ МЕТОД И КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПОЗИЦИЙ АРХИТЕКТУРЫ РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА [Электронный ресурс] / В.Г. Власов //Архитектон: известия вузов. – 2018. – №3(63). – URL: http://archvuz.ru/2018_3/1 

Власов Виктор Георгиевич
ТРИАДА «ИСТОРИЗМ, СТИЛИЗАЦИЯ, ЭКЛЕКТИКА» И ПОСТМИЛЛЕНИЗМ В ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ИСКУССТВА

Архитектон: известия вузов. №3 (63) Сентябрь, 2018

В статье рассмотрены понятия историзма, стилизации и эклектики на отдельных примерах из истории изучения архитектонически-изобразительных искусств. Отмечена повторяемость этих феноменов художественного мышления в разные эпохи. По убеждению автора статьи, не бинарные, а триадно-гармоничные отношения понятий полнее отражают коллизии исторического развития культуры. Современную эпоху автор предлагает назвать постмилленизмом. Изложенный в статье подход позволит, в конечном итоге, представить названные термины в виде своеобразной классификационной системы. Подобная система носит предварительный характер, но она может быть использована в качестве одного из методических инструментов искусствоведческих исследований.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2018_3/18/

Ссылка для цитирования статьи

Власов В.Г. ТРИАДА «ИСТОРИЗМ, СТИЛИЗАЦИЯ, ЭКЛЕКТИКА» И ПОСТМИЛЛЕНИЗМ В ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ИСКУССТВА [Электронный ресурс] / В.Г. Власов //Архитектон: известия вузов. – 2018. – №3(63). – URL: http://archvuz.ru/2018_3/18 

Власов Виктор Георгиевич
ИТАЛЬЯНИЗМЫ В АРХИТЕКТУРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАНСЛЯЦИЯ ОБРАЗОВ АНТИЧНОСТИ И РЕНЕССАНСА

Архитектон: известия вузов. №2 (62) Июнь, 2018

Искусство классицизма предполагает следование определенным эстетическим нормам, а также использование в качестве иконографических источников произведений искусства классической древности. В архитектуре русского классицизма особое стилеобразующее значение имели итальянизмы – элементы и мотивы искусства классической Италии, включая античное наследие, ренессансные новации, классицистические элементы в искусстве барокко и маньеризма. Трансляция, или транспозиция, образов античности и итальянского ренессанса в архитектуру и монументально-декоративное искусство Санкт-Петербурга в значительной степени определяет его иконографию, иконологию и символику. Этот феномен не сводится к репликации прототипов, а представляет собой глубинный психологический процесс усвоения классического наследия путем реминисценций и мнемонических ассоциаций. Об этом свидетельствуют приводимые в статье примеры.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2018_2/11/

Ссылка для цитирования статьи

Власов В.Г. ИТАЛЬЯНИЗМЫ В АРХИТЕКТУРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАНСЛЯЦИЯ ОБРАЗОВ АНТИЧНОСТИ И РЕНЕССАНСА [Электронный ресурс] / В.Г. Власов //Архитектон: известия вузов. – 2018. – №2(62). – URL: http://archvuz.ru/2018_2/11 

Власов Виктор Георгиевич
АРХИТЕКТОНИЧЕСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ: ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ВОСПРИЯТИЯ АРХИТЕКТУРЫ

Архитектон: известия вузов. №2 (62) Июнь, 2018

В статье рассмотрена специфика восприятия произведений архитектуры с учетом феноменологических концепций в искусствознании XX–XXI вв. Показана особенность пространственно-временного континуума архитектурных сооружений. Архитектурную композицию автор не только сравнивает с «застывшей музыкой» или «умолкшей мелодией», но и соотносит с театром, кинематографом и даже балетом. Такие сравнения оказываются возможными на основе изучения особенностей архитектонического ритма и пластики, а также движения зрителя в создаваемом архитектурой сценическом пространстве. Поэтому не только пространство, но и время являются важнейшими формообразующими факторами архитектурной композиции. Эти положения иллюстрируются на примерах из истории классической итальянской архитектуры.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2018_2/1/

Ссылка для цитирования статьи

Власов В.Г. АРХИТЕКТОНИЧЕСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ: ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ВОСПРИЯТИЯ АРХИТЕКТУРЫ [Электронный ресурс] / В.Г. Власов //Архитектон: известия вузов. – 2018. – №2(62). – URL: http://archvuz.ru/2018_2/1 

Власов Виктор Георгиевич
АРХИТЕКТУРА КАК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. ТЕОРИЯ ОТКРЫТОЙ ФОРМЫ, ПРИНЦИП ПАРТИЦИПАЦИИ И СИНОПТИЧЕСКИЙ МЕТОД В ИСКУССТВОЗНАНИИ

Архитектон: известия вузов. №1 (61) Март, 2018

Историческое развитие архитектуры демонстрирует художественное преображение конструктивности и переход многих традиционных тем и мотивов в область метафорических значений. Архитектура представляет собой организующую силу всех искусств, она определяет место, структуру и функции сопричастных ей произведений живописи, графики и скульптуры, и поэтому архитектура – не только изобразительное, но также изображающее и преображающее искусство. Предметом изображения в архитектуре являются не объекты окружающей действительности, а наиболее общие понятия и субъективные переживания формы и пространства, физические и духовные силы, энергия, устремления, полет мысли в пространстве и времени. Мышление архитектора связано также с актуализацией так называемой открытой формы и принципом партиципации (партисипации) – соучастием творца и заказчика, зрителя, пользователя. Эти особенности объясняют феномен, который в XX–XXI вв., в отличие от традиционного синтеза искусств, отмечен взаимопроникновением методов технико-эстетической, художественной и экспозиционно-игровой деятельности. Отсюда особенное значение архитектонического мышления для всех видов пластических искусств, а также актуальность архитектуроцентричного знания и синоптического подхода, объединяющего многие методы и приемы искусствознания.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2018_1/1/

Ссылка для цитирования статьи

Власов В.Г. АРХИТЕКТУРА КАК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. ТЕОРИЯ ОТКРЫТОЙ ФОРМЫ, ПРИНЦИП ПАРТИЦИПАЦИИ И СИНОПТИЧЕСКИЙ МЕТОД В ИСКУССТВОЗНАНИИ [Электронный ресурс] / В.Г. Власов //Архитектон: известия вузов. – 2018. – №1(61). – URL: http://archvuz.ru/2018_1/1

Власов Виктор Георгиевич
ПОНДЕРАЦИЯ, «ЧАШНО-КУПОЛЬНЫЙ МИР» И СОВРЕМЕННАЯ ДИЗАЙН-ГРАФИКА

Архитектон: известия вузов. №4 (60) Декабрь, 2017

Пондерация – уравновешивание неравновесных частей – является одним из основных способов достижения композиционной целостности во всех видах архитектонически-изобразительных искусств: живописи, графике, скульптуре, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и дизайне. Способ уравновешивания можно наблюдать в искусстве разных эпох. Пондерация – отражение принципа мироздания, основанного на диссимметрии энергетических процессов и строения материальных тел. Поэтому динамическое равновесие является существенным критерием качества художественной формы. Можно утверждать, что способ уравновешивания, впервые научно обоснованный гештальтпсихологами начала ХХ в. в качестве идеальной формообразующей тенденции, является всеобщим. Автор статьи прослеживает эту тенденцию на разнообразных примерах.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2017_4/15/

Ссылка для цитирования статьи

Власов В.Г. ПОНДЕРАЦИЯ, «ЧАШНО-КУПОЛЬНЫЙ МИР» И СОВРЕМЕННАЯ ДИЗАЙН-ГРАФИКА [Электронный ресурс] /В.Г. Власов //Архитектон: известия вузов. – 2017. – №4(60). – URL: http://archvuz.ru/2017_4/15 

Власов Виктор Георгиевич
РЕМИНИСЦЕНЦИЯ КАК МНЕМОНИКА АРХИТЕКТУРЫ

Архитектон: известия вузов. №3 (59) Сентябрь, 2017

В статье рассматриваются способы формообразования в архитектуре, основанные на реминисценции как особой форме творческого мышления, определяемой автором статьи в качестве мнемонической. Такой форме присущи метафорические приемы, отражающие исторические отношения стилизуемого образца и стилизующей композиции. Изучая особенности мнемонического мышления, можно выстроить иконографические ряды по степени творческой активности художника: репликация исторического прототипа, комбинаторная вариация традиционных элементов, ассоциативная интерпретация темы. Таким образом, в архитектуре, как и в других видах искусства – живописи, графике, литературе, драматургии, возникают исторические картины ассоциаций и аллюзий классики, органично сочетаемые с новациями композиций. Прочтение этих картин – задача образованного зрителя, дополняющего своим воображением семантику архитектурных сооружений.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2017_3/1/

Ссылка для цитирования статьи

Власов В.Г. РЕМИНИСЦЕНЦИЯ КАК МНЕМОНИКА АРХИТЕКТУРЫ [Электронный ресурс] / В.Г. Власов //Архитектон: известия вузов. – 2017. – №3(59). – URL: http://archvuz.ru/2017_3/1 

Власов Виктор Георгиевич
КОНЕЦ БИФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ. ИСЧЕЗАЮЩИЕ ВЕЩИ И НОВАЯ МОРФОЛОГИЯ ИСКУССТВА

Архитектон: известия вузов. №2 (58) Июнь, 2017

Автор рассматривает эволюцию представлений о месте и функциях архитектонических искусств (архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна) в прогрессирующей системе классов, родов, видов и разновидностей технико-эстетического и художественного творчества. Выявляется тенденция исторического преображения бифункциональности – преодоления раздвоенности содержания произведений прикладных видов искусства. В истории культуры бытовые вещи обретают все более широкое значение. Переход к символической функции наделяет утилитарные предметы новым иконическим содержанием. Возникает идея развеществления вещей, понимания и освоения вещи не в качестве материального тела, а как объекта историко-культурных и социальных отношений. Соответственно выстраивается морфология искусства XX–XXI вв.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2017_2/1/

Ссылка для цитирования статьи

Власов В.Г. КОНЕЦ БИФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ. ИСЧЕЗАЮЩИЕ ВЕЩИ И НОВАЯ МОРФОЛОГИЯ ИСКУССТВА [Электронный ресурс] / В.Г. Власов //Архитектон: известия вузов. – 2017. – №2(58). – URL: http://archvuz.ru/2017_2/1 

Власов Виктор Георгиевич
ОРДЕР И ОРДИНАЦИЯ В АРХИТЕКТУРЕ: ОТ МАРКА ВИТРУВИЯ ПОЛЛИОНА ДО МИШЕЛЯ ФУКО

Архитектон: известия вузов. №1 (57) Март, 2017

В статье рассмотрены понятие ордера и детали ордерной системы в архитектуре с точки зрения их художественной образности. Ордер – это не конструктивная система, а способ претворения утилитарной стоечно-балочной конструкции в ее изображение. Поэтому каждая деталь ордера вплоть до мельчайших является художественным тропом – результатом переноса смысловых значений с означаемого на означающее, с конструктивного прототипа на его семантического двойника. Отсюда важнейшее значение иконологии, феноменологии, семиологии и методологии структурного анализа для развития теории ордерности в современном архитектуроведении. Автор статьи соотносит традиционные онтологические категории архитектуры по трактату Витрувия с постструктуралистскими понятиями французского философа М. Фуко, изложенными им в работе «Слова и вещи» (1966). В результате появляется возможность построить более сложную типологию ордерных тем и мотивов в архитектуре. Такая типология демонстрирует помимо архитектонического живописно-пластический способ формообразования, что определяет широкий спектр элективных, комбинаторных и композитных приемов художественно-образного мышления в архитектуре.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2017_1/1/

Ссылка для цитирования статьи

Власов В.Г. ОРДЕР И ОРДИНАЦИЯ В АРХИТЕКТУРЕ: ОТ МАРКА ВИТРУВИЯ ПОЛЛИОНА ДО МИШЕЛЯ ФУКО [Электронный ресурс] / В.Г. Власов // Архитектон: известия вузов. – 2017. – №1(57). – URL: http://archvuz.ru/2017_1/1 

Власов Виктор Георгиевич
НАТУРАЛИЗМ ПОП-АРТА И ОБРАЗНОСТЬ ПОП-ДИЗАЙНА

Архитектон: известия вузов. №2 (54) Июнь, 2016

В статье рассмотрены связи и различия поп-арта и постиндустриального дизайна в эпоху «после постмодернизма». Поп-дизайн как разновидность коммерческого дизайна и массовой культуры характерен не только сходством, но и существенными отличиями от всех разновидностей неоавангардного искусства: акционизма, дадаизма, поп-арта, оп-арта, рэди-мэйд, компьютерных видеоинсталляций. Включенные в систему социальных коммуникаций, реального производства и потребления, произведения поп-дизайна в отличие от поп-арта действительно «работают», создавая мир выразительных образов.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2016_2/7/

Ссылка для цитирования статьи

Власов В.Г. НАТУРАЛИЗМ ПОП-АРТА И ОБРАЗНОСТЬ ПОП-ДИЗАЙНА [Электронный ресурс] /В.Г. Власов //Архитектон: известия вузов. – 2016. – №2(54). – URL: http://archvuz.ru/2016_2/7 

Власов Виктор Георгиевич
ЭСТЕТИКА ПУСТОТЫ В НОВЕЙШЕЙ АРХИТЕКТУРЕ И ДИЗАЙНЕ (ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ)

Архитектон: известия вузов. №4 (52) Декабрь, 2015

В статье рассматривается категория пустоты в традиционной и современной эстетике. В соответствии с новейшими философскими концепциями изложены основные аспекты переосмысления категории пустоты в архитектурных сооружениях – семантика, композиционные функции и особенности эстетического восприятия. Рассмотрены примеры использования пустотных мотивов в новейшей японской, ближневосточной и западноевропейской архитектуре, понятие «нулевой формы», или «антиформы», в современном дизайне. Анализ формообразования новейших объектов показывает их внестилевую природу, нарушающую привычную связь произведения с окружающей средой. Отсюда новое понимание экологического проектирования как прогнозирования потребительских свойств путем создания поливариантной и даже внешне неупорядоченной среды. Именно такое пространство, свободное от насильственной упорядоченности, скорее всего, станет предметом будущей дизайн-деятельности.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2015_4/1/

Ссылка для цитирования статьи

Власов В.Г. ЭСТЕТИКА ПУСТОТЫ В НОВЕЙШЕЙ АРХИТЕКТУРЕ И ДИЗАЙНЕ (ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ)[Электронный ресурс] / В.Г. Власов//Архитектон: известия вузов. – 2015. – №4(52). – URL: http://archvuz.ru/2015_4/1 

Власов Виктор Георгиевич
РОМАНТИЧЕСКАЯ КОНСТАНТА В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ И ВНЕСТИЛЕВАЯ РОМАНТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА

Архитектон: известия вузов. №4 (48) Декабрь, 2014

В статье изложена концепция романтической константы в истории искусства в применении к постклассической архитектуре. Новое понимание содержания и исторического развития архитектуры модерна, модернизма и постмодернизма в русле внестилевых закономерностей формообразования приводит к осознанию особой эстетической ценности, а также специфики структуры и функций архитектурно-дизайнерского проектирования в наше время.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2014_4/1/

Ссылка для цитирования статьи

Власов В.Г. РОМАНТИЧЕСКАЯ КОНСТАНТА В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ И ВНЕСТИЛЕВАЯ РОМАНТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА [Электронный ресурс] /В.Г. Власов //Архитектон: известия вузов. – 2014. – №4(48). – URL: http://archvuz.ru/2014_4/1 

Власов Виктор Георгиевич
ИСТОРИЗМ АРХИТЕКТУРЫ И ТРИАДА ВИТРУВИЯ КАК МЕТАФОРА ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Архитектон: известия вузов. №2 (46) Июнь, 2014

В статье изложена концепция общности закономерностей формообразования в классической архитектуре и современном дизайнерском проектировании. Проведен сравнительный анализ двух основополагающих законов: триады Витрувия (польза, прочность, красота) – основы классической архитектуры, и триады классического, или промышленного, дизайна (функция, форма, качество). Новое понимание содержания и исторического развития этих законов приводит к выводам об их конвергенции и преображению в наше время в более сложную взаимозависимость. Особенность этого процесса, характерного для искусства XX–XXI веков, характеризуется ключевым словом «метафора»: перенесением свойств одного предмета на другой и слиянием их смыслов.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2014_2/1/

Ссылка для цитирования статьи

Власов В.Г. ИСТОРИЗМ АРХИТЕКТУРЫ И ТРИАДА ВИТРУВИЯ КАК МЕТАФОРА ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ [Электронный ресурс] /В.Г. Власов //Архитектон: известия вузов. – 2014. – №2(46). – URL: http://archvuz.ru/2014_2/1 

Власов Виктор Георгиевич
МАТРИЦА КЛИПОВ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ИСКУССТВА

Архитектон: известия вузов. №1 (45) Март, 2014

В статье излагается новейшая концепция мультивариантного подхода к изучению истории и теории всех видов архитектонически-изобразительных искусств: архитектуры, живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства и дизайна. Автором предложена новая познавательная структура, объединяющая историко-описательный, структурно-аналитический, синхронный и диахронный методы, различные комбинаторные и эвристические приемы. В итоге автор формирует так называемую матрицу кратких вопросов, стимулирующих многостороннюю дискуссию и интерактивное мышление учащихся.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2014_1/15/

Ссылка для цитирования статьи

Власов В.Г. МАТРИЦА КЛИПОВ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ИСКУССТВА [Электронный ресурс] /В.Г. Власов //Архитектон: известия вузов. – 2014. – №1(45). – URL: http://archvuz.ru/2014_1/15 

Власов Виктор Георгиевич
АРХИТЕКТОНИЧЕСКАЯ ФОРМА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ, АРХИТЕКТУРЕ И ДИЗАЙНЕ: ЕДИНСТВО МЕТОДОЛОГИИ, ТИПОЛОГИИ И ТЕРМИНОЛОГИИ

Архитектон: известия вузов. №3 (43) Сентябрь, 2013

В статье рассмотрены проблемы теории композиции и формообразования в разных видах изобразительного искусства, а также «предметного творчества»: архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна. Сделана попытка смоделировать единую систему терминологии, типологии и методики изучения архитектонической формы в этих видах искусства. Такая система имеет важное значение во «встраивании» современной технико-эстетической деятельности в традиционную систему гуманитарных ценностей.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2013_3/1/

Ссылка для цитирования статьи

Власов В.Г. АРХИТЕКТОНИЧЕСКАЯ ФОРМА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ, АРХИТЕКТУРЕ И ДИЗАЙНЕ: ЕДИНСТВО МЕТОДОЛОГИИ, ТИПОЛОГИИ И ТЕРМИНОЛОГИИ [Электронный ресурс] / В.Г. Власов //Архитектон: известия вузов. – 2013. – №3(43). – URL: http://archvuz.ru/2013_3/1 

Власов Виктор Георгиевич
НИЧТОЖНОСТЬ АРХИТЕКТУРНОЙ ТЕОРИИ ПОСТМОДЕРНИЗМА

Архитектон: известия вузов. №2 (42) Июнь, 2013

В статье рассмотрены некоторые идеи и концепции теоретиков архитектуры постмодернизма второй половины XX в., проведен их сравнительный анализ с классическими теориями композиции и формообразования, хорошо известными в истории архитектуры. Сделан вывод о принципиальной компилятивности и вторичности этих теорий. В сущности, они являются возвращением к классическим основам архитектурной теории, но эклектичны и перенасыщены излишними дефинициями, почерпнутыми из смежных областей научного знания: лингвистики, семиологии, философской синергетики и структурализма.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2013_2/1/

Ссылка для цитирования статьи

Власов В.Г. НИЧТОЖНОСТЬ АРХИТЕКТУРНОЙ ТЕОРИИ ПОСТМОДЕРНИЗМА [Электронный ресурс] /В.Г. Власов //Архитектон: известия вузов. – 2013. – №2(42). – URL: http://archvuz.ru/2013_2/1 

Власов Виктор Георгиевич
ДИЗАЙН-АРХИТЕКТУРА И XXI ВЕК

Архитектон: известия вузов. №1 (41) Март, 2013

В статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением тенденций сближения и интеграции методов традиционного архитектурного и новейшего дизайнерского проектирования, которые наметились в искусстве постмодернизма второй половины XX века и, вероятнее всего, получат дальнейшее развитие в XXI столетии. Изучение этой проблемы имеет важное теоретическое и методологическое значение как часть междисциплинарных исследований художественной культуры.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2013_1/0/

Ссылка для цитирования статьи

Власов В.Г. ДИЗАЙН-АРХИТЕКТУРА И XXI ВЕК [Электронный ресурс] /В.Г. Власов //Архитектон: известия вузов. – 2013. – №1(41). – URL: http://archvuz.ru/2013_1/1 

Власов Виктор Георгиевич
МГНОВЕНИЕ И ДЛИТЕЛЬНОСТЬ: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО В АРХИТЕКТОНИЧЕСКИ-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВАХ. К ПРОБЛЕМЕ «СИНТЕЗА ИСКУССТВ»

Архитектон: известия вузов. №2 (66) Июнь, 2019

В статье рассматриваются различные концепции времени в архитектонически-изобразительных искусствах (архитектуре, живописи, скульптуре, графике и дизайне). Автор критикует утверждения об исключительно пространственном характере архитектуры и изобразительного искусства и о неизменной актуальности художественных произведений. Существуя в мысленном пространственно-временнóм континууме, создаваемом художником и зрителем, такие произведения неумолимо меняются, их содержание преображается в зависимости от культурно-исторического контекста, предметно-пространственной среды, объективных условий и субъективных факторов восприятия. Феноменологически произведения пространственных искусств живут и движутся в воображаемом потоке времени. Анализируя единство изобразительного пространства и времени, а также осязательно-двигательных качеств формы в архитектуре, скульптуре и живописи, автор статьи предлагает новый подход к пониманию синтеза искусств.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2019_2/17/

Ссылка для цитирования статьи

Власов В.Г. МГНОВЕНИЕ И ДЛИТЕЛЬНОСТЬ: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО В АРХИТЕКТОНИЧЕСКИ-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВАХ. К ПРОБЛЕМЕ «СИНТЕЗА ИСКУССТВ» [Электронный ресурс] /  В.Г. Власов //Архитектон: известия вузов. – 2019. – №2(66). – URL: http://archvuz.ru/2019_2/17/ 

Власов Виктор Георгиевич
ОБРАЩАЕМОЕ ПРОСТРАНСТВО В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И ПРОЕКТИВНОМ МЫШЛЕНИИ

Архитектон: известия вузов. №1 (65) Март, 2019

В статье излагаются различные концепции изобразительного пространства, основанные на теориях вчувствования Т. Липпса – В. Воррингера (нем. Einfühlung), изобразительного рельефа А. фон Гильдебранда – В.А. Фаворского, обратной перспективы П. А. Флоренского, суммирования множественных точек зрения Л.Ф. Жегина, двух установок зрения Д.Н. Кардовского – Н.Э. Радлова. На основе сравнительного анализа пространственных концепций сделана попытка моделирования синоптической картины обращаемого пространства в различных видах изобразительного искусства и архитектурно-дизайнерского проектирования. Приведенные в статье примеры показывают общие закономерности многомерного «двигательного» концептуального пространства, оптимального для размещения в нем самых разнообразных изображаемых и проектируемых объектов.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2019_1/20/

Ссылка для цитирования статьи

Власов В.Г. ОБРАЩАЕМОЕ ПРОСТРАНСТВО В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И ПРОЕКТИВНОМ МЫШЛЕНИИ [Электронный ресурс] / В.Г. Власов //Архитектон: известия вузов. – 2019. – №1(65). – URL: http://archvuz.ru/2019_1/20 

Власов Виктор Георгиевич
ИСКУССТВОЗНАНИЕ ПРОТИВ ИСКУССТВА. ИЗОБРАЖЕНИЕ И ИНТЕРМЕДИАЛЬНАЯ РЕАЛИСТИКА

Архитектон: известия вузов. №4 (60) Декабрь, 2017

В статье рассматриваются отношения слова и изображения, логики и чувства, рациональной и иррациональной сторон художественного творчества, теории и практики, науки и литературы об искусстве. В качестве методологической основы использовано понятие интермедиальности. Выделены три взаимосвязанных предметных поля сотворческой деятельности художника и зрителя: художественное творчество, его научное изучение и интермедиальная область, включающая критику, эссеистику, имплицитную эстетику. Автор разделяет понятия искусствоведения и искусствознания. Первое имеет отношение к практической деятельности: датировке и атрибуции, систематизации, каталогизации, хранении, экспозиции, реставрации и реконструкции памятников. Искусствознание остается занятием узкого круга знатоков до тех пор, пока не реализуется в третьем направлении – параллельной искусству ментальной реальности, создаваемой адекватными самому искусству художественными средствами. Художественная литература об искусстве придает завершенность и практическое значение работе теоретика. Автор статьи называет ее интермедиальной реалистикой. Без нее искусствознание обречено на изоляцию, непонимание зрителя и, следовательно, на противостояние основной цели художественного творчества.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2017_4/14/

Ссылка для цитирования статьи

Власов В.Г. ИСКУССТВОЗНАНИЕ ПРОТИВ ИСКУССТВА. ИЗОБРАЖЕНИЕ И ИНТЕРМЕДИАЛЬНАЯ РЕАЛИСТИКА [Электронный ресурс] /В.Г. Власов //Архитектон: известия вузов. – 2017. – №4(60). – URL: http://archvuz.ru/2017_4/14 

Власов Виктор Георгиевич
ТЕКТОНИКА И ДИССИММЕТРИЯ АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ

Архитектон: известия вузов. №4 (56) Декабрь, 2016

Статья посвящена исторически многообразным отношениям тектоники, свойствами которой являются симметрия и гармония пропорций, асимметрии и диссимметрии архитектурной композиции. В отличие от асимметрии (нарушения или полного отсутствия симметрии), диссимметрия предполагает закономерное подобие и одновременное различие элементов целого. Опираясь на труды классиков архитектурной теории, автор статьи находит решение проблемы в специфике пространственно-временного континуума архитектонической композиции – двигательном, или моторном, и живописно-пластическом характере архитектурного пространства. Эти особенности определяют методику проектирования и композиционное разнообразие построек. Нарушение исторически сложившихся связей тектоники, симметрии и диссимметрии приводит к перерождению искусства архитектуры в инсталляцию.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2016_4/1/

Ссылка для цитирования статьи

Власов В.Г. ТЕКТОНИКА И ДИССИММЕТРИЯ АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ [Электронный ресурс] / В.Г. Власов //Архитектон: известия вузов. – 2016. – №4(56). – URL: http://archvuz.ru/2016_4/1 

Власов Виктор Георгиевич
ИМПЛИЦИТНАЯ ЭСТЕТИКА, ГРАНИЦЫ ДИЛЕТАНТИЗМА И ДЕГРАДАЦИЯ КРИТИКИ

Архитектон: известия вузов. №3 (55) Сентябрь, 2016

В статье рассмотрены преимущества и недостатки имплицитной (скрытой) эстетики, или так называемой художнической теории искусства. В сравнении с академическим искусствознанием теоретическая рефлексия собственного творчества имела важное значение в деятельности русских художников рубежа XIX – XX вв. В конце XX в. имплицитная эстетика испытала новый подъем, раскрывая как сильные, так и слабые стороны. В этот же период художественная критика в значительной степени утратила свое значение, профессионализм и актуальность. По этой причине нарушились традиционные коммуникативные связи: художник – критик – зритель. Возникла ситуация, требующая специального изучения.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2016_3/1/

Ссылка для цитирования статьи

Власов В.Г. ИМПЛИЦИТНАЯ ЭСТЕТИКА, ГРАНИЦЫ ДИЛЕТАНТИЗМА И ДЕГРАДАЦИЯ КРИТИКИ [Электронный ресурс] / В.Г. Власов //Архитектон: известия вузов. – 2016. – №3(55). – URL: http://archvuz.ru/2016_3/1 

Власов Виктор Георгиевич
АРХИТЕКТУРА – ЗАСТЫВШАЯ МУЗЫКА ИЛИ ДВИЖУЩАЯСЯ МЕЛОДИЯ? (СПАСЕТ ГРАВИТАЦИЯ, А НЕ КРЕЩЕНДО)

Архитектон: известия вузов. №1 (53) Март, 2016

В статье по-новому рассматривается известное определение архитектуры как «застывшей музыки». Архитектурное сооружение, существуя в трехмерном пространстве, воспринимается во времени и движении, благодаря чему формирует особенное двигательное, или моторное, концептуальное пространство. Поэтому архитектурное сооружение логичнее называть не «застывшей музыкой», а «движущейся мелодией». Однако архитектоническая пластика не экспрессивна в обычном смысле слова, она уравновешена гравитацией: требованиями устойчивости, прочности, надежности. Нарушение этого правила – отказ от тектоничности – автор считает проявлением натуралистического мышления.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2016_1/1/

Ссылка для цитирования статьи

Власов В.Г. АРХИТЕКТУРА – ЗАСТЫВШАЯ МУЗЫКА ИЛИ ДВИЖУЩАЯСЯ МЕЛОДИЯ? (СПАСЕТ ГРАВИТАЦИЯ, А НЕ КРЕЩЕНДО)[Электронный ресурс] / В.Г. Власов //Архитектон: известия вузов. – 2016. – №1(53). – URL: http://archvuz.ru/2016_1/1 

Власов Виктор Георгиевич
ТЕОРИЯ ХАОСА, АРИТМОЛОГИЯ И МЕТОДЫ КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗА В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВОЗНАНИИ

Архитектон: известия вузов. №3 (51) Сентябрь, 2015

В статье изложены идеи постструктуралистской методологии изучения искусства. На основе теории хаоса И. Пригожина и И. Стенгерс, концепции аритмологии П.А. Флоренского и теории кластерного анализа Р.Ч. Триона предлагается новый способ изучения особенностей произведений разных видов искусства, посредством расположения их на «карте кластеров» («пучков скоплений»). Изучение формальных качеств произведений искусства по предлагаемым критериям дает возможность проследить тенденции их исторического развития, прежде всего, используя цифровые технологии. Таким образом, кластерный анализ раскрывает возможности компьютерного моделирования в искусствознании.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2015_3/1/

Ссылка для цитирования статьи

Власов В.Г. ТЕОРИЯ ХАОСА, АРИТМОЛОГИЯ И МЕТОДЫ КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗА В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВОЗНАНИИ [Электронный ресурс] / В.Г. Власов //Архитектон: известия вузов. – 2015. – №3(51). – URL: http://archvuz.ru/2015_3/1 

Власов Виктор Георгиевич
ПОНЯТИЯ ГАРМОНИИ, КРАСОТЫ И АРХИТЕКТОНИЧЕСКОЙ ФОРМЫ В ИМПЛИЦИТНОЙ ЭСТЕТИКЕ

Архитектон: известия вузов. №2 (50) Июнь, 2015

Понятия гармонии, красоты, архитектоники являются ключевыми для эстетики, истории и теории искусства. Они имеют важное значение для теории композиции и формообразования в визуальных искусствах (архитектуре, изобразительном, декоративно-прикладном искусстве и дизайне). Представители имплицитной (скрытой) эстетики, т. е. художники, склонные к теоретической рефлексии собственного опыта, своеобразно интерпретируют эти понятия. В статье рассмотрены различия понятий гармонии и красоты, их связь с теорией пропорционирования в архитектуре, роль S-образной линии как «интеграла красоты». Показано значение концепций «мышления формой» и архитектонической формы, объединяющей закономерности формообразования в разных видах искусства.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2015_2/1/

Ссылка для цитирования статьи

Власов В.Г. ПОНЯТИЯ ГАРМОНИИ, КРАСОТЫ И АРХИТЕКТОНИЧЕСКОЙ ФОРМЫ В ИМПЛИЦИТНОЙ ЭСТЕТИКЕ [Электронный ресурс] / В.Г. Власов //Архитектон: известия вузов. – 2015. – №2(50). – URL: http://archvuz.ru/2015_2/1 

Власов Виктор Георгиевич
МАЯТНИК ЧИЖЕВСКОГО, ИЛИ КАК ИСТОРИЯ УБИВАЕТ ГЕНИЕВ. ДОБАВЛЕНИЯ К ТЕОРИИ ПРОГРЕССИВНОГО ЦИКЛИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА Ф. И. ШМИТА

Архитектон: известия вузов. №1 (49) Март, 2015

В статье рассматривается оригинальная концепция всеобщей истории искусства русского ученого Федора Ивановича Шмита (1877–1937). Несмотря на скептическое отношение многих исследователей к идее цикличности, эта теория все еще занимает достойное место в отечественном искусствознании. Автор дополняет ее датами кризисов, провалов и гибели выдающихся художников. Эти трагические события складываются в картину не менее важную, чем картина рождения шедевров, и существенно дополняет концепцию прогрессивного циклического развития искусства.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2015_1/1/

Ссылка для цитирования статьи

Власов В.Г. МАЯТНИК ЧИЖЕВСКОГО, ИЛИ КАК ИСТОРИЯ УБИВАЕТ ГЕНИЕВ. ДОБАВЛЕНИЯ К ТЕОРИИ ПРОГРЕССИВНОГО ЦИКЛИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА Ф. И. ШМИТА [Электронный ресурс] / В.Г. Власов //Архитектон: известия вузов. – 2015. – №1(49). – URL: http://archvuz.ru/2015_1/1 

Власов Виктор Георгиевич
ФОРМА КАК ИНТЕНЦИЯ. ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ, ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ И СЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ

Архитектон: известия вузов. №3 (47) Сентябрь, 2014

В статье рассмотрены вопросы специфики искусства архитектуры с позиций современных феноменологической и семиологической наук. Показано, как основные свойства архитектурной композиции проявляются при активной зрительской позиции, в движении: в пространстве и во времени, в длительности и характере процесса восприятия, припоминании прежних знаний, осмыслении прототипов и интерпретации символики архитектурных форм.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2014_3/1/

Ссылка для цитирования статьи

Власов В.Г. ФОРМА КАК ИНТЕНЦИЯ. ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ, ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ И СЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ [Электронный ресурс] /В.Г. Власов //Архитектон: известия вузов. – 2014. – №3(47). – URL: http://archvuz.ru/2014_3/1